Где престол сатаны. Школьная энциклопедия

Во второй главе Откровения Иоанна Богослова есть такие слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. 2, 12-13)

Пергамский алтарь в III веке до н.э.

В III веке до н. э. после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами. В 228 году до н.э. полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам. В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны...

В 1864 году турецкое правительство заключило договор на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецкой фирмой. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров. Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги.

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы - заявили они в один голос, - еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки-ноги…

Пергамский алтарь обнаружен немецкими археологами в 1878 году в конце XIX века был перемещен из Турции в будущий центр нацисткой Германии - Берлин. Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагблалит» 27 января 1948 года сообщила следующее: «Советская армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещен в Москву». Странно, что Пергамский алтарь, который находился в Москве с 1945 по 1958 гг., не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Скорее всего, необходимость нахождения Пергамского алтаря в течение 13-ти лет в Москве имеет сакральный смысл и понятно, что такая дорогостоящая и трудоемкая операция не могла быть осуществлена только забавы ради.

Архитектор Щусев, построивший в 1924 году мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь. Внешне мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, из которых самый известный - вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: «был у вавилонян идол по имени Вил». Не правда ли многозначительное совпадение с инициалами лежащего на престоле сатаны Ленина.

И поныне мумия ВИЛа содержится там, внутри пентаграммы. Церковная археология свидетельствует: «древние евреи, отвергнув Моисея и веру в истинного Бога, отлили из золота не только тельца, но и звезду Ремфана», которая имеет непосредственное отношение к пятиконечной звезде - неизменному атрибуту сатанинского культа. Сатанисты ее называют печатью Люцифера.


Мавзолей Ленина в советские годы

Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Руководители государств воздавали почести Ленину. Не проходит и дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи. Пока Кремль осеняют звезды Люцифера, пока на Красной площади, внутри копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил сохраняется.

Владимир Путин о коммунизме и мавзолее Ленина: http://kremlin.ru/events/president/news/17108

«Проблема такая существует. Конечно, она многоплановая, связанная со многими вещами, в том числе и с утратой определённых ориентиров.

У нас ведь что произошло после развала Советского Союза и господствующей идеологии? Ведь ничего взамен не появилось. Кстати говоря, не знаю, коллеги, которые придерживаются левых взглядов, может быть, будут ругаться или будут спорить со мной, но ведь даже в коммунистической идеологии основные постулаты взяты были из традиционных мировых религий.

Понимаете, ведь кодекс строителя коммунизма - это что такое? Всё равно что в Библии посмотреть или в Коране: не укради, не убей, не пожелай жены ближнего своего. Это всё там прописано, оттуда взято.

Вот многие говорят про Мавзолей , говорят, это не соответствует традиции . Что не соответствует традиции? Поезжайте в Киево-Печерскую лавру или посмотрите, что во Псковском монастыре либо на Афоне. Там мощи святых людей. Пожалуйста, там можно всё посмотреть. В этом смысле коммунисты даже в этой части традицию перехватили. Сделали это грамотно, в соответствии с потребностями того времени».

Мы посетили один из главных центров притяжение туристов - Музейный остров. В северной части острова Шпрееинзель расположено пять знаменитых берлинских музеев. В их числе и Пергамский музей .

Музей был открыт в 1901 году. Но вскоре было решено его целиком перестроить. Современное здание было построено в 1910–1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря. Сейчас в Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. Ежегодно Пергамский музей посещает более миллиона посетителей - это самый популярный музей Германии.

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь - знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания - городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений - битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.


Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.


План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Ворота Иштар

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Музей исламского искусства

В Музее исламского искусства представлено искусство исламских народов VIII-XIX веков, проживавших на просторах от Испании до Индии. В основу экспозиции положены в первую очередь искусство Египта, Ближнего Востока и Ирана. Другие регионы также представлены значимыми коллекционными объектами, как, например, произведения каллиграфии и миниатюры эпохи Империи Великих Моголов или сицилийскими изделиями из слоновой кости.

Самые интересные экспонаты - Фриз из Мшатты, Алеппская комната, Купол из Альгамбры, Михраб из Кашана, Михраб из Коньи, а также многочисленные ковры с изображениями драконов и фениксов.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3.
Время работы: пн-вс: 10:00–18:00, чт: 10:00–20:00.
Билеты: 11 евро (при покупке через интернет), 12 евро (в кассе).

Добраться до Пергамского музея можно на общественном транспорте: метро U-Bahn U6 (остановка Friedrichstraße), S-Bahn S1, S2, S25 (Friedrichstraße), S5, S7, S75 (Hackescher Markt); автобус TXL (Staatsoper), 100, 200 (Lustgarten); 147 (Friedrichstraße); трамваи М1, 12 (Am Kupfergraben); М4, М5, М6 (Hackescher Markt).

Олег Паталай (Берлин)

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, не посетил музей Пергамского алтаря – знаменитый Пергамон-музей (Pergamon Museum). Это мрачное, величественное здание, напоминающее вавилонский зиккурат, высится на Bodestrasse (Остров музеев), в трех минутах ходьбы от центрального бульвара Унтер ден Линден.

История этого замечательного музея начинается во второй половине девятнадцатого века – времени великих археологических открытий. С проникновением европейцев в страны Востока их взору открылся мир древних цивилизаций. В столицах Европы начали создаваться музеи, ориентированные на широкую публику; коллекции, ранее находившиеся во дворцах сильных мира сего, становились общедоступными. Берлин не стал исключением. Находки Генриха Шлимана в Микенах и Трое, раскопки профессора Эрнста Курциуса в легендарной Олимпии положили начало развитию немецкой археологии, будоражившей воображение не только ученых, но и широкой публики.

В это время в Турции строил дороги молодой инженер-строитель из Пфальца Карл Хуман (1839-1896 гг.). Работы проходили недалеко от Смирны в окрестностях поселка Бергама, над которым возвышалась гора с развалинами древней византийской крепости, некогда носившей гордое эллинское название Пергам, что и означает крепость. При ее осмотре в 1864 году Хуман обнаружил вмурованные в стены плиты древнего алтаря, алтаря Зевса, знаменитого Пергамского алтаря, возведенного в честь победы над племенами кельтов или галатов во втором веке до нашей эры. Этот алтарь много раз упоминался античными авторами. С момента этой находки вся жизнь инженера будет связана с алтарем.

На фризе величественного сооружения древние мастера изобразили гигантомахию: битву богов Олимпа с чудовищами-гигантами, детьми повелителя времени Крона и богини Земли Геи.

В четвертом веке до нашей эры, после распада империи Александра Македонского, Пергам обрел самостоятельность. Благодаря дальновидной политике его правителей, город со временем стал центром довольно обширного царства, лежавшего на западе современной Турции. Он стал даже соперничать с Афинами, тем более, что покровительницей города была избрана именно богиня мужества и мудрости.

Попав в зависимость от римлян, цари Пергама часто становились жертвами политики «разделяй и властвуй». Последний из властителей Пергама Аристоник был задушен в темнице, а его сокровища перешли к победителю. В это время Пергам становится центром одной из богатейших римских провинций Азия. В первом веке до нашей эры во время гражданских войны при осаде Пергама сгорела большая часть знаменитой библиотеки (свыше 2000 томов) царской династии Атталидов.

Сохранившуюся часть библиотеки римляне перевезли в Александрию, и Марк Антоний подарил ее своей возлюбленной Клеопатре.

В первые века нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица прекрасным фигурам, украшавшим большой фриз, а сам алтарь окрестили «троном Cатаны». И всё же Пергам остается одним из значительных центров поздней античности. Во втором веке нашей эры в нем родился и вырос величайший врач древности, один из основателей медицины – Гален.

После принятия Римской империей христианства алтарь окончательно утратил свое значение. Так он и простоял до 718 года нашей эры, пока арабы под предводительством полководца Масламы не обрушились на христианскую Малую Азию. В 1536 году при султане Орхане, сыне легендарного Османа, под ударами турок город пал окончательно. В городе, переименованном в Бергаму, руины старой крепости простояли до 1864 года, пока в этих местах не появился Карл Хуман. Поначалу его находки не вызвали в Берлине большого интереса, так как там хотели иметь хорошо сохранившиеся, «эстетические» скульптуры, а не «обломки», которые неизвестно как нужно сложить, а кроме того, было непонятно, где их выставить. В дело вмешался новый директор императорских музеев Александр Конце. Он изменил ход событий, и в январе 1876 года был принят генеральный план раскопок в Пергаме. Самому Хуману, закончившему дорожное строительство и обанкротившемуся на торговле наждачным камнем, было выделено жалование. С этого момента он, наконец, смог сконцентрироваться только на любимом деле – на раскопках, которые продолжались под его руководством до 1886 года.

И.С.Тургенев, посетив Берлин, под впечатлением осмотра привезенных из Турции плит писал в марте 1880 года: «Эта «Битва богов», действительно, откровение, и когда... воздвигнется, наконец, перед нами этот «алтарь», все художники, все истинные любители красоты должны будут ходить к нему на поклонение». Берлин, по утверждению газет, не уступал теперь Парижу и Лондону. Карл Хуман, в дополнение к уже имевшемуся у него ордену Короны четвертой степени, получает Крест кавалера Императорского дома Гогенцоллернов. В феврале 1880 года раскопкам в Пергаме посвящает свое заседание даже Прусский ландтаг. Учитывая заслуги Карла Хумана, Грайфсвальдский университет присваивает ему степень почетного доктора.

Тем временем предпринимались попытки реконструировать фриз и алтарь, но оказалось, что нет места даже для хранения ящиков с гигантомахией. Нужно было срочно строить новый музей, и в 1902 году он был закончен. Сразу стало ясно, что места в этом временном Пергамон-музее недостаточно, кроме того, были проблемы с фундаментом здания, и в 1908 году он был снесен. Наконец, в 1910 году началась эпохальная стройка нового Пергамского музея. Строительство велось по проекту знаменитого архитектора Альфреда Месселя и завершилось только в октябре 1930 года.

Размеры здания позволили воссоздать всю западную часть алтаря Зевса с широкой мраморной лестницей. Музей, однако, был доступен публике только девять лет и в начале Второй мировой войны был закрыт. Большой фриз укрыли мешками с песком, а затем демонтировали и перевезли в бункер в районе Зоологического сада, где он и оставался до конца войны вместе с сокровищами Приама, бюстом Нифертити и другими шедеврами искусства. Само здание Пергамского музея пострадало, но не так сильно, как выгоревший дотла Старый музей или разрушенный Новый музей. В начале 1943 года советский академик Игорь Грабарь, юность которого прошла в Мюнхене, отлично разбирающийся в музейном «ландшафте» Германии, выдвинул идею компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР во Второй мировой войне. Бюро экспертов, возглавленное И.Грабарем, составило список шедевров, подлежавших вывозу в Советский Союз. Под номером один в нем значился Пергамский алтарь. Уже 2 мая 1945 г., когда в городе еще продолжались уличные бои, ящики с гигантомахией были перевезены в район Пренцлауэрберг, в будущую советскую зону Берлина. Здесь они находились до 27 сентября 1945 года, а затем специальным железнодорожным составом были отправлены в Ленинград, в запасники Эрмитажа. Здесь с древних плит сняли гипсовые копии.

Гигантомахию и другие трофейные шедевры искусства, в канун десятой годовщины победы над нацизмом, было решено передать правительству ГДР. Перед отправкой плиты Пергамского алтаря стали доступны посетителям, и ими смогли любоваться многие советские люди, в том числе Анна Ахматова. Она назвала большой фриз грозным, трагическим, неповторимым.

Тем временем сам Пергамон-музей реставрируется, и в 1958 году основная часть экспонатов вернулась на свои места. В 1989 году вместе со всей страной «воссоединились» и берлинские музеи. Началась эпоха «переселения» экспонатов из западной части города в восточную, на свои старые места. Пергамон-музея этот процесс почти не коснулся, а вот фундаментальной реставрации ему избежать не удалось.

Старые железные конструкции, на которых держался большой фриз, проржавели и грозили обрушить весь комплекс; кроме того, ржавчина окрашивала мрамор, требовавший очистки от грязи и наслоений. При транспортировках в начале и конце войны, а также во время возвращения из Ленинграда плиты были кое-где поцарапаны.

Реставрационные работы производились итальянскими мастерами почти десять лет, с 1994 по июнь 2004 года. Руководил ими знаменитый «маэстро» Сильвано Бертолина. В 1999 году Остров музеев стал объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Имя Карла Хумана, умершего в 1896 году в турецком Измире, сегодня носит гимназия в его родном Эссене и средняя школа в Берлине. Его прах покоится в Пергаме (Бергаме), на месте старой византийской крепости, там где стоял алтарь, его алтарь.

История алтаря овеяна легендами и мистикой. Утверждается, что Пергамский алтарь во времена античности и раннего Средневековья был местом человеческих жертвоприношений. Вероятно, его взял за образец архитектор Алексей Щусев при проектировании временного деревянного мавзолея Ленина, простоявшего до 1929 года, о чем свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Впрочем, эта и другие подобные истории не могут бросить тень на великое произведение античных мастеров, и в Пергамском алтаре мы видим прежде всего алтарь Зевса, а не престол Сатаны.

Пергамон-музей находится на Am Kupfergraben 5, остановка городской железной дороги Hackescher Markt, тел.: 030 2090 5577.

Тема патриотизма, защиты родной страны или города от захватчиков встречается в произведениях мирового искусства с завидным постоянством. Не является исключением и знаменитый Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса, построенный гражданами города Пергам в первой половине II в. до н.э. в честь их победы над галатами (галлами).

Пергамский алтарь - ода мужеству и доблести

Древний город Пергам, ныне находящийся на территории Турции, был столицей Пергамского царства и одним из центров эллинистической культуры. Считается, что именно здесь был изобретен пергамент - основной материал, из которого в Средние века делали книги. От названия города, как вы наверняка заметили, произошло и само слово «пергамент». Пергам стал бы ценной добычей для галатов, объединенного союза кельтских племен, вторгшихся в Малую Азию. Но он ею не стал. Пергамцы под руководством своего царя Аттала Первого победили захватчиков, хоть последние и обладали численным преимуществом. В честь победы горожане воздвигли мраморный алтарь главному олимпийскому богу Зевсу.

город Пергам. Источник: Wikimedia.org

Для тех времен алтарь был чем-то неслыханным, да и в наши дни он тоже весьма впечатляет. Дело в том, что это не просто стол для жертвоприношений, а полноценное архитектурное сооружение. Высокая лестница вела к вытянутым буквой П крытым галереям с ионическими колоннами. Внутри галерей находился алтарный дворик с жертвенником, на крыше стояли статуи, а на стенах дворика помещался малый фриз (горизонтальная декоративная композиция) со сценами мифа о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама.

Только представьте: сам алтарь достигал 9 м в высоту, а большой фриз, расположенный по периметру цоколя, - 120 м в длину.

Рельефы большого фриза, над которыми трудилась целая группа скульпторов, среди которых Дионисиад, Орест, Менекрат и другие, изображают гигантомахию, то есть битву богов и титанов, и именно они составляют главное украшение алтаря.

Напряженная схватка схлестнувшихся в битве богов и титанов является метафорическим изображением сражения пергамцев с галатами. Конечно, пергамцы ассоциировали себя с одержавшими победу богами-олимпийцами, а кельтские племена - с восставшими против них титанами, сыновьями Земли, у которых было туловище человека и извивающиеся змеи вместо ног. Это, если угодно, борьба культуры и варварства, светлых и темных сил.

Схема алтаря. Источник: wikimedia.org

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре - персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем - четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции - Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга - мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Wolfgang Sauber / wikimedia.org

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт - после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию.

А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.

С тех пор как слепок появился в академии, фрагменты алтаря рисовали бесчисленное количество раз, ведь это входит в программу обучения будущих художников.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Jan Mehlich / wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почти столетие назад у его подножия стояла «Великая блудница Апокалипсиса» — оккультистка Лия Хираг. Выполняя задание своего любовника Алистера Кроули, она шептала слова древнего заклинания. Целью тайного обряда было «освободить флюиды древних природных богов».

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, обходит стороной знаменитый Пергамон-музей. Его главный экспонат — Пергамский алтарь по праву считается одним из чудес света. Ведь этот великолепный памятник – единственное, что сохранилось от навсегда исчезнувшего с лица Земли царства Пергам.

В III веке до нашей эры после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами.

В 228 году до нашей эры полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам.

В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Алтарь располагался на южном склоне горы, с которой открывался великолепный вид на нижний город. Храм бога врачевания Асклепия, святилище богини Деметры, другие культовые сооружения, дома богачей – все было видно как на ладони. Алтарь и сам являлся культовым сооружением – в нем проходили богослужения под открытым небом.

Алтарь был поднят на высокий цоколь, в центре его прорезала широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке. Внутри колоннады находился дворик, где размещался собственно жертвенник. С внешней стороны стены украшали скульптурные композиции, изображавшие битву богов и титанов.

Долгое время алтарь символизировал мощь и величие древнего Пергама, но, как сказал мудрец, все течет, все меняется. Цари Пергама попали в зависимость от римлян и стали жертвами политики «разделяй и властвуй».

Последний из властителей царства Аристоник закончил свои дни плачевно – его задушили в темнице. Дни великой страны были сочтены. Римляне бесцеремонно захватывали ее богатства. Римский император вывез из Пергама библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре.

В первых веках нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица античным богам и гигантам, а сам алтарь прозвали «престолом сатаны». Так и простоял он разбитым до 718 года, пока арабы не подчинили себе Малую Азию.

В 1536 году древний город Пергам пал окончательно. Некогда величественное сооружение превратилось в груду развалин и оказалось погребенным под пылью веков. О его существовании напоминали лишь легенды, которые турки, населившие эти края, передавали из уст в уста.

В 1864 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров.

Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги. Они в один голос заявили:

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки и ноги.

Хуманн предположил, что когда-то здесь мог находиться город, о котором история не сохранила никаких сведений, но он живет в народных сказаниях. Карл обратился к берлинским археологам за поддержкой – тщетно. Те не верили в существование древнего города.

Только в 1878 году дело сдвинулось с мертвой точки: директор императорских музеев Александр Конце выделил деньги на проведение археологических работ, а Хуманн получил официальное разрешение османской стороны. Первые раскопки начались 9 сентября и продлились год. Вот как Карл Хуманн описывал счастливый день, принесший первые находки:

Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистою спиною, голова повер­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевертывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро - я чувствую твою близость, Зевс!

Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот еще ку­сок - ногтями я соскабливаю землю - это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы.

Глубоко потрясенные стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.

Все найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Груженые ослиные повозки двигались к побережью, там древние артефакты грузили на немецкие корабли и отправляли в Берлин.

Судьба сокровища в Германии складывалась непросто: то музей для него никак не могли достроить, то он подвергался настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов и откровенно сатанинских сект.

Алтарем интересовались известные маги Алистер Кроули и Самюэль Мазерс — основатель магического ордена «Золотая Заря». У алтаря совершали тайные обряды Лия Хираг, известная в оккультных кругах как «Блудница в пурпуре», и Марта Кюнцель — национал-социалистка, входившая в Орден восточных тамплиеров.

Пергамский алтарь притягивал к себе как магнит эсэсовцев и их приближенных, к примеру, Карла Марию Виллигута — немецкого язычника, серьезно повлиявшего на мистические настроения Третьего рейха. Алтарем восхищались Рихард Вальтер Дарре и любимец Гиммлера Гельмут Далкуен.

В начале Второй мировой войны Пергамон-музей был закрыт, скульптурную композицию укрыли мешками с песком, а позже демонтировали и перевезли в бункер. В конце войны по инициативе советского академика Игоря Грабаря алтарь отправился в Советский Союз в качестве компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР в военные годы. Так пергамское сокровище оказалось в запасниках Эрмитажа.

В канун десятой годовщины победы над нацизмом Никита Хрущев сделал широкий жест – предложил вернуть древний памятник в Германию. В 1958 году основная часть экспонатов возвратилась в ГДР. С тех пор алтарь снова обосновался на родине Карла Хуманна. Навсегда ли? Турецкое правительство все чаще заявляет о возврате сокровища на «историческую родину». Впрочем, шанс у турок заполучить обратно бесценный шедевр пока ничтожно мал.

Использованы материалы статьи Оксаны Волковой, журнал «Ступени», №7, 2012