Центр детского творчества котельниково волгоградской области. Этические нормы профессионального поведения педагога

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этический кодекс педагога.

Раздел 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Источники этики педагога ДО.

Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норма международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.

Принципы этики педагога ДО..

При осуществлении своей деятельности педагог ДО руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

ЦЕЛЬ. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Нормами Профессионального кодекса педагога ДО руководствуются в своей деятельности все педагоги, работающие с дошкольниками.

Цель кодекса – определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Миссия педагога заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.

Раздел 2.

Личность педагога ДО.

2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.

2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.

2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с воспитанниками.

3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5.Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.

Взаимоотношения педагога ДО с педагогическим сообществом.

3.12. Педагоги стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ДО.

3.13. Педагогов объединяет взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога ДО, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Педагог ДО имеет право на поощрение от администрации ДО. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне.

3.17. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДО. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Педагог ДО в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с педагогом-психологом, медсестрой, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья воспитанников.

Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.

3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.

3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством.

3.26. Педагог ДО не только воспитывает и обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Педагог ДО старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Педагог ДО понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Раздел 4.

ПРИНЦИПЫ. Основные этические принципы деятельности педагога.

Этические принципы призваны обеспечить :

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми педагоги вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, участников исследований и др. лиц;

Сохранение доверия между педагогом и людьми.

Основными этическими принципами являются:

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип профессиональной кооперации.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

1. Принцип конфиденциальности.

  1. Информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов.
  2. Лица, участвующие в исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. Принцип компетентности

  1. Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
  2. Педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы.

3. Принцип ответственности

  1. Педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность.
  2. Проводя исследования, педагог заботится о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  3. Педагог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он педагогическую работу сам или она идет под его руководством.
  1. Педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на педагогические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
  2. Педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

4. Принцип этической и юридической правомочности

  1. Педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению педагогической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения педагога с субъектами образовательного процесса.

5. Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования

  1. В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  1. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  2. В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Раздел 5.

ОБЯЗАННОСТИ

1 Кодекс деловой этики педагога устанавливает принципы и нормы поведения работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.

К ценностям (обязанностям) педагога относятся : открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер.

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер.

Для педагогов характерно постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей.

Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье. Здоровье – мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Раздел 6.

Заключительные положения

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Текст настоящего Кодекса размещается на сайте учреждения и должен находиться во всех подразделениях учреждения в виде отдельного издания.

Информация о настоящем Кодексе и практике его соблюдения раскрывается в годовом отчете учреждения.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса педагога ДО, и ознакомить педагога с содержанием указанного кодекса.

Нарушение положений кодекса педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ДО, а при необходимости – более профессиональной организацией.


Содержание долженствования представлено в нормах поведения, которые конкретизируют принципы поведения применительно к более или менее часто повторяющимся ситуациям.
Норма – это:1. руководящее начало, правило, образец;2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт; 3. установленная мера, средняя величина.Представляется, что первое и третье определения менее категоричны по сравнению со вторым - дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Типичным образцомэтики нормы являютсяДесять заповедей (Декалог) Моисея (Библия: Книга Исход, гл. 20),которые до сих пор не утратили своего жизненного значения.

Норма поведения педагога – это форма требования (императива), предъявляемого к нему в системе четких предписаний и запретов . Иначе говоря, это своеобразные стандарты поведения, общеобязательные для представителей данной профессиональной группы. В отличие от норм права моральные нормы утверждаются не властью государства, а силой обычая и общественного мнения . Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения. При отсутствии кодексов в той или иной степени они фиксируются в Уставах общеобразовательных учреждений .

Можно различать общие и частные нормы педагогической этики (по степени обобщенности).

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться преподаватель, являются следующие.

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»). Взаимность отношений, умение взглянуть на ситуацию глазами другого, мысленно поменявшись с ним местами, – ключевой элемент нравственной культуры поведения человека в публичном пространстве. Диспозиция учителя по отношению к ученику чревата опасностью командного, высокомерного, надменного обращения с ним, злоупотребления зависимым положением последнего. Отношения учителя к учащимся в силу присущей им асимметрии таят в себе опасность деградации в учительски назидательную и командно-снисходи­тель­ную тональность. Эти вполне реальные и, к сожалению, часто встречающиеся деформации, по крайней мере отчасти, могут быть блокированы, если действенно осознать, что золотое правило нравственности является важной составляющей не только общей нравственной культуры педагога, но и его профессионально-ролевого поведения.

2) Не судите. Педагог обучает и одновременно оценивает своих учеников. Оценка ученика, особенно в форме экзаменационных оценок, которые приобретают жизненное значение (влияют на качество аттестата или диплома и т.п.), – самый напряженный с этической точки зрения и самый неприятный с психологической точки зрения элемент всего образовательного процесса. Оценка знаний всегда содержит в себе элемент субъективности. И очень важен её вектор – направлена ли эта субъективность в сторону завышения или в сторону занижения оценки. Оценка не должна становиться судом.

3) Не лги. Педагог чем-то похож на артиста. Однако есть одно отличие: педагог играет самого себя, артист играет других. Педагогу, чтобы соответствовать своему назначению, необходимо оставаться искренним, честным по отношению к подопечным, хотя это не всегда легко. Часто возникает искушение делать вид, изображая себя лучше, чем ты есть на самом деле. В тех случаях, когда это необходимо, лучше честно и открыто признать свое незнание, неосведомленность в тех или иных вопросах.

(Рассказывают, будто во время одной публичной лекции академик И.П. Павлов получил много письменных вопросов. Зачитав первый, он ответил: «Не знаю». Зачитав второй, ответил: «Не знаю». Зачитал третий – «Не знаю»… Тогда кто-то поднялся из зала и сказал: «Товарищ академик, на все вопросы Вы отвечаете “не знаю”, “не знаю”. За что же советское правительство платит Вам деньги?». Павлов ответил, что советское правительство платит ему за то, что он знает. Если бы оно захотело платить ему за то, чего он не знает, то у правительства не хватило бы никаких денег).

4) Не навреди. Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

«распускать руки», т.е. использовать физическое насилие;
оскорблять и унижать учащихся, их родственников и коллег по работе;
лгать, мошенничать, манипулировать людьми;
распускать сплетни и слухи;
интриговать, подслушивать, подглядывать;
грубить, употреблять ненормативную лексику;
фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;
работать халатно;
опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.
Очевидны, по крайней мере, две истины:1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответствующие правовые санкции;2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.

16. Основные группы стандартов этического поведения.

Частные нормы или стандарты поведения более «привязаны» к конкретике ситуаций (например, правила этикета).

Условно их можно разбить на 7 групп .

1 группа – нормы по отношению педагога к самому себе в своей многофакторной, разносторонней и многообразной профессиональной деятельности:

1)Профессиональная этика педагога требует призвания и преданности своей работе.

1)Для педагога необходимо постоянное обновление, он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

4)Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

5)Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

6)Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7)Педагог дорожит своей репутацией.

2 группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:

1)Требовательность педагога по отношению к ученику должна быть позитивна и хорошо обоснованна.

2)Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3)При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.

4) Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

5)Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

6)Педагог соблюдает конфиденциальность. Ему запрещается сообщать другим лицам доверенную лично учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7)Педагог не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

8)Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

9)Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников, не имеет права навязывать свои взгляды.

3 группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:

1)Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2)Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3)Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4)На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.

5)С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6)Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4 группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):

1)Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства, уважения, доверия.

3)Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4)Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

5)Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

6)Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. высказываться в образовательно-воспитательных учреждениях, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.

7)В педучреждениях не должно быть места сплетням.

8)Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

9)Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

10)Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):

1)Ответственность за поддержание атмосферы уважения, доброжелательности и умения находить общий язык несет директор педучреждения.

2)Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3)Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

4)Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5)Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

6)В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

7)Директор учреждения не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

8)Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

6 группа – нормы по отношению к своей профессии:

1) Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2) Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3) Педагог дорожит репутацией своей профессии.

4) Педагог должен утверждать высокий имидж своей профессии.

7 группа – нормы по отношению педагога к обществу:

1)Педагог является не только учителем, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2)Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

3)Педагог избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

4)Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)

1) Обязанности специалиста (объективная сторона долга) . В общих чертах изложены в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и классификаторы». Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога нашли свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения. Должностные обязанности педагога могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные обязанности по отношению к ученикам, своим коллегам и обществу в целом.

2) Долг как отношение специалиста к этим обязанностям (субъективная сторона долга) .

Долг обогащает понятие обязанности: а) осознанием этих обязанностей; б) заинтересованностью; в) добровольным принятием.

В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности :

Из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

С целью заслужить общественное признание;

В результате понимания его необходимости;

По внутренней потребности (высшая форма долженствования).

Осознание и переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению у педагога сознания и чувства долга . Выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга» ) с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.

3)От­ветственность выступает гарантом преодоления препятствий, возникающих при выполнении обязанностей (как объективного, так и субъективного характера). Она проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства .

Мера ответственности педагогов в разных ситуациях неодинакова и зависит от:

Самостоятельности совершаемого действия;

Значимости совершаемого действия для судеб учеников и других людей;

Масштабов принимаемых решений;

4)Совесть – этот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга».

Совесть представляет моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора поведения и действует как:

1. побудительный фактор , направляя на соблюдение требований, обязанностей, создавая положительную психологическую установку;

2. запрещающий, останавливающий фактор , заранее осуждая за предполагаемый выбор;

3. оценочный фактор , вызывающий соответствующее нравственное переживание («муки совести», «чистая совесть»).

5) Надежность – это понятие для обозначения свойства специалиста безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности. Надежность является квинтэссенцией понимания долга, в которой смыслом работы является не выгода прежде всего, не карьерный рост, не успех и известность, а служение людям, обществу.

(В 1999 году человечество было потрясено оглашением результатов расшифровки «черного ящика» погибшего американского самолета с более ста пассажирами и экипажем на борту. Оказалось, что причиной аварии были действия одного из летчиков, решившего ценой собственной гибели обеспечить получение крупной страховой суммы для больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. И пассажиры, и коллеги - летчики были принесены в жертву, оказались безвинными заложниками родительских чувств. В данном случае встал вопрос о моральной надежности летчика, чьи личные обстоятельства привели его к безумному варианту разрешения своей главной жизненной проблемы).

На основе осознания сущности профессионального долга обосновываются особые деонтологические принципы, которые призваны обеспечивать должное профессиональное поведение специалиста. К ним относятся:

1. принцип личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношении;

2. принцип рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

3. принцип соответствия полномочий и ответственности;

4. принцип инициативы и творческого подхода;

5. принцип организованности и дисциплины;

6. принцип контроля и проверки исполнения;

7. принцип критического подхода к оценке деятельности;

8. принцип поощрения и наказания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1)В основе педагогической этики лежат нормы поведения, которыми педагог руководствуется в своей деятельности.

2)Естественно, что нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3)Все эти нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личной направленности на их реализацию.

18-19) Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Поступок как результат свободного выбора

Поведенческий аспект педагогической этики может быть рассмотрен в контексте праксиологии (от греч. деятельный) – учения о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Термин впервые использован французским ученым Л. Буртье в 1882 г.

Любое действие можно рассматривать как определенное положительное усилие воли, направленное на достижение поставленных целей. Выбор целей определяет дальнейший поиск средств их достижения, соразмерность затраченных усилий полученному результату. Рассматривая конкретизацию воли, мы переходим к проблеме волевого выбора морального акта.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. В своей жизни человек ежедневно делает осознанный выбор. Однако именно в рамках профессиональной деятельности проблемы выбора приобретает особое значение. Осуществляя выбор в рамках своей деятельности, каждый профессионал должен осознавать свою ответственность: ведь от этого выбора зависит не только его благополучие, но и благополучие всего общества.

Моральный выбор можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле – это выбор самой системы ценностей , которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения (между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом).

Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в педагогическую профессию, – это сознательный выбор профессии . Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему – профессиональную этику, выбирает ценностный мир профессии и ее миссию. Выбирает, даже если на какой-то стадии своего профессионального пути не осознает этого выбора.

В дальнейшей профессиональной деятельности задача педагога заключается в выборе принципиально-необходимойлинии профессионального поведения, которая должна быть:

а) личностно-органичной;

б) ситуативно-адекватной;


Похожая информация.


Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.

    Этический кодекс педагога

Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение. В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ". Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях. Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ". Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией

    Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.

В «языке» жестов автором выделяется два типа жестовых семиотических систем. Первую образуют жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-синалы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие.

Все жестовые средства коммуникации имеют общественно-историческую природу, их можно разделить на натуральные, конвенционные и дактилологические. Натуральные жесты в норме употребляются в обыденном общении наряду с языком. Элементы их систем усваиваются без специального обучения. Конвенционные жесты относительно независимы от языка, отношение между самим жестом и обозначаемым им содержанием носит условный характер (системы профессиональных жестов, ритуальный «язык» жестов монахов и др.). Овладение этими жестами происходит в результате специального обучения.

Натуральные жесты встречаются в повседневном общении у всех народов. Однако в разных национальных культурах они могут не совпадать, различаться по содержанию. Они усваиваются человеком в онтогенезе, генетически не закреплены, невидоспецифичны и образуют «открытые» системы. Автор, опираясь на результаты своих наблюдений, подчеркивает, что в основе социальных кинетических средств коммуникации лежат врожденные, биологические по своему характеру предпосылки. Они являются знаками по характеру связи с объектом (иконические, изобразительные и символические жесты). Интенциональны и употребляются в общении преднамеренно.

Являются знаками на основании информационного критерия: они выступают репрезентерами не только отображенного, но и не отображенного в них содержания.

Выполняют семантическую функцию.

    Этикет в профессиональной этике педагога.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают

на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической . Первая

сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы,

уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о

красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в

обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи

свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим по-

нимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувст-

ва, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относит-

ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность,

доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через кон-

кретные речевые действия.

правила речевого этикета :

Не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные

слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи-

сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла-

бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение

к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,

что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому

сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить

громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен,

что его слово и так весомо»;

Не повторяйте речевые ошибки учащихся;

Следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов,

постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

щем», «как бы», «типа того» и т. д.;

Следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффек-

тивность усвоения знаний;

Обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно рас-

ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор-

мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический

микроклимат в классе;

исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно

влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный

дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой-

ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо-

миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на-

шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности

не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    Имидж и этикетные детерминанты поведения педагогического работника в аудитории и общественных местах.

38.Имидж и поведение педагога

Имидж - это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании. Имидж - это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки. Выделяют разные типы имиджа. Воспринимаемый имидж - это тот образ, который отражает то, как видят нас другие. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды). Личностный имидж - это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами. Профессиональный имидж - образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками. Имидж педагога - это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих: 1. Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит. 2. Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д. 3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби. 4. Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества. 5. Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой. 6. Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.

В соответствии с Кодексом:

    педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​

    внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.

    Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.

Ориентированность футуральная тенденций развития общества обусловливает и детерминирует замещение традиционных образовательных парадигм парадигмой нового непрерывного образования, 40 обладающей качеством инновационности; способствует определению цели и направления развития личности учителя; выявляет его уникальность, создаёт перспективу; соединяет настоящее с будущим. Подготовка педагогических кадров в условиях организации виртуальной образовательной среды рассматривается как непрерывное повышение квалификации с использованием виртуальной образовательной среды, включающее непрерывную профессиональную подготовку и переподготовку учителей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей НПО и СПО.

нновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность о инновационные педагогические технологии, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам:

1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.

3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействия, участия общественности в управлении образованием.

    Роль ИКТ-компетентности учителя в педагогической этике.

В настоящее время на сайте Министерства образования и науки России опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.

В общепользовательский компонет включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Сетевые сообщества учителей:

    педсовет. Орг – всероссийский интернет- педсовет

    открытый класс

    сеть творческих учителей

В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых "Профессиональным кодексом учителя ".
Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ".
Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.
В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ".
Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструмент ов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ".
Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".
В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: "Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования ".
Напомним, о "Профессиональном кодексе учителя " заговорили еще летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны ", – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика " Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
Алдар Дамдинов , в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно ".
В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения ". Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, "являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко ".
Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически "волчий билет ". Протестующие учителя назвали проект "приказом об обязательной святости ". В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, "а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".


Проект
Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании " и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
– гуманность;
– законность;
– демократичность;
– справедливость;
– профессионализм;
– взаимное уважение.

Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувство меры и самообладание.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование , почтовые услуги, транспортные средства, инструмент ы и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

Когда пришло время выбирать профессию , я сказал старшей сестре: «Хочу быть как ты». Она не отговаривала. В селе профессия учителя все еще ценится. По крайней мере, это стабильный заработок.

Семейные ужины в нашей семье – это всегда педсовет. Моя жена, четыре ее сестры и две моих — тоже учителя. За 20 лет работы в педколлективе пришлось привыкнуть к женскому доминированию.

Педагоги каждый год обязаны сдавать справку о несудимости. Меня это убивает.

«Какой ты учитель, если не читаешь «Акмолинскую правду» , — обычно упрекают заинтересованные люди, требуя подписаться на областное издание. — А что в ней читать-то?

Два педагогических диплома (историк и учитель начальных классов) удваивают шансы иметь достойную зарплату, но не гарантируют. Важно научиться конкурировать с коллегами в борьбе за преподавательские часы, особенно если работаешь в сельской школе.

В женском коллективе невольно становишься участником склок и интриг. К этому невозможно привыкнуть.

Женщины — большие прагматики. Они просчитывают стратегию поведения как минимум на 10 шагов вперед, а то и на несколько лет. С каждым годом часов у меня становилось все меньше. Я очень часто уступал.

Лучше не говорить напрямую о своих желаниях и сделать все по-своему.

Мне все время приходится доказывать , что я не хуже других.

Учитель обязан выполнять разные, далекие от его профессиональных обязанностей функции. Например, провести подворный обход и пересчитать пенсионеров, собрать какие-то подписи или узнать количество голов скота. Это издержки профессии. Нам приходится с ними мириться.

Создание учебников в Казахстане – это прежде всего бизнес.

Все-таки нужно было оставить все лучшее , что было в советских методиках преподавания, особенно в математике.

Когда меня представили в качестве классного руководителя в городской школе, многим родителям учеников это показалось странным, некоторым – забавным. Через пару недель родители детей из параллельных классов стали просить перевести их малышей в мой класс. А у меня и так 35 человек. Некоторые считают, что мужчина-педагог работает по-особенному.

Грань между сельскими и городскими детьми давно стерлась. Впрочем, сельские дети более доверчивые.

Учитель только учит, но помочь ребенку учиться должны родители. К сожалению, не все это понимают.

Чтобы нормально зарабатывать, учителю приходится работать не меньше 14 часов в сутки. Существенную прибавку к зарплате в городе обеспечивает репетиторство. В селе этого нет.

Когда я пришел на собеседование в один из репетиторских центров, меня приняли за педофила. Пришлось показывать дипломы. Практика в школе увеличивает шансы найти подработку с хорошей зарплатой.

Иногда в работе приходится проявлять мужской характер. Одна из заботливых родительниц хотела заставить меня преподавать по методике, которая казалась ей более эффективной. Попытки объяснить, что моя методика не хуже, не принесли результата. В итоге мне пришлось дать понять, что «я здесь хозяин» — стукнуть по столу, образно говоря. И тогда она быстро все поняла.

Дети копируют поведение взрослых, причем делают это с невероятной точностью.

Материальный достаток – самое меньшее, что могут дать родители своим детям. Большинство малышей испытывают недостаток внимания, особенно мужского.

Метод сюсюканья давно не работает. С современными детьми нужно разговаривать деловым языком. Они гораздо умнее, чем кажется нам, взрослым. Сейчас очень много умных детей.

Некоторые родители заменяют родительскую ласку материальными благами, и это сразу видно.

Когда родители учеников дарят подарки , это приводит меня в замешательство. Кто-то должен объяснить людям, что учитель должен хорошо выполнять свою работу не ради презентов.

Впервые мне преподнесли подарок , когда я решил индивидуально позаниматься с мальчиками из ингушской семьи, которых в школе третировали только потому, что они плохо знали русский язык. Родители этих детей очень обрадовались и подарили мне рубашку. Они сделали это абсолютно искренне. Я не посмел отказаться.

В педагогике остаются единицы. Из 30 моих сокашников только пятеро работают в школе.

Поднять имидж педагога можно только хорошей зарплатой и доступным соцпакетом. Я где-то читал, что в одном из американских штатов учителям дают годовой отпуск для путешествий через каждые 7 лет.

Я много раз хотел уйт и из профессии из-за низкой зарплаты, но так и не решился. Очень люблю учить детей. Может, это и есть призвание?

Записала Анар Бекбасова