Священный союз. Можайское благочиние Заключение священного союза год

14 (26) сентября 1815 г. император России Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже «Акт Священного союза».

Акт об образовании Священного союза был составлен в религиозном духе со ссылками на учение Иисуса Христа, «благовествующего людям жить аки братиями, не во вражде и злобе, но в мире и любви». Подписавшие его монархи обязывались «во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Основная цель Союза состояла в поддержании незыблемости послевоенных границ в Европе и ведении борьбы всеми средствами против революционных выступлений.

В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, а затем и руководители большинства стран Западной Европы. Отказались подписать договор лишь принц-регент Великобритании, турецкий султан и папа римский, но представители Англии постоянно присутствовали на конгрессах Союза и влияли на принятие их решений. В деятельности Священного союза ведущую роль играли русский император Александр I - идейный вдохновитель объединительного процесса - и австрийский канцлер Меттерних.

За время существования Священного союза состоялось четыре конгресса, на которых был выработан принцип вмешательства во внутренние дела европейских стран. На практике этот принцип был реализован при введении австрийских войск в Италию для подавления восстаний в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французских войск с аналогичной целью - в Испанию (1820-1823). Исходя из основных задач Священного союза, его члены сугубо отрицательно отнеслись к освободительной войне греков против турецкого ига.

Веронский конгресс 1822 г. и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами Священного союза, после этого он фактически перестал существовать. В 1825 и в 1826 гг., на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам , в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих «мятежников». Начали обостряться противоречия между Священным союзом и Великобританией, которая, будучи заинтересована в рынках американских колоний Испании, демонстративно признала их независимость. Вскрылись противоречия и между другими участниками Священного союза.

Революционное и освободительное движение продолжало развиваться, вопреки всем усилиям европейских монархов. В 1825 г. в России произошло восстание декабристов, в 1830 г. вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание против царизма в Польше (1830-1831). Это нанесло тяжёлый удар не только по принципам, но и по самому существованию Священного союза. Противоречия между участниками оказались настолько велики, что привели к его распаду в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX в.

Лит.: История дипломатии. Т. 2. М., 1945. Гл. 6. От создания Священного Союза до Июльской революции (1815–1830 гг.); Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997. Из содерж.: Россия во главе Священного союза: Монархи против народов.

См. также в Президентской библиотеке:

Л.В. Мельникова

«Священный союз… пользуется… крайне дурною славою и в господствующем историческом предании, и в современном общественном мнении. Ни об одном событии новейшей истории не распространена такая масса неверных и превратных представлений» 1 . Эти слова были написаны профессором В.К. Надлером более 120 лет назад и, можно сказать, не потеряли своей актуальности до наших дней. Подписание европейскими монархами по инициативе Александра I этого необычного религиозно-политического акта вызвало у современников самые различные толкования, которые вскоре плавно перекочевали в западноевропейскую историографию. При этом мало кто придавал «Трактату Братского Христианского Союза» тот же смысл, что и его создатель. Преобладали два представления: 1) акт о Священном союзе является порождением фантастической мечты русского императора и не имеет ни малейшего политического и практического значения 2 ; 2) он представляет собой ловко придуманное орудие для распространения в Европе реакции и усиления влияния России 3 .

Пятитомный труд В.К. Надлера 4 , который до сих пор остается единственным произведением отечественной историографии, специально посвященном рассматриваемой проблеме, был призван показать, что создание Священного союза было единственной в истории «сознательной и искренней», но опередившей свое время и потому не понятой современниками «попыткой организовать международные и политические отношения на учении Евангелия» 5 . Советские историки, так же как и их западные коллеги, неоднократно подчеркивали реакционную сущность данного объединения. Так, например, авторы «Истории дипломатии» отмечали: «Священный союз не был в точном смысле слова оформленным соглашением держав, которое возлагало бы на них определенные обязательства… Но в историю европейской дипломатии» он «вошел как организация с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданная на основе идеи подавления революций и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» 6 . Лишь в постсоветское время в отечественной историографии появилась тенденция рассматривать создание Священного союза как попытку императора Александра I реализовать идею «объединенной Европы» 7 .

Идея «объединенной Европы» сама по себе была не нова. В ХVIII – начале ХIХ в. в той или иной форме ее неоднократно высказывали в своих трудах европейские мыслители (У. Пенн, Ш. Сен-Пьер, Ж.-Ж. Руссо и др.). Александр I, получивший образование под руководством Ф. Лагарпа, несомненно, был знаком с разработанной ими концепцией обеспечения «вечного мира» путем объединения политических усилий основных европейских государств. Известны ему были также работы на подобную тему русского исследователя В.Ф. Малиновского. На заключительном этапе борьбы с Наполеоном Александр всерьез увлекся «европейской идеей» и, придав ей вполне определенные политические очертания, решил попытаться претворить ее в жизнь. Создание Священного союза он не случайно намеревался приурочить к завершению работы Венского конгресса. Новые принципы международных отношений, изложенные в акте Священного союза, должны были, по мнению русского императора, помочь монархам обеспечить европейским народам завоеванный ими мир. По сути, для послевоенной Европы Александром I была разработана программа мирного сосуществования, призванная способствовать сохранению европейского равновесия и укреплению правовых основ «Венской системы» международных отношений (поддержание сложившегося баланса сил и сохранение незыблемости форм правления). Добровольный союз заключался европейскими монархами для обеспечения стабильности и коллективной безопасности, а также для совместного решения основных международных проблем. Одной из побудительных причин для подписания этого коллективного договора, несомненно, явилась боязнь повторения кровавых событий, подобных Французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Однако цель Священного союза вовсе не ограничивалась подавлением нарождающихся революций. Более того, в акте о его заключении об этом не было сказано ни слова.

Проект акта о Священном союзе был написан Александром I и, после внесения в него австрийской стороной (канцлер К. Меттернихом по поручению императора Франца I) некоторых поправок, 14 (26) сентября 1815 г. был подписан в Париже монархами Австрии, Пруссии и России. Документ состоял из трех статей. В преамбуле Франц I, Фридрих-Вильгельм III и Александр I, признавая защиту Божественным Провидением своих государств во время наполеоновского нашествия и следуя «внутреннему убеждению», выражали «непоколебимую решимость» руководствоваться в своей внутренней и внешней политике «заповедями святой веры» – «любви, правды и мира» 8 . В ст. I три договаривающихся монарха объявлялись соединенными «узами действительного и неразрывного братства» и обещали «во всяком случае и во всяком месте подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» 9 . Такая неопределенная формулировка давала возможность самого широкого толкования акта, в том числе и как оказание помощи и поддержки в подавлении неповиновения собственных подданных монархов или в случае вмешательства последних во внутренние дела других государств. Интересно, что в первоначальной, александровской редакции речь шла не о «трех договаривающихся монархах», а о «подданных трех договаривающихся сторон» 10 . Поправка, внесенная Меттернихом, по справедливому замечанию О.В. Орлик, подчеркнула легитимность монаршей власти и создала возможность для усиления в дальнейшем контрреволюционной направленности Союза 11 . Ст. II призывала подданных союзных государств считать себя «как бы членами единого народа христианского». Австрия, Пруссия и Россия были названы «тремя единого семейства отраслями», а их государи – правителями, поставленными над ними «самодержцем народа христианского» Иисусом Христом. Ст. III приглашала «все державы, желающие… признать изложенные в акте… правила», вступить «в сей священный союз» 12 . Таким образом, Австрия, Пруссия и Россия рассматривались Александром I как основа для создания в дальнейшем широкого мирного содружества христианских европейских государств.

В историографии неоднократно обращалось внимание на религиозно-мистическую фразеологию акта о Священном союзе. Некоторые исследователи даже объясняли это намеренной попыткой Александра I замаскировать истинные реакционные цели Союза 13 . Однако на самом деле язык и стиль документа вполне соответствовали духу времени. Победа над Наполеоном воспринималась многими современниками как результат действия Божественного Промысла, избравшего своим орудием Россию и ее императора. Более того, окончание наполеоновских войн рассматривалось как начало обновления всей Европы, в котором Россия призвана сыграть ведущую роль. Сам Александр I в это время был сильно подвержен религиозным настроениям, активно общался с мистиками, в частности, с баронессой В.Ю. Крюденер, имевшей на него значительное влияние. Французский историк Ж.-Б. Капефиг утверждает, что именно она, одной из первых прочитав проект акта, предложила Александру назвать создаваемый им союз священным 14 . Так или иначе, но Александр действительно придавал своей идее большое значение – в процессе работы над ней он называл предстоящее предприятие «великим».

Уже в день подписания акта о Священном союзе Александр I, Фридрих-Вильгельм III и Франц I направили принцу-регенту Великобритании Георгу, как своему «первому и самому близкому союзнику», персональное приглашение присоединиться к данному соглашению 15 . Георг ответил, что «формы британского государственного устройства» не позволяют ему формально вступить в Священный союз, но он разделяет его принципы 16 . На самом деле Англии нужна была «свобода рук» в Европе. Кроме того, она боялась усиления на международной арене влияния России, которая как инициатор создания Священного союза могла претендовать на роль его главы. В течение 1815–1817 гг. к Священному союзу присоединились почти все европейские государи, за исключением турецкого султана как нехристианина, английского короля и папы римского.

Существует мнение, что «массовое» присоединение к Священному союзу объяснялось не столько согласием с его принципами, сколько отсутствием у его новых членов четкого понимания смысла этого документа и отношением к нему либо как к простой религиозно-нравственной декларации, не имеющей практического значения, либо желанием угодить России, а также страхом перед ней и ее союзниками. Графиня Эдлинг, входившая в ближайшее окружение Александра I, отмечала в своих мемуарах: «Этот знаменитый акт подписан был, с немногими исключениями, всеми державами, но они подписывали его, не понимая его смысла и не давая себе труда уяснить его значение. Приобретение или уступка какой-нибудь деревни вызвали бы, наверное, бесконечные переговоры, а здесь дело шло только об идее. Никто не хлопотал о ней, как будто бы идеи никогда не производили переворота в мире… Проникнутый сознанием благодати, осенившей Россию, Александр не колебался заявить этим актом веры дух, в котором должны бы были управлять христианские государи христианскими народами. Его идея, быть может слишком возвышенная для большинства государей, не была понята и превратила императора в глазах одних в фанатика и слабоумного, а в глазах других в ловкого и хитрого макиавеллиста. Я видела, как некоторые немецкие князья, пропитанные теориями ХVIII века, подписывали этот христианский акт с негодованием, которое они вынуждены были вследствие своей слабости скрывать в присутствии императора» 17 . Известно, что Меттерних относился к акту Священного союза весьма скептически, называя его в своих мемуарах «пустым и трескучим документом». Тем не менее это не помешало австрийскому канцлеру принять активное участие в оживленных спорах и внесении поправок на стадии подготовки договора, а затем использовать принципы последнего на международных конгрессах для проведения интересов Австрии.

Безусловно, рассматриваемый договор имел существенное политическое и практическое значение. В пользу этого, в частности, свидетельствует его активное обсуждение на международной арене, в ходе которого рождались самые разные толкования, а также обвинения в адрес России. Так, например, Турция сразу высказала свои опасения, что союз будет направлен против нее, так как она в принципе была исключена из состава его возможных членов как нехристианская держава. Чтобы пресечь превратные слухи, 25 марта 1816 г. Александр I в циркулярной ноте был вынужден официально объяснить назначение Священного союза: «Единственная и исключительная цель союза» состоит «только в поддержании мира и в соглашении всех нравственных интересов народов, поставленных волею Божеского Провидения под сенью креста». Священный союз призван «содействовать внутреннему благосостоянию каждого государства и общему благу всех, долженствующему вытекать из дружбы между их государями, которая тем более ненарушима, чем более она не зависит от случайностей». «Если искать в этом акте только то, что он содержит … то приписываемые союзу завоевательные помыслы окажутся просто химерами. Союз никому не угрожает и никто не вынужден приступить к нему. На нем только должны покоиться незыблемые основы европейского мира и общего благополучия» 18 . Тремя месяцами ранее, 25 декабря 1815 г., Александр объяснил также смысл Священного союза своему народу. В Высочайшем манифесте, которым предписывалось прочитать акт о его заключении во всех церквах Российской империи, в частности, говорилось, что монархи России, Австрии и Пруссии обязались данным союзом ради достижения «покоя и благоденствия народов» руководствоваться «как между собою, так и в отношении» к своим подданным учением Иисуса Христа, «благовествующего людям жить… не во вражде и злобе, но в мире и любви» 19 . 27 октября 1817 г. Александр утвердил предложение обер-прокурора Святейшего Синода о чтении манифеста и акта о Священном союзе во всех городских и сельских церквах ежегодно 14 сентября 20 .

8 (20) ноября 1815 г. Россия, Австрия, Великобритания и Пруссия заключили договор, оформленный в виде идентичных по содержанию двусторонних соглашений и ставший, по сути, возобновлением Четверного союза. Напомним, что последний был создан 17 февраля (1 марта) 1814 г., когда союзники подписали Шомонский оборонительный трактат, направленный на свержение Наполеона Бонапарта. С отречением Наполеона от власти союзный договор утратил силу, однако 13 (25) марта 1815 г., после неожиданного победоносного возвращения Бонапарта с о-ва Эльба в Париж, он был возобновлен. Заключение ноябрьского трактата о союзе состоялось в день подписания Второго Парижского мирного договора, когда четыре монарха были поставлены перед проблемой осуществления военной оккупации французского государства. Основное содержание договора касалось положения Франции и должно было гарантировать выполнение ею постановлений Второго Парижского мира. Последняя, шестая, статья носила более общий характер; в ней речь шла о проведении периодических совещаний с участием монархов (или уполномоченных к тому министров) «для рассуждения о пользах общих и для рассмотрения мер», направленных на сохранение мира в Европе 21 . Проводимые в дальнейшем международные конгрессы руководствовались принципами Священного союза, поэтому были восприняты современниками и исследователями как его конгрессы. Отечественная историография прочно связала акт о Священном союзе и договор от 8 (20) ноября 1815 г., решив, что содержание последнего восполнило «неопределенность формул» первого, однако, на наш взгляд, прямой связи между этими двумя документами, так же как и между двумя союзами – Священным и Четверным, не существует.

Вскоре в рамках Четверного союза началось активное сближение Англии и Австрии с целью ограничения на международной арене влияния России. Поэтому в период подготовки Ахенского конгресса русская дипломатия составила проект создания «всеобщего союза» европейских государств на основе акта о Священном союзе. «Всеобщий союз» позволил бы защитить малые страны от корыстной политики сильных держав, пресечь развитие революционных настроений и дать Европе реальные гарантии сохранения мира и спокойствия 22 . Англия, Австрия и Пруссия, напротив, выступали за сохранение Четверного союза в его неизменном виде. Предстоящую встречу в Ахене они рассматривали как конгресс членов Четверного союза, выступая против участия в нем других европейских стран. Францию, проблемы которой должны были стать главным предметом обсуждения, они предлагали пригласить на совещание в качестве неравноправного участника. Александр I согласился ограничить состав участников конгресса лишь при условии, что на нем будет официально рассматриваться только французский вопрос. Все остальные европейские проблемы, по мнению русского императора, следовало обсуждать при непосредственном участии всех заинтересованных держав.

На Ахенском конгрессе (сентябрь – ноябрь 1818 г.) был решен вопрос о выводе из Франции к 18 (30) ноября 1818 г. всех оккупационных войск и о порядке выплаты французским правительством контрибуции в размере 265 млн франков 23 . Довольно острые споры разгорелись по поводу дальнейшего статуса Франции на международной арене. Россия решительно отвергла англо-австрийское предложение о возобновлении Четверного союза в его первоначальном виде; русский контрпроект о создании «всеобщего союза монархов» также не прошел. В итоге решение конгресса стало компромиссным: Франция была принята в Четверной союз в качестве равноправного члена, но при этом союзники подписали особый секретный протокол, возобновлявший их обязательства в соответствии с Шомонским трактатом в случае революционных или военных выступлений во Франции 24 .

Несмотря на провал своего главного предложения, Александр не сразу отказался от надежды реализовать его в дальнейшем: новый, Пятерной союз первоначально рассматривался им как возможная основа для «всеобщего союза» европейских государств.

Следующие три международных конгресса в отечественной историографии называют конгрессами Священного союза, поскольку главным предметом обсуждения на них стала организация противодействия революционным движениям. В начале 1820-х годов по Европе прокатилась волна буржуазных революций. В январе 1820 г. началась революция в Испании, в июле того же года – в Неаполе, в августе – в Португалии. Возможность распространения революционных выступлений на другие европейские страны могла отразиться на прочности всей «венской системы» международных отношений. По мнению российского МИДа, в создавшихся условиях Священный союз должен был продемонстрировать миру свое значение в защите легитимных устоев. Австрийская дипломатия, заинтересованная в дальнейшем упрочении положения Австрии на Апеннинском п-ве, пыталась получить согласие Александра I на подавление неаполитанской революции австрийскими войсками без обсуждения этого вопроса с партнерами по Священному союзу, однако русский император настоял на созыве конгресса.

Необходимо отметить, что вначале Александр выступал за дипломатическое урегулирование проблемы (за «совместные моральные действия») путем признания в охваченных революцией государствах умеренных конституционных преобразований. Однако на конгрессе пяти ведущих держав (Австрии, Англии, России, Пруссии и Франции), открывшемся в октябре 1820 г. в г. Троппау, Александр постепенно склонился к позиции Меттерниха.

7 (19) ноября 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали Предварительный протокол, в котором провозглашалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (без согласия или просьбы их правительств) с целью подавления там революционных движений 25 . Представители Англии и Австрии, получившие от своих правительств ограниченные полномочия, не подписали вышеупомянутый документ, но признали право союзников на вмешательство в неаполитанские дела. Что касается революции в Испании, то из-за столкновения в этом регионе интересов ряда союзных государств этот вопрос на конгрессе в Троппау был снят с повестки дня.

В январе 1821 г. для окончательного решения неаполитанского вопроса заседания конгресса были перенесены в г. Лайбах, расположенный вблизи границы итальянских государств. Еще оставалась надежда урегулировать проблему мирным путем, однако прибывший в Лайбах по приглашению участников конгресса король Обеих Сицилий Фердинанд I сразу же выступил за вооруженное подавление революции. В итоге конгресс санкционировал ввод австрийских войск в Неаполитанское королевство. В марте 1821 г. революция в Неаполе была подавлена, через месяц его судьбу разделил восставший Пьемонт.

Дальнейшее развитие испанской революции вскоре заставило союзников вплотную приступить к решению этого вопроса. В октябре – ноябре 1822 г. в итальянском г. Верона состоялся очередной международный конгресс, на котором четыре державы (Россия, Австрия, Пруссия и Франция) приняли решение об организации французской интервенции в Испанию для восстановления там всей полноты королевской власти 26 . Англия, опасавшаяся усиления позиции Франции на Пиренейском п-ве, заняла позицию невмешательства. В апреле 1823 г. французская армия вступила в пределы Испании, и через полгода революция была подавлена.

Это стало последним согласованным решением Священного союза. В дальнейшем собственные государственные интересы союзников усилили существовавшие между ними противоречия и подорвали монолитность Союза. Первой трещиной в его здании, если не считать разногласий по поводу признания независимости испанских колоний в Южной Америке как имеющих лишь косвенное значение для Европы, стал вопрос об отношении к греческому национально-освободительному восстанию 1821–1829 гг. Восстание началось в Дунайских княжествах, а затем перебросилось на Пелопоннес. Глава восставших, генерал-майор российской армии, грек по национальности, А.К. Ипсиланти обратился к Александру I с просьбой о помощи, но получил отказ и был исключен из числа российских генералов. Принципы 1815 г. не позволили императору открыто поддержать бунтовщиков. Однако интересы России на Балканах, положительное отношение к греческому восстанию российского общества, а также враждебная, несмотря на официальное заявление России о невмешательстве в греческие дела, политика султана, который объявил «священную войну» всем неверным и наложил запрет на вход в Черное море русских торговых кораблей, вскоре заставили Александра I нарушить нейтралитет.

6 (18) июля 1821 г. российский посланник в Константинополе Г.А. Строганов от имени своего правительства передал султану ноту, в которой содержались требования прекратить зверское истребление православных, вывести войска из Дунайских княжеств и восстановить прежние русско-турецкие договоры 27 . После отклонения ноты Россия прервала дипломатические отношения с Турцией. В течение нескольких лет российская дипломатия пыталась склонить своих партнеров по Священному союзу к коллективному вмешательству в греко-турецкую борьбу или получить для русских войск от имени Союза санкцию на восстановление порядка на Балканах. Однако «политика проволочек», последовательно проводимая западноевропейскими державами, привела к тому, что Александр I начал склоняться к самостоятельному решению восточного вопроса.

По образному выражению В.В. Дегоева, «судьба избавила» Александра от риска утратить столь лестную для него репутацию «миротворца и отца-основателя европейского концерта». «Он так и не отдал приказа об открытии военных действий против Турции», оставив «в наследство своему преемнику неразрешенный восточный кризис и свободу выбора путей решения» 28 . Николай I сделал ставку на самостоятельную внешнюю политику, вытекавшую из геополитических интересов России. Этому курсу он остался верен до конца своего царствования, и «любимое дело» Александра I –Священный союз – стало постепенно сходить на нет.

Как отмечалось выше, в отечественной и зарубежной историографии Александра I часто называют идеалистом, а его идею Священного союза утопичной. Несомненно, в начале ХIХ в. политическая концепция объединенной Европы опережала свое время, поскольку не подкреплялась, да и не могла тогда подкрепляться, экономической заинтересованностью государств в таком объединении. И тем не менее эту первую в истории попытку реализации «европейской идеи» в целом нельзя назвать неудачной. Благодаря разработанной Александром I программе мирного сосуществования и совместного решения основных международных проблем европейским государствам удалось не только справиться с революционной волной первой половины 1820-х годов, но затем еще в течение 40 лет избегать крупных войн. Наконец, миротворческий и интеграционный проект Александра I создал предпосылки для современного претворения «европейской идеи» в жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Надлер В.К. Император Александр I и идея Священного союза. Рига, 1886. Т. I. С. 3.

2 См. напр.: Bernhardi T. Geschichte Russlands und der europäischen Politik in den Jahren 1814 bis 1831. Leipzig, 1863–1877. Т. I–III.

3 См.: Gervinus G.G. Geschichte des ХIХ Jahrhunderts seit den wiener verträgen. Leipzig, 1855–1866. Т. I–VIII.

4 Надлер В.К. Император Александр I и идея Священного союза. В 5 т. Рига, 1886–1892.

5 Надлер В.К. Указ. соч. Т. I. С. 3.

6 История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 526. См. также: Зак Л.А. Монархи против народов. М., 1966; Дебидур А. Дипломатическая история Европы: От Венского до Берлинского конгресса (1814–1878): Пер.с фр. Т. 1: Священный союз. М., 1947.

7 См.: Чубарьян А.О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987; Орлик О.В. Россия в международных отношениях, 1815–1829: От Венского конгресса до Адрианопольского мира. М., 1998.

8 Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ в.: Документы Рос. министерства иностранных дел (далее – ВПР). Сер. 1: 1801–1815 гг. М., 1972. Т. VIII. Док. 231. С. 518.

9 Там же.

10 Там же. Док. 225. С. 504.

11 Орлик О.В. Указ. соч. С. 19.

12 ВПР. Т. VIII. Док. 231. С. 518.

13 См. напр.: Лозинский С.Г. Священный союз // Отечественная война и русское общество, 1812–1912: Юбил. изд./ Под ред. А.К. Дживелегова и др. М., 1912. Т. 7. С. 25.

14 См.: Capefigue J.-B. La baronne de Krudener, ľempereur Alexandre I au Congrès de Vienne et les traités de 1815. P., 1866.

15 ВПР. Т. VIII. Док. 232. С. 519.

16 Там же. Прим. 277. С. 697.

17 Цит. по: Надлер В.К. Указ. соч. Т. V. Рига, 1892. С. 637.

18 Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами. СПб., 1878. Т. 4, ч. I. С. 4.

19 ПСЗ-I. Т. 33. № 26045.

20 Там же. Т. 34. № 27114.

21 ВПР. Т. VIII. Док. 273. С. 614.

22 См.: Доклад министерства иностранных дел Александру I от 24 июня (6 июля) 1818 г. «О встрече в Ахене» // ВПР. Сер. 2: 1815–1830 гг. М., 1976. Док. 127. Т. II (Х). С. 409–433.

24 Там же. С. 311–318.

25 ВПР. М., 1979. Док. 186. Т. III (ХI). С. 589–593.

26 См.: М., 1980. ВПР. Т. IV (ХII). Док. 206. С. 590–591; История внешней политики России, Первая половина ХIХ в. (От войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.). М., 1995. С. 172–174.

27 ВПР. Т. IV (ХII). Док. 78. С. 203–210.

28 Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы, 1700–1918 гг. М., 2004. С. 198.

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

деятельность конгресс священный союз

После ликвидации господства над Европой наполеоновской империи, сложилась новая система международных отношений, вошедшая в историю под названием «венской». Созданная решениями Венского конгресса (1814-1815гг.), она должна была обеспечить сохранение баланса сил и мир в Европе.

После низвержения Наполеона и восстановления внеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, а средством для этого представлялся постоянный Союз государей и периодический созыв конгрессов. Так как этому порядку могли грозить национальные и революционные движения в среде народов, добивающихся новых более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Лозунгом союза, получившего название «союза священного», был легитимизм. Автором и инициатором «Священного союза» был российский император. деятельность конгресс священный союз

Александр I, воспитанный в либеральном духе, исполненный веры в свою богоизбранность и не чуждый благих порывов, хотел прослыть не только освободителем, но и реформатором Европы. Ему не терпелось даровать континенту новый миропорядок, способный уберечь от катаклизмов. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи -- стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой -- под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Этим и объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов .

Будучи одним из главных творцов Венской системы, он лично разработал и предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение сложившегося баланса сил, незыблемости форм правления и границ. Она базировалась на широком круге идей, прежде всего на нравственных заветах христианства, что давало многим повод называть Александра I политиком-идеалистом . Принципы были изложены в Акте о Священном союзе 1815 года, составленном в стиле Евангелия.

Акт Священного союза был подписан 14 сентября 1815 года в Париже, тремя монархами - Францем I Австрийским, Фридрихом Вильгельмом III Прусским и российским императором Александром I. Согласно статьям Акта о Священном союзе три монарха были намерены руководствоваться «заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира», они «пребудут, соединены узами действительного и неразрывного братства». Далее говорилось, что, «почитая себя как бы иноземцами, они, во всяком случае, и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» . Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Абсолютные властители считали необходимым утвердить сам принцип самодержавия: в документе отмечалось, что они будут руководствоваться «заповедями бога, как самодержцы народа христианского». Эти формулировки Акта о союзе высших правителей трёх держав Европы были необычными даже для условий договоров того времени - на них сказались религиозные убеждения Александра I, его вера в святость договора монархов.

На стадии подготовки и подписания акта о Священном союзе между его участниками проявились разногласия. Первоначальный текст Акта был написан Александром I и отредактирован одним из ярких политиков той эпохи Каподистрией. Но после был отредактирован Францем I, а фактически Меттернихом. Меттерних считал, что первоначальный текст мог послужить поводом для политических осложнений, так как под формулировкой Александра I «подданные трех договаривающихся сторон» подданные как бы признавались правоносителями наряду с монархами. Эта формулировку Меттерних заменил на «три договаривающихся монарха» . В итоге Акт о священном союзе был подписан в редакции Меттерниха, приняв более откровенную форму защиты легитимных прав монархической власти. Под влиянием Меттерниха Священный союз сделался лигой монархов против народов.

Священный союз стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения. Так же существует распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону .

В рамках Священного союза российская дипломатия в 1815 г. придавала наибольшее значение политическим отношениям с двумя германскими государствами - Австрийской империей и Прусским королевством, рассчитывая при их поддержке решать и все другие международные проблемы, оставшиеся не урегулированными на Венском конгрессе. Это не значит, что петербургский кабинет был полностью удовлетворён отношениями с Веной и Берлином. Весьма характерно, что в преамбуле двух проектов Акта сквозила одна и та же мысль о необходимости «совершенно переменить образ отношений между державами, которого они ранее придерживались», «подлежащим державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя» .

Меттерних критиковал Акт о союзе трёх монархов, называя его «пустым и бессодержательным» (verbiage) .

По словам Меттерниха, вначале подозрительно отнесшегося к священному Союзу, эта «затея даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии: «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников». Так же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном Союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических» . Меттерних считал этот договор был лишен всяческого практического смысла.

Однако впоследствии Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался священным Союзом для своих реакционных целей. (Когда Австрии было необходимо заполучить поддержку России в борьбе с революцией в Европе и, в частности, для укрепления позиции Габсбургов в германии и Италии. Австрийский канцлер непосредственно причастен к заключению Священного союза - был проект документа с его пометками, австрийский двор одобрил его) .

В Статье №3 Акта Священного союза говорится, что "все державы, которые пожелают торжественно признать эти принципы, будут с величайшей готовностью и симпатией приняты в этот Священный союз" .

В ноябре 1815 к Священному Союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Отказались от подписания лишь Англия и Ватикан. Римский папа рассмотрел это как покушение на свою духовную власть над католиками.

А британским кабинетом идея Александра I создать Священный союз европейских монархов во главе с ним была встречена сдержанно. И хотя по плану царя этот союз должен был служить делу мира в Европе, единению монархов, упрочению легитимности, Великобритания отказалась участвовать в нем. Ей нужна была «свобода рук» в Европе .

Английский дипломат, лорд Каслри, заявил о невозможности «советовать английскому регенту подписать этот договор, так как парламент, состоящий из людей положительных, может дать свое согласие лишь на какой-нибудь практический договор о субсидиях или союзе, но никогда не даст его на простую декларацию библейских истин, которая перенесла бы Англию в эпоху святого Кромвеля и круглых голов» .

Каслри, приложивший немало усилий, чтобы Великобритания осталась в стороне от Священного союза, назвал так же одной из причин этого главенствующую роль Александра I в его создании. В 1815 и в последующие годы Великобритания - одна из основных соперниц России на международной арене - отнюдь не способствовала упрочению Священного союза, но умело использовала в своих интересах его деятельность и решения его конгрессов. Хотя Каслри продолжал на словах порицать принцип вмешательства, в действительности он поддерживал жесткую контрреволюционную стратегию. Меттерних писал, что политику Священного союза в Европе подкрепляло охранительное влияние Англии на континент .

Активную роль в Священном союзе наряду с Александром I играли австрийскоий император Франц I и его канцлер Меттерних, а также прусский король Фридрих Вильгельм III.

Создавая Священный союз Александр I хотел объединить европейские страны в цельную структуру, подчинить отношения между ними нравственным принципам, почерпнутым из христианской религии, включая братскую взаимопомощь государей в защите Европы от последствий человеческих «несовершенств» - войн, смут, революций.

Целями священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 - 1815, а так же ведение борьбы против всех проявлений "революционного духа". Император заявлял, что высшая цель Священного союза состоит в том, чтобы сделать такие «охранительные заповеди», как «принципы мира, согласия и любви» фундаментом международного права " .

Фактически деятельность Священного союза почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав Священного союза, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и Клеменс Меттерних. Всего конгрессов Священного союза. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822.

Державы Священного союза целиком стояли на базе легитимизма, т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Священный союз был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы.

Соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранение любой ценой "старого режима", т.е. феодально-абсолютистских порядков.

Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятия европейского равновесия .

Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-основателей системы министр иностранных дел Франции Ш. Талейран в своем отчете об итогах Венского конгресса: "Начала легитимности власти должны быть освящены, прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть... конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия... Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы... совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения" .

Официально не признав акт о Священном союзе, возможно, таивший антитурецкий подтекст (Союз объединял только три государства, подданные которого исповедовали христианскую религию, рассматривался султаном Османской империи как намерение России захватить Константинополь), британский государственный секретарь Каслри был согласен с его общей идеей о необходимости согласованной политики европейских держав в целях предотвращения войн. Такого же мнения придерживались и другие участники Венского конгресса, и они предпочли выразить его в более общепринятой и понятной форме международно-правового документа. Этим документом стал Парижский договор 20 ноября 1815 года.

Монархи оставили почву абстракций и смутной мистической фразеологии и 20 ноября 1815 четыре державы - Англия, Австрия, Россия и Пруссия - подписали союзный договор, так называемый Второй Парижский договор. Этот договор констатировал образование новой европейской системы, фундамент которой составил союз Четырех - России, Англии, Австрии и Пруссии, взявший на себя контроль над делами Европы во имя сохранения мира.

Важную роль в разработке данного соглашения сыграл Каслри. Ему принадлежит авторство 6-й статьи, предусматривавшей периодический созыв совещаний представителей великих держав на высшем уровне для обсуждения «общих интересов» и мер по обеспечению «покоя и процветания наций» . Таким образом, четыре великие державы заложили фундамент новой «политики безопасности», основанной на постоянных взаимных контактах.

С 1818 года и до самой своей отставки в 1848 году Меттерних стремился поддерживать систему абсолютизма, созданную Священным союзом. Все усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил по одну мерку, считая их порождением революционного духа. Основной принцип своей политики Меттерних сформулировал уже после 1815 года: «В Европе есть только одна проблема - революция». Страх перед революцией, борьба с освободительным движением во многом определяли действия австрийского министра и до и после Венского конгресса. Меттерних называл себя «лекарем революций» .

В политической жизни Священного союза следует различать три периода. Первый период -- фактического всемогущества -- длился семь лет -- от сентября 1815 г., когда Союз был создан, до конца 1822 г. Второй период начинается в 1823 г., когда Священный союз одерживает последнюю свою победу, организовав интервенцию в Испании. Но тогда же начинают резко проявляться последствия прихода к власти Джорджа Каннинга, еще в середине 1822 г. ставшего министром. Второй период длится с 1823 г. до июльской революции 1830 г. во Франции. Каннинг наносит ряд ударов Священному союзу. После революции 1830 г. Священный союз, в сущности, уже лежит в развалинах .

В период с 1818 по 1821г Священный союз проявил наибольшую энергию и смелость в проведении контрреволюционной программы. Но даже в этот период в его политике вовсе не складывалось того единства во взглядах и той спаянности, которых можно было ожидать от государств, объединенных под таким громким названием. Каждая из держав, входивших в его состав, соглашалась бороться с общим врагом не иначе, как в удобное для себя время, в подходящем месте и сообразно со своими частными интересами .

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных стремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

1809 год, 26 сентября (14 сентября ст.ст.)

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».