Дуэт длинною в жизнь. Иван Бунин: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты София Юльевна Прегель

21 октября 2014, 14:47

Портрет Ивана Бунина. Леонард Туржанский. 1905 год

♦ Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье в городе Воронеже, где и прожил первые несколько лет свой жизни. Позднее семья переехала в имение Озерки (ныне Липецкая обл.). В 11 лет он поступил в Елецкую уездную гимназию, но в возрасте 16 лет был вынужден прекратить обучение. Причиной этому явилось разорение семьи. Виной которому, кстати, явилось чрезмерное транжирство его отца, который сумел оставить без гроша и себя, и свою супругу. В результате Бунин продолжил образование самостоятельно, правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина. Он много читал, занимался изучением иностранных языков и уже в раннем возрасте проявил таланты писателя. Тем не менее, он был вынужден несколько лет проработать корректором в «Орловском вестнике», чтобы прокормить семью.

♦ Много времени Иван и его сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

♦ В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина. Говорят, что Пушкин вообще был для Бунина кумиром

♦ Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в жизни и карьере Бунина. Когда они встретились, Чехов был уже состоявшимся писателем и сумел направить творческий пыл Бунина по верному пути. Они вели многолетнюю переписку и благодаря Чехову, Бунин смог познакомиться и влиться в мир творческих личностей - писателей, художников, музыкантов.

♦ Бунин не оставил миру наследника. В 1900 году у Бунина и Цакни родился их первый и единственный сын, который, к несчастью, погиб в 5-летнем возрасте от менингита.

♦ Любимым занятием Бунина в юности и до последних лет было - по затылку, ногам и рукам - определять лицо и весь облик человека.

♦ Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

♦ Известно, что Бунин отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счету человеком.

♦ Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

♦ Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

♦ У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

♦ В доме Бунина всегда царил строгий распорядок. Он часто болел, иногда мнимо, но все подчинялось его настроениям.

♦ Интересным фактом из жизни Бунина является тот факт, что большую часть жизни он прожил не в России. По поводу Октябрьской революции Бунин писал следующее: «Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия…» . Это событие заставило его эмигрировать в Париж. Там Бунин вел активную социальную и политическую жизнь, выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями. Именно в Париже были написаны такие выдающиеся произведения, как: «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. В послевоенные годы Бунин более доброжелательно относится к Советскому Союзу, но так и не может примириться с властью большевиков и в результате остается в эмиграции.

♦ Надо признать, что в дореволюционной России Бунин получил самое широкое признание как у критиков, так и у читателей. Он занимает прочное место на писательском Олимпе и вполне может предаваться тому, о чем мечтал всю жизнь - путешествиям. Писатель на протяжении своей жизни объездил много стран Европы и Азии.

♦ Во вторую мировую войну Бунин отказывался от каких-либо контактов с нацистами – переехал в 1939 г. в Грассе (это Приморские Альпы), где и провел фактически всю войну. В 1945 г. он с семьей возвратился в Париж, хотя часто говорил о том, что хочет вернуться на Родину но, несмотря на то, что после войны таким как он правительство СССР разрешило вернуться, писатель так и не вернулся.

♦ В последние годы жизни Бунин много болел, но продолжал активно работать и заниматься творчеством. Умер он во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже, где и был похоронен. Последняя запись в дневнике И. Бунина гласит: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

♦ Иван Алексеевич Бунин стал первым из писателей-эмигрантов, которого стали печатать в СССР (уже в 50-х годах). Хотя некоторые его произведения, например дневник «Окаянные дни», вышли только после перестройки.

Нобелевская премия

♦ Впервые на Нобелевскую премию Бунин был выдвинут еще в 1922 году (его кандидатуру выставил Ромен Роллан), однако в 1923 году премию получил ирландский поэт Йитс. В последующие годы русские писатели-эмигранты не раз возобновляли свои хлопоты о выдвижении Бунина на премию, которая и была присуждена ему в 1933 году.

♦ В официальном сообщении Нобелевского комитета указывалось: “Решением Шведской академии от 10 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер”. В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар Бунина, особо остановился на его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В ответной речи Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту. Стоит сказать, что во время вручения премий за 1933 год зал Академии был украшен, против правил, только шведскими флагами - из-за Ивана Бунина - “лица без гражданства”. Как считал сам писатель, премию он получил за "Жизнь Арсеньева", свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно, так же неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: "Как знаменитого тенора встречают..." . Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием для писателя. Пришло признание, а вместе с ним материальная обеспеченность. Значительную сумму из полученного денежного вознаграждения Бунин роздал нуждающимся. Для этого была даже создана специальная комиссия по распределению средств. Впоследствии Бунин вспоминал, что после получения премии ему пришло около 2000 писем с просьбами о помощи, откликнувшись на которые он раздал около 120000 франков.

♦ Не обошли своим вниманием это присуждение и в большевистской России. 29 ноября 1933 года в “Литературной газете” появилась заметка “И.Бунин - нобелевский лауреат”: “По последним сообщениям, нобелевская премия по литературе за 1933 год присуждена белогвардейцу-эмигранту И. Бунину. Белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матёрого волка контрреволюции Бунина, чьё творчество особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обречённости в обстановке катастрофического мирового кризиса, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев”.

А сам Бунин любил вспоминать эпизод, случившийся во время визита писателя к Мережковским сразу после присуждения Бунину Нобелевской премии. В комнату ворвался художник Х , и, не заметив Бунина, воскликнул во весь голос: "Дожили! Позор! Позор! Нобелевскую премию Бунину дали!" После этого он увидел Бунина и, не меняя выражения лица, вскрикнул: "Иван Алексеевич! Дорогой! Поздравляю, от всего сердца поздравляю! Счастлив за Вас, за всех нас! За Россию! Простите, что не успел лично прийти засвидетельствовать..."

Бунин и его женщины

♦ Бунин был человеком пылким и страстным. Работая в газете, он познакомился с Варварой Пащенко («сразила меня, к великому моему несчастью, долгая любовь» , как позже писал Бунин), с которой у него начался бурный роман. Правда, до свадьбы дело не дошло - родители девушки не захотели её выдать за бедного писателя. Поэтому молодые жили невенчанными. Отношения, которые Иван Бунин считал счастливыми, рухнул, когда Варвара бросила его и вышла замуж за Арсения Бибикова, друга писателя. В творчестве поэта прочно закрепляется тема одиночества и предательства - спустя 20 лет он напишет:

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

После измены Варвары Бунин вернулся в Россию. Здесь его ждали встречи и знакомства со многими литераторами: Чеховым, Брюсовым, Сологубом, Бальмонтом. В 1898 году происходят сразу два важных события: писатель женится на гречанке Анне Цакни (дочь известного революционера-народника), а также выходит сборник его стихов «Под открытым небом».

Ты, как звёзды, чиста и прекрасна…

Радость жизни во всём я ловлю -

В звёздном небе, в цветах, в ароматах…

Но тебя я нежнее люблю.

Лишь с тобою одною я счастлив,

И тебя не заменит никто:

Ты одна меня знаешь и любишь,

И одна понимаешь - за что!

Однако и этот брак не стал долговечным: через полтора года супруги развелись.

В 1906 году Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой - верной спутницей писателя до конца жизни. Вместе пара путешествует по всему миру. Вера Николаевна не переставала повторять до конца своих дней, что увидев Ивана Алексеевича, которого потом дома всегда звали Яном, влюбилась в него с первого взгляда. Жена привнесла в его неустроенную жизнь уют, окружила самой нежной заботой. А с 1920-го, когда Бунин и Вера Николаевна отплыли из Константинополя, началась их долгая эмиграция в Париже и на юге Франции в местечке Граас вблизи Канн. Бунин испытывал тяжелые материальные затруднения, вернее, их испытывала его жена, которая взяла бытовые дела в свои руки и иногда жаловалась, что не имеет даже чернил для мужа. Скудных гонораров от публикаций в эмигрантских журналах едва хватало на более чем скромную жизнь. К слову сказать, получив Нобелевскую премию, Бунин первым делом купил жене новые туфли, потому что уже не мог смотреть на то, во что обута и одета любимая женщина.

Однако, на этом любовные истории Бунина тоже не заканчиваются. Более подробно остановлюсь на его 4-й большой любвиГалине Кузнецовой . Далее сплошная цитата из статьи. На дворе 1926 год. Бунины уже несколько лет живут в Граасе на вилле «Бельведер». Иван Алексеевич знатный пловец, ежедневно ходит на море и делает большие показательные заплывы. Его супруга «водные процедуры» не любит и компанию ему не составляет. На пляже к Бунину подходит его знакомый и представляет молоденькую девушку Галину Кузнецову, подающую надежды поэтессу. Как это не раз случалось с Буниным, он мгновенно почувствовал острое влечение к новой знакомой. Хотя в тот момент вряд ли мог представить, какое место она займет в его дальнейшей жизни. Оба вспоминали потом, что он сразу же спросил, замужем ли она. Оказалось, что да, и отдыхает здесь вместе с мужем. Теперь Иван Алексеевич целые дни проводил с Галиной.Бунин и Кузнецова

Через несколько дней у Галины произошло резкое объяснение с мужем, означавшее фактический разрыв, и тот уехал в Париж. В каком состоянии пребывала Вера Николаевна, догадаться нетрудно. «Она сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича, - пишет поэтесса Одоевцева.- Но потом И.А. сумел убедить ее, что у него с Галиной только платонические отношения. Она поверила, и верила до самой смерти...». Кузнецова и Бунин с женой

Вера Николаевна и в самом деле не притворялась: она поверила оттого, что хотела верить. Боготворя своего гения, она близко не подпускала к себе мыслей, которые вынудили бы принимать тяжелые решения, например, покинуть писателя. Кончилось тем, что Галина была приглашена поселиться у Буниных и стать «членом их семьи». Галина Кузнецова (стоит), Иван и Вера Бунины. 1933 год

Участники этого треугольника решили не записывать для истории интимные подробности жизни втроем. Что и как происходило на вилле «Бельведер» - остается только догадываться, а также вычитывать в незначительных комментариях гостей дома. По отдельным свидетельствам, атмосфера в доме при внешней благопристойности была порой очень накаленной.

В Стокгольм за Нобелевской премией вместе с Верой Николаевной Бунина сопровождала и Галина. На обратном пути она простудилась, и решили, что ей лучше на некоторое время остановиться в Дрездене, в доме старого друга Бунина - философа Федора Степуна, нередко гостившего в Грассе. Когда через неделю Кузнецова вернулась на виллу писателя, что-то неуловимо изменилось. Иван Алексеевич обнаружил, что Галина стала проводить с ним гораздо меньше времени, и все чаще он заставал ее за длинными письмами к сестре Степуна Магде. В конце концов, Галина выпросила для Магды приглашение от четы Буниных посетить Граас, и Магда приехала. Бунин подшучивал над «подружками»: Галина и Магда почти не расставались, вместе спускались к столу, вместе гуляли, вместе уединялись в своей «светелке», выделенной по их просьбе Верой Николаевной. Все это длилось до тех пор, пока Бунин вдруг не прозрел, как впрочем и все окружающие, относительно истинных отношений Галины и Магды. И тут ему сделалось ужасно противно, гадко и тяжело. Мало того, что любимая женщина изменила ему, но изменить с другой женщиной - эта противоеестественная ситуация просто взбесила Бунина. Они громко выясняли отношения с Кузнецовой, не стесняясь ни совершенно растерянной Веры Николаевны, ни надменно-спокойной Магды. Замечательна сама по себе реакция жены писателя на происходившее в ее доме. Поначалу Вера Николаевна вздохнула с облегчением - ну, наконец-то закончится эта изводившая ее жизнь втроем, и Галина Кузнецова покинет гостеприимный дом Буниных. Но видя, как страдает ее обожаемый муж, она ринулась уговаривать Галину остаться, чтобы Бунин не волновался. Однако ни Галина не собиралась изменять что-либо в отношениях с Магдой, ни Бунин не мог больше переносить творившегося на его глазах фантасмагорического «адюльтера». Галина покинула дом и сердце писателя, оставив в нем душевную рану, впрочем далеко не первую.

Тем не менее, никакие романы (а Галина Кузнецова, конечно, была не единственным увлечением писателя) не изменили отношения Бунина к жене, без которой он не представлял своей жизни. Вот как сказал об этом друг семьи Г.Адамович: «…за её бесконечную верность он был ей бесконечно благодарен и ценил её свыше всякой меры...Иван Алексеевич в повседневном общении не был человеком легким и сам это, конечно, сознавал. Но тем глубже он чувствовал все, чем жене своей обязан. Думаю, что если бы в его присутствии кто-нибудь Веру Николаевну задел или обидел, он при великой своей страстности этого человека убил бы - не только как своего врага, но и как клеветника, как нравственного урода, не способного отличить добро от зла, свет от тьмы».

Что меня сподвигло к написанию этой статьи?

Не так давно, я увидела картину Алексея Учителя «Дневник его жены».
Фильм этот посвящен жизни великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Впрочем,творческая жизнь Бунина там освещена мало,но прекрасно показана жизнь личная.
Писатель оказался одной из сторон любовного многоугольника. В доме живут трое-сам И.А.,его жена Вера Николаевна и молодая поэтесса Галина Плотникова-любовница Бунина. Накануне вручения Бунину Нобелевской премии в жизнь этой странной семьи врывается еще один человек-начинающий писатель Леонид Гуров. Он приезжает погостить- и остается в доме Буниных на долгие годы. Нет, его вовсе не прельщает жизнь в этом «сумасшедшем» доме. Но Леня просто не может ничего с собой поделать. Он без памяти влюбляется в жену Бунина, Веру Николаевну. И так бы и жили они, если бы не присужденная Бунину Нобелевская премия. На церемонию вручения этой долгожданной и столь желанной Буниным премии, он отправляется в Стокгольм в сопровождении своих любимых женщин- Гали и В.Н.
В дождливом Стокгольме Галина умудряется подхватить сильнейшую простуду. О возвращении домой в Грасс не может быть и речи. Галя вынуждена остановится в Дрездене в доме Ковтунов. Федор Ковтун приятель Бунина и его семьи. И вот пока Иван Алексеевич и Вера Николаевна возвращаются в Грасс, в доме Ковтунов разыгрываются весьма драматические события. За простуженной Галей ухаживает сестра Федора-Марга. Между женщинами нежданно-негаданно вспыхивает бурный роман.
В Грасс Галина возвращается совсем другим человеком. Бунин потрясен переменой, произошедшей с любимой Галей. Все ее разговоры только о Марге. Влюбленные женщины не в силах вынести разлуку, и в Грассе появляется сама Марга. Роман продолжается. Чувства героев накалены до предела. Галя,не способная выносить всего этого, уезжает из Грасса вместе с Маргой. Женщины обосновываются в Париже.
Бунин,потрясенный произошедшим начинает пить. В.Н. в смятении, она страдает, видя что страдает ее любимый. Ну а Леня Гуров страдает, видя страдания В.Н. Такой вот любовный треугольник. Только начало Второй Мировой войны и оккупация Парижа заставляют Галину и Маргу вернуться в бунинский дом. Марге, еврейке по происхождению, грозит немецкий лагерь. Что бы спасти любимую, Галина готова на все, даже на унизительное возвращение в Грасс.
Так и живут они впятером, одной семьей, до окончания войны. После победы русских над немецкими захватчиками, Галя и Марга навсегда покидают Буниных и Францию. Их новый дом-Америка.
Леонид, в виду сильнейшего психологического расстройства, попадает в клинику для душевнобольных. Ну, а чета Буниных мирно доживает свои дни в Грассе.

На мой взгляд, этот фильм не оставит равнодушным ни одного зрителя. Блестящая игра актеров, лихо закрученный сюжет. После просмотра этой картины мне захотелось узнать о жизни Бунина как можно больше,и главное- о жизни Гали и Марги. Обратившись за помощью к Интернету, узнала: в целом история эта правдива. За исключением мелких деталей: Галя Плотникова в фильме- Галя Кузнецова в жизни, Леня Гуров на самом деле Зуров, а Марга Ковтун-Марга Степун, и вовсе не еврейка она,а немка.
Вообще сведений о Марге и Галине не так уж много, а те, что размещены в Интернете- поражают пошлостью. И вот мне захотелось очистить от грязной лжи имена этих двух женщин, двух любящих женщин-и я решила написать о них сама. Вам, Кузнецова Галина Николаевна, и Вам, Степун Маргарита Августовна, я посвящаю эту статью.

Галина Николаевна Кузнецова.

Кузнецова родилась в Киеве в 1900 году. Окончила Киевскую гимназию. Получив классическое образование, рано увлеклась литературой. В 1918 году вышла замуж за юриста Дмитрия Петрова. Столь раннее замужество она объясняла сложными отношениями с родителями и желанием поскорее от них отделится. Революцию Кузнецова не приняла.
Осенью 1920 года супруги покинули СССР навсегда.
Обосновались Галя и Дмитрий в Праге. Галина стала студенткой Французского института. К студенческим годам относятся ее первые публикации, встреченные доброжелательными отзывами.
В 1924 году семья переезжает во Францию из-за слабого здоровья Галины Николаевны. Именно здесь писательская карьера Кузнецовой получила широкое развитие; она публиковалась во многих эмигрантских газетах и журналах- «Современные записки», «Новое время», «Звено» и др. Дмитрий же работал таксистом, профессия юриста была не слишком востребована в эмигрантской среде. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться. Виной тому стало знакомство Гали с И.А. Буниным- гениальным русским писателем, кумиром тогдашней молодежи. В юности Галина зачитывалась его стихами, многие из которых она знала наизусть.
Бунин и его жена В.Н. Муромцева- Бунина жили на юге Франции, в Грассе.
И вроде бы сначала знакомство Гали с писателем не предвещало беды, но жарким летом 1926 года меж ними вспыхнул страстный роман. Многие современники называли это безумием, ведь возраст Бунина приближался к 60,а Гале в ту пору было всего 26.
Галина Николаевна понимала, что разрыв с мужем неминуем, такого нельзя было ни понять, ни простить.
Вот как вспоминает этот эпизод писательница и мемуаристка Ирина Одоевцева, подруга Галины: «Петров очень любил Галину и был примерным мужем, всячески стараясь ей угодить и доставить удовольствие.Но она совершенно перестала считаться с ним, каждый вечер возвращалась все позже и позже. Однажды она вернулась в три часа ночи, и тут между ними произошло объяснение. Петров потребовал, что бы Галина выбрала его или Бунина. Галина, не задумываясь, крикнула:
-Конечно, Иван Алексеевич! »
Отверженный муж на первых порах носился с идеей убийства соперника, но вскоре, успокоившись, покинул Париж навсегда. Больше они с Галей не встречались.
Зиму 1926-1927 года Галя провела в одиночестве в съемной парижской квартирке. Частым гостем в этой квартире был Бунин; встречи любовников становились слишком частыми, а разлука- невыносимой.
Весной 1927 года Галина переезжает в дом Буниных. Фактически Бунин признал Галю своей второй женой, а настоящей жене-Вере Николаевне, сказал: «Галя –моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.»
Этот странный тройственный союз продлился долгих семь лет. Так и жили они: гениальный писатель, его заботливая жена и его молоденькая любовница.
Много толков и пересуд вызвал этот союз в эмигрантской среде. Кто-то обвинял Бунина в сумасшествии, кто-то в безнравственности. Но для Бунина все эти сплетни не имели ровным счетом никакого значения.
Вот как пишет об этой «семье» в начале 30-х годов поэтесса Марина Цветаева: «Вы, может быть, знаете, что у Бунина –лет 10 как молодая любовь- бывшая пражская студентка Галина Кузнецова. Вера стерпела- и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может - значит осталась: поступила как мать… »
Одному только Богу известно, как чувствовала себя Вера Николаевна в этой странной роли почти брошенной жены.
Когда Ивана Алексеевича спрашивали, любит ли он В.Н., он неизменно отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу.»
И действительно, жизни без В.Н. он не представлял. По-своему, конечно, любил. Но что бы творить, ему нужен был огонь, пожар. И этот пожар чувств могла ему дать только Галина.
С первого же дня появления в доме Буниных Галя вела дневниковые записи.
Много позже, уже после смерти И.А. эти записи были опубликованы. Так мир увидел знаменитый «Грасский дневник» Галины Кузнецовой. Там она сама рассказывает о непростой семейной жизни с четой Буниных. На страницах «Грасского дневника» оживают: сам Бунин-грубый,деспотичный, и вместе с тем, по –детски доверчивый и беззащитный; его жена В.Н.- беззаветно любящая «своего Яна» и по-матерински заботливая; сама Галина, влюбленная в гений великого писателя.
Хотя, стоп! На страницах этого дневника фигурирует еще один персонаж, про которого мы забыли сказать. Это Леонид Зуров.
Зуров- эмигрант, писатель. Жил в доме Буниных с 1929 года, пережил их обоих и унаследовал огромный бунинский архив. Литературные работы Зурова были весьма успешны, и доброжелательно встречались, как критиками, так и читателями.
Поселившись в Грассе, в доме Буниных, Леонид в одночасье влюбился в женщину, которая видела в нем лишь сына. В Веру Николаевну. Эта неразделенная любовь для Зурова стала одной из причин многочисленных попыток суицида.
30-е годы особенно тяжелы для обитателей Грасского дома.
Нездоровье И.А., нищета, постоянные ссоры и скандалы.
В 31-ом появился светлый лучик надежды. Иван Алексеевич был выдвинут на Нобелевскую премию. Но…безуспешно.
Второй раз был номинирован в 32-ом году. Но и на этот раз премия Бунину не досталась.
Когда в 1933-ем И.А. был в третий раз номинирован, обитатели его «общежития» не испытали ничего, кроме раздражения. Но тут случилось чудо. Премия была присуждена именно Бунину, а не кому-то другому.
Вот как об этом вспоминает Галя в своем «Грасском дневнике»:
«В четверг 9-ого тяжелый день, ожидание. Все были с утра подавлены, втайне нервны и тем более старались заняться каждый своим делом. Я с утра пошла в сад сажать луковицы нарциссов. И.А. сел за письменный стол,не выходил, и как будто даже пристально писал. Я смотрела в третьем часу на широко и кротко упавший свет над эстрелем и думала о том, что на другом конце света сейчас решается судьба Бунина и судьба всех нас. И у меня уже было ненормальное состояние, и это небо и этот день, и этот город внизу были уже не те, что обычно. Л. спросил, что делать в случае, если придет телеграмма из Стокгольма (мы решили днем пойти в синема, чтобы скорее прошло время), и сам же ответил, что придет за нами. Когда началось второе отделение… я увидала у занавеса двери фигуру Л. Л. подошел сзади в темноте, нагнулся и, целуя И.А.,сказал «Поздравляю Вас… звонок из Стокгольма… »
Так в жизнь этой странной семьи ворвались большие перемены. В Стокгольм на церемонию награждения поехали трое: сам лауреат, законная супруга В.Н. и Галина. Зуров остался в Грассе. Церемония награждения прошла весело и очень торжественно. Бунин был обласкан французскими и шведскими властями. Безденежье забылось, как страшный сон. Теперь И.А. покупал дорогие костюмы себе, туфли, шубы и украшения –любимым женщинам.
Казалось, в семье наконец-то воцарилось благополучие. Но не тут-то было! Именно в это, казалось бы счастливое время, Бунина постиг страшный удар. Удар, которого он никак не ожидал. Удар в спину. Ведь именно на это время пришелся его разрыв с Галиной. В жизнь Гали ворвалась новая любовь. Любовь к женщине. К Маргарите Степун.

Степун Маргарита Августовна.

Маргарита Августовна Степун родилась в 1895 году в Москве в состоятельной дворянской семье. Ее отец был выходей из Восточной Пруссии, мать принадлежала к старинному шведскому роду Аргеландеров. Детские годы Марга и ее старший брат Федор провели в имении Кондрово, Калужской области. Дети получили блестящее образование, свободно владели несколькими языками. С детства Марга увлекалась музыкой. Эту любовь она унаследовала от матери. По воспоминаниям Федора в их доме было «много музыки, главным образом пения. Поет мама…» Пела не только родительница, но и Марга. Она стала оперной певицей.
Как и старший брат, революцию Марга не принялаи была вынуждена покинуть родную страну. Это случилось в 1922 году.
Они обосновались в Германии. Личная жизнь Марги не складывалась, и она жила в одном доме с братом и его женой Натальей. Наверное, так Маргарита пыталась сбежать от тоски и одиночества. Ни семьи, ни детей у нее не было. А в доме Федора всегда шумно, всегда много гостей. Эта суета заполняла пустоту в ее душе.
Зимой 1933-его года в этом хлебосольном доме остановились- Иван Бунин,его жена Вера Николаевна и его молодая любовница Галина Кузнецова.

Роковая встреча.

Встреча Гали и Марги произошла в декабре 1933-его года в доме Степунов. Судьбоносная встреча. Судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой,подруги Галины, это произошло так:
«Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица- и отчаянная лесбиянка. Заехали. И вот тут-то и случилась трагедия. Галина влюбилась страшно… »
Так в жизни Гали появилась новая любовь – роковая красавица Маргарита Степун. Появление этой женщины внесло немалую смуту в жизнь Галины, да и в жизнь Буниных тоже.
Впрочем,Вере Николаевне Марга была весьма симпотична. Так она описывает ее: « Странная большая девица- певица. Хорошо хохочет…Она нравится мне. Спокойна, одного со мной круга. Можно с ней говорить обо всем…»
Настает время возвращения в Грасс. Галя и Марга вынуждены на время расстаться. Но лишь на время. Уже в мае в Грасс приедет сама Марга. Эта женщина всегда привыкла добиваться своего. А Галя для нее уже стала «своей». И оставить Галю Бунину – немыслимо.

«Монастырь муз»

Разлуку Галины и Марги скрашивала регулярная переписка. Женщины уже немыслили жизни друг без друга. Галя томилась. Бунин нервничал и пытался вернуть Галино внимание, впрочем, безуспешно. Галя ничего не хотела замечать и лишь тревожно ожидала приезда Марги.
Наконец, настал май, и женщины снова встретились.
В эту, нелегкую для всех обитателей дома, весну В.Н. делает в своем дневнике запись:
«Галя в упоении, ревниво оберегает ее (Маргу) от всех нас…У Гали нет желания соединить Маргу с нами, напротив, она всегда подчеркивает: она моя!»
Что это было: любовь или сумасшествие? Просто страсть или высокое светлое чувство? Нам, потомкам, живущим через столетие, сложно ответить на эти вопросы.
Но судите сами: какая женщина променяет виллу на Французской Ривьере на крохотную квартирку в Париже? Какая женщина променяет известного писателя и Нобелевского лауреата на малокому известную оперную певицу?
Да она должна быть круглой дурой! Нет, дорогой читатель, что бы решиться на такое, нужно просто полюбить. Полюбить сильно и беззаветно. На всю жизнь. Именно так полюбила Галина.
Что бы там ни говорили, именно любовь связывала этих женщин.
В.Н. записывает в своем дневнике:
« Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости…»
Таков был окончательный вердикт.
Грасс женщины покинули уже вместе. Вере Николаевна вздохнула свободней, ей всегда казалось, что «пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».
Однако И.А. не собирался так легко отпускать Галю. Он все еще надеялся ее вернуть. Он посылал проклятия в адрес Марги. А Гале слал полные нежности письма.
Но Галя их даже не читала… Все они в нераспечатанных конвертах отправлялись в камин. Галя умела быть решительной, когда этого хотела. А возврат в прошлое был для нее не возможен.
Но время распорядилось по-своему.
Началась Вторая мировая война. Оккупация Парижа немецкими войсками. Не в силах найти другой выход, женщины возвращаются на грасскую виллу Буниных.
Там они прожили до 1942 года. Это было непростое время для всех обитателей « Монастыря муз».
Бунин сходит с ума от ревности. В отчаянии он пишет письмо Федору Степуну, старшему брату Марги и своему давнему другу. В письме – крайне нелестная характеристика Марги. Но Федор спокоен, и пытается обрузумить Бунина:
«…Нарисованный Вами образ Марги продиктован, конечно, болью, гневом, ревностью, отвращением к содомскому греху и тем гиперболизмом, который присущ всякому художнику… Мне очень грустно, что она повернулась к Вам своею не лучшей стороной…Так называемая противоестественная любовь, как таковая, ни с гнусностью, ни с грязью ничего общего не имеет: бывает грязь естественных и бывает чистота противоестественных отношений… Прошу Вас в трезвую минуту подумать и умом и сердцем- не правильнее ли прекратить Вам Вашу борьбу против Марги? Мне кажется ей сейчас бесконечно тяжело жить. Правла,не легче, чем Вам ».
Но Бунин не приклонен. Его дневник пестрит записями о Галине и Марге:
« Разговор с Г. Я ей: «Наша духовная близость кончилась». И ухом не повела…»
«Что вышло из Г.! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!.. »
« Опять весь день думал и чувствовал- да что же это такое - жизнь. Г. и М. у нас, их злоба к нам, их вечное затворничество у себя!..»
Жизнь в «Монастыре муз» напоминает сумасшедший дом. Леонид Зуров на время покидает Грасс, дабы подлечить нервы.
Бунин остается на едине с тремя женщинами. С Галей и Маргой он старается не общаться, часто пропадает из дома на ночь. Сложно представить, о чем думал семидесятилетний писатель, бродяжничая по ночному побережью.
Именно в эти годы Бунин создает великолепный цикл рассказов о любви «Темнее аллеи». Любовь для него всегда была трагична, но теперь, покинутый любимой женщиной, он и вовсе разуверился в силе этого чувства.

Последние годы.

В 1942 году Галя и Марга, наконец-то, покидают Грасс. Пребывание в «Монастыре муз» для них было не менее томительно, чем для Буниных. Тяжело было чувствовать себя нахлебниками этим гордым женщинам. Особенно тяготилась Марга. Ее сольные концерты почти не приносили дохода, и обеспечивать любимую женщину материально она не могла. Галина карьера тоже была в упадке, ее практически не печатали. Женщины зависели от Бунина. Деньги от Нобелевской премии были растрачены. Вновь наступили тяжелые времена- времена недоедания и отсутствия необходимых вещей. Единственной роскошью в доме было радио.
В 1949 году Марге предложили высокооплачиваемую работу в США. Женщины отправились в Америку. Там они провели ровно 10 лет. Вдали от друзей и близких. На другом материке.
Только любовь спасала этих женщин и согревала их души. Только любовь давала им силы жить и бороться с трудностями.
«Все можно выдержать, только бы она была рядом »- думала каждая из них. И они шли по жизни с гордой поднятой головой.
Эта история имеет почти сказочный финал- и жили они долго и счастливо.
В конце жизни они вернулись в Европу и обосновались в Мюнхене. Это было их последнее пристанище.
Марга скончалась в 1971 году в возрасте 76 лет. Галя пережила возлюбленную на 5 лет.
Покоились они в одной могиле, но в 90-е годы захоронение было уничтожено.
Будем надеяться, что они нашли друг друга и на том свете. Будем надеяться, что история этой великой любви продолжается. Ведь с любимыми не расстаются.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) – русский поэт и писатель, его творчество относится к Серебряному веку русского искусства, в 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Детство

Иван Алексеевич появился на свет 23 октября 1870 года в городе Воронеже, где по улице Дворянской семья снимала жилье в Германовской усадьбе. Семья Буниных принадлежала к знатному помещичьему роду, среди их предков значились поэты Василий Жуковский и Анна Бунина. К моменту рождения Ивана семейство обнищало.

Отец, Бунин Алексей Николаевич, в молодости служил офицером, потом стал помещиком, но за короткое время промотал имение. Мать, Бунина Людмила Александровна, в девичестве принадлежала роду Чубаровых. В семье уже было два старших мальчика: Юлий (13 лет) и Евгений (12 лет).

Бунины переехали в Воронеж за три города до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям. Юлий имел на редкость удивительные способности в языках и математике, он очень хорошо учился. Евгения учёба совсем не интересовала, в силу своего мальчишеского возраста ему больше нравилось гонять голубей по улицам, гимназию он бросил, но в будущем стал одарённым художником.

А вот про младшего Ивана мама Людмила Александровна говорила, что он особенный, с самого рождения отличался от старших детей, «ни у кого нет такой души, как у Ванечки».

В 1874 году семья переехала из города в деревню. Это была Орловская губерния, и на хуторе Бутырки Елецкого уезда Бунины сняли поместье. К этому времени старший сын Юлий окончил с золотой медалью гимназию и осенью собрался ехать в Москву, чтобы поступать в университет на математический факультет.

По словам писателя Ивана Алексеевича, все его детские воспоминания – это мужицкие избы, их обитатели и бескрайние поля. Мать и дворовые часто пели ему народные песни и рассказывали сказки. Целые дни с утра до вечера Ваня проводил с крестьянскими детьми по ближайшим деревням, со многими он дружил, пас вместе с ними скотину, ездил в ночное. Ему нравилось кушать вместе с ними редьку и чёрный хлеб, бугристые шершавые огурчики. Как написал он потом в своём произведении «Жизнь Арсеньева», «сама того не осознавая, за такой трапезой душа приобщалась к земле».

Уже в раннем возрасте стало заметно, что Ваня воспринимает жизнь и окружающий мир художественно. Людей и зверей он любил показывать мимикой и жестами, а также слыл на деревне хорошим рассказчиком. В возрасте восьми лет Бунин написал свой первый стих.

Учёба

До 11 лет Ваня воспитывался дома, а потом его отдали в Елецкую гимназию. Сразу мальчик начал учиться хорошо, предметы давались ему легко, особенно литература. Если ему нравилось стихотворение (даже очень большое – на целую страницу), он мог запомнить его с первого прочтения. Очень увлекался книгами, как он сам говорил, «читал в то время что попало» и продолжал писать стихи, подражая своим любимым поэтам ─ Пушкину и Лермонтову.

Но дальше обучение пошло на спад, и уже в третьем классе мальчика оставили на второй год. В результате гимназию он не окончил, после зимних каникул в 1886 году объявил родителям, что в учебное заведение возвращаться не хочет. Дальнейшим образованием брата занялся Юлий, на том момент кандидат московского университета. По-прежнему главным увлечением Вани оставалась литература, он перечитал всю отечественную и зарубежную классику, уже тогда стало понятным, что и жизнь свою дальнейшую он посвятит творчеству.

Первые творческие шаги

В семнадцатилетнем возрасте стихи поэта уже были не юношеские, а серьёзные, и Бунин дебютировал в печати.

В 1889 году он переехал в город Орёл, где устроился в местное издание «Орловский вестник» работать на должности корректора. Иван Алексеевич сильно нуждался в то время, так как литературные труды пока не приносили хорошего заработка, но ждать помощи ему было неоткуда. Отец вконец разорился, продал усадьбу, лишился имения и переехал жить к своей родной сестре в Каменку. Мать Ивана Алексеевича с его младшей сестрой Машей уехала к родственникам в Васильевское.

В 1891 году вышел первый поэтический сборник Ивана Алексеевича под названием «Стихотворения».

В 1892 году Бунин с гражданской женой Варварой Пащенко переехал жить в Полтаву, здесь в губернской земской управе на должности статистика работал его старший брат Юлий. Он помог устроиться на работу Ивану Алексеевичу и его гражданской супруге. В 1894 году Бунин начал печатать свои произведения в газете «Полтавские губернские ведомости». А также земство заказывало ему очерки о хлебных и травяных урожаях, о борьбе с насекомыми-вредителями.

Литературный путь

Находясь в Полтаве, поэт стал сотрудничать с газетой «Киевлянин». Помимо стихов Бунин начал писать много прозы, которую всё чаще печатали уже в довольно популярных изданиях:

Корифеи литературной критики обратили внимание на творчество молодого поэта и прозаика. Один из них очень хорошо отозвался о рассказе «Танька» (сначала он был под названием «Деревенский эскиз») и сказал, что «из автора получится большой писатель».

В 1893-1894 годы был период особой влюблённости Бунина в Толстого, он ездил в Сумской уезд, где общался с сектантами, по своим взглядам приближёнными к толстовцам, посещал возле Полтавы колонии толстовцев и даже ездил в Москву на встречу к самому писателю, которая произвела на Ивана Алексеевича неизгладимое впечатление.

В весенне-летний период 1894 года состоялось длительное путешествие Бунина по Украине, он плыл на пароходе «Чайка» по Днепру. Поэт в буквальном смысле слова был влюблён в степи и сёла Малороссии, жаждал общения с народом, слушал их мелодичные песни. Он посетил могилу поэта Тараса Шевченко, творчество которого очень любил. Впоследствии Бунин много занимался переводами произведений Кобзаря.

В 1895 году после расставания с Варварой Пащенко Бунин уехал из Полтавы в Москву, потом в Санкт-Петербург. Там он в скором времени вошёл в литературную среду, где осенью в зале Кредитного общества состоялось первое публичное выступление писателя. На литературном вечере с большим успехом он читал рассказ «На край света».

В 1898 году Бунин переехал в Одессу, где женился на Анне Цакни. В этом же году увидел свет его второй поэтический сборник «Под открытым небом».

В 1899 году Иван Алексеевич ездил в Ялту, где произошло его знакомство с Чеховым и Горьким. Впоследствии Бунин бывал у Чехова в Крыму неоднократно, долго гостил и стал для них «своим человеком». Антон Павлович хвалил произведения Бунина и смог разглядеть в нём будущего великого писателя.

В Москве Бунин стал постоянным участником литературных кружков, где читал свои произведения.

В 1907 году Иван Алексеевич совершил путешествие по восточным странам, побывал в Египте, Сирии, Палестине. Вернувшись в Россию, он выпустил сборник рассказов «Тень птицы», где делился своими впечатлениями от дальнего странствия.

В 1909 году Бунин получил вторую по счёту пушкинскую премию за своё творчество и его избрали в Санкт-Петербургскую академию наук в разряде изящной словесности.

Революция и эмиграция

Революцию Бунин не принял. Когда большевики заняли Москву, он уехал с женой в Одессу и прожил там два года, пока и туда не пришла красная армия.

В начале 1920 года супруги эмигрировали на теплоходе «Спарта» из Одессы сначала в Константинополь, а оттуда во Францию. В этой стране прошла вся дальнейшая жизнь писателя, Бунины поселились на юге Франции неподалёку от Ниццы.

Бунин страстно ненавидел большевиков, всё это нашло отражение в его дневнике под названием «Окаянные дни», который он вёл много лет. Он называл «большевизм самой низменной, деспотичной, злой и лживой деятельностью в истории человечества».

Он очень страдал за Россией, ему хотелось на Родину, всю свою жизнь в эмиграции он называл существованием на узловой станции.

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин был номинирован на получение Нобелевской премии в литературе. 120 тысяч франков из полученного денежного вознаграждения он потратил на помощь эмигрантам и литераторам.

Во время второй мировой войны Бунин с женой прятали на своей съёмной вилле евреев, за что в 2015 году писатель был посмертно номинирован на получение премии и звания Праведник Мира.

Личная жизнь

Первая любовь случилась у Ивана Алексеевича довольно в раннем возрасте. Ему было 19 лет, когда на работе он познакомился с Варварой Пащенко, сотрудницей газеты «Орловский вестник», где трудился на тот момент и сам поэт. Варвара Владимировна была опытнее и старше Бунина, из интеллигентной семьи (она – дочь известного елецкого врача), работала также на должности корректора, как и Иван.

Её родители категорически были против такой пассии для своей дочери, не хотели, чтобы она вышла замуж за нищего поэта. Варвара боялась их ослушаться, поэтому когда Бунин предложил ей пожениться, венчаться она отказалась, но жить они стали вместе гражданским браком. Отношения их можно было назвать «из крайности в крайность» – то страстная любовь, то мучительные ссоры.

Позднее выяснилось, что Варвара была неверна Ивану Алексеевичу. Проживая с ним, она тайно встречалась с богатым помещиком Бибиковым Арсением, за которого потом вышла замуж. И это притом, что отец Варвары, в конце концов, дал своё благословение на брак дочери с Буниным. Поэт страдал и был разочарован, его юношеская трагическая любовь нашла потом отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Но всё равно отношения с Варварой Пащенко остались в душе поэта приятными воспоминаниями: «Первая любовь – это великое счастье, даже если она неразделённая» .

В 1896 году произошла встреча Бунина с Анной Цакни. Потрясающе красивая, артистичная и богатая женщина греческого происхождения, мужчины баловали её своим вниманием и восхищались ею. Её отец – богатый одессит Николай Петрович Цакни был революционером-народником.

Осенью 1898 года Бунин и Цакни поженились, через год у них родился сын, но в 1905 году малыш умер. Супруги прожили вместе совсем мало, в 1900 году они разошлись, перестали понимать друг друга, взгляды на жизнь были разными, произошло отчуждение. И снова Бунин переживал это мучительно, в письме брату он говорил, что не знает, сможет ли дальше жить.

Успокоение пришло к писателю только в 1906 году в лице Веры Николаевны Муромцевой, с которой он познакомился в Москве.

Отец её был членом Московской городской управы, а дядя председательствовал в Первой Государственной Думе. Вера имела дворянское происхождение, выросла в интеллигентной профессорской семье. На первый взгляд она казалась немного холодной и всегда спокойной, но именно эта женщина смогла стать Бунину терпеливой и заботливой женой и быть с ним до конца его дней.

В 1953 году в Париже Иван Алексеевич умер во сне в ночь с 7 на 8 ноября, рядом с телом на постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Похоронили Бунина на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

84 года назад Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во многом он был этому обязан своей супруге, Вере Муромцевой, которую называют идеальной писательской женой, создавшей все условия для творческой реализации мужа. Однако на церемонии награждения с ним рядом стояла не только она, но и ее молодая соперница, поэтесса Галина Кузнецова. Долгие годы Вера Бунина мирилась с ее присутствием в их доме, прекрасно понимая абсурдность и драматизм ситуации. Но у нее были на то свои причины.
Вера Николаевна Бунина (Муромцева) Вера Муромцева стала третьей женой писателя. На тот момент ему было 36 лет, ей – на 10 лет меньше. Спокойная, рассудительная и уравновешенная Вера не была похожа ни на одну из тех женщин, которыми Бунин увлекался раньше. Ее сдержанность многим казалась холодностью и отстраненностью, но на самом деле это было продиктовано воспитанностью – Вера выросла в аристократической семье и получила хорошее образование. По ее признанию, она «никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по нескольку жен».
Писатель, источником вдохновения для которого часто служили личные драмы Они познакомились в 1906 г., а в следующем году отправились вместе в путешествие по странам Востока – Египту, Сирии и Палестине. С этой поездки и началась их совместная жизнь, хотя официально они стали мужем и женой только в 1922 г. Их первые годы были счастливыми и безмятежными – Бунин много писал, она всегда находилась рядом, умея при этом быть незаметной.
Вера и Иван Бунины Осень и зиму 1917-1918 гг. Бунины провели в Москве, где «мимо их окон вдоль Поварской гремело орудие», а весной уехали в Одессу. Революционных событий писатель не принял, и через полгода они отправились в Константинополь, а оттуда – в Париж. Бунин говорил Вере Николаевне, что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее». Больше на родину он не вернулся никогда.
Вера и Иван Бунины Бунины поселились в Грассе, на юге Франции. Только здесь, спустя 16 лет совместной жизни, они наконец обвенчались. Однако в их отношениях наступило заметное охлаждение. А в 1927 г. разразилась драма, которая имела катастрофические последствия для всех ее участников. Бунин познакомился с поэтессой Галиной Кузнецовой, которая была моложе него на 30 лет, и влюбился без памяти. Девушка ответила ему взаимностью, ушла от своего мужа и поселилась в доме писателя. Бунин тогда сказал супруге: «Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи».
Галина Кузнецова, 1934 и 1931 гг. Вера Николаевна прекрасно понимала, какие отношения связывают ее мужа с Галиной Кузнецовой. Но она также знала и о том, что Бунин не может оставить ее саму и обходиться без ее молчаливого участия, заботы и дружеской поддержки. Поэтому Вера поступила так, как в ее ситуации вряд ли бы повела себя хоть одна женщина: она гостеприимно приняла в своем доме молодую соперницу и стала жить с ней рядом под одной крышей. Этот странный союз просуществовал 7 лет. В 1929 г. Вера Бунина записала в дневнике: «Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе».
Писатель, источником вдохновения для которого часто служили личные драмы В эмигрантской среде эта скандальная ситуация вызывала много кривотолков. Многие обвиняли Бунина в безнравственности и сумасшествии. Некоторые укоряли Веру Николаевну, за то, что позволила так с собой обойтись и смирилась с таким положением вещей. Единицы могли понять ее и восхищались ее поведением. Так, Марина Цветаева писала: «Вера стерпела – и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может – значит осталась: поступила как мать…». Сам же писатель на вопрос о том, любит ли он свою жену, отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу». А для творчества нужны были совсем другие чувства.
И. Бунин, Г. Кузнецова, В. Бунина, Л. Зуров. Грасс, 1932 Атмосфера в доме была очень нездоровой: все обо всем знали, но соблюдали внешние приличия. И так длилось до тех пор, пока Галина не ушла от писателя… к другой женщине. Ее сердце покорила оперная певица Марга Степун, и их отношения зашли так далеко, что они решили жить вместе. А поскольку ни денег, ни жилья у них не было, они поселились в доме Буниных. С тех пор жизнь всех обитателей этого дома превратилась в сущий ад. Любовный треугольник стал многоугольником. К тому же с 1929 г. в доме Буниных жил писатель-эмигрант Леонид Зуров. Он был безответно влюблен в Веру Николаевну, она же воспринимала его, как сына, из-за чего он неоднократно пытался покончить с собой. Бунин сходил с ума от ревности и был на грани помешательства, но именно тогда он создал прекрасный цикл рассказов «Темные аллеи».
Слева – Галина Кузнецова, Иван Бунин и Вера Муромцева. Справа – Иван Бунин, Марга Степун, Леонид Зуров, Галина Кузнецова (сидит) Марга и Галя покинули Грасс только в 1942 г. Остаток жизни они провели вместе в Америке и Европе. А Вера Николаевна все так же преданно и нежно заботилась о своем постаревшем муже. Она оставалась с ним до самой его смерти в 1953 г. и однажды записала в своем дневнике: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него...» И добавила: «Господи, как странна человеческая душа». Она пережила мужа на 8 лет и не переставала его любить до последних дней.
Этим событиям посвящен фильм А. Учителя *Дневник его жены*, 2000

22 октября исполняется 145 года со дня рождения Ивана Бунина. В день рождения одного из гениев русской литературы мы вспоминаем женщин, которые своим присутствием в его жизни добавили ярких красок в творчество писателя.

Варвара Пащенко: служебный роман и венчание

Со своей первой женой Иван Бунин познакомился в редакции газеты «Орловский вестник». В 19 лет он работал там помощником редактора. В стенах издания и начался служебный роман Бунина с корректором Варварой Пащенко.

Варвара с братом Ивана Бунина

Варя была на год старше своего избранника. Молодого человека она покорила своей красотой, умом и серьезностью. А еще тем, что пошла наперекор воле родителей, которые сначала были против отношений дочери с бедным писателем.

Семейная жизнь Бунина оказалась не такой красивой, как он, возможно, себе представлял. Молодой писатель увлекался популярными в то время идеями бескорыстия и всепрощения. А красавице Варе хотелось видеть рядом с собой надежного, сильного и богатого мужчину. Поэтому через три года совместной жизни молодая жена исчезла из жизни Бунина, оставив лишь одну записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом». Скорее всего, небогатый писатель не мог дать своей супруге того уровня жизни, к которому она стремилась. Поэтому, будучи в отношениях с Буниным, она встречалась с состоятельным помещиком, за которого впоследствии и вышла замуж.

Писатель очень тяжело переживал измену любимой. Его спасением стала работа над одной из частей романа «Жизнь Арсеньева», которая часто издавалась отдельно под названием «Лика».

Анна Цакни: курортный роман и свадьба

В 1898 году Бунин переехал в Одессу. И в этом приморском городе он встретил свою новую любовь — Анну Цакни, дочь одесского издателя и редактора. Писатель называл ее «солнечным ударом». Девушка была очень красивая и довольно непосредственная. Она быстро приняла ухаживания писателя

Пару часто видели на набережной. Свидания обычно завершались на летних верандах ресторанов, где влюбленные заказывали белое вино и кефаль.

А затем была свадьба. Но семейная жизнь и в этом случае не заладилась — практически с самого начала. Супруги побывали в Европе и вернулись в Россию. Бунин планировал жить в Москве, но одесская красавица мечтала вернуться в свой родной город. В муже ее раздражали черствость, холод и безразличие. А Бунин упрекал молодую жену в нежелании разделять его взгляды.

Их совместная жизнь завершилась спустя год после свадьбы. Несмотря на то, что Анна уже ждала первенца, она оставила мужа и вернулась в Одессу. Их сын Коля умеp 16 янваpя 1905 года. Писатель безумно страдал, когда его бросила супруга. Даже пытался покончить жизнь самоубийством

Расставание с Анной оставило в творчестве Ивана Бунина грустный след. Его произведения того времени наполнены ностальгией и философскими размышлениями.

Вера Муромцева: совместная жизнь длиной в 46 лет


Третьей музой писателя стала Вера Муромцева — племянница председателя Государственной Думы Российской империи. Они познакомились в 1906 году на литературном вечере. Вера была очень образованной девушкой, любила творчество, поэтому Бунин привлек ее внимание.

Пара официально оформила свои отношения только в 1922 году. Бунин вместе с третьей женой переехал на юг Франции. Тот период оказался очень плодотворным в его творчестве. Настолько, что в 1933 году писателю присудили Нобелевскую премию.

Рядом с ним стояли две женщины. Скромная, улыбчивая Вера Муромцева и молодая красавица Галина Кузнецова. По залу поползли слухи. Все трое жили в одном доме, как одна семья

Вера Муромцева провела вместе с мужем 46 лет. Она называла писателя Яном, полностью в нем растворилась и, как любящий человек, прощала очень многое. В том числе, к сожалению, и увлечение другими женщинами.

Галина Кузнецова: последняя любовь писателя

В 1926 году русских эмигрантов, живших на юге Франции, потряс факт, что на одной вилле вместе с Иваном Буниным и его женой Верой живет еще одна возлюбленная литератора — писательница Галина Кузнецова.

Галина знала, что произвела на Бунина впечатление. Женщина всегда это чувствует. Словно на крыльях, вернулась она домой в Париж вместе со своим супругом, юристом, белым офицером Дмитрием Петровым. Она вышла замуж за него рано, в восемнадцать лет, желая убежать от родительских скандалов, нищеты, пыльных киевских улиц.

Муж подарил Галине восемь лет сытой, обеспеченной, пусть и эмигрантской, жизни в Европе, помог получить литературное образование, начать печататься в журналах. А теперь он был поставлен перед фактом: она любит другого и уходит к нему. После семейного скандала Галина собрала вещи и сняла маленькую квартирку в Пасси.

Какое-то время она находила на пороге цветы, конверты с деньгами и записки любящего мужа, который умолял ее одуматься и вернуться в семью. Но как она может вернуться, когда ее сердце наконец узнало, что такое любовь? Галина чувствовала себя героиней романа, которой так много пришлось пережить и испытать.

Несчастливое детство, замужество, революция, прощание с родиной и скитание в эмиграции, литературные успехи и ядовитые стрелы критиков, головокружительный роман, разрыв с мужем и воссоединение с любимым... Каждый день, каждую минуту, молодая женщина ждала приезда Бунина. Ждала на вокзале, ждала в кафе, на скамейке в Булонском лесу, в их маленькой квартирке, в ложе театра, в фойе концертного зала. Все это казалось ей таким романтичным, таким возвышенным!


Однако Бунин не был таким уж романтиком. Он метался между Парижем и Грассом, между двумя домами, между любовницей и женой. Конечно, он любил Галину всем сердцем, но ему и в голову не приходило развестись с Верой - такой милой, такой уютной, такой заботливой. А Вера Николаевна томилась в неопределенности. Конечно, она знала, чувствовала, что у мужа появилась другая.

Но Вера она так сильно любила своего Ванечку, его талант, его умные глаза, что от страха потерять мужа предпочла смириться и переждать: рано или поздно он устанет от разъездов и вернется в семью. Так и произошло. Только Вера Николаевна не совсем была этому рада.




Жизнь на два дома Бунину надоела. Галина не умела готовить, а Вера каждый день баловала его вкусной домашней едой. Галине нужны были выходы в свет и новые туалеты, а Вера была домашней и нетребовательной. Иван Алексеевич нашел умное и элегантное, как ему казалось, решение. Он привез Галину в Грасс, на виллу к Вере Николаевне, поставив жену перед фактом: Галина будет жить в их доме как его личный секретарь, ученица и приемная дочь.



Бедную Веру чуть не хватил удар. Но пришлось проглотить и это. Что ей оставалось? Одна в эмиграции она не выжила бы -ни материально, ни психологически. Желая обелить мужа перед судачившими знакомыми и главное - перед самой собой, она придумала такое оправдание: в Галине Иван Алексеевич видит исключительно дочь, которую она не смогла ему дать.

Юная красотка просто заменила стареющему писателю ребенка, помогла зарубцеваться глубокой душевной ране от потери пятилетнего Коленьки - сына Бунина, за неделю сгоревшего от скарлатины. «Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе,» - написала Вера Николаевна в своем дневнике.

Галина почти 10 лет жила на вилле Ивана Бунина. И если поначалу она была приносящей радость музой писателя, то затем стала источником огорчений и грусти. Оказалось, что молодая пассия писателя влюбилась в сестру философа Фёдора Степуна — Маргой.

Стоят Иван Бунин, Маргой Степун , Леонид Зуров, сидит Галина Кузнецова)

Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», — пишет Галина в своем дневнике.

Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в "полудетях"». Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, — нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».
Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна. Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, Маргарита следует за ней.

В те дни Вера Николаевна записала в своём дневнике: «Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости: пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».

Иван Бунин. Портрет работы художника Леонида Туржанского

И вновь Бунин искал спасение в творчестве. Он запирался в своем кабинете, работал дни и ночи напролет, словно боясь не успеть сделать что-то важное. Современники писателя вспоминали, что из-за обмана Галины, которую он любил, русский классик был на грани сумасшествия и отчаяния. Результатом этого состояния и практически круглосуточной работы стали тридцать восемь новелл, которые затем вошли в сборник «Темные аллеи».

Последние годы совместной жизни в Грассе стали очень сложными для всей четверки. Несмотря на свой самообман, Вера Николаевна все чаще чувствовала себя несчастной. Нервный, безответно влюбленный Зуров страдал и умолял ее бросить мужа, а Галина начала тяготиться своей несвободой и тиранической любовью Бунина. Он часто ревновал ее без причины, чувствовал, что она отдаляется от него, и устраивал шумные сцены и скандалы, совершенно не боясь огласки. Присуждение Бунину Нобелевской премии принесло долгожданное признание и деньги, однако именно этот год положил начало конца любви великого писателя и Галины Кузнецовой.

Судя по всему, переболев тяжелой любовью к Бунину, Галина не хотела и не могла влюбляться в мужчин.

"Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица и... отчаянная лесбиянка. Случилась трагедия. Галина влюбилась страшно" Какое-то время они с Маргой, как называли Маргариту Степун, живут в Грассе вместе с супругами Буниными. Но ссоры с Буниным в конце концов приводят к тому, что Галина начинает паковать чемоданы. Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию.

«Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», — с облегчением запишет Вера в дневнике. Бунин же очень тяжело переживал это расставание. Он так и не смог понять и простить Кузнецову. Его записи, посвященные ей, полны смятения, горечи и сожаления. Его бросила любимая женщина, ухудшились и без того сложные отношения с другими писателями эмиграции. Его не любили: он был прямолинейным и резким, не скрывал своих антипатий и не признавал творчества коллег. После вручения Нобелевской премии к неприязни добавилась и откровенная зависть некоторых соратников. Последние годы жизни Ивана Алексеевича прошли в ужасной нищете и болезнях. Он стал раздражительным и желчным и, казалось, был озлоблен на весь мир. Верная и преданная Вера Николаевна была рядом до самой его смерти.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л. Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.


Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.

А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.