Где учился чичиков в поэме. Биография Чичикова, служба на таможне

Поэма Мёртвые души - одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Ключевым персонажем в нём является авантюрист Чичиков. Мастерски выписанный автором образ главного героя часто становится предметом обсуждения как профессиональных критиков, так и рядовых читателей. Чтобы понять, чем заслужил этот персонаж такое внимание, нужно обратиться к сюжету произведения.

В произведении рассказывается о некоем чиновнике по фамилии Чичиков. Этот человек очень хотел разбогатеть и приобрести вес в обществе. Своей цели он решил достичь скупкой так называемых мёртвых душ, то есть крепостных крестьян, которые находятся в собственности помещика по бумагам, хотя на самом деле их уже нет в живых. От этого выигрывали и продавец, и покупатель. Чичиков таким образом обзаводился фиктивным имуществом, под залог которого мог взять кредит в банке, а помещик освобождался от обязанности платить налоги за мёртвого крестьянина.

Произведение в обязательном порядке изучается в школе. На уроках литературы ученикам часто предлагается написать сочинение по теме: Мёртвые души. Образ Чичикова. Конечно, чтобы написать грамотную работу, необходимо внимательно ознакомиться с первоисточником и составить своё представление о его главном герое. Но если это по каким-либо причинам невозможно, можно ознакомиться с подробной информацией о персонаже. Эти сведения пригодятся при написании сочинения, составлении сравнительных таблиц для разных действующих лиц или подготовке презентации.

Анализ текста позволяет раскрыть все основные черты образа Чичикова в поэме Мёртвые души. Краткое содержание действий и поступков персонажа, раскрывающих его натуру, начинается со знакомства с Чичиковым.

Кратко автор описал внешность героя уже в начале произведения. Павел Иванович Чичиков - это в некотором роде заурядный персонаж, который может встретиться в любую историческую эпоху и в любой географической точке. В его портрете нет ничего примечательного:

  • внешность его не красива, но и не уродлива;
  • телосложение ни полное, ни худое;
  • он уже не молод, но ещё не стар.

Таким образом, по всем параметрам у этого почтенного коллежского советника выдерживается «золотая середина».

Прибытие персонажа в «город N»

Чичиков начинает свою авантюру с прибытия в не названный автором город. Человек неглупый, которому к тому же свойственно лицемерие, он начинает деятельность с нанесения визитов следующим должностным лицам:

  • прокурору;
  • губернатору с семьёй;
  • вице-губернатору;
  • начальнику полиции;
  • председателю палаты.

Конечно, под таким поведением Петра Ивановича просматривался тонкий расчёт. Намерения героя хорошо раскрывает его собственная цитата: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Получить расположение тех, кто имел чин и влияние в городе, было очень полезно для осуществления задуманного. И это удалось ему в совершенстве. Чичиков умел произвести впечатление на нужных ему людей. Принижая своё достоинство и всячески показывая свою незначительность, он демонстрировал безупречные речевые манеры, делал умелые комплименты властителям: восторгался успешностью их деятельности и называл такими неоправданно высокими титулами, как «ваше превосходительство». О себе он говорил немного, но из его рассказа можно было сделать вывод, что ему пришлось пройти исключительно сложный жизненный путь и многое испытать за собственную честность и справедливость.

Его стали звать на приёмы, где он поддерживал благоприятное первое впечатление о себе умением принять участие в беседе на любую тему. При этом держался он очень благопристойно и показывал обширные знания о предмете разговора. Речь его была содержательной, голос не тихим и не громким.

В этом моменте уже можно уловить намёк на то, что эта добропорядочность является лишь маской, под которой скрывается истинный характер и стремления героя. Чичиков делит всех людей на толстых и тонких. При этом толстые имеют прочное положение в этом мире, тогда как тонкие лишь служат исполнителями чужих поручений. Сам главный герой, конечно, относится к первой категории, поскольку намерен прочно занять своё место в жизни. Об этом говорит сам автор, и эта информация начинает раскрывать другое, истинное лицо персонажа.

Начало деятельности

Чичиков начинает свою аферу с предложения купить несуществующих крестьян у помещика Манилова . Барин, тяготившийся необходимостью уплаты налогов за мёртвых слуг, отдал их даром, хотя и удивился необычной сделке. В этом эпизоде главный герой раскрывается, как легко увлекающийся человек, которому успех способен быстро вскружить голову.

Решив, что придуманная им деятельность безопасна, он направляется на новую сделку. Его путь лежит к некоему Собакевичу , но длинная дорога вынуждает героя сделать остановку у помещицы Коробочки. Как хваткий человек, он не теряет времени и там, приобретая ещё почти два десятка желанных мёртвых душ.

Только вырвавшись от Коробочки, он попадает в гости к Ноздрёву . Главной чертой этого человека было желание портить жизнь всем окружающим. Но Чичиков понял это не сразу и неосторожно решил попытать счастья в сделке и с этим помещиком. Ноздрёв долго водил афериста за нос. Он соглашался на продажу душ только вместе с настоящим товаром, например, лошадью, или предлагал выиграть их в домино, но в итоге Пётр Иванович остался ни с чем. Эта встреча показала, что герой поэмы является легкомысленным человеком, неспособным просчитать собственные действия.

Чичиков, наконец, добрался до Собакевича и изложил ему своё предложение. Однако помещик оказался не менее хитрым, чем покупатель. Своей выгоды он упустить не хотел. Догадываясь, что действия Петра Ивановича носят не совсем законный характер, он умело играл на этом, набивая цену несуществующим крестьянам. Это очень утомляло Чичикова, но он проявил целеустремлённость. В конечном счёте продавец и покупатель нашли компромисс, и сделка была совершена.

Пока Собакевич торговался, он обмолвился несколькими словами о некоем Плюшкине , и герой последовал в гости к этому помещику. Хозяйство барина не вызвало положительных эмоций у прибывшего. Всё там было в запустении, и сам хозяин имел грязный неопрятный вид. Помещик не был беден, но оказался настоящим скрягой. Все деньги и вещи, обладающие хоть какой-то ценностью, он хранил спрятанными в сундуках. Болезненная скупость этого персонажа, имя которого стало нарицательным, помогла Чичикову заключить удачную сделку. Плюшкин опасался этой продажи, но его радовала возможность избавиться от необходимости платить налоги на мёртвых крестьян.

На первый взгляд, Плюшкин не сыграл в сюжете произведения большой роли, но если провести сравнение этого персонажа с главным героем, между ними найдётся кое-что общее. Будучи помещиком и дворянином, они должны были быть опорой государству и примером для подражания, тогда как на деле оба оказались бесполезными для общества людьми, стремящимися набить свой карман.

Попытка покинуть город

Как бы то ни было, но после сделки с Плюшкиным Чичиков достиг своей цели и больше не видел необходимости оставаться в городе. Стремясь скорее его покинуть, он отправился в суд, чтобы заверить подлинность документов. Но эта процедура требовала времени, которое он с удовольствием проводил на приёмах и в окружении заинтересованных в нём дам.

Однако триумф обернулся крахом. Ноздрёв поспешил разоблачить аферу Чичикова. Это сообщение повлекло за собой целый переполох в городе. Принимаемый везде гость неожиданно стал нежеланным.

На протяжении всей истории читатель, хотя и понимает сомнительную благонамеренность действий главного героя, ещё не знает его полной истории, по которой могло бы сложиться окончательное мнение о Чичикове. О происхождении и воспитании героя, а также событиях, предшествующих его прибытию в «город N», автор рассказывает в 11 главе.

Герой вырос в бедной семье. Хотя они и принадлежали к высокому сословию дворян, но имели в своём распоряжении совсем немного крепостных. Детство Павла Ивановича было омрачено отсутствием друзей и приятелей. Когда ребёнок немного подрос, отец отправил его в училище. Расставание с сыном не огорчило Ивана, но на прощание он дал Павлу один наказ. В наставлении говорилось о необходимости учиться и приобретать расположение тех, кто выше его по положению. Самой ценной и надёжной вещью, которую следует беречь, глава семейства назвал деньги.

Этому совету Чичиков и следовал всю жизнь. Хороших способностей к учёбе у него не было, зато он быстро понял, как заслужить любовь учителей. Тихое и смирное поведение позволило ему получить хороший аттестат, однако по окончании училища он проявил свои неприглядные качества. Его лицо раскрылось, когда один из любивших его наставников попал в крайне тяжёлое материальное положение. Для едва ли не умиравшего от голода учителя деньги собрали одноклассники-хулиганы, тогда как прилежный Чичиков скупо выделил незначительную сумму.

Тем временем умер отец главного героя, оставив после себя жалкое наследство. Чичиков, не являющийся скупым по натуре, вынужден голодать и искать пути заработка. Он нанимается на службу и старается честно трудиться, но вскоре понимает, что такая работа не принесёт ему желанного богатства с роскошным домом, экипажем с кучером и дорогими развлечениями.

Желая получить повышение, он добивается расположения начальника путём свадьбы с его дочерью. Но как только цель была достигнута, семья стала ему не нужна. Пока Чичиков продвигался по службе, произошла смена начальства. Несмотря на все старания, герой не смог найти общий язык с новым руководителем и был вынужден искать другие способы получения материального достатка.

Удача стать таможенным чиновником улыбнулась герою в следующем городе. Но он решил поправлять своё материальное положение взятками, за что вскоре предстал перед судом. Всегда стремившийся угодить власть имущим, Чичиков имел некоторые связи, которые позволили ему избежать наказания за преступление.

Натура же его была такова, что этот-то порочащий его эпизод жизни, он и превратил в историю о том, как он безвинно пострадал на службе.

К сожалению, судить о таком любопытном персонаже, как Чичиков, можно только по первому тому. Вторая часть произведения была сожжена самим автором, а третью он так и не начал. По сохранившимся наброскам и черновикам известно, что герой пытался продолжать свою мошенническую деятельность. Чем бы закончилась поэма неизвестно, но талантливо созданный образ до сих пор является актуальным. Ведь и по сей день на жизненном пути может повстречаться такой человек, как Чичиков.

Описание героя критиками

Критики, в большинстве своём по достоинству оценившие поэму, отмечали эту хваткость и мошенническую натуру персонажа. Специалисты высказывали следующие суждения о герое:

  1. В. Г. Белинский назвал его настоящим героем современной эпохи, стремившимся обзавестись богатством, без которого невозможно было добиться успеха в зарождавшемся капиталистическом обществе. Подобные ему люди скупали акции или собирали пожертвования на благотворительность, но всех их объединяло это стремление.
  2. К. С. Аксаков игнорировал нравственные качества героя, лишь отметил его плутоватость. Для этого критика главным было то, что Чичиков - истинно русский человек.
  3. А. И. Герцен характеризовал героя, как единственного деятельного человека, усилия которого в итоге всё равно стоили мало, так как ограничивались мошенничеством.
  4. В. Г. Маранцман же увидел в самом герое «мёртвую душу», полную отрицательных качеств и лишённую нравственности.
  5. П. Л. Вайль и А. А. Генис увидели в Чичикове «маленького человека», то есть простодушного пройдоху, деятельность которого не была ни умной, ни масштабной.

Конечный образ Чичикова неоднозначен. Этот явно неглупый человек ставит перед собой цели устроить собственную жизнь, но каждый раз выбирает для этого неправильные средства. Его кипучая деятельность и целеустремлённость давно могли принести ему достаток, но жажда богатства и роскоши, недоступных ему в детстве, толкает его на совершение преступлений и мошенничество.

Сумел удивить аудиторию, назвав свое основополагающее произведение «Мертвые души». Несмотря на интригующее название, этот роман рассказывает не о призраках, зомби и вурдалаках, а о похождениях Чичикова – корыстолюбивого махинатора, который ради собственной выгоды готов пойти на что угодно.

История создания

Об истории создания «Мертвых душ» исследователи и литературоведы до сих пор слагают легенды. Говорят, что нетривиальный сюжет прозаической поэмы подсказал Гоголю создатель « » , однако этот факт подтверждают только косвенные свидетельства.

Когда поэт пребывал в кишиневской ссылке, он услышал весьма примечательный рассказ о том, что в городе Бендеры с момента присоединения к России никто не умирает, кроме военных. Стоит отметить, что в начале 19 века в Бессарабию бежали крестьяне. Когда блюстители закона пытались поймать беглецов, эти попытки оказывались безуспешными, ибо хитрецы принимали имена умерших. Поэтому уже в течение многих лет в этом городке не было зарегистрировано не единой смерти.


Первое и современное издания «Мертвых душ»

Эту новость Пушкин рассказал своему коллеге по творчеству, литературно приукрасив, а Гоголь взял сюжет за основу своего романа и приступил к работе 7 октября 1835 года. В свою очередь Александр Сергеевич получил такое сообщение:

«Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон».

Примечательно, что автор продолжил работу над своим произведением, путешествуя по Швейцарии и Италии. Он относился к своему творению как к «завещанию поэта». Вернувшись в Москву, Гоголь читал первые главы романа своим друзьям, а окончательным вариантом первого тома занимался в Риме. Книга вышла в свет в 1841 году.

Биография и сюжет

Чичиков Павел Иванович, бывший коллежский советник, который выдает себя за помещика, – главный герой произведения. Автор романа покрыл этого персонажа пеленой тайны, ибо биография махинатора представлена в произведении не скрупулезно, даже его внешность описана без особых характеристик: «ни толстый, ни худой, ни слишком стар, ни слишком молод».


В принципе, подобное описание героя свидетельствует о том, что он лицемер, который надевает маску под стать своему собеседнику. Стоит вспомнить, как этот хитрец вел себя с Маниловым и как он стал абсолютно другим человеком, общаясь с Коробочкой.

Известно, что по происхождению Чичиков – бедный дворянин, его отец был больным и небогатым человеком. А вот о матери главного героя автор ничего не рассказывает. Будущий скупщик «мертвых душ», числящихся при переписи «живыми» (приобретал он их затем, чтобы мошенническим образом заложить их в Опекунский совет и сорвать большой куш) рос и воспитывался в простой крестьянской избе, а друзей и приятелей у него отродясь не было.


Павел Чичиков скупает "мертвые души"

Молодой человек обладал «практическим» умом и умудрился поступить в городское училище, в котором «грыз гранит науки», проживая у своей родственницы. А отца, который уехал в деревню, с тех пор не видел больше никогда. У Павла не было экстраординарных способностей как у , но он отличался старанием, опрятностью, а также по совету отца заискивал перед учителями, поэтому окончил учебное заведение и получил книгу с золотыми буквами.

Стоит сказать, что талант к спекуляциям проявился у Чичикова с самого раннего возраста, тем более его родитель дал отпрыску жизненное наставление «беречь копейку». Во-первых, Павлуша экономил собственные деньги и берег их как зеницу ока, а во-вторых, он думал о том, как раздобыть капитал. Он продавал знакомым предложенные ему угощения, а также вылепил из воска снегиря и продал его очень выгодно. Помимо прочего Чичиков собирал вокруг себя толпы зевак, которые с интересом наблюдали за дрессированной мышью и платили за представление монетами.


Когда Павел Иванович окончил училище, в его жизни настала черная полоса: умер отец. Но в то же время главный герой произведения получил начальный капитал в размере одной тысячи рублей, продав отчий дом и землю.

Далее помещик вступил в гражданскую стезю и сменил несколько мест службы, не переставая лебезить перед вышестоящими инстанциями. Где только ни был главный герой, даже работал в комиссии по постройке казенного здания и на таможне. Бессовестности Чичикова можно только «позавидовать»: он предал своего преподавателя, притворился, что влюблен в девушку, обворовывал людей, брал взятки и т.д.


Несмотря на свой талант, главный герой не раз оказывался у разбитого корыта, однако его вера в себя невольно вызывает восхищение. Однажды бывший коллежский советник оказался в уездном городе «N», где пытался произвести впечатление на жителей этого злачного местечка. В конечном итоге махинатор становится желанным гостем на обедах и светских мероприятиях, однако жители «N» не догадываются о мрачных намерениях этого господина, который прибыл затем, чтобы скупить мертвые души.

Главному герою приходится вести деловые разговоры с продавцами. Павел Иванович встречается с мечтательным, но бездейственным Маниловым, скупой Коробочкой, азартным Ноздревым и реалистом Собакевичем. Примечательно, что описывая характеристики тех или иных персонажей, Николай Гоголь выявил образы и психотипы: таких помещиков, встречающихся на пути Чичикова, можно встретить в любом населенном пункте. А в психиатрии есть термин «синдром Плюшкина», то есть патологическое накопительство.


Во втором томе «Мертвых душ», который овеян легендами и сказаниями, Павел Иванович предстает перед читателями человеком, который стал со временем еще ловчее и обходительнее. Главный герой начинает вести цыганскую жизнь и по-прежнему пытается приобрести умерших крестьян, однако сделать это становится не так то и просто, ибо помещики привыкли закладывать души в ломбард.

Но в этом томе планировалось показать завсегдатаям книжных лавок нравственное перерождение главного персонажа: в продолжении романа Чичиков все-таки сделал благое дело, например, примирил Бетрищева и Тентетникова. В третьем томе писатель должен был показать окончательное нравственное изменение Павла Ивановича, но, к сожалению, третий том «Мертвых душ» не был написан вообще.

  • По литературной легенде, Николай Гоголь сжег вариант второго тома, которым был недоволен. По другой версии, писатель отправил в огонь беловик, однако его цель была в том, чтобы кинуть в печь черновик.
  • Журналист написал оперу «Мертвые души».
  • В 1932 году искушенная публика насладилась спектаклем о похождениях Чичикова, который поставил автор «Мастера и Маргариты» .
  • Когда книга «Мертвые души» вышла в свет, на Николая Васильевича обрушилось негодование литературных критиков: автора обвинили в клевете на Россию.

Цитаты

«Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…»
«... женщины, это такой предмет, просто и говорить нечего! Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек - и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь».
«Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую-нибудь вольнодумную химеру юности».
«Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

Создание поэмы «Мертвые души» пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

Но все случилось не так, как предполагал Чичиков. Во-первых, проснулся он позже, чем собирался. Встав, он потребовал узнать, все ли готово к отъезду и заложена ли бричка, но ему доложили что ничего не готово и бричка не заложена. Он рассердился и устроил допрос Селифану, который нашел сразу несколько отговорок: лошадей ковать надо, колесо перетянуть, бричку починить… Более всего Чичикова вывело из себя то, что Селифан знал обо всем этом давно и ничего не говорил. Селифан же во время допроса потупил голову и ничего не отвечал, лишь, казалось, говорил сам себе: «Вишь ты, как оно мудрено случилось; и знал ведь, да не сказал!»

Рассерженный Чичиков приказал Селифану привести кузнеца и за два часа все исправить. Около четверти часа ушло у Чичикова на то, чтобы договориться обо всем с кузнецами, которые, заподозрив что дело спешное, запросили за работу денег в шесть раз больше, чем обычно. Сколько он не горячился, они не уступали, и провозились с работой пять с половиной часов.

Когда бричка была заложена, наш герой, купив в дорогу два калача, уселся получше, и экипаж, пошатываясь, двинулся вперед. На одном из поворотов бричка остановилась, потому что должна была пропустить вперед траурную процессию. Чичиков велел Петрушке спросить, кого хоронят, а когда узнал, что прокурора, задернул занавески и спрятался в угол. Он боялся, как бы чиновники не узнали его, но им было не до этого. Каждый из них думал о новом генерал-губернаторе и о том, как он будет вести дела. Дамы в траурных чепцах, выглядывавшие из повозок, были заняты разговорами.

Когда дорога освободилась, Чичиков с облегчением вздохнул и произнес от души: «Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины… А если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови…» Чичиков приказал Селифану ехать побыстрее и подумал, что встретившиеся на пути похороны - хорошая примета.

Бричка выехала за город, и обеим сторонам дороги вновь показались серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, пешеходы в лаптях, солдаты верхом на лошадях и бескрайние поля.

Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся...

Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..

Чичиков в дороге сначала не чувствовал ничего и только посматривал назад, желая убедиться, что город остался позади. Когда город остался далеко позади, он посматривал лишь на дорогу, но через некоторое время закрыл глаза и склонил голову к подушке. И пришло время сказать несколько слов о нем самом.

Вряд ли герой понравился дамам, так как они обычно любят «решительное совершенство». И даже если бы автор заглянул ему в душу более глубоко и придал его образу зеркальную чистоту, из этого все равно бы ничего не вышло. Не в пользу Чичикова говорили, в первую очередь, его полнота и средние лета. И все же автор, зная обо всем этом, не пожелал сделать героем добродетельного человека, но он надеется, что читатель в этой повести почувствует «иные, еще доселе не бранные струны…, несметное богатство русского духа». Итак, автор не взял в герои добродетельного человека, потому что решил дать ему отдых, «потому что в лошадь обратили добродетельного человека, и нет писателя, который бы ни ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало…, потому что не уважают добродетельного человека». «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!»

Происхождение Чичикова темно и скромно. Отец его, бедный дворянин, был постоянно болен. «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Но однажды отец повез Павлушу в город, где ему предстояло учиться в городском училище, и дал ему «умное наставление»: «Смотри же Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…»

Особенных способностей к какой-нибудь науке у мальчика не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато со стороны практической показал большой ум. По отношению к товарищам он сумел себя поставить так, что они его угощали, а он их - нет, а иногда припрятанное угощенье потом им же и продавал. Еще ребенком он научился отказывать себе во всем. Деньги, которые оставил ему отец, он не растратил, а, напротив, преумножил. Вначале слепил из воска снегиря, и, покрасив, выгодно продал. Затем принялся за более выгодные дела: продавал голодным одноклассникам накупленные заранее булки и пряники. Два месяца потратил на то, чтобы научить маленькую мышку стоять на задних лапках, чтобы потом выгодно ее продать. Деньги он копил, зашивая в мешочки.

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке так смирно, как он, не умел никто. Надо заметить, что учитель был «большой любитель тишины и хорошего поведения» и терпеть не мог умных учеников - ему казалось, что они должны над ним насмехаться. Как только заканчивался урок, Чичиков опрометью бросался к учителю и подавал ему треух; он выходил первый из класса и старался попасться ему раза три на дороге, каждый раз снимая шапку. Благодаря стараниям, при выпуске Чичиков получил аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение .

В это время умер его отец. Как оказалось, он умел давать только советы, сам же оставил сыну в наследство лишь ветхий дом, который Чичикову удалось продать за тысячу рублей. В это же время выгнали из училища того самого учителя, который любил тишину и примерное поведение. Он запил и опустился... Бывшие его ученики решили ему помочь и собрать денег. Павлуша Чичиков предпочел остаться в стороне, дав лишь какой-то серебряный пятак, которые товарищи тут же бросили ему назад. А бедный учитель, узнав о поступке любимого ученика, расплакался как ребенок и смог лишь сказать: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! Надул, сильно надул…»

Нет, Чичиков не был совсем черствым и бессердечным человеком, он умел чувствовать и жалость, и сострадание, но только не трогая отложенных денег. И двигала им отнюдь не скупость, а желание жить «во всех довольствах, со всеми достатками». Все, что носило отпечаток богатства, производило на него впечатление, которое он не мог понять и сам. Выйдя из училища, он сразу же поступил на службу, но смог устроиться лишь на жалкое место в казенную палату с маленьким жалованьем. С первых же дней все свои силы он отдавал службе, старательно трудился с раннего утра и до позднего вечера, не ходил домой и спал на канцелярских столах. И при этом ему удавалось всегда хорошо выглядеть и производить приятное впечатление на окружающих. Тогда как остальные чиновники казенной палаты «отличались невзрачностью и неблагообразием»: говорили сурово, любили выпить. Но, несмотря на то, что Чичиков своим внешним видом и поведением представлял совершенную противоположность другим чиновникам, пробиваться по служебной лестнице ему было нелегко. Его начальник был необычайно суровым человеком, неприступным и бесчувственным. Но Чичикову удалось найти подход и к нему. Сначала он старался во всем ему угождать, но все его старания были безуспешны. Тогда он познакомился в церкви с его дочерью, и вскоре получил приглашение начальника на чай. С этого момента дело пошло на лад: в скором времени Чичиков переехал к начальнику в дом, стал поверенным во всех его делах и все должно было окончиться свадьбой. Спустя некоторое время начальник выхлопотал Чичикову такое же выгодное место, какое занимал он сам. И в этом, как оказалось, была главная цель Чичикова, потому что, заняв новое место, он тут же переехал на другую квартиру. Это был самый трудный порог, через который он перешагнул. Дальше пошло легче.

В это время началась кампания борьбы со взяточничеством, и Чичиков проявил в этом деле завидную изобретательность. Взятки за него брали секретари и писари, сам же он при этом оставался чист как стеклышко. Потом ему удалось пристроиться в комиссию по возведению какого-то капитального строения. Но строительство по непонятным причинам затягивалось, а у каждого члена комиссии в это время появилось по красивому дому. И тут жизнь Чичикова заметно изменилась в лучшую сторону. Он смягчил пост и разрешил себе предаться наслаждениям, которых избегал с молодости: стал хорошо одеваться, завел хорошего повара, приобрел отличных лошадей и «уже покупал весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости кожи»…

Но в это время, когда жизнь, казалось бы стала налаживаться, был назначен новый начальник, горячо боровшийся с неправдой и взяточничеством. На следующий же день обнаружились недочеты и недостающие суммы денег, все чиновники были отставлены от должности, а их красивые дома перешли государству и были отданы под разные заведения и школы.

Нелегко было смириться, но Чичиков вооружился терпением и решил начать карьеру заново. Он переехал в другой город и, переменив несколько грязных должностей, устроился на таможню. Надо сказать, что служба на таможне давно была предметом его мечтаний. За службу он взялся горячо и необыкновенно ревностно, и скоро прославился железной честностью. Его честность и неподкупность не могли не остаться незамеченными, и Чичиков получил чин, повышение и вслед за тем представил начальству проект поимки всех контрабандистов, который просил осуществить сам. Дело и было поручено ему.

В это время образовалось общество контрабандистов и намечалось выгодное предприятие. Выждав время, Чичиков и его друг - чиновник в преклонных годах, не устоявший перед соблазном, - вступили в тайную связь с контрабандистами и приступили к активным действиям. За короткое время, переправляя через границу товары, члены общества скопили солидное состояние, но тут случилось происшествие, нарушившее все планы нашего героя. Чиновники вдруг поссорились. Что послужило причиной ссоры, точно не известно. Главное в том, что открылись их отношения с контрабандистами. Друг Чичикова, статский советник, погубил и себя, и его. Чиновников судили, а все имущество, которое у них было, конфисковали. Чичиков все-таки успел припрятать десять тысяч, бричку да двух крепостных, Селифана и Петрушку. Итак, наш герой вновь оказался в трудном положении, как говорил он сам: «претерпел по службе за правду». Теперь бы, казалось, удалиться ему в небольшую деревню, спокойно заняться хозяйством, да не таков был Чичиков. Он вновь принялся вести трудную жизнь, вновь ограничил себя во всем. Надеясь на лучшее, стал поверенным и по делам службы. Однажды, когда он должен был заложить одно очень расстроенное имение, между Чичиковым и секретарем зашел разговор об умерших крестьянах.

Да ведь они по ревизской сказке числятся? - сказал секретарь.

Числятся, - отвечал Чичиков.

Ну, так чего же вы оробели? - сказал секретарь, - один умер, другой родится, а все в дело годится.

Секретарь, как видно, умел говорить и в рифму. А между тем героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову. «Эх я Аким-простота, - сказал он сам в себе, - ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу! А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало. Помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как следует; все полезло в Петербург служить; имения брошены, управляются как ни попало, подати уплачиваются с каждым годом труднее, так мне с радостью уступит их каждый уже потому только, чтобы не платить за них подушных денег; может, в другой раз так случится, что с иного и я еще зашибу за это копейку. Конечно, трудно, хлопотливо, страшно, чтобы как-нибудь еще не досталось, чтобы не вывести из этого истории. Ну да ведь дан же человеку на что-нибудь ум. А главное то хорошо, что предмет то покажется всем невероятным, никто не поверит. Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их!..

Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее, и тот же читатель, который на жизненной своей дороге будет дружен с таким человеком, будет водить с ним хлеб-соль и проводить приятно время, станет глядеть на него косо, если он очутится героем драмы или поэмы. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе, или пронестись светлым явленьем, возрадующим мир, - одинаково вызваны они для неведомого человеком блага. И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. И еще тайна, почему сей образ предстал в ныне являющейся на свет поэме.

Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели. Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека. Нет нужды, что ни лицо, ни весь образ его не метался бы как живой пред глазами; зато по окончании чтения душа не встревожена ничем, и можно обратиться вновь к карточному столу, тешащему всю Россию. Да, мои добрые читатели, вам бы не хотелось видеть обнаруженную человеческую бедность. Зачем, говорите вы, к чему это? Разве мы не знаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе не утешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы! «Зачем ты, брат, говоришь мне, что дела в хозяйстве идут скверно? - говорит помещик приказчику. - Я, брат, это знаю без тебя, да у тебя речей разве нет других, что ли? Ты дай мне позабыть это, не знать этого, я тогда счастлив». И вот те деньги, которые бы поправили сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. Спит ум, может быть обретший бы внезапный родник великих средств; а там имение бух с аукциона, и пошел помещик забываться по миру с душою, от крайности готовою на низости, которых бы сам ужаснулся прежде...

Эхе-хе! что ж ты? - сказал Чичиков Селифану, - ты?

Как что? Гусь ты! как ты едешь? Ну же, потрогивай!

И в самом деле, Селифан давно уже ехал зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей; а с Петрушки уже давно невесть в каком месте слетел картуз, и он сам, опрокинувшись назад, уткнул свою голову в колено Чичикову, так что тот должен был дать ей щелчка. Селифан приободрился и, отшлепавши несколько раз по спине чубарого, после чего тот пустился рысцой, да помахнувши сверху кнутом на всех, примолвил тонким певучим голоском: «Не бойся!» Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку. Селифан только помахивал да покрикивал: «Эх! эх! эх!» - плавно подскакивая на козлах, по мере того как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.