Какой он, настоящий русский флаг? От крещения до федерации: история флагов России Флаг славянской руси.

История флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказал, даже уникальна. Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю.

Изначально у древних славян вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.


Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после

Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение». По сути знамя — это стяг, но с изображением православных ликов - Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны.

В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий).

По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет — целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению императора Александр III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный — именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, император Николай II отрёкся от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.

В 1924 году, когда образовался СССР, официальным флагом государства становится красный флаг с золотым серпом и молотом и красной звездой в золотом обрамлении.

Под этими цветами русский народ одержал очередную великую победу в своей и мировой истории над фашистской Германией, как и в 1242 году князь Александр Невский, вступивший в бой с псами-рыцарями под красно-золотыми флагами, как и на Куликовом поле был разбит враг под красными знамёнами.

Менялись времена, уходили эпохи, а вместе с ними и флаги. Так, после неоднозначных перемен августа 1991 года официальным флагом нашей страны вновь стал бело-сине-красный триколор.

Кстати, так сейчас выглядит флаг Вооружённых Сил России:

История российского флага насчитывает несколько веков. На протяжении столетий знамя видоизменялось, но не переставало осуществлять свои важнейшие функции - служить опознавательным знаком, а также представлять и символизировать страну и нацию в целом. Каждый гражданин должен знать, как выглядел флаг России раньше и что он представляет собой в наши дни, что олицетворяет и какой смысл он несет.

Флаг и знамя - два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: "знамя" и "флаг". Первый имеет славянские корни и происходит от слова "знамение" или "знак". Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин "флаг" пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает "корабельное и мореходное знамя". Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой "флагшток".

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ как "представитель" нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем - он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ "прошел" под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Стяги древних славян

Историкам немного известно о древнейших знаменах славянских народов. Предположительно, первые из них были примитивны и состояли из травы или конских хвостов, которые крепились на шестах, остриях копий или просто длинных палках. Считается, что они походили на бунчуки тюркских племен. В "Повести временных лет" упоминались знамена, обозначавшие воинские отряды, - стяги (полотна, крепившиеся к древку). Постепенно появилась и особая должность - стяговник: он должен был хранить знамя и разворачивать его во время боя. Со временем стяги не только стали служить ориентирами в сражении, но и трансформировались в особые символы власти. Князья, захватывая города, начали водружать свои знамена над ними, оповещая о своих притязаниях.

Знамена Древнерусского государства

На Руси в IX-XIII вв. были распространены стяги вытянутой треугольной формы, прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамена с пришитыми к ним косицами, развевающимися на ветру. Нередко в битвах использовались и хоругви - особые священные знамена, на которых изображались лики святых, Богородицы или Спасителя. Древние стяги выполнялись из разной ткани и окрашивались в разные цвета. При этом наиболее часто использовались зеленый, красный, синий, белый и голубой оттенки. На Куликовом поле над русскими воинами простиралось большое на котором был изображен Нерукотворный Спас.

Царские знамена в период XVI-XVII вв.

Вплоть до XVIII столетия Россия не имела единого государственного знамени. Существовало большое количество разнообразных стягов и хоругвей. Малые и Большие царские знамена отличались особой яркостью и красотой. Как правило, они богато украшались и оформлялись религиозными сюжетами.

Примером подобных знамен является известный "Великий стяг" царя Ивана Грозного. Он представлял собой огромное разноцветное полотнище трапециевидной формы. Украшено оно было изображениями Святого Михаила, сидящего на золотом крылатом коне, и Иисуса Христа в славе. Также на полотне были искусно нарисованы золотые херувимы, серафимы и ангелы в белых одеждах. Это величайшее знамя более 150 лет сопровождало в боях и походах русскую армию: оно побывало в Крымских (1687, 1689 гг.) и Азовских (1696 г) походах, а также на войне со шведами. Фото флага царской Росси, к сожалению, не передает всей его красоты и мощи.

Подобным царским знаменам воздавались особые почести: их освещали, наравне с иконами, им поклонялись. Полковые и сотенные стяги были меньше по размеру и не так богато украшены, как царские. Часто на них вместо ликов святых изображался простой крест. С XVII в. на стяги на западный манер стали наносить светские эмблемы, например рисунки змеи, орла, льва и пр.

Как выглядел флаг России при Петре Великом

В период царствования Алексея Михайловича появились первые упоминания о едином Российском флаге. Государь, изучив знамена других стран, выбрал для своего три основных цвета - белый, синий и красный. В 1686 г. на первом торговом был поднят новый флаг царской России. По некоторым версиям, он имел прямоугольную форму. На нем был изображен синий крест, левый верхний и правый нижний углы были окрашены в белый цвет, а остальные два - в красный. Петр I, продолжая дело своего отца, видоизменил флаг, определив на нем порядок горизонтальных полос. Фото флага царской России представлено далее - он был похож на современный триколор, но имел двуглавого орла по центру.

Также Петр Великий создал флаг и для торгового флота. Он представлял собой белое полотнище с черным двуглавым орлом, с державой и золотым скипетром в лапах. С 1705 г. был официально утвержден торговый флаг России - триколор, который использовался на военных судах вплоть до 1712 г, пока не был утвержден единый кормовой Андреевский флаг - белое полотнище с голубым крестом по диагонали. После этого триколор стал использоваться лишь на коммерческих судах.

История имперского флага России. Царское знамя в 18-19 вв.

В дальнейшем российский флаг претерпевал значительные изменения. В 1742 г. было сделано новое знамя в связи с предстоящей коронацией Елизаветы I. Как выглядел флаг России теперь? На желтом полотне был изображен черный двуглавый орел, которого окружали овальные щитки с гербами.

При Александре I черно-бело-желтые цвета постепенно стали восприниматься как государственные. На знаменах русских полков изображали черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1858 г. был разработан новый герб, а также и флаг Российской империи. Александр II утвердил из трех полос - черной сверху, желтой по центру и белой снизу - имперский флаг России. Фото демонстрирует, каким было знамя в 19 столетии.

К сожалению, новый вид флага не пришелся по душе простому народу, а воспринимался как сугубо казенный. К тому же новый стяг был очень похож на немецкий. По этой причине Александр III, известный русофил, вновь вернул бело-сине-красный триколор на пьедестал. В 1914 г., после широкого празднования 300-летия династии Романовых на российском престоле, появился симбиоз знамен. Бело-сине-красный флаг был дополнен черно-желтым императорским штандартом, который изображался в верхнем углу древка. Такое знамя просуществовало до г.

Флаги и знамена РСФСР И СССР. Сложный 20 век

Русская и Февральская революции прошли под ярко-алыми знаменами. Не только они, но и вся массовая символика была красной. Октябрьский переворот 1917 г. также осуществился под алым флагом. 10 июля того же года был принят окончательный вариант нового знамени.

Флаг РСФСР представлял собой красное полотнище. В левом верхнем углу, у древка, помещалась золотая надпись - "РСФСР". С 1918 г. использование имперского триколора было строго запрещено. Над Кремлем водрузили алое знамя.

В 1924 г. Конституция СССР утвердила новый флаг. На алом полотнище теперь изображались золотые серп и молот, над которыми помещалась пятиконечная звезда с золотой каймой. Во Второй мировой войне советское знамя стало великим символом победы русского народа над фашизмом.

Возвращение знаменитого российского триколора

После более чем семидесятилетнего перерыва был поднят российский триколор в столице, над зданием Верховного Совета. Произошло это знаменательное событие в дни августовского г. Сейчас флаг РФ поднимается не только на зданиях органов власти на территории нашей страны, но и на дипломатических представительствах за рубежом.

Кроме триколора, по сей день используется Андреевский флаг, а также которое было учреждено президентским указом в 1996 г. Оно символизирует героизм и великое мужество русского народа, проявленные в дни Великой Отечественной войны. Надеемся, наша статья оказалась полезной, и теперь вы знаете, какие флаги были в России. Любой гражданин должен знать великое историческое прошлое своего народа!

Летопись флагов российских

С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг - значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием - острожеком.

В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей - «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами - клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.

При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России - изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» - св. Георгия Победоносца - стали считать и покровителем всего государства Российского.

Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена - поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.

Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога­тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» - сражение было проиграно.

У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках - стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав - 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.

Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин - великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» - красный, в других - как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, скоторым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.

Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми. Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие - из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».

После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа - знамения - получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV-XVIвеках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван IIIстал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий IIIуже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.

При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.

Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник - откос - пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя - свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.


Учитывая направленность форума, немного корректирую исходный текст, дабы не обвинили в вбросе. Оригинал в ссылке.

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.
Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

1. Русский Стяг


Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи


На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

2. Русская Хоругвь

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

3. Русское знамя


Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.


Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

4. .....

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался....

5. Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение....

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани.

6. Стяги по...

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с...

7. Первый государственный флаг


Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит пропяло (слово старославянское) .....