Политика Ленина: понятие, политические взгляды, изданные труды, теория и практика применения. Историософский анализ современного ему капитализма

Один из величайших политиков - Владимир Ильич Ленин (18701924) подошел к революционным взглядам с марксистских позиций, разгромил русский анархизм, тактику террора. Ленин был политическим лидером, сыгравшим главную роль в установлении власти коммунистов в России.

В 1900 г. уезжает в Западную Европу и в течение 17 лет не возвращается в Россию. После раскола российской социал-демократической партии Ленин становится лидером большевиков. В марте 1917 г. царь отрекся от престола. Ленин возвращается в Россию. В октябре 1917 г. РСДРП (б) приходит к власти. Ленин управлял государством в течение пяти лет, но за это время практически переделал всю страну. Ленин впервые в мире стал строить коммунистическое государство, применяя на практике идеи Карла Маркса. Его работы оказали огромное влияние на развитие философской мысли: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).

Государство рассматривалось Лениным как воплощение антагонизма классов, расколовшее общество со времени появления частной собственности. Суть всех государств - диктатура господствующего класса. Власть господствующего класса, как бы она ни называлась, всегда опирается на насилие. Диктатура пролетариата - власть, основанная на силе и ничем не ограниченная (ни законом, ни государством). Признак - совершенная несвязанность с законом.

Ленин создает учение об объективных и субъективных факторах революции. Субъективные - партия, зрелость масс. Ленин создает учение о партии нового типа. Советы - вместо парламентской говорильни.

Отрицается система разделения власти (соединение законодательной и исполнительной власти в советах).

Партия сосредоточила в своих руках все полномочия государства. Ленин вынужден был прибегнуть к созданию революционных трибуналов, внеэкономических судов. С 1921 г. Ленин пересматривает ряд утопических догм марксизма и создает новую модель социализма. К основным чертам относится:

1) реабилитация закона стоимости и товарно-денежных отношений;

2) принцип оплаты по количеству и качеству труда;

3) переход от поголовного управления к твердому, но гибкому аппарату государства.

Две главные задачи:

1) как преодолеть стихийность возрождаемого рынка и подчинить его плану;

2) как победить бюрократизм государственного аппарата, роль которого возрастает с НЭПом.

Ни одна из задач не была выполнена. С мая 1922 г. Ленин серьезно болел. 21 января 1924 г. умер.

94. Политические идеи и.В. Сталина.

После смерти Ленина вся политическая деятельность переходит к его соратнику по партии И. В. Сталину (1878-1953).

К концу 30х гг. Сталин создал самостоятельную тоталитарную диктатуру в современной истории.

В основе модели социализма Сталина лежали:

1) подмена обобществления огосударствлением всех средств производства;

2) отсутствие гражданского общества в условиях системы;

3) административно-командные методы принудительной организации труда вплоть до террора;

4) низкий уровень жизни;

5) неспособность к внутренним реформам из-за отсутствия экономических, политических, демократических регуляторов;

6) закрытость страны.

Таким образом, сталинизм представляет собой план радикального преобразования общества, проводящийся посредством неограниченного террора.

Коммунистическая партия рассматривается как руководящее ядро всех организаций трудящихся. Чтобы узаконить систему власти, ее создатель ссылается на Маркса - о диктатуре пролетариата. Диктатура одного человека, опирающаяся на партию, государство и полицию. Сталин провел объединение всех областей человеческой деятельности в рамках политической власти.

Сталин отбрасывает идею отмирания государства и разрабатывает свою теорию государства нового типа.

Действующая роль права уходит корнями в конституции Ленина. Право, по Ленину и Сталину, имеет две стороны. Ленин обосновывал принцип относимости права, подчиненного делу революции и меняющегося вместе с ее развитием. Сталин подкорректировал Ленина и усовершенствовал эту систему. Относимость права у Сталина исчезла и приобрела абсолютный характер, террор и беззаконие обрели силу закона. Конституция в СССР дополняется системой законов, различных уголовных кодексов, которые становятся юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можно определить как кодификацию произвола и террора.

Развитая Сталиным концепция модернизации страны, хотя и исходит из учения Ленина, имеет собственные отличительные черты. Сталин полностью порывает с Марксом, который рассматривал революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности. Сталин заимствует у Маркса, Ленина идею о том, что революция - отражение глубочайшей модернизации общества и предполагает абсолютную перестройку всех структур жизни. Главное действующее лицо - пролетариат. Для Сталина вдохновителем этих преобразований является партия. Она была названа авангардом пролетариата. Отождествление партии с общественным сознанием Сталин заимствовал у Ленина.

Вопросник

    Предмет и метод ИПиПУ. Политико-правовые доктрины и их многообразие.

    Общ характ-ка религиозно-мифолог представлений о пол-е, гос-ве и праве в странах Др Вост.

    Социально-политиче и правовые идеи Ветхого Завета.

    Политико-прав идеи брахманизма («Веды», «Законы Ману», «Артхашастра»)

    Социально-политические идеи раннего буддизма

    Этико-политическое учение Конфуция. Лао-цзы и его анархистские идеи.

    Моизм и легизм – влиятельные течения древнекитайской философии.

    Взгляды софистов и Сократа на государство и право

    Учение Платона о государстве и законах.

    Политико-правовое учение Аристотеля.

    Социально-политические идеи в эпоху эллинизма

    Политическая и правовая теория Цицерона.

    Учение римских юристов о праве.

    Учение Августина Блаженного о государстве и обществе

    Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

    Византийская политико-правовая мысль

    Средневековая юридическая мысль

    Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

    Политико-правовая мысль Арабского Востока: формирование и развитие

    Классическая и политическая мысль ислама (сунниты и шииты)

    Полит и прав идеи в трудах средневек арабс ученых (аль-Фараби, Ибн Хальдун)

    Новая наука о политике и государстве Н. Макиавелли.

    Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж.Кальвин).

    Ж. Боден и его учение о государстве и праве.

    Полит и прав идеи европ утопич социализма ХVI- ХVП в. (Т. Мор, Т. Кампанелла).

    Учение Г. Гроция о государстве и праве.

    Теория естественного права Б. Спинозы.

    Политико-правовое учение Т. Гоббса.

    Учение Дж. Локка о праве и государстве.

    Политические и правовые взгляды Вольтера.

    Политико-правовое учение Ш. Монтескье.

    Концепция народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

    Политико-правовые учения якобинцев (Ж. Марат, М. Робеспьер).

    Естеств-прав учения в Германии в ХVП – ХVШ вв. (с, Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).

    Политические и правовые учения в Италии в ХVШ в. (Дж. Вико, Ч. Беккариа).

    Полит-прав взгляды предс-й демокр направления борцов за незав-сть США (Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон).

    Политико-правовые взгляды федералистов (А. Гамильтона, Дж. Мэдисога, Дж. Джея).

    Учение И. Канта о государстве и праве.

    Учение Г.Гегеля о государстве и праве.

    Вопросы политики и права в философии Иоганна Готлиба Фихте

    Англ либерализм в 1 пол ХIХ в. Взгляды И. Бентама и Ст. Милля на государство и право..

    Франц либерализм в первой половине ХIХ в. (Б. Констан, А. Токвиль).

    Немец либерализм в первой половине ХIХ в. (В. Гумбольт, Л. Штейн).

    Полит-прав воззрения западноевроп идеологов социализма 1 полХIХ в. (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

    Политические взгляды О. Конта.

    Политико- правовое учение марксизма.

    Политико-прав учение и программа социальной демократии

    Политико-правовые взгляды Бакунина и Кропоткина

    Учение Р. Иеринга о праве и государстве.

    Социологическая теория Л. Гумпловича.

    Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера.

    Учение Дж. Остина о праве.

    Политические идеи Г. Спенсера.

    Политико-правовое учение Ф. Ницше.

    Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

    Политико-прав идеи солидаризма (Л. Дюги) и институционализма М. Ориу).

    Социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Г. Гурвич, Р. Паунд).

    Теория элит, бюрократии и технократии.

    М. Вебер о типологии и осуществлении политической власти.

    Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта).

    Неотомистская теория права Жака Маритена.

    Концепция «свободного права» Е. Эрлиха

    Социологическая теория государства Людвига Гумпловича.

    Общ хар-ка пол и прав мысли Киев Руси. Пол-прав идеи в «Слове о Законе и Благодати»

    Полит программа Владимира Мономаха и пол-прав воззрения Даниила Заточника.

    Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

    Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

    Политическая программа И.С. Пересветова.

    Политические воззрения Иоанна Грозного и А. Курбского.

    Политическое учение И. Тимофеева.

    Раскол в Русской правосл церкви в середине 17 в. Полит идеология никонианства и старообрядчества

    Просветительские взгляды С.Е. Десницкого

    Идеология просвещ абсолютизма. Полит-прав взгляды Феофана Прокоповича и Симеона Полоцкого.

    Политико-правовые взгляды В.Н. Татищева.

    Политические взгляды и идеи М.М. Щербатова.

    Политико-правовое учение А.Н. Радищева.

    Политическое и правовое учение в России в первой половине ХIХ в. М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин.

    Пол-прав взгляды и программы декабристов. «Русская Правда» П.И. Пестеля. Констит проекты Н.М. Муравьева.

    Политико-правовые воззрения славянофилов и западников.

    Теория «русского социализма» (Герцен, Чернышевский)

    Социологический подход к праву (Муромцев, Коркунов, Ковалевский)

    Теория возрожденного естественного права (Новгородцев, Кистяковский)

    Право и политика в теократической утопии В.С. Соловьева

    Общественно-политическое учение евразийцев (Трубецкой, Савицкий, Алексеев)

    Учения о прав гос-ве в России в н ХХ в. (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев).

    Правопонимание советского времени

    Политико-правовые взгляды М.Б. Бакунина, П. Кропоткина.

    Пол-прав идеология либерализма в России. «Охранит либерализм» Б.Н. Чичерина.

    Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.

    Пол-прав взгляды русских философов 1 полХХ в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

    Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

    Политическое учение В.И. Ленина.

    Политические идеи И.В. Сталина.

Владимир Ильич Ленин (1870--1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как “Что делать?” (1902), “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916), “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции” (1917), “Пролетарская революция и ренегат Каутский” (1918), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы “Государства и революции” -- по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость -- врожденная, неотъемлемая и всеоп- ределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них -- воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий”. Вторая половина этого тезиса (“ проявление непримиримости классовых противоречий”) в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением,-- комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса),-- осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина как бы нет иных факторов, детерминирующих природу государства. Острую его неприязнь вызывают рассуждения о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур и процедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала; ему в них не придается универсального значения.

Они так или иначе размывают образ государства как политической организации класса собственников основных средств производства, используемой для обеспечения и защиты их общих классовых интересов. А вне такого образа невозможна марксистская идея государства как представляющей интересы упомянутого класса собственников политической организации “насилия для подавления какого-либо класса”, т. е. как орудия диктатуры экономически господствующего класса.

Конкретное содержание феномена “диктатура класса” Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая “раскрепощенность”, совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами”. “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть”. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться ан- типравовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Показательно, что к вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой только посредством институтов демократии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Презирал либерализм, отторгал его. Во всем этом сказывалась, вероятно, слабость российских демократических традиций; давал себя знать инструменталистский, служебно-классовый подход к демократии; влияло, наверное, и понимание демократии на руссоистско-якобинский лад -- как верховенства, суверенитета народа, а не как политико-юридического пространства, необходимого для осуществления прав и свобод личности, каждого отдельного индивида.

Анализируя проблему “государство и революция”, Ленин писал: “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия”. Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен Отнестись к буржуазному государству -- олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна -- пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая -- пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: “...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве”.

Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государственности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Но дело этим не ограничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.

Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников. Ленин в восторге от энгель- совской идеи о несовместимости всякой, любой государственности со свободой: “Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существовать”. Круг противников пролетариата, в первую очередь подлежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Сверх того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, волокитчики, бюрократы, лодыри, все подпадающие под буржуазное влияние люди (будь они по происхождению хоть потомственными пролетариями).

Конечно, Ленин понимает, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве, централизованной организации насилия, не единственно лишь ради проведения политики террора по отношению ко всем неугодным новой власти лицам и группам. Эта власть нуждается в собственном государстве для решения еще одной задачи: “руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле “налаживания” социалистического хозяйства”. Выполнять такую задачу более с руки государственности, изображающей себя демократической. Потому Ленин и старается убедить в том, что диктатура пролетариата в политической области, порывая с буржуазным демократизмом, обеспечивает “максимум демократизма для рабочих и крестьян”). Максимум этот достигается энергичным отстранением эксплуататоров, всех противников пролетариата от участия в политической жизни.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы -- учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него -- насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг “Советы -- без коммунистов!” представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать “невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся”.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: “Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков”. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они-то, эти “олигархи”, верховодят в Центральном Комитете. А вот и главное: “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии”. На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: “Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем”.

В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на уровне кадровом, своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются, сращиваются. Большевики в качестве партийных функционеров выносят управленческие решения, а в качестве руководящих работников госаппарата -- они же проводят их в жизнь. По сути дела, большевики (“непосредственно правящий авангард пролетариата”), нелигитимным путем установившие господство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо -- по серьезному счету-- нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государствоподобные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о непогрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о величии и достоинстве “пролетарской”, “советской”, “новой” демократии, “социалистической законности” и проч.!

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на “технологию” осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.


Введение

Юность и молодость

В.И. Ленин как политический деятель

2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма

Заключение

Список литературы


Введение


Фигуры множества политических, военных и религиозных деятелей человечества всегда крайне противоречивы. Не является исключением и фигура Владимира Ильича Ленина. Для большинства людей старшего поколения - это великий вождь, указавший путь, по которому страна продвигалась долгие семьдесят лет к светлому будущему. Для среднего поколения - это крайне не однозначная личность, принёсшая народу больше горя и страдания, чем процветания. Для молодёжи - это лишь один из политических деятелей прошлого.

С малых лет мне запомнились книги, портреты и знамёна с лицом Ленина. Ленин был везде. Хорошо помню слова в букваре - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». С началом 90-ых и развалом СССР отношения к Ленину кардинально изменилось. Появилось множество информации о политической и личной жизни Ленина, порой крайне не объективной, порой просто мерзкой. Преобладающим стало негативное мнение о личности этого человека. Сейчас о В.И. Ленине напоминают лишь обветшалые памятники, и мавзолей на главной площади страны, неловко прикрываемый ширмой, при проведении государственных праздничных мероприятий.

Тем не менее, личность Ленина оставила в истории нашей страны глубокий след. След гораздо более глубокий, чем многие правители до него и после него. В данной работе мы постараемся разобраться, какую же всё-таки роль сыграл Ленин, как политик в развитии нашего государства.


1. Юность и молодость


Владимир Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирск (нынешний Ульяновск). Здесь прошло его детство и юность. В 1887 году Ульянов заканчивает местную гимназию с золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест и казнь старшего сына Александра в связи с участием в покушении на царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом. 8 мая 1887, в день казни Александра, Владимир сдавал экзамен по географии, и его знаменитая фраза: «Мы пойдем другим путем», якобы произнесенная в этот день, стала неотъемлемой частью советской мифологии. Этот факт не нашел своего документального подтверждения (1).

В 1887 году, по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан в имение матери за участие в студенческой сходке. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (2).

В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксистской литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, который воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию (3).


2. В.И. Ленин как политический деятель


1 Формирование и развитие революционных взглядов


С 1894 года Владимир Ленин уже чётко сформулировал свои политические взгляды, и выражал их в письменных работах. Марксизм в них признавался единственным верным путём развития, и рассматривались пути его распространения в российских условиях. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма. В этом же 1894 году Ленин знакомится со своей будущей женой Н.К. Крупской.

В 1898 году в Петербурге состоялся первый съезд который учредил Российскую социал-демократическую рабочую партию. Все участники, в количестве 9 человек, были тут же арестованы и отправлены в ссылку.

Возвратясь из ссылки и желая развития своих идей и не находя возможности для этого в России, в 1900 году Ленин выезжает за границу, где создаёт первую общерусскую нелегальную газету «Искра». Лично готовит номера газеты и статьи, где всячески изобличает царизм и капиталистов. В 1901 году Владимир Ульянов впервые использует псевдоним Ленин, который закрепится за ним до конца его жизни и получит широчайшую известность после его кончины. По инициативе Ленина и под его руководством в России и за рубежом возникают группы содействия "Искре" и сеть ее агентов (4).

Ленин страстно желает революции и всячески готовит её. В 1903 году в Лондоне проходит 2 съезд РДСП, где Ленин формирует жёсткую позицию на свержение царизма и установление диктатуры пролетариата. В партии происходит раскол на меньшевиков, не поддерживающих предлагаемые Лениным методы борьбы, и большевиков, разделяющих его идеи.


2.2 Первая русская революция. Подготовка ко второй попытке захвата власти

ленин революционный гражданский коммунизм

Начало революции 1905 года застало Ленина за границей. Он тут же понял, что развитие событий надо попытаться взять под контроль. Стачки и демонстрации он не считал действенным методом, поэтому готовил план вооружённого восстания.

Осенью 1905 года он тайно возвращается в Россию, где проводит кипучую подготовительную деятельность. Апогеем революции становится московское вооружённое восстание в декабре 1905 года, закончившееся полным поражением восставших. Тем не менее волнения, стачки и революционные выступления не заканчивались ещё в течение двух лет.

После поражения вооружённого восстания Ленин выезжает сначала в Финляндию, затем далее за границу, где в течение нескольких лет, в условиях жёсткой конспирации, работает над укреплением и развитием партии. Партия постепенно растёт и крепнет, она становится влиятельность силой в среде пролетариата. Поражением первой русской революции не только не сломило его уверенности, но и заставило вдвойне усерднее готовиться ко второй попытке захвата власти. К 1912 году Ленин решительно рвёт отношения с меньшевиками, как идеологическими соперниками его монополии на власть в партии (5).

Удивительно, но в 1912 году большевикам удаётся создать и начать выпускать легальную газету «Правда». Ленин активно использует этот орган для популяризации своих идей в массах. Ленин решительно не хочет идти не на какие компромиссы, и всячески доказывает безальтернативность пролетарской революции (3).

Первую мировую войну (1914-1917) Ленин рассматривает как империалистическую, чуждую рабочему классу. Активно высказывает идею превращения империалистической войны в гражданскую, что по всем разумным заключениям можно приравнять к государственной измене.

При помощи немецкой агентуры Ленину и группе его соратников удаётся вернуться в Россию в апреле 1917 года. К этому времени в России уже произошла буржуазная революция, утвердившая у власти временное правительство. В своём первом выступлении перед партийцами Ленин чётко формирует основные тезисы по захвату власти. Из-за активной антиправительственной позиции и выступлений большевиков Ленину снова пришлось уйти в подполье и скрыться в Финляндии.


В конце октября 1917 года Ленин тайно возвращается в Петроград, а 6 ноября приступает к руководству вооружённым восстанием, подготовленным его соратником Троцким. Ленин предлагает действовать решительно и немедленно арестовать членов временного правительства. Арест произошёл 7 ноября 1917 года. Арест прошёл без серьёзного сопротивления, не смотря на разрекламированное в дальнейшем кровавое сражение солдат и матросов большевиков с юнкерами временного правительства, которого по факту не было. Тут же был выпущен манифест о низложении временного правительства, а вся полнота власти перешла к совету народных комиссаров во главе с Лениным. Свершилось то, к чему он готовился долгие годы, он получил власть. Теперь оставалось самое сложное - удержать её (6).

В январе 1918 года открылось учредительное собрание большинство в котором досталось партии эсеров, представляющих интересы самого многочисленного класса России того времени - крестьянства. Такое развитие событий ставило под удар большевистскую монополию на власть и на власть Ленина в том числе. Учредительное собрание было распущено.

В марте 1918 года большевистское правительство во главе с Лениным переезжает в Москву, Петроград перестает по факту быть столицей государства (3).

2.4 Гражданская война, красный террор и попытка построения коммунизма


Угроза голода заставила правительство с конца 1917 года направлять в деревню для заготовки хлеба продотряды, а с мая 1918 ввести продовольственную диктатуру. Ленин был сторонником жёстких, принудительных мер против "саботажников", "спекулянтов" и "кулаков", основных, по его мнению, держателей хлеба и виновников голода. Борьба за хлеб ускорила летом 1918 перегруппировку классовых сил в деревне. Суть её состояла в том, что власть в деревне была передана от общекрестьянских советов комитетам бедноты. Это внесло острый раскол в деревню (5).

Жестокая диктатура пролетариата, позорный Брестский мир с Германией и продовольственная диктатура в деревне привела к расколу в правительстве и народных массах. Левые эсеры, бывшие сторонниками Ленина подняли в начале лета 1918 года вооруженное восстание в Москве, затем в других городах. В дальнейшем эсеры переходят к покушениям на лидеров большевиков, в том числе и Ленина 30 августа 1918 года. Начинается гражданская война. Красный террор по устранению наиболее опасных оппонентов, действовавший до этого момента избирательно становиться государственной политикой. Все кто против нас должны быть уничтожены - вот его проста суть. Ленин видит в терроре неизбежную и необходимую роль защиты революции. Наиболее массово террор проявился в период 1919-1920 годов (6).

С осени 1918 года Ленин мобилизует все силы на борьбу с внутренними врагами. В это время он проявляет себя как талантливый организатор способный координировать хозяйственные, социальные и военные ресурсы государства и направить их в единое русло для достижения цели, а именно победы в гражданской войне. Этот период принято называть периодом военного коммунизма. Ленин живёт идеей построения социализма даже в это тяжелейшее время. Военный коммунизм он рассматривает как огромный шаг на пути построения социализма в России. Тем не менее, победа в гражданской войне, завоеванная ценой жесточайших людских и материальных жертв обернулась политическим и экономическим кризисом. Население, измученное политикой «военного коммунизма» и беспощадной продразвёрсткой уже в массе своей не хотело никакого социализма, а желало лишь немедленных перемен к лучшему.


5 Новая экономическая политика


Ленин ясно понимал, что к исходу гражданской войны, страна и народ крайне истощены, и двигаться к построению социализма жёстким путём больше не возможно. В 1921 году принимается решение о новой экономической политике. Новая экономическая политика предусматривала постепенный переход к социализму на основе смешанной экономики (включавшей социалистический, госкапиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный, патриархальный уклады), широкого использования товарно-денежных отношений. Несмотря на тяжелейшие последствия голода 1921, начался процесс быстрого восстановления экономики страны (3).

Ленин настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации (план ГОЭЛРО ), на развитии кооперации . Ленин считал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Всё это могло бы, по его мнению, способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами. В 1922 году на карте мира появляется новое государство СССР, тоже заслуга Ленина.

Не смотря на существенные послабления в экономике с принятием НЭПа, в политике Ленин всё также оставался монополистом. Утвердившаяся в стране монополия на власть одной партии не могла и не подвергалась сомнениям. В 1921-1922 Ленин активно боролся и против интеллигенции и против православной церкви. Вообще последние годы жизни, а скончался Ленин в 1924 году характеризуются его беспощадной борьбой со всякими оппонентами и с теми, кто таковым может стать.


6 Внешняя политика В.И. Ленина


Первым шагом во внешней политике Ленина стало проведение переговоров с Германией с целью заключения сепаратного мира. 3 марта 1918 года, не смотря на острейшее сопротивление со стороны многих его сторонников, Ленин добивается заключения Брестского мира с Германией. Условия мирного договора были крайне не выгодны нашей стране, но Советская республика получила передышку.

Понимая шаткость положения Советской республики, окружённой капиталистическими государствами, Ленин проводил крайне миролюбивую внешнюю политику. Сразу после захвата власти Ленин отказался от амбиций по захвату Константинополя и получения контроля над Черноморскими проливами. Эта мечта нескольких поколений Русских царей и полководцев была им навсегда отвергнута. Отказался он и от распространения влияния Советского государства на ближнем Востоке. Сразу после революции была признана независимость Финляндии, до этого являющейся частью Российской империи.

Гражданская война показала враждебные планы стран Антанты, бывших вчерашних союзников, против Советской России. Благодаря их военной и экономической поддержке внутри страны крепло белое движение. В обмен на выплату царских долгов удалось достигнуть соглашения со странами Антанты о прекращении помощи белогвардейцам (5).

К 1920 году у Ленина полностью сформировалась уверенность, что Мировой революции придётся ждать долгие годы, поэтому необходимо защитить достижения социализма в России, а для этого отвлекать империалистические страны от желания расправиться с первым в мире социалистическим государством, всячески стравливая их друг с другом. Поскольку расширение революции на страны запада не произошло, Ленин предложил полагаться на народы востока. Спустя 80 лет мы видим, что на востоке идеи Ленина прижились и имели широчайшее развитие. Так в настоящее время на карте мира в Азии существует несколько коммунистических государств: КНР, КНДР, Вьетнам.

После окончания Гражданской войны Советской России удалось прорвать экономическую блокаду благодаря установлению дипотношений с Германией и подписанию Рапалльского договора (1922) . Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных государств: Финляндией (1920), Эстонией (1920), Польшей (1921), Турцией (1921), Ираном (1921), Монголией (1921). Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму (3).


Заключение


В.И. Ленин, бесспорно, одна из выдающихся политических фигур мира. Этому человеку не просто удалось добраться до верхушки власти самой большой страны на планете, но и создать первое в мире социалистическое государство. Государство построенное на, как считалось, утопических идеях всеобщего равенства и братства. Идеи Ленина оказались жизнеспособны и в современных условиях глобализации. Китайское экономическое чудо очень сильно похоже на новую экономическую политику, а КНДР до сих пор живёт по принципу натурального обмена между городом и деревней. Благодаря вектору развития, заданному Лениным в самом начале, СССР вступил во вторую мировую войну индустриально развитой, современной страной, и, не смотря, на огромные потери выстоял и принёс всему человечеству победу над фашизмом. Старшие поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Эти времена характеризуются всеобщей занятостью, предсказуемостью жизни, равными возможностями для всех и каждого. Но коммунизм принёс нашему народу также много бед и страданий. Для достижения социальных идеалов коммунисты и лично Ленин, не сомневаясь, жертвовали тысячами жизней. За время существование Ленинской политической модели многие десятки и сотни тысяч наших соотечественников лишились жизни, были расстреляны, как семья последнего русского царя, погибли от голода, замученные продразвёрсткой, умерли от холода и непосильного труда в лагерях.

Ленин не был гуманистом. Все жертвы в его глазах были необходимы для развития революции, те, кто гибли на пути к социализму, были лишь структурным препятствием этому, и их нужно было устранить. Построения равноправного социалистического государства, государства рабочих и крестьян было главной целью Ленина, о жертвах на этом пути он не сильно задумывался.

Список литературы


1. Елизарова-Ульянова А.И. Ленин Владимир Ильич. // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 498.

Логинов. В.Л. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. - М.: Республика, 2005. - С. 36-37.

Ленин, Владимир Ильич «Электронный ресурс Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин,_Владимир_Ильич

4. Волкогонов В. Ленин. Политический портрет. - М.: Новости, 1995. - С. 78

Карр Э. История Советской России. - М.: Прогресс, 1990. - С.23-28

Большевики приходят к власти «Электронный ресурс Ленин: революционер, мыслитель, человек» http://leninism.su/books/4055-bolsheviki-prixodyat-k-vlasti.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Историософский анализ современного ему капитализма

Коммунизм, социализм и диктатура пролетариата

До построения коммунизма необходим промежуточный этап - диктатура пролетариата. Коммунизм делится на два периода: социализм и собственно коммунизм. При социализме нет эксплуатации, но ещё нет изобилия материальных благ, позволяющего удовлетворить любые потребности всех членов общества.

В 1920 году в своей речи «Задачи союзов молодёжи», Ленин утверждал, что коммунизм будет построен в 1930-1950 годах.

Отношение к империалистической войне и революционное пораженчество

По мнению Ленина Первая мировая война носила империалистический характер, была несправедливой для всех участвующих сторон, чуждой интересам трудящихся. Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств. При этом, указывая на необходимость социал-демократов участвовать в антивоенном движении, которое выступало с пацифистскими лозунгами мира, Ленин считал такие лозунги «обманом народа» и подчеркивал необходимость гражданской войны.

Ленин выдвинул лозунг революционного пораженчества, сущность которого заключалась в голосовании в парламенте против военных кредитов правительству, в создании и укреплении революционных организаций среди рабочих и солдат, борьбе с правительственной патриотической пропагандой, поддержке братания солдат на фронте. Вместе с тем Ленин считал свою позицию патриотичной - национальная гордость, по его мнению была основой ненависти по отношению к «рабскому прошлому» и «рабскому настоящему».

Возможность первоначальной победы революции в одной стране

В статье «О лозунге Соединённых Штатов Европы» в 1915 году Ленин писал, что революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Маркс. Она может вначале произойти и в одной, отдельно взятой стране. Эта страна затем поможет революции и в других странах.

О классовой морали

Не существует общечеловеческой морали, а есть только классовая мораль. Каждый класс проводит в жизнь свою мораль, свои нравственные ценности. Мораль пролетариата - нравственно то, что отвечает интересам пролетариата («Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата»).

Как отмечает политолог Александр Тарасов, Ленин вывел этику из области религиозных догматов в область проверяемости: этичность необходимо проверять и доказывать, служит ли то или иное действие делу революции, полезно ли оно делу рабочего класса.

Эпоха.

Конец XIX – начало XX в.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) (инициатор и вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель советского государства и международного коммунистического движения, творец его идейной основы (ленинизма), которое рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных оппортунистами II Интернационала).

«Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократической революции», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия – боевой авангард пролетариата).

Партия – объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

1) концентрация производства и капитала, образование монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;

3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

4) образование международных союзов монополистов, делящих мир;

5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм – неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм – эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма – вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы – есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы – единственно возможная форма революционного правительства).

Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

Суть Советов – представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма , предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

«Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство – диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата – упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией).

Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика – демократия для меньшинства; социалистическая – для трудящихся масс).

Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).