Методика организации и проведения лекции-визуализации. Интерактивные формы лекций в высшей школе

А. А. Кожевникова. ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

А. А. Кожевникова

A . Kozhe vnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

LECTURE VISUALIZATION IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация: В статье рассмотрена лекция как основная форма организации учебного процесса. Приведены основные виды активных лекций. Описаны причины широкого применения лекции - визуализации в обучении. Изложен порядок разработки презентации в Power Point.

Ключевые слова: лекция; лекция-визуализация; Power Point; активное обучение.

Abstract: The article examines the lecture as the main form of organization of the educational process. The main types of active lectures. Describes the reasons for the wide application of the lecture visualization in learning. Set out the procedure for the development of presentations in Power Point.

Keywords: lecture; lecture-visualization; Power Point; active learning.

В переводе с латинского слово «лекция» означает чтение. Лекция появилась еще в Древней Греции в средние века. Но в силу того, что эта форма обучения является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, она актуальна и по сей день. В процессе обучения часто складываются ситуации, когда лекционная форма изложения материала не может быть заменена никакой другой, ведь лекция выполняет ряд функций:

Информационную;

Стимулирующую;

Воспитывающую;

Развивающую;

Ориентирующую;

Разъясняющую;

Убеждающую.

В рамках развития лекционной формы обучения прославились такие ученые, как М. В. Ломоносов (основатель первого отечественного университета), М. В. Остроградский (математик), О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский (историки) и т. д. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом» .

В связи с ростом научных и технических знаний в середине XIX века выросла потребность в практических занятиях. Лекция стала играть подготовительную роль перед работой с книгой. Н. И. Пирогов (хирург, педагог) утверждал, что «... лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова». Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев считали, что самостоятельная работа студентов очень важна наряду с лекциями, оказывающими эмоциональное воздействие в образовательном процессе. «В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов» .

Таким образом, отсутствие лекций снижает уровень подготовки студентов, изменяет в худшую сторону системность учебного процесса, оставляя пробелы в понимании отдельных тем. Лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении благодаря следующим пунктам:

Лекция - основной источник информации, когда нет учебников и полноценного материала по новым дисциплинам;

Отдельные разделы учебного материала особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют пояснения специалиста;

По некоторым аспектам есть противоречивые мнения, которые требуют объективного освещения .

Но в настоящее время есть «противники» лекций , которые считают, что, во-первых, лекция приостанавливает самостоятельное мышление, приучая к пассивному восприятию чужих мнений. Во-вторых, лекция отбивает желание обучаться самостоятельно. В-третьих, лекции нужны только, если нет учебников по определенной теме или их мало. А в-четвертых, одни учащиеся успевают осмыслить конспектируемую информацию, а другие могут только механически записать слова лектора .

Перечисленные недостатки могут быть преодолены правильной методикой, грамотным построением лекционного материала и ясностью изложения материала.

Под «ясностью изложения» следует понимать и последовательность, и наглядность изложения, и активное участие слушателей. А результат работы - понимание.

Для реализации понимания лекционного материала студентами на сегодняшний день существуют следующие формы изложения учебного материала:

Проблемная лекция;

Лекция вдвоем;

Лекция с заранее запланированными ошибками;

Лекция - пресс-конференция;

Лекция-беседа;

Лекция-дискуссия;

Лекция с разбором конкретных ситуаций;

Лекция-визуализация.

Более подробно в статье рассмотрена лекция-визуализация, которая является современным и широко используемым методом активного обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что иллюстративность помогает более успешному восприятию и запоминанию лекционного материала, а также позволяет активизировать мышление, глубже воспринимать сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений.

Лекция-визуализация помогает студентам преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов.

«Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе - это наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса» .

Обоснование эффективности комплекса словесной и наглядной информации кроется на нейрофизиологическом уровне. Во время восприятия информации происходит ее кодирование на разных уровнях и различными способами: образном и логическом, предметно-вещественном, вербальном и визуальном . Активация нервных клеток в разных зонах головного мозга в зависимости от того, по какому каналу восприятия и в какой форме поступает стимул, обеспечивает кодирование информации. Чем больше каналов задействовано, тем активнее идет ее перекодирование - из словесной формы в образную или наоборот.

То есть визуализация лекционного материала увеличивает процент успешного усвоения материала студентами.

Кроме того, группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики позволяет работать фотографической памяти. А веселые иллюстрации, анимации позволяют делать акцент на самых значимых моментах курса.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции лекционного материала в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) посредством технических средств обучения.

В работе над лекцией могут быть задействованы и студенты, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности между компьютерными моделирующими программами, электронными учебниками, интерактивной доской, мультимедийными проекторами и др. Последнее, а именно мультимедийная презентация, является наиболее востребованной.

Для ее реализации часто используется программа Power Point, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначенная для создания презентаций. С ее помощью преподаватель может быстро оформить лекционный материал в едином стиле, при необходимости подключив мультимедийные или видеоэффекты .

У правильно оформленной презентации есть ряд функций. Во-первых, предоставление возможности ориентироваться в излагаемом материале. Во-вторых, быстрое считывание информации. В-третьих, демонстрация визуальных объектов. В-четвертых, оказание эмоционального воздействия. В-пятых, восприятие и усвоение материала.

Для реализации вышеперечисленных пунктов при создании презентации следует руководствоваться некоторыми правилами.

У каждой презентации есть определенная структура оформления, которая соответствует порядку излагаемого материала. Наиболее подходящий вариант - использование шаблонов. Все слайд-шоу должно быть оформлено в едином спокойном, контрастном стиле без лишних эффектов. Надписи не должны «болтаться» по всему экрану. Две наиболее грубые ошибки заключаются в следующем:

Копирование лекционного текста целиком, использование мелкого шрифта, помещение на слайды больших таблиц;

Зачитывание слайдов.

Кроме того, не следует загромождать презентацию дополнительной информацией (историческими справками, примерами и т. д.).

Power Point дословно переводится как «ключевой момент», поэтому в слайд-шоу следует помещать основные тезисы и материал, сгруппированный в небольшие графики, схемы и таблицы. Рисунки также помогают усилить восприятие материала и активизировать мыслительные процессы слушателя.

Следует отметить, что важно соблюдать баланс между содержанием и средствами его представления: слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана так же плохо, как и вывод нескольких рисунков в качестве сопровождения полуторачасовой лекции .

Эмоциональное воздействие на студента можно оказывать с помощью следующих пунктов:

Использование общей цветовой гаммы;

Вставка иллюстраций и фото;

Применения аудио- и видеоряда.

Только следует помнить, что не нужно стараться разнообразить лекцию, используя различные эффекты, яркие цвета, анимированную смену слайдов, неуместные клипарты, движущиеся фотографии и «выскакивающие» рисунки. Перечисленное выше может привести к переключению внимания на картинки, раздражению и потере интереса.

«Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» . В процессе обучения у студента формируются новые знания, умения и навыки. Чтобы формирование новых знаний проходило успешно, преподавателю следует не только учитывать специальные приемы обучения, но и основываться на психологических особенностях обучающихся.

Использование электронных средств в образовании практически всегда подразумевает активное включение зрительного канала восприятия. «Современные студенты предпочитают не читать и слушать, а наблюдать и действовать» .

Таким образом, в современной образовательной системе правильно написанная и изложенная лекция как форма обучения занимает основное место. А с развитием научно-технического прогресса лекционная форма изложения материала становится более эффективной. Так, например, лекция-визуализация позволяет студентам более точно воспринять материал (посредством рисунков, графиков, чертежей, видеороликов), а также исключить эмоциональную составляющую в изложении материала преподавателем. Кроме того, использование видеороликов во время лекции позволяет развить интерес к определенной теме у обучающегося. Лекция - пресс-конференция позволяет услышать мнение экспертов, а лекция-беседа и лекция-дискуссия помогают студентам более четко разобраться в проблеме, получить ответы на сложные для понимания вопросы. Главное, чтобы не утратить эффективность любой формы лекции, следует помнить об активном диалоге со студентом во время ее прочтения.

Библиографический список

1. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2009. - № 8(65). - С. 10–30.

2. Менчинская, Н. А. Большая Советская Энциклопедия / Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный. - М. : Советская энциклопедия. - 1969–1978.

3. Найденова, Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - Т. 12. - № 2. - С. 52–58.

4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Гл. 5.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М. : ИИО РАО, 2006. - 88 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

(c) 2015 Анна Андреевна Кожевникова

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

    Вводная лекция - знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой будущей работы специалиста. Рассказ об общей методике работы над курсом, требования к экзамену. Обзор литературы.

    Обзорно -повторительная лекция - читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

    Обзорная лекция – Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также трудные вопросы экзаменационных билетов.

    Классическая лекция - читается в высоком темпе (с листа). Студенты записывают основное (что успеют). Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей). Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то, что успели записать.

    Лекция -объяснение – Это лекция информационного типа, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагаетчтение лекции в умеренном темпе, за диктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций, структуры, факторов, особенностей и др..), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы студентов по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями.

    Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

    Интерактивная лекция – предполагает постоянный диалог со студентами, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях студенты очень хорошо запоминают материал.

    Лекция – дискуссия – это комбинированный вариант проблемной и интерактивой лекций. Предполагает активное включение студентов в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит студентов к верному выводу.

    Лекция -визуализация – возникла как результат поиска реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованиемной техники, ТСО (компьютер, видео- или кинопроекторов, графопроектора, эпидиоскопа, диапроектора и др.

Основным видом лекции-визуализации является кино-лекция.

Варианты ее проведения различны : А) теория, а потом демонстрация визуальных средств; Б) Кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация или постановка проблемных вопросов; В)Чередование теории и демонстрации; Г)Демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаем лекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у студентов ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Визуальные материалы на лекции-визуализации должны :

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

Усвоение новой информации;

Создание и разрешение проблемных ситуаций;

Подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть :

натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.), символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы), изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны : определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

Важно, чтобы:

Диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции :

    актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);

    создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;

    наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;

    вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

У преподавателей должна быть психологическая совместимость;

Развитые коммуникативные умения и толерантность;

Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

11. Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

    в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;

    в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

    в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

12. Интроспективная лекция – вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

В рамках реализации лекционного курса используются такие образовательные технологии, как лекция- визуализация, лекция- беседа, интерактивная слайд-лекция.

Лекция–беседа к качестве основной образовательной технологии применяется при изучении двух первых разделов: «История становления пресс-служб в России», «Регулирование деятельности специалистов пресс-службы: законодательные, правовые и этические аспекты». Интерактивная слайд-лекция используется при изучении разделов курса «Структура и принципы организации современной пресс-службы на предприятии» (3-ья тема), «Формы, методы и практика работы современной пресс-службы на предприятии» (4-ая тема), «Менеджмент новостей и информационное управление репутацией (имиджем предприятия)» (5-ая тема), «Виды специальных мероприятий в работе пресс-служб» (9-ая тема). Лекция визуализация в качестве основной образовательной технологии используется при изучении разделов «Виды средств массовой коммуникации, используемых в деятельности пресс-служб» (6-ая тема), «Виды рабочих документов в работе пресс-служб» (7-ая тема), «Медиатекст» (8-ая тема).

На практических занятиях при анализе самостоятельно выполненной практической работы используются такие технологии, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Одно из практических занятий «Виды специальных мероприятий в деятельности пресс-службы» проводится в форме деловой игры – организация и проведение пресс-конференции на заданную тему.

При планировании образовательных технологий для использования в реализации дисциплины «Организация работы пресс-службы на предприятии» исходим из следующего понимания.

Лекция - визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию.

Интерактивная слайд-лекция - форма реализации лекции, при которой «живая» речь лектора дополняется видеоматериалами, визуализированными на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером. В лекции используются наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, фото, видео-слайдов и т.п. Используя программное приложение MS Office «Power Point», преподаватель получает возможность быстрого доступа к необходимой информации, осуществление просмотра в необходимом на данный момент режиме – ускорения его, или, наоборот, замедления; «заглянуть вперед» или вернуться назад. Возможность вернуться к просмотренному слайду и дать дополнительные пояснения помогают осознать учебный материал.

Изображения – это лишь один из инструментов передачи информации. Во время проведения слайд - лекции студент воспринимает информацию одновременно при помощи зрительного и слухового анализаторов. Такое сочетание получаемой информации создают благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Групповая дискуссия - используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напряженности; определениям мотивации участия и побуждения каждого присутствующего к детальному выражению мыслей; возрождения ассоциаций, ранее скрытых в подсознании человека; стимуляции участников; оказание помощи в высказывании того, что участники не могут сформулировать в обычной обстановке; корректировки самооценки участников и содействия росту их самосознания.

Групповая дискуссия включает четыре этапа:

- контакт - знакомство, установление взаимоотношений и доброжелательной атмосферы;

- ориентировка в проблеме - создание рабочего напряжения, настрой на групповое решение, знакомство с проблемой;

- поиск решения - высокий уровень мотивации и активности, групповое единство, удержание в рамках проблемы;

- нахождение и формулировка решения - сбор мнений, выявление противоположных блоков, формирование поэтапного решения, осознание вклада каждого участника, выявление и преодоление трудностей, контроль корректности формулировок, появление новых идей, пошаговое обобщение и коррекция, выделение узловых моментов, принятие решения.

«Мозговой штурм » - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма на занятиях со студентами является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован в процессе обучения студентов, в том числе не только для стимулирования учебной активности обучающихся, но и для улучшения морального климата в студенческой группе.

Деловые игры - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловых игр представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре создается особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения (согласно исследованиям, участниками деловых игр усваивается около 90 процентов информации). Деловые игры требуют от студентов теоретической подготовки в области изучаемой дисциплины.


Похожая информация.


Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

ВЫКСУНСКИЙ ФИЛИАЛ НИТУ «МИСис»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ,

РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЛЕКЦИИ

Выполнил: шиморина М.а.

Г.вЫКСА

Введение …………………………………………………………………..….3

Основная часть ……………………………………………………………..…4

Заключение…………………………………………………………………....15

Список используемой литературы…………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………17

Введение

Умение высказать и донести свою мысль до слушателя высоко ценилось всегда. Вспомним Древнюю Грецию, Древний Рим, когда ораторы проводили состязание в ораторском искусстве. Но в информационном XXI веке, когда изменились некоторые принципы и методы обучения, возникла необходимость создать определённые алгоритмы образовательного процесса, в том числе и лекции. Это позволит нам сделать процесс обучения более эффективным.

Длительное время в системе подготовки и повышения психолого-педагогической квалификации работников, занимающихся профессиональным обучением кадров на производстве, передача учебной информации осуществлялась в основном в форме традиционной лекции.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что традиционная лекция представляет собой по основным закономерностям процесс передачи знаний в готовом виде. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технике преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной.

В связи с этим возникла насущная потребность в разработке и использовании в учебном процессе новых форм и методов активного контекстного обучения (анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, мозговая атака, разыгрывание ролей, учебно-деловые игры и др.) и в совершенствовании, активизации, видоизменении традиционных форм лекций.

В данной работе мы рассмотрим методику организации и проведения лекции-визуализации.

Основная часть

На протяжении всей истории в высшей школе с момента за­рождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция.

Лекция (лат (lection) чтение) - основная форма учебных занятий, где рассматриваются основные теоретические положения учебной дисциплины, раскрываются идеи и логика построения курса.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лек­ционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

* при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации;

* новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;

* отдельные темы учебника особенно трудны для само­стоятельного изучения и требуют методической перера­ботки лектора:

* по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного ос­вещения;

* лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на сту­дентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким науч­ным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обу­чения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для по­следующего усвоения студентами учебного материала.

Отсюда вытекают ее функции:

1)информационная , заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

2)ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

3)разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР - МЫШЛЕНИЕ Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.

4)убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.

5)увлекающая , сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной.

Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:

Осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)

Осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.

Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.

Отличительные особенности традиционной и нетрадиционной лекций представлены в таблице.

Традиционная лекция

Нетрадиционная лекция

Информационная функция

    Подача большого количества материала, систематизация его преподавателем

    Передача большого количества материала с дальнейшей систематизацией его слушателями

    В системе «преподавание – учение» преобладает преподавание

    В системе «преподавание – учение» преобладает учение

    Сообщает знание, которые в дальнейшем необходимо заучить

    Развивает умения и навыки применительно к практической деятельности, т.е. готовит к профессиональной деятельности

    Отсутствует обратная связь со слушателями (как система и неотъемлемое качество)

4.Постоянная обратная связь, что даёт возможность поэтапного оценивания и контроля за полнотой усвоения учебного материала

    Обстановка формальная, академическая

5.Обстановка непринуждённая, неформальная

    Отношения к слушателям - формальное

6.Отношения со слушателями доверительные, откровенные, господствует различие мнений

Воспитательная функция

    Воспитывает интерес к предмету

1.Стимулирует формирование новой мотивации (интересно, хочет услышать ответ на «свой» вопрос, хочет найти ответ «сам», проверить «свои» возможности и т.д.)

    Подавляет эмоции

2.Повышает эмоциональность слушателей

    Процесс восприятия пассивный

3.Происходит процесс принудительной активизации деятельности слушателей на весь период лекции, запускает процесс сотрудничества

Развивающая функция

    Развивает волевые качества, усидчивость, дисциплину

1.Развивает творческий потенциал слушателей, межличностные отношения, коммуникативные качества

Применение лекции-визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности, недостаточно широко применяемого в процессе обучения. В лекции – визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кодопозитивы, дисплеи, кинофильмы и т. д.) . Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации ее превращения в знания.

Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа, визуального мышления. В современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижения профессиональных целей. Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов и технических средств. Кроме того, решаются чисто профессиональные задачи, так как педагоги должны уметь создавать наглядную информацию по темам читаемых лекций и пользоваться ею. Под визуализацией подразумеваем преобразование вербальной (устной и письменной) информации в наглядную форму. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.

Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации.

Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов, которые покрывают все ее содержание. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и « создающих информацию». С этой целью преподаватель дает задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.

После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности: натуральный, изобразительный, символический – в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Можно сказать, что при переходе от текста к зрительной форме, от одного вида наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации. Однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщений, глубже его понять и усвоить.

Лекция- визуализация отвечает следующим критериям:

Учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и обратно;

Способствует становлению и совершенствованию мыслительных операций на основе наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Конспектирование лекции – визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений. Второй – классический вариант – готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный – электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера (2,3).

Нами чаще используется третий вариант, когда лекция студентом может быть скопирована с компьютера.

Лекция – визуализацияявляется методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному усвоению материала, активизирует умственную деятельность слушателей.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует лучшему запоминанию учебного материала, но и подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то – есть на развитие визуального мышления. Визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – девиз лекции визуализации.

В визуализированной лекции важны: определённая визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств, режиссуре процесса чтения лекции, уровне владения преподавателем соответствующими техническими средствами, которые будут использоваться на занятии, технические параметры функционирования используемой техники (время вхождения в рабочее состояние, шумовой фон и др.). Необходимо учитывать:

уровень подготовленности и образованности аудитории;

темп восприятия предъявляемых материалов;

профессиональную направленность;

особенности конкретной темы;

назначение наглядных материалов: иллюстративная задача, компактное представление изучаемых материалов; дополнительная информация;

количество представляемой информации;

техническую оснащённость учебного помещения и др.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

    Визуальные объекты должны быть четкими, яркими, насыщенными, доступными для изучения

    Для представления визуальных объектов важны заранее определенная последовательность, логика и ритм подачи учебного материала.

    В конце лекции необходимо обобщение представленного визуального материала.

Мы выделяем следующие важные особенности подготовки лекции-визуализации:

    Подготовка лекции требует от преподавателя видоизменения лекционного материала в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).

    Чтение лекции (повествование) трансформируется в связное, развернутое представление (комментирование) преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тематику данной лекции.

    Информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны, систематизацию имеющихся и вновь полученных студентами знаний, предвидение проблемных ситуаций и возможностей их разрешения, а, с другой стороны, использовать разные способы наглядности.

    Важен определенный ритм подачи учебного материала и наглядная логика. Для этого используется комплекс технических средств обучения: рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графика, сочетание словесной и наглядной информации.

Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.

Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:

    Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что способом повышения не только интеллектуального, н6о и профессионального потенциала обучаемых.

    Выбор способов достижения и типов наглядностей зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности. Поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки. Помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы.

    Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет. Оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.

    Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образовании профессиональной принадлежности, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются и конкретизируются ключевые идеи и положения, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

Заключение

Лекция – это важнейшая форма обучения, характеризуемая логически стройным, последовательным и глубоким изложением учебного материала преподавателем. Лекция имеет длительную историю, появление её относится к середине первого тысячелетия до н.э. и одновременно к нескольким регионам развития философских традиций Европы и Азии. Лекция уступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровня доступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современной высшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использовать различные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётом аудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как к монологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости от индивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекции является структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнение предписаний которого является залогом успешности проведения лекционного занятия.

Роль лекции сегодня - обеспечить общение людей в неформальной, непринужденной обстановке, где главное - доверие и откровенность, наличие собственной позиции и желание выслушать и понять позицию другого человека. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, по всей видимости, не имеет право на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.

Список использованной литературы

1. Антонова Е.В. Формирование средневековой системы образования (Каролингское возрождение) / Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. Вып.1, Ч.1 / ред.К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. – М.: издательство АПН СССР, 1989. – С.71-85.

2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич и др. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2001.

3. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник препода-вателей высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологи.5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, Феникс, 2002. – 672 с.

6. Краснова А. Н. Педагогическая мастерская: опыт истории //Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. - Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.

7. Крыско В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.

8. Хмаро Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Приложение №1

Конспект лекции-визуализации

Предмет « Основы философии »

Тема 2. Исторические типы философии.

Лекция-визуализация

Время: 2 часа

Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы:

1. Античная философия.

2. Средневековая философия.

3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

4. Классическая немецкая философия.

5. Философия марксизма.

6. Русская философия XIX -начала XX века.

7. Основные направления современной западной философии

Внимание!

Вопросы 5, 6 и 7 необходимо изучить в процессе самостоятельной работы в межсессионный период, на которую отводится 14часов.

Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.