Культурные деятели эпохи возрождения. Деятели эпохи возрождения

Учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей №82 Петроградского района

Город Санкт-Петербург

Шкредова Наталья Юрьевна

Урок-презентация

По Всеобщей истории 7 класс

«ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с Эпохой Возрождения.
  2. Сформировать представления о взглядах на мир средневекового человека и человека нового времени.
  3. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  4. Содействовать воспитанию уважения к мировой культуре.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

План урока

1. Вводная часть.

Вызов. Задача этого этапа вызвать интерес к данной теме и актуализировать ранее полученные знания.

2. Содержательная часть:

Индукция. Изучение нового материала, просмотр презентации.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Этапы Возрождения: Раннее, Высокое, Северное.

Направления: наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка.

Значение эпохи в мировой культуре.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Закрепление пройденного и формирование личного отношения к теме урока.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Ведение.

В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

На этом же этапе предлагается задание-загадка. Учитель приводит цитату, в которой речь идёт как будто не о человеке, а о волшебнике: . Учитель предлагает ученикам высказать свои предположения, но окончательный ответ предлагается дать в конце урока.

Перечень вопросов:

Каким был взгляд средневекового человека на себя и на мир?

Выберите, какой взгляд на себя и на мир в целом начал складываться у европейца 15 века: а) человек ощущал себя частью коллектива (общины, сословия, цеха, церкви) б) человек ощущал себя отделённым от коллектива личностью?

Почему новую культуру назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как?

В результате этого опроса должны сложиться следующие заключения: городская среда Италии породила новый тип личности: энергичного, состоятельного и активного человека, способного на самостоятельные решения, для которого были неприемлемы средневековый аскетизм, самоунижение и презрение к земной жизни. Возрождалась античность, именно она казалась образцом для подражания. В Италии, наследнице Великого Рима, для этого создавались прекрасные возможности. Возник гуманизм, который отражает новый характер философии эпохи Возрождения.

Итогом этой беседы станет переход к просмотру презентации, первым слайдом которой будет определение понятия Возрождения:

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.

2. Основная часть урока.

Данный этап урока сопровождается показом презентации и обсуждением слайдов.

Учитель даёт вводные понятия рассматриваемой эпохи. Рассматривается слайд "общая характеристика".

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Далее учитель переводит рассказ и беседу на освещение основных этапов становления и развития эпохи Возрождения. Рассматриваются слайды "Раннее Возрождение", "Высокое Возрождение", "Северное возрождение".

Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г 11

Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства.

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи.

Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г .

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть "Северное Возрождение". Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода - замок Шамбор.

Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Следующим материалом, к которому переходит учитель, является рассмотрение различных направлений в культуре эпохи Возрождения: наука, архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка. Беседа и повествование идёт в указанном русле. Рассматриваются иллюстрации , слайды "Наука", "Литература", "Изобразительное искусство", "Архитектура", "Музыка".

Великие географические открытия Николай Коперник

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной.

В 1459 г. во Флоренции создается академия - новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.

Здание академии во Флоренции

Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках - ученый Томас Мор предпринял попытку разработки "идеального" общественного устройства".

Портрет Томаса Мора, 1527 г.

11В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи - романе Мигеля Сервантеса "Дон Кихот".

Иллюстрация к роману "Дон Кихот"

Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир

Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г

Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектура Венеции

Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы - Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве.

В заключении основной части повествования учитель с учениками подводит итог вышеизложенного, и кульминацией этой части урока является заключительный слайд :

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

3. Заключительная часть урока.

Учитель предлагает учащимся загадку из начала урока: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца" . Ученики вспоминают версии, которые они выдвигали, возможно, корректируют их.

Раскрывается ответ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Учитель рассказывает, что в свидетельстве о смерти Леонардо да Винчи написано : "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".

Италия - родина Возрождения;

Гуманизм - идеология Возрождения в конце XV-XVI веков;

Люди Возрождения пытались показать мир таким, каков он есть на самом деле, подчеркнуть индивидуальность человека, утвердить его мощь и красоту.

4. Домашнее задание.

Основное задание : учебник параграф 9, выучить новые понятия, ответить на вопросы (устно).

Дополнительное задание (творческое) : представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?

Презентация прилагается

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Наука Развитие знаний в XIV–XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, Великие географические открытия

Наука а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной. Николай Коперник

Наука В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам. Здание академии во Флоренции

Наука Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства». Портрет Томаса Мора, 1527 г.

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир. Уильям Шекспир

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Архитектура Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы – Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. Архитектура Венеции

Музыка В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, - большой переворот в культуре.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. - человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст. имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег. А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы - Испания и Португалия - начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств. Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света - Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце - только одна из звезд, а Земля - лишь небесное тело. Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее. Все работы ученого и он сам были сожжены.

Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

Изобретение книгопечатанья Й. Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей. Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке. Сонеты Петрарки - это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания. Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость. Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство. На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира - непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес - комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http ://soshinenie.ru/

Возрождение - это переходный от Средневековья к культуре Нового времени период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах - конец XV - начало XVII вв.), эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто), 3)Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4)Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться ран небуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304-1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший
в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Оксфордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580- 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающийся представитель французского гуманиз-ма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтической тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой размышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом. Ренессанс подарил мировой культуре огромную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпторы, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

С определением основных черт связана хронология эпохи Итальянского Возрождения – Ренессанса . Время, в которое названные выше черты едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.). Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали в транзитной торговле. Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Ренессанса не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества.

Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка(1304-1374), писатель Дж. Боккаччо(1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.


Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.