Эссе "педагогическая деятельность учителя английского языка". Эссе учителя английского языка Е.Е.Шагиной

Заречной школы с государственным языком обучения
Шукеновой Жанары Хабибулловны
на тему «Система взглядов на современное состояние образования в государстве, собственное видение перспектив его развития и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя»
Чем человек образованнее,
тем он полезнее своему отечеству.
А.Грибоедов
Повышение качества и уровня образования в стране является одним из приоритетных направлений в государственной политике и с его стороны данному вопросу уделяется большое внимание. В частности в 2004 году принята «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в 2010 году Указом Президента принята «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Данные действия со стороны государства приводят к положительным результатам, так согласно экспертным оценкам «Международной Ассоциации по Оцениванию в Образовании» на сегодня в международных рейтингах Казахстан из 177 стран занимает 14 место в мире по уровню грамотности. И это не может не радовать.
Кроме того, все чаще и чаще в СМИ можно услышать, как наши студенты или школьники занимают призовые места на тех или иных олимпиадах, едут учиться зарубеж по программе «Болашак», что в Казахстане проводятся научные конференции, выделяются гранты студентам, открываются новые университеты, школы.
Первичное образование человек получает в школе, потом ближе к выпускным классам он определяется с выбором профессии и поступает в высшее или среднее учебное заведение. И так можно выделить два основных этапа в получении образования - это школа и университет.
Начнем со школы. Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа- это не только здание». Ведь в Казахстане существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
В настоящее время у учеников имеются все необходимые условия для получения качественного образования. В частности, хочется отметить нашу Заречную школу с государственным языком обучения, наши классы оснащены необходимым оборудованием, имеются лингафонные кабинеты, электронные библиотеки, нет проблем с литературой. Кроме того, любой школьник с целью повышения знаний по той или иной дисциплине дополнительные материалы может найти в сети Интернет. Хотя вроде совсем недавно в нашей системе образования имелось множество проблем из-за отсутствия литературы, нехватки квалифицированных кадров.
И вот приходит то время, когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет. С целью интеграции в мировое образовательное сообщество Казахстан присоединился Болонскому процессу, хотя у данного метода образования имеются много противников, я считаю, что у Болонской системы больше плюсов, одним из которых является то, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией.
Одним из негативных моментов системы образования является то, что после окончания высших или средне специальных заведений не все студенты устраиваются на работу по профессии. Кто-то идет работать продавцом, кто-то охранником и диплом просто пылится на полке. Сегодня это не редкость.
Но я думаю, в скором будущем государство решит и эту проблему.
Что касается меня, выбирая свою профессию, я не задумывалась, кем я хочу стать. Профессия педагога меня привлекала с детства. Ответственности я не боялась, хотелось только побольше узнать о педагогической жизни, о сложном и нужном труде воспитателя, увидеть все изнутри, окунуться в атмосферу черновой, ежедневной педагогической работы.
Для меня работа педагога – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать как можно быстрее и безошибочнее ответ, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика.
Сегодня как молодой педагог я горжусь тем, что начала свою карьеру в период реформ в образовательной системе страны, когда наше государство стремится поднять уровень отечественного образования на мировой уровень, повысить спрос на наших специалистов, интегрироваться в мировое образовательное пространство. Я буду стараться внести свою лепту в развитие образования Казахстана и повышения её уровня, чтоб в дальнейшем система образования в РК считалась одной из передовых в мире и наши специалисты пользовались большим спросом, как профессионалы своего дела.
Я думаю, что учитель – это дирижёр большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Как это здорово! И поэтому каждый урок становится уникальным, а учитель направляет его в нужное русло.
Но как «зажечь» всех воспитанников на уроке? Логично ответить, что надо самому педагогу гореть, учиться, искать, становиться интересным для учащихся, любить то, что преподаёшь. Именно так я вижу себя - учителя английского языка.
Ведь учитель - это тот человек, который закладывает первые кирпичики в формировании будущей личности. А школа - это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Профессия педагога очень интересна, но и в то же время крайне щепетильна. Родители доверяют нам самое ценное, самое дорогое – своих детей. А мы должны их воспитать настоящими достойными гражданами Казахстана!

“A professor can never better distinguish
himself in his work than by encouraging a
clever pupil, for the true discoverers are
among them, as comets amongst the stars”

Henry Brooks Adams

Моя педагогическая философия? Может быть дать ей название, самое краткое определение? А если назвать её – философия пути?

Путь – те годы, которые я прохожу с каждым классом… Впервые, более 20 лет назад, я начала его. За спиной институт, экзамены, сданные на “отлично”, ко всему, казалось, готова.

Что сегодня я вижу за этим “всем”? Мудрый писатель сказал: “Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто, куда-то движущееся. Но двигаться он должен туда, где находится совершенство.” (Гессе)

За 23 года работы в школе (или “службы”, как говорилось когда-то) я поняла, что главное – помочь ребенку определить для себя, в чем “совершенство” и подсказать правильные шаги. Думаю, что очень просто и правильно моя задача определена в песне “Битлз”:

“Hey, Jude, don’t make it bad
Take a sad song, and make it better
Remember to let her into your heart
Then you can start to make it better”

Все важные вещи в мире сделаны из истины и радости. И этот путь к совершенству мы проходим вместе с учениками, радуясь одинаково большим и маленьким победам. Но я точно знаю, что ситуация успеха не бывает случайной – её нужно уметь организовать.

У всех на слуху сегодня слова “самопознание”, “саморазвитие”, “креативность”. Это не случайно, это не мода. На любом жизненном этапе они остаются значимыми. Как важно научить этому не только капризных, впечатлительных малышей, таких разных по темпераменту, но и своенравных и критичных старшеклассников, ибо никогда не поздно углубить и расширить представление о себе. “Интерес человека к миру возникает из-за переизбытка интереса к самому себе”, - говорил Ф. Бэкон.

А я – учитель английского языка. Только навный думает, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех “практическому общению на иностранном языке”, хотя и это поможет им в познании мира. В моем багаже и мудрость английской философии. Познавая себя, стремись стать лучше, интереснее, и я снова цитирую Фрэнсиса Бэкона: “Люди должны знать: в театре жизни только богу и ангелам позволено быть зрителями.” Ведь об этом и пели покорившие мир ливерпульские мальчики: “Возьми печальную песню и сделай ее лучше…”

Из английского языка в русский успешно перекочевало слово “креативность”. Креативность – это способность творить, создавать что-то новое и превносить в этот мир. Ведь окружающие нас события – это как набор красок на столе у художника, наша воля – кисть, а жизнь – холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками.

На уроках английского и в повседневном общении со своими учениками в качестве классного руководителя и просто старшего товарища я стараюсь развить это качество, учу видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения простых вещей.

В основе моей философии – известные истины. Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливым человеком уже 23 года. Потому что я свое дело люблю. И чувствую, что должна и могу быть надежным спутником моих учеников на пути к совершенству.

А жизнь продолжается. И продолжает ежедневно задавать ученику и учителю вечные, мучительные вопросы: “ Кто ты? Что здесь делаешь? Для чего?” Чтобы ответить на них, мало учебников и методик – первым учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остаётся жизнь, реальность, в которой мы действенно мыслим и осмысленно действуем. Главная специальность – то, чему учит тебя реальность, что требует от тебя с предельным напряжением сил, умений, таланта. Требует и от тебя и от твоих учеников в любой сфере жизни. А значит надо думать, продолжать искать решения…

Тарлыкова Ирина Николаевна,

учитель иностранного языка,

МОУ «СОШ №41» г.Саранск

Педагогическое эссе

«Какое счастье-быть полезной людям,

Учить его Величество-Народ!

Нести ему дар мудрости ,и знанья,

И доброты своей сердечной свет-

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет...»

С.Викулов

Какова же моя цель?К какому уровню профессионального идеала,я,учитель иностранного языка,стремлюсь? По моему мнению,именно к такому определению совершенного учителя из стихотворения известного поэта должны стремиться все, кто выбрал профессию учителя иностранного языка делом всей своей жизни.

Как давно это было…С какими учителями я встречалась?Когда-то я тоже была наивной ученицей-хорошисткой и целеустремлённой студенткой-отличницей со своими повседневными заботами и маленькими радостями,потаёнными секретами и неожиданными философскими синергетическими открытиями в таком учебном предмете,как романо-германская филология,как иностранный язык.И рядом всегда находились учителя – внимательные,компетентные,заботливые,готовые простить твои ошибки и обратить внимание на твои даже маленькие успехи.Они не просто учили, они постепенно открывали передо мной огромный мир прошлых эпох и реалии современного мира, в котором я нашла своё место-судьбу. Это они привели меня к пониманию, что уроки,как жизнь в семье, должны быть наполнены ещё,кроме того,и верой-надеждой-любовью, что без этого нет счастья на земле и творческой составляющей вообще.

Какие педагогические заповеди мне жизненно необходимо соблюдать?Понятно,что каждый человек,кто выбирает профессию учителя иностранного языка,берет на себя большую ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать.Недаром великий французский мыслитель Гельвеций заметил,что «требуется гораздо больше ума, чтобы передавать свои идеи, чем чтобы иметь их».

Вместе с тем интеллигентный учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем.Я считаю,что необходимо придерживаться основной нравственно-эстетической профессиональной заповеди, соотносимой с предостережением «Не навреди».Я уверена,например,что может быть и заповедь‘’полюби своего ученика и помоги ему через учение познать самого себя’’.Главное – верить своим воспитанникам, обладать чувством эмпатии -понимать,что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, быть на их стороне, и сама мудрая природа вновь подскажет как вести себя в той или иной проблемной ситуации, как помочь детям,как наполнить добротой каждое мимолётное мгновение.Вот почему:Учитель – это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, помнит всегда, что каждый ученик –самоутверждающаяся личность со своими особенностями и запросами, победами и горестями.Учитель раскрывает перед воспитанниками притягательную силу всемирных знаний,своего учебного предмета,самого процесса учения. Если учитель всегда поддерживает творческую атмосферу на уроке, сверкающие звёздочки его энтузиазма согревают и зажигают учеников.Он тепло и дружелюбно относится к ученикам, помогает им выработать положительную самооценку.

Каким учителем на уроках иностранного языка я стараюсь быть?Я учитель английского языка.Мои уроки-это разумный креатив,фундаментальная база,многообразие видов учебной и внеурочной деятельности,этопроектная лаборатория,это радость открытия в особой ат­мосфере доброжелательности, уважения, взаимного доверия и сотрудничества. Мои уроки не ограничивают внутреннюю сво­боду учеников,потому что без нее не может быть самодеятельности,самовыражения и самореализации.Есть на уроках и моё определенное законное место,моя позиция-стремле­ние к совершенству профессиональных умений через постоянное самообразование.С каждым своим классом или группой я проживаю новую жизнь, вновь и вновь завоевываю право быть рядом,открывать первую страницу учебника и путешествовать по волшебной стране английского языка,вводить в мир фразовых глаголов и лексических единиц, учить ориентироваться в этом огромном лингвистическом мире, понимать его мелодию и красоту.Проходят школьные годы,я становлюсь,безусловно,мудрее благодаря ученикам.Мы вместе пробираемся по трудным для понимания лабиринтам грамма­тики, как опытные капитаны,уверенно ведем свои кораб­ли знаний, как бла­городный рыцарь Айвенго из средневековой Англии,бесстрашно сражаемся со сложными коммуникативными ситуациями.Я люблю свой предмет за формирование глобального мировоззрения и за особую концентрацию способностей.Но еще больше я люблю детей, которым я нужна, кото­рые верят мне и которых я должна многому научить.А английский язык помогает нам понять друг друга, самих себя и окружающую жизнь.

Какие нравственные качества я стремлюсь воспитать у своих учеников?Хотелось бы, чтобы все мои уроки стали «островком красивых мыслей», на ко­тором я с моими такими разными учениками испытывали бы счастье от общения друг с другом. Но в то же время я понимаю, что мой непосредственный долг - подготовить ребят к вступлению во взрослую жизнь,подчас такую нелегкую и непростую. Я должна научить их не отступать перед трудностями, быть стой­кими, выносливыми, найти свою дорогу и уверенно идти по ней, добиваясь поставленной цели. Но самое главное, чему я должна научить моих ребят, - это всегда, в любой ситуации оставаться настоящими людьми в самом высоком смысле этого слова. Ведь где бы мы не жили, нравственные навигаторы одни - доброта, толерантность, тру­долюбие, честность, справедливость. И мне очень хочет­ся верить в то, что мои ученики не забудут школьных уро­ков нравственности, что ни один из них никогда не со­вершит подлость, не переступит через других во имя собственного благополучия.

Какие качества навсегда стали главными в моей профессиональной деятельности?Главная цель моей работы – помочь детям научится принимать собственные решения, делить с ними ответственность и не осуждать, уважать их мнение, всегда давать ученикам понять, кто каждый из них – успешен, каждый творец и созидатель – вот принцип моей педагогической деятельности.

Привлекая детей к изучению иностранного языка, культуры народов и стран английского языка, важно самой всегда оставаться любознательной и делиться новыми полученной интересной информацией на традиционных страноведческих уроках. Нужно быть актрисой и изобретателем, вдохновлять своих учеников говорить на английском языке, выражать свое мнение, не боясь допустить ошибку, помочь детям испытать чувство радости за себя – вот и сделано еще несколько шагов к овладению иностранным языком.Я очень люблю свою работу, своих учеников. Каждый день, подходя к школе, я предполагаю в себе мудрость, творчество и любовь.

Мудрость позволит соотнести воображаемое и реальность,заглянуть в будущее и увидеть результаты моего труда, найти такие приемы и методы работы с детьми, которые позволят открыть и развить способности каждого ребенка.

Творческий дар и импровизация помогут подготовить новые и необычные проекты и исследовательские работы, которые увлекут моих учеников в процесс познания, расширят их иноязычный кругозор, чтобы более полезными стали наши цели и устремления.

Любовь навеет слова благодарности моим ученикам за отлично и хорошо выполненную работу, подбодрит, воодушевит тех, у кого что-то не получилось.

Какие уроки я извлекла из своего педагогического опыта?Общаясь с учениками уже тридцать лет, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку.Наша жизнь складывается из цепочки таких дипломатических событий. Мы идем по большому жизненному пути и лепить чужую душу – задача не для смертного. А вот помочь душе окрепнуть, обогатиться, вырасти – учитель может. Я искренне верю, что речь учителя вспомнится, прорастет добром и любовью. Быть учителем – это означает не снисходить, а восходить к духовному миру своих учеников. Смотреть на мир их глазами, идти вместе с ними к тайнам непознанного. Идти, освещая им путь и согревая теплом своего сердца. Надо просто любить свою работу. Это и есть суть моей педагогической философии.

«Ну что, училка!» - слышу я каждый раз, как только нога брата переступает порог моего дома. Будучи студенткой педагогического института, я долго сопротивлялась подобным приветствиям. Теперь же, проработав в системе образования около десяти лет, с радостью и вполне искренне заявляю: «Я - училка!» Но обо всём по порядку.

Выбор профессиональной стези пал на учителя, признаюсь честно, из-за большой любви меня, семнадцатилетней, к предмету. Если вы когда-нибудь изучали иностранные языки, то согласитесь, что невероятно интересно наблюдать за тем, насколько по-другому мысль может кодироваться средствами чужого языка, чем в родном языке. Кроме того, каждый язык имеет свой неповторимый характер: английский — аналитичный, синтаксически рациональный и экономный со словами язык. Русский — язык более синтетический, дающий больше простора для перекатывания по полутонам коннотаций, когда с помощью аффиксов плетёшь замысловатый ажур предложения.

Не последнюю роль при выборе профессии сыграл высокий стандарт преподавания и профессионализм собственных учителей Батуриной Е.Б., Барашко Е.А., Волхонской Л.А., Фроловой Г.С., Семёновой Л.Н. и Саксиной С.Н., несмотря на то, что в «малиново-пиджачные» девяностые - время моего поступления в вуз - специальность учителя котировалась невысоко. Очень мне тогда хотелось видеть себя в будущем такой же деятельной, искромётной и жизнерадостной круглосуточно, как мои учителя. По крайней мере, такими они мне, девчонке, казались.

Опыт имеет свойство накапливаться, а вопросы — задаваться. Пребывая в очередной полосе переосмыслений, я спросила себя: «Что движет тобою в работе? На каких трёх китах стоит твоя педагогика? Какую цель ты преследуешь?» И постепенно выкристаллизовались следующие педагогические принципы и подходы .

Прежде всего, в работе я опираюсь на исследовательский подход .
В море информации, порой избыточной, нетрудно сбиться с фарватера. Школьнику первостепенно научиться манипулировать оной: проанализировать входящую информацию, сгруппировать по статусу «приоритетна» - «неприоритетна» и далее исследовать приоритетную информацию: вычленить основные характеристики, вывести закономерности и попробовать спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Таким образом, грамотный исследователь, владея навыками анализа информации, никогда не зайдёт в тупик в своей деятельности и будет готов к постоянному поиску решений задачи.

Второй опорный педагогический принцип моей деятельности — воспитание коллективности и индивидуальности в тандеме . В этом отношении я предлагаю взять лучшее от коллективизма и лучшее от индивидуализма и научить этому юных.
С одной стороны, учащийся должен научиться успешно функционировать в коллективе, участвуя и понимая громадный ресурс коллективной деятельности.
С другой стороны, учащийся должен понимать свою ценность как личность, выстраивать индивидуальную траекторию развития, придерживаться ассертивного поведения и осознавать индивидуальную ответственность. Подобный баланс не позволит тому или иному -изму безраздельно доминировать в поведении.

Третий кит моей преподавательской системы — это максимальная активность обучающегося в процессе обучения. Этот принцип зиждется на известной педагогической аксиоме «деятельностного подхода». Я стремлюсь вовлекать школьников в творческие виды деятельности, которые предлагают неожиданные обучающие ситуации, требующие активного участия, на каждом занятии, что, помимо обучения предмету, повысит мотивацию, разовьёт в детях адаптивность к меняющейся ситуации, будет способствовать развитию активной жизненной позиции.

Неизменная миссия педагога во все времена есть создание общества будущего. Осложняет задачу то, что необходимо сначала заглянуть в будущее и определить, каким мы хотим видеть это общество и самого человека будущего.

Мои футуристические антиципации в этом отношении таковы:
1. Считаю, что человек будущего - это человек ищущий или Homo Searchius . Миссия учителя - привить ученику любовь к вечному познанию и исследованию, к некой неугомонности в противовес потребительству, обесценивающему жизнь и личные достижения. Тем самым учитель закладывает человеку будущего стартовую площадку для поиска ответов на экзистенциальные вопросы в более взрослой жизни. А это есть залог формирования осознанной, полноценной и счастливой личности.

2. Вторая миссия педагога - воспитать человека созидающего или Homo Сreatus.

Общеизвестно, что жизнь зиждется на созидании, и современный мир, терзаемый противоречиями и конфликтами, вылечат и сохранят только Homo Creatus.

3. Независимо от личных качеств, способностей и направленностей человека будущего, несомненная миссия педагога - привить ему любовь к своей земле, помочь идентифицировать себя с нацией и её историей. Воспитанные чувства верности и гордости за свою родину в определённом смысле будут противостоять тенденции глобализации и интеллектуальной эмиграции. Таковы мои представления о миссии современного учителя.

Но чтобы миссия была выполнима, учитель должен соответствовать вызовам современности. Что же это значит? Это означает, что на первый план выходит непрерывное профессиональное образование . Есть такое красочное сравнение, что несколько столетий тому назад накапливающиеся за десятилетие знания можно было уместить на газетном развороте The Times. В наше же время объём новой информации, полученной за год, измеряется эксабайтами. Мы неизбежно подвергаемся воздействию информации и знаний. Отсюда кажется обязательным высокий уровень общей информированности учителя . Общение с учениками будет эффективным, если учитель пребывает с ними в одном контексте.

Как говорят англичане, «It is a small world» - мир мал. А с развитием средств коммуникации ощущаешь, что он становится всё меньше. И это даёт возможность выйти на диалог с мировым учительским сообществом . Обмен методическим опытом, нащупывание свежих тенденций в преподавании, нахождение себя на координатной плоскости мирового сообщества очень значимы для меня как современного учителя.

Отсюда же вытекает третий постулат непрерывного профессионального образования - использование разнообразия образовательных ресурсов, предлагаемых в интернете . Я признаю, что сейчас мы воспитываем интернет-поколение, что накладывает отпечаток на их стиль восприятия материала. Предлагаю учителям использовать ресурс интернета на занятиях, повышая мотивированность и, следовательно, эффективность обучения своих подопечных.

В заключение хочу сказать, как учителя мы должны чувствовать биение современной жизни, принимать особенности нового поколения и использовать современные технические и информационные ресурсы во благо ребёнка с целью воспитать прекрасного человека не менее прекрасного и удивительного будущего.

Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»

Я – учитель, как это одновременно много и мало. Мало, - потому что за учителем возвышается преподаватель, потом доцент, профессор, академик… Много, - потому что учитель – это не просто профессия, это жизнь, а школа – вселенная, столь разнообразная в своих проявлениях.

Моя учительская карьера началась не так давно, и в детстве я не мечтала, что буду тысячу раз твердить ученикам одно и то же на уроке, потом в изнеможении тащить домой сумку с тетрадями, чтобы обнаружить: «Опять не то написали, ну как только рука поднялась?!...» и бесконечно искать ответ на вопрос «Как бы их замотивировать?»

В свои собственные школьные годы под влиянием родственников и учителей, я мечтала стать врачом, хирургом-кардиологом, и использовать процессы регенерации, хорошо развитые у простейших организмов, для лечения порока сердца. Не сложилось. Я поступила на факультет иностранных языков в Ростовский Государственный Педагогический Университет, твердо решив стать переводчиком. Переводчиком я на некоторое время стала: работала гидом-переводчиком, переводила биржевые новости и художественную литературу, но, создав свою семью и став мамой, переводить я уже не хотела. Оглядываясь по сторонам, я видела соседских мальчишек, которые редко выходили гулять, потому что были заняты компьютерными играми и полуторагодовалую девочку, которую мама прямо в автобусе кормила чипсами и давала запить пепси-колой. От таких картин я впадаю в уныние. Какими вырастут эти дети, какие ценности будут руководить их выбором? Какое общество они будут создавать? Неужели глобализация так сильно пошатнула наши культурные традиции? Нет, я не могу оставаться безучастной. Конечно, я изо всех сил стараюсь воспитывать собственных детей на примерах классической литературы, на рассказах о собственном детстве, о жизни предыдущих поколений, о том, что такое хорошо и что такое плохо, но им очень трудно в общении со сверстниками, потому что, если их бьют, они не дают сдачи, если у них отнимают еду, они не сопротивляются, объясняя свое поведение тем, что обидчику, наверное, очень хотелось есть, или его мама не позаботилась о нем и не дала ему с собой еды. Я долго не могла ответить себе на вопрос, как же мне помочь своим собственным детям, я же их правильно воспитываю, учу благородству, а получается, что они не могут за себя постоять. И у меня появились мысли, а что если бы я научила еще кого-то тому, чему я учу своих детей, или помогла бы увидеть мир во всем его многообразии, а не только на экране компьютера, или смогла показать, что можно быть убедительным даже без кулаков. И в момент, когда я уже начала интересоваться вакансиями учителя английского языка в окрестных школах, мне позвонили… Я убеждена, что наши мысли материальны, и точно знаю, что предложение работать в школе я получила не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда была готова к этому, возникла потребность. Сейчас, оглядываясь назад, задумываюсь, почему же я не пошла работать в школу сразу после университета и сама себе отвечаю, потому что не была готова, потому что, если приходишь в школу, надо что-то говорить детям, а чтобы это что-то они воспринимали, надо иметь твердую позицию, основанную на личном опыте, и быть уверенной в своей правоте. Дети легко чувствуют фальшь или неуверенность, а, потеряв один лишь раз их доверие, вновь обрести его не всегда удается.

И вот я в школе. Вопросы, бесконечные вопросы, где взять на них ответы, ты скажи… И как объяснить, чем плохи чипсы, если это вкусно? И почему не надо часами играть в компьютерные игры, если это интересно, и папа тоже играет? Сразу не получается убедить ребят в своей правоте, но личный пример, наводящие вопросы по проблеме, рассказы о знаменитостях, которые делают «правильно» постепенно заставляют задуматься даже самых убежденных игроманов и любителей фастфуда.

Бездумное времяпрепровождение перед телевизором я также полагаю социальным злом. Особенно меня возмущают мультфильмы, в которых нет трудной задачи, долгого и тернистого пути к заветной цели и прекрасной королевны в качестве награды за все превратности судьбы, а есть Помогатор, нажав кнопку на котором, никуда идти не надо, все само собой образуется. Более того, меня беспокоит тот факт, что для конструирования названия этого устройства использована словообразовательная модель английского языка с агентивным суффиксом –ор-. В русском языке, например, есть слово «помощник», который вполне мог бы справиться с задачами, реализуемыми Помогатором, но почему-то предпочтение отдается не ему. Регулярно задаюсь вопросом, существует ли какой-то контроль телевизионного контента, который призван формировать мировоззрение юных россиян, а ведь еще В. фон Гумбольдта доказал, что язык – это дух народа. У меня дома нет телевизора, и не потому, что я не могу себе позволить такую роскошь, просто роскошь человеческого общения и чтение книг мне представляются гораздо более ценным вкладом в личностное развитие.

Еще одной проблемой, на мой взгляд, являются вопросы нравственности, а именно честности. Меня беспокоит тот факт, что для многих родителей самое важное – это оценка, и за ними начинается охота, а знания становятся чем-то незначительным на фоне этой гонки: закончить без двоек, закончить без троек или без четверок, любой ценой. И это пугает. Дети в четвертом, пятом классе пытаются обманывать, что забыли тетрадь, если не выполнят домашнее задание. Я в таких случаях говорю, что лучше извиниться и честно сказать, что задание не выполнил, но они прячут глаза и делают вид, что не понимают о чем я говорю. Потому что дома за плохую оценку не похвалят, а вопросы честности в погоне за оценками, очевидно, не рассматриваются. A la guerre comme a la guerre. Меня всегда в таких случаях волнует вопрос, неужели такие родители сами не понимают, что они таким образом вредят и себе и своим детям, но такие случаи бывают довольно часто, поэтому обязательным элементом своей работы я считаю общение с родителями. Конечно, есть те, кому все равно, есть такие кто «сам знаю, меня учить уже поздно», но есть и такие, которые прислушиваются к тому, что говорит учитель, и, может быть, со временем, их станет больше, ведь и капля камень точит…

Подводя итог вышесказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что профессия учителя, на мой взгляд, отличается от многих других профессий тем, что учитель не может, уходя из школы, оставить всю свою работу в стенах образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс становится нашей жизнью, а ученики – нашей семьей. И так хочется сделать все правильно, успеть вовремя, найти ту грань, где требовательность должна смениться поддержкой и не переиграть, позволив ученику самоустраниться от решения трудной для него задачи, лишив его возможности интеллектуального и духовного развития. Конечно, я не смогу всем внушить, что играть часами в компьютерные игры, смотреть все подряд по телевизору и регулярно посещать Макдональдс не есть предел мечтаний, но, может быть, те, кому я смогу рассказать, что на свете есть более полезные и интересные занятия, расскажут еще кому-то, а те, в свою очередь, - своим знакомым, и жизнь наша станет лучше, и мы станем чище и честнее и будем больше читать книг, хороших разных, и развиваться сами и развивать тех, кто с нами рядом.

В заключении хотелось бы привести стихотворение Э. Хейла, которое, как мне кажется, отражает мою мировоззренческую позицию:

I’m only one,

But still I am one.

I cannot do everything,

But still I can do something.

And because I cannot do everything

I won’t refuse to do something I can do.

(Я лишь один из многих, но и я кое-что значу. Я не могу сделать все, но могу предпринять хоть что-нибудь. И пусть я не способен изменить все, но я сделаю то, что в моих силах.)