Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей. Депривация: слово, термин, понятие

Мы все являемся социальными существами. Каждый человек принадлежит конкретной социальной группе. Нормально развиваясь, ребенок общается с родителями, одногодками и другими детьми и взрослыми, происходит удовлетворение его основных потребностей. Если физическое или затруднено, то и общение такого ребенка будет страдать, следовательно, он не сможет сообщать о своих нуждах и не будет получать их удовлетворение. Но существуют ситуации, когда при нормальном, казалось бы, происходит ограничение личностных контактов и других потребностей. Такое явление носит название "депривация". В психологии это понятие рассматривается очень тщательно. Депривированная личность не может гармонично жить и развиваться. Что же означает это понятие и какие виды депривации бывают? Давайте разбираться.

Депривация в психологии - это что?

В психологии под депривацией подразумевается определенное состояние психики, при котором человек не может удовлетворить свои основные потребности. Это возникает также в случае лишения человека каких-либо благ, к которым он уже очень привык. Нужно отметить, что такое состояние возникает далеко не на все отвергнутые потребности. Есть большое количество желаний и стремлений человека, но, если он их не достигает, нет существенного ущерба личностной его структуре. Здесь важно удовлетворение именно жизненно важных нужд и потребностей. Депривация - это в психологии не какое-либо отклонение от привычной жизнедеятельности человека. Такое состояние является глубоким переживанием.

Отличие фрустрации от депривации

Эти два понятия близки по значению, но не являются тождественными. Фрустрация рассматривается в науке как реакция на раздражитель личности. Человек может погрустить, уйти в себя на несколько часов или даже дней после какой-либо напрягающей его ситуации, затем вернуться к обычной жизни. Депривация в психологии - гораздо тяжелее и болезненнее. Оно может действовать на личность с разрушительной силой. От фрустрации оно отличается интенсивностью, продолжительностью и жесткостью. Депривация может объединять в себе сразу несколько неудовлетворенных потребностей, в этом случае наблюдаются различные виды этого состояния.

В результате чего возникает депривация?

Существуют определенные внутренние причины возникновения депривации. Этому состоянию подвергаются люди, у которых по каким-либо причинам появился внутренний вакуум ценностей. Какое к этому отношение имеет депривация? В психологии это состояние и многие другие взаимосвязаны. Ведь личность целостна в своей многогранности. Если человек долгое время был в одиночестве, местах лишения свободы, болезненном состоянии, он теряет способность следовать всем нормам, правилам и ценностям общества. В итоге его понятия не совпадают с иерархией ценностей окружающих его людей, и возникает внутриличностный вакуум. В этом состоянии он не может находиться постоянно, так как жизнь продолжается и человеку необходимо подстраиваться под ее течение и требования, которые общество предъявляет ему. В результате личность стоит на пути к формированию новых идеалов на базе уже разрушенной иерархии потребностей и ценностей.

Депривация в психологии людей долгое время рассматривалась учеными в поисках методов ее нейтрализации. Ведь такие ощущения, как обездоленность, безысходность, чувство потерянного личного достоинства и другие, не несут положительных моментов для развития личности.

Какие бывают виды этого понятия?

Депривация в отечественной психологии бывает трех видов:

  • эмоциональная;
  • сенсорная;
  • социальная.

Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния. Но многие из них идентичны по своему проявлению. В психическом плане депривация - это в психологии такие ощущения, как страх, постоянная тревога, потеря жизненной активности, своей жизнью и окружающими, продолжительная депрессия, вспышки агрессии.

Но при схожести ощущений и переживаний степень погруженности личности в это состояние различна для каждого. Это зависит от стрессоустойчивости человека, степени закаленности его психики, а также от мощности самого депривационного воздействия на личность. Но как существуют компенсаторные возможности головного мозга человека на физиологическом уровне, так проявляется такое же свойство психики. При полном удовлетворении других потребностей человека депривационное состояние по поводу одной неудовлетворенной будет менее интенсивным.

Эмоциональная депривация в психологии

Бывает, что данное состояние возникает из-за невыраженных эмоций при полном или частичном лишении человека различных эмоциональных реакций. Чаще всего это отсутствие внимания со стороны других людей. Такое состояние редко возникает у взрослых, но психология детской депривации уделяет этому явлению довольно много внимания. При отсутствии любви и привязанности ребенок начинает испытывать вышеописанные ощущения. Эмоциональная депривация очень тесно связана с материнской, о которой мы поговорим ниже.

Для взрослых гораздо большее разрушение приносит так называемая двигательная депривация. Это такое состояние, при котором человек ограничен в своем движении вследствие травм или болезни. Иногда не так страшна болезнь или физические аномалии, как реакция человека на них. Очень трудно специалистам возвращать к активной жизни людей, находящихся в таком состоянии.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, работников государственных электрических станций, разведки, военных специалистов и так далее.

В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.

Социальная депривация

По-разному проявляется депривация в психологии. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства.

Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов. Социальная депривация может коснуться также людей, больных которой можно заразиться. Поэтому есть закон о неразглашении таких диагнозов.

Материнская депривация - что это такое?

Такое явления, как депривация, в изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Дети как восприимчивые губки, которые впитывают в себя отрицательное намного быстрее и сильнее, чем взрослые.

Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.

Последствия депривации у детей

Мы уже определились, что основные виды депривации в психологии детей - это эмоциональная и материнская. Данное состояние пагубно влияет на развитие головного мозга ребенка. Он растет несообразительным, лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день.

Как отражается депривация на поведении взрослых?

Депривация в психологии взрослых может возникнуть на основе давней детской или же вследствие неудовлетворенных потребностей взрослого возраста. В первом случае пагубные воздействия на психику будут гораздо сильнее и разрушительнее. Иногда при работе с такими взрослыми специалисты чувствуют себя бессильными. Во втором случае коррекция поведения возможна при поиске способов удовлетворения депривированной потребности. Человек может выйти из состояния нелюбви к себе, апатии и депрессии с помощью специалиста.

Почему дети несчастны? Что будет с недолюбленным ребенком, когда он вырастет? Все ли родители видят, когда с их чадом “происходит что-то не то”? И самое главное – как помочь и детям, и родителям?

Оксана Ковалевская, психолог:

Что такое депривация?

Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез, целый спектр психосоматических заболеваний, проблемы с общением, с учебой, проблемы половой, ролевой идентификации, девиантное поведение (побеги из дома, воровство) и мн.др.

И, несмотря на то, что каждый отдельный такой случай, каждая отдельная семья будет иметь свою особенную историю, общими для них становятся выявляемые в анамнезе опыт перенесения деприваций и нескомпенсированность их последствий.

Именно о депривации нам представляется чрезвычайно важным сегодня говорить. Что это такое?

Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кстати тогда же появилось понятие «анаклектическая депрессия»: множество младенцев, перенесших в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и погибали.

В современной научной литературе термин «депривация» (от лат. deprivatio – потеря, лишение чего-либо) активно используется и означает – «то психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, где человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». *

Т. е. соответственно, можно сказать, что депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

Круг явлений, подпадающих под понятие депривации, достаточно широк. Так, психология традиционно рассматривает разные виды деприваций, отмечая при этом различные формы их протекания – явную и скрытую (частичную, маскированную). Существует пищевая, двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и многие другие виды деприваций.

Трудный багаж

В жизни, безусловно, разные виды деприваций сложно переплетаются. Каждый раз важно, кто претерпевает депривацию (возраст, пол, актуальное состояние, актуальная жизненная ситуация, биографический «багаж» человека, его общая психофизиологическая устойчивость и т.д.), а также свойства (сила, длительность, жесткость) самого депривационного события, какого уровня (соматического, психического или психологического) коснутся всегда разрушительные последствия того или иного вида депривации, в какой мере (эти последствия могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и всего склада личности, и целый спектр соматических изменений), и, будут ли следствия депривации реактивными или же отставленными по времени – множество курсов специальных дисциплин посвящено данным вопросам. И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок , но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб , что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии . Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Ребенок – крайне несвободное существо. Он приходит в мир, и этот мир явлен для него его родителями, его семьей. И именно семья становится тем пространством, которое может отчасти уже в самом себе содержать депривационные для ребенка риски, именно семья становится тем пространством, которое сможет амортизировать (смягчать) и компенсировать существующие и случающиеся депривации, или, напротив, будет их усиливать, утяжелять и длить, а то и вовсе – порождать и множить.

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации , которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви .

О материнской депривации

В каких жизненных обстоятельствах происходит материнская депривация? Безусловно, во всех случаях явной потери матери – ситуации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), в ситуациях смерти матери. Но, по сути дела, и особенно для детей младенческого возраста (0-3 года), любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

– послеродовая ситуация, когда ребенка не сразу отдают матери;

– ситуации длительных отъездов матери (в отпуск, на сессию, по работе, в больницу);

– ситуации, когда с ребенком большую часть времени проводят другие люди (бабушки, няни), когда эти люди калейдоскопом меняются перед ребенком;

– когда ребенок на «пятидневке» (а то и на «смене» – месячной, годовой) у бабушки или другого человека;

– когда ребенка отдают в ясли;

– когда отдают в детсад преждевременно (а ребенок еще не готов);

– когда ребенок оказался в больнице без матери и мн.др..

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений.

Подобное всегда наблюдается:

– в многодетных семьях, где дети, как правило, рождаются с интервалом времени меньшим, чем 3 года, и мать в принципе не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько ему нужно;

– в семьях, где мать имеет серьезные проблемы с собственным физическим здоровьем (не может в полной мере осуществлять заботу – поднимать, носить на руках и пр.), и/или с психическим (при депрессивных состояниях нет достаточной степени «присутствия» для ребенка, при более глубоких психических патологиях – весь уход за ребенком от «А» до «Я» становится неадекватным);

– в семьях, где мать в ситуации длительного стресса (болезни близких, конфликты и пр., и, соответственно, мать в длящемся состоянии подавленности, возбуждения, раздражения или недовольства);

– в семьях, где отношения родителей между собой формальны, лицемерны, конкурентны, неприязненны или прямо враждебны;

– когда мать жестко следует разного рода схемам (научным или ненаучным) ухода за ребенком (которые обычно слишком общие, чтобы подходить конкретному ребенку) и не чувствует реальных нужд своего ребенка;

– данный вид депривации всегда претерпевает первый ребенок семьи при появлении второго, т.к. утрачивает свою «единственность»;

– и, конечно, материнскую депривацию испытывают дети, которых не хотели и/или не хотят.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия. К каким бы конкретным реактивным последствиям она не приводила бы каждый раз в каждом отдельном случае – от легких незначительных проявлений регрессивного поведения до картины развернутой депрессии или аутизма – можно сказать, что мишень ее опустошающего и искажающего удара это:

отношение человека к самому себе (неприятие своего тела, аутоагрессия и пр. – это отдаленные следствия материнской депривации), и

возможность устанавливать полноценные человеческие отношения с другими людьми.

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

– неполной семьи, когда отец отсутствует вовсе;

– когда отношение отца к ребенку совершенно отчужденное;

– когда отец в своем отношении реализует отнюдь не отеческие интенции (например, компенсируя на ребенке свои нереализованные в другом месте (на работе, с женой) властные амбиции и мн. др.);

– в семьях, где наблюдаются разного рода деформации самой семейной структуры и нарушены роле-половые отношения между родителями (например, семьи, где феминистическая настроенность женщины ведет к постоянному уничижению мужского вообще, или семьи со смещением ролей, когда роль матери берет на себя отец и мн. др.).

Во всех подобных ситуациях неизбежна патериальная депривация. И ребенок не сможет пройти в полной мере нормально сложнейший путь своей половой идентификации , и, в результате, в своей взрослой жизни он окажется неверно или недостаточно сообразовавшимся со своей онтологической сущностью женского или мужского и будет чрезмерно уязвим, дезориентирован или несостоятелен в пространстве соответствующих отношений и ролей.

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

(Как часто, к сожалению, многим современным родителям неочевидны те вещи, о которых идет речь выше. И более того, как часто к нам на психологический прием приводят ребенка с глубоким и выраженным расстройством адаптации или депрессивным расстройством – и это состояние собственного ребенка, то, что ребенку плохо, также неочевидно родителям, и их приход инициирован исключительно категорическим требованием школьных педагогов, например).

И на сегодняшний день проблема детских деприваций, по видимому, уже не может быть решена, преодолена в рамках и силами самой по себе отдельно взятой семьи.

Высказываемые нами положения могут показаться слишком категоричными или, во всяком случае, касающимися определенно не каждой семьи. Действительно, отдельные жизненные наблюдения как будто способны развенчать многие из описанных моментов. Например, в совершенно благополучной семье, максимально избегающей депривационных ситуаций, развитие ребенка все же может идти путем обретения и усиления различных нарушений. Или, ребенок прошел «огонь, воду и медные трубы» по части проживания депривационных ситуаций, а его развитие идет относительно нормально. Все подобные ситуации – отнюдь не исключения из опиcываемых схем. Но чтобы это увидеть, необходимо прийти к пониманию всего объема проблемы депривации, а это невозможно без упоминания еще одного ее важнейшего ракурса.

В действительности, в реальной жизни изученные психологией и медициной виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
На наш взгляд, и сегодня об этом можно уверенно говорить, ядро, структура и вместе с тем предопределяющий вектор всех возможных скрыто и неосознаваемо протекающих видов деприваций становятся уловимыми в свете проблемы межаффективного взаимодействия людей.

О чем идет речь?

О том, что все человечество с Адама депривировано в отношении полноты и целостности человеческого бытия. Приданные при этом человечеству три разных модуса бытия разделяют людей в самых основах их способов восприятия мира, их способов действования в мире, их способов мышления.

(Как масштабно и конструкторски видит мир Л.Толстой, как обращен взгляд Достоевского к ознобу и трепету внутренних переживаний, какой реалистичной живописью становится все отраженное взглядом Гоголя. Как выверен и простроен каждый кадр у Бергмана, как из этих кадров выстраивается система целого некоего его замысла, и как Сокуров снимает двухчасовой фильм одним кадром, а Феллини и К. Муратова дают непрерывный ряд, расположив все в плоскости, где оказывается невозможно структурировать и соподчинять).

И такая сущностная разделенность людей разных бытийных пространств, а вместе с тем и онтологическая непримиримость и противостояние между ними – неизбывный трагизм человеческой жизни.

Где искать диалог?

А так как сложности диалога между людьми разных способов восприятия мира и сложности взаимодействия их друг с другом – это проблема всеобщая и повсеместная, то это сообщает и депривации масштаб всеобщего и повсеместного явления.

Действительно, если ребенок и родитель – люди разных бытийных пространств, то неизбежна депривация, которую следовало бы назвать диалогической депривацией. И ее особенностью будет системный и хронический характер ее протекания. (А если родитель и ребенок люди одного бытийного пространства, то тут изначально будет больше «бытийного родства». И такая защищенность пониманием родителя даст ребенку большую устойчивость перед разного рода отдельно идущими лишениями и ограничениями.

В таком «родстве» ребенок может оказаться с другим человеком, например, с бабушкой. Это объясняет те случаи, когда ребенок претерпевает, например, материнскую депривацию без чрезмерного ущерба. Во всех подобных случаях депривационный риск будет касаться области личностного развития ребенка. Поскольку каждое бытийное пространство имеет свое совершенство, но и свою недостаточность, то можно сказать, что ведение подобного подобным может приводить к сужению симулякровых возможностей человека).

Вообще, хорошо бы родителю, узнав самого себя, как можно раньше познакомиться со своим ребенком (– кто это? – каков он? – как он видит? – что он видит? – чего он хочет? – как он мыслит? – где и в чем источники его удовольствия, энергии и комфорта?), а не считать априори ребенка своей копией, тиражом самого себя и не проецировать на него свой опыт и свои представления, что весьма распространенно. Данное различение выявило бы множество депривационных рисков.

В самом деле, если родитель

– человек волевой, целеустремленный, опирающийся в своем восприятии мира на систему своих представлений о мире и действующий в соответствии с ними;

– человек закрытый, т.е. стабильный в плане зависимости от внешних факторов;

– человек, комфортное состояние которого обеспечивается наличием перспективы и возможностью успешно действовать,
то уже одно это позволяет предположить, что само сидение с ребенком (младенцем) может оказаться для такого родителя депрессогенным. Но, положим, этот родитель поставил себе цель правильной заботы о ребенке и до 3-х лет избегает всех стандартных явных депривирующих эпизодов (не выходит на работу, не уезжает без ребенка и т.д.).

Скорее всего, жизнь малыша в этом возрастном периоде пройдет в поездках в горы, на море, в походах и в тусовках разного рода, и как только с ним станет возможным чем-либо заниматься, он будет отправлен на какие-либо когнитивно развивающие занятия. Первыми его культурными выходами станут шумные игровые комнаты, аквапарки и, конечно, цирк. И все это может оказаться нетравматичным и как будто подходящим в случае, если ребенок точно такой же аффективной природы, что и его родитель.

Как будто, потому что и здесь кроются депривационные риски. Один из них коснется в последующем сферы скучания: ребенок будет быстро пресыщаться, постоянно требовать нового, быстро все отбрасывать – будет сужена его способность к монотонной продолженной деятельности, т. е. такому человеческому качеству как терпение будет нанесен ущерб.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок иного способа восприятия – «смотрящего» – человек, совершенно открытый кругу явленного, воспринимающий мир посредством ощущений, дающий постоянный непосредственный отклик на происходящее и постоянно сообразующийся с ним. У такого человека не будет целеполагания и планирования, анализа и оценки (в том смысле, в котором о них принято говорить), у него не будет образовываться навык, который мог бы быть перенесен из ситуации в ситуацию. И здесь неизбежны множественные депривации. И в данном случае они будут касаться и базовых, и бытийных потребностей ребенка.

Уже на уровне тактильного контакта возможны нестроения: родителю важна цель совершаемых им действий заботы – покормить, искупать и т.д., а чутко реагирующий на малейшие нюансы ощущений ребенок будет испытывать недостаточность качеств самого процесса – жест, пластика, вкус, свет, мелодичность и др. Та гамма ощущений, которая открыта такому ребенку во всем, практически неведома (недоступна) и, соответственно, не значима его родителю.

Тот образ жизни, который мы обрисовали и который волевой родитель, следуя своим лучшим побуждениям, предложит и здесь, будет для такого ребенка перенасыщен стимулами (громкие резкие звуки, постоянные смены картин перед глазами, смены обстановки) и будет его только дезориентировать и дезадаптировать. Шахматный кружок и математическая школа – когда этот ребенок истощится, вопрос его сил и времени. Истощатся его витальные силы, потому что его удовольствия и его источники энергии в другом пространстве (в пространстве эстетики), о котором родитель может даже не ведать или никак не смочь придать этому пространству ценность в собственных глазах.

Достаточно отчетливо «механику» взаимодействия этих двух бытийных пространств мы можем пронаблюдать, например, обратившись к биографиям Ван Гога и Н.Гоголя.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок «чувствующий» – человек, восприятие которого избирательно и особо центрировано на событиях, имеющих отношение к жизни чувств и, соответственно, на всех аспектах и тонкостях межличностных отношений. Человек, изначально настроенный своим восприятием на узнавание смысла. Человек рефлексивный и герметичный (глубина, сила и длительность внутренних переживаний такого человека не имеет, как правило, эквивалентного способа внешнего выражения). Человек, волевые и целевые способности которого всегда в залоге его настроения, а способность действовать – в залоге наличия смысла. И здесь не столько важно, какими внешними сюжетами идет жизнь такого тандема, сколько качеством каких межличностных отношений она наполнена или не наполнена.

Волевой родитель может вообще не ухватывать, чего именно в его отношении к ребенку постоянно не хватает этому ребенку, может даже не представлять себе, каким звучанием в ребенке отзовутся отдельные незначительные (с точки зрения родителя) слова, сцены и т.д. Такая пара – это вечный конфликт формы и содержания, абстракции и метафоры. Если «волевой» родитель хотел бы себе представить, что может испытывать его «чувствующий» ребенок, мы можем адресовать, например, к произведению Ф.Кафки «Письмо отцу».

Т.е., речь идет каждый раз о невольных (ненамеренных и часто неосознаваемых) и, вместе с тем, неотвратимых депривациях.

Лишь обозначив данным эскизом проблему диалогической депривации как проблему всеобщую и повсеместную, мы, казалось бы, вывели ее к контексту, где остается лишь сокрушенно отчаиваться. Но этого не должно происходить. Напротив, обретая некоторую ясность в отношении какого-либо явления своей жизни, жизни вообще, мы должны начать думать, как и что следовало бы начать стараться не допускать, менять, исправлять, преодолевать, в общем – исцелять.

И видя теперь в свете изложенного, следствием каких непростых путей каких депривационных воздействий могло явиться сегодняшнее неблагополучие ребенка, мы должны понимать, что для компенсации нанесенного ущерба нам потребуется соответствующей же сложности вся огромность нашего усилия.

Как быть?

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

– Если речь идет о болезненном состоянии (психосоматическом или психическом) ребенка и его родителей – необходим врач психиатр .

– Если нужно вообще сориентироваться в ситуации (кто я? каков мой ребенок?), разобраться в структуре проблем, научиться понимать (учитывать) возможности и невозможности друг друга, выстроить тактику имеющих психотерапевтический эффект мероприятий и занятий, а также стратегию шагов, способных компенсировать последствия деприваций – необходим психолог .

– Если речь идет об отдельных аспектах интеллектуальной депривации ребенка – необходим педагог . (Тема «педагогика и детские депривации» – должна стать темой отдельного серьезного рассмотрения. Понятно, что школа не сможет компенсировать материнскую и отцовскую депривацию, но, на наш взгляд, в ее задачи могла бы войти компенсация диалогической компенсации детей).

– Если же речь идет об истинном примирении непримиримого (например, истинном «вместе» в случае диалогической депривации), об истинном восполнении невосполнимого (например, в случаях необратимости некоторых депривационных последствий и вообще всех невосполнимых потерь), то это становится возможным только перед лицом Бога и не может быть решаемо вне духовного пространства.

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник .

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

____________________________________________________________________________________
* Стоящий в латинском тезаурусе знак вопроса у слова deprivo («?deprivo») – говорит о небезусловном прочтении корневой гласной в оригинальных текстах. И вполне возможно, что слово deprivatio изначально явилось случайным сколком (частным значением) слова depravatio – искажение, порча, обезображение, искривление.

Примечательно, что целых четыре греческих слова были переведены на латынь глаголом depravo:

αφανιζω – приносить очистительную жертву
διαφθειρω – разрушать, опустошать, губить, убивать, портить, искажать
εκφαυλιζω – пренебрегать, мало ценить, считать дурным, презирать
στερισκω – лишать.

А ведь именно в этих значениях мы наблюдаем в жизни феномен, описанный современной наукой понятием «депривация».

:

К священнику или к психологу?

Православный детский психолог Оксана Ковалевская, имеющая огромный практический опыт, заканчивает свою статью упованием на взаимодействие психолога, психиатра и , как необходимого союза в деле помощи ребенку и его родителям. Я могу сказать, исходя из моего опыта работы с Оксаной Борисовной, которая является прихожанкой нашего храма, а также с другими психологами и психиатрами из нашего прихода, что это сотрудничество необыкновенно плодотворно.

Православный психолог – это не конфессиональная принадлежность, а тот, кто, по моему мнению, осмысляет психологию или психиатрию, прежде всего, как христианскую антропологию. И одновременно с этим использует все достижения современной психологии, психиатрии, психоанализа.

На самом деле, области современной психологии, современной психиатрии оторваны от христианского учения и нередко бывают бесплодными и уводящими в совершенно иные сферы. Поэтому сегодня очень часто и , и психиатрия находятся под подозрительным взглядом современных христиан.

И когда психолог или психиатр, вооруженный современными знаниями и методиками, смотрит на тебя и твоего ребенка христианскими глазами и, понимая, что он как специалист без помощи Божией, без Таинств Церкви, без погружения в Евангельскую жизнь, без выправления себя по Евангелию, сделать ничего не может, тогда союз врача и священника, союз психолога или психиатра и священника начинает приносить очень хороший результат.

Священнику необходимо знать и замечать сложные проблемные вещи в семьях, которые находятся под его окормлением в его приходе. И священнику необходимы сотрудники в этой области, которым он бы мог доверять.

Когда в лице психолога и психиатра священник встречает христианина, когда эти люди готовы вместе сотрудничать, получается удивительно плодотворный союз. И в течение уже очень многих лет Оксана Борисовна – моя помощница, а я – ее помощник. Я вижу детей в гимназии, семьи в приходе, которые нуждаются в серьезной психологической опеке. А с другой стороны Оксана видит тех, кто приходит к ней, и понимает, что они нуждаются в настоящей духовной опеке. И тогда происходит исцеление, тогда происходит помощь, наступает полнота, недостающая человеку в результате депривационных процессов.

Еще необходимо сказать, что те состояния, о которых говорит эта статья, не подразумевают виновного, здесь говорится о проблеме. Это очень важно понять: люди, которые находятся под действием депривации – это в той или иной степени почти что каждый из нас. И как уберечь своего ребенка, как сохранить своего ребенка, как восполнить недостающее – это вопрос каждого родителя, который нужно решать со священником, психологом, в каких-то случаях вместе с психиатром.

И хотелось бы подчеркнуть, что духовные и психологические проблемы – это проблемы разных областей. Они между собой пограничны, они часто лежат в одной плоскости, но это не одно и то же.

И статья Оксаны Ковалевской – очень важный посыл нашего духовно-психологического сообщества христианским семьям, чтобы мы вместе начали решать эту непростую проблему.

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.). О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ. Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века. В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации. Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение. В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов. Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются. Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека. Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми. Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит. В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.). Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений. Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д. Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах. В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма. Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья. Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя. Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.). Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Гораздо сложнее дело обстоит с абсолютной депривацией, так как единственным способом ее устранения может стать предоставление человеку тех благ, которых он лишен или помощи для их самостоятельного достижения. Однако в этом случае грамотная психотерапия и психологическая помощь также рекомендуется.

Кроме того, существует несколько способов, позволяющих временно отключить механизмы депривации. Считается, что выработка агрессии, вызванная лишениями, прекращается при стрессовом воздействии, а также интенсивных физических нагрузках. Последствия двигательных и сенсорных ограничений можно вполне успешно компенсировать в творческой деятельности, тогда как при нехватке материнского внимания, проблема становится куда глубже. При этом чем раньше личность испытала на себе подобные ограничения, тем больше негативных последствий возникает и тем тяжелее с ними справиться в дальнейшем.

В настоящее время термин «депривация» активно используется в психологической и медицинской литературе. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, которое в буквальном переводе означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. pressare- «пресс», «давить» и англ. depression - «депрессия», «подавление»).

В англоязычной литературе понятие «депривация» обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. При этом речь идет не о физических лишениях, а о недостаточном удовлетворении именно психических потребностей, следовательно, психической депривации. Именно психологическая сторона этих последствий существенна потому, что вне зависимости от того, ограничена ли двигательная активность человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишён ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически схожи . Они могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера .

Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает .

Наиболее полное и развёрнутое определение психической депривации дали Й. Лангмейер и З. Матейчек: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» .

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей, которые во всех человеческих культурах признаются приблизительно одинаковыми, авторы включают :

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с матерью или лицом её заменяющим), которые обеспечивают возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.

В качестве синонима психической депривации используется термин «госпитализм». Госпитализм ограничивается описанием ситуации, при которой происходят лишения в учреждениях - в большинстве случаев это больничная среда, однако больничная ситуация может сопровождаться и иными влияниями, помимо депривации (большая возможность заражения, перемена режима, недостаток сна, повышенная возможность для конфликтов при жизни в коллективе и т.д.). Но стоит отметить, что при благоприятных условиях депривация в учреждениях может совсем не возникнуть .

Кроме термина «госпитализм» используются понятия «сепарация» и «изоляция», употребляющиеся как равнозначные. Но их можно скорее определить как условие самой депривации или же, как условие, способствующее возникновению депривационной ситуации, то есть такой жизненной ситуации, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей .

Так же следует отметить определение депривации, данное социологами: депривация есть любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, то есть индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть.

Довольно близкое к понятию депривации понятие фрустрации, но их нельзя употреблять как тождественные.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. по этому поводу.

Одно из наиболее важных отличий фрустрации от депривации заключается в осознанности субъектом невозможности удовлетворения потребности. Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Следовательно, её последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так же она представляет собой значительно более серьезное и тяжелое состояние, чем фрустрация. Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят такой пример: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и ему предоставляется возможность играть с чем-либо, что ему нравится меньше. Депривация же возникает, если ребенку вообще не предоставляется возможность играть вообще .

А. Маслоу в контексте сопоставления понятий угрозы, фрустрации и депривации выделяет две разновидности последней: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Депривация небазовых потребностей является несущественной для организма, легко замещаемой и не вызывает серьезных последствий. Угрожающую депривацию можно определить как угрозу личности, она угрожает жизненным целям индивидуума, его защитным системам, самооценке, препятствует его самоактуализации, то есть делает невозможным удовлетворение базовых потребностей .

Значение объекта-цели для индивидуума двойственно: это может быть значение истинное, или внутреннее, а может быть символическое. А. Маслоу приводит такой пример: двое детей захотели мороженого, но не получили его. Первый ребенок, услышав отказ матери купить мороженое, почувствовал, что просто лишился удовольствия съесть мороженое, тогда как второй в большей степени воспринял отказ как невозможность удовлетворить свою потребность быть любимым, для него мороженое стало символом материнской любви, оно приобрело психологическую ценность. Так, в первом случае депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьёзные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви (второй случай), то такая депривация рассматривается как фрустрирующая .

Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности. Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т.п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям .

Некоторые исследователи при определении понятия депривации проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Серьёзные нарушения развития и функционирования организма возникают как при дефиците питания, недостатка витаминов, кислорода, так и в случае психического дефицита - недостатка социальных контактов, сенсорной стимуляции и т.п. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду .

Итак, рассмотрев основные подходы к определению понятия депривации, следует отметить, что все они сходны в одном центральном моменте: депривация есть лишение или ограничение возможностей удовлетворения потребностей. В зависимости от того, чего именно лишён человек, выделяют различные её виды. Так Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют четыре основных вида психической депривации.

1) Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2) Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3) Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4) Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Раскрывая более подробно приведённые выше виды депривации, следует отметить следующие моменты.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обеднённая среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов . Это понятие использовал в своих работах Д. Хебб, который выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение - важное условие благоприятного развития маленького ребенка .

Известный отечественный психолог Л.И. Божович выдвинула положение о том, что у детей при переходе их от периода новорожденности к младенческому возрасту возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях. Она выражается в появлении у детей зрительного сосредоточения, которое в свою очередь изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний. Эта потребность является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью .

Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И.П. Павлову), у него появляются ложные убеждения. Дефицит информации в профессиональной деятельности приводит к ошибкам, препятствует принятию продуктивных решений. Влияние информационного голода на психику особенно ярко проявляется в экстремальных условиях деятельности .

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Первая, наиболее важная эмоциональная связь устанавливается между младенцем и матерью или тем, кто заботится о ребёнке. Установлением этой связи удовлетворяется потребность в любви и признании. Выраженный дефицит общения ребёнка с матерью, то есть материнская депривация, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребёнка. Например, дети, потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишённые его в ранний период развития (вследствие нейтральности или даже эмоциональной неприязни окружающих), теряют способность к такому контакту в будущем . Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, а также в социально не защищённых и неполных семьях, когда ребёнок воспитывается с одним из родителей, который не уделяет ему должного внимания и не обеспечивает необходимым в жизни. Также ситуация эмоциональной депривации способствует развитию феномена отчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ко второму, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений, прервать которую бывает достаточно сложно).

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми.

Классическим примером здесь являются так называемые дети-маугли, которые с самого раннего детства лишены контактов с социумом и не имеют возможности развиваться в культурном плане.

Помимо указанных выше видов депривации существуют и другие. Например, когда возникает резкое ограничение движения (в результате болезни, травмы и др.) можно говорить о двигательной депривации. Особенно тяжелы её последствия для детей: наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, подвержены депрессивным состояниям, которые могут сменяться взрывами ярости и агрессивности .

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Кроме видов, существуют различные формы проявления деприваций - явные или скрытые.

Явная депривация носит очевидный характер: длительное пребывание человека изолированно от общества, воспитание ребёнка в детском доме и т.п.

Скрытая депривация (по Г. Харлоу), или частичная (по Дж. Боулби) возникает в том случае, когда даже при внешне благоприятных условиях нет возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Дж. Боулби говорит о частичной депривации там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине обеднены и неудовлетворительны. В дополнение к этому Г. Харлоу различие между нарушенным и между недостаточным отношением матери к ребенку .

Выделяют также экзистенцианальную депривацию, которую можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение и т.п.

Социологи Ю.Г. Волков и В.И. Добреньков изначально рассматривали депривацию не только как психический феномен, то есть основой для выделения её видов для них было понятие не психической депривации, а депривации вообще.

1) экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп;

2) социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни;

3) организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.;

4) этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп;

5) психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума, то есть отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни, и в ней различные виды депривации обычно встречаются не изолированно друг от друга, а образуют довольно сложные переплетения. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой, но все они предполагают фрустрирующую ситуацию, которая требует от человека выдержки и терпения.

Воздействие любого вида депривации влечёт за собой негативные последствия для психики человека, но в зависимости от его врождённых качеств (например, тип нервной системы) степень воздействия оказывается различной.

Выводы по первой главе

Начало исследования проблемы психической депривации можно отнести ещё к классическому психоанализу, но до сих пор нет наиболее полного раскрытия сущности, причин и последствий данного феномена.

Представители психоаналитического направления видят причину депривации, главным образом, в дефиците общения с матерью. В теории учения основным фактором задержки психического развития рассматривается ограниченность двигательной и исследовательской активности ребёнка и дефицит полноценного взаимодействия с окружающей средой. Сторонники мотивационной теории в качестве условия депривации выделяют недостаток социальных стимулов. Социологии видят причину депривации в недостатке общения и взаимодействия ребёнка с человеком, выполняющим строго определённую роль в социальной структуре ребёнка. В работах отечественных психологов причиной депривации рассматривается недостаток общения ребёнка со взрослыми, вследствие чего нарушается процесс передачи социокультурного опыта, наблюдается бедность проявлений эмоциональных реакций ребёнка, отчужденность детей, снижение общего уровня развития и т.д.

Наиболее полное определение психической депривации было сформулировано Й. Лангмейером и З. Матейчеком - это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

В качестве синонима депривации часто используют понятия «сепарация», «изоляция» и «госпитализм». Первые два термина можно определить скорее как условие психической депривации, а «госпитализм» имеет гораздо более узкое содержание и представляет собой, в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома.

психический депривация личность ребенок

Понятие депривации. Нужно отметить, что понятие "депривация" в научной литературе трактуют по-разному. Д. Хебб раскрывает ее как специфическое состояние, связанное с биологически полноценным, но психически недостаточным средой. И. Боулби в своей монографии "Материнская забота и психическое здоровье" подчеркивал, что депривация - это ситуация, при которой субъект страдает от недостаточности эмоциональных связей, что приводит ряд нарушений психического здоровья разных степеней устойчивости. Р. Шпиц и В. Голдфарба подчеркивали основном тяжелые последствия длительной полной депривации, ее драматический ход, устойчивость и глубокое вмешательство в структуру личности, обуславливает предрасположенность к правонарушениям или даже психоза.

И. Лагмейер, 3. Матейчек отмечают: "Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени". То есть речь идет о потере чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к различным моральных и психологических отклонений в поведении и деятельности.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной.

Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, копы субъекту не предоставлена возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают различные неблагоприятные воздействия, которые случаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности - от легких, что совсем не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выраженные соматические особенности.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно выявить их можно только экспериментально.

Чаще всего выделяют такие формы психической депривации:

Депривация стимульная (сенсорная): снижено количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость;

Депривация значений (когнитивная): слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, 3. Майечек)

Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или разложения аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан;

Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Проявление депривации, Те виды и последствия. Депривация - это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловлена жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия ее внутреннего психического с внешним психическим. Депривация - это процесс и результат.

Сенсорную;

Эмоциональную;

Психомоторную;

Духовную;

Социальную;

Познавательную;

Психокультурного.

По продолжительности депривация бывает:

Кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);

Затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите)

Долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.).

Любая депривация имеет рез ли уровне развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации имеющийся, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие ее внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний - когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий - когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и неактивно.

Сенсорной депривации - это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления эйдетического, спроекцийовани извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью. Имеющиеся нарушения памяти, прямо зависящие от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Что жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия депривации эйдетического представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Негативным фактором также является духовная, эмоциональная и психомоторная депривация. На наш взгляд, влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерное материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки, в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием, ни состоянием души. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, застольем и тому подобное.

Во всех этих ситуациях люди ограничивают количество и качество духовного, эмоционального и физической нагрузки, что приводит, на наш взгляд, к духовной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Отсутствие положительного духовного (дзьховна депривация) и эмоционального (эмоциональная депривация) нагрузки на психику человека приводит постепенное увеличение негативного психоэнергетического потенциала, сформировавшегося в результате действия негативных эмоций (из-за конфликтов, поклонение деньгам, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, невозможность быстрого обогащения, потерю близких, несправедливость, негативизм, обман ради материального обогащения, отсутствие перспективы, недовольство своим положением в обществе и т.п.). Этот негативный психоэнергетический потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., снижает психическое здоровье человека.

Недаром Л.А. Богданович акцентирует внимание на том, что психогигиена "означает сохранение психического здоровья. Она касается на только состояния мозга, но и чувств человека". На это обращал внимание еще римский врач Гален, который писал о "гигиене страстей, или о моральной гигиене".

Негативное психологическое воздействие также отсутствие необходимого организму физической нагрузки. Всего для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы она постоянно получала сбалансированное положительное познавательное (умственное), духовное, эмоциональное и физическое нагрузки. их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека.

Социальной депривации - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.

Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.

Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье без отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними. Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривованого субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых ожидать от него в обществе.

Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека. Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и тому подобное.

Длительные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в различных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. К таким жизненных ситуаций можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданного связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.

Похожая изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождения младших членов семьи "; переход субъекта с одного заведения к другому; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированы семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев членство в сектах и т.д.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмирующие позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, которые говорят на другом языке, неприятие группой личности с каким-то причинам, длительное пребывание в камерах одинокого заключения, физические недостатки (толстый, длинный, низкий) и др.

На развитие социальной депривации в значительной степени влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности.

Социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ЦЕННОСТИ.

Исследования свидетельствуют о различное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.

Познавательные депривации заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач. Речь идет о "умственная нагрузка", отсутствие которого приводит к торможению умственного развития или даже его регресса. Развивается умственная «лень».

Психокультурного депривации заключается в длительном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.

Контрольные вопросы:

Что понимают под понятием "социализация"?

Какие взгляды ученых на социализацию личности?

Как происходит процесс социализации "личности?

Какие особенности социализации личности?

Раскройте факторы социализации личности.

Какие особенности социализации личности в разные возрастные периоды?

Какие институты осуществляют социализацию личности?

Что такое депривация?

Назовите формы психической депривации.

Охарактеризуйте особенности сенсорной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Чем обусловлены познавательная, социальная, психокультурного и духовная депривации?

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. пшел. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Лангмейер И, Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. - Авиценум Мед. изд-во Прага, 1984.

Мартынюк Е.И. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С.28-30.

Маслоу А. Самоакгуализация личности и образования: пер. с анл. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

Морсанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998..

Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной

личности. - М., 1986.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. ВАЯдова.-Л., 1979.

Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.