Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича» проект по чтению (2 класс) на тему. Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича» проект по чтению (2 класс) на тему Учитель начальных классов Бугакова О.Г

Предварительный просмотр:

Литературное чтение во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»

Тема : Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича»

Цели :

*Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение, чтение про себя, выразительное чтение, чтение наизусть, а также: умение правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Предметное содержание : проектная деятельность (работа в группах)

Планируемые результаты:

Предметные: .

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

познавательные:

коммуникативные:

Личностные : понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, осуществлять самоконтроль.

Оборудование :

  1. Эталоны с внеурочных занятий по «Миру деятельности» (авторская программа

Л. Г. Петерсон): «Правила работы в группе».

2. Продукты проекта

3. «Заместители» на уроках Литературного чтения

4. Использование интерактивной доски

Ход урока:

  1. Организация.

Ребята, сегодня мы работаем в группах, значит, работа будет какая? (коллективная, групповая).

Вам предстоит показать не только знания, но и проявить творчество, значит,

Работа будет какая? (творческая)

Давайте вспомним « Правила работы в группе» по карточкам-эталонам:

1 слайд:

*В группе должен быть ответственный.

*Работать должен каждый на общий результат.

*Один говорит, другие слушают .

*Свое несогласие высказывай вежливо .

*Если не понял, переспроси.

  1. Формулирование темы и задач урока:

На протяжении нескольких дней вы работали над индивидуальными заданиями творческого проекта. Какова тема проекта? (Царство Мороза Ивановича)

Есть ли у вас предположения, почему эту тему берем? (Сейчас идет зима, изучили раздел «Снежок порхает, кружится…», приближается Новый год)

Какова же цель нашего урока, как вы думаете? (Обобщить знания по разделу, создав творческий проект).

3. Актуализация знаний.

Давайте сначала вспомним, с произведениями каких жанров мы познакомились в зтом разделе? (По 1 ученику из каждой группы работают с «заместителями» на доске, обозначая жанр и тему)

Какой жанр литературного произведения нас сегодня интересует? (Сказки. Литературные сказки)

Назовите, какие сказки Владимира Федоровича Одоевского помещены в наш учебник?

(«В гостях у дедушки Мороза», «Мороз Иванович»)

4 Работа в группах.

(Заранее все дети в классе были разделены на группы, в которых каждый ребенок работал индивидуально по своей теме:

*Рассказ-описание царства Мороза Ивановича»;

*Создание фотофильма «По работе и награда;

*Викторина по сказкам В. Одоевского;

*Кроссворд на тему сказок В. Одоевского;

*Объемная поделка персонажа сказок В. Одоевского из соленого теста).

Сегодня на уроке каждая группа должна представить оформление проекта и последующее представление его перед классом.

Оформление выполняется по следующему алгоритму:

Предмет, класс.

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

5 Отчет групп -представление своих заданий.

  1. Демонстрация фотофильма «По работе и награда» (инт. доска)
  2. Викторина по сказкам (инт. доска)
  3. Кроссворд по сказкам (инт. доска)
  4. Демонстрация поделок:

-«ЦАРСТВО», СТУДЕНЕЦ, ПОСТЕЛЬКА С РОСТКАМИ ОЗИМИ, ЛАВОЧКА.

5. Рассказ-описание «Царство Мороза Ивановича

Оценка детьми. Оценка учителем.

6 Подведение итога урока. Рефлексия.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведем теперь итог.(Слова с движениями)

Закончите высказывание:

Я доволен…

Мне было трудно…

Я расскажу дома…

Мне понравилось…

Я буду…

Мы смогли…

  1. Домашнее задание

Рисунок с урока коллективного творчества.

Приложение. Задания для домашней подготовки:

1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 1 группы)

Сбор материала по теме «Рассказ-описание Царства Мороза Ивановича» по сказкам В. Ф. Одоевского:

Составить план рассказа.

Используя сравнения и образные выражения, составьте рассказ-описание

Представление рассказа, костюм сказочницы (проекта).

Оформление проекта:

Предмет, класс

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 2 группы)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 3 группы)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 4 группы)

Выполнить сетку кроссворда.

Выделить ключевое слово

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича» (Задания для 5 группы)

Выполнить поделку.

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление и защита в классе)

(Оформление проектной документации)

……………………………………………………..

…………………………………………………….

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Своя тема: …………………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………..

Е. Оценка руководителя проекта: ………………………………………

2. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

………………………………………………………

………………………………………………………

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: ……………………………………………………………………………..

Цель проекта:…………………………………………………………………………..

План выполнения работы: …………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-………….

3. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

……………………………………………………..

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

План выполнения работы: …………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………

4. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

……………………………………………………..

………………………………………………………

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: …………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………..

План выполнения работы: ……………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-…………..

5. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

……………………………………………………..

…………………………………………………….

Б. Предмет:……………………………………………………………………….

В. Учебная тема:……………………………………………………………………

Г. Класс……………..

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема:………………………………………………………………………………..

Своя тема: …………………………………………………………………………

Цель проекта:……………………………………………………………………..

План выполнения работы: ……………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………

Ее особенности: …………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..

Представление в классе…………………………………………………………………..

Е . Оценка: своя -………….

Класса-………..

Учителя-………….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Создание фотофильма «По работе и награда» по сказкам В. Ф. Одоевского»:

Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме

Проиллюстрировать их собственными фотографиями

Приготовить представление работы (проекта)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Викторина по сказкам В. Ф. Одоевского»:

Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты сказки

Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный.

Научиться проводить викторину с ребятами.

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Составить кроссворд на тему сказок В. Ф. Одоевского»:

Подобрать загадки-вопросы для кроссворда

Выполнить сетку кроссворда.

Выделить ключевое слово

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление в классе)

  1. Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

Сбор материала по теме «Выполнить из соленого теста объемную поделку персонажа сказок В. Ф. Одоевского»:

Выбрать понравившийся персонаж.

Заготовить нужное количество материала.

Выполнить поделку.

Определить форму защиты своей работы (проекта)

Оформление проекта:

Предмет, класс

Краткая аннотация проекта (общая тема, своя тема, цель вашего проекта, ход

Выполнения работы, ее особенности, представление и защита в классе)

МОУ «Судская основная образовательная школа №2»

Проект

«Царство

Мороза Ивановича»

Номинация:

Творческий

Проект выполнен

Группами обучающихся 2 класса

На уроке Литературного чтения

Руководитель проекта:

Учитель 2 кл . Кузнецова

Екатерина Николаевна

2014 – 2015 уч. г.

Цели:

*Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

*Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение и пересказ, наблюдения над выразительными средствами языка.

*Развитие самостоятельности, научно-познавательных и творческих способностей.

* Создание условий для положительной мотивации к учению средствами литературы.

Предметное содержание: проектная деятельность (работа в группах)

Планируемые результаты:

Предметные: умение выбирать нужную информацию из художественных произведений, выполнять творческие проекты, используя знания и умения, полученные на уроках .

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить проект по предложенному плану, выполнять действия по предложенному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально и в группах истории о героях, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

Личностные : понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, осуществлять самоконтроль .

Аннотация:

Проектная деятельность обучающихся 2 класса осуществляется на уроке коллективного творчества в базовом курсе «Литературного чтения» УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Снежок порхает, кружится…».

Работа по подготовке к занятию строится по следующему плану:

  1. Целеполагание проектной деятельности.
  2. Формирование групп.
  3. Выдвижение возможных проблем.
  4. Формулировка задач.
  5. Выбор критериев оценивания.
  6. Рефлексия.

Все проектные группы получили задания, которые выполняли дома с частичной помощью родителей.

Перед каждой группой стояла задача формулирования проблемы и определение творческого замысла, отражающего свой креативный взгляд. Для чего нужно было:

  1. Изготовить фигурки действующих лиц из сказки.
  2. Приготовить викторину по сказке.
  3. Создать кроссворд.
  4. Создать фотофильм «По работе и награда».
  5. Приготовить выборочный пересказ по тексту сказки.

Технологическая карта проекта представлена «Планом выполнения работы».

По нему обучающиеся вместе с родителями готовили продукт проекта.

Работая в группах, дети оформляли документацию по проекту, описывая

Особенности своей, отличной от других, работы по воплощению творческого

Замысла.

Результатом успешной работы над проектами являются фото и

Видеоматериалы, представленные в Приложениях.

Главным критерием при оценивании было мнение о том, насколько

Интересно и оригинально исполнение каждого проекта, как предмета обучения

Новому виду деятельности для второклассников.

На этапе рефлексии дети строили свои высказывания по началу таких

Предложений:

  • Я доволен…
  • Мне было трудно…
  • Я расскажу дома…
  • Мне понравилось…
  • Я буду…
  • Мы смогли…

Литература:

  1. Программа «Литературное чтение» 1-4 кл. (Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова) УМК «Начальная школа 21 века»
  2. Реализация междисциплинарной программы

«Работа с текстом. Работа с информацией»

(Курсы по ФГОС НОО. Вологда 2012 г.)

  1. Использование ИКТ в образовательном процессе современной нач. шк.с учетом требований ФГОС (Курсы г. Вологда, г. Шексна, Ботово 2013 г .) 4.
  2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя.
  3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова

Приложения – продукты проекта:

1 гр. – фотографии

2 гр.- фотофильм «По работе и награда»

3 гр .- презентация викторины

4 гр .- фотография

5 гр.- фильм В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович

Технологическая карта 1 группы

2. Елесичева Татьяна

  1. Зернова Вера
  2. Зернов Никита
  3. Петровцева Виктория

Краткая характеристика

Тема проекта

Изготовление поделки из соленого теста

Смысл проектной деятельности

Цель проекта

Обобщить материал по теме,

выполнить проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для повышения мотивации к учению и развитию познавательной активности

Поделки фигурок из соленого теста

Необходимые средства:

Источники информации

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

Соленое тесто, приготовленное по особому рецепту

Необходимые умения и способы работы

Лепка, сушка, роспись

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

2. Выбрать понравившийся персонаж

Этап 2

1.Заготовить нужное количество материала

2.Выполнить поделку

3.Приготовить декорации к «Царству…»

Этап 3

Представление своих поделок на обобщающем уроке

Особенности работы:

Технологическая карта 2 группы

  1. Березкин Алексей
  2. Кузнецов Михаил
  3. Лобанова Полина
  4. Уразов Тимур

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создание фотофильма «По работе и награда»

Смысл проектной деятельности

Развитие самостоятельности, научно-познавательных и творческих способностей.

Цель проекта

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для получения общего результата

Продукт проектной деятельности

Фотофильм «По работе и награда», альбом

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.;

УМК «Нач. шк. 21 века»,Интернет-источники

Приборы и материалы

ИКТ

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме

2.Проиллюстрировать их фотографиями 3.Создать фотофильм

Этап 3

Приготовить представление проекта

Особенности работы: ребята нашей группы работали по-разному. Миша и Тимур выполнили только несколько рисунков. Лобановой Полине папа помог сделать очень хороший фотоальбом в виде книжки-малышки. А вот Алёша Берёзкин вместе со своей мамой сделали презентацию, очень похожую на фильм. Только по краям ленты - перфорация, как у настоящего фильма. Фотографии удачно перемежаются с текстом сказки. И, наконец,-мелодия «Зимняя сказка» из альбома «Песни Деда Мороза».

Технологическая карта 3 группы

  1. Землянкин Степан
  2. Перевозчиков Данил
  3. Туркина Арина
  4. Харапонов Илья

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создание викторины по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для положительной мотивации к учению средствами литературы

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для достижения общего результата

Продукт проектной деятельности

Викторина по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Составление вопросов на основе анализа и синтеза изучаемого материала;

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты 2.Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный

Этап 3

Подготовиться к проведению своей викторины в классе

Особенности работы:

Технологическая карта 4 группы

  1. Демичев Арсений
  2. Ронжина Дарья
  3. Южаков Данил

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Создать кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, творческого отношения к нему

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для общего результата

Продукт проектной деятельности

Кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Составление вопросов-загадок на основе анализа и синтеза изучаемого материала;

ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Подобрать вопросы-загадки для кроссворда 2.Выполнить сетку кроссворда

3.Выделить ключевое слово

Этап 3

Приготовиться к решению своего кроссворда

В классе

Особенности работы :

Технологическая карта 5 группы

  1. Кузнецова Екатерина
  2. Ермохина Оксана

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

Приготовить выборочный пересказ сказки

В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Смысл проектной деятельности

Создание условий для формирования читательских умений: анализ сюжета, выборочное чтение и пересказ, наблюдения над выразительными средствами языка.

Цель проекта

Обобщить знания по теме, создать проект

Кому адресован проект

Всем одноклассникам для конечного результата на обобщающем уроке

Продукт проектной деятельности

Выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Царство Мороза Ивановича»

Необходимые средства:

Источники информации

Учебник «Литературного чтения», 2 кл.

УМК «Нач. шк. 21 века»

Приборы и материалы

Декорации к «Царству…», видеокамера,

ИКТ

Необходимые умения, способы работы

Работа над развитием связной речи, ее выразительностью. Видеосъемка и перенос материала на DVD-диск. ИКТ-компетентность

Время, необходимое для выполнения проекта

2 недели

План работы над проектом:

Этап 1

Этап 2

1.Используя образные выражения и сравнения, приготовить выборочный пересказ 2.Составить общий план поочередного пересказа

Этап 3

Приготовить представление проекта в классе, используя готовые декорации

Особенности работы : мы читали сказку, запоминали ее по плану, выбирали главное и распределяли слова так, чтобы смысл сказки был понятен ребятам. Старались выделять голосом «сказочные» интонации. Из дома принесли платки на плечи, а в Доме Культуры взяли на прокат кокошники. С помощью нашей учительницы и родителей мы приготовили декорации «Царства…» и пересказали сказку. Впоследствии взрослые на этой основе создали фильм.

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 1 группы )

1. Быстрицкая Диана

2. Елесичева Татьяна

3. Зернова Вера

4. Зернов Никита

5. Петровцева Виктория

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится»

Г. Класс: 2

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема: изготовить поделку из соленого теста.

Цель проекта : обобщить материал по теме, выполнить проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Выбрать понравившийся персонаж.
  3. Заготовить нужное количество материала.
  4. Выполнить поделку.

Ее особенности: дома с родителями мы читали сказку и представляли, какой будет наша поделка. В классе каждый из нас получил рецепт приготовления специального теста. Мамы замешивали необычное тесто. Все старательно вылепливали «свои» фигурки, сушили их и раскрашивали гуашевыми красками. Самыми первыми принесли работы брат и сестра Зерновы. Никита – Ленивицу, а Вера – Рукодельницу. Быстрицкая Диана принесла фигурку Деда Мороза. Особенно удачно получилась его борода. Все переживали за Таню Елесичеву, ей надо было сделать постельку, лавочку и студенец. Но тут ее мама попала в больницу, а Танюшке помогла бабушка. Мама вскоре поправилась. Вике дома не смогли помочь сделать царство, тогда она каждый день вместе с нашей учительницей готовила его в классе.

Представление в классе : демонстрация и участие в представлении декораций.

Е. Оценка : своя -… 5 ……….

Класса-… 5 ……..

Учителя-… 5 ……….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 2 группы)

1. Лобанова Полина

2. Березкин Алексей

3. Кузнецов Михаил

4. Уразов Тимур

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: « Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создание фотофильма «По работе и награда»

Цель проекта : обобщить знания по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Выделить основные сюжетные моменты сказки по своей теме.
  3. Проиллюстрировать их фотографиями.
  4. Приготовить представление проекта.

Ее особенности: ребята нашей группы работали по-разному. Миша и Тимур выполнили только несколько рисунков. Лобановой Полине папа помог сделать очень хороший фотоальбом в виде книжки-малышки. А вот Алёша Берёзкин вместе со своей мамой сделали презентацию, очень похожую на фильм. Только по краям ленты - перфорация, как у настоящего фильма. Фотографии удачно перемежаются с текстом сказки. И, наконец,-мелодия «Зимняя сказка» из альбома «Песни Деда Мороза».

Представление в классе: все ребята с удивлением рассматривали знакомый материал на экране через мультимедийную приставку. Многие решили осваивать эту работу на своих компьютерах дома.

Е. Оценка: своя -… 5 ……….

Класса- 4 …..

Учителя-… 5 ……….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 3 группы)

1. Перевозчиков Данил

2. Харапонов Илья

3. Землянкин Степан

4. Туркина Арина

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится...»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создание викторины по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович »

Цель проекта:

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Обратить внимание на интересные детали, подробности и сюжетные повороты сказки.
  3. Сформулировать вопросы с тремя вариантами ответов, один из которых правильный.
  4. Подготовиться к проведению своей викторины в классе.

Ее особенности: Степа и Арина приготовили только по три вопроса. Данил Перевозчиков с родителями составил два варианта викторины. Данил сумел загадать вопросы, некоторые из них были такие смешные, что ребята долго смеялись, а Илья Харапонов (ему помогала старшая сестра) принес викторину, которую показали на интерактивной доске. Правильные ответы в ней так забавно двигались, что всем очень понравилось.

Представление в классе … демонстрация и отгадывание правильных ответов.

Е. Оценка : своя -…… 5 …….

Класса-…… 4 …..

Учителя-…… 5 …….

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 4 группы)

1. Южаков Данил

2. Ронжина Дарья

3. Демичев Арсений

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г. Класс: 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема : создать кроссворд по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель проекта: обобщить материал по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Подобрать вопросы – загадки для кроссворда.
  3. Выполнить сетку кроссворда.
  4. Выделить ключевое слово.
  5. Приготовиться к решению своего кроссворда в классе.

ее особенности: все ребята нашей группы приготовили интересные задания. Такая работа для нас была новой. Это здорово! Каждый придумал свои вопросы, а ответы – слова в клеточках. Данил Южаков по совету мамы выполнил все на клетчатой бумаге, да еще разными фломастерами. Получилось аккуратно и красиво. Молодец. Даша с обратной стороны приклеила кармашек с ответами. Тоже необычно. У нее 12 вопросов и длинное ключевое слово. А Арсений приготовил два кроссворда «царство» и «мороз», и оба были показаны на интерактивной доске. На сетке созданных кроссвордов мы решили их, а потом проверили. Очень интересно!

представление в классе: демонстрация, решение и проверка кроссвордов .

Е. Оценка: своя -… 5 ……….

класса-… 5 ……..

учителя-… 5 ……

Работа над проектом «Царство Мороза Ивановича»

(Оформление работы 5 группы)

А . Авторы проекта:

1. Кузнецова Екатерина

2. Ермохина Оксана

Б. Предмет: Литературное чтение

В. Учебная тема: «Снежок порхает, кружится…»

Г . Класс :… 2

Д. Краткая аннотация проекта:

Общая тема: «Царство Мороза Ивановича»

Своя тема: «Выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель проекта: обобщить материал по теме, создать проект.

План выполнения работы:

  1. Перечитать сказку.
  2. Составить общий план поочередного пересказа.
  3. Используя образные выражения и сравнения, приготовить выборочный пересказ.
  4. Продумать представление проекта в классе.

Ее особенности: Мы читаем сказку, запоминаем ее по плану, выбираем главное и распределяем слова так, чтобы смысл сказки был понятен ребятам. Стараемся выделять голосом «сказочные» интонации. Из дома принесли платки на плечи, а в Доме Культуры взяли на прокат кокошники. С помощью нашей учительницы и родителей мы приготовили декорации «Царства…» и пересказали сказку. Впоследствии взрослые на этой основе создали фильм.

Представление в классе: демонстрация фильма по выборочному пересказу сказки

В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Е. Оценка: своя -… 4 ……….

класса-… 5 ……..

учителя-… 5 ………


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Тонкинская средняя школа"

Коллективная творческая работа

«Царство Мороза Ивановича»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Серова Надежда Матвеевна

Тонкино

Аннотация

Урок литературного чтения по теме «разработан на основе программы и учебника по литературному чтению для 2 класса

по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Это урок обобщения знаний по теме «Снег порхает, кружиться…». Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети учили стихи, выполняли творческие работы (составляли рассказы о зиме и зимних забавах, рисовали иллюстрации к произведениям, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе зимние загадки, пословицы, поговорки). На уроках технологии были изготовлены книжки- малышки, снежинки, ёлочные игрушки. На этом уроке дети обобщают полученные знания по теме, оформляют книги - самоделки на тему «Зимы». В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о зиме, расширяются знания о литературных жанрах, формируются универсальные учебные действия (УУД):

любовь к родному языку

социальная ответственность

коммуникативные умения

творческий потенциал и любознательность

сотрудничество и взаимодействие

постановка и решение проблемы

саморазвитие

оценка и самооценка

Класс: 2 А

Предмет: Литературное чтение

Тема урока:«Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Снег порхает, кружиться…»

Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)

Цель: создать условия для обобщения знаний по разделу

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умения выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; читательских умений при различных видах работы:
Оборудование :
1.Мультимедийный проектор, презентация «Царство Мороза Ивановича», физкультминутка «Лепим снеговика»
2.Музыкальные произведения: песня «В царстве Деда Мороза», П.И. Чайковский «Времена года. У камелька. Январь», песня «Зимняя сказка»

3.Рисунок ёлки
4.Модели обложек книг, наборы для моделирования, снежинки, ёлочные игрушки
5.Карточки с заданиями (снежинки)
6.Детские книги.

7. Бумага, краски, карандаши, ручки

План урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.- 3-4 мин

Разгадывание кроссворда

Чтение письма Мороза Ивановича

3. Постановка учебной цели- 1 мин

4. Построение проекта выхода из затруднения.2-3 мин

4. Первичное закрепление.7-8 минут

Чтение стихов о зиме

Работа с детской книгой

Угадывание произведений по плану

Угадывание произведений по героям

Игра «Собери цепочку»

5. Физкультминутка- 3 минуты

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 15- 17 минут

Творческая работа - изготовление книжек - самоделок

Защита работ

7 Включение в систему знаний и повторение- 3-4 минуты

Игра «Укрась ёлочку»

8. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут

Акростих

9. Домашнее задание - 1-2 мин

Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем работать группами. Чтобы работать дружно, необходимо соблюдать правила. Какие это правила?

Нас пригласил в гости литературный герой.
Догадайтесь, кто это?

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Обговаривают правила совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

фронтальная

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

Для этого нужно разгадать кроссворд

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут,

4. На овчарку он похож
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

5. Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык- тык.

Молодцы! Верно, угадали. Нам пришло приглашение от Мороза Ивановича (слайд 1-2)

Но, прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним: (слайд 3)

Как выглядит Царство Мороза Ивановича?

Кто и как живет в Царстве Мороза Ивановича?

В каких литературных произведениях описывается Царство Мороза Ивановича?

Как попасть в Царство Мороза Ивановича?

Формулирует задание, раздаёт каждой группе листочки с кроссвордом

Организует проверку выполнения задания

Выдвигает проблему.

Выполняют задания по карточкам.

Проверяют задание, называют ключевое слово

Читают письмо Мороза Ивановича на презентации

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая

Фронтальная

Коммуникативные

Проявлять активность в решении познавательной задачи,

Аргументировать свою позицию.

Познавательные

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

Обсуждать проблемные вопросы,

Анализировать результаты исследований.

Ориентироваться в своей системе знаний и -осознавать необходимость нового знания

Регулятивные

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Постановка учебной задачи .

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

Как вы думаете, что мы будем делать во время нашего путешествия в зимнее царство?

Сегодня мы будем говорить о зиме. Мы прочитали много произведений о зиме, и сегодня мы вспомним некоторые из них.

А еще мы сегодня попытаемся сами создать «Книгу зимы»

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Высказывают свои предположения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Построение проекта выхода из затруднения .

Обеспечить мотивацию уче-ния школьников, принятие ими целей урока

Ну а сейчас в путь. Для того, чтобы попасть в царство мороза Ивановича, что нужно сделать?

Нам нужно устроить снегопад?

А как же это сделать? Давайте возьмём свои снежинки, на них напишем зимние слова и поместим их на доску

Звучит песня « В Царстве Деда Мороза» (слайд 4)

Организует поисковую работу обучающихся (план действий);

Дети записывают «зимние» слова на снежинку и прикрепляют их к доске

Групповая, фронтальная

Регулятивные

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Первичное закрепление.

Выявить про-белы осмысления изу-ченного мате-риала, неверные представления уч-ся

Провести кор-рекцию выявлен-ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате-риала

а) Чтение стихов о зиме

Давайте вспомним стихи русских поэтов о зиме. Какие стихи вы хотели бы сейчас прочитать?

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. У камелька. Январь».

Формулирует задание

Дети под музыку читают стихи о зиме.

Фронтальная

Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ объектов

Умение структурировать знания,

Выбор наиболее эффективных способов решения задания,

Коммуникативные

- управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий

Коммуникативные

Активность в коллективной деятельности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

б) Работа с детской книгой

Вот мы с вами и оказались во владениях Мороза. Давайте посмотрим, как выглядит царство Мороза? Для этого вспомним все, о чём мы с вами говорили на уроках литературного чтения.

У нас на выставке книги.
Каждая группы учеников (по 5 человек в группе) должна выбрать по одной книге (с произведениями о зиме), объяснить, почему они считает, что в этой книге - произведения о зиме, назвать автора (если есть), название произведения, жанр.

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Выбирают с выставки книги с произведениями о зиме, объясняют, почему они считают, что в этой книге есть произведения о зиме, называют авторов этих произведений, их названия и жанр.

Групповая, фронтальная

в) Угадай произведение по плану, по имени главного героя (каждая группа выбирает снежинку с планом)
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза?
2.Что сделал Ветер?
3.Какую работу сделал Лёд?
4.О чём говорил Иней?

5.Что сделала Снежинка?

(р.н.с. Дети Деда Мороза)
ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.

3. Медведь
(Соколов-Микитов И. зима в лесу)
ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
3.Февральский снег.

4. Апрельский снег
(Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил.
2.Всем вам Крышка

3. Все живы- здоровы.
(Шим Э. Всем вам крышка)

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Учащиеся работают по группам.
(название произведения,
автор, жанр, тема)

Высказывают свои предположения в группе

Называют произведение

Групповая, фронтальная

г)Угадай произведение по имени главного героя (На доске ёлочка, на ней снежинки, на каждой снежинке записано имя литературного героя)
-Морозко (Шим Э. Всем вам крышка)
-Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка (р.н.с. Дети Деда Мороза)
-Снегурочка (Даль В. Девочка Снегурочка, р.н.с. Снегурочка)
-Чук и Гек (Гайдар А. Ёлка в тайге)
-Мороз Иванович (Одоевский В. В гостях у дедушки Мороза)
-охотник (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
-белочка (Скребицкий Г., Чаплина В. Как белочка зимует)
-снегирь (Беляков И. О чём ты думаешь, снегирь?)

Угадайте, из какого произведения этот герой и кто его придумал?

Дает задание

Организует коллективную проверку;

Каждая группа по очереди выбирают снежинки и называют произведение

Групповая, фронтальная

д) "Собери цепочку"
фамилия писателя - имя, отчество писателя - название произведения -
книга (на доске карточки с фамилиями, именами и отчествами писателей, названиями их произведений)

Даль - Владимир Иванович - Девочка Снегурочка

Суриков- Иван Захарович- Детство

Ушинский - Константин Дмитриевич - Мороз не страшен

Соколов- Микитов- Иван Сергеевич - Зима в лесу

Даёт задание

Организует коллективную проверку;

Выполняют задания, по одному человеку от группы по очереди составляют цепочки

Проверяют выполнение задания

Фронтальная

Физкультминутка «Лепим снеговика»

Цель.Укрепление здоровья детей

Вы, наверное, устали? А какие зимние забавы вы любите? Давайте лепить снеговика.

Организует физкультминутку

Под музыку выполняют упражнения

Индивидуальная

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Обеспечить ус-воение уч-ся зна-ний и способов действий на уровне применения их в разнообразных си-туациях

2.Обеспечить фор-мирование у уча-щихся умений са-мостоятельно при-менять знания в разнообразных си-туациях

Творческая работа (под музыку «Зимняя сказка»)

А сейчас давайте мы с вами попробуем создать свою зимнюю книгу. Будем работать в парах.
I группа - изготовляет модель обложки произведения из раздела «Снежок порхает, кружится…»
II группа - ищет в словарях, оформляет книжку - малышку с зимними пословицами и поговорками (книжку- малышку изготовили на уроках технологии)

III группа- оформляет книжку- малышку «Зимние загадки»

IV группа- изготовляет книжку-самоделку"Зимние истории"

При выполнении своих заданий не забывайте, какие части есть в книге, что должно быть на обложке книги.

Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Защита работ

Молодцы! Замечательные у вас получились книги. Морозу Ивановичу очень понравились, и он решил вам сделать подарок (ведь скоро Новый год).

Организует обсуждение способов решения;

Контролирует выполнение работы

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Распределяют обязанности в группе, выполняют задания

Осуществляют самопроверку по эталону

Каждая группа показывает свою работу и защищает её.

Слушают выступления групп, делятся впечатлениями

Групповая

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Личностные

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечить фор-мирование целост-ной системы веду-щих знаний уч-ся

Игра "Укрась ёлочку"
Он вам дарит лесную красавицу- ель. Только, к сожалению, на ней нет новогодних украшений. Только на нашу ёлочку мы повесим не простые игрушки, а литературные - с названиями книг о зиме. На шарах, звёздочках, хлопушках напишите названия произведений о зиме и фамилии авторов этих произведений.

Объясняет задание

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Рефлексия деятельности (итог урока)

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само-регуляции и сотрудни-чества

Давайте тоже сделаем Морозу Ивановичу подарок: составим акростих со словами зима или мороз (первое слово в каждой строчке начинаются на букву этого слова)

Мороз украсил окна, деревья и дома,

Опять снежок укутал леса и поля.

Радуются дети,

Опять пришла зима-

Зима красива и бела,

И снега намела.

Метели песенки поют,

А дети пляшут возле елки.

Вам понравилось в царстве Мороза? Но нам пора попрощаться с Морозом Ивановичем. Но мы с ним прощаемся ненадолго. Ведь наступает зима. А каждую зиму застилает Мороз Иванович белоснежными коврами поля и дороги, огораживает высокими сугробами дома, серебрит ветки деревьев, расписывает окошки дивными узорами, сковывает льдом речные и озёрные глади, замораживает снежные горки и приносит детям много радости и веселья. Мы ещё увидимся с ним. До скорого свидания, Мороз Иванович

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности

Подводит учащихся к выводу

Дети в группах составляют акростих

Читают работы.

Личностные

Оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные -выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Домашнее задание

Цель. Обеспечить понима-ние учащихся цели, со-держания и способов выполнения домашнего задания

I вариант - придумать свою сказочную историю о Снегурочке или деде Морозе.

II вариант - принять участие в создании и оформлении "Словаря "зимних" слов".

III вариант - найди в библиотеке книги о зиме. Прочитай одну из них. Принеси в класс. Расскажи о прочитанном.

Дает комментарий к домашнему заданию

Организует запись задания на дом в дневник

Слушают комментарии и записывают домашнее задание в дневник

Фронтальная

Личностные

Формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Используемые ресурсы

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа четырехлетней начальной школы по литературному чтению: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2013.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.

презентация находится в разделе " презентации"

Цели урока:

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 4

с Углубленным Изучение Отдельных Предметов им. Г.К.Жукова

г.о. Краснознаменск

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

«Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

Подготовила учитель начальных классов

Гелецки Ольга Николаевна

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

Литературное чтение 2 класс по программе «Начальная школа 21 века»

Цели урока:

Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

Создание условий для формирования читательских умений при различных видах работы: анализ сюжета; выразительное чтение; чтение наизусть.

Формирование специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Развитие творческие способности учащихся, самостоятельность.

Создание условий для положительной мотивации к учению посредством литературы.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить объяснения по предложенному плану; выполнять действия по заданному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально, в группах истории о героях, учитывать позицию партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

Личностные: понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль

Оборудование: бумага, цветные карандаши, ручки, музыка С.С. Прокофьев «Метель», компьютер, мультимедийный проэктор.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Сегодня не совсем обычный урок, у нас присутствует много гостей, поприветствуйте их, подарите улыбку друг другу, посмотрели на меня и тихонько сели.

Сегодня вы работаете в группе, в коллективе, значит, работа будет какая? (коллективная). Вам предстоит не только показать знания, но и проявить творчество, значит, работа будет какая? (творческая).

Итак, урок коллективного творчества

Давайте вспомним секреты успеха на уроке.

1. Работать дружно.

2. Быть внимательными, вежливыми.

3. Не отвлекаться на посторонние дела.

4. Не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.

5. Качественно выполнять работу.

6. Не лениться.

Вы любите сказку?- Что же такое сказка? (ответы детей)

Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?- Назовите виды сказок. - Как устроена сказка? (Зачин, эпизод или событие (началодействия), испытание(развитие действия), концовка (конец действия).

Ребята, сегодня нас приглашают посетить один из уголков волшебного царства литературы. Но вот что это за уголок я и сама пока не знаю. Как по- вашему, куда нас позвала Фея Литература? Кажется, она оставила нам вот эту снежинку с запиской.

« Дорогие мои ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения, в Зимнее царство. А чтобы туда попасть, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. И второе, что вам поможет – это « зимние» стихи. В путь, друзья мои! Фея»

А как нам устроить снегопад? Давайте все вместе возьмём свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег.

Слайд 2 - звучит музыка (дети размахивают снежинками)

Вот какой снегопад получился. Настоящая метель.

Первое условие мы выполнили. Надо выполнить и второе условие - прочитать «зимние» стихи.

(чтение стихов).

2. Коллективная формулировка темы и целей урока.

А к кому мы попали в гости в Зимнем царстве, сейчас узнаем. А догадаться нам поможет кроссворд!

1. Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

2. После осени пришла

И сугробы намела.

3. Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает…

4. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

5. Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодный, большой. Кто я такой?

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Висит за окошком кулёк ледяной. Он полон капели и пахнет весной.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут

На овчарку он похож Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Маленький, беленький По лесочку прыг- прыг,

По снежочку тык- тык.

3. Постановка проблемного вопроса.

Есть предположения у кого-нибудь, почему эту тему берём? (сейчас зима, раздел изучили «Снежок порхает, кружится…», новый год приближается)

Какова же цель нашего урока, как думаете? (обобщить знания по разделу: вспомнить произведения, которые читали в этом разделе, героев, авторов)

А ещё нам предстоит выяснить, что такое царство Мороза Ивановича, и существует ли оно?

Кто такой Мороз Иванович? (дед Мороз, волшебник)

Давайте докажем, что он волшебник. Какие чудеса он совершает? (лужи, озёра запечатывает ледяными крышками, снежной периной накрывает травку, узоры на окнах рисует, живёт в колодце)

А в реальной жизни наблюдаем такие явления? От чего это происходит? (наступила зима, пришли морозы) А вместе с морозами настала нелёгкая жизнь для всего живого, особенно в давние времена, когда и жилище, и одежда не были такими тёплыми как сейчас. Люди оказывались во власти мороза. Сравнивали его с могущественным человеком. Кто помнит, как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

Что же такое царство Мороза Ивановича? (зима) Существует оно? Для чего, как думаете, в сказках мороз называют Мороз Иванович? (для более яркого изображения зимних явлений, для того, чтобы речь была красивее, интереснее)

А что ещё используют поэты и писатели для того, чтобы речь была более красочной? (сравнения)

Давайте вспомним, с чем сравнивали снег, лёд, деревья.

(снег будто чистая белая скатерть; лёд как зеркало; деревья словно в серебре; похожи на кружевные арки; снежинки как звёздочки)

Как думаете, а нам с вами нужно употреблять в речи сравнения, образные выражения? Ответ обоснуйте.

А вот и сам Мороз Иванович решил с нами поговорить!

Инсценировка беседы с Морозом

Слайд 5,6,7,8,9

А вот и он идёт. Здравствуй, Мороз. Как тебе живётся нынче?

Да плохо мне, плохо!

Да чем тебе, Мороз, плохо?

Снег кругом, мороз царствует на улице! А ты жалуешься…

Это вы так только говорите, а разве кто обо мне помнит? Мороз это теперь столбик в термометре, а не я. И вьюги не я напускаю, и снежинки не по моей воле падают. Я думаю, и нет меня вовсе…

Да ты что, Мороз, не грусти. Наши дети любят тебя. Они верят в волшебство и знают много о сказках и твоем царсте!

4. Работа в группах – выполнение коллективной творческой работы.

Вы попали в царство Мороза Ивановича, опишите, каким вы его увидели, используя карточку-помощницу, словарь зимних слов, сравнения, ну и воображение.

а) Составление рассказа-описания царства Мороза Ивановича, используя словари зимних слов, слова-сравнения.

Карточка – помощница.

Наша группа увидела царство Мороза Ивановича таким.

Наступило одно из замечательных времён года – зима.

Снег _______________________________________________________________

деревья_______________________________________________________________

Дети _________________________________________________________________

Это ещё просто волшебное место, где существуют ______________________________________________________________________

б) Отчёт групп – представление своего рассказа. Оценка детьми.

Видишь, Мороз, зря ты обижаешься. Ребята тебя не забыли и волшебство понимают и помнят. А ещё они сейчас нарисуют тебе в подарок зимний пейзаж.

(рисование пейзажей)

5. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведём теперь итог.

Закончите предложение.

Я доволен….

Мне было трудно…

Я расскажу дома….

Мне понравилось….

Мы смогли….

Я довольна вашей работой.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничесива?

Домашнее задание

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома. Слайд 11

А). Он очень просит записать несколько слов на тему «Зима».б). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

(Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей)

Нетрадиционный урок литературного чтения

«Литературно – театральная гостиная»

Учитель начальных классов Бугакова О.Г.

Тема урока: «Царство Мороза Ивановича»

Цели урока:

— Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению

— Создать условия для обогащения речи учащихся за сет выразительных средств языка (использование эпитетов, синонимов, сравнений).

— Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

Г) чтение про себя

— Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

— Осуществлять нравственно – этическое воспитание учащихся через понятие «прекрасное»

— Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность

— Прививать любовь к театру, музыке, искусству.

— Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и театральному искусству.

Оборудование:

    Картина Л. Бродской. «Русская зима» (1979-1980). Фрагмент.

    Музыкальные произведения: А. Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «Январь. У камелька» (из цикла времена года)

    Художественные фотографии русской зимы.

    Плакаты с высказываниями великих людей.

    Карточки с заданиями.

    Кукольный театр, куклы к спектаклю «Мороз и Морозец» (по мотивам русских народных сказок)

Ход урока:

    Организационный момент.

— приветствие.

— эмоциональный настрой

    Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. Мы находимся в литературно – театральной гостиной к нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для нашей работы.

    Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышко,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышко.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые

    Актуализация знаний.

    • Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на нашу встречу?

      Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашей гостиной (теплое, доброе, прекрасное)

      Ребята вы, наверное, согласитесь со мной, что театр и литература – это необыкновенная, волшебная страна. Мир – прекрасное. И мы сегодня постараемся это увидеть. А как вы понимаете, что входит в понятие «Прекрасное»? Что помогает нам увидеть этот мир, понять его.

(музыка, поэзия, живопись …)

    Да действительно театр музыка, живопись, литература и поэзия помогает нам увидеть и оценить мир «Прекрасного». Кто же создает этот мир? Кто творит в нем?

(человек)

    Всегда когда речь заходит о прекрасном, мы, прежде всего, обращаемся к творчеству человека, к искусству. Как вы думаете, зачем человеку искусство? Почему он создает поэмы, пишет картины и музыку.

(ответы детей)

    Послушайте что об этом сказал Платон – древнегреческий мудрец: «Слышать и видеть Прекрасное – значит становиться лучше»

    Что значит становиться лучше? Как вы понимаете?

(значит быть добрее, быть внимательнее, любознательнее)

    Так для чего человек создает эти шедевры?

(Для того чтобы стать самому и сделать лучше мир. Увидев и оценив высоту окружающего мира постараться его сберечь)

    Да только доброму, чистому душой, светлому человеку откроется мир прекрасного, мир искусства.

Плакат: «Спишите делать добро. Спишите видеть прекрасное»,

    Скажите откуда человек черпает вдохновение?

    Где берет свои идеи?

    Где он может увидеть прекрасное?

(в природе)

    Только у природы человек научиться быть добрее, научиться видеть красоту окружающего нас мира. Вот как об этом говорил русский писатель Л.Н.Толстой.

Плакат: «Счастье быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

    Каждому ли человеку природа может показать свою красоту?

(да каждому)

    Что для этого надо?

(быть наблюдательным, уметь удивляться, уметь слышать и слушать)

    Да, такие люди не перестают на протяжении всей жизни поражаться истинной красоте, неповторимости и непостижимость природы. Вот что об этом сказал русский поэт Ф.И.Тютчев:

Плакат: «В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

    Работа по теме урока.

Многие русские писатели, поэты, музыканты, художники любили и любят русскую природу. Многие посвятили ей свою работу, свои творения. Художник — увидев прекрасное перенес все увиденное на холст, музыкант – придумал музыку, поэт – стихи (звучит музыка Чайковского П.И. из цикла «Времена года»)

    Какие чувства вызвала музыка?

    Какое время года постарался изобразить композитор?

    Ваши ассоциации?

    Что вы увидели?

(дети делятся впечатлениями, время года зима)

    А художник увидев картину зимы постарался передать свои чувства на холст. (рассматривают репродукцию картины Л.Бродской «Русская зима»)

    Что он хотел нам сказать?

    Какие мысли и чувства хотел передать нам?

(красоту русской природы, зимы)

    Поэт С.Щипачев тоже постарался передать свои чувства увидив прекрасные пейзажи родной стороны.

Задание:

Определите к какой картине подойдут эти строки? (картина – репродукция «Русской зимы», фотографии с зимними пейзажами)

СТИХИ:

Себя не видят синие просторы

И в вечном холоде светлы, чисты.

Себя не видят снеговые горы

Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

(строки к картине «Русская зима»)

Читаем плакаты:

«Любите природу»

«Спешите видеть в ней прекрасное»

Поэтическая страница

Мы оказались на поэтической странице нашей гостиной. Сейчас мы будем говорить о красоте русской зимы. Вы получили творческие задания найти или сочинить стихотворение о зиме. Послушаем и постараемся определить какие выразительные средства используют поэты для описания красоты зимы. (дети читают стихи поэтов иллюстрируя собственными рисунками ),

Сочиненные стихи

Метель.

Я вышел на улицу в зимний день,

Как хороша зимой метель

Снежок порхает и кружиться

Пушинками на белый снег ложиться

(Тихонов Андрей)

*****

Сочиняю я стишок

Дед Мороз несет мешок

А в мешке игрушки

Мячики, хлопушки

А еще в мешке лежат сладкие конфеты

Жду я очень Новый год

Дед Моро, но где ты

(Кислинский Саша)

Работа по группам.

На стекле Мороз начертил узор.

Серебром нанес белый пышный бор

Рана по утру подойду к окну.

Буду в том бору слушать тишину.

Чудиться ли мне?

Или сниться сон?

Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон

Вьется на снегу свежий лисий след.

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

    Понравилась сказка на стекле?

    Что необычного, прекрасного вы увидели на этом стекле чем автор восхищается, какие явления природы описывает?

(ответы детей)

    С какими литературными произведениями перекликается стихотворение?

(«Следы на снегу», «Деревья в лесу», «Мороз Иванович», «Детство»)

Прозаическая страница.

    Вот мы оказались на другой странице нашей гостиной. Не только поэты, но и писатели восхищались красотой русской природой, любовались зимними пейзажами. Вы много читали произведений о зиме, давайте вспомним некоторые из них. (работа по карточкам)

Задание:

    Узнать произведения

    назвать литературный жанр

    Вспомнить содержание

    Подобрать иллюстрацию

    Какое настроение вызвало оно у вас

    Прежде чем открыть последнюю нашу страничку я предлагаю вам встать и пройти немного по сугробам. Представьте, что мы в зимнем лесу.

Физ. минутка.

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.

    Ну что ж присядьте, немножко отдохнем.

Релаксация.

(минутка отдыха под музыку А.Вивальди «Зима»)

Ночь. Мороз. Сверкают звезды.

С высоты небес.

Весь в снегу,

Как в горностаях

Дремлет тихий лес

Тишина вокруг.

Поляна спит в объятьях сна.

Из – за леса выплывает на дозор луна.

Звезды гаснут.

С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром порчи

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой

По среди поляны елка

В высь ушла стрелой

На красавицу лесную

Лунный свет упал

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвои заплелись

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

(Н.Хвостов)

Театральная страничка

    Мы оказались на последней страничке нашей литературно – театральной гостиной.

Мы очень любим сказки

В них мир и красота.

Волшебницы и феи

Творят там чудеса.

Там весело живется

Там царствует добро.

Там зла мы не боимся

Там победит добро

Спектакль «Мороз и Морозец» по мотивам русских народных сказок

    Подведение итогов. Работа по карточкам.

    • Чему научила сказка?

      Постарайтесь подобрать пословицу к сказке.

Рефлексия.

    Вспомните впечатление в начале урока: какое у вас было настроение?

    Понравилась ли вам сказка?

    Какие чувства она вызвала?

    Какое настроение у вас сейчас?

    Спасибо за работу. Наша встреча завершена.

    Надеюсь, что прекрасное всегда будет с вами.