Основные проблемы российского образования. Реалии образования

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

В России готовится очередная масштабная реформа образования. На этот раз Минобрнауки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство. С таким заявлением она выступила на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке.

– В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет, – цитирует министра «Российская Газета». – Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех.

Ольга Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. По задумке министерства, переподчинение позволит привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с федеральными, укрепит вертикали управления с Минобрнауки во главе.

Депутат Госдумы Вера Ганзя напротив уверена, что изменения бесполезны и только ломают устоявшуюся систему. По ее мнению, лучше бы федеральные власти выделили дополнительные средства городам на содержание сферы образования.

– Мы и так сейчас подконтрольны, – говорит парламентарий. – Школы ничуть не самостоятельны, хотя обозначается, что они самостоятельны в выборе содержания образования. Я считаю, что в данном случае придумывать бессмысленно. Если бы регион забрал на себя содержание зданий, или на подготовку к новому учебному году выделял школам не 30 тысяч на два здания, а по потребностям, по сметам, которые составлены на основании дефектных ведомостей, тогда было бы другое дело. Но я сильно сомневаюсь, что эту тяжелую ношу регионы возьмут на себя. Я считаю, что эта реформа - на пустом месте. Лучше дайте денег муниципалам на исполнение их полномочий в сфере образования, и не надо ничего ломать.

Депутат опасается, что передача школ на уровень регионов повторит ошибки здравоохранения, - «формально отдали, а регионы их не взяли, потому что ресурсы тоже ограничены». Отсюда бесконечные очереди, сокращение «койко-мест» и прочие минусы , озвучиваемые пациентами.

– Сегодня нужно разбираться с ЕГЭ, смотреть содержание образования, учебники. Как можно изменить итоговую аттестацию, чтобы она стала эффективной, и чтобы воспитывала действительно образованного человека. Вот о чем нужно думать, а мы сегодня не можем этого позволить, потому что ограничены ВТО и болонской системой образования, – комментирует Вера Ганзя.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют программу, в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении. Оказалась ли Новосибирская область в числе желающих - пока не известно.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.