Заместитель по безопасности в образовательном учреждении. Утверждаем должностную инструкцию заместителя директора по безопасности

О введении в школах должности заместителя директора по безопасности образовательного процесса потребует серьезных финансовых вложений, при том, что эти функции уже возложены на руководство образовательных организаций. Вместо расширения штата в учебных заведениях необходимо уделить больше внимания воспитанию подростков, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее первый замначальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Игорь Морозов сообщил, что министерство предлагает ввести в школах должность заместителя директора по безопасности образовательного процесса. По его словам, несовершеннолетние все чаще проявляют интерес «к новому движению, которое пропагандирует насилие в школах», однако мер безопасности в виде рамок металлоискателей, видеонаблюдения, привлечения охраны уже недостаточно. Способствовать решению проблемы, по его мнению, могло бы введение новой должности.

"Честно признаемся, у школ нет финансовой возможности, чтобы такую должность ввести. Дополнительных средств при подушевом финансировании никто на такие цели не выделяет. Но, тем не менее, обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности в любом случае у кого-то из заместителей директора в должностных инструкциях фигурируют, в большинстве случаев они совмещают функции. А введение отдельной должности на сегодняшний день невозможно, потому что, получается, у кого-то надо отобрать деньги, чтобы кому-то дать", - сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки Бурятии Валерий Поздняков .

Он отметил, что после инцидента, произошедшего в январе 2018 года, когда ученик девятого класса, вооруженный топором, напал на детей и учителя в местной школе, а затем поджег помещение при помощи бутылок с зажигательной смесью, в школах Бурятии ввели дополнительные 118 ставок психологов и выделили средства на охрану, установку металлодетектеров и видеокамер.

По мнению зампредседателя Государственного совета Республики Крым Владимира Бобкова, необходимость усиления безопасности в школах стала очевидной после трагедии в Керченском политехническом колледже, когда в результате нападения одного из студентов погиб 21 человек, более 60 были ранены. По его словам, за последнее время в регионе проведена серьезная работа по оборудованию средствами пожаротушения, сигнализациями и камерами наблюдения, однако для введения должности заместителя по безопасности, в республике попросту не хватит кадров.

"Все руководители отрасли образования сетуют на «кадровый голод». Потому что, в принципе введение отдельной должности по безопасности - хорошая идея, вопрос только в том, где мы с ходу возьмем столько квалифицированных кадров, которые способны эту работу выполнить качественно. А в Крыму на сегодня более 1,2 тыс. учебных заведений. Но не двигаться по этому пути тоже нельзя, идея правильная, но, нужно еще продумать с точки зрения, как мы будем готовить этих заместителей", - отметил он.

Директор школы №36 Великого Новгорода Светлана Матвеева инициативу считает своевременной, однако без комплексного подхода, по ее мнению, проблему безопасности учебных заведений не решить. «В большей части образовательных учреждений охрана осуществляется просто обычными людьми: бабушками, дедушками, как правило, просто людьми без какой-либо квалификации и без каких-то систем, опыта охраны. Один заместитель тоже не сделает ничего, он же не встанет во всех точках один, поэтому это должна быть служба, возможно, не при каждом образовательном учреждении, может быть, при органе управления эта служба, которая занималась бы всеми этими вопросами. Я не могу сказать, что это должна быть обязательно такая должность типа директора, это должна быть система», - сказала Светлана Матвеева.

Комплексно подходят к вопросу безопасности в школах в Пермском крае. Так, в прошлом году в Перми начал работу пилотный проект «Кластер безопасности», который предполагает ответственность одного подрядчика за физическую охрану и техобслуживание учреждений. При поступлении тревожного сигнала в единую диспетчерскую службу это позволяет эффективнее контролировать системы безопасности и быстрее реагировать на внештатные ситуации. Кроме того, в регионе развито межведомственное взаимодействие, которое способствует раннему выявлению риска социально опасного поведения подростков.

"Мне кажется, у каждой школы должен стоять пост полиции. Это действительно нужно. Мое глубокое убеждение, что у каждой школы должна стоять полицейская машина с бригадой, закрепленной за учебным учреждением. Это крайне важно, как для школ, находящихся в центре города, так и для школ, находящихся в удаленных районах, на окраинах", - сказал директор специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Андрей Мартьянов .

Актуально в больших городах, а не в селах

Ряд экспертов, опрошенных ТАСС, считают, что идея, предложенная МВД, больше подходит только для крупных городов.

"На мой взгляд, введение такой должности могло бы быть целесообразно в больших школах и в случае проведения массовых мероприятий. Очевидно, что на таких мероприятиях нужен бы был человек, отвечающий за безопасность, в то время как, например, в сельских школах, где учатся иногда по 10 человек, этого не требуется", - поделился мнением психолог, председатель общественного совета при министерстве образования Саратовской области Сергей Саратовской.

Эту же точку зрения поддерживает уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова , по мнению которой, при подборе кадров также важно учитывать образование специалиста, чтобы избежать некорректного отношения к детям.

"Такой заместитель должен не только смотреть техническую сторону вопроса, но в том числе вопросы воспитательного характера. То есть должна быть выстроена система работы с детьми: какие-то игры, интерактивные мероприятия. Все-таки должна быть должность не военная, а педагогическая", - сказала Смирнова ТАСС.

Идея не нова

Как сообщила журналистам директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева , введение должности заместителя по безопасности не является новацией, такие специалисты уже работают во многих школах региона в соответствии с предложением областной антитеррористической комиссии. Однако решение о необходимости введения такой ставки находится в компетенции руководителей учебных заведений. Заместители по безопасности уже несколько лет также работают и в школах республики Коми.

"В образовательных организациях республики уже давно введена должность заместителя директора по безопасности, очень четко выстраивается работа, связанная с безопасностью школьников. Это не ноу-хау. Замдиректора по безопасности - как раз и есть тот человек, который отвечает за организацию работы всего коллектива, учеников, связанную с безопасностью. Еще дополнить одним заместителем директора по безопасности, я считаю, что это лишнее", - отметила уполномоченный по правам ребенка республики Коми Нелли Струтинская , по мнению которой, для предотвращения опасных ситуаций, связанных с поведением подростков, необходимо больше внимания уделять разъяснительной работе с детьми и родителями.

Решение проблемы безопасности - в воспитательной плоскости

Главный внештатный психолог Минздрава РФ по СЗФО Лариса Цветкова считает, что предложение о введении в школе поста ответственного за безопасность образовательного процесса является «научно необоснованным и, скорее, административным, кажущимся лежащим на поверхности простым способом», который не решает основной задачи.

"Если мы направим усилия на то, чтобы формировать здоровую, гармоничную, благополучную личность, этого явления - [инцидентов в школах] - не будет вообще", - сказала она ТАСС. По мнению эксперта, более эффективным в этой связи было бы внедрять грамотно обоснованные профилактические программы, направленные на предотвращение деструктивного поведения, а также занятия творчеством и проведение спортивных соревнований.

"На самом деле проблема не в системе охраны. В школах установили электронные пропуска, турникеты, видеонаблюдение, в школу стало сложнее попасть постороннему человеку - это факт. Но проблема кроется не во внешней угрозе, это же не кто-то со стороны пришел, сами ученики школ становятся источником опасности, потому что любая палка, найденная в той же школе, может стать орудием преступления. Необходимо работать с причиной конфликтов, которые происходят внутри школ, предотвращать эти конфликты", - сказал ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин.

Мысль о том, что решение проблемы безопасности в школах во многом лежит в воспитательной плоскости, ТАСС также выразила уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области Елена Филинкова. «Думаю, современная школа больше нуждается в финансировании воспитательного процесса. Необходимы и квалифицированные психологи. Полномочия по безопасности может выполнять и сам директор», - пояснила собеседница агентства.

И.о. вице-премьера Башкирии Ленара Иванова также предлагает вместо расширения штата руководителей школ усилить профилактическую работу психологов с детьми и взрослыми, а президент региональной общественной организации «Продвинутые родители» Ирина Банникова - заниматься в школах просветительской деятельностью. Региональный детский омбудсмен Милана Скоробогатова считает, что предотвратить опасные явления среди школьников можно, вовлекая их в дополнительное образование.

Мнение Минпросвещения

В пресс-службе Министерства просвещения РФ сообщили, что вопросы о введении новой должности не обсуждались на межведомственном уровне и не могут приниматься без детального обсуждения. Кроме того, по данным министерства, сейчас подготовлен и проходит необходимые процедуры согласования новый проект постановления, регулирующий требования по защищенности объектов, где расширены категории защищенности и конкретизированы критерии.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛАХ

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи – всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность руководства школы.

Одному из заместителей директора возлагается обязанности по обеспечению безопасности и он(а) отвечает:
- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
- за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
- за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.


Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.


Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений

1. Работа по антитеррористической защищенности

и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
- Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, и Республики Татарстан, а также нормативно-правовые акты Главы муниципального района, решения Антитеррористической комиссии в муниципальном районе, приказы отдела образования Исполнительного комитета.

Опираясь на эти документы, в школах должны разработать пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- Паспорт безопасности обучающихся.
- Инструкции, памятки.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В школе организовать сторожевую форму охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в школе обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (вахтер, дежурный учитель) под руководством дежурного администратора. Согласно приказа начальника отдела образования в школах разработать и ввести в действие положение о контрольно-пропускном режиме.

Организовать внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте:
- список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;

Список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
- список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
- список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
- список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
- рабочая тетрадь;
- инструкция по охране объекта;
- схема охраны объекта;
- инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
- инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
- инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
- журнал учета посетителей;
- журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
- журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
- список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
- расписание уроков;
- расписание работы кружков (секций);
- расписание звонков;
- график дежурства должностных лиц и учителей;
- график дежурства сторожей;
- список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте должно быть:
1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.
2. Кнопка тревожной сигнализации.
3. Телефон (стационарный, мобильный).
4. Система оповещения (звонок).
5. Медицинская аптечка.
6. Фонарь.
7. Средства индивидуальной защиты.
Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории иметь ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери, запоры, освещение пришкольной территории.

3. Пожарная безопасность


Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС Российской Федерации подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% - вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом Российской Федерации о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.
- Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
- Инструкция «Действия при возникновении пожара».
- План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
- Памятка о действиях при пожаре.
- План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
- Ситуационный план.

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно провести занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

4. Электробезопасность


Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 года)).
Электрощитовые (ЩС) и электрические щиты освещения (ЩО)
Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».
В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО.
Требования к электросетям и электроустановочным изделиям.
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

5. Охрана труда и техника безопасности


Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002).
Основные требования. Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 11 марта 1998 года № 662;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «0 службе охраны труда» от 27 февраля 1995 года № 92;
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (раздел «Охрана труда»)
На основе этих документов в школе разработь документы по охране труда:
- Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
- Положение о комиссии по охране труда;
- Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
- Положение об административно-общественном контроле за охраной труда.
Издать организационные приказы по охране труда:
- Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
- Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
- Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
- Приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составить планы:
- План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
- План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- План мероприятий по противопожарной безопасности.
Составить акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 120. 004-90 провести инструктажи по охране труда и пожарной безопасности (вводный (при приеме на работу), первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев), внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару), целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий)).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством российской Федерации».


6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния


На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

Постоянное взаимодействие с правоохранительными органами. Посещение школ инспекторами ИДН, проверка объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
- разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
- организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
- привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах рай. центра и селах;
- разработку методических документов по соблюдению ПДД;
- учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

На базе школ создать отряды ЮИД.

8. ГО и ЧС

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Проводить плановую работу по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.

В школе создать «Уголок гражданской обороны» , который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникно­вении ЧС как мирного, так и военного времени; дает инфор­мацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории республики (района), на сво­ем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказа­ния первой медицинской помощи пострадав­шим; знакомит со структурой ГО, должнос­тными лицами учреждения, которые отвеча­ют за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального района в школах района создаются приемные эвакуационные пункты (ПЭП). Планом ГО предусматривается прием и размещение эвакуируемого населения: рабочих, служащих и членов их семей с предприятий и организаций г.Набережные Челны.


9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

Формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
- Учебные занятия;
- Трудовая подготовка;
- Занятия общественно-полезным трудом;
- Экскурсии, походы;
- Спортивные занятия, соревнования;
- Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология, Здоровье);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности - это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

10. Наглядные пособия

В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература, оборудования, приборы.
Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.
Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев, имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.
Главная задача - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Должностная инструкция заместителя директора по безопасности [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора по безопасности относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора.

1.2. Заместитель директора по безопасности непосредственно подчиняется директору.

1.3. На должность заместителя директора по безопасности принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности [наименование должности] не менее [значение] лет.

1.4. Заместитель директора по безопасности должен знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся обеспечения сохранности коммерческой тайны; структуру предприятия; средства связи, вычислительной и организационной техники; технические средства охраны; правила внутреннего трудового распорядка.

1.5. В своей работе заместитель директора по безопасности руководствуется:

Законодательными и нормативными актами, регламентирующими обеспечение сохранности коммерческой и государственной тайны;

Уставом предприятия;

Правилами трудового распорядка;

Приказами, распоряжениями и другими указаниями директора;

Настоящей должностной инструкцией.

2. Функции

На заместителя директора по безопасности возлагаются следующие функции:

2.1 обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

2.2 организация работы по правовой, организационной и инженернотехнической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;

2.3 организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

2.4 предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;

2.5 выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;

2.6 обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне;

2.7 обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;

2.8 обеспечение личной безопасности руководства, ведущих сотрудников и специалистов;

2.9 оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

3. Должностные обязанности

Для осуществления возложенных на него функций заместитель директора по безопасности:

3.1 организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, соседними организациями, партнерами и посетителями;

3.2 руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

3.3 участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

3.4 разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ организует и контролирует выполнение требований инструкций и положений по защите коммерческой тайны";

3.5 изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций, о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров;

3.6 организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и другие локальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

3.7 обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

3.8 осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности филиалов, подразделений, дочерних предприятий;

3.9 организует и регулярно проводит обучение сотрудников предприятия по всем направлениям защиты коммерческой тайны;

3.10 ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

3.11 ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

3.12 поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе.

4. Права

Заместитель директора по безопасности имеет право:

4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению обеспечения сохранности коммерческой тайны.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции, издавать за своей подписью распоряжения по предприятию в пределах своей компетенции.

4.5. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.6. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб предприятия, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.7. Контролировать деятельность подчиненных ему структурных подразделений предприятия.

4.8. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.9. [вписать нужное].

5. Ответственность

Заместитель директора по безопасности несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. [вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[наименование должности] [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2011, N 1

УТВЕРЖДАЕМ ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена документационному обеспечению важнейшего и актуальнейшего в настоящее время направления - управления безопасностью в организации. От того, насколько четко прописаны, а также насколько качественно и добросовестно выполняются обязанности, представленные в данной должностной инструкции, зависят здоровье и безопасность людей.

В образовательном учреждении одним из направлений деятельности является обеспечение безопасности образовательного процесса. Такой деятельностью в школе занимается заместитель директора школы по безопасности.

Эта должность была введена Приказом Министерства образования Московской области от 10.09.2004 N 1697 "О комплексе мер по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений" в штатное расписание школ (в пределах средств, предусмотренных бюджетом, по согласованию с председателями антитеррористических комиссий муниципальных образований Московской области).

Письмо Министерства образования МО руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям областных образовательных учреждений содержало образцы следующих документов:

1) должностную инструкцию заместителя директора по безопасности образовательного учреждения:

2) типовой паспорт безопасности учащегося;

3) порядок осуществления контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении;

4) акт обследования антитеррористической укрепленности объекта.

Предложенный Министерством образования Московской области вариант должностной инструкции был разработан на основе тарифно-квалификационных характеристик заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, утвержденных приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза России по согласованию с Министерством труда РФ. При составлении инструкции были также учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательных учреждениях системы Министерства образования Российской Федерации.

Типовой инструкцией Министерства образования Московской области определяются функции, устанавливаются квалификационные требования, права, обязанности и ответственность заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности.

Назначение на должность заместителя по безопасности осуществляется руководителем образовательного учреждения по согласованию с территориальными органами безопасности и внутренних дел, а также Главным управлением региональной безопасности Правительства Московской области.

Заместитель по безопасности работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному из расчета 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем образовательного учреждения.

На должность заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, опыт руководящей (командирской в Вооруженных Силах) работы или стаж службы не менее 3-х лет в государственных правоохранительных структурах, прошедшее дополнительное обучение по специальной программе "Безопасность образовательного учреждения".

Примерный образец

"Утверждаю"

Директор МОУ НШ

О. В. Смирнова

"__" ___________ 2011 г.

Должностная инструкция

заместителя директора по безопасности МОУ начальной школы

I. Общие положения.

1.1. В настоящей Инструкции устанавливаются права и обязанности заместителя директора МОУ НШ по безопасности по организации безопасности образовательного процесса, а также виды и порядок наложения на него дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Назначение на должность заместителя директора по безопасности осуществляется директором МОУ НШ по согласованию с Председателем Комитета по образованию администрации г. о. Железнодорожный, заместителем главы г. о. Железнодорожный по территориальной безопасности, руководством территориальных отделов управления ФСБ, МВД, ГО и ЧС по Московской области.

II. Квалификационные требования.

2.1. На должность заместителя директора по безопасности назначается лицо с высшим профессиональным образованием, имеющее опыт руководящей работы или командирской работы в Вооруженных Силах, 3-летний стаж работы в правоохранительных органах (на оперативных должностях).

2.2. Заместитель директора по безопасности должен знать:

Административное, трудовое и хозяйственное законодательство, правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности;

Порядок управления образовательным учреждением (устав);

Порядок функционирования образовательного учреждения в чрезвычайных ситуациях, противопожарной защиты образовательного учреждения;

Особенности технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

Порядок осуществления контрольно-пропускного режима;

Правила внутреннего распорядка дня;

Основы ведения делопроизводства;

Владение компьютерной техникой на уровне персонального пользователя.

III. Функции.

3.1. Заместитель директора по безопасности выполняет следующие основные функции:

Координирует работу сотрудников образовательного учреждения по организации обеспечения безопасности и антитеррористической деятельности;

Оказывает содействие преподаванию курса "Основы безопасности жизнедеятельности";

Осуществляет взаимодействие с муниципальной антитеррористической комиссией и территориальными правоохранительными органами;

Организует работу по выполнению решений антитеррористических комиссий.

3.2. Организует и обеспечивает проведение мероприятий по:

Охране труда и созданию безопасных условий организации образовательного и производственного процессов;

Антитеррористической защищенности;

Противопожарной безопасности;

Соблюдению внутреннего режима и поддержанию общественной дисциплины;

Подготовке сотрудников, учащихся и воспитанников по вопросам комплексной безопасности образовательного учреждения.

4.1. Заместитель директора по безопасности имеет право:

Участвовать в подготовке проектов приказов и распоряжений директора образовательного учреждения по вопросам охраны, обеспечения безопасности учащихся, воспитанников, преподавательского, воспитательского состава и обслуживающего персонала;

Распоряжаться вверенным ему имуществом, инвентарем, иными материально-техническими средствами с соблюдением требований, определенных законодательством, уставом образовательного учреждения;

Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;

Инициировать и проводить совещания по вопросам безопасности;

Запрашивать и получать от руководства и сотрудников образовательного учреждения необходимую информацию и документы по вопросам безопасности;

Проводить проверки своевременности и качественности исполнения поручений сотрудниками школы по вопросам безопасности;

Требовать прекращения работ, учебного процесса в случае выявления нарушения установленных норм и требований безопасности, соблюдения правил и инструкций, давать указания по устранению нарушений;

Отдавать распоряжения сотрудникам и учащимся по вопросам безопасности, правопорядка, установленных правил техники безопасности;

Вносить дополнения, изменения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования и помещений;

Проводить проверки состояния внутриобъектового режима и выполнения установленного распорядка;

Принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по безопасности, согласуя их с директором образовательного учреждения;

По поручению директора образовательного учреждения представительствовать в различных органах и организациях по вопросам, входящим в его компетенцию.

V. Должностные обязанности.

На заместителя директора по безопасности возлагаются следующие обязанности:

Обеспечение сохранности служебной и иной, охраняемой законом тайны, неразглашение иных сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, которые затрагивают частную жизнь, честь и достоинство участников образовательного процесса и других лиц;

Организация работы по обеспечению безопасности при проведении образовательного процесса, спортивно-массовых и культурно-зрелищных массовых мероприятий в школе;

Взаимодействие со всеми городскими службами и органами по вопросам безопасности и антитеррористической деятельности образовательного учреждения;

Организация и обеспечение охранной деятельности и контрольно-пропускного режима;

Подготовка предложений в Комитет по образованию по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

Разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности;

Содействие преподаванию курса ОБЖ педагогическим работникам школы;

Организация и проведение занятий и тренировок по противопожарной безопасности и при угрозе совершения террористического акта;

Осуществление разработки наглядной агитации по безопасности;

Обеспечение служебных расследований несчастных случаев с учащимися, воспитанниками и сотрудниками образовательного учреждения, происшедших в период пребывания в образовательном учреждении;

Обеспечение соблюдения установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня образовательного учреждения;

Подготовка проектов приказов и распоряжений директора образовательного учреждения по вопросам безопасности и антитеррористической защищенности;

Согласование приема преподавателей, воспитателей и обслуживающего персонала на работу в образовательное учреждение;

Рассмотрение обращений родителей учащихся, воспитанников, ведение их приема в рамках своих прав и обязанностей, принятие по ним решений в установленном законом порядке;

Устранение причин и условий, способствующих умышленному повреждению и порче имущества образовательного учреждения, техногенным авариям и происшествиям;

Обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательного учреждения, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;

Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам обеспечения общественного порядка, безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

VI. Ответственность.

6.1. Заместитель директора по безопасности в соответствии с законодательством РФ привлекается к дисциплинарной и иной ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, за действия и решения, нарушающие права и свободы граждан.

6.2. Несет материальную ответственность за причинение имущественного ущерба образовательному учреждению.

С должностной инструкцией ознакомлен: С. И. Авилов

"__" _________ 2011 г.

С. Авилов

Заместитель директора школы

по безопасности

МОУ "Начальная школа N 13"

Подписано в печать

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

Завуч – это заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Он управляет педагогическим коллективом и разрабатывает учебно-методическую документацию. В его обязанности входит организация полноценного учебного процесса.

Доходы профессионалов

Заработная плата завуча школы зависит от многих факторов, но самый важный из них – это местонахождение учебного заведения, в котором он работает. Оклады столичных специалистов намного выше, чем у коллег из регионов. Но в северных районах страны доходы приравниваются, а иногда даже превышают московские.


  • Камчатский край – 82398 руб. ($1232);
  • Республика Саха – 54167 ($810);
  • Тюменская обл. – 50000 ($748);
  • Хабаровский край – 47500 ($710);
  • Московская обл. – 43333 ($648);
  • Ленинградская – 33000 ($493);
  • Тульская – 30000 ($449).

По крупным городам России завучи получают среднее жалованье в размере:

  • Москва – 51210 руб. ($766);
  • Санкт-Петербург – 35250 ($527);
  • Октябрьский – 30000 ($449);
  • Северный – 15500 ($232).

Выручка столичных профессионалов зависит от места нахождения учебного заведения и объема выполняемых обязанностей:

  1. Завуч частной школы для детей от 3 до 6 лет – 80000 руб. ($1196).
  2. — / — по воспитательной работе – 110000 ($1645).
  3. Совмещение обязанностей завуча с преподаванием в старших классах – 80000.
  4. Центр дополнительного образования — 60000 ($897).

За проведение воспитательной работы в Московском среднем учебном заведении платят – 70000 руб . ($1047), а по РФ – от 21500 ($321).


В таблице показана разница между окладами административного персонала нескольких школ в Москве:

МБОУ СОШ З/п директора З/п завуча
RUB USD RUB USD
№20 64240 961 76145 1139
№70 84809 1268 56520 845
№81 82690 1236 70996 1062

В следующей таблице показаны заработки директора школы в сравнении с жалованьем его заместителей:

Занимаемая

должность

СОШ №55 СОШ №43 СОШ №77
RUB USD RUB USD RUB USD
Директор 90716 1357 65862 985 68415 1023
Завуч по УВР 66699 997 35347 529 44320 663
— / — по ВР 70441 1053 30154 451 49605 742
— / — по АХЧ 62182 930 31256 467 37500 561

В каждой школе работает сразу несколько завучей, они отвечают за определенный участок административно-педагогической работы:

  • воспитательный;
  • научно-методический;
  • начальной школы;
  • информационных технологий;
  • хозяйственной деятельности;
  • безопасности.

Составные части жалованья специалистов

Основные доходы заведующего по учебной части рассчитываются по той же системе, что и каждого учителя. Заработок состоит из нескольких частей.

Базовая часть

Это фиксированный оклад. Он зависит от количества учеников в школе. На каждого ребенка из муниципального бюджета начисляется около 30000 руб . в год. На школьника с ограниченными возможностями – до 33000 , а в сельской школе – около 60,1 тыс .


Когда вся сумма попадает на счет школы, директор совместно с Советом учебного заведения, решают, какая зарплата должна быть у каждого учителя ли завуча.

Поощрительная часть

В нее входят доплаты в рамках выделенного на школу бюджета:

  • за преподавательский стаж;
  • особые заслуги;
  • дополнительные уроки;
  • победы учеников в предметных олимпиадах;
  • ведение специальных проектов;
  • высокие оценки учащихся при сдаче ЕГЭ;
  • внедрение новейших методов образовательной системы;
  • за повышенный квалификационный уровень;
  • коэффициент за проживание в условиях Крайнего Севера.

Очень часто завучи совмещают административную деятельность с проведением уроков в старших классах.

За это они получают соответствующую надбавку .

Компенсационная часть

Заместителю директора сельской школы доплачивают за использованные услуги коммунального хозяйства, выдают средства на твердое топливо в отопительный сезон. Кроме того, им оплачивают работу с детьми-инвалидами.

Начисление оплаты труда

Заработок специалиста состоит из нескольких видов начислений:

  • основной части;
  • коэффициент за стаж – от 0,2 до 0,25;
  • — / — за научную степень;
  • — / — за особые отличия – от 0,05 до 0,1;
  • высшая категория – 0,3;
  • различные компенсации.

Стимулирующая часть определяется в баллах, стоимость которых утверждает Совет школы. Завуч, записанный на ставку учителя, получает 40000 руб . ($598), а рядового учителя – 14000 ($209).