Характеристика андрея соколова из произведения судьба человека. «Судьба человека» главные герои Цитатный образ соколова в рассказе судьба человека

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.

С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни Соколов, и одновременно выделяют ту высокую человечность, которая определила жизнь и характер героя Шолохова.

Переплетаясь, в рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становится активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельзя промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека. Взгляд автора - взгляд пристального, душевно щедрого наблюдения. Автор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Так проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. И автор, и рассказчик Андрей Соколов объединяются тем единым живым чувством, которое рождается между близкими людьми. Автор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и другая важная «сверхзадача»; автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом авторском раздумье - идейно-эстетическая кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. История жизни Андрея Соколова, которого война лишила всего - дома, семьи, который в последние дни войны потерял в Германии сына, история человека, перенесшего неслыханные испытания плена - все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму.

Осуждение войны - и в судьбе того, кто стал приемным сыном Андрея Соколова. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека - мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте».- «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».- «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого».- «Где же ты ночуешь?» - «А где придется».

Рассказ Шолохова насыщен размышлениями о сущности героического подвига, гуманизма. Андрей Соколов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предателя или устоял в тяжелейших испытаниях в лагере для военнопленных. Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Героическое для писателя всегда связано и наполнено гуманистическим содержанием. Когда Андрей Соколов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину Ванюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. Война-, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался человеком. И мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм Соколова одержал самую полную победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и бедами - неизбежными спутниками войны. Андрей Соколов победил самоё смерть!

Мотив жизнеутверждения, прозвучавший в начале рассказа в описании «извечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейся из-под снега земли», повторенный через некоторое время в авторском напоминании о «вечном утверждении живого в жизни», получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

В рассказе Шолохова все время звучат две темы: подвига и страдания, трагического и героического. Они образуют сложное полифоническое единство повествования, многое определяют в своеобразии жанра и стиля этого произведения.

Уже обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Шолохова. Рассказ Шолохова по своему звучанию напоминает «героические» симфонии Бетховена. Отчетливо выделяются ведущие образы и лейтмотивы, легко различаются и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа - вступление, три Части рассказа Андрея Соколова о пережитом и финальная сцена. Стоит внимательно приглядеться к рассказу - и мы увидим, что это деление на части (поддерживается чередованием голоса рассказчика Андрея Соколова и автора-повествователя.

В самом начале рассказа возникает мотив тяжелой дороги. Это дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Несколько раз в этом описании повторяется определение: «трудно», «тяжело». Такое описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюшки. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив дороги, путешествия перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. И не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...», «Ох, и тяжело же было мне, браток!».

Это один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное для поэтики рассказа Шолохова. Это рассказ - размышление, дума о судьбах людей, поднятая из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщения. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое.

Рассказ Шолохова построен так, что в каждой части его есть своя внутренняя завершенность, и в то же время в каждой из них звучат общие мотивы. Повторяясь, они придают содержанию трегедийную напряженность. Перед нами открываются все новые и новые черты характера Андрея Соколова. Мы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношения с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношениях с товарищами), в плену. Познание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность, деталь. Во время прощанья перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, выговаривая в беспамятстве отчаяния: «Родименький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете».

Именно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного горя рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Вторая часть рассказа начинается с этого же мотива упрека самому себе: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режет».

Этот образ-лейтмотив, рожденный словами «а я ее тогда оттолкнул», все время как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. Во время войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидеться...

Война, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составляют содержание второй части рассказа. Здесь наиболее полно открываются социальные истоки характера Андрея Соколова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Лейтмотив этой части выражается словами: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», В этих словах то главное, что определяет характер Андрея Соколова, то, что определяет его поведение, его жизнь. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова.

Тема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе Андрея Соколова, в его размышлениях, каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихся в тылу.

Возвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого горя: известие о гибели жены, посещение Воронежа, смерть под Берлином сына Анатолия.

Третья часть рассказа Андрея Соколова строится на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отчаяния («Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»), каждодневного непереносимого страдания («...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..», «...днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...») и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

По рассказу Шолохова С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

«Приятно время от времени увидеть на экране человека, достойного этого звания, - писала о фильме «Судьба человека» французская газета «Монд».- Персонаже, которого изображает в фильме Сергей Бондарчук, является как раз таким человеком». В 1959 г. в Голландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

«Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ, - писала газета «Де Ваархейд».- Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Творчество Шолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведениях предстают «настоящее люди», люди, вдохновленные высокой исторической целью. В его книгах открывается новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведениях народ - первооткрыватель, идущий по нехоженым путям в будущее.

Л. Якименко

Источники:

  • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)
  • Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

Андрей Соколов – главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», фронтовой шофер, человек, прошедший через всю войну. Во время Гражданской войны он потерял отца, мать и младшую сестру, а во время Великой Отечественной войны – жену, двух дочерей и сына. Андрей был уроженцем Воронежской губернии. С началом Гражданской войны подался в Красную Армию, в дивизию Киквидзе, а в 1922-м году уехал на Кубань батрачить на кулаков. Благодаря этому, он остался жив, а его семья умерла от голода. В 1926-м году он продал хату и перебрался в Воронеж, где работал слесарем.

Вскоре он женился на хорошей девушке Ирине – сироте из детдома, познавшей все печали жизни с детства. Андрей в жене души не чаял, а если ненароком обижал, то тут же обнимал и извинялся. У них родилось трое детей: один сын Анатолий и две дочки. С началом войны его призвали на фронт. После этого он свою семью больше не видел. Попав в пленный лагерь, он не раз был ранен и не раз – на волосок от смерти. Его долго возили по всей Германии, работал то на заводе, то на шахте, но со временем стал шофером одного немецкого майора-инженера, от которого впоследствии сбежал. Оказавшись на родной земле, он написал письмо жене, но получил ответ от соседа. В письме говорилось, что в его дом в 1942-м году попала бомба, жена и дочки погибли. Сына не было дома, значит уцелел. Однако вскоре он узнал, что Анатолия убил снайпер.

Так и остался Андрей один на целом свете. В Воронеж он не захотел возвращаться, а поехал к другу в Урюпинск. Тот с женой приютили его. Вскоре Соколов познакомился с мальчишкой-сиротой по имени Ваня . Родители мальчика погибли и он остался совсем один. Соколов сказал ему, что он его отец и взял на воспитание. Жена приятеля помогала растить мальчишку. Так они и жили сначала в Урюпинске, а затем Андрей с Ванюшей командировались в Кашары. Это была первая весна после войны. Дальнейшая судьба героя неизвестна.

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

УМК Литература, 9 класс, Коровина . Год публикации: 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок (из 2-х).

Цель : уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов, формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

1) Обучающие: Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны, выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях; отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.

2) Развивающие:. развивать навыки анализа художественного произведения; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма. формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;

Оборудование: учебник-хрестоматия, иллюстрации, запись фильма С.Бондарчука.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, воспитание интереса к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, к памяти о событиях ВОВ, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками, фрагмент из фильма «Судьба человека», проектор, экран.

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

    Анализ произведения.

    Динамическая пауза.

    Анализ произведения.

    Реализация индивидуального домашнего задания.

    Итог урока.

    Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Какой литературный герой задавал себе такие вопросы, задумывался о смысле жизни? (Печорин)

А вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и о судьбе всего народа, выстоявшего в войне, выявим сильные черты характера русского человека в трудной жизненной ситуации, а также выявить смысл названия рассказа)

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеет нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

IV. Анализ рассказа.
- Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы.)

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Плен. Эпизод в церкви

С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? Рассмотрим их подробнее.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.)

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?

– Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Зачем,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Эпизод в лагере. Иллюстрация: в плену.

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.)

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать)

Почему комендант Мюллер "великодушно" подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

Таким образом, диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Иллюстрация: Прощание с семьёй.

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен.

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
«Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета?

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

V. Динамическая пауза.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьбы человека» Встреча с Ванюшкой.

VI. Анализ рассказа.

Иллюстрация: С Ванюшей

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа : Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
V II . Реализация индивидуального домашнего задания.

Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации. Дома по желанию вы должны были подготовить сообщение о судьбе вашего родственника или односельчанина.

V III Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни.

IX Домашнее задание.

Сочинение на тему «Война в судьбах наших соотечественников»

Характеристика Андрея Соколова, героя произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова поможет написать сочинения.

Андрей Соколов характеристика главного героя

Андрей Соколов – образ человека, «все вытерпевшего, все преодолевшего», перенеся все ужасы фашистского плена, лишившись любимой семьи, в последний день войны, потеряв сына – их единственную опору и радость жизни, мучась смертельной тоской по погибшим, он нашел в себе силы, чтобы жить, работать, отдавать свои силы души обиженному войной ребенку Ванюшке – усыновленному сиротке – мальчику.

Суровые испытания Войны не убили душевных сил, а раскрыли их в этом чудо-богатыре.

Андрей Соколов обладает незаурядной стойкостью, претерпевает все фашистские издевательства: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…

Сам страдая, он стремится приободрить, обнадежить близких, не желая «играть на жалобных струнах». Вспомним его рассказ о жалостливом письме, которое бьет трудящуюся женщину.

«Она после этого письма, горемыка, и руки опустить, и работа ей не работа. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Андрей Соколов физически вынослив, но что стоила бы одна «мускульная» сила без убеждения, без веры?!Сколько известно случаев, когда не выдерживали пыток и очень сильные физически люди…

Соколов любит жизнь, но дороже жизни для него достоинство человека.

План-характеристика Андрея Соколова – человека-воина и труженика.

    1) Великая Отечественная война – неиссякаемая тема советской литературы.

2) Война – проверка и испытание сил советского человека.

3) О советском человеке в борьбе и труде.

    1) Рассказ «Судьба человека» — правдивое отражение русского национального характера и нравственного величия советского человека.

2) Портрет Андрея Соколова.

3) Соколов – хороший семьянин, заботливый отец, любящий муж, замечательный умелец, любая работа спорится в его руках.

4) Испытания, выпавшие на долю Андрея.

5) Соколов – суровый мститель за измену.

6) Черты Соколова – черты настоящего советского человека.

7) Смекалка, находчивость, упорство при побеге из плена.

8) Богатство силы души русского чудо-человека.

9) Страдания и испытания не ожесточили его.

10) Умение сдерживать себя – исповедь солдата в конце.

11) Последние слова рассказа – убежденность автора, что советские люди выдержат любые испытания, не согнутся, не дрогнут в минуту грозной опасности.

12) Воздействие старшего поколения на младшее.

    1) Стремление воспитывать в себе черты настоящего советского человека.

2) Проявление советского характера в строительстве.

3) «Когда страна прикажет быть героем.

У нас героем становится любой».

4) «По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек».