Гефестион и александр дружба или любовь. Стихотворение «Александр и Гефестион», поэт Ася Ежелева

Тот факт, что в письме упоминается о «необыкновенной красоте» мальчиков, подразумевает предположение Филоксена, что Александр заинтересуется ими в сексуальном плане. О бисексуальности Гефестиона можно также догадаться, обратившись к историческим источникам. Известно о существовании картины, сделанной современником тех событий художником Этионом, на которой запечатлена свадьба Александра и Роксаны. По описанию греческого автора II в. н. э. Лукиана Самосатского, позади Александра на картине был изображен «Гефестион, один из лучших его мужей, который держит в руке зажженный факел и опирается на плечо стоящего рядом юного мальчика». Добавим, обнаженного мальчика.

О близости царя и Гефестиона часто говорится в исторических описаниях периода правления Александра Македонского. Плутарх, например, сообщает, что Гефестион был настолько близок Александру, что ему единственному из всех разрешалось читать письма Олимпиады к сыну.

Она часто писала ему с этой целью, но он никому не показывал ее письма, кроме одного, которое он распечатал, когда рядом находился Гефестион. У него была привычка читать корреспонденцию, когда его друг был рядом, однако когда он прочитал письмо, то снял с пальца перстень и приложил его как печать к губам Гефестиона.

Тот факт, что, по словам Плутарха, Александр приложил перстень к губам Гефестиона, ясно указывает, что эти двое мужчин были больше, чем просто друзьями (следует иметь в виду, что в те времена еще не существовал обычай, когда придворные целовали перстень монарха). Плутарх, предположив, что Гефестион был сексуальным партнером царя, идет даже дальше, когда, говоря об их взаимоотношениях, использует в отношении Гефестиона греческое слово philalexandros. Дословно оно переводится как «любовник Александра», тогда как остальные близкие друзья великого полководца упоминаются со словом philobasileus, что означает просто «любимец царя».

Безутешная скорбь Александра по поводу смерти Гефестиона также может считаться намеком на то, что их связывало нечто большее, чем просто крепкая дружба. По словам Арриана:

Александр упал на тело друга и лежал так, рыдая, весь день. Даже ночью он не отходил от него ни на шаг, продолжая лить слезы… Целых два дня после смерти Гефестиона Александр ничего не ел и даже не обращал внимания на необходимость ухаживать за собой, а лишь лежал на ложе, безутешно рыдая.

Арриан также говорит, что Александр желал, чтобы весь мир признал их подобными легендарным героям Ахиллу и Патроклу. Автор подчеркивает, что, как и Ахилл, Александр «предпочел бы умереть первым, чем жить, страдая от боли утраты».

Но если все приведенные факты позволяют только предполагать гомосексуальный характер взаимоотношений между Александром и Гефестионом, то попытки Александра провести параллели между ними и мифическими героями выглядят как прямое подтверждение именно такой связи между царем и его другом. Когда в 334 г. до н. э. Александр посетил Трою, они с Гефестионом не только совершили совместное жертвоприношение на могиле Ахиллеса, но и изображали Ахиллеса и Патрокла во время празднеств, которые были устроены в городе. Когда Гефестион умер, Александр объявил траур, совсем так же, как это сделал Ахиллес, когда хоронил Патрокла, и как это описывается в «Илиаде» Гомера. В свое время греческий драматург Эсхил (525–456 гг. до н. э.) создал драму о Троянской войне, ставшую необычайно популярной в годы правления Александра Македонского. Драма называлась «Мирмидоняне», и оба героя в ней были представлены в образах любовников. Это видно из фразы, которую автор вложил в уста Ахиллеса, рыдающего над телом Патрокла: «Ужель эти безукоризненные, совершенные бедра, которые я боготворил, неужто водопады поцелуев, которые ты мне дарил, теперь ничего не значат!» А великий греческий философ Платон (427347 гг. до н. э.) писал о нравственности любовных отношений, которые, по слухам, связывали Ахиллеса и Патрокла. Эти два героя представляли собой пару любовников, считавшуюся образцом для гомосексуалистов античности. Стоит обратить внимание на то, что Александр продолжал сравнивать себя и Гефестиона с Ахиллесом и Патроклом даже после того, как исчезла политическая необходимость отождествлять себя с первым (царь довольно давно уже отказался от этой идеи и начал представляться сыном Зевса Гераклом). Совершенно очевидно, что Александр стремился таким образом дать понять всему миру, что они с Гефестионом любовники.

Их отношения, очевидно, прервались тогда, когда Александр встретил Барсину в 333 г. до н. э. После этого Гефестион на несколько лет отошел в тень. По всей видимости, он смирился с тем, что больше не является возлюбленным царя, потому что, когда Александр женился на Роксане, Гефестион был на свадебном пиру дружкой жениха. Однако к 324 г. до н. э., ко времени возвращения в Сузы, их отношения, видимо, возобновились. Александр не только назначил Гефестиона своим ближайшим помощником, с этого момента царь проводил в обществе друга времени больше, чем с любой из женщин. Даже когда Александр женился на Статире, а Гефестион на ее сестре, «женихи» провели ночь не со своими женами, а вдвоем в опочивальне царя.

Теперь, когда мы хотя бы примерно понимаем, каким образом Гефестион оказался связан с убийством Александра, можно попытаться восстановить приблизительную картину тех трагических событий.

В 327 г. до н. э. Александр и Роксана полюбили друг друга. Они поженились, и Роксана стала царицей крупнейшей державы, когда-либо существовавшей на земле. Почти три года Роксана оставалась любимицей царского двора, и когда она возвратилась из Индии в Персию, то, возможно, вообразила, что теперь они с Александром смогут основать величайшую династию, какую только видел мир. Увы, ее мечты оказались разрушены. Совершенно неожиданно для Роксаны в Сузах Александр не только взял себе вторую жену, но и возобновил прежние отношения с Гефестионом, да еще захотел, чтобы о них узнал весь свет. Можно себе представить, какое опустошение испытала Роксана летом 324 г. до н. э., наблюдая публичное представление объединенной свадьбы Александра и Гефестиона, которые решили жениться на сестрах Статире и Дрипете. Однако, словно стараясь еще больше оскорбить своих жен, оба мужчины сразу после свадебного пира уединились в царской опочивальне. Кстати, вполне возможно, что эти гомосексуальные отношения оскорбляли Роксану даже больше, чем женитьба Александра на Статире. По представлениям ее народа, подобное отношение мужа к жене означало, что он не видит в ней женщину, что она неполноценна и не может быть ни женой, ни матерью. Вспомните, мы говорили о том, что в июле 329 г. на родине Роксаны в Согдиане один из военачальников Александра женился на дочери Спитамена, вождя согдийцев, но сам при этом продолжил гомосексуальные отношения со своим слугой. Греки не видели в подобной практике ничего предосудительного, однако местные жители посчитали такое поведение самым страшным оскорблением. Повторимся: согласно обычаям этого народа, такое отношение мужа говорило о том, что девушка не может быть ни женой, ни матерью (причем никакой проблемы не возникало, если мужчина изменял супруге с другой женщиной). Разъяренная толпа убила командира, оскорбившего честь семьи, а девушку, несмотря даже на то, что она была дочерью вождя, отныне стали избегать. А теперь давайте представим, что Роксана уже и так была достаточно оскорблена, когда Александр решил жениться на Статире. Но возобновление связи с Гефестионом, несомненно, привело ее просто в ярость.

Видимо, именно там и тогда Роксана и приняла решение, что убьет их всех, и она знала, какое орудие убийства выбрать - стрихнин. Однако Статира почти сразу же после свадьбы отправилась в Вавилон с Мелеагром и его солдатами. Теперь, если бы Роксана убила Александра, то персидская царевна почти наверняка смогла бы избежать ее мести; она могла бы стать женой возможного преемника Александра, кем бы он ни был, который смог бы ее защитить. Статиру требовалось убить тогда, когда умрет царь, но Роксана должна была находиться в этот момент рядом с соперницей, после того как отравит царя. Следовало подождать, пока они все соберутся в Вавилоне. Умный и проницательный Калан, должно быть, заметил, в какое бешенство пришла Роксана. Возможно, он даже заметил, что часть его ядовитых ягод исчезла, догадался о ее намерениях и попытался отговорить.

К античности восходит мнение о бисексуальности Александра, в качестве партнёров называют его близкого друга Гефестиона и фаворита Багоя. Царь часто сравнивал себя с Ахиллом, а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой.

Любопытно, что поступки и облик знаменитого завоевателя в корне отличны от расхожего представления о гомосексуалистах как слабых, женоподобных и изнеженных созданиях. Сильный и мужественный Александр не раз в пылу битвы бросался в бой, получив множество ранений. Трижды вступал он в брак, однако это были политические союзы, и своим супругам Александр уделял мало внимания. С ранней юности император обожал своего лучшего друга Гефестиона, и тот отвечал ему взаимностью. Скорбь Александра, пережившего своего любимого, была так сильна, что он приказал казнить лекаря, который не сумел помочь другу. Следующим любовником великого полководца был юноша-перс Багоас, остававшийся в фаворитах до самой смерти Александра.

Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе. Рисунок Г. Симони

У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам в зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода.


Александр (слева) и Гефестион (справа)

Однако Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о том, что совершенно противоположно мнению о гомосексуальности Александра: «Однажды Филоксен, командовавший войском, стоявшим на берегу моря, написал Александру, что у него находится некий тарентинец Феодор, желающий продать двух мальчиков замечательной красоты, и осведомлялся у царя, не хочет ли он их купить. Александр был крайне возмущен письмом и не раз жаловался друзьям, спрашивая, неужели Филоксен так плохо думает о нём, что предлагает ему эту мерзость. Самого Филоксена он жестоко изругал в письме и велел ему прогнать прочь Феодора вместе с его товаром. Не менее резко выбранил он и Гагнона, который написал, что собирается купить и привезти ему знаменитого в Коринфе мальчика Кробила».


Свадьба в Сузах. Александр с женой в центре, Гефестион по его правую руку

Вообще гарем Александра Македонского исчислялся 360 наложницами, из которых выделяют Кампаспу, она была его любовницей на протяжении 2 лет начиная с 336 года, и Барсину, которая была старше Александра на 7 лет и стала матерью его незаконнорожденного сына Геракла. Кроме того, известны его отношения с королевой амазонок Фалестрис и индийской царевной Клеофис.


Свадьба Александра Македонского и Роксаны

Супруги у Александра было три. Первой стала бактрийская княжна Роксана, которую царь взял в жены, когда невесте было только 14 лет. Они поженились в 327 году. Она родила единственного официально признанного ребенка великого полководца — сына Александра. Через 3 года царь женился одновременно на двух персидских царевнах — дочери царя Дария Статире и дочери царя Артаксеркса III Парисатиде. Оба этих дополнительных брака считаются совершенными исключительно из политических соображений. Правда, это не помешало первой жене Роксане воспылать ревностью и убить Статиру на этой почве сразу после смерти мужа.


Александр: «Проси у меня что хочешь!»
Диоген: «Не заслоняй мне солнца!»
(Жан-Батист Реньо, 1818)

В целом, Александр Македонский имел достаточно передовые взгляды для своего времени на отношения с женщинами, которых очень уважал и считал практически равными мужчинам, хотя даже его учитель Аристотель настаивал на второстепенной роли женщин.

Но нас не так поражают материальные затраты, как безвкусные излишества, эстетическая нелепость архитектурного замысла. Неужели это был тот самый Александр, который некогда восхищался Лисиппом, Гомером и Еврипидом? Царь всегда проявлял интерес к зданиям, сооружаемым по его приказу, и сам участвовал в разработке архитектурных замыслов. Но в былые годы слишком грандиозные проекты не встречали одобрения царя. Зато теперь он, по-видимому, восторгался самыми крайними выражениями помпезного стиля. Гигантскими стали размеры, чудовищными все украшения! Теперь царь искал таких архитекторов, которые могли бы создать нечто грандиозное, смелое по замыслу и по затратам. Вместе с ними он разрабатывал самые причудливые, диковинные и дорогостоящие проекты. Гробница Гефестиона была лишь началом. Для Дельф, Делоса, Додоны, Дионы, Амфиполя, Кирополя и Илиона были созданы проекты храмов, причем стоимость каждого доходила до 1500 талантов. Гробница Филиппа должна была соперничать с самой высокой пирамидой Египта. По-видимому, немаловажную роль в создании этих проектов играл архитектор Динократ. Знаменательно, что он был родом с Родоса, где впоследствии был создан знаменитый колосс и где, по-видимому, особый успех имела гигантомания.

Нетрудно представить себе, сколь значительные изменения произошли в кругу Александра после смерти Гефестиона. Ушел самый влиятельный из его приближенных. И пустота, возникшая после его смерти, была тем более ощутимой, что незадолго до этого на родину отбыли Кратер и военачальники Полиперхон, Клит и Горгий. Даже из новых приближенных бактрийского времени около Александра теперь оставался лишь Птолемей. Таким образом, освободилось место для выдвижения новых людей. Это пошло на пользу как Пердикке, так и Евмену. Пердикка за последние годы необыкновенно быстро продвинулся г еще до смерти Гефестиона командовал уже второй гип-пархией; теперь, как мы уже сказали, он фактически стал во главе первой гиппархии. Евмен получил вторую. Несо мненно, Александр уже давно понял и оценил военный талант незаурядного грека, и если до сих пор не использовал его, то лишь потому, что считал Евмена незаменимым главой канцелярии; кроме того, Евмену мешали его национальность и вражда с Гефестионом. Но Гефестион умер, а греческое происхождение уже не играло роли в новой имперской армии. Таким образом, после Неарха Евмен оказался вторым эллином в кругу военных, близких к Александру.

20 марта 2019, 16:00

Мне всегда были интересны вдохновительные примеры героев с войны и других значительных исторических событий, но капнуть в настолько отдалённые времена меня заставило скудное знание военного дела, в котором хочется разбираться, и, уж конечно, невыносимая тоска по Игре Престолов) Огромное внимание у меня привлёк Александр Великий, при том, что сначала я просто посмотрела фильм Оливера Стоуна, а потом на меня буквально навалилась информация о нём в других источниках. В таком порядке и начну описывать свои впечатления от его достижений, которые сильно зависели от его приближённого друга Гефестиона, да и от которого он, видимо, зависел сам.

Сразу надо отдать Александру должное за то, что сумел перехватить власть при внезапной смерти своего отца Филипа II, ведь ему тогда было только 20 (совсем мальчишка). Именно тогда и началась история его грандиозного правления, которое продлилось не так уж и долго, чуть более десяти лет. Ибо, несмотря на великие достижения и стойкость в бою, он умер в 32 года от лихорадки, а по сути - не пережив смерть Гефестиона, который умер восемью месяцами ранее (об этом подробнее потом). Вместе с Гефестионом, который был вторым по значимости в Македонии после Александра, они расширили Македонию до мировых масштабов.

Если говорить о фильме - то большего он об Александре и Гефестионе не расскажет. Не объяснит, как именно им это удалось, насколько они были близки, хотя и намекнёт на неоднозначность их отношений (тем не менее, всё равно неудачно), не передаст характер ни того, ни другого. Я ещё могу простить неженку-Гефестиона, который неженкой не был, потому что такие роли как раз созданы для Лето, а Лето - создан для них; но как можно было взять на непродуманную роль Александра ещё и актёра с талантом среднего уровня?.. Я именно из-за Фаррелла откладывала этот фильм столько лет, хотя по работам Лето и Джоли с упоениям прошлась ещё достаточно давно. Что же, один из плюсов фильма - это Джоли и её Олимпиада, мать Александра. Вот, с чьей личности следует начать.

Олимпиада с самого детства внушала Александру его божественное происхождение, будто бы его предком по материнской линии являлся сам Ахиллес. Позже Александр будет вдохновляться Ахиллесом как своим главным кумиром, а Гефестиона он будет ассоциировать с Патроклом. Для таких высоких идеалов и боевой отваги, как у Александра, была просто необходима вера в нечто большее, которую в нём Олимпиада и заложила.

Многие, наверное, знают историю про то, как Александр оседлал коня Буцефала, которого пытались продать Филипу II за немыслимую по тем временам сумму. Александру было около тринадцати, когда он додумался, что конь всего лишь боялся собственной тени, почему его никто и не мог усмирить. Это уже свидетельствует о стратегических задатках Александра, а так же о его небывалой привязанности к своим близким. Тот же Буцефал прослужил ему главным конём до своего последнего сражения, а это около двадцати лет, собственно, практически до конца жизни самого Александра.

С Олимпиадой Александр решил расстаться, когда та перегнула палку со своими попытками им управлять. Для такой воинской одарённости, Александр был необычайно чувствителен по натуре, да и вообще крайне эмоционален. Он многого требовал и многого не прощал. Однажды он просто сорвался с места во время военного похода только затем, чтобы наказать один из своих городов за поднятый бунт, когда его жители по ошибке сочли Александра убитым... и перерезал его:) Были у него и положительные стороны - он был очень внимателен к своим воинам, участвовал в каждом сражении среди них, находясь в легком доступе для врага, заботился о своих людях и даже разделял культурные традиции захваченных народов, чтобы сблизиться с ними.

Большее влияние на Александра, чем его мать, имел только Гефестион. Гефестион был благородного происхождения, они вместе учились с Александром ещё с детства. Его дата рождения неизвестна, но, предположительно, они были одногодки. Гефестион обладал самым ценным для Александра качеством - верностью. Однажды Гефестион чуть ли не встал под нож, когда повздорил с другим приближённым Александра, который возразил против намерений царя, ибо Гефестион настолько близко к сердцу принимал его цели и желания. Сложно представить, как Александр в одиночку мог держать всю державу в узде, хоть именно так его и пытается изобразить большинство источников, опасаясь ссылаться на Гефестиона, судя по всему, из-за той самой необъяснимой близости между ними. Но если поставить наравне с Александром ещё одного не менее талантливого полководца - то всё сразу встаёт на свои места.

Одна из главных заслуг Александра была в развитой дипломатичности, но вряд ли она была только его, учитывая, что он мог учитывать мнение Гефестиона при принятии решений. Как уже говорилось выше, Александр мыслил слегка на горячую голову. Зато Гефестион был поистине взвешенной личностью. Несмотря на то, что учеником Аристотеля в детстве был Александр, во взрослые годы с ним вёл переписку именно Гефестион, которая основывалась на взаимном интеллектуальном интересе между ними. По всей видимости, Гефестиону тоже принадлежат дипломатические инициативы. Например, раз ему довелось самому управлять флотом с неустоявшимися отношениями между представителями разных культур, с чем он прекрасно справился, сохранив его единство. Александр мог с лёгкостью доверить ему половину войска, что требовало колоссальной преданности со стороны Гефестиона и лидерских качеств. Они действительно дополняли друг друга. Например, при походе на Индию македонцы столкнулись с невиданной военной силой - боевыми слонами. Слоны были губительными для конницы врага, так как лошади не выносили их запаха и разбегались, в то время как конница была основной ударной силой. Если в войске было 20 слонов - это уже было чем-то немыслимым... Александр же, по исходу, отвоевал 200 слонов, сообразив, как провести конницу через слонов врага так, чтобы она не распалась. А Гефестион потом перевозил этот "трофей" на том же конфликтом флоте.

Когда они победили царя Персии Дария, мать Дария, принимая поражение, сначала преклонилась перед Гефестионом, перепутав его с Александром, на что у Александра была положительная реакция, так как он воспринимал его как часть себя. Тогда же Александр официально сделал Гефестиона своим родственником, женившись с ним на сёстрах. Гефестион мог читать письма Александра. Естественно, он вызывал ревность у других приближённых Александра, его не любили, и не факт, что беспричинно, ибо есть вероятность, что он мог участвовать в сговоре против некоторых из них. Вот вам и Летовская неженка...

Но что меня поразило больше всего, так это, естественно, реакция Александра на смерть Гефестиона. Гефестион умер при странных обстоятельствах, при обычной болезни, когда ничего не предвещало беды. То, что лечащего врача Александр казнил, думаю, и так очевидно. Но он так же вырубал и 12... 12 каких-то там особых мужей в качестве жертвоприношения... сам не мог оторваться от тела умершего, пока его не оттащили силой через сутки. Он спрашивал у оракула позволения похоронить Гефестиона, как бога, на что получил разрешение почтить его, как неземного героя, что его удовлетворило. Самое "богатое" захоронение в Амфиполисе, по одной из версий, принадлежит именно Гефестиону, ибо там даже нашли его эмблему. Александр устроил пышнейшие похороны... чья стоимость равнялась бы 1,5 миллиарда долларов по сегодняшним меркам. Но, самое главное, что когда он объявил траур по всей державе, он запретил флейту... это же на какой бескрайней, мировой территории; флейта - чем же ещё сыграть любовь; ни звука любви без Гефестиона!

Александр, пережив многочисленные битвы и являясь повелителем самой могущественной державы в мире, умер меньше, чем через год после смерти Гефестиона. Умер от лихорадки, но если учесть то, что после смерти Гефестиона он совсем выбился из колеи, обезумел, без конца пил - то, смею предположить, что у него просто истощился организм, как это часто случается у людей от горя. Тогда были другие возможности медицины да и условия проживания в принципе, вот его и не спасли, но предпосылкой всему послужила именно смерть Гефестиона. Обоим было по 32-33 года.

Вот что пишут по этому поводу в Wikipedia:
Гефестион (военачальник)
Гефестион, 356 - 324 гг. до н. э.) - ближайший друг Александра Македонского и один из его полководцев.
Гефестион, сын Аминтора из Пеллы, был примерно одного возраста с Александром и рос вместе с ним (Курций, 3.12). Нет свидетельств о их совместном обучении у Аристотеля в Миезе, хотя Диоген Лаэртский упоминает о переписке между философом и Гефестионом.
О взаимоотношениях Гефестиона и Александра лучше всего передал Плутарх (Александр, 47):
Александр часто говорил, что Гефестион - друг Александра, а Кратер - друг царя. Из-за этого Гефестион и Кратер питали скрытую вражду друг к другу и нередко ссорились. Однажды в Индии ссора их дошла до того, что они обнажили мечи. К тому и к другому бросились на помощь друзья, но Александр, пришпорив коня, подъехал к ним и при всех обругал Гефестиона, назвал его глупцом и безумцем, не желающим понять, что он был бы ничем, если бы кто-нибудь отнял у него Александра.
В популярной литературе часто называют Гефестиона любовником Александра, хотя исторические свидетельства о такого рода взаимоотношениях между ними отсутствуют. Поспешные выводы делаются на основании очень доверительных отношений царя со своим другом, а также свидетельствах о бисексуальности Александра, вполне обыденной для македонских царей и античных греков классической эпохи.
Гефестион сопровождал Александра на протяжение всего похода в Азию, будучи в составе Отряда друзей. После битвы при Иссе Александр в сопровождении Гефестиона отправился осматривать добычу, в том числе и личный караван царя Дария, где следовала его семья. Их встретили жена Дария Статира и его престарелая мать Сисигамбис. При виде победителей мать-царица пала ниц перед Гефестионом, который был выше ростом и, по представлениям персов, более походил на царственную особу. Александр успокоил её, добавив: Не волнуйся, мать, он - тоже Александр.
В решающей битве при Гавгамелах в 331 до н. э. Гефестион был ранен в руку. Если до этого времени он был просто личным другом царя, то теперь входит в число так называемых телохранителей, из числа которых царь назначал полководцев и сатрапов завоёванных провинций. Впрочем, царь редко поручал Гефестиону самостоятельное командование отрядами.
Перед походом в Индию и переходом через Гинду-Куш (в современном Афганистане) Александр произвёл Гефестиона в хилиархи (персидский ранг), поставив его тем самым вторым после себя человеком в государстве. Во время похода Гефестион находился в головном отряде армии, занимался сооружением мостов, а также вёл конницу гетайров в битве при Гидаспе. По мнению античных авторов и современных историков Гефестион был единственным доверенным лицом и ближайшим другом Александра. Именно Гефестион изображён на картине рядом с Александром во время женитьбы последнего на Роксане (Лукиан из Самосаты, 7).
Вернувшись после тяжёлого индийского похода в Сузы, одну из столиц Персидской империи, Александр женился на дочери Дария Статире, а её младшую сестру Дрипетиду отдал в жены Гефестиону. Таким образом хотел он породниться с Гефестионом.
Осенью 324 до н. э. армия Александра расположилась в Экбатанах на зимовку. Там, во время торжественных игр, после одного из пиршеств Гефестион заболел и спустя неделю скончался. Существует множество версий о причине его смерти, наиболее вероятной из которых кажется тиф (описанные синдромы болезни свидетельствуют в пользу этой версии). Также весьма распространено мнение о том, что Гефестион был отравлен, так как у него, как у наиболее приближенного к царю человека, было множество завистников и врагов.
Александр был потрясён его смертью. Обезумев от горя, отменил все празднования и велел казнить врача, лечившего Гефестиона. По словам Арриана (7.14): Некоторые добавляют, что он повесил врача Главкию будто бы за плохое лечение, по словам же других, за то, что он спокойно смотрел, как Гефестион напивается допьяна.
Было велено воздавать почести Гефестиону как великому герою. Тело его было перевезено в Вавилон и сожжено с очень затратными почестями.
Восемь месяцев спустя и сам Александр скончался от болезни.