Кризис. Девальвация

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

Мировой кризис 2014 года привел к ухудшению ситуации в экономике России. Санкции в отношении страны и понижение цен на энергетические товары, привели к тому, что произошло снижение доходов в бюджете России. Начавшийся мировой кризис приводит к утечке капитала из страны, к повышению инфляции, к ухудшению положения в экономике. В настоящее время руководство страны встало перед необходимостью повысить конкурентоспособность российской продукции и осуществить замещение импортных товаров. Важная роль в этом процессе отводится малому бизнесу. Ключевые слова: малый бизнес, мировой кризис, антикризисные меры.

Мировой кризис 2014 года способствовал ухудшению экономической ситуации в России. Введение санкций привело к снижению доходов в бюджет России. Начавшийся кризис приводит к увеличению инфляции, к ухудшению ситуации в экономике и к уменьшению доходов населения страны. В связи с осложнением к доступу к финансовым ресурсам, сокращаются инвестиционные проекты множества российских организаций. Проблема для российских предприятий усиливается осложнением внешнеэкономической конъюнктуры.

По этой причине спрос на продукцию организаций ведущих внешнеэкономическую деятельность сокращается, уменьшается спрос на продукцию других отраслей народного хозяйства страны. Вместе с этим потребительское кредитование уменьшается, что ограничивает спрос на российские товары. Система и механизм управления в условиях кризиса должны создавать необходимые условия, которые дают малым предприятиям возможность адаптации к изменяющимся условиям, и делают малое предпринимательство высокоэффективной сферой страны.

В связи с кризисным состоянием усиливаются риски прекращения работы ряда организаций сферы малого бизнеса. Государство в такой ситуации должно предпринимать меры по поддержке малых предприятий. До начала кризисного периода в экономике страны наблюдался рост показателей развития малого бизнеса, постоянно росли объемы инвестиций в малые предприятия, увеличивались капиталовложения в основные фонды. Правительством Российской Федерации, регионов, муниципальных органов управления принимались законодательные акты, нормативные документы, которые обеспечивали условия для развития малых предприятий. На данный момент эти достижения утеряны. Уменьшились инвестиции, предприятия испытывают трудности в реализации продукции, растут убытки.

Малое предпринимательство столкнулось с проблемой получения кредитов, но с другой стороны сами малые предприятия не хотят пользоваться кредитом, поскольку процентные ставки по банковским кредитам высоки. Кредиты малые предприятия используют в основном для пополнения оборотных активов. Для сферы малого предпринимательства огромное значение имеет получение кредитов на короткий срок. А их финансовые учреждения не выдают либо выдают под большие проценты. Следует учесть и то положение, что в регионах работают небольшие банковские организации, которые сами находятся в сложном положении и не в состоянии в полной мере кредитовать малый бизнес, из-за ограниченности ресурсов и опасения получения серьезных финансовых потерь. Важная проблема для малого предпринимательства его зависимость от потребительского спроса. За пределами регионов и за рубежом продукция малого бизнеса слабо востребована.

Спрос внутри регионов низкий, а в связи с кризисной ситуацией в стране еще уменьшился, что приводит к уменьшению пополнения оборотных средств в имуществе малых предприятий. Поэтому возникает такая экономическая ситуация, которая толкает предпринимателей малого бизнеса к сокращению деловых операций. В связи с таким положением растет риск приостановки деятельности многих предприятий малого бизнеса и это может повлечь сокращение организаций инфраструктуры малого предпринимательства. В целом в условиях кризиса ситуация формируется не в пользу малого бизнеса. Наблюдается проблема со сбытом товара, дорогой товар становится невостребованным в связи с уменьшением покупательской способности населения, высоки ставки по получению кредитов, сокращены сроки предоставления кредитов, увеличены арендные ставки и т. д. Все это и многое другое затрудняет развитие малого бизнеса. В такой ситуации возможен уход малого бизнеса в теневую экономику. При отсутствии заемных средств, возможно сокращение деятельности малых предприятий. В целях получения денежных средств бизнесмены не станут показывать в отчетности прибыль, платить официальную заработную плату.

Это приведет к снижению выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды. Если методы налогового прессинга не изменить, то возникнет чрезмерное давление на малые предприятия, что ухудшит положение малого предпринимательства. Не все предприятия малого бизнеса оказались в сложной ситуации. Организации, которые производят дешевую и качественную продукцию и оказывают услуги, предприятия которые не пользуются кредитами или имеют поддержку банков, выполняют государственные заказы, имеют шанс выжить в кризисных условиях. В целях преодоления влияния экономического кризиса необходимо принять меры по финансовой обеспеченности предприятий малого бизнеса. Финансовая поддержка имеет большое значение в обеспечении стабильной работы малых предприятий.

В целях поддержки малого бизнеса целесообразно разместить государственные денежные средства в коммерческих банках, которые будут на определенных условиях кредитовать малый бизнес. Большое значение имеет формирование фондов поддержки малого бизнеса. В функции которых будут вменены обязанности по обеспечению поручительства малым предпринимательским организациям, не имеющим достаточного залога при получении коммерческих кредитов. Опыт формирования фондов поддержки малого бизнеса в стране имеется. Такие фонды благополучно работают в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Казани и других городах. Важным направлением поддержки малого предпринимательства в период кризиса является содействие в имущественной поддержке.

Передача во владение или в пользование имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях будет способствовать стабильной работе . Важнейшим направлением поддержки является стимулирование спроса на российские товары, вытеснение с рынка продукции зарубежного производства. Поэтому следует обеспечить необходимый уровень федеральных, региональных и муниципальных заказов для малого бизнеса.

В кризисных условиях у организаций малого бизнеса появятся средства для ведения предпринимательской деятельности. В целях стимулирования потребительского спроса, необходимо принять меры по регулированию ввоза товаров из-за рубежа, установить квотирование, разумные таможенные пошлины. В целях стимулирования создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, можно установить для вновь созданных организаций «налоговые каникулы». Такая налоговая мера будет стимулировать создание новых предприятий и открытию новых производств. В целях преодоления административного давления необходимо принять ряд нормативноправовых актов, снижающих давление на малое предпринимательство. С помощью новых правовых актов необходимо регламентировать процедуру проверки малых предприятий и сократить их число в отношении малого предпринимательства.

23 Января 2009

Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

  • предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
  • предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
  • предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
  • предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
  • предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

2. Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства

Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.

Таблица 1.

Категория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные точки
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие оборотных средств;

2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

4) снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

5) риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

3. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:

  • меры в области увеличения финансовой поддержки;
  • меры в области имущественной поддержки;
  • меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
  • меры в области информационной поддержки.

Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ-победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) – специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд. рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд. рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные серы, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на тогах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн. рублей на работы и товары и 2 млн. рублей на услуги. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий-потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определенное воздействие стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами могут стать квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

  • об особенностях кризиса;
  • о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
  • об особенностях управления в условиях кризиса;
  • о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

4. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

  • меры в области налогового регулирования;
  • меры в области сокращения административных барьеров;
  • меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
[В абсолютном выражении по оценкам, основанным на результатах независимых выборочных опросов предприятий и данных Ростехрегулирования, общие расходы предприятий (с дорасчетом по всему кругу) на обязательную сертификацию только в рамках системы ГОСТ Р в 2004 г. составили от 50 до 85 млрд. руб.]

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

Кризис наиболее болезненно ударил по малому предпринимательству. В чем же проявляются кризисные симптомы в данном секторе российской экономики? Что следует делать для нейтрализации возникших проблем? И каковы перспективы малого бизнеса в России?

1. Малый бизнес как опора экономики. Переход к рыночным отношениям привел к разрушению общей социальной стабильности российского общества. Реальная потеря работы, снижение социального статуса, общее падение уровня жизни, невостребованность в профессиональном плане, неустроенность положения вызывает некую напряженность в обществе, приводящая к росту криминогенной деятельности и маргинализации трудоспособных слоев населения. По данным официальной статистики безработица составила более 2,5 млн. человек и прогноз неутешителен. Все эти обстоятельства заставляют людей принимать определенные решения, приспосабливаться к сложным условиям стихии рынка.

Одной из приоритетных задач в этот период перед государственными органами должен стать вопрос о создании благоприятных условий для развития и стимулирования трудовой деятельности, развития различных форм самозанятости. Для этого государство должно создавать экономические, социальные, правовые условия. Особый импульс развития, не на словах, а на деле, должен получить малый и средний бизнес.

Роль малого и среднего бизнеса очевидна. Малый и средний бизнес процветает там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов и огромной кооперации работников. Малые формы производства функционируют там, где невыгодно крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. Малые предприятия обладают гибкостью. Они оперативно реагируют на все изменения потребительского спроса, охватывают определенный круг клиентов. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое производство приводит к многообразию выбора, специализации производства. Малое предприятие обладает самостоятельностью в рамках осуществления своей деятельности, т.е. планированием, прогнозированием, выработкой стратегии развития продукции, оказания услуг, обеспечивает развитие производства путем заключения договоров с потребителями, выходит на международный рынок, устанавливает оплату своим работникам, соотнося ее с затратами. Большинство малых предприятий обеспечивают своих работников социальным пакетом. Малый и средний бизнес активно участвует в процессе формирования среднего слоя, который является гарантом социальной стабильности общества.

На базе малых предприятий, как показывает недавняя практика, выросли многие крупные корпорации.

Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для функционирования прогрессивной экономики, которая влияет на конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, что позволяет сократить безработицу и снизить социальную напряженность, расширить потребительский сектор. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.

2. Проявления кризиса в сфере малого бизнеса. Безусловно, важное значение малого и среднего бизнеса в обществе неоспоримо, но условия реальной действительности печальны. Ситуация порой складывается не в пользу предпринимателей.

Во-первых, наблюдается залеживание товара, который до недавнего времени успешно реализовался.

Во-вторых, относительно дорогой товар становится невостребованным в связи с низкой покупательской способностью.

В-третьих, высоки процентные ставки по кредитованию и сокращены максимальные сроки предоставления кредитов.

В-четвертых, завышены арендные ставки и т.д.

Все это и многое другое затрудняет развитие малого и среднего бизнеса. Но необходимо быть оптимистом и надеяться на благоприятный результат своих усилий в пучине беспредельного рынка.

3. Что делать? Не поддаваясь отчаянию важно проанализировать ситуацию, определить факторы снижения спроса на ваши услуги или производство, причины тормоза в развитии вашего бизнеса.

Во-первых, начать заново изучение сегмента рынка. Определить социальный статус вашего потребителя.

Во-вторых, начать работу с вашим непосредственным клиентом, в частности с предоставлением гибкой системы цен.

В-третьих, для поддержания престижа не отступать от принятых обязательств и четко выполнять все условия, предусмотренные договором.

В-четвертых, постоянно пополнять портфель заказов, в частности, за счет расширения клиентуры.

В-пятых, пересмотреть цены на свою продукцию или услуги и наладить систему контроля качества товара.

В конечном счете, необходимо проводить различные мероприятия, способствующие удержанию своих позиций на рынке, которые не нарушали бы при этом предпринимательской этики.

4. Будущее за малым бизнесом. Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже в самых высокоразвитых странах, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Например, опыт Англии показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.

Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать сотни тысяч малых и средних предприятий. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Именно в этот период общеэкономического кризиса интересно показать силу умелого хозяйствования, стать вполне конкурентоспособным, не допустить серьезных просчетов в планировании своей деятельности, из-за чего могут возникнуть помехи.

В период общего экономического упадка любая хозяйственная деятельность сопряжена с риском, но есть азарт, возможность выигрыша. Создавая свое дело в неопределенной ситуации, осуществляется некая проверка личностных качеств, проверяется уровень профессионализма, особенности ориентировки в окружающем мире и в рыночной конъюнктуре. Кроме того человек приобретает независимость деятельности, свободу отношений. Развитие предпринимательства формирует определенные предпринимательские отношения, дающие широкий простор различным идеям и ценностным ориентациям в плане свободы выбора.

У общества постепенно стирается недоверие к предпринимательству. Меняются стереотипы, существовавшие ранее в массовом сознании, когда «предпринимательство», «необязательность», «ненадежность» оказывались органически связанными. Предпринимательство в последнее время чаще ассоциируется с трудолюбием, умением работать, хозяином. Предпринимательство - это не только особый вид деятельности, но и определенный тип поведения, образ мыслей. А предприниматель - это глубоко мыслящий и осознающий субъект, гибко реагирующий на обстановку, умеющий рисковать и выигрывать, добиваться намеченных целей даже в крайне неблагоприятных условиях, инициативный, имеющий разностороннюю мотивацию. Это высоко работоспособный и физически выносливый работник, способный ради достижения цели на ненормированный труд. Он осуществляет необходимые усилия, чтобы занять свое место в сфере общественного производства, изменить условия своей жизни и более полно удовлетворить свои потребности и запросы. Ему в наибольшей степени характерны такие черты, как: динамичность, активность, энергичность, коммуникабельность, самостоятельность и способность к риску.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, ни в коей мере не ущемляя деятельность и интересы крупных производств. И со временем малый и средний бизнес займет адекватное место в экономике, станет полноправным сектором хозяйственной структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.

Падение стоимости национальной валюты – это хорошо для стран с развитой экономикой: начинается рост внутреннего потребления, люди стараются покупать продукты отечественных производителей и путешествовать внутри страны. Но в России все сложно: больше половины товаров – импорт, до 90% лекарств тоже приходит из-за границы, а внутренний туризм не развит.

Конечно, в конце 2014 года потребительский спрос вырос практически во всех сферах: от электроники и бытовой техники до ювелирных изделий и автомобилей. Рост индекса потребительского доверия на фоне всеобщей стагнации – характерный феномен и вообще явление временное. С начала 2015 года началась совсем другая история, но ответа на вопрос, что делать, когда все рухнет, нет ни у кого. Как кризис повлияет на бизнес и что ждать в такие тяжелые времена? Попробуем разобраться.

Что было, что будет и что, собственно, делать?

  • Понижение потребительского спроса.

Спрашиваете, что принесет бизнесу кризис? Меньше клиентов. Они нынче затягивают пояса: каждый десятый снижает число покупок. Падение зарплат и сокращение реальных доходов играют свою роль – люди уже как-то меньше верят в светлое будущее и улучшения своего материального положения не ожидают.

Что делать? Не забывайте о специальных предложениях, которые помогут стимулировать спрос. И помните: сегодня все большую роль начинают играть долговечность, срок годности, состав… и настроение на момент покупки.

  • Приоритет цены.

Реальные доходы населения упадут, как минимум на 2,8% – так говорят официальные данные Минэкономразвития, так что смело умножайте это число на свой коэффициент доверия к нему. Неприятное следствие: размер начнет иметь большее значение, особенно если речь идет о цене. Не самое приятное влияние кризиса на бизнес.

Что делать? Если демпинговать не входит в ваши планы, то вспомните, о чем мы говорили в прошлом пункте и обратите внимание на продление качества предлагаемых товаров. Кроме того, постарайтесь отказаться от кредитов и условий работы на постоплате. Эффективный шаг – пересмотреть своих поставщиков и выбрать тех, кто подешевле и поближе, чтобы максимально сократить время доставки.

  • Импортозамещение.

Рост курса доллара и евро заставил выпить лишнюю рюмку коньяка почти всех предпринимателей, которые так или иначе связаны с импортом – одним словом, вообще почти всех. В стране, где даже до 90% всех лекарств приходит из-за рубежа, по-другому и невозможно: даже если производство находится в России, многие импортируют ингредиенты и оборудование. Что уж говорить про тех, у кого весь бизнес завязан на поставках? Многие уже отменили заказы новых коллекций и распродают остатки. Гораздо больше повезло тем, кто производит все в России и продает зарубеж… но много вы знаете таких компаний?

Что делать? Где возможно – постарайтесь сократить долю импорта: увеличьте линейку отечественных товаров, переходите на российское оборудование, комплектующие, ингредиенты. Например, продуктовые магазины уже гораздо охотнее продают российские сыры и мясо. А если невозможно – что ж, затяните пояс вслед за своими покупателями, повышайте цены, корректируйте ассортиментную матрицу, открывайте магазины по ликвидации остатков, пейте валерьянку. Скоро все это закончится и будет на вашей улице праздник.

  • Рост тарифов на доставку.

Если вы думаете, что у вас все плохо – посмотрите, как кризис сказался на бизнесе экспедиционных компаний. В результате санкций, объем грузоперевозок внезапно сократился на 20-40%, а рентабельность перевозчиков резко снизилась с 17% до 8%. Параллельно с этим уменьшается спрос, увеличивается себестоимость, растут риски. До 80% логистического рынка занимают ИП, которые не имеют финансовой подушки. Ухудшают ситуацию рост транспортного налога и введение налога для большегрузов, катающихся по федеральным трассам.

Что делать? Смириться. Не ругаться из-за цен. И помнить: число игроков сократится, а качество перевозок несколько снизится. Внимательно выбирайте, к кому обращаться за логистическими услугами.

  • Сложности в получении кредитов.

Эльвира Набиуллина еще в ноябре поделилась с общественностью о замедлении темпов кредитования. В реальности банки и правда не торопятся увеличивать свои кредитные портфели – и, увы, это касается не только частных лиц, но и компаний. Объем пролонгированных кредитов уже достиг 20%, требования к заемщикам ужесточаются, а бизнесу, как известно, нужны не такие суммы, как пенсионеркам из Подольска.

Что делать? Откажитесь от кредитных линий. Да, постарайтесь это сделать. Если же без заемных средств никак не получается или вам необходимо срочно перекредитоваться, воспользуйтесь альтернативой. Ею, например, может стать факторинг – залога не требуется, активы не замораживаются.

  • Сокращение персонала.

Рост безработицы был замечен еще в 2014 году и, по мнению экспертов, он продолжит увеличиваться. Но незначительно. Сокращения ради снижения расходов – это уже не модно: рынок труда с 2009 года значительно поменялся и большинство идет на эти меры только для того, чтобы сохранить бизнес. Отрицательной динамики по количеству вакансий не наблюдается, чего не скажешь про зарплаты: статистика говорит, что они уже упали на 2%, а про реальное значение и говорить грустно.

Что делать? Если есть возможность, не ужимайтесь: чтобы сохранить команду, можно проводить политику открытых дверей, рассказывать о планах компании и демонстрировать уверенность в завтрашнем дне. А если ее нет, то делайте как все: в первую очередь под сокращения идут все те, кто не приносит прямой пользы компании. Но найдете ли вы столь же компетентных специалистов после кризиса – тот еще вопрос.

Рост рекламного рынка составил в 2014 году всего 1,2%, по сравнению 10% годом ранее. Впрочем, это как раз понятно и очевидно. Интересно то, как кризис влияет на распределение рекламных бюджетов бизнеса: все большей популярностью пользуется digital-реклама. По слухам, в 2015 году она вырастет еще на 15-20% и заставит многие компании отказаться от роликов на Первом канале в пользу Глобальной Сети. Мобильная реклама также вырастет на уже привычные всем 40-45%.

Что делать? Вкладываться в рекламу в Интернете и мобильную рекламу, разумеется! Это и полезнее, и дешевле, и эффективнее. Также рекомендуем особое внимание уделить e-mail-маркетингу и социальным сетям: россияне, как известно, являются лидерами по времени, проведенному онлайн, а влияние социальных ресурсов на решение о покупке может вырасти до 37%.

Какое влияние кризис окажет на ваш бизнес зависит от множества факторов. Больше всего, конечно, повезло тем, у кого западные клиенты и западные инвестиции, а также тем, кто поставляет свою продукцию из России зарубеж. Но и российские табачники тоже неплохо себя чувствуют… в общем, помните: все проходит и кризис тоже скоро закончится. А если вы только планируете открыть свое дело – не бойтесь. Главное, выберите наиболее интересную перспективную сферу деятельности и дерзайте! Начинать в кризис даже легче, чем адаптироваться: ничто не мешает вам танцевать на пепелище.