Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

7 апреля Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Об истории праздника, его духовном смысле и особом значении для Церкви «Фоме» рассказал настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов.

Праздник во времени

7 апреля православные христиане празднуют один из величайших праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Так сложилось исторически, что зачастую праздник Благовещения совпадает со временем Великого поста. Дело в том, что вся земная жизнь Христа связана с тем спасением, Которое Он нам принес. Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии, а завершается страданиями и искупительной смертью Господа на Кресте. В Благовещении в мир пришла благая весть о том, что явилось наше освобождение, произошло соединение Божественной и человеческой природ, которое в полной мере раскрылось именно в победе над смертью.

Сам праздник повсеместно в Церкви был установлен к VI веку, то есть к тому времени, когда, начиная с конца IV – начала V века, Рождество Христово уже праздновалось отдельно от Богоявления, то есть Праздника Крещения Иисуса Христа от Иоанна, а не вместе, как было раньше.

Так как Рождество Христово называется в Церкви рождением Солнца Правды, а именно 24-25 декабря (6-7 января по новому стилю) начинается увеличение солнечного дня, то именно с этим событием и решили связать рождение Спасителя, потому что точную дату этого дня мы не знаем. В связи с этим Благовещение, то есть непорочное зачатие Девы Марии, отнесли за девять месяцев до Рождества Христова, которое, как раз, и выпадает на 25 марта (7 апреля). Можно сказать, что Боговоплощение произошло в соответствии с законами земного бытия, ведь все женщины в нормальных условиях рожают на девятый месяц после зачатия.

Се Раба Господня ; да будет Мне по слову твоему

Дева Мария, конечно, была особенным человеком, иначе Господь не избрал бы Ее для такого удивительного события, которое изменило всю историю – соединение Божественной и человеческой природ в Ее Сыне. Вера Девы Марии была не менее сильной, чем у многих женщин – христианок, которые избирали путь служения только Господу, и о которых мы знаем уже из последующей истории Церкви. Но ее природа была особенно открыта к принятию ангельской вести и действию Божией благодати. Одно явление ангела не могло совершить всего дела, требовалось и согласие человека, согласие Девы Марии принять волю Божию и стать Матерью Спасителя. Богородица дала согласие от имени всего человечества: “Се Раба Господня ;да будет Мне по слову твоему ” (Лк. 1, 38). В конечном счете, произошло двойное событие – явление милосердия Божиего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, благой вести. Без согласия Богоотроковицы не произошло бы и нашего спасения, так как Бог никогда не действует против свободной воли человека. Богу нужна свободная любовь человека к Нему, а не вынужденная какими-либо внешними обстоятельствами. Поэтому в Благовещении мы видим пример благодати Божией и согласия человека.

Что же делала Пресвятая Дева, после того, как услышала благую весть от ангела? В тексте Евангелия о Благовещении (Лк. 1, 26) есть такие слова: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет…». Здесь имеется в виду шестой месяц от зачатия праведной Елисаветой своего сына – будущего Пророка и Предтечи Господа Иоанна Крестителя. Евангелист говорит о шестом месяце, так как этотот срок, когда в беременности уже можно легко удостовериться. Дева Мария, приняв благую весть, пошла к праведной Елисавете, увидела, что все сказанное ангелом – истина и разделила радость вместе со Своей родственницей.

При их встрече случилось еще одно удивительное событие – Елисавета услышала приветствие Девы Марии и «взыграл младенец во чреве ее». Несомненно, это было свидетельством того, что во чреве Елисаветы находится не просто младенец, а будущий Иоанн Креститель – человек, также имеющий отношение к земной жизни Спасителя. Можно сказать, что с этого «взыграния» уже началось пророческое служение Иоанна Крестителя о приходе в мир Христа, ведь и непорочное зачатие Девы Марии к тому моменту уже произошло.

Для нас же, кроме всего прочего, это еще и важное свидетельство того, что младенец, даже находящийся во чреве матери, уже хорошо чувствует, что происходит вокруг него. Для будущих родителей, и вообще для всех людей, этот отрывок является важным указанием на то, как внимательно надо относиться к беременным женщинам и в целом к беременности. Ученым известно, что не только условия плодоношения, но даже и обстоятельствазачатия сказываются на будущем характере и психике младенца. Ну, и главное, с момента зачатия начинается жизнь нового человека!

Особый день

На Литургии в Благовещение читается тот отрывок из Евангелия, который говорит нам о самой сути праздника. Событие же, которое непосредственно с этим связано – рассказ о путешествии Девы Марии к Своей родственнице Елизавете, хотя оно хронологически и произошло позже, читается накануне Благовещения на Всенощной. В этом нет ничего удивительного, ведь примерно также бывает и в иконописи, когда на одном видимом пространстве помещаются разновременные события. Все они, так или иначе, связаны между собой, но в центр помещается событие, которому посвящена сама икона. Это мы видим, и на иконе Рождества Христова, и на образе Рождества Пресвятой Богородицы и на многих других.

У Благовещения есть и другие богослужебные особенности. Так, например, если Благовещение выпадает на Великий пост, то эти два события объединяются в богослужении. Церковь не ставит между праздником и постом «или, или», она говорит «и, и», то есть это и праздник, и пост одновременно. В богослужебном плане день Благовещения, выпавший на Великий пост, это всегда довольно насыщенное событие. Пасхальный цикл идет по лунному календарю, а Благовещение, как и Рождество Христово, – по солнечному, поэтому и происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении праздника.

Есть еще такое редкое и удивительное богослужение как Кириопасха, то есть господствующая Пасха – это праздник Благовещения, выпавший на Пасху Христову. Последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом, вероятно, можно усмотреть и особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране пал атеистический режим и вновь утвердилась свобода веры. Предполагаю, что Кириопасха 1991 года принесла нашей стране своеобразное духовное обновление.

Говоря об особенностях празднования Благовещения следует еще отметить, что на Благовещение в Великий пост разрешается вкушение рыбы, однако если праздник приходится на Страстную седмицу, то о рыбе уже речь не идет. В уставе на этот день есть указание, что дозволяется только вкушение елея, то есть пищи с растительным маслом. Таким образом, воздержание в рыбе распространяется на всю Страстную седмицу, вне зависимости от праздника.

Кроме того, на Благовещения по традиции выпускаются птицы, как правило, белые голуби. Этот обычай широко распространен не только во всем славянском православном мире, но и у других народов. Правда, у последних эта традиция не связана с Благовещением, а имеет языческие корни. Но у нас это, конечно, не язычество, а определенный символ – благой вести, освобождение души, радость встречи с Богом, то есть то самое: «Бог Господь и явися нам».

Слово духовника обители

Сегодня День рождения Божией Матери. И мы хотим преподнести подарок Той, Которая непостижимым для человека образом вместила любовь Божию, Которая дерзнула перешагнуть Свой разум, земные, человеческие законы и через послушание, через смирение довериться Богу. Ее слово: се, Раба Господня… (Лк. 1: 38), Ее готовность принять Божие благословение родили в этот мир Любовь, Которая спасает человека от вечной смерти. Каждый из нас говорит на исповеди: «Каюсь, Господи». Эти слова, конечно же, превосходят наше понимание, наши возможности, потому что мы, может быть, еще не начали видеть свой грех, но мы все-таки говорим о том, что уже каемся; мы еще, может быть, даже не прикоснулись к любви Божией, но говорим о том, что доверяем этой любви, вверяем ей свое сердце, свою жизнь; мы верим, что Бог нас простит.

Если мы хотим идти за Христом, если у нас действительно есть цель — достигнуть вечной жизни, мы всё время должны входить в другие отношения с этим миром и друг с другом. Мы должны жить по-христиански. Но на пути к нашей цели мы часто делаем такие остановки, которые дорого нам стоят. В этом мире нельзя останавливаться, нельзя жалеть себя, убеждать себя в том, что больше не можешь, что всё непосильно, надо остановиться, расслабиться и как-то себя пожалеть. Бог жалеет всех. Его любовь, Его смирение — это высшая забота о каждом из нас. Но, к сожалению, мы еще живем по законам этого мира. Нам редко удается пробиться через черные тучи, которые сгущаются над нами, и увидеть свет так, как те, кто поднялся на самолете над облаками и, минуя мрак, увидел яркое солнце. Вот так и человек, окруженный суетой, своими немощами (им же несть числа), — и вдруг раз! — какая-то совершенно другая нота жизненная. И уже ничего старого нет. Ты ломал голову, мучился, пытался что-то решить, и всё было бесполезно, а тут вдруг понимаешь: всё в руках Божиих. И единственное, что нам нужно сказать — это повторить слова Богородицы: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38). Но для этого нужно смириться, нужно быть послушным, нужно любить Бога. Для этого нужно отказаться от греха, начать каяться и бороться за свое сердце, за свой ум, за свою жизнь, за свой храм, которым каждый из нас должен быть…

В день Рождества Пресвятой Богородицы мы хотели бы, наверное, отдать свое сердце, но оно еще не чистое, отдать свой ум, но он суетный, отдать свое тело, но всё оно в греховных струпьях. Что мы с вами можем в этот праздник подарить Богородице? Мы можем подарить свое желание идти за Христом, служить Богу, учиться любить, верить и надеяться.

Помоги нам, Господи, не поддаваться соблазнам мира сего, помоги не поддаваться тем состояниям, которым мы так часто доверяем и потом теряем связь с Тобой! Мы часто замыкаемся в себе, не видим выхода, не видим дальнейшего пути, не видим Промысла Божия, слепнем и глохнем от греха. Мы сознательно заводим себя в тот тупик, в котором находится человечество, потерявшее Бога. А мы должны искать другие пути, другой выход. Мы должны горе́ иметь сердца. На земле нет дорог, которые ведут в Царствие Небесное. Любая земная дорога приводит человека на кладбище. А мы говорим: есть дорога жизни! И эту дорогу мы с вами уже знаем. Эта дорога — наше сердце, когда оно верит и касается Божией любви, благодати Святого Духа, которая делает человека причастником жизни вечной.

Спаси и сохрани нас, Господи.

Евангельское повествование от апостола Луки

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 26-38).

Общий смысл праздника Благовещения

Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3,16), теперь эту болезнь разрешает радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства) Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова:

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

Краткая история праздника Благовещения

Праздник Благовещения, посвящёный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы».

Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру от греха и смерти, выпускать из клеток птиц на волю.

Благовестие праздника

Многие обращали внимание на время празднование Благовещения. Мы празднуем Благовещение на страстной седмице, мы празднуем его в любой другое время великого поста, порой бывает, что день праздника выпадает, даже на светлую седмицу. Литургическое Евангелие сообразно с выпавшим днем читается каждый раз особенное, уставное. В одном Евангелии радость о спасении мира, надежда, в другом евангельском отрывке смерть, слёзы Христовы над гробом Лазаря, в третьем благовествование о спасении. Соотнеся праздник Благовещения с другими двунадесятыми праздниками годового церковного круга, мы ясно увидим, что наш церковный календарь не вмещает Чудо, вошедшее в человеческую историю более двух тысяч лет назад. Не вмещает не только календарь, блюдущий наше «временное время», не вмещает ни земное пространство, «ни высота, ни глубина» века сего, не вмещает наша душа, не охватывает наше сердце. Ибо, то, что произошло не по законам тварного мира, а по милости Божией, по любви Божией не может уместиться в железных тисках нашего мира. Благовещение или иначе Пресвятое Зачатие Сына Божьего от Девы Марии и Духа Святого случилось не как Пятидесятница при громах и молниях, оно произошло сокровенно, « в веянии Духа хлада тонка», тихо, кротко, как будто рождался, зачинался на земле не Бог, а самый обычный человек. Апостол Павел говорит, что «кто во Христе, тот новое творение». Не просто говорит, что Бог Духом Своим усовершенствовал человека, модифицировал его благодатью. Нет, учит «апостол языков» Господь не преобразовал энергией Святого Духа, «не отремонтировал» человека, как живую куклу, а даровал возможность стать «во Христе новым Божьим творением». Действительно, как можно утверждать, что Господь всего лишь нас нравственно-физически улучшил, если в Таинствах Церкви Бог нам дарует Самого Себя?

Господь пришёл спасти человека. Но спасти человека без того, чтобы спасти мир невозможно, ибо человек есть средоточие этого мира. Его нельзя одного вырвать из мировых пределов, как нельзя вырвать сердце из груди. Безжизненный труп Богу не нужен! В день Благовещения мир изменился. «Кто во Христе, тот новое творение», мы во Христе, мы живём в мире, мы новое Божье творение, закваска, которая преобразит его в Райский Сад. История в благовещенский день стала Христоцентричной. Мир приобрел возможность к вечному преображению в Боге!

Сегодня и завтра одни люди пойдут в храм на праздничную Благовещенскую службу, другие будут заниматься привычными повседневными делами, третьи готовиться к спортивным подвигам, иные к свадьбе, прочие к чему-нибудь еще - дела на земле всегда найдутся! - не постигая того, что произошло! Мир во главе с человеком устремился навстречу с Богом! Сегодня, благодаря подвигу Девы Марии, ответившей Богу «да» за все человечество, мы спасены! Ибо нет ныне в смерти преграды для соединения с Богом.

После Благовещения религиозное колесо земной истории не просто повернулось вспять. Оно начало пробуксовывать. Смерть больше не могла сдвинуть его с места. Собственно в этом и заключается смысл «последних времен», о которых писали апостолы Петр и Павел. В подтверждении приведет две известные цитаты: Христос - Агнец «предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для вас» (1Пет. 1,20), «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр.1, 2). «Последние времена» не потому «последние», что скоро придет конец миру и «небеса возгорятся». Это выражение следует понимать в значении «исполнении времен и обетований Божиих», как и Христос о Себе возвещал Церкви: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1,10).

«Воскресением своим Богочеловек Иисус Христос одолел смерть, вырвал у нее жестокоразящее «жало». Разве это не завершение многовековой схватки человечества со смертью? «Последние времена» пришли, как конец активного Домостроительства Божьего. Бог сотворил все, что предопределил от вечности: родился от Девы, воспринял полноту человеческой природы, возрос, собрал апостолов, проповедовал приближение Царствия Божьего, пострадал, принял крестную смерть, Воскрес, устроил на земле Церковь, как Свое Богочеловеческое Тело, Вознесся «Одесную Бога Отца», «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ион. 21, 25). Пришло «время» человеческого действования во Христе Иисусе.

Всесвятая же Дева, сказавъ: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему , выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет, чтó угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, чтó хощет. И Ангел, прияв от всесвятой Девы сие исповедание веры, отъиде от нея .

Свт. Григорий Палама

В Свою очередь, Она прибегает к Богу и простирается в молитве к Нему, говоря Архангелу: если Дух Святый, как ты говоришь, найдет на Меня, еще более очищающий и укрепляющий Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плод; если сила Вышняго осенит Меня, формируя во Мне по-человеку Того, Кто – Сущий Бог, и создавая безсеменное рождение; если Рождаемое – Свято и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово, – то – «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» . И отошел от Нее Ангел, оставив во чреве Ея сочетавшегося с плотию, Творца всего, и чрез таковое сочетание (с плотию), Которому Она послужила, даровавшего миру спасение.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел

Для чего Архангел недовольствовался изрещи к ней слово благовещения, но употребил, можно сказать, настоятельныя средства, чтобы достигнуть слова ея согласия? Неужели без сего слова Мариами не совершилось бы воплощение Сына Божия? Неужели всемогущей воле Божией нужно соизволение воли человеческой? – Вопросы, по-видимому, трудные: но могут быть разрешены просто. Их разрешение можно найдти там-же, откуда они заимствованы, – в евангельском повествовании. Архангел Гавриил, без сомнения, исполнял в точности то, что внушил ему Божий повелевающий глагол. Но Архангел, не ограничиваясь словом благовещения, не прекратил беседы своей с Пресвятою Девою дотоле, доколе не услышал от нея слова согласия: буди мне по глаголу твоему . Следственно, так угодно было Богу. Следственно, так должно было. Следственно, сего непременно требовала Божия премудрость и Божия судьба.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему

Вот слова предания себя в Божию волю, не может быть полнее их и выразительнее их. В них, прежде всего, утверждение своего послушания Богу: «я раба Господня» . Тут и признание своей преданности Богу и, значит, отдачи всей своей жизни в Его полное распоряжение. Рабом распоряжается господин. А после исповедания безраздельной отдачи Богу высказывается следствие такой отдачи: сознательный, смиренный отказ от своих целей, своих путей и даже своих желаний и мыслей, если они идут вразрез с Божиим господством. Если Бог – Господин и любящий Промыслитель моей жизни, то пусть он и господствует, пусть Он и промыслит ее… Что же мне, не знающему Господней правды и путей ее, что же мне мешать Господу в Его промыслительном попечении о моей жизни? Своим вмешательством я или совсем пойду в противность Божией воле и отвергну ее устройство моей жизни, или, в лучшем случае, я своими самочинными путями и своими ошибками буду замедлять исполнение в своей жизни Божиих предначертаний. И значит, при признании своей подчиненности Господу и при желании быть в единстве с Ним, отдайся Господу всей жизнью и предоставь Ему творить благо для тебя. А слова Святой Девы напиши и в сердце, и всюду пред своими глазами: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» .

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения.

В сей преславный день Благовещения Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы Церковь Христова вспоминает Боговоплощение. Это событие произошло в никому тогда не известном маленьком городке Назарете более двух тысяч лет назад, когда ангел Божий явился Пренепорочной Деве и возвестил Ей волю Божию. Евангелие говорит нам о тех чувствах, которые испытала в эти мгновения Пресвятая Владычица наша Богородица, как Она кротко умолкла и ничего не говорила в ответ ангелу. И только когда он поддержал Ее словами: «Не бойся, Мария!», - Она поняла, что Сам Господь вразумил небесного посланца успокоить Её. И тогда Она произнесла: «Се, раба Господня. Да будет Мне по глаголу Твоему».

Нам с вами, дорогие мои, размышляя о тайне Благовещения надо понять самое главное, что касается каждого из нас. Да, конечно, Матерь Божия обладала выдающимися дарованиями, о которых мы не дерзаем размышлять. Но, тем не менее, если мы задумаемся о том, что произошло тогда, то мы сможем извлечь для себя важные и серьезные уроки. Каждый христианин пытается понять, какова о нем Божественная воля, какова Божественная воля о его близких, об обществе, в котором он живет, об Отечестве. Если же он не думает об этом, то становится щепкой в море житейском. И увлекаемый волнами этого бушующего моря, он чаще всего погибает, если не телесно, то духовно.

О чем же мы можем размышлять именно сегодня, видя пред собой Матерь Божию? Прежде всего, мы должны извлечь для себя урок о том, что никогда в минуты особенно важные в нашей жизни, в минуты наиболее напряженного духовного размышления, мы не должны торопиться принимать решения, как это сделала наша праматерь Ева. Услышав льстивые слова врага рода человеческого, она не стала размышлять о том, что это за слова, не пыталась понять, что они несут, какова их подоплека, что за ними скрывается. И тут же вступила в собеседование с врагом. Также необдуманно поступил в столь важную минуту для судьбы человечества Адам. Выслушав рассказ жены своей, он так же, не размышляя, совершил грехопадение.

Совсем иначе поступила Матерь Божия. Услышав от ангела слова о высоком предназначении, будучи несомненно уверена, что пред Ней - посланец Божий (а нужно сказать, что Она не впервые видела ангела: будучи ребенком входила Мария во Святая Святых храма и там общалась с небожителями, была ими наставляема и вразумляема), Она в смущении потупила очи и ничего не ответила. Внутренне сосредоточившись, углубилась в молитву, ждала вразумления от Бога. И как мы уже говорили, это вразумление пришло. Прозвучали слова ангела: «Не бойся, Мариам! Это Ты обрела благоволение от Бога».

Дорогие мои, размышляя о том, как познать волю Божию, многие думают, что её можно узнать у какого-нибудь мудрого духовного старца, который научит, как жить, как вести себя, как поступать в тех или иных обстоятельствах. А что делать тому, у которого нет такого мудрого наставника? Не надо впадать в печаль и отчаяние. Ведь и у Матери Божией не было того, кого Она могла бы спросить, как Ей ответить на ангельское слово. И мы должны, наверное, поступать так же: не торопиться принимать решение, а углубляться в молитву и размышление о том, что сие жизненное обстоятельство значит для нас, искренне попросить помощи у Бога. И тогда, безусловно, мы почувствуем, как Господь, проявляя заботу о нас, оказывает нам поддержку, вразумление, направляет нас на тот или иной жизненный путь.

В Православной Церкви нет учения о предопределении, какое есть в других религиях. Но у нас, у православных христиан, есть глубокое понимание того, что даже самыми малыми обстоятельствами нашей жизни руководит промысл Божий. А как узнать, каков промысл Божий о нас? Есть множество всяких, даже внешних обстоятельств, чтобы познать, почувствовать его.

Несколько дней назад, ко мне подошел один соловецкий житель и показал текст преамбулы Устава города Дзержинский. Город этот возник на месте поселения монахов. То есть не было бы Николо-Угрешского монастыря - не было бы и города Дзержинского. Это очень похоже на нашу соловецкую ситуацию. Возникла идея: а почему бы и нам в Устав поселения Соловецкое, немного перефразировав, не внести такой текст: «Мы, жители поселения Соловецкое, осознавая значение подвига основателей находящегося здесь монастыря, преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и их последователей, осознавая значение обители для нашего острова и всей России, решаем и проч.». Смысл преамбулы заключается в том, что жители Соловков, превращенных за пять веков трудами и молитвами монахов, послушников и трудников из необитаемого острова в общероссийскую православную святыню, освященную кровью новомучеников в XX веке, должны осознавать, что пребывают на особой земле, и жизнь свою должны строить совместно с братией Спасо-Преображенского монастыря на основах православной веры и, прежде всего, на основах любви и христианских добродетелей. Наверное, промысл Божий о нашей возрождаемой из руин обители и о Соловецких островах заключается в том, что они станут в XXI веке маяком для большого корабля - России, выбирающей верный надежный курс после штормов и потрясений недавнего прошлого.

Так давайте жить на Соловках согласно этому Промыслу, не отвергая его, не противясь ему, жить свято, подобно соловецким подвижникам, подобно Пречистой Матери Божией.

А если мы усомнимся, тогда, дорогие мои, скажем вместе с псалмопевцем Давидом: «Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный, яко умалишися истина от сынов человеческих»... Скажем, вслед за Матерью Божией: «Се, мы рабы Господни. Да будет нам по глаголу Твоему». И тогда, безусловно, милосердный Господь найдет, как вразумить нас. Как подать нам свыше Свою Божественную и всесильную помощь. Аминь.