Основные механизмы стрессоустойчивости. Современные проблемы науки и образования

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности 11

1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке.. 11

1.2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии 39

1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов 54

Выводы по I главе 67

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 69

2.1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 69

2.2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 90

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 120

Выводы по II главе 129

Заключение 131

Список использованной литературы 135

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости
проведения комплексного исследования влияния уровня

стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян,

А.А. Напримеров, А.А. Реан, СВ. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке

Популярность концепции стресса обусловлена тем, что она претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, природу различных конфликтов и причины заболеваний.

Изначально публикации, посвященные проблеме стресса, были в основном по физиологической и медицинской тематике, но в последние годы все больше работ посвящены психологической проблеме стресса.

В библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу .

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной психологии, физиологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические, психолого-педагогические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Как отмечал Ф.Е. Василюк «непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят ко всему, что угодно... к таким совершенно разнородным явлениям, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение» . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» . Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» . А СВ. Касл вообще утверждает, что понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

В переводе с английского языка стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Впервые этот термин в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский ученый физиолог Ганс Селье .

По определению Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» . Автор также ввел понятия дистресса - стресса, вызывающего негативные эмоции и эустресса - вызывающего положительные эмоции. Была показана независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию, что позволило автору ввести понятие «общего адаптационного синдрома» (ОАС), состоящего из трех стадий:

Стадия тревоги (фаза шока), выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма, в первую очередь, физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции («реакции борьбы или бегства»). Е. Черепанова считает, что на этой стадии человек находится в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято;

Стадия адаптации (резистентности, сопротивления), когда организму удается успешно справиться с воздействующими на него факторами. На данной стадии организм всегда стремится обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами; если же действие стрессоров не приостанавливается, и продолжает действовать длительное время, то наступает:

Стадия истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость и наступает утомление. В это время необходима помощь «извне»: либо устранение стрессоров, либо, если это невозможно, поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая).

В настоящее время исследователями однозначно доказано, что стресс более сложное явление, чем было первоначально рассмотрено Г. Селье. Позднее сам Селье выделил в ОАС эмоциональный компонент, что в последующем позволило включить данный феномен в психологические исследования.

Наглядность подходов Г. Селье к пониманию сущности целого ряда патофизиологических феноменов и эффективность его терапевтических реакций побудили многих ученых применить концепцию стресса к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях.

Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов

Научные исследования, проведенные в психолого-педагогической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса , уровень развития коллективов групп , производственная и педагогическая практика и др.

Можно отметить, что во всех вышеизложенных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формирование положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов выделяют систему факторов, влияющих на отношение студентов к учению. Данная система представляет собой четыре группы: в I группу вошли - деятельность педагогического коллектива вуза в целом, педколлектива факультета, коллектива учебной группы, актива группы, а также отдельных личностей (кураторов, преподавателей, товарищей по институту); ко II группе относятся так называемые «факторы-стимулы» - поощрения, наказания, стипендия (исходящие или зависящие от первой группы); III группа - факторы, представляющие систему деятельностей: учебные занятия в институте, производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, их самостоятельная работа; и IV группа представлена факторами, связанными с личностными особенностями студентов, такими как гражданская позиция, удовлетворенность выбранной специальностью, самооценка и уровень притязания в учебной деятельности. Влияние данных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению авторы оценивали по трем параметрам: качеству (позитивное - негативное); силе (слабое - сильное) и устойчивости (устойчивое - неустойчивое).

На основании вышеизложенной системы, мы выделяем следующие группы факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности:

- «педагогическое воздействие» - к нему относится педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы;

- «мемсличностное взаимодействие» - взаимодействие в коллективе учебной группы;

- «факторы-стимулы» - входит система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы; мы относим сюда также и систему рейтинга, которая вводится в современных вузах. По нашему мнению, помимо контрольно-оценочной функции, данная система, а именно ее рейтинговая структура, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности;

- «система деятелыюстей в вузе» - учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа. Также к данному фактору мы вносим зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объективных факторов, влияющих на отношение к учебной деятельности. Следует отметить, что данная группа факторов, по нашему мнению, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. По нашему мнению, в группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности - это такое свойство личности как стрессоустоичивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и сохраняет психологическое здоровье студента в целом.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, считаем необходимым вначале назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности.

Многие исследователи выделяют среди них внешние и внутренние.

Так, к внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие.

В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т.п.

Однако, О.А. Конопкин отмечает, что необходимо иметь ввиду, что одни и те же внешние условия могут у различных субъектов вызывать различные по содержанию и качеству отношения, которые могут быть только отношениями деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Характер отношения зависит, в свою очередь, от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребностными мотивами и установками человека, эмоциями, чувствами и способностями, всей системой навыков, привычек и знаний, отражающих внутренний мир человека.

В то же время С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внутренние условия сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться.

По нашему мнению наиболее полной, представляющей в общем чрезвычайные условия, способствующие возникновению стресса, является классификация, приводимая В.Д. Небылицыным . Данный автор отмечает, что чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются субъектом как источник дискомфорта. Он также разделяет факторы на внешние и внутренние.

Внешние характеризуются: определенным видом воздействия (его содержательными, специфическими особенностями), продолжительностью воздействия, интенсивностью, объективной трудностью работы или достижения цели, ограниченностью времени достижения цели, дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов, физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности. Эти объективные факторы могут действительно быть названы стрессорами.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности, как показал проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

В настоящее время в научный лексикон психологии и педагогики прочно вошло понятие «технологии». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и...логия) - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производств, процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. Задачей технологии как науки является выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производств, процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов» .

В настоящее время достаточно хорошо известно понятие «педагогическая технология», рассматривающееся в различных контекстах: как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; как содержательная техника реализации учебного процесса ; как описание процесса достижения планируемых результатов обучения ; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ; как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, М.А., Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и ДР-)-

Таким образом, с одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности, а с другой технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

Рассматривая понятие «Психологические технологии» некоторые авторы подразумевают определенные психологические подходы (личностно- ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные и др.) ; другие - набор конкретных психотехник, направленных на развитие какого-либо личностного свойства (примером является книжная серия «Психологические технологии», выпускаемая издательством «Академический проект»).

Мы, в своем исследовании, исходя из вышеописанного понятия «технология», определяем, что психолого-педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психологической проблемы, на формирование и развитие определенных свойств личности. В данном исследовании решается психолого-педагогическая проблема развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и предполагается развитие такого свойства личности как стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем разработанную психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения у них уровня стрессоустойчивости на основе эклектического принципа (часто используемого на сегодняшний день в отечественной психологической практике, в основном, не скованной рамками каких-либо конкретных школ), определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности.

Стрессоустойчивость как фактор адаптации

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организмсреда ". Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организмсреда " возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Выше приведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе " индивидуумсреда ", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя "), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1). непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги) ;

2). максимально эффективная адаптация (стадия резистентности) ;

3). нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе "человексреда " уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности "человексреда " недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

Ощущение неопределенной угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожнобоязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения " общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм - действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

2) интрапсихический механизм - обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе "человексреда ", она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Стрессоустойчивость как фактор эффективности

профессиональной деятельности руководителя

Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

На стресс современный человек реагирует точно так же, как и миллион лет назад, когда наши предки гонялись за мамонтом и сражались с соседними племенами.

Организм получает команду: «Будет драка» и в результате резко повышается артериальное давление, улучшатся свертываемость крови (на случай ранения), мобилизуется иммунная система (для защиты от микробов), выбрасывается в кровь сахар. Тело полностью готово в случае опасности бежать или обороняться, в кровь выбрасывается много гормонов стресса - адреналина. Но мы… остаемся на месте, никуда не бежим, мы лишь сжимаем пальцы в кулаки и нервно кусаем губы.

В итоге не происходит выхода накопленного внутри адреналина, который подготовил организм, и он начинает негативно действовать на человека изнутри. Это может проявиться в значительном повышении артериального давления, учащении пульса, в напряжении мышц, появлении головной боли, в расстройстве стула, нарушении сердечного ритма, ухудшении снабжения кислородом сердечной мышцы, что может привести к стенокардии.

Кроме того неизрасходованный адреналин держит в спазмированном состоянии мышцы, что может спровоцировать приступы шейного и поясничного остеохондроза, за счет ущемления нервов, проходящих сквозь толщу мускулов спины.

А сгущение крови (на случай ранений) приводит к ухудшению ее циркулирования по сосудам, в ней повышается содержание холестерина, сахара и мочевой кислоты, что плохо сказывается на работе сердца, мозга и внутренних органов.

Причины стресса

Стрессам подвержены и мужчины и женщины, но у каждого организма свои особенности. Если человек замечает у себя признаки стресса, то необходимо выявить его причины, что бы было проще бороться со стрессом .

Физиологические: психоэмоциональные:

шум, охлаждение неожиданное прикосновение,

или перегревание, неустойчивость опоры,

недостаток О2 , кровопотеря быстрое увеличение в размерах

травма, лишение пищи, нечетко различимого предмета

физические нагрузки. одиночество или перенаселение.

Бывают внешние причины стресса, например:

    смена места работы

    смерть родственника

    микробы и вирусы

    температура окружающей среды

Различают так же внутренние причины стресса , такие как:

    жизненные ценности и убеждения

    личная самооценка человека

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает.

Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия.

Признаки стрессового напряжения

    Невозможность сосредоточиться на чем-то.

    Слишком частые ошибки в работе.

    Слишком часто возникает чувство усталости.

    Очень быстрая речь.

    Мысли часто улетучиваются.

    Повышенная возбудимость.

    Потеря чувства юмора.

    Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

    Пристрастие к алкогольным напиткам.

    Невозможность вовремя закончить работу.

    Повышение артериального давления, которое пациенты часто принимают за признаки гипертонии (шум в голове, приливы, жар, охватывающий лицо и шею).

    Мигренеподобные боли (боль охватывает не всю голову, а ее левую или правую часть), скованность в шее, боли в области сердца, «под ложечкой» могут способствовать постановке ошибочного диагноза язвенной болезни, сердечно-сосудистого расстройства.

    Одышка, «перехватывание» голоса являются одним из признаков нарушения функции щитовидной железы, но при нормальных анализах на гормоны – это один из симптомов стресса.

    Бессонница или постоянная сонливость, частые ночные пробуждения.

    Тошнота, расстройство работы ЖКТ.

    Приступы потливости, не связанной с жарой или физическими усилиями,

тремор, онемение конечностей.

    Сложности с концентрацией внимания и принятием даже самых простых

решений, забывчивость, потеря интереса к занятиям, которые раньше радовали

и отвлекали от проблем.

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны . Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в период повышенных требований к организму человека: на экзаменах, при выступлениях и т.д. Субъективное отражение таких стрессовых ситуаций описал А.С. Пушкин « Есть упоение в бою и бездны черной на краю « .

Положительный повышает настроение, а это положительным образом сказывается на организме: повышается иммунитет, человек ощущает прилив бодрости, превосходно выглядит и так же себя чувствует.

При положительном стрессе наблюдается равномерная нагрузка на весь организм, которая подразумевает под собой достижение поставленной задачи и желание ее исполнить, даже если при этом и придется напрячь силы организма.

Отрицательный на 90 % определяет болезни человечества, он причина ИБС, гипертонии, язвы, заболеваний бронхиальной астмы, опухолей.

Он ослабляет иммунитет, нарушает работу всех систем организма, просто сжигает тело изнутри.

При стрессе разрушаются многие необходимые витамины, происходит нарушение обменных процессов, что зачастую ведет к набору лишнего веса. Все это оказывает губительное воздействие, как на психику человека, так и на его физическое состояние.

Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток.

По данным опросов , проводимых страховыми компаниями, большая часть отлучек с рабочего места вызвана стрессами. 27% опрошенных работников заявили, что к большинству стрессов в жизни их привела работа. У 45% стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень.

70% заявили , что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье. Наиболее частые проявления стресса: повышенная нервозность, тревожность, повышение кровяного давления, гнев, раздражительность, усталость, подавленность и депрессия.

Представители разных полов реагируют на стресс по-разному - для женщин больше характерны апатия, раздражительность и тревожность, а для мужчин - агрессивность и злоупотребление алкоголем и никотином.

Как же защитить себя от стрессов?

Хотя Марк Твен говорил, что "Единственный способ сохранить здоровье - есть то, что не любишь, пить то, что не нравится. И делать то, чего не хочется делать."

Тем не менее медики предлагают нам несколько простых правил сохранения здоровья и стрессоустойчивости.

Выделяют три группы способов повышения общей устойчивости человеческого организма.

Первая группа – включает способы, использующие психологические факторы

воздействия на организм

Вторая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия

на организм

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с

биологически активными веществами.

Первая группа – аутогенная тренировка, психотерапия.

    Мудрость долгожителей заключается в том, что они довольны своей жизнью: "Все чем я обладаю, прекрасно, а если чего-то у меня нет, это не имеет значения".

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужества, чтобы бороться с тем, что я доложен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого" .

    Смех: Улыбка дарит нам продление века, а злоба старит человека.

    Музыкальная фармакотерапия: Тихая и плавная музыка успокаивает а громкая и радостная – тонизирует.

    Цветовая культура человека:

Белый – улучшает психическое настроение, но быстро утомляет;

Серый – успокаивает;

Черный – давит, страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться;

Красный – возбуждает, воодушевляет, учащает дыхание и пульс;

Коричневый – защищающий, «Уютный « , но в больших дозах может вызвать апатию;

Зеленый и Синий - успокаивают, усыпляют, снижают АД, частоту дыхания;

Голубой – делает человека миролюбивым и безмятежным;

Фиолетовый – повышает внушаемость, выражает скрытую активность.

    Растения, цветы –

Раскидистая крона (дуб, тополь, акация) – активизируют, а овальная и зонтичная крона – успокаивает.

    Человеческое общение.

    Положительные эмоции. Организуйте на своем месте, если это допустимо в ваших условиях, оазис хорошего настроения: любимые фото или картинки, цветок в красивом горшочке, красивая статуэтка и т.д. в соответствии с вашим вкусом. Посматривайте туда время от времени, напоминая себе, что работа – это не сама жизнь и не самая важная.

Каждый человек носит в себе врача, важно помочь ему в работе. (Гиппократ)

Вторая группа – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

1. Двигайтесь…без движений.

    Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимайте стопы от пола и делайте ими едва заметные движения наружу и внутрь.

    Напрягая стопы, подожмите под себя пальцы, затем распрямите их.

    Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимайте пальцы в кулак и распрямляйте их.

    Напрягая мышцы спины, прогнитесь в пояснице, сведите и разведите лопатки.

    Втягивайте и выпячивайте живот: при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

    Напрягайте и расслабляйте ягодичные мышцы.

    Напрягая мышцы шеи, выполняйте едва заметные движения головой вправо – влево, вверх – вниз, по и против часовой стрелки Движения глазами вправо – влево, вверх - вниз, по и против часовой стрелки.

2. Сон - главная защита человека от различных неприятностей. Американский психиатр Крипке утверждал, что "лучший способ избавится от тяжелого беспокойства или умственной путаницы - преспать их." У людей, которые спят 7-8 часов смертность минимальна, а кто больше 10 часов- она выше в 1.5 раза. Во сне человек творит - Пушкин, Бетховен, Менделеев.

При отсутствии полноценного сна происходит общее снижение иммунитета и увеличивается риск возникновения различных заболеваний. Повышается утомляемость и понижается сопротивляемость организма различным внешним воздействиям. Иногда доходит до того, что начинается выпадение волос. А также может развиться гипертония, сахарный диабет и другие заболевания. Понижается стрессоустойчивость, преобладает плохое настроение, отношения с людьми зачастую становятся напряженными.

Также происходит ухудшение состояния кожи. Недосыпание является катализатором образования морщин. Еще одним следствием недосыпания является ухудшение зрения, снижение его остроты. Кроме того, может произойти отек зрительного нерва, что приведет к резкому ухудшению зрения.

И еще одним побочным эффектом, который может возникнуть при недостатке сна, является лишний вес. Происходит замедление обменных процессов, вследствие этого потребляемые нами калории благополучно начинают откладываться в жир. Кроме того, при замедлении обменных процессов происходит увеличение уровня сахара в крови, что также способствует увеличению веса.

Специалисты рекомендуют особенно внимательно относиться к поведению организма ночью: частые ночные походы в туалет могут сигнализировать о развивающейся почечной недостаточности, а повторяющиеся ночные боли в каком-либо участке тела (даже если днем вы о них и не вспоминаете) раньше любого диагноста укажут на необходимость обратиться за консультацией к врачу.

Днем у мозга слишком много отвлекающих факторов: шум, свет, напряженная мыслительная или физическая деятельность. Ночью создаются совершенно особые условия. Органы восприятия переведены в пассивное состояние, чтобы обеспечить две важнейшие функции: «ревизию» мозгом состояния всех внутренних органов и очищение организма. Сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление (если по каким-то причи­нам этого не происходит, переход ко сну становится затруднительным), пищеварительная активность при­ближается к нулю. Что же в это время работает в полную силу?

Почки – едва ли не главный «ночной» орган. Это объясняется даже положением тела во время сна: когда мы лежим, кровь активнее поступает в зону поясницы, а значит, к почкам. В это время на них лежит важнейшая функция: переработать и вывести из организма все ненужные ему вещества. Но не только.

С правильным функционированием почек связаны и артериальное давление, и даже образование кальция (а значит, и состояние всей костной системы): ночью почки активнее выделяют гормон кальцитамин, укрепляя скелет и помогая преодолевать последствия дневных стрессов. Чтобы не усугублять нагрузку на почки, следует избегать чрезмерного (особенно вечернего) употребления соли, а тем более сочетания соли и жидкости. Иначе в попытке справиться с этим коктейлем выделительная система затребует помощи у сердца, что неизбежно приведет к сбою сна. Вы сразу ощутите проблемы с засыпанием, будете часто вставать ночью.

Не стоит пренебрегать великим значением сна для организма человека. Последствия жизни наперекор биоритмам далеко не радужны: повышается риск сердечнососудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета. Поэтому медики настоятельно советуют: даже если объективные обстоятельства жизни и работы требуют ночных бдений, придерживаться такого режима не рекомендуется дольше трех-четырех лет. За это время организм изрядно изнашивается (даже если вам так не кажется). При первой же возможности следует вернуться к дневной жизни.

3 . РЕЛАССАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Упражнения для мышц лица:

1- "маска удивления" (подъем бровей) ;

2 –"маска гнева" (предельно сводятся межбровные складки, лоб нахмурен);

3 –"зажмуривание" (напряжение круговых мышц глаз);

4 –"маска поцелуя" (губы постепенно сжимаются);

5 – "маска смеха" (глаза чуть прищурены, губы сжаты, поднимаются углы рта);

6 –"маска недовольства"(сжимаются губы, поднимаются мышцы подбородка, опускаются уголки рта).

4 . Дыхательная гимнастика

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Дыхательные техники считаются одним из лучших средств от стресса. Контроль над дыханием помогает взять себя в руки и снизить уровень тревоги в экстремальной ситуации.

При возникновении тяжелой ситуации нужно:

    задержать дыхание на вдохе (на 10-15 секунд);

    сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно опустить (2-3 раза);

    потянуться, помассировать пальцы, ушные раковины и шейно-затылочную зону;

    вдох через нос, выдох через рот;

    вдох через рот, выдох через нос;

    вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями; несколько раз зевнуть и потянуться.

5. Китайцы еще тысячи лет назад знали , что одно из важнейших средств сохранения здоровья - это акупунктурный массаж.

1 . Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком 15-20 сек.

2. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляясь растягивайте шейный отдел позвоночника.

3. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладони, чтобы руки задрожали. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10 сек. – и стало жарко.

4. Интенсивно и ритмично зажмуривать глаза, а затем расслабить мышцы лица.

5. Говоря о способах саморегуляции нельзя не сказать о наших руках. Основные упражения : Растирание; Гармошечка; Догоняшки; Солдатики и Колечко на пальчик.

6 . Контрастный душ.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами:

1. Рациональное питание.

Лучше вовсе не есть ничего, чем есть что попало; Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить». Омар Хайям

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».Сократ

Пока мы живы, пища нам нужна, В ней сил исток, дает нам рост она. Когда же нужной пищи не хватает, Слабеем мы, и тело наше тает. Хвалы достойна пища, если вновь Она заменит и очистит кровь.Авицена

Науке стало ясно, почему дети, да и взрослые, любят мороженное: оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан - эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

Чтобы понизить уровень эмоционального напряжения, нужно съесть шоколад. Ученые выявили, что у потребление в пищу 40 г горького шоколада каждый день на протяжении 14 дней способствует снижению уровня гормонов стресса.

При этом темный шоколад способен изменить в положительную сторону биохимические процессы в организме, которые происходят в стрессовых ситуациях. Поэтому смело берите с собой на работу 4 дольки горького шоколада.

Так же есть продукты, содержащие «гормон радости». Самые распространенные из них: гречка, овсянка, бананы, орешки ( о ни богаты питательными веществами, участвующими в выработке серотонина, витаминами В и Е, антиоксидантами, которые помогут вам побороть стресс).

Жирные кислоты омега3. и жирная рыба (тунец, лосось, сельдь, сардины) содержат много омега3 и помогают побороть стресс, беспокойство и депрессию. Старайтесь съедать по крайней мере 200 граммов жирной рыбы в неделю. Недолюбливаете рыбу? Выбирайте вместо рыбных блюд семена льна или льняное масло, семена чиа и грецкие орехи.

Витамин С. Он также поможет снять стресс. Мужчины должны получать около 90 мг витамина С ежедневно, а женщины - 75 мг. Это цитрусовые, шиповник, черная смородина (в них много витамина C), миндаль, сырые семена тыквы, овощ швейцарский мангольд в вареном виде, шпинат, растительные масла (особенно из зародышей пшеницы, оливковое, кокосовое, рыжиковое, конопляное). Последние 5 наименований продуктов богаты витамином E.

2. Успокаивающие растения.

В тибетской медицине растения, продлевающие человеческую жизнь, подразделяются на три группы:

    жизнедатели (валерьяна и розы),

    охранители (мята),

    восстановители (хвойные деревья и эвкалипт).

1. Мелисса

Данное растения проявляет мощный успокоительный эффект, не вызывая привыкания. Мелисса считается абсолютно безопасной и широко используется для снятия беспокойства. Ею лечат бессонницу, снижают уровень тревожности и устраняют стресс. Если в одном напитке соединить мелиссу и валериану, то такой тандем способен заменить лекарственные средства от стресса!

2. Валериана

Эта трава часто используется при сильной тревожности, когда приближается какое-либо ответственное событие, например, выступление перед многочисленной публикой либо экзамен. Валериана допускается к употреблению как на протяжении дня, так и непосредственно перед отходом ко сну.

3. Зверобой

Зверобой в виде настойки используют не только при стрессе, но при депрессивных состояниях. Он прекрасно снимает симптомы расстройства нервной системы и может быть показан к употреблению в период менопаузы и предменструального синдрома. Чтобы зверобой помог избавиться от стресса, настаивать его следует только на спиртовой основе. Это может быть как медицинский спирт, так и водка. Только спирт предварительно разводят до крепости в 40°.

4. Ромашка

Сушеная ромашка славится своим мощным седативным действием. Она хорошо снимает тревожность, прекрасно расслабляет все тело.

5. Мята

В составе этой травы присутствуют ментол, лимонен, кариофиллен, альфа-пинен, карвон и прочие химические соединения, которые работают сообща и помогают избавиться от последствий стресса. Мятный чай прекрасно расслабляет, уменьшает беспокойство и снимает раздражительность. Вследствие употребления такого напитка организм полностью восстанавливается и начинает функционировать правильно.

6. Хмель

Шишки хмеля принято заваривать в тех ситуациях, когда человек не способен самостоятельно справиться со стрессом. Это растение отлично справляется с эмоциональным напряжением и снимает возбудимость. Важно! Отваром из хмеля нельзя злоупотреблять, так как это может привести к таким негативным последствиям, как тошнота, рвота, мигрень, головокружение и боли в области сердца

7 . Иван-чай

Это растение проявляет очень мягкое седативное действие, защищает от стрессов и проявляет противосудорожный эффект. Напиток из иван-чая поможет вам не только устранить тревожность, но и подарит организму способность в дальнейшем стойко переносить влияние факторов, вызывающих стресс.

3. Медикаментозные средства для снятия стресса

Существует несколько групп лекарственных средств, некоторые из которых специально разработаны для борьбы со стрессом, а другие обладают подобными свойствами в качестве «побочного» эффекта к основному действию.

    Классические сильнодействующие рецептурные препараты (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и т.д.) назначаются только врачом после предварительного обследования. Такие лекарства имеют направленные действия - они тормозят или активируют работу нервной системы, что важно при преодолении тяжелого стресса, угрожающего жизни пациента. Средства из этой группы назначаются при стрессовых расстройствах временно, до устранения тревожных симптомов. Один из самых известных препаратов группы - «Диазепам».

    Безрецептурные анксиолитики . Средства этой группы лишены недостатков, присущих классическим сильнодействующим препаратам: не вызывают привыкания, практически не имеют побочных эффектов, не вызывают сонливости, не притупляют чувства и реакцию.

К таким средствам можно отнести «Афобазол» - анксиолитик селективного действия, оказывающий не только успокаивающее, но и стимулирующее действие. Препарат способствует устранению тревожности (плаксивости, чувства беспокойства, бессонницы), напряженности, соматических (мышечное напряжение, сердечно-сосудистые и дыхательные симптомы) и вегетативных нарушений (потливость, головокружение). Помимо этого он активирует работу нервной системы, повышает концентрацию внимания, память.

Препараты с сопутствующим успокоительным действием (например, глицин, «Валокордин», «Корвалол» и другие) продаются без рецепта и часто пользуются популярностью среди людей, ощущающих последствия психологического стресса. Однако врачи советуют с осторожностью обращаться к таким лекарствам: так, «Корвалол» при длительном приеме способен вызывать зависимость и провоцировать развитие депрессии, в то время как другие «непрофильные» фармакологические средства могут отрицательно сказаться на работе печени.

В борьбе со стрессом крайне важно подойти к решению проблемы комплексно. Наибольший эффект оказывает терапия, предполагающая параллельное применение немедикаментозных подходов и прем лекарственных средств. Неконтролируемый прием даже самых безобидных препаратов может привести к негативным последствиям для всего организма!

    Витамины и минералы

Нехватка некоторых витаминов и минералов может усилить проявления стресса. В легких случаях бывает достаточно подобрать подходящий антистрессовый комплекс, чтобы дело пошло на лад. Такие комплексы содержат повышенные дозы витаминов, необходимых для работы нервной системы. В первую очередь это витамины группы В, витамин С, поддерживающий иммунитет, витамин Е, кальций, калий и магний.

Гомеопатические средства и БАДы

Существует немало биодобавок и гомеопатических средств (например, «Тенотен») для борьбы со стрессом, хотя оценить эффективность этой группы препаратов в целом сложно - их состав и действие разнообразны. Большая часть БАДов для борьбы со стрессом содержит вытяжки из тонизирующих (элеутерококк, женьшень) или успокаивающих (ромашка, мелисса) растений. Вряд ли такие средства можно рассматривать как основу терапии, однако в качестве дополнения она не принесет вреда.

Нам важны!:

1.В- нервы, психика, биостимуляторы мозга.

2.А - регулятор окислительных процессов в организме.

3. С - повышает живость ума, активизирует процесс мышления, в определенном смысле очищает спинномозговую жидкость, дезактивирует токсические вещества. Особо эффективен в сочетании с фолиевой кислотой, которая относится к витаминам группы В (это витамин В9) и участвует в процессах обмена веществ, в том числе в синтезе ДНК, отвечает за формирование клеток крови, необходима для формирования иммунитета, улучшает работу желудочно-кишечного тракта.

4.Е - витамин красоты, антиоксидант. (бобы, орехи, яйца).

5.Д - витамин солнца.

Для того, чтобы укрепить оболочки клеток, дабы необходимое для их нормального функционирования содержимое не выходило наружу, нужны витамины PP, B (вся группа), микроэлемент селен. Это помидоры и томатный сок, арахис, грецкий орех, фундук, орех кедра, отрубной хлеб, каши из злаковых культур, топинамбур, чеснок, авокадо, морковь, цуккини, фасоль, чечевица.

Из фруктов и ягод полезны: абрикос, персик, малина, шелковица, морошка. Уменьшите употребляемое количество, а лучше совсем исключите те продукты, которые стимулируют головной мозг. Это, в первую очередь, кофеин-содержащие продукты: кофе, черный чай, кола, шоколад. Во вторую очередь, это экстрактивные вещества, содержащиеся в мясных, рыбных и грибных бульонах, а также жареной рыбе, мясе. Эти продукты вызовут усиленную работу органов желудочно-кишечного тракта, которые из-за этого будут посылать большое количество импульсов в головной мозг, тем самым возбуждая его. Алкоголь и наркотики только усугубят ситуацию, поэтому их нужно исключить полностью .

Заключение

Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким. Здоровье нельзя купить. Зато им можно расплатиться. сказал Марк Твен.

Думайте о себе, любите себя и тогда никакие стрессы Вам не будут страшны!

С недавних пор в нашем социуме появился новый критерий оценки работников, такой как стрессоустойчивость личности. Наниматели стали придавать огромное значения этому критерию. Без определения проблем стресса невозможно обозначить суть понятия. Уровень стрессоустойчивости определяет факторы стресса.

Стрессоустойчивость важна для современного человека

Стресс как фактор риска

Причина психосоматических заболеваний - стресс. Все население, вне зависимости от гендерных различий, возраста, специальности попадают в группу риска. Длительное пребывание в таком состоянии грозит этими неприятными последствиями стрессов, многими серьезным заболеваниям, начиная от сердечных и заканчивая работой пищеварительного тракта, а также приводит к снижению самооценки.

Множество ситуаций, ежедневно происходящих с нами, организм расценивает как потенциально опасные. Личная реакция и фактор, пагубно влияющий на наш организм (который не всегда бывает адекватен ситуации), запускают механизмы, которые провоцируют возникновение симптомов стресса.

На состояние фрустрации у всех людей организм реагирует одинаково. Это обусловлено тем, что механизмом, «запускающим» стресс, является выброс адреналина и норадреналина, входящих в состав гормонального фона и дающих так называемый адреналиновый эффект. Разграничим стресс на три стадии.

Стадия тревоги Стадия сопротивления (резистентности) Стадия истощения
Эта стадия направлена на подготовку к защите или бегству. На процесс ее создания влияют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе нарушается сопротивляемость организма болезням. Идет нарушение аппетита, усвоения пищи и функций её выведения. Если реакция проходит быстро и решается естественным путем (бегство, драка), эти нарушения проходят незаметно для организма. Если состояние тревоги занимает длительное время без возможности выхода адреналина, или же стресс слишком сильный – резервы организма быстро истощаются. Слишком сильные стрессы (травмы, ожоги) могут привести к летальному исходу. Бывает, что организм позволяет нам быстро адаптироваться к стрессовой ситуации. Находясь в этой стадии стресса, человек продолжает функционировать на нормальном уровне. Все ресурсы организма мобилизуются, а физиологические и психологические процессы не нарушаются. Тревога и возбудимость находятся на минимальном уровне или вовсе исчезают. Но не следует забывать, что наши возможности к адаптации не безграничны, и при длительной суггестивности последует третья стадия стресса. Эта стадия – крик о помощи. Все резервы организма уже истощены до предела и мобилизация невозможна. При продолжительном действии внешних раздражителей наступает декомпенсация, при самом негативном раскладе возможна смерть. При хорошем исходе – нервный срыв, глубокая депрессия. Динамика стресса на этой стадии уже необратима. Без посторонней помощи и длительного курса лечения на этой стадии уже не обойтись.

Мальчик-Девочка

Каждому человеку присущи разные черты характера. Некоторые из них – универсальные, а некоторые традиционно присваиваются сугубо мужской либо женской психологии. Отдельные отличительные черты стрессоустойчивого поведения имеют эволюционно-генетические или чисто физиологические предпосылки. Нельзя упускать из виду специфические формы проявления стресса, такие как поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические. Также нельзя проявить равнодушие к гендерным особенностям проявления стресса.

Учеными доказано, что в стрессовых ситуациях срабатывают гендерные различия, поэтому мужчины и женщины ведут себя по-разному. Если мужчина будет руководствоваться принципом «бей или беги», то женщина - «позаботься-подружись». Объяснением этому служит тот факт, что у мужчин в опасных ситуациях вырабатываются гормоны норадреналин и кортизол (помогает организму собраться), а у дам – эндорфины и окситоцин, которые снижают болевой порог и делают человека открытым и дружелюбным.

Еще одно предположение на тему гендерных различий связали с геном SRY (присущим только мужчинам, отвечающим за развитие эмбриона мужского пола). От этого гена у человека зависит выброс в организм норадреналина. Он способствует повышению кровяного давления и активации двигательной функции. Из-за отсутствия этого гена у женщин, они отдают преимущество словесным методам.

Не стоит забывать, что есть еще андрогены – люди, отличающиеся присутствием как женских, так и мужских черт характера. У этих людей самая высокая стрессоустойчивость.

Чтобы максимально разобраться в этом вопросе, выясним, что такое стрессоустойчивость. В психологии есть термин, который описывает этот феномен, как «личные качества, помогающие человеку сопротивляться психологическим напряжениям без вредных последствий для здоровья своей психики и окружающих, так называемая психологическая устойчивость к стрессам».

Стрессовые группы

Существует мнение, что люди с уже сформированной психикой должны уметь противостоять стрессовым ситуациям, находить в себе силы принимать взвешенные, рациональные решения. Но есть одно но, одни и те же факторы стресса на разных людей оказывают разное действие. Например, пожар в соседней квартире может вызвать меньший стресс, чем поломка электрочайника.

Делаем вывод, что иметь неуязвимость к стрессу – это нормально реагировать на происходящее, при необходимости мобилизовать свою психику и рассуждать здраво. Чтобы иметь такую возможность, необходимо тяжело трудиться, и не только физически. Главное, нацеливаться на адекватные задачи, и делать все для их достижения. Нужно отбросить в сторону лень и не искать отговорки. Увы, делать что-то против своего желания тоже стресс.

Людей разделяют на 4 группы стрессоустойчивости по определению подходов к выходу из стресса:

  1. Стрессонеустойчивые. Это те, кто максимально подвержены стрессу. Капканом для таких людей является неумение адаптироваться к обстоятельствам, нехватка гибкости в изменении поведения.
  2. Стрессотренируемые. Они спокойно переносят изменения, но только если эти изменения минимально влияют на нынешнее положение вещей. Для них подойдут только постепенные перемены. На таких людей нельзя давить, иначе это вызовет депрессию или нервный срыв, что снизит их эффективность в любых ситуациях.
  3. Стрессотормозные. Такие люди принципиальны в своих жизненных позициях, но более лояльны к внешним переменам. Этот тип людей скорее предпочтет быстрые перемены, чем постепенную трансформацию. Выбить таких людей из привычной колеи может только череда неприятностей, из-за которой они теряют запал, начинают срываться по любым мелочам. В подобные моменты лучше не попадать им под «горячую руку».
  4. Стрессоустойчивые. У представителей этого типа психика практически не подвержена разрушающим влияниям внешней среды.

Сопротивляемость, основные типы личной резистентности к стрессу.

Стресс и стрессоустойчивость можно рассмотреть как свойство личности, состоящее из нескольких частей. К ним относится:

  • Психофизиологический компонент, тип нервной системы.
  • Эмоциональный опыт личности, приобретенный в стрессовых ситуациях.
  • Мотивационная составляющая преодоления.
  • Волевая саморегуляция.
  • Готовность личности к выполнению различных задач.
  • Способность к прогнозированию.

Психологические механизмы стрессоустойчивости также можно связать с понятием жизнестойкости, под которым подразумевают систему убеждений человека о мире и самом себе. Входят три составляющие:

  • вовлеченность;
  • контроль;
  • принятие риска.

Вовлеченность дает возможность найти максимально доступный выход для решения проблемы. Контроль помогает влиять на исход, благодаря четкой уверенности в положительном завершении предприятия. Идея риска подразумевает уверенность в том, что неважно, положительный или отрицательный будет результат, главное – действия.

Выработать в себе стойкость и стабильность крайне важно. Сюда относят ресурсы, с помощью которых можно подтолкнуть себя к заботе о своем здоровье: начать заниматься спортом или физическими упражнениями, сбросить вес, бросить вредные привычки.

Все это уменьшит напряжение и не даст состоянию организма перейти в болезненную форму. Факторы стрессоустойчивости:

  • ранний детский опыт и особенность организма;
  • личностные установки и ценности человека;
  • влияние социального окружения;
  • умение прогнозировать и анализировать прошлый опыт;
  • поведенческий фактор.

Занятия спортом помогут выработать стрессоустойчивость

Многие заблуждаются, присваивая ярлык стрессоустойчивости человеку, отличительным признаком которого является умение контролировать свои негативные эмоции на людях. Он может испытывать бурю разнообразных эмоций, не проявляя их в силу воспитания, природной тактичности или просто быть хорошим актером. Нельзя держать все в себе, это будет только усугублять положение, разрушая изнутри. Эмоциям нужно давать выход в обязательном порядке, но только в перенаправленном виде. И тогда у вас останутся хладнокровие и здравый рассудок.

Были разработаны упражнения для тренировки стрессоустойчивости.

  1. Познай себя. Для начала нужно разобраться в самом себе, изыскать ресурсы стрессоустойчивости, в этом помогут тесты, которые можно в большом количестве найти в сети, они подскажут различного рода техники познания.
  2. Сон – лучшее лекарство. Нельзя пренебрегать сном. Только во время сна организм может расслабиться как физически, так и морально. А вот недостаток сна может только усугубить состояние.
  3. С хобби по жизни. Найдите себе занятие для души, которое подарит чувство удовлетворения, поможет снять напряжение и дать выход эмоциям.
  4. Сила феникса. Как феникс восстанавливает себя из пепла, так и вам нужно научиться силой воли восстанавливать свое душевное равновесие.
  5. Специалисты тоже люди. Всегда решать свои проблемы в одиночку это очень хорошо, но иногда со стороны виднее. Профессионал всегда сможет дать неплохой совет, и вдвоем нести ношу всегда легче, поэтому не пренебрегайте психиатрами, обращайтесь к ним за помощью, иногда самому просто не справиться.
  6. Собственная методика. В интернете можно найти любую информацию. Не ленитесь, изучите материалы по схожим проблемам. Это поможет выяснить, какая волевая регуляция подходит вам и успешно пользоваться индивидуальной методикой.
  7. Правильное питание: это убережет ваше здоровье, поднимет иммунитет и уменьшит подверженность стрессам.
  8. Больше отдыхайте. Выходные были созданы не просто так. Отдыхать нужно обязательно. Если нет возможности полноценного отдыха, старайтесь использовать для этого любые свободные промежутки времени. Слушайте музыку в транспорте, читайте, если есть возможность дойти до нужного места, выберете ходьбу, легкий спортивный бег.
  9. Накопительная система. Эта система хороша только для дисконтных карт. Избыток негатива в организме может потом вылиться в серьезный срыв. Эмоциям нужно дать выход, вариантов осталось много, от банальной пробежки до боксерской груши или спарринга в зале. Если такой возможности нет, хватит просто разорвать бумагу на мелкие клочки или сломать карандаш.
  10. «Relax don’t do it…» - так гласят строчки популярной песни. Релаксация еще никогда не была лишней, не пренебрегайте ней. Тут подойдут любые методики от массажа до ароматерапии. Поверьте, они пойдут вам только на пользу.
  11. Физические нагрузки. Влияние физкультуры не только поможет держать в хорошей форме тело, но и положительно скажется на нервной системе, даст выход накопившимся эмоциям. Но тут есть небольшой нюанс. При выполнении упражнений постарайтесь давать организму незначительную перегрузку. Например, сделав приседаний 20. Если чувствуете, что делать дальше уже тяжело, пересильте себя и сделайте 22. Вы научитесь самоконтролю и получите моральное удовольствие.
  12. Знак бесконечности. Если постоянно обдумывать проблемы – легче от этого не станет. Вы с каждой прокруткой будете все больше и больше нагнетать обстановку внутри себя. Если у проблемы отсутствует краткосрочное решение – запишите ее в блокнот и спрячьте.
  13. Наша Таня громко плачет. Вовсе не обязательно делать это при свидетелях, это даже не желательно, но, находясь наедине с собой, дайте волю слезам. У врачей есть мнение, что люди, которые выпускают эмоции через слезы, меньше подвержены инфарктам.
  14. На волне позитива. В любой ситуации ищите положительные стороны. Это очень облегчит Вам жизнь и создаст хорошие условия устойчивости к стрессу.
  15. Дневник Бриждит Джонс. Героиня известного фильма не зря вела дневник. Заведите себе такого «бумажного друга», записывая происходящее, потом легче провести анализ ситуации, разобраться, в чем были ошибки и постараться больше их не делать. Главное – будьте максимально правдивы и откровенны. Это не книга, приукрашивать сведения не стоит.
  16. Шиворот-навыворот. Нередко мы осуждаем поступки людей, критикуем их поведение. Чтобы лучше понять мотивы поступков, испытываемые эмоции, можно поставить себя на место окружающих. Возможно, вы заблуждаетесь, источая негатив в их отношении.
  17. Тайные глубины. Проведите тщательную работу над собой, идеальных людей не бывает. Найдите в себе те качества, которые мешают вам жить и усиленно работайте над их преодолением. Осознайте себя как полноценную личность, собственная значимость всегда придает уверенность.

Методы нейтрализации стресса

Заключение

Стрессоустойчивость – это необходимое качество, но нередко его путают с жестокостью и бесчувственностью. Это ошибочное мнение, и если его придерживаться, мы перестанем открывать для себя прекрасные, добрые эмоции, с которыми связано решение проблем.