Из «Повести временных лет. Кий, Щек, Хорив, сестра их Лыбедь - Кто основал Киев? Летопись сестра лебедь и братия

Кий, Щек и Хорив

по преданиям, отразившимся в русских летописях 11-12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трёх поселений, позже составивших город Киев . Существование на территории Киева нескольких поселений, к 9-10 вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Сохранились предания о полянском князе Кии, который был с почётом принят в Константинополе императором и основал город на Дунае.

Лит.: Каргер М. К., Древний Киев, т. 1, М. - Л., 1958; Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963].


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Кий, Щек и Хорив" в других словарях:

    По преданиям, отразившимся в рус. летописях 11 12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на терр. Киева неск. поселений, к 9 10 вв. слившихся в один город, подтверждается… …

    По преданиям, отразившимся в русских летописях XI XII вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории Киева поселений, к IX X вв. слившихся в один город,… … Русская история

    Легендарный основатель города Киева. Начальная летопись рассказывает, что в племени полян были три брата, Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедва. Братья сидели на трех горах, построили город и назвали его, в честь старшего, Киевом. Далее, летопись… … Биографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кий. Памятник основателям Киева Кий легендарный лидер восточных с … Википедия

    Начальная летопись рассказывает, что в племени полян были 3 брата, Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедва. Братья сидели на 3 горах, построили город и назвали его, в честь старшего, Киевом. Далее, летопись передает другую легенду, будто Кий был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По преданиям, один из князей племенного объединения полян; см. Кий, Щек и Хорив … Советская историческая энциклопедия

    Один из трёх братьев князей полян (См. Поляне); см. Кий, Щек и Хорив …

    Один из трех полулегендарных братьев князей, основателей селения на месте будущего Киева, см. Кий, Щек и Хорив … Советская историческая энциклопедия

    См. Кий, Щек и … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сквозь времена , Николай Плотников. Сборник исторических повестей Н. Плотникова содержит четыре повести времен Киевской Руси. Опираясь на исторические факты (летописи, хроники и другие архивные документы), автор дает простор…
  • Славяне на пороге цивилизации. 679-800 гг. , Алексеев Сергей Викторович. Книга историка С. Алексеева посвящена одному из самых сложных и напряженных периодов в истории европейского славянства - второй половине VII - VIII в. В это время на Балканском полуострове…

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был установлен в 1982 году в честь 1500-летия Киева в Наводницком парке (до 1993 года – парк имени В.М. Примакова) недалеко от моста Патона. Официальное название монумента – «Парящая Лыбедь», хотя чаще всего его называют «памятник основателям Киева» или просто «Ладья».

Скульптурная композиция представляет собой ладью, плывущую по волнам, на корме которой с луком, стрелами и копьями стоят три брата – Кий, Щек и Хорив, а на носу ладьи, раскинув руки как крылья, возвышается стройная женская фигурка – сестра Лыбедь. Одежда ее развевается на ветру, она словно парит как птица. Монумент окружен бассейном с фонтаном.

Легенда гласит, что князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на правом берегу Днепра город и нарекли его в честь старшего брата Киевом. Как писал Нестор Летописец в «Повести временных лет»: «И были три брата: один, по имени Кий, а другой – Щек, а третий – Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом».

Автор монумента – скульптор Василий Бородай является автором многих известных памятников. Таких как , на бульваре Шевченко и в Мариинском парке.
В феврале 2010 года памятник «Парящая Лыбедь» разрушился – откололась задняя часть Ладьи с двумя братьями Щеком и Хоривом. Но ко дню города в том же 2010 году памятник был отреставрирован. Ходили слухи, что разрушение памятника стало роковым ударом по здоровью пожилого скульптора. Побаиваясь за самочувствие Василия Захаровича, родные несколько дней не говорили ему об этом. По трагическому стечению обстоятельств скульптор умер 19 апреля 2010 года.

Наводницкий парк – одно из самых популярных мест для свадебных прогулок и фотосессий. У молодоженов даже существует традиция, связанная с памятником-ладьей. Пара, стоя спиной к памятнику, должна забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, их семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Интересно, что в Киеве существует . Уменьшенная копия памятника находится на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на Вознесенском спуске.
Рядом с монументом основателям Киева в августе 2010 появилась еще одна скульптура, полюбившаяся молодоженам. Это – . На нем невесты с женихами повязывают ленточки и загадывают желания.

СКАЗАНИЕ ПРО ТРЁХ БРАТЬЕВ - КИЯ, ЩЕКА, ХОРИВА И СЕСТРУ ИХ ЛЫБИДЬ

Древние времена не стало Русам покоя на Дону-реке, и собрались тогда князья-братья и сестра их Лыбидь держать совет со своими Родами.

Нет больше мочи тут жить, - рек Кий, - у нас людей больше гибнет, чем рождается и конца-краю войне не видно.

Едва от одних врагов отобьёмся, другие идут, и всё со свежими силами, - добавил Щек.

Надобно уходить в тихие земли, - отозвался Хорив, - где можно спокойно жить, хлеб сеять и скот разводить.

А некоторые Старейшины, седобородые Деды, вздыхали:

Когда-то ушли мы из Ябулаки к Дону, принесли семена, яблочки посадили, а теперь, выходит, кто-то другой их есть будет?

Ежели жить хотим, уходить надобно, - говорили иные, - и в другом краю сады яблочные и лозу виноградную посадим. Ведите нас, князья-братья!

И велели братья своим людям в дальний путь собираться и идти к Карпат-горе и на Дунай.

И вспоминали братья-князья своего отца Орея, которого давно уже не было на свете, помер он ещё до того, как Русы пришли на Дон. А теперь из-за войн и Мора опять надо идти иные земли искать.

Поплакали бабы и старики, что не придётся помереть на родной земле, да делать нечего, собрали добро, сложили на возы и пошли-поехали за братьями на закат Солнца великого. И первыми Щек с Хоривом за Карпат-гору ушли, а за ними и Кий с сестрою в поход отправились.

Долго шли они степями дикими и претерпевали многое от людей недобрых, а чтоб обороняться от всяких разбойников, двигались порядком таким: впереди князь с дружиной, потом возы в два ряда справа и в два ряда слева, сзади тоже дружина ратная, и по бокам - всадники. А посредине между возами шли пешие, кому на возу не сиделось и хотелось ноги размять. А на возах ехали старцы, жёны, дети, хворые люди, а также овцы с ногами связанными, потому как не могут овцы сами ходить далеко.

Так шли они до самого вечера, потом останавливались у воды. Поили скот, пили сами, собирали сухую траву для костра, рубили кусты и ставили в больших котлах варить вечерю для всех людей. Стан на ночь окружали возами, а скотину держали у берега, чтоб ела траву свежую и пила воду чистую, сколько хотела. А на полгона дальше в степь высылали дозорных. У берега всю ночь горело кострище, и при нём был Огневой или Баба-коструня, и те следили, чтоб не погас огонь.

В реке на ночь от берега до берега протягивали сети, а утром на Зорьке вынимали рыбу, пекли на угольях и готовили варево на снеданок.

Потом снимались и прежним порядком шли всё так же на заход солнца. В обед только на час останавливались, а потом опять шли до вечера.

И шли Пращуры по степи, и возы могли ехать, потому как всадники впереди прибивали траву высокую, и она не наматывалась на колёса.

И не раз и не два на пути встречались враги и хотели пограбить Русов, да были всадники начеку и разгоняли гостей непрошенных.

Так дошли Русы до Гнилого Болота, а там - ни травы доброй, ни воды питьевой. Скотина стала реветь от жажды и голода, и Кий велел дать ей понемногу воды из тех мехов, что для себя везли и покормить просом. Никто из людей не возражал, одначе все остались без питья и еды. И многое претерпели люди в дороге той, и многие по пути умерли от хворобы всякой, жажды и голода.

И пришли они к Ставрам. Послал Кий гонцов, те вернулись и сказали, что Ставры сами голодуют и не могут дать ни проса, ни хлеба, а только воды и соли сколько угодно, да ещё капусты кочанной. Отправил Кий людей с возами к Новгороду Ставрскому, и те привезли припасы, да ещё прикупили малость гречки.

И опять долго шли, и много страданий на их долю выпало, да крепились люди и друг-дружку поддерживали. А когда дошли до Непры, в море бегущей, то стали на берегу в страхе, потому как нигде, кроме Волги, такой могучей реки не видывали.

И велел Кий-князь деревья на берегу рубить, строить большую лодию и перевозить людей. И вскоре все оказались на другом берегу, и пошли дальше к Дунаю.

А когда пришли на Дунай, то не смогли там осесть, поскольку встретили много врагов. И пошли они наТышу-реку и поставили град Киевец-Дунаевец. Да и там из-за Волохов не смогли долго жить. И тогда отошли назад, к Непре, и поставил Кий иной град Киев.

Оттуда и пошла земля русская Киевская, богатая и славная на Славуте-Днепре.

И слава о князе Кие не умрёт никогда, вовеки!

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Хоть бы сестру завели под видом горничной или врача под видом одного из полковников - все-таки человеку 72 года! На следующее утро, четвертого, кому-то пришла в голову идея, нет ли вдобавок ко всему инфаркта миокарда. Из больницы прибыла молодая врачиха, сняла

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Гибель одного из трех братьев Да не три брата родныих в одном полку служили,Во тем полку было Преображенском, в первойроте гренадерской.Да большой брат служил майором,А средний брат служил есаулом,А по-солдатскому назван капитаном,Самый меньшой брат служил

Из книги Тайна гибели Бориса и Глеба автора Боровков Дмитрий Александрович

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу* *Анонимное сказание Господи, благослови, отче! - «Род праведных благословится, - говорит пророк, - и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской

автора

3. Отон приходит к власти посредством женщины, а Годунов - «через» Ирину, якобы свою сестру Вот что говорит Светоний о возвышении Отона. «После смерти отца он подольстился к одной СИЛЬНОЙ ПРИ ДВОРЕ вольноотпущеннице и даже притворился влюбленным в нее, хотя она и была уже

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

9. Появление трех самозванцев, трех Лже-Неронов Это - три «Лже»-Дмитрия в Руси-Орде конца XVI - начала XVII века Как мы уже поняли, «античный» Вителлий накладывается на «Лже»-Дмитрия Первого. В то же время Светоний почему-то не называет напрямую Вителлия самозванцем,

Из книги Золото скифов: тайны степных курганов автора Янович Виктор Сергеевич

5. Скифские прототипы Кия, Щека и Хорива Археологические данные свидетельствуют о том, что на территории Киева поселения существовали со времен палеолита, а непрерывно - начиная с IV тысячелетия до н. э. Однако поселения, ведущие натуральное хозяйство, не могут считаться

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

30 О том, что (Тиграм) отправил свою сестру Тигранухи в Тигранакерт; об Ануйш, первой жене Аждахака, и о поселении пленных Повествуется также о том, что после такого исхода событий Тигран с царскими почестями и с огромной свитой отправляет свою сестру Тигранухи в Армению, в

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

«Война трех братьев» Но если смерть Людовика Благочестивого никого не огорчила, то она не принесла и радости: умиротворения не получилось. Карл Лысый. Миниатюра из «Библии Карла Лысого»Теперь на исторической арене оставались три брата: Лотарь, Людовик и Карл.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 40. О том, что, на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме Константин уже окончил тридцатилетие своего царствования и трех сынов в разное время провозгласил василевсами.

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Сказание о потопе - вовсе не еврейское сказание Но вот что особенно интересно: сказание о потопе вовсе не еврейское сказание, а значит, не «божье откровение». Оно пришло к евреям из другой страны, от другого народа. Оно записано в ассирийских книгах. И записано еще за

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

13. О ВОЗНИКНОВЕНИИ КИЕВА СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЛЕГЕНД. ОДНУ ИЗ НИХ ОЛЕСЬ БУЗИНА РАЗУКРАСИЛ ТЕМ, ЧТО НАЗВАЛ КИЯ, ЩЕКУ И ХОРИВА БАНДИТАМИ О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

автора Аверков Станислав Иванович

17 О возникновении Киева существует множество легенд. Одну из них Олесь Бузина разукрасил тем, что назвал Кия, Щеку и Хорива бандитами О долголетии Киева задумывались многие государственные и не государственные деятели.В 1970 году в Киеве была издана книга тогдашнего

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

18 Специалист по восточным народам академик Н.Я. Марр нашел родовое гнездо Кия, Щеки и Хорива где бы вы думали? Конечно, в Армении Никола?й Я?ковлевич Марр родился 6 января 1865 года в Грузии, в Кутаиси. Он был видным российским и советским востоковедом, а также и кавказоведом,

Из книги Война детей автора Штемлер Илья Петрович

«ГРИГОРЬЕВ САША ИЩЕТ СВОЮ СЕСТРУ РАЮ» К вечеру дом наполняется, как таз водой. Постепенно. С первого этажа по четвертый.На первом живут студенты техникума – они приходят раньше всех, и почему-то одни девочки. Лишь два мальчика в очках. На втором – преподаватели, они

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

14. О СМЕРТИ КИЯ, ЩЕКА И ХОРЕВА и о наследии их по них. ЕГДА ЖЕ КНЯЗИЕ Российскии трие братия, Кий, Щек и Корев, или Хорев, по довольном княжении своем над Россами, живот смертию премениша; по них кто бы на месте их градом Киевом природным свойством господствовал, велие о сем

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кий, Щек, Хорив и Лыбидь Кий в восточнославянской мифологии герой, первопредок, родоначальник племени полян. Кий – мужской символ оплодотворения; можно предположить, что называться этим именем удостаивались выдающиеся персоны, коих уважал народ, старшины рода, князья. В

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был открыт в мае 2017 года на Почтовой площади. Он находится в верхней части пешеходной зоны, которая выходит на Владимирский спуск.

До этого в столице уже было два монумента легендарному основателю города Кию и его братьям с сестрой – в Наводницком парке и на Майдане Незалежности. Новый объект на Почтовой площади интересен тем, что основатели столицы Киевской Руси изображены в виде маленьких детей.

Композиция состоит из четырех бронзовых фигурок малышей. Трое мальчиков – прообразы Кия, Щека и Хорива голышом играют с бумажными корабликами на карте Киева. Основанием композиции служит стилизованная карта столицы. Фигурка Кия выглядит самой высокой – его руки подняты вверх. Щек стоит глядя на кораблик в своих руках. Хорив, сидя на корточках, пускает свой кораблик по Днепру.

Фигурку маленькой девочки – сестры Лыбедь можно сразу и не заметить. Она сидит чуть в стороне на бронзовой лавочке, наблюдая за братьями. Малышка Лыбедь с цветочком в волосах машет братьям рукой. Рядом с ней на скамейке тоже стоит кораблик.

Автор необычной скульптурной композиции – художник Владимир Журавель. Идея памятника возникла у него восемь лет назад, когда он лепил скульптуру своего маленького братика Миши. Тогда ему и пришла идея создать групповую композицию, персонажами которой были бы малыши.

Скульптор за свой счет отлил фигурку князя Кия из бронзы. Над его образом он работал дольше всего – восемь месяцев, изучая анатомическое строение тела ребенка. Хорив и Щек были созданы быстрее – за четыре и два с половиной месяца. На Лыбедь ушло полтора месяца. Лицо Кия скульптор лепил с младшего брата Миши.

В бумажных корабликах, которые три брата пускают по Днепру, скрыт символизм. По словам автора: «Кораблик – это символ души. У каждого есть свой кораблик. Кто-то держит, кто-то пускает, а кто-то уже отпустил – есть определенное соотношение».

Карта Киева, на которой стоят малыши Кий, Щек и Хорив, представляет собой отдельное произведение искусства. На бронзовой плоскости в деталях изображены самые известные столичные достопримечательности. На карте отмечены улицы, парки, горы, озера, мосты. А также пронумерованы и вынесены в отдельный список 180 достопримечательностей – памятники архитектуры, храмы, музеи, парки, театры, фонтаны.

По периметру карты можно прочесть отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца об основании Киева.

Как гласит древняя легенда, у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата – Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, получившей название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем возвели они град во имя брата своего старейшего и нарекли град Киевом.

В 4-5 километрах от Почтовой площади вниз по течению Днепра находится , в народе – Ладья. К нему по традиции приезжают в день свадьбы молодожены, чтоб, стоя к памятнику спиной, забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Владимир Журавель надеется, что и к его творению будут приходить загадывать желания. Тем более, что у нового памятника уже родилась своя легенда: если пара хочет, чтоб у них родилась дочь, нужно погладить по голове Лыбедь, а если сын – положить руку на голову одного из маленьких князей. Ну, а если дотронуться сразу до двоих – будет двойня.

Название: Детский памятник основателям Киева
Дата: май 2017
Адрес: Киев, Почтовая площадь

Детский памятник основателям Киева на карте Киева

Извечный вопрос, когда и кем был основан Киев , требует уточнения: в каком качестве и смысле. Известно, например, что поселения на месте нынешнего Киева были еще 20 тысяч лет назад. А может быть, речь идет о грозной столице Сарматии, приблизительно в конце первого тысячелетия до нашей эры. «Столица Сарматии Метрополия находится на Днепре . Недалеко от нее Амадока и Азагарий» - так писал Клавдий Птолемей. К слову, Амадок и Азагарий соответствуют нынешнему Любечу и Чернигову. Не лишним будет вспомнить и то, что в IV в. при отце Аттилы, царе Мундиухе , на этом месте была ставка, главный центр Великой Гуннии .

И все-таки, разве не следует считать родоначальником Киева того, кто первым предрек великий Город, что призван стать духовной твердыней христианского мира. Было это в 55 г. н.э., когда святой апостол Андрей , проповедуя в Скифии имя Спасителя , воздвиг на киевских горах крест. Так, по аналогии, уходят в тьму веков поселения на месте Иерусалима. Но существенно то, что сам Бог избрал Иерусалим. Много раз город разрушался до основания. В 135 г.н.э. на его месте провели плугами борозды в знак того, что с Иерусалимом покончено раз и навсегда. Но стоит, и будет стоять Иерусалим - центр трех религий. Так и Киев. Шесть раз он выгорал дотла… Готы, печенеги, половцы, монголы, татары-крымчаки… Сколько их было, пришлых, где они теперь, словно и не было вовсе. А Киев жив! Так было, так будет…

Но вернемся к Кию. Кем был этот человек, кому мы обязаны самим именем Города? Нестор называет Кия перевозчиком, т.к. бывший в старину перевоз звался Киевом. Летописец указывает на то, что Кий начальствовал в роде своем, ходил в Константинополь и приял великую честь от царя греческого. Иные историки полагают, что Кий происходил из восточнославянского племени хорватов, находившегося в беспрестанной борьбе с аварами. Именно эта вражда и стала поводом для встречи с византийским императором, который помог поднять восстание против аварского кагана. Эти две взаимоисключающие легенды сходятся только в одном - Кий был принят императором Константинополя. И кого же принял греческий царь - перевозчика, даже старшего в своем роде? Хорватского военачальника, успехи и поражения которого ничем не грозили Византии?

Иное дело - посланник Великой Гуннии , чья воля читалась как закон. Как уже говорилось, на Киевских холмах размещалась главная ставка гуннов не только при Мундиухе, но и во времена Аттилы. Ряд исследователей полагают, что Аттила родился именно здесь, и отсюда диктовалась его воля, здесь вершились судьбы целых стран и народов.

Принимая эту версию, легко согласиться с теми, кто отводит Кию роль правой руки Аттилы, его верного друга и соратника. Руськолуньский князь Кий - второе лицо в государстве, фактический управитель столицы. После смерти Аттилы и Кия, многие десятилетия Киев оставался в руках племени руськолунии (иное название - роксоланы). Их князья - потомки Кия - Лебедян, Веренез, Велек, Сережень, последовательно правили Киевом и окрестными землями.

Но внимательный читатель вправе спросить: «А где же в этой истории братья Кия - Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ?». Каждый киевлянин покажет вам гору Щекавицу и гору Хоривицу, и даже расскажет о том, что река Лыбедь была когда-то судоходной. Неужели имя Киева, горы Щекавицы и речки Лыбедь, впадающей в Днепр, могли подать мысль к сочинению басни о трех братьях и их сестре? Что ж, примеров таких немало. Греческая мифология из некоторых географических названий составила целые истории и жизнеописания. Иными словами, возникает неизбежный вопрос: Кто или что было первым - человек, ставший героем легенды, или легенда, придумавшая человека.
И сегодня большинство историков отказываются видеть в Кие, Щеке и Хориве основателей Киева. Памятуя о том, что Киев творился по образу и подобию Иерусалима, ученые указывают на библейское происхождение ряда киевских названий, в частности, горы Хоривицы. Вспомните: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Малиамского. Однажды повел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Вторая Книга Моисея. Исход) Господь явил себя Моисею и сказал: «Я буду с тобою вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей, желая удостовериться, что перед ним действительно Бог, попросил явить чудо. И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?» Он отвечал: Жезл. Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змия.

Одно из значений имени Кия - жезл, посох. Щек по старославянски - змий, дракон. Иными словами и Хорив (г.Хорив), и Щек (змий), и Кий (жезл), говорят в пользу такого толкования легенды о трех братьях.

Так все-таки был на самом деле Кий или нет? Обратимся снова к Нестору-летописцу: «На возвратном пути (из Константинополя), увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем; но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом». Интересно, что на факте существования городка Киевец сходятся многие ученые. Расхождение лишь в одном - то ли Кий шел из Константинополя в Киев уже построенный, то ли, покинув Киевец, где не смог закрепиться, двинулся в Поднепровье, где и заложил Киев.

Это и многое другое, в частности раскопки на Старокиевской горе, где были найдены останки древнейшего городища VII в., убеждают в том, что Кий - воин, основатель города и его правитель - фигура историческая.

Другое дело «Щек, Хорив и сестра их Лыбедь». Происхождение этих имен приписывают более позднему времени. Возможно, речь может идти о периоде, когда в Киев (VIII в.) вошли хазары. Именно тогда Киев стал Гаонатом - духовной академией иудаизма. Творение Киева, как второго Иерусалима, точнее по его библейскому образу, возможно и стало поводом к называнию одной из киевских гор Хоривом, а другой Щеком (в память о превращении жезла в змия). Само название Киев, могло восприниматься как знак, подсказка, указание свыше. Жезл, посох - символ, знамение. Со временем, гора Хорив превратилась в Хоривицу, Щек в Щекавицу, а река Лыбидь дала имя сестре трех основателей города.

Одного мы никогда не узнаем: как же на самом деле звали Кия, была ли это имя дано ему от рождения, или так звали его современники за ратную доблесть (жезл) и склонность к путешествиям (посох). В старину говорили: “По-суху с посохом, по-морю поплывом.”

А все-таки мне нравится легенда о Кие-перевозчике. Скрипят уключины. Медленно опускаются тяжелые весла. День следует за днем, за ночью ночь. Кто знает, может так оно и было?..

Outdoor Ukraine