Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках. Сочинение на тему добро и зло рассуждение Добро и зло в сказках примеры

Маретта Быстрова

Цель : Воспитывать доброжелательность , умение правильно оценивать действия персонажей. Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки . Вызвать эмоциональный отклик на появление знакомых героев.

Предварительная работа : воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок» .

Воспитатель : Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам . Издавна русские люди придумывали сказки : себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом , и изображалось это по разному : на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Злые персонажи как правило имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки.

А добрые персонажи , наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

«Добро » и «зло» – главные моральные понятия в жизни.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности , образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – это противоположность добра , это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу , каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич» .

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

(Выполнение движений по тексту)

А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником» .

Цель : разложить, используя характеристики, красные и синие кубики. Выяснить каких кубиков больше «добрых » (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель перечисляет характеристики : трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, жадность, лень, дружба, отзывчивость,. Два ребенка выкладывают кубики в стороны под диктовку детей.

Воспитатель : Дети, давайте посчитаем сколько каких кубиков.

Дети : шесть красных «добрых » и четыре синих «злых» .

Воспитатель : Дети, каких кубиков больше!

Дети : «Добрых » !

Воспитатель : Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Воспитатель : Детки, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки » .

Цель : Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа . Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

Воспитатель читает загадки :

Берегись болезнь любая : грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает славный доктор (Айболит) В ступе летаю, детей похищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

В его любимой песенке поется :

Если добрый ты , то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд) . На овчарку он похож :

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) .

Воспитатель : Детки, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино» .

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : Детки, а теперь я познакомлю вас с театром теней.

Мы с вами разыграем сказку «Колобок» .

(воспитатель знакомит детей с принципами работы теневого театра, выбирает актеров и сказка началась )

Воспитатель : Дети, наш вечер подошел к концу , давайте скажем артистам большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра .

Понимание добра и зла идут из самых древних пластов русской культуры, которой приписывается манихейский характер. Древние корни слов добро и зло в русском языке изначально несут в себе понятия хорошего и плохого. Причем добро и зло существуют в постоянном сопоставлении друг с другом, они – основная шкала оценок всего, с чем сталкивается человек в течение жизни. Поэтому отговорки, что кто-то что-то не понимает, творя зло, – притворство и негодяйство.

Прилагательное «добрый», означающее «мягкосердечный», «сострадательный», «хороший», впервые стало использоваться в русском языке в XI в.

ЗЛО Старославянское – зъло (беда, грех). На Руси слово начало использоваться рано – с XI в. В древнерусский язык слово проникло из старославянского и довольно быстро получило широкое распространение.

В той же системе координат пребывает множество пар слов, соотносясь одно – с добром, другое – со злом, таковы: право и лево, верх и низ, прямо и криво, перед и зад, свет и тьма, белый и черный. По тому, как в русском языке эти слова распределяются в категориях добра и зла, мы можем судить о представлениях нашего народа, что он считает добрым, а что ненавидит и презирает как безусловное зло.

Нравственность - ведущая форма культуры, ее глубинный структурообразующий стержень, оказывает определяющее влияние на мотивы и поведение людей. Она является основанием исторической динамики культуры, одним из механизмов социокультурных сдвигов, определяющим фактором генезиса и синтеза национальной культуры. Нравственность определяет особенности русского национального менталитета или константы психологии народа. Особенностью нашей народной нравственности является то, что она основана на чувстве справедливости. Нашему народу чуждо всякое логическое или утилитарное восприятие этого чувства.

Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Многолетнее церковное воспитание придали этому стремлению осмысленность ясность. Ф.М. Достоевский отмечал, что причиной возникновения и становления какого-нибудь племени всегда была нравственная идея, которая в свою очередь всегда исходила из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью.

Различия добра и зла

С точки зрения морали, добро и зло осознаются как особого рода ценности и характеризуют намеренные действия, совершённые свободно, т.е. поступки, действия, сознательно соотнесённые с определённым стандартом – в конечном счёте идеалом.

Природа слепа в своих стихийных проявлениях, человек же обладает силою в какой-то мере обуздывать стихию. По крайней мере, стихию своего характера: не поддаваться гневу, не предаваться искушениям (славы, власти, корысти), не распускаться и воздерживаться от распущенности.

Добро – это то, что приближает к идеалу, зло удаляет от него. В истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, отсюда было и разнообразие в понятиях добра и зла и как правило понималось людьми как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред.

Поверхностное осмысление добра и зла может привести к неточному его истолкованию как понятия и как следствие к различным оценкам в моральных суждениях и решениях: одним нравится удовольствия, другим – благочестия. В итоге это может привести к моральному волюнтаризму, после чего может привести и к аморальности, поскольку всякое безразличие в отношении добра и зла знаменует потенциальную открытость злу.

Добро и зло как моральные понятия формируются человеком по мерке его внутреннего мира. Любые ценности могут быть как добром, так и злом в зависимости от того как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворённые стремлением человека к благодеянию, остаются лишь формальным обрядом.

«Добро и зло
в русских
народных сказках»
Презентацию подготовила:
Ткач Л.А.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
А.С. Пушкин
Сказки чаще всего рассказываются детям, потому что
именно дети впитывают в себя те уроки, которые заложены
народом в сказки.
В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда
получает награду за свои поступки.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло?
Все
герои
сказки
строго
подразделяются
на
положительных и отрицательных.
Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иванцаревич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.

Положительным героям в сказках всегда помогают
силы природы, позволяя справиться с трудными задачами,
возникшими на их пути.

Мужские образы в сказках всегда наделены прежде
всего
внешней
красотой,
наблюдательностью,
смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.

Женские образы в сказках наделены невероятной
красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером
описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры.
Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и
прекрасные герои.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным,
безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но
смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.
Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный,
Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои
являются воплощением зла.

Слушая сказки, каждый
ребенок сразу же решает для себя,
что такое хорошо, а что такое
плохо. И стремится подражать
добрым героям. Так формируются
понятия: добро и зло.
Кашу кушай,
сказку слушай
Умом-разумом
смекай,
да на ус
наматывай!

Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.

Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги – злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.

Зло кажется

Непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!

Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.

А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.

  • Добро И Зло В Русских Народных Сказках
  • Сочинение Добро И Зло В Сказках

(Пока оценок нет)



Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках”

Related posts:

  1. Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора....
  2. Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее “Костяной ногой”. У...
  3. Сказка – ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин Уже в первые годы жизни человек встречается со сказками. Но сказки Салтыкова-Щедрина адресованы чаще всего...
  4. Есть женщины в русских селеньях… Н. А. Некрасов Повести Федора Абрамова – “Деревянные кони”, “Пелагея” и “Алька” – были завершены почти одновременно – в 1969...
  5. Чим довше живу та більше взнаю, тим більш суперечливим постає світ переді мною. З одного боку, в ньому є чимало доброго. Є батьки, які люблять...
  6. “Бородино” – первое печатное произведение М. Ю. Лермонтова, написанное к 25-й годовщине Бородинского сражения. В этом сражении простые русские солдаты героически сражались с врагом и...
  7. Я знаю современную русскую пословицу: “Одно доброе дело ценнее ста проповедей”. Я с ней полностью согласен. Мало учить добру и “читать мораль” другим. Нужно еще...
  8. Я читаю много книг. Особенно мне нравятся произведения о приключениях и волшебстве, всяких чародеях, феях и волшебных вещах. И поэтому моя любимая книжка – это...


« Добро и зло в русских народных сказках »
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Слушая сказки, каждый сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо, и стремится подражать добрым героям.
Так формируются понятия: добро и зло.Каждый человек по-своему понимает, что такое добро и что такое зло.
Поэтому автор в одной сказке делал злым героем мачеху, в другой – царя или соседа, в третьей - Бабу-ягу, Змея или Кощея, ориентируясь либо на свое мнение, либо на слушателей. В жизни не всегда торжествовала справедливость, поэтому люди и выдумывали сказки, где добро побеждало зло, как бы воплощая свои мечты.

Люди сочинили много пословиц и поговорок про добро и зло. Вот некоторые из них:
За добро злом не платят.
От добра худа, не бывает.
Добрая слава бежит, а худая летит.
При солнце тепло, а при матери добро.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
За добро добром и платят.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Доброта - это хорошее качество человека
Злость – это плохое качество человека

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути.

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя:

Не всегда Баба-яга представляет собой зло, иногда она является дарительницей какого-либо предмета, либо даёт мудрый совет: так герой получает от неё клубок, который ведёт его к цели, либо чудесного коня, который быстро доставляет его на место. Много чудес знает Баба-яга. В сказке «Поди, туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» Баба-яга, мать Марьи-царевны, помогает Андрею-стрелку, своему зятю, выполнить задание царя. В этой сказке она добрая героиня.

Змей Горыныч и Кощей в русских народных сказках представляют собой зло. Змей убивает людей, губит красивых девушек. Кощей хитёр, коварен и очень корыстен.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу.
Фантастика переплеталась в них с реальностью. Всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

ПАМЯТКА
КАК СТАТЬ ХОРОШИМ И ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Старайся видеть в людях прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся симпатичнее и добрее!
Будь добрым к людям!
Учись добру у добрых!
Не бойся предлагать помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь тем, кто попал в беду, слабым, больным.
Не причиняя зла, добрей становишься!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!