Phorum музей архитектуры щусева. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.

В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.

В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.

Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.

В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.

Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.

Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.

Говорят, что... ...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Варианты сокращённого наименования - ГНИМА, МУАР, МА .

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры , организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития.

Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения.

Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

В разное время директорами музея были такие известные деятели, как А. В. Щусев , В. И. Балдин , В. И. Резвин , Д. А. Саркисян , И. М. Коробьина . В марте 2017 года по результатам конкурса концепций развития Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации назначило на должность директора старшего научного сотрудника музея Елизавету Лихачеву .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Государственный музей архитектуры имени Алексея Щусева

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 2 (Познавательное ТВ)

    ✪ Высотки Москвы

    ✪ Каменная штукатурка в музее им Щусева, съёмка 4 (Познавательное ТВ)

    Субтитры

История музея

  • 1934 год

Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа - в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января 1934 г. , одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря . Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции. Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. включительно. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому , ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

  • 1946 год .

Лекторий

Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем Академии архитектуры СССР в 1934 году . В первые годы своего существования лекторий был выездным: ведущие специалисты в области архитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводах и фабриках. Во время Великой Отечественной войны лекторий не прекращал свою работу. 1 января 1964 г . был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, объединивший Музей Академии архитектуры СССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, и Республиканский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбе Талызиных на ул. Воздвиженка . В это время лекторий обретает свой постоянный зал в стенах главного здания усадьбы. Основной направленностью работы лектория становится освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В это время лекции читают такие именитые архитекторы как Михаил Васильевич Посохин , Константин Степанович Мельников и другие.

В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ , фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбы Талызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. В связи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю, среди экспозиции в Анфиладе главного здания.

Архитектурные экскурсии

Музей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам Москвы. В числе экскурсий, пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард в арбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверская и сталинский генплан»; «Новая архитектура Москвы. Остоженка»; «Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередь метрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематика экскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться с программой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.

Критика

Исследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий

  • Единственный хранитель архитектурного наследия России, более миллиона экспонатов.
  • Центральный экспонат - модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова.
  • Основа коллекции – архитектурная графика, модели знаковых российских зданий, скульптура, чертежи, мебель.
  • Три выставочных пространства: Анфилада - главный дом усадьбы Талызиных, Флигель "Руина" и Трапезные палаты 17 века.
  • Вся богатая коллекция доступна виртуально на сайте музея.
  • Описания к экспонатам и аудио-гиды на русском и английском языках.

Богатство коллекции архитектурного музея

Музей архитектуры имени А.В. Щусева располагается в самом центре Москвы, в двух шагах от . Соседнее с ним здание — знаменитая библиотека имени Ленина, через дорогу — Манеж, за ним сердце России — Кремль. Это первый специализированный архитектурный музей в мире и единственный хранитель архитектурного наследия России. Для отечественных архитекторов этот музей – сакральное место, в нем хранится ДНК русской архитектуры.

В фондах музея нашла отражение вся тысячелетняя история русской архитектуры. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 1 млн. экспонатов и в своей области сопоставима по качеству и разнообразию с собранием парижского Лувра. Часть уникальных экспонатов до 90-х годов прошлого века хранилась в Москвы, в стенах которого музей и начинался в далеком 1934-м году. Сегодня все фонды сконцентрированы в здании на улице Воздвиженке, а особняком стоит филиал Музея архитектуры – Дом Мельникова. Этот яркий образец советского авангарда, в котором рядом жил с семьей основоположник стиля К.С. Мельников (1890-1974), известен во всем мире благодаря уникальности своего решения.

В основе коллекции музея — архитектурная графика, макеты, обмерные чертежи, литография, скульптура, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди последних есть даже фрески, в том числе из Калязинского монастыря в Тверской области, вывезенные до того, как монастырь был затоплен. К сожалению, большая часть коллекции находится в запасниках. После передачи Донского монастыря в ведение Русской Православной церкви и переноса хранившихся в его стенах экспонатов в здание на Воздвиженке, многие выставочные залы фактически переделаны в хранилища, и последние 20 с лишним лет музей живет в крайне стесненных условиях.

Выставки и лекции

На сегодняшний день работают несколько небольших постоянных экспозиций, а остальные выставки сменяются в среднем раз в месяц. Постоянные экспозиции музея — это фрагмент легендарной модели Василия Баженова (его обязательно стоит увидеть); необычный мемориальный кабинет Давида Саркисяна — директора музея с 2000 по 2009 годы, безвременно ушедшего из жизни; Скульптурный дворик — экспозиция садово-парковой скульптуры под открытым небом; выставка подлинных фрагментов чугунного литья, украшавшего легендарную Триумфальную арку Осипа Бове.

На временных выставках в музее показывают ретроспективы творчества видных архитекторов и тематические подборки скульптуры, фотографии, графики и так далее. Здесь можно как узнать о таких необычных вещах, как, например, корабельная архитектура, а также по-новому взглянуть на привычное городское окружение, например, как создавались и какими могли бы быть известные московские дома и станции метро. Планируя посещение музея, непременно загляните в его афишу на сайте.

Площадки архитектурного музея

На сегодняшний день у музея три выставочных площадки: «Анфилада», флигель «Руина» и Аптекарский приказ. «Анфилада» в главном здании — это действительно настоящая анфилада комнат с пятиметровыми потолками, аутентичными дверьми, паркетом и плафонами. Само здание — архитектурный памятник эпохи русского классицизма (XVIII-й век), бывшая усадьба дворян Талызиных. Некогда она состояла из главного дома и двух флигелей, один из которых также дожил до наших дней. Сегодня ему дано поэтичное название «Руина». Это одно из самых романтических мест музея. Обнаженные стены с кирпичной кладкой прошлых столетий, отсутствие оконных рам (вместо них лишь проемы) и напольного покрытия (вместо него расходящиеся в разные стороны деревянные настилы) — эта полуразрушенность создает совершенно особую выставочную атмосферу.

В музее проходят лекции, работает «Детский центр», в котором школьники постигают азы архитектуры. Есть возможность принять участие в экскурсиях музея для взрослых и детей.

Виртуальный музей архитектуры

Не имея пока возможности открыть крупную постоянную экспозицию, музей сделал доступными материалы своих фондов в пространстве Интернета. Проект называется «Виртуальный музей архитектуры» и доступен по адресу vma.muar.ru на двух языках, русском и английском. Это — история российской архитектуры с X по XXI век. В каждом разделе рассказ о знаковых постройках эпохи, современные фотографии памятников с подборками исторических документов из коллекции музея. Также доступно приложение для смартфонов на русском, английском, немецком, французском и китайском языках. В нем можно просмотреть 3D-экскурсии по особнякам старой Москвы, утраченным монастырям Кремля (Вознесенскому и Чудову), а также полюбоваться проектом несостоявшейся гигантской стройки XX века под названием «Дворец Советов».

Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.

Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.

Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».

Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».

Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.

Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.

Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.

Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.

При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».

Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.

Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.