Методы стимулирования учебной деятельности. мотивация в обучении

Роль мотивации в обучении.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Стимулирующая роль всех методов обучения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Как отмечалось выше и в работах , группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения.

Методы формирования познавательного интереса.

Специальные исследования , посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности - введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.

В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.

Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.

Учебные дискуссии . К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов в этой области добиваются с помощью электронных дискуссий.

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Создание ситуации успеха в учении

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственностиі.

Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др.. Каждый из этих методов, в кроме информационно-учебного, осуществляет также мотивационное воздействие. Однако существуют специфические методы стимулирования и мотивации, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательно й активности и одновременно содействие обогащению учащихся учебной информацией. Они предусматривают единство деятельности учителя и учащихся: стимулов педагога и мотивов школьникирів.

В психологии понятие"мотив"означает конкретное побуждения, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Моти ивация деятельности тесно связана с ее стимулирования, то есть процессом побуждения к действиюання до дії.

зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связанные с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.). Внешние мотивы характеризующих взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.п.)

Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования учебной деятельности условно делят на подгруппы: методы формирования познавательного интереса и методы формирования чувства долга и соотв венности в обучении.

Метод формирования познавательного интереса

Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного среднего мотива, который является продуктом самой деятельности (Г. Щукина). Учитывая это учебе важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, формы м и методов осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.). Интересно делать то, что требует напряжения, но трудно ощи должны быть посильными. Неправомерное упрощение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интересересу.

К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в учебе, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (ра адости, удовольствие, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и и.

К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, т.е. использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают инт терес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных и общественных. Объявлениящ.

Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и помета овности, связи обучения с жизнью и практикой. Для повышения стимулирующего влияния содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным их научных открытий тощщо.

Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения , дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности

Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностные, компьютерные. В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о т трудовые, профессиональные или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функциикції.

. Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учащихся приобретают качества поступков, формируют социальные черты и хара актер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические. Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной ди тельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности. Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управ ских аппаратов, предприятий и организаций. Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподаваниядання.

. Организационно-деятельностные игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях

. Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирование компьютерных знаний, а также изучение различных дисциплин с помощью компьютерных программ

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном ному процесс.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного влияния

Метод формирования чувства долга и ответственности в учении

К ним относятся: убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, ос суд, благодарность, награда и др.. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности взаимодействуют с методами воспитания, связывает процесс обучения и воспитанияя.

Среди причин низкой мотивации учения важнейшими является неоправданное упрощение содержания учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторы. Важной задачей деятельности учителя является си истематичне и последовательное формирование у учащихся мотивов учебной деятельностиі.

11.4. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения

Любая деятельность осуществляется более эффективно и обеспечивает качественные результаты, если при этом в личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, которые вызывают желание действовать активно, вполне, преодолевая неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс мысли, чувства и действия. С целью повышения и укрепления влияния на личность школьника тех или иных факторов используются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространены соревнования, познавательные игры, поощрения, наказания и др.

Соревнования в педагогическом процессе организуется учителем с учетом того социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к самоутверждению, здорового соперничества, приоритету, первенству. Привлечение учащихся к борьбе за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности побуждает отстающих подтягиваться до уровня передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских начинаний, ответственности.

Сейчас соревнования по конкретным показателям успеваемости не проводится. Однако, полностью устранить соревнования из важнейших сфер жизни и деятельности школьников было бы неверно. Соревнования приносит пользу, если оно организовано правильно и ведется за добросовестное отношение к учебе. Особенно целесообразно соревнования в начальных классах, когда определяются следующие обязанности: всегда выполнять домашние задания, работать усердно, не иметь замечаний на уроке, иметь чистые тетради, дневники, выполнять режим дня, читать дополнительную литературу.

Соревнования может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения придерживаются традиционных принципов: гласность, конкретность показателей, сравнение результатов, возможность практического использования передового опыта.

Действенность соревнования повышается при разумном насыщении как учебной, так и вне-учебной деятельности ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями. Таких ситуаций особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в обучении. В связи с этим необходимо подбирать такие задачи, с которыми ученики этой категории могли бы справиться без особых затруднений, а затем переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся. В этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывать у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Познавательные игры с учетом возраста широко используют в начальных классах. Они предусматривают ситуации переживания успеха, поскольку также направлены на создание ситуаций, но игровых, которые, как и предыдущие, вызывают яркие эмоциональные переживания.

Поощрение - способ выражения общественного положительной оценки поведения и деятельности отдельного ученика коллектива. Стимулирующая роль поощрения определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который выбран и реализуется учениками в жизни. Переживая чувство удовлетворения, ученик чувствует подъем бодрости и энергии, уверенности в собственных силах и дальнейшее движение вперед.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно включает в себя оценку не только результата, но мотива и способов деятельности. Необходимо приучать детей ценить, прежде всего, сам факт одобрения, а не его престижное значение. Плохо, если ученик ожидает награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимы детям робким, неуверенным. Поощрение чаще приходится использовать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценкам их поступков и поведения в целом. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы не появились ученики захвалени и лишены общественного внимания.

Эффективность воспитательного воздействия поощрения зависит от того, насколько оно объективное и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, который выражает осуждение (осуждение) действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и заставляют учеников неуклонно соблюдать их. Наказание корректирует поведение ребенка, позволяет ей ясно понять, где и в чем она ошиблась, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменения своего поведения. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физических, ни моральных.

Средствами метода наказания являются: замечания учителя, вызов на педсовет школы, перевод в параллельный класс или другую школу.

Умелое использование наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, способствовавших тому или иному поступку ученика. Не стоит использовать коллективные наказания, а также злоупотреблять наказаниями.

Мотивы долга и ответственности школьников в обучении позволяют преодолевать неизбежные трудности, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в обучении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе использования целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и индивидуальной значимости обучения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга как школьников; приучения их к выполнению требований; поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля за выполнением требований и в необходимых случаях празднования недостатков, осуждения, с тем, чтобы вызвать более ответственное отношение к учебе. Методы и приемы формирования долга и ответственности в учении основываются на методах воспитания школьников, подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учеб ки. Убеждение школьников в общественном значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии всего общества. Показ ученикам на убедительных примерах того, что рост общеобразовательного мировоззрения значительно повышает производительность труда, создаются возможности для широкого рационализаторства и изобретательства, для механизации и автоматизации производства и на этой основе облегчения трудовых процессов, использования результатов науки обусловливают революционные изменения на производстве - все это важные элементы формирования понимания общественной значимости труда. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в обучении.

Разъяснение индивидуальной значимости обучения. В этом деле учителя испытывают особые трудности. Если школьники еще понимают значение усвоения учебных предметов близких к профилю ожидаемой специальности, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять. Например, когда ученики выбирают технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов, способствующих формированию культурного мировоззрения. Отсутствие культурного и нравственного мировоззрения нередко обусловливает дискомфорт личности в общественной среде. Учеников нужно убеждать и в необходимости изучения цикла общественных наук, которые создают условия для успешного участия в общественно-политической жизни страны.

Предъявление учебных требований. Этот метод определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом школы. Необходимо иметь в виду, что стимулирование чувств долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, поскольку отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в обучении, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самого учителя.

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Методическая разработка

психологического семинара

«Методы стимулирования учебной

деятельности обучающихся»

разработала

педагог-психолог

ГБПОУ КНТ

им.Б.И.Корнилова

Ю.А.Тарина

Кстово, 2015

Методы стимулирования учебной деятельности обучающихся.

Цель: способствовать систематизации знаний о методах и формах обучения, стимулирующих познавательную активность обучающихся.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать теоретические знания по теме «Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство самореализации и саморазвития».
  1. Используя практический опыт преподавателей, познакомиться с методами и формами мотивирующими познавательную активность.
  1. Разработать практические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся.
  1. Вступление.
  2. Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности обучающихся использует современный преподаватель?
  3. Мозговой штурм.
  4. Педагогический практикум.
  5. Памятка для участников семинара.
  6. Заключение

Участники: педагоги, мастера производственного обучения

Время проведения занятия: 60 минут

Оборудование: проектор, бумага, ручки

  1. Вступление.

Каждый преподаватель сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых обучающихся. Как организовать урок так, чтобы он стал для учеников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности использует современный учитель?

Причины спада учебной мотивации самые разнообразные и могут касаться как умственного развития обучающегося, его понимания цели пребывания в учебном заведении, так и стиля руководства учебной группой, содержания педагогического общения между преподавателем и обучающимися.

Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство. Способность не пересказать учебный материал, а увлечь им обучающихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у ребят. Но было бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогом образовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организации и проведения учебного занятия, обеспечивает эффективность процесса обучения. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием обучающегося своего успеха в учебном заведении, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в группе, подтверждением внимания к своей персоне как со стороны сверстников, так и преподавателя. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога с обучающимися самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.

Чаще всего мотивы к обучению, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Виды поощрений и правила их использования

Виды поощрений в учебной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:

1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

2. Не следует при группе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить кого не любят в группе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одногруппников.

4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у преподавателей действительно и обоснованно есть более приятные для них обучающиеся, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.

Виды наказаний и обоснованность их применения

Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни группы, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.

Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны, следует соблюдать следующие правила:

1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности обучающегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.

2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.

3. Особую категорию составляют случаи конфронтации обучающихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, "делаю назло". Это очень сложный тип ситуаций, обычно касающийся подростков. Идеальным вариантом, очевидно, была бы "нулевая реакция" педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии "состава преступления", т. е. грубости, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.

4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.

5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к нему не меняется и что, в принципе, обучающийся имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.

6. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы.

7. Если наказываемый – "отверженный" группа может позлорадствовать и еще больше ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.

Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.

Роль учебной отметки

В профессиональной деятельности преподавателя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности обучающихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.

По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции в оценивании обучающихся:

Педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. Отметка "отлично" такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования;

Педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированность обучающихся. Можно было бы согласиться с таким пониманием функции отметки, но такие учителя часто не скупятся на заниженные оценки;

Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного преподавателя. К примеру, если обучающийся "троечник", преподаватель очень неохотно ставит ему "четверку" за контрольную работу, которая этого заслуживает, мотивируя это типичным профессиональным предубеждением: "Наверное, списал", – и считает "четверку" уколом для своего профессионального самолюбия. Если же обучающийся всеми силами старается перейти с "четверки" на "пятерку", преподаватель, уверенный, что этот обучающийся не может знать на "отлично", находит возможность "поставить его на место".

Еще в 30-х гг. ХХ в. выдающийся отечественный психолог Борис Герасимович Ананьев высказал мнение о том, что в школьной практике успеваемость ученика во многом определяется различными психологическими ситуациями: мнением педагога об ученике, его случайными о нем представлениями, настроением педагога в момент оценивания знаний учащегося и т. п.

Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок.

Создание ситуации успеха

На основе феномена "самореализующегося ожидания" в отечественной социальной психологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип "отраженной субъектности". Сущность данного принципа заключается в том, что информацию о психологических характеристиках интересующего экспериментатора субъекта он получает, работая не с ним непосредственно, а с теми, кто знаком с этим субъектом и кто таким образом может оказаться носителем его "отраженной субъектности". Например, при изучении личности учителя обследованию могут подвергаться его ученики, коллеги-учителя, родственники, друзья и т. д.

Результаты изучения "отраженной субъектности" блестяще нашли свое применение в педагогической практике. Так, исследованиями В.А. Петровского было доказано, что преподаватель, использующий на уроке инновационные, творческие приемы решения учебных задач, в психологическом плане "заражает" своих подопечных восприятием урока. Они начинают чувствовать себя не как присутствующие на обязательном занятии, а как участники заседания интеллектуального клуба знатоков, раскрывающего перед ними уникальные возможности познания мира. И наоборот, репродуктивная модель ведения урока только укрепляет в школьниках привычку механичного заучивания учебного материала и не формируют у них ценности образования и познания в целом.

Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.

Очень стимулирует обучающихся принцип открытых перспектив, который открывает им дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Если же наполнение отметок в журнале небольшое, то такой подход снизит интенсивность работы обучающихся, которые могут рассуждать следующим образом: "Если вызовут, и я получу плохую отметку, то я ее исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки". В такой ситуации обучающиеся вряд ли будут готовиться к каждому уроку.

Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебную деятельность обучающихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможность ответить или выполнить то или иное задание педагога.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено многими причинами, так как позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Влияние и помощь одногруппников

Безусловно, почти для каждого подростка в группе есть один-два значимых. Именно они, как показывают исследования, обладают способностью личностно запечатлеваться в сознании обучающихся. И в том случае, если эти лица являются значимыми для большинства в группе, учитель может обрести важнейший канал не прямого, а опосредствованного воспитательного воздействия на обучающихся. К примеру, если ученик систематически не выполняет домашнее задание, учитель может попросить его товарища, чьим мнением он дорожит, повлиять на него и помочь в подготовке к урокам. В советское время институт шефства старшеклассников над учениками превосходно решал такие учебные вопросы.

Метод группового давления

Групповое давление со стороны одногруппников вынуждает обучающегося поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений в учебном коллективе.

Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений и места в группе проблемного обучающегося, знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу.

Основные положения метода группового давления нашли свое отражение в разработанной Антоном Семеновичем Макаренко теории воспитания в коллективе и через коллектив. Группа через механизм конформности, под которым понимается мера "подчинения" индивида групповому давлению, осуществляет воздействие на члена коллектива.

Метод группового давления реализуется только на высоких уровнях развития учебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения. Это не означает, что педагог полностью перестает прямо влиять на обучающихся; он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия. В учебной ситуации метод группового давления фактически сложно применить, т. к. он имеет сугубо воспитательную направленность. Тем не менее, критика или восторженные оценки одногруппников могут поспособствовать тому, что лентяй может чудесным образом преобразиться в пытливого и "жадного" до знаний ученика .

Организация соревнования обучающихся

Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшению деятельности обучающихся.

Организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Конечно, для детей наиболее увлекательны спортивные соревнования, а что касается учебы или какого-либо труда – тут педагогам необходимо постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т. е. становятся настоящим коллективом. Поэтому педагогам не стоит пренебрегать интеллектуальными поединками типа: "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг". Как показывает практика, они могут увлечь своим соревновательным азартом практически всех обучающихся.

Влияние отношения преподавателя к обучающимся на их успеваемость

Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и Джекобсоном, подтвердил предположение, что тенденциозное отношение к детям может влиять на оценивание педагогами успешности обучения учащихся и в целом на процесс их развития. Экспериментаторы определяли в школе интеллект учащихся. Педагоги попросили, чтобы им сообщили результаты исследований, экспериментаторы выбрали по списку в случайном порядке фамилии учащихся и сообщили в школу, что это самые умные из всех обследуемых, после чего отношение педагогов к этим учащимся изменилось. Сознательно или подсознательно они стали относиться к ним как к способным ученикам, больше уделять им внимания, поощрять. Экспериментаторы через несколько месяцев повторно провели обследование школьников. По сравнению с другими школьниками успеваемость учащихся, которых экспериментаторы "определили" самыми умными, повысилась, и, что очень важно, данные по объективным тестам измерения интеллекта у них возросли.

Как ожидания учителя передаются ученику? По мнению Розенталя и других исследователей, педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, чей потенциал высок. Они чаще улыбаются и одобрительно кивают им. Также учителя могут и учить в первую очередь своих "способных учеников", ставить перед ними более серьезные цели, чаще вызывать их и предоставлять им больше времени для обдумывания ответов. В такой благоприятной психологической атмосфере, наверное, только ленивый не станет проявлять интерес к обучению.

Таким образом, отношение педагогов к ученикам влияет на процесс оценивания учащихся. При позитивном отношении преподавателей обучающиеся выглядят как более успешные в учебе по сравнению с другими, к которым педагог относится менее позитивно. Поэтому своеобразное психологическое "поглаживание" обучающихся, проявляющееся в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя, способно приободрить ученика, заставить его поверить в свои силы и выйти на более высокий уровень обучения, а значит и академической успеваемости. Положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсем не мало. Приветливое и радушное лицо педагога – существенный вклад в формирование учебной мотивации обучающихся. В завершение следует отметить, что только демократический стиль руководства учащимися является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя обучающихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.

3. Мозговой штурм.

В течение 5-10 минут

Итак, какие же методы и приёмы используете вы для стимулирования учебной деятельности обучающихся.

  1. Похвала
  1. Доверие
  1. Удивление
  1. «Ай да я!»
  1. Стимулирование
  1. Поощрение
  1. Признание
  1. Комфортность
  1. Обращение по имени.

Сейчас мы увидели, что в той или иной мере каждый из педагогов пытается создавать ситуацию успеха на своём уроке, стимулировать познавательную активность обучающихся.

4. Педагогический практикум «Проблемные ситуации»

Педагогам предлагается применить на практике полученные знания.

Задание:

Используя вышеперечисленные методы и приёмы создания ситуации успеха, создать модель ситуации успеха для конкретных обучающихся.

1. Ане 16 лет. Она учится на 1 курсе. Сначала учеба ей нравилась, она готовилась к занятиям, отвечала на уроках. Часто была отмечена преподавателями за активность на уроках, добросовестное отношение к учебе. Частые похвалы Ани стали раздражать девочек этой группы. Они перестали общаться с ней, называют ее «заучкой». Аня решила доказать им обратное: перестала готовиться к занятиям, стала пропускать уроки. Замкнулась в себе, перестала отвечать на уроках. Преподаватели перестали узнавать девочку. Могут ли они изменить сложившуюся ситуацию?

2. Максиму 15 лет и у него целая история проблем с учебой. Главная его беда в том, что ему очень трудно сосредоточить на уроке свое внимание. Он легко отвлекается на то, что вокруг него происходит, а также отвлекает других. Очень болтлив. Стремиться первым закончить делать задание, но большая часть ответов оказывается неправильной. С легкостью сдается, когда не может выполнить задание. Имеет низкую самооценку: говорит, что с детства не отличался умственными способностями, называет себя «дураком» и никогда не сможет достичь высоких результатов, родители того же мнения о своем ребенке. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

3. Олегу 17 лет. В лицей он был переведен из другого учебного заведения, уже на 2 курс. Если по другим дисциплинам худо-бедно Олег имеет удовлетворительные оценки, то с физкультурой дело обстоит совсем плохо. Обладая слабой физической подготовкой, заторможенной реакцией, рассеянностью, он часто сталкивается с предметами или людьми и кажется постоянно спотыкается о собственные ноги. Олегу стыдно признаться новому коллективу в том, что он плохо успевает в спортивных дисциплинах, он опасается что ребята будут насмехаться над ним. Поэтому он всегда опаздывает на уроки физкультуры и находит сотню поводов, чтобы не принимать в них участие. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

4. Ольга учится на 2 курсе, она сильно отстает в учебе, несмотря на средний уровень своего интеллекта и отсутствие физической неполноценности или проблем со здоровьем. Она не желает или, временами, не может иметь нормальные отношения со своими сверстниками, учителями, родителями или другими взрослыми. Она может быть очень агрессивна и воинственна и часто отрицает авторитеты. У нее низкая устойчивость к стрессам и, поэтому, она слишком сильно реагирует на обстоятельства, которые другим могут показаться незначительными, например, замечания преподаватели или неудовлетворительные отметки. У нее бывают бурные вспышки гнева по, казалось бы, незначительным поводам. Она выглядит так, как будто она постоянно ощущает безнадежность, переживает депрессию и фрустрацию. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

Прогуливаясь по берегу моря,

Я встретил юношу.

Выброшенную на берег морскую звезду он бросал

В глубокое синее море.

Я сказал: “Расскажи, почему ты волнуешься,

Почему ты так тратишь свое время?

Ведь миллионы звезд выбрасывает море, -

Разве это хоть сколько-то важно?”

Он ответил: “Это важно для этой звезды.

Она заслуживает шанса вырасти.

Это важно для этой звезды.

Я знаю, я не могу всех спасти.

Но ей это важно–

И я верну ее в море.

Ей это важно

И это важно мне.”

5. Памятка

6. Заключение

Одним из условий успешной адаптации человека в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребёнка, источником энергии для преодоления трудностей. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я– концепции личности, на развитие у обучающегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Подводя итоги, хотелось бы напомнить, что дети учатся жить у жизни и:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • поощрение (одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок)
  • наказание (замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд педагога, его осуждение, возмущение, упрек или намек на него, ироническая шутка.)
  • учебная отметка (отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом.)
  • отношение преподавателя к обучающимся (своеобразное психологическое "поглаживание" обучающихся, проявляющееся в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя, способно приободрить ученика, заставить его поверить в свои силы и выйти на более высокий уровень обучения)
  • стиль педагогического руководства емократический стиль педагогического руководства, стимулируя обучающихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.
  • создание ситуации успеха (данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя.. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи сильного ученика и т. п.
  • влияние одногруппников
  • метод группового давления
  • организация соревнования обучающихся (соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшению деятельности обучающихся.

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кстовский нефтяной техникум им. Б.И.Корнилова»

Методы стимулирования учебной

деятельности обучающихся.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

(В.А.Сухомлинский)

СЕМИНАР ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И

МАСТЕРОВ ПО
Подготовила:

педагог-психолог

ГБПОУ КНТ им.

Б.И.Корнилова

Ю.А. Тарина

Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни.

  1. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
  1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  1. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  1. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
  1. Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
  1. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  1. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
  1. Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

«ХОРОШИХ МЕТОДОВ СУЩЕСТВУЕТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ХОРОШИХ УЧИТЕЛЕЙ».

(Д. ПОЙЯ)

Основные методы создания ситуации успеха:

  1. Похвала.

Внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к плечу – это и есть залог успешного воспитания.

  1. Анонсирование.

Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает о самостоятельной и контрольной работе. Предупреждает не просто так, иначе этот приём можно было бы обозначить, как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что обучающийся должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)

  1. «Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, открывая неизвестное.

Здесь заслуга учителя будет состоять в том, что он заметит это и всячески поддержит ребёнка.

Например: Когда до ребёнка «доходит способ решения»

  1. «Эмоциональное поглаживание». Учитель с лёгкостью раздаёт комплементы. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз «умница» и раз десять «ребятки, я горжусь вами». Житейский смысл тут подсказывает: «похвала ценится, когда её трудно заслужить».

Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадают.

Давайте разберёмся: «Молодец!», «Умница», – это что только похвала? А может это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю, и стал принимать это, как само собой разумеющуюся оценку? Да, я молодец, да, я умница – я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец».

Здесь уместно провести аналогию, как мы начинаем стараться, когда нас похвалят на работе наоборот «опускаются руки, когда постоянно ругают – начинаем выполнять минимальные требо-вания, только для того, чтобы «не досталось» (мотив избегания).

Алгоритм создания ситуации успеха.

  1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
  1. Авансирование успешного результата.

Учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получиться»

  1. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…»

  1. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
  1. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
  1. Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…»

2. Максиму 15 лет и у него целая история проблем с учебой. Главная его беда в том, что ему очень трудно сосредоточить на уроке свое внимание. Он легко отвлекается на то, что вокруг него происходит, а также отвлекает других. Очень болтлив. Стремиться первым закончить делать задание, но большая часть ответов оказывается неправильной. С легкостью сдается, когда не может выполнить задание. Имеет низкую самооценку: говорит, что с детства не отличался умственными способностями, называет себя «дураком» и никогда не сможет достичь высоких результатов, родители того же мнения о своем ребенке. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

3. Олегу 17 лет. В лицей он был переведен из другого учебного заведения, уже на 2 курс. Если по другим дисциплинам худо-бедно Олег имеет удовлетворительные оценки, то с физкультурой дело обстоит совсем плохо. Обладая слабой физической подготовкой, заторможенной реакцией, рассеянностью, он часто сталкивается с предметами или людьми и кажется постоянно спотыкается о собственные ноги. Олегу стыдно признаться новому коллективу в том, что он плохо успевает в спортивных дисциплинах, он опасается что ребята будут насмехаться над ним. Поэтому он всегда опаздывает на уроки физкультуры и находит сотню поводов, чтобы не принимать в них участие. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

4. Ольга учится на 2 курсе, она сильно отстает в учебе, несмотря на средний уровень своего интеллекта и отсутствие физической неполноценности или проблем со здоровьем. Она не желает или, временами, не может иметь нормальные отношения со своими сверстниками, учителями, родителями или другими взрослыми. Она может быть очень агрессивна и воинственна и часто отрицает авторитеты. У нее низкая устойчивость к стрессам и, поэтому, она слишком сильно реагирует на обстоятельства, которые другим могут показаться незначительными, например, замечания преподаватели или неудовлетворительные отметки. У нее бывают бурные вспышки гнева по, казалось бы, незначительным поводам. Она выглядит так, как будто она постоянно ощущает безнадежность, переживает депрессию и фрустрацию. Может ли преподаватель изменить ситуацию?

Предварительный просмотр:

Виды наказаний и обоснованность их применения Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.

Роль учебной отметки Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки на обучающихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции в оценивании обучающихся.

Создание ситуации успеха 1.Эмоциональные поглаживания 2. Прием «Даю шанс» 3. Прием «следуй за нами» 4. Прием «обмен ролями» 5.Прием «Заражение» 6. Прием «Отсроченной отметки» 7. Прием «Эврика» 8. Прием «умышленная ошибка», или «Гена, помоги мне...» 9. Прием «линия горизонта»

Влияние и помощь одногруппников Безусловно, почти для каждого подростка в группе есть один-два значимых. Именно они, как показывают исследования, обладают способностью личностно запечатлеваться в сознании обучающихся. И в том случае, если эти лица являются значимыми для большинства в группе, учитель может обрести важнейший канал не прямого, а опосредствованного воспитательного воздействия на обучающихся.

Метод группового давления Метод группового давления реализуется только на высоких уровнях развития учебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения. Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений и места в группе проблемного обучающегося, знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу.

Организация соревнования обучающихся Соревновательный азарт присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшению деятельности обучающихся. Поэтому педагогам не стоит пренебрегать интеллектуальными поединками типа: "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг". Как показывает практика, они могут увлечь практически всех обучающихся.

Влияние отношения преподавателя к обучающимся на их успеваемость Своеобразное психологическое "поглаживание" обучающихся, проявляющееся в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя, способно приободрить ученика, заставить его поверить в свои силы и выйти на более высокий уровень обучения. Положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсем не мало. Приветливое и радушное лицо педагога – существенный вклад в формирование учебной мотивации обучающихся.

Мозговой штурм. Поощрение Наказание Учебная оценка Создание ситуации успеха Помощь одногруппников Метод группового давления Организация соревнований обучающихся Создание благоприятной психологической атмосферы Демократический стиль педагогического руководства

«Проблемные ситуации» Используя вышеперечисленные методы и приёмы стимулирования учебной деятельности, применить их для конкретных обучающихся.

Прогуливаясь по берегу моря, Я встретил юношу. Выброшенную на берег морскую звезду он бросал В глубокое синее море. Я сказал: “Расскажи, почему ты волнуешься, Почему ты так тратишь свое время? Ведь миллионы звезд выбрасывает море, - Разве это хоть сколько-то важно?” Он ответил: “Это важно для этой звезды. Она заслуживает шанса вырасти. Это важно для этой звезды. Я знаю, я не могу всех спасти. Но ей это важно– И я верну ее в море. Ей это важно И это важно мне.”

Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни. А.С.Белкин

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Спасибо за работу! До новой встречи!

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. разработала педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ № 36 Ю.А.Тарина

Предварительный просмотр:

«Создание ситуации успеха у детей»

Радость возникает, если есть - успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Приемы создания ситуаций успеха

1.Эмоциональные поглаживания

Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

2. Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.

3. Прием «следуй за нами»

Для неуспевающего обучающегося учитель находит интеллектуального спонсора.

4. Прием «обмен ролями»

Ничем внешне не примечательный ученик во внезапно сложившейся ситуации на уроке обнаруживает такие качества, которые никто не мог предположить в нем, а они выделяют его, подчеркивают его неординарность.

5. Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха др.

6. Прием «Отсроченной отметки»

Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

7. Прием «Эврика»

Нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

8. Прием «умышленная ошибка», или «Гена, помоги мне...»

9. Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.