Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы. Проблема отцов и детей в русской литературе (Школьные сочинения)

Русские классики часто обращались к проблеме отцов и детей в своих произведениях. Неудивительно, ведь данная тема не теряет своей актуальности до сих пор. Пока люди живут на земле существует конфликт между отцами и детьми, ведь время идет и поколения сменяются. Столкновение совершенно разных идей, на которых сказывается эпоха, часто дает пищу для размышлений. Рассмотрим, как некоторые писатели раскрывают тему отцов и детей.

Говорит о конфликте поколений И.С. Тургенев. Его роман «Отцы и Дети», наверное, самый классический пример столкновения взглядов людей разных поколений. В романе чётко прослеживается линия взаимоотношений Евгения Базарова и Павла Кирсанова, противопоставляемых друг другу. Молодой юноша утверждает, что: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», тогда как Кирсанов, представитель прошлого поколения, отрицает нигилистические взгляды Базарова.

Павел Петрович пламенно отстаивает свою точку зрения, пытаясь доказать Базарову нелогичность и неправильность его суждений. В таких отношениях, накаленных до предела посредством вызова на дуэль, можно увидеть отражение конфликта поколений. Таким образом, взаимодействие Павла Кирсанова и Евгения Базарова становится иллюстрацией проблемы поколений – нежелания слышать и слушать друг друга.

В каких еще произведениях между героями разных поколений происходит непонимание? Например, в пьесе Грибоедова «Горе от ума». Образ жизни и мировоззрение Александра Чацкого противопоставляется «фамусовскому обществу», представители которого живут устоями прошлого. Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», -этой фразой он характеризует ценности «фамусовского общества» и высказывает свое непринятие этого жизненного принципа. Люди прошедшего поколения в произведении «Горе от ума» видят цель в жизни только лишь в чинопочитании, с помощью которого можно добиться высокого статуса. Чацкого даже называют «безумным», когда он демонстрирует свои нравы, отличные от отбывшего поколения. Так, читатель наблюдает столкновение устаревшей модели поведения «фамусовского общества» с новыми веяниями, представленными в образе Александра Чацкого.

Проблему отцов и детей затрагивает также Шолохов в своем романе «Тихий Дон». Можно наблюдать конфликт поколений в определенном эпизоде. Пантелей Прокофьевич заставляет деда Гришаку снять знаки военного отличия, выдававшиеся во времена императорской России, ведь «При Советской власти нельзя, закон возбраняет». Однако дед Гришака не поддается всеобщему страху перед красноармейцами и остается верен своей правде: «я мужикам не присягал». Такой поступок деда совершенно не одобряет Пантелей Прокофьевич, для него подобные моральные принципы устарели и не имеют веса. И нельзя рассудить, кто прав, а кто виноват: оба человека отстаивают значимое для себя: честь и достоинство, жизнь. Одно можно сказать с уверенностью. Шолохов в этом эпизоде отлично показывает различие между нравами поколений.

Еще немало авторов обращалось к проблеме отцов и детей: Пушкин, Островский, Фонвизин и другие. И каждый подходил к этой теме по-разному, освещая важные для каждого из них аспекты. Но суть конфликта поколений осталась незыблемой. Увы, представители тех или иных идей практически всегда остаются при своем мнении, что не может не сеять раздор между ними. Единственное, как мы можем предотвратить эту проблему в будущем, это попытаться понять людей другого поколения и избежать печальных исходов конфликта, как в большинстве произведений русских художественных писателей.

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Цель урока : на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.

Тип урока : урок развития связной речи (устно)

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

    Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу (470-399 гг. до н.э.). Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека на земле. Обращение к эпиграфу урока.

II . Работа над темой урока

    Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.

Учитель. Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям. Запишите их в таблицу в порядке возрастания значимости.

    Положительные качества

    Отрицательные качества

    Искренность

    Лицемерие

    Великодушие

    Черствость

    Сдержанность

    Бестактность

    Деликатность

    Терпимость

    Непримиримость

    Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века

    Учитель.Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?

    Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети».

    Учитель. Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.

    Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Учитель.Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых. Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при подготовке к ответам.

Учащиеся. Общими являются непримиримость к иным взглядам и убеждениям, категоричность суждений.

Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.

Учащиеся читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, - начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!... Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков…»

Учитель.Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение к их принципам и жизненным ценностям всегда приводит к конфликту. Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел к настоящей дуэли. Были ли в ней победители?

Учащиеся. Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.

Учитель. Можно ли конфликт поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?

Учащиеся. Да, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

Сообщение учащегося « Базаров и родители»

Сложные отношения между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется. Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели. В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».

Учитель.И.С.Тургенев показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.

Учитель. Существует ли проблема отцов и детей в семье Николая Петровича Кирсанова?

Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт (во многом благодаря Николаю Петровичу).

Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»

Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности. Он много читает, любит природу, музыку, поэзию. Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни. Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.

Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)

Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын. «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» - говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».

Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых детей очень важна сдержанность и деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание. Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?

Учащиеся. Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие мыслей и поступков, чем закономерная неизбежность

    Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.

Сообщение учащегося «Семья Ростовых».

В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера - холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца, проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.

Учитель. Почему размолвки, споры между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?

Учащиеся. И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.

Учитель.Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… - Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, - простите меня!»

Учитель.Собственная честьи честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.

Учитель. Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?

Ученики. Сдержанность.

Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.

Сообщение учащегося. «Болконские»

Болконские - аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.

Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте. Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени. Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.

Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

    Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».

    Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и воспитать в семье Болконских.

    Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит: « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка».

    Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки.

    Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.

Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.

    Фронтальная проверка и обсуждение тезисов . С помощью учителя проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):

    В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.

    Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

    Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.

    В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.

    Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.

    6. Заключительное слово учителя

Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».

    III. Домашнее задание

Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»

Литература

1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.

2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.

Отцы и дети " "Отцы и дети " - одно из вечных произведений русской литературы . И не только потому, ...

  • Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич событиями

    Литература

    Одно из первых произведений русской литературы , написанных после октябрьской... сны, привидевшиеся Горкину и отцу ; и редкостное цветение... эти подробности и детали соединяются в... 53. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. СОЛЖЕНИЦЫНА...

  • Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

    Документ

    Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Блок подошёл... философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам . Споры Онегина с Ленским... писатель выразил в романе «Отцы и дети ». Носителями этого конфликта стали...

  • Русская литература 20 века. Вопросы к семинарам и диспутам

    Литература

    ... РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И ДИСПУТАМ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ... рикш – отца и сына. ... ? В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии... писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют...

  • Тема: «Проблема отцов и детей в русской литературе»

    Цель: 1. Проверить у учащихся понимание основного конфликта романа «Отцы и дети»

    2. Показать, как раскрывается эта проблема в других произведениях.

    3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к старшим, родителям.

    Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, грамзаписи, таблица.

    Эпиграф: Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший…

    А.С. Грибоедов

    А хотели б мы сменить эпоху?

    Жить позднее на век иль час?

    Нет, нам в этой эпохе неплохо,

    Вы живите в своей лучше нас.

    М. Львов

    Ход урока

      Оргмомент.

      Вступительное слово учителя о времени.

    Время… Как неумолимо быстро оно несется вперед, через годы, века, столетия. Оно так быстротечно, как быстротечна горная река, с шумом и грохотом падающая свысока, уносящая за собой и сметающая все на своем пути. В народе говорят: «Время лечит, время заживляет раны.» Колесо истории невозможно остановить или повернуть назад, как нельзя повернуть реки вспять. Мир не стоит на месте. Развивается человеческое общество. На смену одному поколению приходит другое новое. Из века в век люди любили, радовались, страдали, ненавидели, рождались и умирали. Казалось бы, все повторяемо в чем-то. Но именно лишь в чем-то, ибо все мы разные, и каждый не похож на другого. Жизнь души отражали и формировали литература, живопись, театр, музыка и другие виды искусства. Но литература, и только она, наиболее сохранила запахи и звуки времени. Она наиболее очеловечена в том смысле, что наиболее приближена и наиболее понимаема.

    Театр постоянно меняется: уходят актеры, режиссеры. И музыка доступна лишь в определенных условиях, даже если слушать ее не в концертном зале, а дома. А книга всегда с нами, мы всегда в ее плену, а плен этот сладок.

    Литература зародилась на самой заре человеческой истории. В той седой древности художественная деятельность была воедино слита с повседневными заботами, со стремлением познать окружающий мир, с желанием передать важнейшие сведения об этом мире. Все в мире развивается и изменяется с ходом исторического процесса. Какой бы период истории человека мы бы не взяли, он всегда найдет отражение в литературе, Потому что история и литература представляют неразрывный процесс. История нашей страны – это биография поколений.

    Философские размышления о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей.

    Уж много лет без утомления

    Ведут войну 3 поколения

    Кровавую войну.

    И в наши дни в любой газете

    Вступают в бой «отцы и дети».

    Разят друг друга те и эти,

    Как прежде в старину.

    Это вечный конфликт, вечная проблема «отцов и детей», споры между молодым, новым поколением и старым, отживающим.

    Сегодня на уроке мы посмотрим с вами, ребята, как в произведениях русской литературы решается эта проблема, проблема поколений.

    Итак, тема нашего урока: «Проблема «отцов и детей» в русской литературе». Но прежде я хочу, чтобы мы выяснили, а что же значит само слово «проблема», о котором мы с вами будем говорить на уроке.

    Т.о, мы должны разрешить спорный вопрос, требующий доказательств. И еще одно определение важно: это слово «проблематика». Т.е в каждом произведении может развиваться не одна проблема, а несколько.

    Недавно мы изучали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», отразивший основной общественный конфликт 60-годов Х IX столетия.

    Что же такое конфликт в художественном произведении?

    Какой конфликт положен в основу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

    (В основу романа «Отцы и дети» положен общественный конфликт 60-х годов XIX века. Конфликт между революционерами – демократами в лице Базарова и либералами в лице братьев Кирсановых)

    Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов и детей» в романе Тургенева - это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.

    Но столкновение «отцов и детей» в освещении Тургенева имеет другой смысл. Давайте вспомним, только в идеологически-политическом плане решается эта проблема.

    (Нравственном, эстетическом)

    Что такой нравственность, этика?)

    Правильно, Тургенев начинает роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми и дальше идет к столкновению общественного, политического характера. Значит, все-таки в основе лежит отцовско-сыновние, которые не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на сыновнее отношение к прошлому, настоящем и будущему отечества. Семейное начало оказывается зерном и первоосновой форм общественности.

    Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством.

    Всегда ли неизбежен конфликт между старым и молодым? Что нужно, чтобы этот конфликт не возникал? В чем трагедия старости, в чем трагедия тех, сходил со сцены, в чем сила и преимущество молодых и каков их моральный долг по отношению к отцам? Мысли, пробужденные чтением тургеневского романа, должно выходят за рамки той исторической эпохи, черты которой столь рельефно, столь остро воплощены на страницах «Отцов и детей»

    Спор вокруг романа стал его второй жизнью. Он отзывался не только во многочисленных общественных и в критике, но и в новых художественных произведениях русской литературы. Так выходили на сцену многочисленные братья Базарова.

    Ребята, не случайно первым вопросом в вашей анкете был вопрос: «Существовала ли эта проблема до Тургенева или же он первый поставил ее в своем произведении?

    В своих анкетах вы указали: Да, существовала. Это комедия Фонвизина «Недоросль», Грибоедова «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколение». Эти все произведения мы с вами изучали на уроках литературы. В одних произведениях столкновения старого и нового носили острый политический характер, как, например, в «Горе от ума», где в центре тот же конфликт, что и в «Отцах и детях», спор века нынешнего с «веком минувшим». О смене поколений размышляет и Пушкин «Здравствуй, племя, младое, незнакомое». Высказывает свое недовольство молодым поколением Лермонтов «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри не вы».

    В своей анкете вы указали, что это вечная проблема. И на каждом этапе общественного развития человеку приходится с ней сталкиваться. Потому что одно поколение сменяется другим, потому что с новым поколением приходят новые взгляды, вкусы, привычки.

    Лишь в 2-х анкетах было названо среди произведений, раскрывающих проблему поколей, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»!

    Давайте посмотри, в каком плане решается эта проблема в повести?

    Почему же Андрей становится предателем?

    (Здесь решается прежде всего проблема идейного выбора, хотя в центре стоит и нравственная проблема. Представитель старого поколения, лагеря «отцов» стоит выше представителя нового поколения – Андрея. Старый казак оказался мужественнее, сильнее молодого поколения. Это горячий патриот своей Родины, своего народа. Андрей стал предателем не из-за трусости, а из-за любви. Всю жизнь поставил на карту женской любви, как и П.П.)

    На этом примере мы с вами убедились, что в некоторых случаях некоторых случаях следует прислушиваться ко мнению наших родителей, потому что они больше прожили и больше нас с вами знают.

    Конечно же, в своей анкете вы сразу указали на драму Островского «Гроза»

    На примере каких образов раскрыта проблема «отцов и детей» в этом произведении.

    (На примере образа Кабанихи и Катерины)

    Одним из первых произведений, которые современники считают как бы ответом Тургеневу, был знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать». Но, разумеется, роман раскрывал эту тему поколений по- новому.

    Как здесь раскрывается эта проблема?

    В вашей анкете, не случайно возник вопрос: «В чем же разница между проблемой «века минувшего и в наши дни».

    (Разница, конечно, ощутима).

    Но все же вы не указали на особенности этой проблемы в наши дни, в чем она выражается, как она проявляется. Но в одной работе промелькнула мысль, что в наше время эта проблема ставиться не в идейно-политическом плане, а в других отношениях, нравственном и эстетическом).

    В переломные моменты истории, во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной «отцы» и «дети» зачастую воевали по разные стороны баррикад. Это было время, когда родные по крови люди становились злейшими врагами. Вопрос стоял остро, не на жизнь а на смерть» Кто не с нами тот против нас».

    Наша память хранит многое: и бравых конармейцев, наших отцов и дедов, что сложили головы «на той самой гражданской, и задорные призывы первых наших пятилеток: «Даешь Днепрогэс», «Даешь Магнитку», и культ личности Сталин, и тяжелейшие репрессии, и первые суровые дни войны, когда еще не были написаны слова: «Вставай, страна, огромная!» и победный май 1945-го. Все это было в нашей истории. Трудное у нас сейчас время и я думаю, что мы не вправе осуждать старое поколение за все ошибки, которые сейчас нам приходится исправлять такой ценой.

    Следующий вопрос в вашей анкете: «Какие проблемы ставит роман «Вечный зов».

    Большинство из вас правильно отвечали;

    Вы также отметили, что в этом романе проблема «Отцов и детей» стоит в идейно-политическом плане.

    На примере каких образов она решается

    (Таблица)

    Род Савельевых занимает ведущее положение в романе. Антон Савельев, восемнадцатилетний юноша. Открывает первую книгу повествования и такой же юный Дмитрий Савельев, поэт, воспевающий и прославляющий свою землю, родную Сибирь, заканчивает роман. За полстолетия меняется три поколения Савельевых. Жизнеспособна и деятельна семья Савельевых. Из поколения в поколение передаются ее трудовые традиции. Молодые Савельевы также любят родную землю, почитают труд, борьбу и счастье людей, как их деды и отцы.

    Силантий Савельев?

    Антон

    Федор?

    Иван?

    Анна?

    Что такое кульминация?

    (Найдите кульминацию в романе?)

    Семен?

    Россия, Сибирь, век ХХ, жестокий к нашей стране век. Неумолим рок, довлеющий над судьбами крестьян, прошедших все круги ада т не потерявших ни себя ни Россию.

    Так почему же роман называется «Вечный зов».

    А теперь я предлагаю вам прослушать несколько стихотворений и посмотреть, как в современной поэзии решается проблема поколений.

    М. Львов «Потомкам»

    Н. Кудрявцев «Мое поколение»

    - «Коваль-Волков «Сыновний долг»

    Э. Асадов

    А теперь поговорим о ваших отношениях с родителями. Последний вопрос анкеты.

    Да, у вас возникают споры с родителями. Но всегда ли вы правы. Родителей нужно понимать, любить, уважать. Ведь во многих случаях они умнее нас, опытнее. И поэтому к их мнению следует прислушаться. Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. А мы сейчас вернемся домой и что скажем маме или отцу: «Привет!». Но можно все-таки поискать добрые и теплые слова. Ведь они так ждут этого. Может быть наш разговор поможет вам найти с ними общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз перечитаем все лучшее, что было написано о близких нам людях. А придя домой, заглянем им в глаза. Но разговор только начат. Литература всегда начинает. Это ее дело, ее задача, великое ее предназначение. Начинать и оставаться

    (Слова из стихотворения Э.Асадова)

    Одно из самых сложных заданий в школьной программе. Рассуждать на эту тему очень непросто, ведь каждый смотрит на жизнь по-своему. Непонимание и даже отсутствие желания понять друг друга ведет к возникновению конфликтов. Возможно, противостояние поколений спровоцировано изменяющимся духом эпох. В каждой семье есть свои «отцы и дети», и в каждой семье рано или поздно возникает подобная проблема.

    Как считал И. С. Тургенев

    В сочинении «Проблема отцов и детей» хотелось бы упомянуть работы классиков русской литературы. В одноименном романе И. С. Тургенева раскрывается конфликт «отцов и детей» на примере представителей разных поколений. Он проявляется не в бытовых конфликтах, а спрятан гораздо глубже - на культурном уровне восприятия.

    Базаров представитель нового, молодого поколения. Он поступает в соответствии со своими желаниями, делает то, что кажется ему удобным или выгодным. Он не приемлет музыку, литературу и искусство, считая их бесполезной тратой времени. Только то, что можно потрогать и посмотреть, имеет для него значение. Кирсановы представляются ему настоящими чудаками, жизнь которых абсолютно бесполезна для общества. Разве смогут такие как они улучшить жизнь своего народа? И все же без таких чудаков давно бы канула в Лету поэзия, музыка, искусство.

    Стена непонимания

    Кирсановым нравится поэзия Пушкина, но Базаров не понимает ее, так как не признает идеалов поэта. В этом простом примере и кроется основный конфликт поколений, извечная проблема отцов и детей, они не понимают друг друга. Так вырастает между людьми стена непонимания, о которой в сочинении на тему «Проблема отцов и детей» будет немало разговоров.

    Каждый человек является носителем культурных и нормативных принципов своей эпохи. Но не каждому дано идти в ногу со временем и впитывать в себя «модные» тенденции. Становление человека, как личности происходит вначале жизненного пути, а после он просто следует уже усвоенным правилам поведения. На становление личности влияет не только семья, но также школа, друзья и средства массовой информации. И чем больше разрыв в возрасте, тем выше стена недопонимания между «отцами и детьми».

    Возникновение проблемы

    Если отойти от истоков литературы и окунуться в реальную жизнь, то рассматриваемая проблема чаще всего возникает в школе, между учителем и учеником. Для сочинения «Проблема отцов и детей» такой пример подойдет как нельзя кстати.

    В школах все еще преподают учителя старой закалки, которые воспитывались в суровые послевоенные годы. У них уже давно сформировались свои ценности, правила поведения и взгляды на жизнь, которые они не могут оспорить. Зачастую такие учителя не могут принять либеральное отношение к жизни и начинают указывать ученику правильный, как им кажется, путь. Само же мнение школьника практически не учитываются. И хорошо если учащийся, в знак уважения к старшим, идет на уступки, но так происходит далеко не всегда. Современным детям свойственно ставить свою индивидуальность выше мнения старших, так и возникает конфликт поколений, где две стороны не могут принять чужое мнение.

    Родители всегда правы?

    По такому же принципу возникают и конфликты в семье. Теряясь в размышлениях о проблеме отцов и детей, в сочинении непременно хочется упомянуть одну фразу, которую наверняка слышал каждый. «Взрослые всегда правы». Неважно, при каких обстоятельствах, но ребенок однажды услышит это роковое предложение: «Отец (или мать) всегда прав (права)». Вот только взрослые тоже люди, а людям свойственно ошибаться. И основная ошибка «отцов» кроется в том, что они уверены в своей правоте. Пытаясь дать хороший, с их точки зрения, совет они и не замечают, как начинают навязывать свои мысли, идеалы и манеру поведения, что уже не идут в ногу со временем. От этого страдают «дети». Не замечая за собой ничего плохого, «отцы» упорно твердят, как нужно поступать, ломая тем самым индивидуальность «детей», уничтожая их как личностей.

    Возможно, для простого школьного сочинения «Проблема отцов и детей» описанное явление покажется слишком утрированным, но это будет еще одним доказательством того, что все сложные ситуации возникают из-за недопониманий.

    Слышать, а не слушать

    Современные «отцы» не понимают стремления «детей» бросать стабильную работу ради любимого дела. Не понимают желания развиваться как личность, а не хоронить себя в унылом быту. Просто их воспитывали по-другому, и они свято верят, что так, как поступали они, - это правильно.

    Они слушают друг друга, но не слышат. Каждый уверен в своей правоте и всеми силами пытается это доказать. Так возникает проблема. Последняя со временем перерастает в конфликт, который может растянуться на долгие годы.

    Разные поколения

    Рассуждение о проблеме отцов и детей - в сочинении ли, в реальной жизни - это извечная тема. И она волнует людей разных поколений. Более того, противостояние жизненных позиций возникает не только в семье, но во всех формах человеческой жизнедеятельности. Каждое поколение живет в свое время, что формирует его основные ценности и систему взглядов, которую оно готово отстаивать.

    Когда-то мнение и жизненные принципы старших считались основами человеческого существования. Вот только дети, перенимая жизненный опыт, очень часто желают освободиться от натиска взрослых, создав свою жизнь по-другому. Им кажется, что они могут построить ее намного лучше, раскрасить яркими красками и показать своим старшим товарищам другой мир. Благородно, не так ли? Вот только «отцы» так не считают, отношение с «другим» поколением им кажется проблемным. Даже не так. Новое поколение и есть сплошная, непонятная и неразрешимая проблема.

    Конфликт интересов

    Но если рассматривать сочинение о проблеме отцов и детей с научной точки зрения, то можно сделать вывод, что проблема совершенно не в том, что «советские» люди иначе смотрят на мир. И даже эпохи здесь ни при чем. Проблема взаимоотношения отцов и детей была актуальной во все времена, ее главной причиной был конфликт интересов.

    В сочинении «Проблема отцов и детей» сложно описать все нюансы этого вопроса, поэтому рассмотрим конфликт интересов только с точки зрения семейных взаимоотношений. Родители беспокоятся о своем ребенке и желают его обезопасить от проблем. Поэтому не разрешают гулять поздним вечером, заставляют учиться и постоянно указывают, что и как делать. Они поступают так из гуманных соображений, вот только ребенок не понимает этого. Он пытается познавать мир и стремиться к чему-то новому, а родители не то что этого нового не дают, так еще и пытаются от него оградить (неважно из каких соображений они так поступают). И как здесь не возникнуть конфликту?!

    Поначалу это внутренний конфликт: ребенок не хочет доставлять родителям боль, но он стремиться к новому и не желает отставать от ровесников. Со временем между отцами и детьми возникает пропасть. «Отцы» отстают от времени и думают, что их дети все еще дети. А «дети» тем временем уже готовы быть самостоятельными, вот только родительская забота тянет их вниз. В результате между отцами и детьми пропадает диалог, возникает проблема, что в любой момент может перерасти в конфликт.

    Можно ли исправить ситуацию?

    Именно таким образом возникает проблема отцов и детей, ее можно рассматривать с разных сторон, но суть останется неизменной: в какой-то момент отцы и дети просто начинают говорить на разных языках.

    Размышляя о проблеме взаимоотношений отцов и детей, в сочинении хотелось бы написать универсальный способ ее решения. Жаль, что такого волшебного снадобья не существует. Социологи и педагоги уверены, что все дело в воспитании. Оно должно быть направлено на создание самостоятельной, активной и здравомыслящей личности, которая стремится к развитию и не боится принимать решений. А также имеет нравственные ориентиры, которые помогут преодолеть невежество. Но простые «не ученые» люди уверены, что нужно просто уметь идти на уступки друг другу, слышать друг друга и понимать, создавая при этом такие узы, в которых будут нуждаться и отцы, и дети.

    Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослый и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака. Достоевский был прекрасно знаком с творчеством названных писателей, отзвуки их произведений слышны в романах, повестях, рассказах и публицистике писателя.

    К проблеме "отцов и детей" все авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

    Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

    В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что отразилось на их формировании взглядов. Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

    Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..". Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит...". Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

    Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. А.А. Фаустов "Филологические записки", Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год

    Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на "всеотрицании", не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

    Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

    Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

    А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему "отцов и детей". Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки". литература писатель молодежь семейный

    Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

    Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

    Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

    Француз убогий,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил, - писал А.С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

    Мы все учились понемногу

    Чему-нибудь и как-нибудь,

    Так воспитаньем, слава богу,

    У нас немудрено блеснуть.

    "Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

    Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л.Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

    Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".

    Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.