Строительство фабрики абрикосовых на малой красносельской. Семейное дело Абрикосовых (11 фото)

Старинное здание, последними хозяевами которого до революции были представители рода Абрикосовых, ищет нового собственника. Департамент города Москвы по конкурентной политике объявил о продаже особняка. Стоимость пятиэтажного здания площадью свыше 4,4 тыс. кв. метров составляет 485 млн рублей. Объект расположен в шаговой доступности от станции метро «Чистые пруды» и идеально подходит для размещения элитного жилого комплекса, так как здание имеет свободное назначение и не обременено правами третьих лиц.

Новый собственник будет обязан привести историческую недвижимость в порядок перед началом эксплуатации, а также – взять на себя обязательства по дальнейшему поддержанию особняка в надлежащем состоянии. Инвестору предстоит разработать выполнить комплексную реставрацию объекта культурного наследия. Новый собственник должен провести комплекс работ по восстановлению усадьбы в течение пяти лет. Сохранению подлежат пространственно-планировочная структура здания, архитектурно-художественное оформление фасадов - рустованные пилястры, арки, оконные наличники, карнизы, балконы; а также колористические решения фасадов, белокаменные лестницы, сообщает пресс-служба московского Департамента по конкурентной политике.

Потенциальные инвесторы смогут подать заявку на участие в аукционе до 23 марта, а сам аукцион, в свою очередь, состоится 29 марта 2017 года.


Напомним, что это – уже вторая попытка найти нового хозяина для усадьбы Абрикосовых. Накануне объект уже выставлялся на торги. В настоящее время цена объекта снижена на 120 млн. рублей по сравнению с его стоимостью на предыдущих торгах.

Усадьба Абрикосовых в Потаповском переулке относится к числу наиболее значимых памятников Москвы с богатой историей. Историческое строение было возведено на основании палат Гурьевых, построенных в последней трети XVII века. Здание неоднократно перестраивалось и меняло своих хозяев. Самыми известными владельцами огромного особняка в центре Москвы стали представители рода Абрикосовых, ставшие основателями известнейшей кондитерской империи.

Семья промышленников и меценатов владела домом в Потаповском переулке вплоть до революции 1917 года. В советские годы историческое здание было национализировано, и, в результате отсутствия бережного отношения, постепенно утратило свой первоначальный вид.

Огромный экономический и культурный потенциал усадьбы Абрикосовых единогласно отмечают как историки и искусствоведы, так и специалисты по недвижимости. Они уверены – при грамотном подходе особняк вернет себе звание архитектурной жемчужины столицы.


«Кондитерская фабрика и Жилой дом Абрикосовых с адм. помещениями.
Товарищества А.И.Абрикосова Сыновей. » на Яндекс.Фотках

Изначально такой фамилии не было.
А жил в XVIII веке в селе Троицком Чембарского уезда Пензенской губернии крепостной крестьянин Степан Николаев (1737-1812, Москва) (по-современному - Николаевич).
Этот крестьянин регулярно готовил к барскому столу лакомства.
Особенно удавались ему сливовое варенье и пастила из абрикосов.
Барыня его, Анна Петровна, умно рассудила, что держать такого мастера в деревне непрактично, и когда крестьянин попросился «походить по оброку в Москву», охотно его отпустила, даже дала немного денег на первое время.
Хотя семью Степана оставила при себе.
К началу XIX века Степан накопил денег достаточно для того, чтобы выкупиться из крепости самому, выкупить свою семью и перевезти всех летом 1804 года на жительство в Москву, где у него, начинающего кондитера, уже была своя маленькая мастерская и постоянная клиентура.
Работали всей семьей: сам Степан, его жена Фекла, дочь Дарья, сыновья Иван и Василий. Обслуживали званые вечера, чиновничьи балы, купеческие свадьбы.
Особенно удалось угодить игумену Ново-Спасского монастыря, которому так понравились Степановы абрикосовые пастила и мармелад, что он даже благословил их производство иконой.
В 75 лет Степан Николаев записался в купцы Семеновской слободы и даже открыл свою бакалейную лавку, получив «высочайшее дозволение открыть Торговый дом».
В 1812 году, после смерти Степана, управление семейной фирмой перешло в руки его старшего сына - 22-летнего Ивана Степанова (1792 — 1848, Москва), первого из династии, получившего фамилию Абрикосов.
Дело росло, и молодому купцу надо было как-то определяться с фамилией.
По распоряжению полиции, будучи уже известным в Москве кондитером, он и получил 27 октября 1814 года «кондитерскую» фамилию Абрикосов.
Правда, потомки неоднократно пытались доказать, что происходит фамилия от прозвища Оброкосов, то есть «ходивший по оброку», но в дошедших до нас документах московской полиции указано, что фамилию свою Иван Степанов получил именно «за торговлю фруктами», а до того он «считался Палкиным».
В 1820 году молодой купец Абрикосов перебрался во вторую гильдию, в 1830-м вызволил из деревни на подмогу своих двоюродных братьев.
А в промежутке между этими двумя событиями, 20 февраля 1824 года, у него родился сын Алексей, которого позже назовут «шоколадным королем России».
К тому времени фирма братьев Абрикосовых была уже весьма крепкой.
В книге объявленных капиталов Семеновской слободы Иван Степанович Абрикосов ежегодно указывал значительную цифру - 8000 рублей, что давало право вступления в третью купеческую гильдию.
В полном соответствии с таким солидным положением он и образование своим детям хотел дать самое что ни на есть солидное, а потому в 1834 году определил Алексея в престижную Практическую академию коммерческих наук. Там сын проучился неполных четыре года.
К началу 1838 года финансовые дела фирмы Абрикосовых резко ухудшились.
Внезапно обедневший Иван Степанович оказался не в состоянии не только платить за обучение сына, но даже просто его прокормить.
В том же 1838 году он отдал 14-летнего Алексея в услужение за 5 рублей в месяц в контору обрусевшего немца Ивана Богдановича Гофмана, занимавшегося перепродажей сахара и других бакалейных товаров.
Алексей стал мальчиком на побегушках. Однако он довольно быстро освоил азы бухучета и перешел в счетоводы.
В 1841 году его отцу и дяде, Ивану Степановичу и Василию Степановичу пришлось признать себя неплатежеспособными, а в конце 1842 года их имущество было продано за долги.
У Алексея Ивановича же, отказавшегося от долгов отца, а следовательно, и от прав на фирму, дела шли прекрасно.
К середине 1840-х годов он уже был главным бухгалтером конторы, любимцем шефа и гордостью организации.
Заработок его настолько далеко ушел от стартовых 5 рублей, что он даже смог открыть в 1847 году маленькую кондитерскую фирмочку для страдающего от пережитых бед отца.
В конторе Гофмана он подыскал себе будущую жену - молоденькую дочь одного из клиентов фирмы, табачного фабриканта Алексея Борисовича Мусатова - Агриппину.
В 1849 году была сыграна свадьба.
К тому времени Иван Степанович сумел-таки с помощью сына вновь поднять «сладкое» дело.
Но человек не вечен. Иван и Василий умерли один за другим - с промежутком всего в несколько месяцев.
И Алексею Ивановичу (25 лет от роду) пришлось вплотную заняться хлопотным кондитерским бизнесом, оставив спокойный кабинет главного бухгалтера.
Теперь он стал московским купцом третьей гильдии и главным поставщиком своего будущего основного конкурента - кондитера Эйнема (ныне - фабрика «Красный Октябрь»).
В списке фабрик и заводов города Москвы за 1850 год за ним числилось «кондитерское заведение в городской части».
Работа в заведении использовалась исключительно ручная.
Единственной не человеческой силой была лошадь, на которой Алексей Иванович ежедневно сам ездил на Болотный базар покупать свежие ягоды и фрукты.
Никому другому из 24 человек, работавших в мастерской, он такую ответственную операцию до времени не доверял.
Вместе с ростом производства росла и репутация будущего «конфетного короля».
К 1852 году он стал товарищем (общественным заместителем) городового старосты третьей гильдии купцов,
через год - городовым старостой в доме Московского градского общества и членом Московского отделения Коммерческого совета,
еще через три года получил от московского генерал-губернатора золотую медаль с надписью «За усердие» - «для ношения на шее на Аннинской ленте».
В 1861 году Алексея Ивановича избирают членом Совета Московской практической академии коммерческих наук, той самой, которую ему так и не удалось окончить.
Через год министр финансов вручает ему вторую «заусердную» медаль, теперь уже на ленте Владимирской.
К началу 1870-х (ему было около 46 лет) он уже гласный общей Городской думы, выборный Московского купеческого общества.
Кавалер трех золотых медалей «За усердие» (последняя - на Александровской ленте), купец первой гильдии, учредитель Московского купеческого общества взаимного кредита, кавалер орденов Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени,
потомственный почетный гражданин города,
член правления Московского учетного банка.
Крупный домовладелец (доходные дома № 3, 5, 6, 7, 8 по М. Успенскому переулку (ныне Сверчков пер.), дом 6-5 по Б.Успенскому (ныне Потаповский пер.) , дома и флигели в Лефортове).



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В 1865 году вся семья Абрикосовых поселилась в бывших палатах боярина Сверчкова


« » на Яндекс.Фотках

Дом А.И. Абрикосова, современный вид. Сверчков переулок, д. 8, стр 3 (б. Малый Успенский).

Алексей Иванович Абрикосова купил этот дом для своего большого семейства.
Сегодня дом известен как "Палаты Сверчковых".
После реставрации, проведенной в 1970-х годах, здесь располагается Российский Государственный Дом народного творчества.

В 1873 году он получил разрешение установить на фабрике паровой двигатель мощностью 12 лошадиных сил.
Теперь его мастерская стала крупнейшим московским механизированным кондитерским предприятием, выпускающим более 500 тонн продукции в год на общую сумму 325 000 рублей.
Позади оставались и «Эйнем» (Красный Октябрь) и «Сиу и К°» (Большевик) и Жорж Борман, и братья Андрей и Герасим Кудрявцевы, и другие популярные в России шоколадники.
Империя была создана.


« » на Яндекс.Фотках

Пора было приобщать к делу детей, и в 1874 году Алексей Иванович направил на имя московского генерал-губернатора прошение, в котором написал:
«Желаю передать принадлежащую мне фабрику в полном ее составе своим сыновьям Николаю и Ивану Алексеевичам Абрикосовым».
Ниже была приписка сыновей:
«Мы, нижеподписавшиеся, желаем приобрести фабрику А. И. Абрикосова, содержать и производить работу под фирмой “А. И. Абрикосова Сыновей”».

Только не надо думать, что детей было двое, их было на порядок больше.
За время супружества Агриппина Алексеевна Абрикосова произвела на свет 22 очаровательных младенца (10 мальчиков и 12 девочек).


« » на Яндекс.Фотках
Агриппина Александровна Абрикосова (рожденная Мусатова) (1832-1901).

Однако ее участие в семейном бизнесе вовсе не ограничивалось производством потомства.
Агриппина Алексеевна отвечала практически за всю семейную недвижимость.
Все доходные дома были записаны на ее имя, перестраивались и оборудовались под ее контролем, она же ведала вопросами квартирантов.
Доходные дома Абрикосовых считались в Москве одними из самых престижных, чему способствовала богатая внутренняя отделка, модный по тем временам классический стиль архитектуры, вышколенная прислуга и высокие цены.
В абрикосовских домах жили представители известных семейств.
Кроме работы с недвижимостью Агриппина Алексеевна занималась благотворительностью.
Абрикосовы благотворили часто и обильно.
Все началось с ежегодных сторублевых пожертвований в адрес Комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненых в войне с Турцией.
Затем семья вошла в состав еще полутора десятков обществ,
стала попечителем шести ремесленных училищ,
нескольких московских больниц, в числе которых была и детская Морозовская,
взяла шефство над церковью Успенья на Покровке,
оборудовала несколько приютов для бездомных
и передала 100 000 рублей на перестройку здания Московской консерватории.
Членство и председательство в комитетах и попечительских советах, кстати, обязывало регулярно делать взносы в общий фонд.
Главным делом, которому Агриппина Алексеевна Абрикосова посвятила остаток своей жизни, была организация в Москве бесплатного роддома.
В конце 1889 года ее стараниями на Миусской улице был открыт «бесплатный родильный приют и женская лечебница с постоянными кроватями А. А. Абрикосовой».
Первый параграф устава этого заведения гласил: «Содержится за счет учредительницы». Заведующим приютом был назначен зять Агриппины Алексеевны знаменитый врач-акушер А. Н. Рахмонов.
После смерти Агриппины Алексеевны в 1901 году в соответствии с ее завещанием муж, дети и внуки обратились к городскому голове со следующим заявлением:
«Имеем честь просить Ваше Сиятельство довести до сведения Московской городской думы, что мы желаем пожертвовать капитал в размере 100 тысяч рублей на устройство в Москве бесплатного родильного приюта имени А. А. Абрикосовой.
Весь жертвуемый капитал в 100 тысяч рублей предназначается на постройку зданий и оборудование приюта…
Приют должен именоваться “Городской бесплатный родильный приют имени Агриппины Алексеевны Абрикосовой” и служить для удовлетворения неимущего класса городского населения».
По сей день он является одним из лучших в Москве роддомов.


« » на Яндекс.Фотках

После революции ему дали имя Н. К. Крупской.
В 1994 году ему было возвращено историческое имя, и теперь это - Городской родильный дом № 6 имени Агриппины Алексеевны Абрикосовой.

Но вернемся к Алексею Ивановичу.
Он был истинно верующим человеком, православным.
С 1865 года, когда вся семья Абрикосовых поселилась в бывших палатах боярина Сверчкова,
Алексей Иванович Абрикосов стал бессменным старостой приходской общины Храма Успения на Покровке - самой знаменитой приходской церкви старой Москвы, освященной в честь Успения Божией Матери.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Прозванная «восьмым чудом света», она была таким же национальным символом Москвы, как Андреевская церковь для Киева или храм Илии Пророка для Ярославля.
Одна из «самых московских церквей», ставшая жемчужиной московского барокко и высшим образцом этого архитектурного стиля, имела сложное устройство.
У этого храма было 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов.
Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса.
У церкви была очень высокая лестница и высокое гульбище - открытая площадка-галерея перед входом в храм.
Каждый молящийся поднимался по лестнице на гульбище и, прежде чем переступить порог храма Божия, обозревал открывавшуюся с этой высоты панораму: так создавалось чувство вознесённости, оторванности от земли, располагающее к молитвенному настроению.
Василий Баженов, считавший её не только одним из красивейших зданий в Москве, но и творением «ярко национальным».
Для архитектора К. Растрелли, величайшего мастера барокко, она стала целым творческим вдохновением:
именно её он взял за образец для своего Смольного собора в Петербурге, «наиболее русского» из всех произведений Растрелли, по выражению И. Э. Грабаря.
Архитектор и живописец Джакомо Кваренги так же восхищался красотой Успенской церкви.
И. Баженов, К. Растрелли, Д. Кваренги, считали церковь Успения шедевром русской архитектуры.
Даже Наполеон был потрясён церковью Успения на Покровке и, по легенде, поставил особый караул охранять её от пожара и мародеров.
Впрочем, другая легенда гласит, что он приказал разобрать её по кирпичику и перенести в Париж.
Так или иначе, храм от пожара 1812 года поистине чудом не пострадал.
Это была и любимая московская церковь Ф. М. Достоевского.
Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил её, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил её архитектуру.
бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на неё.
Он заранее останавливал извозчика и шёл к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе.


« » на Яндекс.Фотках

Возможно А.С. Пушкин видел такой церковь Успения на Покровке.
У Успенской церкви были известные прихожане.
Первыми в их числе следует назвать знаменитых Пашковых, живших на Покровке, - тех самых, чьи родственники имели роскошный замок на Моховой.
Их предок, выходец из Польши, Григорий Пашкевич приехал в Россию на службу к Ивану Грозному, и с тех пор их фамилия значилась как Пашковы.
Один из них, Истома Пашков, был участником тульского дворянского ополчения в войске бунтаря Ивана Болотникова и потом перешёл на сторону царя Василия Шуйского.
Другой Пашков, Егор Иванович, был денщиком Петра I, и его сын П. Е. Пашков построил легендарный дворец на Моховой, известный как дом Пашкова.
В 1890-х годах прихожанами Успенской церкви стали братья Елисеевы, будущие создатели московского гастронома на Тверской, поселившиеся в доме № 10 по Малому Успенскому переулку.
Главными же прихожанами с середины 19 века и до Октябрьской революции были Абрикосовы.
Фамильное дело у самых его истоков благословил иконой игумен Новоспасского монастыря.
Алексей Иванович Абрикосов, был не только усердным прихожанином, но и заботливым старостой Успенской церкви на протяжении долгих 27 лет.
Не менее знаменитыми прихожанами Успенской церкви были чаеторговцы Боткины, Одним из сыновей основателя фирмы был знаменитый Сергей Петрович Боткин, чьё имя носит теперь известная московская больница.
А его сын, Евгений Сергеевич Боткин, последний русский лейб-медик, до конца остался верным государю Николаю II и вместе с ним принял мученическую смерть в Ипатьевском доме.
Другой известный сын чаеторговца, Пётр Петрович Боткин, принявший после смерти отца фамильное дело, также был старостой Успенской церкви на Покровке и одновременно старостой кремлёвского Архангельского собора, а потом и храма Христа Спасителя.
После революции Успенская церковь действовала очень долго по московским меркам - до 1935 года.
В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке».


« » на Яндекс.Фотках

Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на её месте образовался пресловутый скверик с берёзками на углу Покровки и Потаповского переулка.

В запасниках Исторического музея сегодня хранится большое количество икон из храма Успения Божией Матери, что на Покровке.
Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года - в Новодевичий монастырь.

Из 22 детей Абрикосовых до солидного возраста дожили 17.
И только четверо сыновей пошли по пути развития отцовского дела.
Иван Алексеевич принял на себя управление основной отцовской фирмой.
Расширяя дело отца, он купил в конце 1870-х годов несколько крупных сахарных заводов, открыл филиал фабрики в Симферополе, перенес в 1880 году основное производство в Сокольники и открыл по России целую сеть фирменных абрикосовских розничных магазинов.
Теперь продукцию фирмы можно было купить в Москве в Солодовниковском пассаже на Кузнецком, в Верхних торговых рядах (теперь ГУМ), на Тверской и Лубянке, а также в Петербурге на Невском проспекте, в Киеве на Крещатике, в Одессе на Дерибасовской. Оптовые склады фирмы открылись в обеих столицах, а еще в Одессе и на Нижегородской ярмарке.
Стараниями Ивана Алексеевича был раскрыт секрет знаменитых заграничных «глазированных фруктов», производство которых быстро наладили на абрикосовских предприятиях.
При нем же фирма несколько раз побеждала на Всероссийской художественно-промышленной выставке,
благодаря чему ей было «всемилостиво позволено называться поставщиком двора Его Императорского Величества».
Владимир Алексеевич Абрикосов стал директором чайного товарищества братьев Поповых, контрольный пакет акций которого был куплен еще при жизни Алексея Ивановича.
Георгий Алексеевич в разное время был директором разных семейных фирм и, кроме прочего, возглавлял правление Товарищества паровой столярной фабрики «Ф. М. Шемякин и К°» (Алексеевская улица, собственный дом).
Николай Алексеевич хоть и состоял в совете директоров семейной фирмы, но никакого интереса к кондитерскому делу не проявлял.
Это был настоящий интеллигент, знавший в совершенстве пять языков, окончивший Московский университет и парижскую Сорбонну, близкий друг знаменитого адвоката А. Ф. Кони, постоянный почетный член Московского психологического общества, автор многочисленных статей в журнале «Вопросы философии и психологии», который он издавал совместно с братом Алексеем.
Однако слава династии Абрикосовых отнюдь не ограничивается этими именами.
Она с них начинается.
Алексей Иванович Абрикосов, сын Ивана Алексеевича, стал известнейшим в мире патологоанатомом, академиком АН СССР, одним из врачей, бальзамировавших тела Ленина и Сталина.
Его дочь, Мария Алексеевна Абрикосова, долгое время была главным врачом сборной СССР по академической гребле.
А сын, Алексей Алексеевич Абрикосов, стал известным физиком-теоретиком, академиком, лауреатом Ленинской и Государственной премий, директором Института физики высоких давлений им. Л. Ф. Верещагина АН СССР.
Второй сын Ивана Алексеевича, Дмитрий Иванович Абрикосов, был послом в Японии - последним послом царской России и первым послом России советской.

Хрисанф Николаевич Абрикосов (внук А.И. Абрикосова) — личный секретарь Л.Н. Толстого;
Сергей Николаевич Абрикосов был директором семейной кондитерской фабрики, состоял председателем Московского общества фабрикантов кондитерского производства.
Алексей Иванович Абрикосов (внук А.И. Абрикосова) — врач-патологоанатом, автор нескольких учебников.
Его сын, Алексей Алексеевич Абрикосов — ученый-физик, лауреат Нобелевской премии (2003).
Кроме того, к этому роду принадлежат артисты московского театра имени Вахтангова А.Л. Абрикосов и его сын Г.А. Абрикосов.

После революции многие из Абрикосовых уехали за границу, но многие остались.
К 21 веку в Москве проживало около 150 потомков Алексея Ивановича Абрикосова.
Но никто из них не продолжил традиций кондитерского дела.
Необычна судьба Анны Абрикосовой. Дочь Ивана Алексеевича.
По окончании гимназии в Москве она училась в Оксфордском университете и в Англии перешла в католичество.
Анна вышла замуж за своего родственника Владимира Абрикосова, также перешедшего в католичество.
Съездив за границу, Анна вступила в орден доминиканцев и нареклась Екатериной.
После революции католическим священником стал и Владимир Абрикосов, который был выслан за границу в 1922 году.
Сестра Екатерина (Анна Абрикосова) поддерживала католическую деятельность в Москве до 1923 года, когда была арестована и сослана в Тобольск.
Позднее она оказалась в Ярославской тюрьме, где умерла в 1936 году.

Алексей Иванович и Агриппина Александровна Абрикосовы похоронены на кладбище Алексеевского монастыря на Верхней Красносельской улице.


« » на Яндекс.Фотках

На кладбище Алексеевского монастыря находились могилы и склепы Нарышкиных, князей Волконских, князей Черкасских, был похоронен основатель Ново-Афонского монастыря иеромонах Арсений (Минин), известный русский публицист М.Н. Катков, профессор зоологии Императорского Варшавского Университета В.Н. Ульянин, похоронены многие представители московского именитого купечества - Сытенко, Соколовы, Мамонтовы, Кузнецовы, первый русский пушкинист П.И. Бартенев, покровительница П.И. Чайковского Надежда фон Мекк, художшик И.М. Прянишников, историк А.А. Шахов и многие, многие другие...
После Октябрьской революции кладбище было уничтожено.Храм Всех Святых, что в Красном Селе. (26 июля 2009 года. Фото А.И. Абрикосова)

«Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей в Москве» - одна из старейших российских семейных кондитерских фирм. Компания основана в 1847 году Алексеем Ивановичем Абрикосовым, на традициях семейного кондитерского производства. Компания имела фабрику в Москве на Красносельской улице, сеть фирменных розничных магазинов и оптовые склады в обеих столицах. В 1899 году «Товариществу А. И. Абрикосова Сыновей» присваивается почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», с правом изображения на упаковке своих изделий соответствующего знака. В 1919 году кондитерская фабрика Абрикосова была национализирована советской властью, а в 1922 переименована в фабрику имени П. Бабаева.
В 2009 году «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» было возрождено прямыми потомками основателей компании и было возобновлено производство кондитерской продукции.

Династия Абрикосовых (о семье бывшего владельца фабрики "Бабаевская")

Автор экскурсии - Дмитрий Петрович Абрикосов , продолжатель династии промышленников кондитеров Абрикосовых, историк, хранитель Музея А.А.Абрикосовой, меценат и общественный деятель.
На выступлении, подобному моно-спектаклю, Вы познакомитесь с историей прославленной и загадочной династией шоколадных королей России - Абрикосовых.
Узнаете о том, как необразованному, бесфамильному крепостному крестьянину удалось стать шоколадным королем России, основать огромную «сладкую» империю, стать поставщиком Двора Его Императорского Величества. Вы сами увидите, в каких домах жили, чем занимались, кого и за что любили и ненавидели сто сорок семь потомков Алексея Ивановича Абрикосова. Мы расскажем Вам, где и как веселились, о чем горевали, с кем дружили Абрикосовы. Сколько денег вложили в московские музеи и больницы, в каких церквях исповедовались, популярные артисты, прославленные ученые, балетмейстеры, философы и художники, в чьих жилах текла абрикосовская кровь, и кто носил эту «фруктовую» фамилию.
Мы расскажем Вам о секретах абрикосовских конфет, их рецептуре, секретах упаковки, вкусах и качестве! Приходите, и Вы станете зрителями и участниками целого представления, посвященного жизни «в шоколаде» , сможете попробовать настоящие сладости «от Абрикосова», того же качества что и 200 лет назад, увидеть реальные упаковки абрикосовых, которые сегодня стали антикварными объектами в коллекциях музеев и в частных собраниях».

В финале экскурсии нас ждет чаепитие-дегустация с рассказом о технологии производства настоящего шоколада! В программе лекции демонстрируются эксклюзивные фильмы и фотографии; документы об истории династии и производства конфет; уникальные предметы из личной коллекции и семейного архива Абрикосовых.

Родоначальником знаменитой династии кондитеров Абрикосовых был Степан Николаевич — крепостной крестьянин Пензенской губернии. Он так умело готовил варенье и мармелад, что скопил денег и в 1804 году выкупился на волю. А фамилию свою он получил в 1814 году — за то, что лучше всех в Москве готовил пастилу из абрикосов.

Внук Степана, Алексей Иванович основал в Москве фабрику «Абрикосов и сыновья».

Сыновей у него было 10, а дочерей 12. Агриппина Александровна, супруга и мать 22-х детей, была дочерью купца, и ее приданое послужило развитию семейного дела.

Семья была патриархальных купеческих нравов, где отца слушались беспрекословно, вместе садились за стол и ходили в церковь. Все домочадцы усердно работали на семейное дело, и к концу XIX века фабрика сильно разрослась. Она занимала 4 гектара земли на Малой Красносельской улице, где около 2000 работников производили ежегодно 4 тысячи тонн шоколада, карамели, бисквитов и прочих сладостей. Годовой оборот достигает 1.800.400 рублей. Особенным успехом пользовались пастила и глазированные фрукты.

Абрикосов был талантливым коммерсантом. Он умело использовал возможности рекламы, вводил маркетинговые новинки, заботился о красоте и комфорте своих магазинов.

Магазин Товарищества А.И. Абрикосова Сыновей

Однажды под Новый год в московских газетах появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом только брюнетки. Горожане хлынули проверять, так ли это на самом деле, сопровождая любопытство покупкой и поеданием сладостей. А интригующие вкладыши — открытки, головоломки и прочие сюрпризы в конфетных наборах — эти рекламные ходы используются в бизнесе до сих пор.


Внутреннее убранство магазинов Абрикосова

Разнообразие ассортимента и высокое качество продукции принесли фирме Абрикосовых победы на Всероссийских художественно-промышленных выставках в 1882 и 1896 годах. На упаковке абрикосовских сладостей одно за другим появляются два изображения герба Российской империи.
В 1899 году «Товариществу А.И. Абрикосова Сыновей», в третий раз победившему на Всероссийской художественно-промышленной выставке, присваивается почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества», с правом изображения на упаковке своих изделий соответствующего знака.

В 1900 году для семьи Абрикосовых был выстроен новый дом.

Архитектор Борис Шнауберт спроектировал его в модном в те годы стиле модерн. Прототипом для здания послужил известный парижский особняк г-жи Жильбер, ставший образцом для многих строений того времени. Прихотливый силуэт абрикосовского дома украшает Малую Красносельскую и сегодня, изображен он и на логотипе предприятия.

Когда супруги Абрикосовы праздновали золотую свадьбу, собралось 150 человек их прямых потомков и других родственников. Дети засыпали их цветами и преподнесли золотые венцы, украшенные бриллиантами, внуки подарили родословное древо, а правнуки — большую семейную фотографию. Ибо главным достижением их жизни было все же семейное счастье.

Приглашение на золотую свадьбу

Умер Алексей Иванович Абрикосов 31 января 1904 года, прожив 80 лет. К концу жизни он был действительным статским советником, кавалером многих императорских Орденов, бессменным Председателем Совета одного из лучших в России коммерческих училищ — Московской практической Академии коммерческих наук, бессменным Председателем Совета Московского учетного банка.
До 1917-го его кондитерское дело успешно продолжали потомки, но после революции фабрика была национализирована. Вскоре ей было присвоено имя председателя Сокольнического райисполкома Петра Акимовича Бабаева. Однако еще несколько лет на этикетках изделий после слов «Фабрика им. рабочего П.А. Бабаева» в скобках значилось: «быв. Абрикосова».

Дом племянника Джека Лондона

«Жемчужина отдаленных районов Северного округа столицы - роскошный деревянный дом на улице Тимирязевской. Построен в 1874 году.

Выдержки из документов Московской сельскохозяйственной академии.

«Казенный профессорский дом на две квартиры. На втором этаже жил придворный садовник Александра II, устроитель садов в Петровской академии, датчанин Рихард Иванович Шредер. В память о нем назвали дендросад на Пасечной улице.

На первом жил луговод, профессор Василий Робертович Вильямс. Супруга из рода князей Шаховских, мама - княжна Голицына. Отец его был гражданином США и братом Джека Лондона. В.Р.Вильямс похоронен здесь же, в саду дома».

В общем, выражаясь современным языком, все это лайков на сто тянет».

Дом у станции Андроновка


«Если вы никогда не были на Андроновке - станции Московской окружной железной дороги, то это неудивительно: нормальный человек туда вряд ли когда-нибудь доберется.

Она расположена в промзоне на самой окраине района Лефортово: скромное Андроновское шоссе, бесконечные бетонные заборы, километры колючей проволоки, глухие железные ворота, здание бывшего завода «Криптон», километры уже почти безжизненных железнодорожных путей, склады, склады, склады и бродячие собаки, неподалеку - река Нищенка.

На фотографии - комплекс (некогда) жилого дома и станционного здания, построенных в 1905–1907 годах, - это словно Уолту Диснею разрешили нарисовать пару своих мультяшных персонажей в уголке картины «Последний день Помпеи».

Сама станция сейчас фактически стоит без дела, снесена красивая готическая водонапорная башня, пластиковые трубы, выходящие из здания вокзала - а это трубы для пневмопочты - вряд ли используются».

Ажурный дом на Ленинградке


«На Ленинградском проспекте, в районе Третьего транспортного кольца, в 1940 году был построен дом, который должен был стать образцовым стандартным жилым домом для рядового советского гражданина. То есть строится быстро и недорого из готовых заводских бетонных блоков, но при этом украшается и выглядит не типовым проектом, а имеет собственное, так скажем, лицо. Проектируется и строится так, что получает свое собственное название - Ажурный дом.

Эти резные решетки закрывают балконы и лоджии, поэтому дом выглядит на удивление цельным, хотя жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов, сделанных, кстати, из бетона по эскизам знаменитого русского графика Владимира Фаворского, в квартирах темновато.

В общем, это наглядный пример того, как при желании можно строить недорого и очень красиво».

Дом Абрикосовых


«На улице Малая Красносельская, недалеко от ТТК, стоит построенный в 1905 году дом Абрикосовых с фабричными помещениями. Абрикосовы - те самые потомственные русские кондитеры.

Один из Абрикосовых - Алексей - является автором конфет «Утиные носы», которые многие знают под названием «Гусиные лапки», а еще он придумал то, что сейчас называют киндер-сюрпризом, - сладости с подарком внутри (игрушкой, мозаикой, открыткой); обернутые в фольгу шоколадные зайцы - тоже его изобретение.

Кондитерские изделия Абрикосовых были настолько популярны в дореволюционной России, что название марки можно встретить в книгах известных писателей того времени.

«…Вручая тете маленький кулек, перевязанный шпагатиком и прицепленный к верхней пуговице его пальто, он сказал:

А это позвольте вам презентовать к чаю. С получки. «Раковые шейки» Абрикосова. Я знаю, вы любите». – В.Катаев, «Хуторок в степи».

Готический дом на Бауманской


«Редкий жанр: «Москва готическая». Доходный дом Антона Фролова, построенный в 1914 году. Сейчас уже точно никто не скажет, почему свой доходный дом Фролов решил построить именно в таком стиле. Скорее всего, из-за того, что исторически эта местность была насыщена лютеранскими церквями, голландскими особняками и другими редкими для Москвы постройками космополитичной, так скажем, архитектуры. Речь, понятно, идет о Немецкой слободе, где с древних времен предпочитали селиться иностранцы. Теперь от тех построек мало что осталось, зато прекрасный фроловский дом сохранился, а расположен он на бывшей Немецкой, сейчас Бауманской улице.

И отдельно надо сказать об архитекторе здания - это Виктор Александрович Мазырин, блестящий зодчий своего времени, человек широких взглядов и, как сегодня бы про него сказали, типичный представитель Global Russians.

Виктор Александрович родился в небольшом чувашском селе, воспитывался без родителей, а в итоге стал одним из сильнейших русских архитекторов. Он много и серьезно путешествовал по миру: не только Европа, но и Япония и Египет; увлекался мистическими учениями и «считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид». Такой широкий кругозор и культурный опыт позволяли, видимо, ему мыслить настолько широко, что он с одинаковым успехом мог спроектировать неоготический дом Фролова, православную церковь в Кунцеве, русский павильон на выставке в Париже, а также именно он автор проекта одного из самых выдающихся и известных домов в Москве - знаменитого Морозовского особняка на Воздвиженке.

Исходя из всего этого, будем надеяться, что сегодня Фабио Капелло тоже будет мыслить шире и все-таки выпустит Дзагоева с Кержаковым в стартовом составе».

Не кремлевская бензоколонка


«Заброшенная советская бензоколонка во дворе жилого дома на улице Черняховского (метро «Аэропорт»). Похожа на ту, что у храма Христа Спасителя, но менее известна».

Бывшее общежитие Метростроя


«Это здание постройки 1906 года в 1-м Самотечном переулке когда-то использовалось как конторское здание и общежитие Метростроя. Несколько последних лет оно было заброшенным и готовилось тихо уйти в мир иной, но внезапно в ходе проведенной реконструкции его довольно прилично отреставрировали.

Но главное - да, это не обман зрения - его торцы и задний фасад обшили листовой медью, и теперь, когда на эти стены попадают лучи солнца, район погружается в звенящее оранжевое марево, что выглядит, к слову, очень сильно.

И если кто-то подумает: «Очередные девелоперы вбухали миллиарды в очередной бизнес-центр», то на самом деле это новое здание музея ГУЛАГа».

Башня Мосэнерго


«Это башня, которую можно увидеть на задворках Дома на набережной; располагается она на территории построенной еще до революции Центральной электрической станции московских железных дорог (ныне - Мосэнерго-2).

Когда-то эта башня была самым красивым сооружением станции, ее построили так, чтобы она напоминала Спасскую башню Кремля: у нее был высокий шпиль и красивые часы.

Потом, как водится, все сломали».

Герб клуба иракского бизнесмена


«На воротах жилого дома 1938 года постройки, что стоит у метро «Краснопресненская», можно увидеть два одинаковых герба уже несуществующего московского футбольного клуба «Пресня».

Образованный еще в 1922 году клуб сменил множество названий; был и клубом при местной мануфактуре, называясь «Трехгорка» (конец 1920-х годов), и в самом начале 1990-х первым частным футбольным клубом в России, получив от своего нового владельца - бизнесмена иракского происхождения Хуссама Аль-Халиди - название «Асмарал».

В общем, история этого клуба, еще с 1920-х годов базировавшегося на Пресне, хоть и не блистает великими футбольными достижениями, но при этом довольно интересная. Здесь, в частности, играли и тренировали множество известных всем футбольных звезд.

Теперь этого клуба нет; на его историческом небольшом, уютном и самом центральном стадионе «Красная Пресня» проводятся коммерческие турниры, а память об этом клубе сохраняют только настоящие любители футбола и два этих герба на воротах здания по улице Конюшковской».

Та самая Матросская Тишина


«Это наш московский Сайлент-Хилл - огромный заброшенный дом, красиво разрисованный символами рунического алфавита, за разбитыми окнами которого порой мелькают неясные тени. Сразу за домом - тюрьма Матросская Тишина, слева от него - психиатрическая больница, а в 10 минутах пешком больница туберкулезная.

Эта местность известна еще со времен Петра Первого - «Тишина: поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится».

В общем, и дом, и окружение - настоящая красота для истинных ценителей другой красоты, к тому же он постройки 1927 года, является памятником архитектуры; макабрический дом».

Монструозный завод на Золотой


«Техногенные красоты на фото - часть НПП «Салют», производящего авиационные двигатели. Причем в кадр попала лишь малая часть этих строений, тянущихся вдоль улицы.

И вот эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний в цехах завода огромных двигателей для самолетов.

Всю эту не всем понятную красоту усиливают два фактора.

1. Улица, на которой расположено это, выглядит так: с одной стороны тянется ЭТО, с другой - бесконечная вереница металлических гаражей и железная дорога сразу за ними.

2. А название этой улицы - Золотая.

При всей моей любви к заброшенным зданиям и странным местам признаю улицу Золотую с этими милыми строениями самым брутальным (из общедоступных) местом Москвы».

Дом купчихи Ломакиной


«На улице Гиляровского стоит отличный образец московского модерна - доходный дом купчихи Ломакиной, а построен он по проекту архитектора В.С.Масленникова в 1909 году.

Но даже в Сибири он нашел возможность заниматься любимым делом: это, конечно, уже были не здания в стиле модерн, а участие в строительстве заводских зданий, преподавание, а также проектирование многоквартирных жилых домов - например, хорошо известного жителям Новосибирска Стоквартирного дома на Красном проспекте.

Но вернемся к самому этому дому, где совсем недавно было посольство Республики Мозамбик, а теперь его там, по-моему, уже нет; впрочем, сами все видите, насколько он богат деталями, синкопированной геометрией окон и форм, короче - отличный, как будто откуда-то с Бауманской улицы сбежал».

Конюшни нефтяника Манташева


«В жилых массивах в районе пересечения Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца притаился выдающийся дом в стиле барокко.

Это здание, которое в 1912 году архитекторы Измиров и братья Веснины построили для богатого нефтяника Леона Манташева. И это не парадный особняк Леона или там театр, это ансамбль конюшен - Леон был страстным любителем лошадей, владел лошадьми, которые участвовали в самых престижных соревнованиях того времени. Если присмотреться, то на фасаде здания, на самом верху, видно изящные Л и М - по первым буквам имени владельца дома.

Улица, где построен этот удивительный дом, называется Скаковая: лошади, скачки, название Скаковая - все это более чем логично, ведь всего в паре сотен метров находится Московский ипподром.

Пора переходить к традиционной грустной части поста «А что там сейчас?». Сейчас - мрак полнейший. По бокам когда-то стояли еще два строения ансамбля - разрушили: сбоку примыкают автосервис и мойка, во дворе здания странное сооружение, напоминающее недостроенный заводской цех или гигантский ангар. Во дворе ансамбля конюшен сохранилось здание жилого дома жокеев, но разглядеть его за наваленной грудой металлолома и разного хлама проблематично.

Арендаторы здания - от студии балета до различных офисов. В общем, очередная где-то удивительная, где-то уже, увы, типичная московская история.

А дом при возможности навестите: венское барокко среди типовых пятиэтажек - это выглядит очень сильно».

Бывшая трамвайная электростанция


«На угрюмой, практически непешеходной улице Ленинская Слобода, которая находится в районе Третьего кольца, есть такое прекрасное здание - это бывшая Вторая городская трамвайная электрическая станция, построенная в 1916 году. Сейчас там институт с труднопроизносимым названием».

Гараж Мельникова


«Шедевр русского архитектурного авангарда в промзоне на Авиамоторной улице - гараж Госплана, построенный выдающимся русским архитектором Константином Мельниковым в 1936 году.

Даже добавлять ничего не хочется: великое здание».


«Прогуливаясь по юго-западной части Москвы, можно встретить это волшебное сооружение - практически замок. Это Конный двор - комплекс хозяйственных построек старинной русской усадьбы Черемушки-Знаменское. Сооружен он примерно в последней четверти XVIII - начале XIX века при одном из многочисленных владельцев усадьбы С.А.Меншикове.

На фото лишь входная группа комплекса, сам Конный двор занимает немаленькую территорию и действительно похож на сказочный замок, и вот бы там устроить какой-нибудь отличный детский центр, чтобы девочки там себя принцессами воображали, а мальчики рыцарями, но нет.

Если основную часть усадьбы Черемушки-Знаменское, которая находится через дорогу, через улицу Большая Черемушкинская, занимает Институт теоретической и экспериментальной физики, то эти строения принадлежат Институту гельминтологии».

Плоский дом на Пресне


«Отличный архитектурный аттракцион - Плоский дом на Пресненском Валу. Соседний дом тоже, кстати, «плоский».

Построенный в 1910 году двухподъездный жилой дом на самом деле никакой не плоский, конечно же. Просто земельный участок, который был отведен под его строительство, был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла, отсюда - если выбрать правильный ракурс - и возникает иллюзия, что дом плоский, словно нарисован на листе фанеры».

Тюремный парапет


«Неприметный серый парапет в Новоспасском переулке не кажется чем-то значимым и интересным, но это если не знать, что это остаток ограды знаменитой «Таганки». Той самой, где «все ночи, полные огня».

Московская губернская уголовная тюрьма (Таганская тюрьма) была построена в 1804 году по указу императора Александра I. Здесь побывали личности в формате от Саввы Мамонтова до человека, ставшего прототипом Остапа Бендера. Здесь перед заключенными пел Шаляпин.

Тюрьму снесли в 1958 году. Сейчас от нее остались только часть ограды - этот парапет - и бывшее административное здание тюрьмы, в котором находятся офисы.

А там, где в течение полутора веков томились в застенках люди и, в частности, был повешен генерал Власов, теперь тихие дворы, обычные пятиэтажечки и детский сад».

Робокоп из «буханки»


«Красота из двора Московского художественно-промышленного института - новый, вот-вот готовый отправиться в город в рейд против сноса исторических зданий симбиоз Робокопа и бойца из отряда «Капитана Пауэра и солдатов будущего». Метров пять в высоту.

Обратите внимание на элегантное решение грудной клетки этого монстра - легким движением студенческой руки защищать стальное сердце отправилась передняя часть кузова автомобиля УАЗ, он же «буханка».

Саввинское подворье


«Сравнительно недавно, до 1937 года, одно из красивейших зданий Москвы украшало самое начало Тверской улицы. Потом, правда, его передвинули и закрыли огромной жилой махиной - домом номер шесть по улице Тверской.

А это здание - Саввинское подворье, построенное в 1907 году, - теперь находится в глубине главной улицы города. Ознакомиться с ним можно свободно, зайдя в арку дома номер шесть. Можно и нужно: Саввинское подворье - дом волшебной красоты».

Лестница в особняке на Малой Никитской

Этот особняк на Малой Никитской - одна из важнейших московских архитектурных достопримечательностей: умопомрачительно красиво, сохранившиеся предметы интерьера и мебель, тайная молельня на последнем этаже. Причем попасть сюда можно абсолютно свободно и даже бесплатно».

Московская избушка


«Перед нами типичное строение застрявшего во времени удивительного района Москвы - деревни Терехово. Расположенная в 10 минутах езды от центра - между Рублевским и Звенигородским шоссе - деревня, упоминающаяся в летописях еще с XVII века, по-прежнему не замечает окружившей ее громадной Москвы: деревянные дома, вода из колонки, мужчина в кепочке «Речфлот» оттачивает косу, курицы чего-то там квохчут.

А неподалеку нависают высоченные дома района Крылатское, в километре от этих завалинок на модном молодежном фестивале выступают Мориц фон Освальд с Виллалобосом, а здесь сонный клев в речушке, резиновые сапоги и треники, а также насущное - напилить дров для печи».

Дом трех эпох


«На первый взгляд - обычная как бы «сталинка», лишенная видимых интересных архитектурных деталей, но на самом деле перед нами очень необычный дом.

Он был построен - внимание - в XVIII веке, тогда этим главным трехэтажным домом московской усадьбы владел знаменитый купец Лукутин: тот самый, который организовал производство знаменитых шкатулок с росписью, которые и поныне производятся и расписываются мастерами там же, в селе Федоскино.

В 1910 году архитектор Петр Анисимович Ушаков по заказу владельцев надстроил еще один этаж, чтобы превратить здание в доходный дом. То есть здание классической усадьбы превратилось в четырехэтажное жилое здание. А уже практически в наше время, в 1980-е годы, дом «наградили» еще пятью надстроенными этажами.

И если прийти в выходной день в тихий Вишняковский переулок и внимательно присмотреться к дому, можно отчетливо разглядеть этапы его «архитектурного роста».

Продовольственный склад монахов


«Пятиэтажный дом XVI века, самое древнее из высоких зданий Москвы, - очень сильное по энергетике строение на территории Симонова монастыря, которое монахи построили для хранения съестных припасов.

Внешние лестницы, масштабы здания (напоминаю, начало строительства - XVI век!), и главное - уцелело спустя несколько столетий».

Гидроузел на Яузе


«Это Сыромятнический гидроузел на реке Яузе, который был построен в 1940 году. И, не загружая всякими техническими деталями сооружения, это просто очень приятное место в Москве».