Фразеологизм - бить баклуши. Что означает выражение "бить баклуши" Что означает бить баклуши

С течением времени многие слова и выражения в русском языке переосмысливаются и теряют значение. Чаще всего это происходит из-за того, что исчезают из обихода предметы и явления, называемые такими терминами. Из-за этого очень многие сочетания становятся часто совсем не связанными с первоначальным смыслом. Мало кто знает о том, откуда произошли обороты, которые все-таки часто употребляются в нашей речи. Например, выражение "бить баклуши" сейчас обозначает не совсем то, что в древности. Ведь существовал вполне реальный предмет - баклуша, и он часто использовался нашими предками. Поэтому и выражение это было всем понятно без объяснений.

Современное значение оборота

А что означает "бить баклуши" сейчас? Почти никто не понимает смысла этих называется фразеологизмом, или идиомой. Каждый современный человек знает, что если кто-то бездельничает, ничего не делает, то ему можно сказать: "Хватит бить баклуши!" Это выражение обозначает праздное времяпровождение, безделье и лень. В таком значении данное сочетание слов употребляется уже несколько веков. И про человека, который занимается ерундой, вместо того, чтобы работать, отлынивает от дела или выбирает занятие полегче, говорят: "Он бьет баклуши".

У такого сочетания слов есть несколько синонимов, например, бездельничать, лениться или лодырничать. Но в художественной литературе или в разговоре для усиления часто употребляют выражение "бить баклуши". И всем сразу ясно, какое отношение имеет говорящий к происходящему.

Что означало слово "баклуша"?

В древности данное слово было очень распространено и обозначало небольшие деревянные чурки, немного закругленные с одной стороны. Они служили материалом для изготовления посуды (чаще всего ложек) и другой домашней утвари. Дерево в те времена было самым распространенным материалом на Руси, почти каждый мастерил что-то для дома из него. Поэтому всем был знаком процесс изготовления баклуш. Этот предмет, а вместе с ним и слово, были привычными и знакомыми.

Было ли в древности выражение "бить баклуши"?

Оборот этот в таком устойчивом сочетании стал употребляться не так давно. Слово "баклуша" было известно всем, поэтому использовалось со многими словами. Почему же именно "бить баклуши"? Существует несколько версий происхождения выражения.

Менее распространенная, но наиболее правдоподобная - это версия о ночных сторожах. Они в старину обходили охраняемую территорию и стучали в колотушки, деревянные чурки, которые и назывались баклушами. Занятие это было несложное, не требовало особой квалификации и умений, нужно было просто присутствовать на работе. Поэтому, когда человек ничего не делает, сидя на работе, бездельничает, считается, что он бьет баклуши.

Еще одна не менее интересная версия - это происхождение выражения от названия любого мелкого водоема в Поволжье. Попав в такие озерца во время половодья, рыба зимой начинает задыхаться от недостатка кислорода. И если разбить лед, то часто она выпрыгивает сама. В большие морозы без особых усилий можно наловить много рыбы. Процесс такой рыбалки местные называют "бить баклуши".

Самая распространенная версия происхождения выражения

Но чаще всего можно встретить другое объяснение значения данного сочетания слов. Большинство ученых склоняются к мысли, что оборот "бить баклуши" раньше означал изготовление заготовки для деревянных ложек и другой посуды. Дерево было основным материалом для домашней утвари, поэтому и процесс битья баклуш был очень распространен. Это нетрудное занятие, не требующее особых знаний и умений. С таким делом легко справлялся даже десятилетний ребенок. Часто над таким трудом посмеивались, поэтому в современный язык выражение перешло в таком значении.

Как же происходил процесс битья баклуш?

Но на самом деле эта работа была не настолько простой, чтобы считать ее бездельем. Да, чтобы расколоть бревно на несколько плоских чурок, особого ума не надо. Но нужно было еще очистить бревно от коры, горбылей и всяких наростов, а также закруглить с одной стороны. Кроме того, очень важно было выбрать нужное дерево (чаще всего использовали осину или липу), из которого легче всего вырезать ложки.

Противники этой версии происхождения выражения аргументируют свое мнение тем, что к такой работе нельзя применить слово "бить". Но процесс изготовления баклуши на этом не заканчивался. Приготовленную чурку потом долбили специальным теслом, чтобы сделать углубление для ложки. Все это вместе и называлось "бить баклуши". С работой справлялись дети и подростки, легко изготавливая за день до 100 баклуш.

Где сейчас можно попробовать бить баклуши

Конечно, каждый, кто любит побездельничать, кто на работе отлынивает от дел и пьет очередную чашку кофе или болтает с коллегами ни о чем, бьет баклуши. Но, говоря о таких людях, мы употребляем это выражение в переносном смысле, в его устойчивом сочетании. А возможно ли на самом деле попробовать бить баклуши? Да, возможность такая есть.

В Ярославской области - в старинном селе Семибратово - имеется музей. Именно там можно научиться знаменитому русскому промыслу - бить баклуши. Вы не только познакомитесь со всем процессом, но и попробуете проделать его самостоятельно. А после этого сможете определить, по плечу ли вам такое "простое" занятие - бить баклуши. На самом деле для современного человека это сложно, и выражение будет вами восприниматься уже по-другому.

Кроме того, в музее можно посетить мастер-класс знаменитых ложкарей и увидеть своими глазами, как баклуша превращается в красивую ложку. Каких только ложек там нет! Они отличаются не только росписью и внешним оформлением, но и формами, размерами и даже названиями.

Значение и происхождение самых распространенных изучают в школе. Но не каждый человек может объяснить, что значит "бить баклуши". Если слово вышло из употребления, то его значение забылось, и теперь только такие музеи, как в Семибратово, помогают сохранить историю и культуру народа. Однако значение нужно знать каждому человеку, который хочет использовать все возможности великого русского языка.

Многие с детских лет помнят выражение бить баклуши, которое повторялось взрослыми при обращении к детям с призывом перестать бездельничать и заняться делом («Хватит бить баклуши»), встречалось на страницах школьных учебников, не раз произносилось героями книг и фильмов.

Возможно, некоторые слышали самую популярную версию происхождения этого фразеологизма, но далеко не все знают, что версий существует несколько. Попробуем разобраться в значении фразеологизма «Бить баклуши».

Смысл фразеологизма хорошо известен: бить баклуши означает бездельничать, отлынивать от работы, ничего не делать. В словарях даётся с пометкой «разг.» - разговорное, «неодобр.» - неодобрительное выражение.

В качестве синонимических приводятся фразеологизмы: валять дурака, гонять лодыря.

Однако современное значение фразеологизма «Бить баклуши» не полностью совпадает с изначальным. Чтобы понять, какие оттенки значения сейчас утрачены, нужно обратиться к происхождению этого устойчивого выражения.

Значение слова «баклуши»

Баклуша – слово, бытовавшее в обиходе Древней Руси и России XVIII – XIX вв. Сейчас оно является устаревшим в связи с изменениями особенностей повседневной жизни.

Хорошо известно, что большинство предметов быта, домашней утвари изготавливалось на Руси из древесины. Баклуша – это обрубок древесины, специально подготовленный для последующей работы с ним и создания на его основе различных предметов, необходимых в хозяйстве, например, ложек, мисок, статуэток и многого другого. Крестьяне в основном использовали берёзовое, осиновое, сосновое дерево.

Происхождение фразеологизма «Бить баклуши»

В настоящее время самой известной версией происхождения фразеологизма является следующая. Изготовление баклуш считалось делом очень лёгким, которое под силу даже ребёнку, так как не требовало мастерства или физических усилий. Поэтому выражение «бить баклуши» означала не «бездельничать», а «выполнять лёгкую работу».

Вторая версия не менее популярна. Она связана с названием игры, весьма популярной у детей в давние времена. Суть забавы заключалась в том, чтобы составить определённые фигуры из деревянных брёвнышек (баклуш), например, домики, ворота, лестницы. Затем нужно было взять деревянную палку, отойти на приличное расстояние и метнуть палку так, чтобы разбить фигуру, а все брёвнышки оказались упавшими. Такое развлечение напоминало современную игру «городки». То есть выражение «бить баклуши» имело смысл: развлекаться, заниматься несерьёзным занятием.

Третий вариант происхождения тоже связан с игрой, но несколько иной. Часть учёных придерживается мнения, что фраза связана с детской осенней забавой. Во время первых заморозков на лужах образуется тонкий лёд. Дети, выходя на улицу, разбивали его палками, веселясь от свежего морозца и возможности посоревноваться в ловкости. Такое занятие не могло считаться важным. Поэтому бить баклушами лёд означало несерьёзное и ненужное, с точки зрения взрослых, дело.

Языковеды высказали и четвёртую идею о том, откуда же взялся фразеологизм «Бить баклуши». На Руси сторожа, а иногда и полицейские, обходили вверенный им для охраны участок, стуча деревянными палками. Таким способом они отпугивали воров и показывали, что место под надёжной охраной. Разумеется, крестьяне, ремесленники, жившие тяжёлым трудом, считали такую работу лёгкой. Отсюда пошло выражение «бить баклуши» в значении – выполнять лёгкую работу.

Таким образом, значение фразеологизма «Бить баклуши» менялось с течением времени. Из первоначального смысла «выполнять лёгкую работу», «развлекаться, забавляться, заниматься несерьёзным делом» перешло в окончательный вариант в виде: «бездельничать», «ничего не делать».

Рассмотрев все версии происхождения выражения «Бить баклуши», вы теперь лучше понимаете не только его смысл, но и историю появления этого фразеологизма. В нашем блоге вы найдете объяснение и многих других похожих выражений.

Баклуши бить – это не работу работать ! Вот так примерно можно услышать в свой адрес бездельнику, что целыми днями слоняется от скуки, не прилагая ни к чему рук. Одним словом – ! Откуда эти баклуши взялись и почему их именно – бьют? Почему так говорят?
Сразу же скажем, что баклуши – это деревянная заготовка, из которой потом ложкари вырезают свои ложки, да и другую домашнюю утварь, как мелкую, так и покрупнее.

Кто на Руси бьёт баклуши?

Практически всю Русь, да и близ прилегающую Азию баклушники из Семёновского уезда Нижегородской губернии обеспечивали щепяным товаром, или, как ещё называли «горянщиной». Здесь и лопаты, оглобли, лотки для разносной торговли, совки, да мелочёвка всякая домашняя- ковши для кваса, да пива, ложки, миски, кадки, разные чашки, половники да вёдра – всё это называют щепяным товаром.

Но, прежде чем появиться ему в доме, должен был кто-то сделать заготовки для мастеров – сходить в лес, выбрать правильное дерево, срубить его, обтесать, просушить не один раз…. Занимались этим баклушники, которые даже стеснялись своего промысла – ведь дальше, чем выбить баклушу из осины, они ничего не делали.

Вся та красивая утварь, что уходила потом в народ, создавалась уже более умелыми руками, и не гоже было этим мастеровым рукам лазить по лесным низинам в поисках подходящего пня.

Баклуши выбивали не только из осины, но и из берёзы, клена. Лучше всех – кленовая, потом осиновая, и меньше всего ценилась берёзовая.

Нижегородская губерния богата была зарослями осины, не приметным и не любимым в народе деревом. Серая листва, унылая внешность навевает тоску, и в народе говорили, что в осиновом лесу можно только удавится. А мужику с топором там самый промысел — желтоватая древесина осины податливая, словно воск: хорошо стругать её, вырезать из неё, что хочешь. И при этом она не трескается и не коробится от времени.

Оболванить шабалу до баклуши

Вот уж выраженьице, так и тянет на ненормативную лексику. А тем не менее, всё это термины рабочего процесса!

Найти нужное дерево знает только грамотный баклушник. Подсекая каждое дерево почти у корня, он смотрит на цвет и, если что-то не нравится, оставляет это дерево погибать. Подходящее дерево тут же валит, срубает и сучьи, макушку. Здесь же, в лесу, разделает дерево так точно, словно по линейке, оставив его третью часть и рыхлую сердцевину за ненадобностью гнить в сыром лесу.

Готовые плахи – шабалы складываются в лесу на продув и просушку, а осенью везут до дому. Уж потом эти шабалы оболванивают до состояния той самой баклуши, которую снова надо просушивать.

Вот и получается, что в промежутках от вырубки осины до выбитой баклуши, мужик как будто и не занят другим ремеслом – шатается по деревне без дела. Так и завелось говорить, что раз нечего делать человеку- так значит он бьёт баклуши.

А по сути – всё ложкарное, щепяное мастерство с баклуш и начинается. И, если заготовки окажутся плохими, то и кувшин да миска вскоре треснут и будут протекать.

Поэтому, заготовить правильные баклуши – иметь . И тем более, если продать их в безлесье. Именно с этой работы и начинается токарное мастерство.

В настоящее время выражение «бить баклуши» идиомой, или фразеологизмом. Если кто-то ничего не делает, бездельничает, ему говорят: «Хватит бить баклуши!» Это выражение означает безделье, праздное времяпровождение и лень. Именно в таком значении это сочетание слов употребляется людьми уже несколько столетий. И про человека, занимающегося ерундой, вместо того, чтобы поработать, выбирает занятие полегче или отлынивает от дела, можно сказать: «Он бьет баклуши».

У данного сочетания слов имеется несколько синонимов - к примеру, лениться, бездельничать или лодырничать. Однако в разговоре или в художественной для усиления выразительности речи нередко употребляют это выражение. И сразу становится ясно, какое отношение имеет к происходящему говорящий.

Что означало слово «баклуши» в древности

В слово «баклуши» было довольно распространено. Оно означало деревянные небольшие чурки, слегка с одной стороны. Из этих предметов изготавливали посуду (чаще всего ложки) и другую домашнюю утварь. В те времена дерево было на Руси наиболее распространенным материалом, почти каждый что-то мастерил из него для дома.

Употреблялось ли в старину выражение «бить баклуши»?

Распространенное выражение «бить баклуши» стало употребляться не так давно. Само слово «баклуша» на Руси было известно всем, а потому оно использовалось со многими другими словами.

Существует несколько различных версий происхождения выражения. Наиболее правдоподобной считается версия о ночных сторожах, которые обходили охраняемую территорию, стуча в деревянные чурки, колотушки, которые назывались баклушами. Это занятие было несложное, оно не требовало особых умений и квалификации, требовалось просто присутствие сторожа на работе. Вот почему, когда человек ничем не занят, бездельничает на работе, говорят, что он бьет баклуши.

Другая версия утверждает, что это выражение происходит от названия любого мелкого водоема, который находится в Поволжье. Рыба, попав в во время половодья в такие озерца, зимой задыхается от недостатка кислорода. Если разбить лед, она может выпрыгнуть сама. Поэтому в большие морозы можно без особого труда наловить много рыбы. Процесс такой несложной местные жители называют «бить баклуши».

Но чаще всего встречается другое объяснение значения этого сочетания слов. Многие ученые склоняются к мнению, что оборот «бить баклуши» ранее обозначал изготовление заготовок для деревянных ложек и дпрочей посуды. Это нетрудное занятие, которое не требует особых умений и знаний. С таким делом без труда справлялся даже 10-летний ребенок. Зачастую люди посмеивались над таким трудом, а потому в современный язык выражение перешло в именно в этом значении.

Как в старину происходил процесс битья баклуш

Тем не менее, эта работа была не настолько уж простой, чтобы можно было считать ее бездельем. Конечно, чтобы расколоть бревно на несколько чурок, особого ума не нужно. Но необходимо было также очистить бревно от коры, наростов, горбылей, закруглить его с одной стороны.

Ко всему прочему, важно было выбрать определенное дерево (обычно использовали липу или осину), из которого удобнее всего вырезать деревянные ложки. Да и сам процесс изготовления баклуши на этом вовсе не заканчивался. Приготовленную чурку затем долбили специальным теслом, делая углубление для ложки.

На первый взгляд, фразеологизм «бить баклуши» вполне понятен.

Но, как часто бывает с фразеологизмами, возникшими в далеком прошлом, его исходное значение неочевидно .

Значение фразеологизма

Бить баклуши – бездельничать, праздно проводить время, ничего не делать

Фразеологизмы-синонимы: валять дурака, гонять лодыря, палец о палец не ударить, считать ворон , плевать в потолок, лентяя праздновать, сидеть сложа руки, слонов гонять, болтаться без дела, бить балду, спустя рукава .

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • twiddle (one"s) thumbs (английский язык)
  • se tourner les pouces (французский язык)
  • auf der Bärenhaut liegen (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

Имеется несколько версий происхождения этого фразеологического оборота. И это, по-моему, самое интересное в нем.

  • Согласно основной версии, первоначально выдвинутой В. И. Далем, под баклушами понимались заготовки (чурки) для изготовления таких изделий как деревянные чашки, а сам процесс колки (битья) баклуш представлялся несложным делом, не требующим специальных умений. Так, в «Пословицах русского народа» Даля уточняется, что под баклушами понимаются чурбаны, из которых точат деревянные чашки. Чаще под баклушами понимаются заготовки для изготовления любой небольшой деревянной посуды. В целом под «баклушечным промыслом» понимался следующий набор операций: первоначально расколоть полено вдоль на несколько частей (плах), закруглить их снаружи и выдолбить изнутри.
  • Позднее В. М. Мокиенко была выдвинута версия, что под баклушей следует понимать чурку, но используемую при игре в городки или бабки (имеется выражение «бить бабки»): эти чурки, сложенные в определенные фигуры, сбивают (бьют) битой. Соответственно, такое занятие могло символизировать безделье, пустую трату времени.
  • Предположили также, что баклуши - это музыкальный инструмент, по которому бьют деревянными клюшками.
  • Наконец, еще одна версия исходит из того, что баклушами раньше называли называли замерзшие лужи или пруды. И выражение «бить баклуши» произошло оттого, что дети любили разбивать (бить) лёд на таких баклушах.

Позволю себе высказать мнение, что наиболее правдоподобна первая версия о битье баклуш для изготовления деревянной посуды. Оно основывается на следующих аргументах:

  • Основной аргумент против первой версии, выдвинутый В. М. Мокиенко, состоит в том, что значение «бездельничать» не могло появиться на основе ассоциаций с полезной, хотя и лёгкой работой. Но мне кажется важным учитывать то, что колка и черновая обработка чурок (баклуш) занимала намного меньше времени, чем последующее изготовление из них готовых изделий (поскольку уровень механизации работы был минимальный). Соответственно, получается, что значительную часть времени баклушечники должны были простаивать, чтобы не нарушать единого производственного процесса «заготовки - изделия». Поэтому вполне правдоподобным выглядит представление о том, что со стороны их работа выглядела как преобладание безделья.
  • Против второй версии имеется три возражения: во-первых, саму игру в городки трудно назвать бездельем, это занятие, требующее сноровки и физических усилий; во-вторых, выражение «бить баклуши» явно ассоциируется с бездельем как уклонением от взрослой работы, а не с бездельем как игрой или каким-либо еще видом праздного времяпровождения; в третьих, странновато активное использование в языке двух разных, но близких по звучанию выражений («бить баклуши» и «бить бабки») для обозначения одной и той же игры в городки.
  • В третьей версии связь игры на этом редком музыкальном инструменте с бездельем вообще непонятна.
  • Основной аргумент против четвертой версии - взрослый, рабочий, а не детский контекст традиционного употребления выражения «бить баклуши». И опять же, речь в данном случае идет скорее не о безделье как таковом, а о достаточно энергичном «детском труде».

Примеры из произведений писателей

Ты всегда к ней можешь приехать, и принять тебя она должна с честью; ты не баклуши бить, не лясы точить; ты за своим делом, кровным (А.Н. Островский, «Волки и овцы») - кстати, цитаты Александра Островского

Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне аклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться (Л. Н. Толстой. Детство)

Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить. Много набил, целую кучу. Пришёл водяной и удивился: -Ты что это вытворяешь? - Баклуши бью, как вы приказали. - А на что мне баклуши? - Почесал мужик спину: - Ложки из них делать (А.Н. Толстой, «Водяной»)

Ведь он не баклуши бил, он трое суток оперировал, и его кололи кофеином, чтобы он не заснул стоя (Ю. Герман, «Дорогой мой человек»)

Хлопнула дверь, дежурный по станции, проводя поезд, ушёл в свою каморку бить баклуши (В. Ерофеев, «Трёхглавое детище»)