Повседневная жизнь викингов. Культура и наследие эпохи викингов: история цивилизации

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений "германского духа" стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами).

Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание "державы" маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара.

Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее.

Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена за исключением готов не приняли участие в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С 5 в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвете – так называемый Вендельский период. Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги. В искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживаются и римское и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами в это время, видимо, выступали англо-саксы. Но подлинным центром нового искусства, охватывавшего европейский континент до Франкской державы и лангобардской Италии была Швеция и такие ее центры, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов" (само слово "викинги" происходит то ли от "вик" – "бухта, залив", то ли от "викингр" – "пират, налетчик"). Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Известна значительная, хотя и неоднозначная роль викингов в создании Киевской Руси.

Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для сохранения скандинавской мифологии. Здесь надо иметь в виду, что культура викингов развивалась уже в христианское время, представляя своего рода "запоздалые цветы северного язычества". Втягивание скандинавов в жизнь континентальной Европы влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс происходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и "Деяния датчан" датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. «Что нового на свете?» - вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников.

Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X в., Норвегия - в XI в. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях Эдды, которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. B Эдде действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.

C IX в. старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III-IX вв. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается Надпись (одно слово на наконечнике копья из Эвре- Стабю (Норвегия, ок. 200 г. н. э.). Скорее всего, это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или Нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей Младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.

Эпические песни из «Старшей Эдды» - могучие повествования исландских родовых и королевских саг. «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. после появления там латинской письменности. Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII в. «Старшая Эдда» состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, «Песнь о Нибелунгах» или «ПеСнь о Роланде»).

«Младшая Эдда» - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом Снорри Стурлусоном.

Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Канута Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им: «Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать».

Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту политическую иллюзию. Ha носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.

Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII в. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, «Сага об Эгиле» - сказание ό знаменитом викинге и скадье X в. Эгиле Скалагримссоне; «Сага о Ньяле» - о мудром исландском законнике конца X - начале XI в.; «Сага об Эрике Рыжем» - об открьггии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему B KOC-

Деталь собора в Лунде. XII в.

ти. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги наконец убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому Человеку,- это его имя и место жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.

«Речи Гримнира» - одна из песен цикла «Старшей Эдды» - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. B их основе лежит твердое убеждение B том, что и человек и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. B иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят (лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название «отчины», родины, ибо «одаль», «аллод» был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и «родиной».

Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им «владеет», накладывая на его личность свой отпечаток.

B скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен,- естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение не- бес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основании усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. B каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами,- везде расположены двор, усадьба, бург.

Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться B ОДНОМ ИЗ СВОИХ ПОтомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.

Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. АнгЛия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.


Введение

Глава 1 Традиции и верования

1.1 Верования

1.2 Традиции, связанные с рождением

1.3 Обучение и «моральный кодекс»

1.4 Погребальные обряды

Глава 2 Наука и искусство

2.1 Календарь

2.2 Навигация

2.3 Кораблестроение

2.4 Медицина

2.5 Литература. Поэзия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной работы этой работы обусловлена тем, для понимания истории какого-либо народа важно знать не только материальную, но и духовную сторону его жизни. Долгое время роль менталитета недооценивалась многими учёными, а ведь используя только материалистический подход, порой трудно объяснить некоторые исторические явления. К тому же это приводит к неоправданному умалению значения достижений древних людей; к тому, что их культура представляется многими исследователями как «примитивная». При этом не учитывается сама разница между мировосприятием древних и современных людей. В последние годы стали появляться хорошие работы, в основе которых лежит рассмотрение именно менталитета, но они в основном посвящены цивилизациям Древнего Востока. Специальных работ, посвящённых духовной культуре дохристианской Скандинавии, по крайне мере, на русском языке, нет. Всё это обуславливает актуальность данной работы.

Прежде всего, следует сказать о том, что подразумевается под понятиями «культура» и «дохристианская Скандинавия».

«Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях … В более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей … а так же человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей)», – сообщает нам Большой Энциклопедический Словарь.

В данной работе понятие «культура» будет использоваться в узком смысле слова, то есть обозначать духовные и интеллектуальные ценности, созданные человеком.

Теперь определим место дохристианской Скандинавии во времени и пространстве. Скандинавия включает в себя Скандинавский полуостров, остров Исландия, полуостров Ютландия, а также окружающие их мелкие острових мелкие островхронологических рамок, то нижняя граница – это заселение Скандинавии в III-II тысячелетиях до н. э.. Здесь нужно отметить, что в основном приводимая информация относится к IX – XII вв., но следует помнить, любая культура формируется не год и не два, а века и тысячелетия. Верхняя граница рассматриваемого периода – это конец XII века. К этому времени была завершена христианизация Скандинавии.

Что касается историографии данного вопроса, то существует не очень много научных работ на русском языке, посвященных теме дохристианской Скандинавии, тем более отдельно её культуре (о чём говорилось выше). С переводной литературой дела обстоят не намного лучше, большая её часть – лишь научно-популярные издания, изображающие скандинавов дохристианской эпохи людьми с весьма примитивным уровнем развития во всех смыслах.

«До времён Карла Великого северные страны составляли почти совершенно замкнутый мир, о котором только немногие отрывочные известия и сказания доходили до сведения римлян…», пишет А. Стриннгольм, крупный шведский скандинавист. Что уж тогда говорить о более древних временах… К источникам средневековой эпохи относятся как хроники континентальной Европы, так и саги самой Скандинавии.

Среди великолепных работ по данной теме следует отметить монографию «Походы викингов» вышеупомянутого Андерса Стриннгольма. А. Хлевов, научный редактор русского издания этой работы, пишет в предисловии следующее: «Вплоть до появления в 1950-1970-х гг. книг М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Г.С. Лебедева, посвященных истории викингов, «Походы викингов» издания 1861 года оставалось единственным серьезным и всеобъемлющим историческим исследованием на русском языке». В этой поистине классической работе описывается как культурная, так и политическая жизнь Скандинавии эпохи викингов (VIII-XII вв.).

Хотелось бы упомянуть энциклопедию «Викинги: набеги с севера», вышедшую в серии «Исчезнувшие цивилизации». Она прекрасно иллюстрирована, в ней представлено огромное количество археологических находок. Большая часть книги посвящена битвам, торговле, колонизаторской деятельности; однако при чтении нередко создается впечатление, что автор (имя которого, кстати, нигде не указано…) считает культуру дохристианской Скандинавии примитивной. Бросается в глаза приверженность «норманнской теории»: «Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державой Европы – Россией». К тому же, как и в большинстве подобных изданий, здесь почти нет сведений о духовной жизни народа.

В научно-популярной серии «Знак вопроса» вышла брошюра В.И. Щербакова «Где жили герои эддических мифов?». Автор рассматривает вопрос происхождения скандинавской культуры, опираясь на сказания и археологические данные. Следует отметить, что ни одна из других имеющихся в наличии работ точке зрения Щербакова не противоречит.

Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».

Цель данной работы – рассмотреть культуру дохристианской Скандинавии, показать её особенности.

Задачи работы – рассказать о духовных ценностях и интеллектуальных достижениях скандинавов дохристианской эпохи: об их навигаторском и кораблестроительном искусстве, о поэзии и о знаменитых скандинавских рунах, о знаниях в области медицины и астрономии; и, конечно же, о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.

Работа состоит из двух глав. Первая посвящена духовной жизни скандинавов дохристианского периода, их мировоззрению, верованиям, и некоторым традициям, а вторая глава посвящена научным знаниям, практическим умениям и поэтическому искусству скандинавов.

Глава 1 Традиции и верования

1.1 Верования

Для скандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологический тип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можно провести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом, который представляет божество как бы «растворённым» в природе, а не стоящим «над» природой. Стриннгольм пишет об этом следующее: «Народы, в своём младенчестве не постигая законы природы и внутренней связи между предметами, всегда подозревали участие живых существ везде, где замечали действующие силы, и олицетворяли природу. И древние норманны, подобно пифагорейцам наполняли весь мир особенными духовными сущностями».

По представлениям скандинавов, существовало девять миров, в каждом из которых были свои обитатели. Человеческим чувствам доступен только один из них – Мидгард, «средний город», мир людей. Он находился в центре, между остальными восьмью мирами. Поэтому «духовные сущности» всех миров могли проявляться в жизни обитателей Мидгарда. Присмотримся к этим мирам внимательнее, чтобы понять, какие существа и сущности окружали скандинава-пантеиста.

Непосредственно над Мидгардом находится Льюсальвхейм – мир светлых альвов-эльфов, прекрасных существ.

Над Льюсальвхеймом находится Асгард, «город асов», верховных скандинавских богов, о которых ещё будет сказано ниже.

Сразу под Мидгардом расположился Свартальфхейм, «дом чёрных альвов»: «тёмные же альвы – чернее смолы ».

Ещё ниже находится Хельхейм – дом Хель, богини смерти и возрождения (о второй её «функции» многие исследователи, к сожалению, часто забывают).

К востоку от Мидгарда находится Йотунхейм – страна инеистых великанов, духов мороза. На севере находится Нифльхейм – царство холода. Здесь нет живых существ. К западу от Мидгарда расположен Ванахейм – «дом ванов» – божеств, покровительствующих плодородию, погоде и т. д. На юге находится страна огня – Муспельхейм. Отсюда, согласно преданиям, выйдет огненный великан Суртр, который сожжёт дотла миры в день Рагнарёк. Можно предположить, что прототипом этого образа был некий природный катаклизм (произойти он мог ещё до разделения индоевропейцев – здесь можно вспомнить, например, греческую титаномахию ).

Вот что пишет о связи между образами Нифльхейма и Муспельхейма и катаклизмом В.И. Щербаков: «После этого (катаклизма – прим. автора) ледник начал стремительно таять, можно полагать, из-за погружения некоторых островов на дно океана и изменения направления Гольфстрима, который устремился к берегам Скандинавии, растопляя тысячелетние льды. И об этом помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится о ледовом панцире и жаркой спокойной стране на юге. Интересно, что тогда, до катаклизма, атмосфера была более спокойной, и обмен тепла был минимальным – лютый холод на севере и неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано в скандинавских мифах!

Отметим теперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, был первопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Это переселение шло несколькими волнами – естественно, с юга и юго-востока. Процесс длился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», помнили древние люди, современники великанов, карликов и богов!»

В $XVI$-первой половине $XVII$ века наблюдалось два направления:

  1. крестьянское, проникнутое самобытностью и древнейшими традициями дофеодального времени (довольно быстро исчезло в Дании);
  2. дворянско-бюргерское, основанное на влияние иностранных государств.

Замечание 1

Дошедшими до наших дней ценностями крестьянской традиции является деревянная архитектура и резьба по дереву. Народные песни, сказки и саги составляют основу устного народного творчества. Основным хранителем национального языка в Исландии и Финляндии стало крестьянство, в Норвегии оно единственное из сословий продолжало говорить на языке своей народности.

Культура дворянства и бюргерства сильно отличалась от крестьянской культуры. Эти социальные группы были ясно связаны с королевскими дворами европейских государств и их городами. Выходцы из-за границы постоянно пополняли состав важнейших феодальных сословий. Так, на улицах Гётеборга преобладала голландская речь, а на улицах Бергена часто звучала немецкая речь. Именно поэтому итальянские живописцы и французские градостроители, голландские учёные и немецкие богословы оставили заметные следы в духовном развитии народов Скандинавских стран в $XVI- XVII$ веков.

Развитие культуры в Дании и Швеции

Культурное развитие Дании в $XVI- XVII$ веках опережало другие Скандинавские страны. Датские учёные анатом Каспар Бартолин Старший и астроном Тихо Браге получили европейскую известность. Бартолин Старший описал работу обонятельного нерва. Тихо Браге вывел законы движения планет. Архитектура Дании отразила расцвет дворянской монархии. Великолепие дворцов и замков, возведённых при Кристиане IV, вошло в историю как датское Возрождение.

Литературные произведения на национальном языке не получили мирового признания, но составляют важную часть скандинавской культуры. На национальные языки переводилась Библия, что способствовало формированию национальных языков. В Дании и Швеции в $XVII$ веке распространяются религиозные стихи протестантизма, появляется поэзия с гуманистическими идеями. Это стимулирует изучение родной истории и языка. Историк Андерс Ведель составил сборник из более 100 датских баллад, перевёл на датский язык историю Саксона Грамматика, чем пробудил интерес к чтению и изучению родной истории.

Шведский писатель Олаус Петри написал «Шведскую хронику», в которой описал историю страны. Для литераторов того времени характерно преувеличение роли Швеции, что является следствием былого «великодержавия» страны.

Скандинавская поэзия оставалась в основном придворной. Она строилась по классическим формам. К середине $XVII$ века появляется шведская светская лирика и историческая драма. «Золотой век» дворянства выразился в строительстве задний с тиле барокко. Художники и композиторы Швеции находились при королевском дворе, и, соответственно, были либо иностранцами, либо находились под сильным иностранным влиянием. Французский рационалист Декарт жил долгое время при дворе королевы Кристины и был её постоянным собеседником (Кристина считалась образованнейшей женщиной того времени).

Норвежская культура

Упадок Норвегии сказался на развитии норвежской культуры. Для примера: в Дании и Швеции университеты были открыты в $XV$ веке, в Норвегии – только в $XIX$ веке. Живопись норвежского народа оставалась церковной. Архитекторы могли использовать для строительства зданий в основном только дерево. Норвежские гуманисты издавали исторические и литературные труды. Первые норвежские учёные писали на латыни, например историк Клауссен и его сочинение «Описание Норвегии». Первые поэты также сочиняли на латинском языке. Поэтому можно говорить, что истинно норвежской национальной культуры ещё не сложилось. Не было национальной культуры у финнов исландцев.

Замечание 2

Перерастание средневековых народностей и формирование буржуазных наций проходил только в Дании и Швеции. Остальные скандинавские народы не были политически независимыми и отставали в своём развитии.

ЭПОХА ВИКИНГОВ
Рюриковичи - потомки скандинавов.
Язычники обрушились на земли Англии христианские и исламские королевства на лодках с драконьими головами. Лодки назывались драккары.
860 год язычники обрушились уже на берега Италии.
За пол века практически вся Европа запылала.
С 9 века во всех церквях появилась молитва от неистовства норманов "Избавь нас Господи...".
С самого начала все это вообще воспринималось как Апокалипсис.
Во Франции норманы, дубланы, варяги сами себя называли викингами.
Викинги - переводили по разному:«люди бухты» и т.д
Критерии особенностей жизни скандинавского региона: ситуация свободы, не делили на бедных и богатых. Делили на больших и мелких. Конунги - короли, ярлы – князья. бонды - свободные землевладельцы, все они прекрасно владели оружием.
Все важнейшие вопросы решались на тингах - собраниях. Бонды могли предъявлять конунгам претензии на этих тингах. Определенная иерархия: кто выше по званию, тот ближе к Богу/Богам. Конунга могли убить, сместить. Податей не было. Конунг объезжал владения и ему даровали пиры и дары.
Особые отношения с богами, они никогда не воспринимали себя пылью, они воины при богах.
Мышление этих ребят - это мышление корпоративное, они чувствуют себя избранным народам, в основе которого лежит доблесть. С 7 лет человек считался взрослым. Для того, чтобы стать викингом с детства нужно было нести на себе печать избранности. Многочисленные испытания.
Викинг - не сословие, не самурай или рыцарь. Убить ребенка или женщину это позор. Нравственность была жесткая. Но за границей все было не так. Одним из развлечений, когда побеждали - подбрасывали младенцев и ловили на копья. Законы действовали только внутри Скандинавии. Из-за завоеваний им всё равно было не до скандинавов. Скандинавские женщины прекрасно владели оружием, и некоторые из них сопровождали своих детей и мужей в походах.
Викинги были фаталистами, от судьбы не уйти.
Конунги рождаются для славы, а не для долгой жизни.
Многочисленные исследования показывают, что викинги не боялись смерти.
Категорический запрет на воровство.
Особый момент: кровная месть, иногда ее заменяли выкупом. Виды мести: истинно викингская «кровавый орел», поединок, много человек на одного, сжигание в доме (перед этим женщин и детей выводили).
Особое положение женщин. Мстить должен был тот, кто вытаскивал меч из трупа. Мщение никогда не совершается сразу. Оружие мести: копье - Один, секира - Тор, меч - Тюр, огонь - (не престижно) Локки, стрелы тоже.
Без Скандинавской «прививки» в Европе не было бы рыцарства. СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ
Образ героя был немыслим без магии. В скандинавской традиции было 2 типа магии:
1. Гаурдора - магия основана на знании рун - знаки, 24 знака описывали мироздание
2. Сейда
РУНИЧИСКАЯ МАГИЯ. Один - бог, который все время увеличивает свою силу. Он отвечает за руническую магию. Конем Игго называли Одина. Он принес в жертву самого себя, повесился на ветку ясеня, протыкает себя копьем и висит там 9 дней и 9 ночей, после этого на корнях он видит рунические знаки и познает руническое учение (дерево, на котором на повесился - это Иггдрасиль - мировое древо). Руны не имеют звуковых значений, но имеют свои понятия. Самый важный, 25-й знак, Один не открыл. Если руны режутся на дереве, то их обязательно нужно окрасить кровью. ЕСТЬ целебные руны, руны от заклинаний, любовные руны, руны против огня. БАРДРУНЕР - связанные руны, связанные в орнаменте, мы не знаем принцип этого плетения.
СЕЙДОВАЯ МАГИЯ. Ваны (боги) проиграли войну Асам. После войны они обменялись заложниками. Ваны отпустили НЬЕРТА, бога моря, ФРЕЙРА, бога плодородия и ФРЕЮ, богиню любви и войны (отец с 2 детьми).
СЕЙД - магия которая запрещалась всеми законами, древние скандинавы исходили из того, что СЕЙД это магия пришедшая из хаоса. Ее использование каралось смертью.
Магия проклятий. НИД - руническое проклятие. Можно было замаскировать под хвалебный стих. Нитсток – жертва проклятия.
Все виды магии меняли параметры тела, оборотничество, изменение размеров тела.
Тело и пространство, магия обеспечивала (разбирали тело, пример с глазом).
Путешествие между мирами. Хель – царство мертвых. Внедрение в человека определенной натуры, обряд кормления волчьим сердцем. Игры с разумом: вызвать свирепство, ярость.
Продление жизни.
Воздействие на вещи.
Некромантия, сидение под повешенным – особая медитация.
Любовная магия- стихи мальдсенг, тоже были запрещены.
Занятие магией не в этой реальности. У сейда была особая техника.


Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство - безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время - времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье - встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники - крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина - работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. (язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.