Основные правила стратегического мышления для вашего успеха. Тактическое мышление: как его развить

Как развить стратегическое мышление, и какие упражнения для этого нужны, знает далеко не каждый. А ведь оно играет важнейшую роль в нашей жизни! Именно благодаря ему мы можем предугадать любые действия оппонентов наперед, с легкостью решать жизненные проблемы и достигать поставленных целей.

Для начала стоит отметить сказать, что каждый человек – это стратег. Хороший или плохой. Хотя, конечно же, лучше быть хорошим. Ведь мы на протяжении всей своей жизни постоянно принимаем решения. Причем так проходит жизнь каждого человека. Однако мы живем не обособленно, и мы не находимся в вакууме, поэтому все решения между собой, так или иначе, взаимосвязаны. Вот эта связь и влияет на мысли и поведение человека.

Каждый кочет достигнуть своей мечты. Но, к сожалению, часто бывает, так что мечты одного человека противоречат желаниям другого. Поэтому любой выбор может привести к конфликту, а это значит, что для достижения желаемого часто приходится идти на компромисс. В таком случае человек использует стратегические навыки.

Из чего состоит стратегическое мышление?

Умение стратегически мыслить – это особый навык человека. Именно по нему психологи определяют степень зрелости личности . В народе стратегическое мышление обычно называют мудростью, чуйкой или дальновидностью.
Стратегическое мышление состоит из:

  • способности предвидеть дальнейшее развитие ситуации, итога действий;
  • понимания того, какое место, какая личность занимает в социуме, умения разбираться в глубинных связях;
  • понимания принципов и целей, которыми люди руководствуются. Именно благодаря этой способности и принимаются дальнейшие решения;
  • способности отстаивать свои права и идти четко к цели невзирая ни на что;
  • умение найти выход в любой, даже самой запущенной ситуации;
  • умение извлечь выгоду из любой ситуации.

Основные правила по развитию стратегического мышления

  1. Старайтесь как можно больше получать позитивные эмоции и пробуйте управлять ими . Выполняйте ту роботу, которая приносит вам удовольствие. Ученые доказали что мысли человека напрямую зависят от того какие эмоции он испытывает. Позитивные эмоции значительно улучают стратегическое мышление. В то же время негативные – развивают тактическое мышление и спустя некоторое время приводят к ухудшению мышления.
  2. Для развития стратегического мышления очень общения . Людей, которые много общаются, психологи называют . Эту способность очень важно развить. Таким образом, вы станете более открыты для людей, заведете много полезных знакомств, откроете новые перспективы.
  3. Получайте новые знания . Стратегическое мышление является системным. Поэтому для того чтобы стать хорошим стратегом нужно регулярно получать новые знания, причем из разных областей.
  4. Занимайтесь анализом . Анализ – это важнейшая составляющая стратегического мышления. Анализируйте различные жизненные ситуации, размышляйте и пробуйте делать из этого выводы. Нацельтесь рассмотреть в любой ситуации причинно-следственную цепочку. При этом оценивайте все ситуации максимально объективно. Особое внимание уделите первопричине и итоговому результату. В будущем вы сможете воспользоваться полученными умениями, знаниями и опытом.
  5. Добивайтесь поставленных целей . Для того чтобы стратегическое мышление было развито, очень важно не только анализировать ситуации, но и добиваться целей, оценивать все события которые будут происходить на пути.
  6. При достижении целей очень полезно учитывать предыдущий негативный опыт . Как гласит японская пословица «во всем плохом можно найти что-нибудь хорошее». Это просто необходимо для того чтобы научиться себя правильно вести в различных ситуациях. Полученный в прошлом опыт очень помогает людям, когда они попадают в стрессовые ситуации. Получив драгоценный опыт в дальнейшем, вы научитесь строить стратегические планы, которые непременно приведут к исполнению мечты.
  7. Займитесь единоборствами и спортом в целом . Таким образом, вы не только укрепите здоровье, но и сможете научиться в самые короткие сроки самостоятельно принимать решения, понимать, как принимает решения противник. Если такие тренинги вам не по душе – отличной альтернативой могут стать шахматы.
  8. Для достижения максимального результата посетите тренинги и семинары , которые проводят квалифицированные психологи или же используйте систему Турбо-Суслик , которая дает более глубокие результаты, чем любой поход на тренинг. Также, вы можете посетить общие программы или узкие тематические семинары. На специальных тренингах вам помогут подобрать наиболее подходящие для вас упражнения, выполняя которые вы сможете эффективно совершенствоваться.

И запомните, что хорошими стратегами не рождаются, ими становятся. Проделав долгий путь, вы получите важное преимущество, которое наверняка пригодится вам в жизни.

Стратегическое мышление часто описывают как процесс размышления о будущем состоянии дел, о том, как избежать промахов и просчетов, а также как использовать возможности имеющегося преимущества. Это процесс, в ходе которого вы планируете, как превратить ваши желания в реальность, путем использования способностей эффективно разрешать проблемы, умения работать с командой, а также используя критический взгляд при рассмотрении дел. Ваше стратегическое мышление должно быть направлено на то, чтобы вы вообразили себе вашу компанию в будущем, в более далекой перспективе такой, какой вы бы ее хотели видеть, и уже потом приступить к размышлению, как этого добиться.

Стратегическое мышление - это способность думать системно, т.е. принимать во внимание все возможные перспективы и вероятности, которые довольно часто представляются нам на данный момент времени не достижимыми для нашей компании.

Стратегия

Слово стратегия имеет греческие корни. Оно происходит от слова «strategia», что означает умелое руководство. Ваша стратегия - это то, что вы делаете, во многих отношениях это то, куда вы вкладываете свой капитал и ресурсы. Стратегия - это долгосрочный план действий, разработанный для того, чтобы достичь определенной цели, в основном победы. Понятие стратегия отличается от понятия тактики и немедленных действий. Стратегия рассчитана на то, чтобы сделать существующую проблему более легкой для понимания с целью её конечного разрешения.

Стратегия - это во многом выбор, который приводит к последствиям. Многие компании успешно работают в периоды относительной стабильности, спокойствия окружающих природных условий, низкого уровня конкуренции за ресурсами. Всё меняется, и подобные условия не будут вечными. В современном мире изменения происходят очень быстро, поэтому для компании, действительно желающей существовать долгое время, необходимо постоянно задумываться о её будущем.

Стратегическое управление - это деятельность высшего руководства организации по определению долгосрочных целей организации, разработке принципов, планированию основных мероприятий и распределениею ресурсов для достижения поставленных целей. Стратегическое управление просто необходимо в моменты, когда конкурент перекрывает доступ к достижению ваших целей. Это управление отрезает ваш якорь, который держал вас доселе в подобном постоянном состоянии, позволявшем вам выживать. Стратегическое мышление заставляет вас задумываться об основной движущей силе, которая приведёт вас к успешному планированию своих будущих действий.

Стратегия должна быть легко приспосабливаема, нежели она должна быть строгим и суровым алгоритмом действий, именно поэтому умение оперативно управлять столь важно.

Мышление

Мышление - это умственный процесс, позволяющий человеку представлять себе картину мира и эффективно работать с ним в соответствии со своими целями, планами и желаниями. Стратегически мыслить - это нескучное и нужное размышление, это хорошее умение человека, позволяющее ему обезопасить себя от неизвестности будущего путем принятия определенных решений и действий.

Во время размышления над своей стратегией необходимо принимать во внимание следующие точки зрения:

Рассмотрите обстановку, связанную с окружающей средой;

Рассмотрите рынок;

Проецируйте;

Измеряйте.

С другой стороны стратегическое мышление означает умение синтезировать, использовать свою интуицию и креативность для разработки своего взгляда на будущее организации.

Планирование

Планирование - это организационный процесс создания и поддержания своего плана. Он включает в себя процесс обдумывания и поиска способов достижения поставленных целей. Данный процесс очень важен для создания и усовершенствования плана, или же для его использования и внедрения в другие планы.

Стратегическое планирование с другой стороны - это целая дисциплина, включающая в себя инновационные методы, важные для четкого фокусирования над главной задачей. Она используется для того чтобы показать компании, как перейти из одной позиции в другую, более выгодную, не рискуя при этом своим существованием.

Стратегическое планирование в чем-то схоже с анализированием. Иными словами, разбивка цели на этапы, определение путей достижения каждого из отрезков и способов его осуществления, и, наконец, определение возможных последствий от его выполнения. Многие люди воспринимают стратегическое планирование, стратегическое мышление и стратегическое исполнение как синонимы. Наоборот, стратегическое мышление - это добавочный, хотя и очень важный компонент процесса стратегического планирования, внедрения и управления.

К сожалению, мало стратегических решений принимаются во время обычных процессов. Во многом это происходит в силу того, что самые важные решения принимаются в ключе общего развития. Использование формального процесса для стратегического мышления и эффективное исполнения очень существенно для улучшения обстановки и повышения производительности. Поддерживание своей конкурентоспособности требует плана действия, распределение ответственности над людьми, кто особенно активно желает действовать, а также развитее подходящих инициатив, для того чтобы мотивировать правильное поведение.

Эффективное выполнение намеченной стратегии требует понимания разницы между планированием и стратегическим развитием. Для этого необходимо собрать большое количество полезной информации, прояснить поставленную задачу, изучить и развить альтернативные стратегии, и найти место применения для внедрения принятых решений.

Самая лучшая информация исходит из самой организации, которая способна повлиять на достижение компанией успеха. Использование SWOT анализа жизненно необходимо при составлении вашей стратегии. Это такая система структурирования и последующего анализа информации о событии, ситуации и т.п., базирующаяся на четырех критериях: определение преимуществ, недостатков, возможностей и рисков.

Для создания стратегии компании необходимо также определить промежуточные и кратковременные цели. Ваши цели - это ваши долгосрочные результаты, которые вы хотите достичь. Ваши стремления должны естественно вытекать из целей.

Ясно представьте себе цели и исход. Проведите SWOT анализ ваших целей:

Особенность;

Умеренность;

Согласованность;

Реалистичность;

Временные особенности.

Вдобавок:

Спросите себя, что является важным для вашей организации.

Какие перспективы намечают ее руководители для своей компании и в особенности для вашей команды.

Какие из ваших приоритетов и целей могут быть достигнуты в наибольшей степени.

Важно спросить себя, правильно ли то, что вы сейчас делаете, не противоречит ли это основной стратегии компании, ее ценностям, задачам и ожиданиям.

Заключение

Стратегически мысля, подобно просмотру фильма, вы можете просмотреть его от начала до конца. Стратегическое мышление - это попытка обдумать все результаты, которые последуют от наших действий, что направлены на достижение наших целей.

Стратегическое размышление - это постоянный процесс, нежели единичное явление. Это отнюдь не легкое занятие, по сути, оно и не должно быть таковым. Стратегическое мышление включает в себя синтезирование, использование интуиции, творческого подхода, а также разделяемого всеми мнения о том, где и на каком уровне должна находиться компания сейчас и в далекой перспективе.

Лидтка наблюдал пять “главных признаков стратегического мышления на практике”, которые напоминают компетенции:

    Перспектива систем , относится к способности понять значения стратегических действий. «У стратегического мыслителя есть умственная модель полной непрерывной системы создания стоимости, его или ее роли в пределах него и понимания компетенций, которые оно содержит».

    Намерение сосредоточилось , что означает более решительный и меньше distractible, чем конкуренты на рынке. Приписывая Гамелю и Прэхэлэду с популяризацией понятия, Лидтка описывает стратегическое намерение как «центр, который позволяет людям в организации выстраивать и усиливать свою энергию, сосредотачивать внимание, сопротивляться отвлечению и концентрироваться столько, сколько это берет, чтобы достигнуть цели».

    Взгляды во время означают способность держать прошлое, настоящее и будущее в памяти в то же время, чтобы создать лучшее принятие решения и внедрение скорости. «Стратегию не ведет одно только будущее намерение. Это - промежуток между сегодняшней действительностью и намерением для будущего, которое важно». Планирование сценария - практическое применение для слияния «думающий вовремя» в создание стратегии.

    Гипотеза, которую ведут , гарантируя, что и креативное мышление и критическое мышление включены в создание стратегии. Эта компетентность явно включает научный метод в стратегическое мышление.

    Интеллектуальный оппортунизм , что означает быть отзывчивым к хорошим возможностям. «Дилемма, вовлеченная в использование хорошо ясно сформулированной стратегии направить организационные усилия эффективно и эффективно, должна всегда уравновешиваться относительно рисков теряния из виду альтернативных стратегий, лучше подходящих для меняющихся условий».

Как развивать стратегическое мышление

От того, что понимание ключевой управленческой компетенции «стратегическое мышление» (в т.ч. навык видения конечного результата или стратегическое видение) разное у HR и T&D, самих сотрудников компаний и руководителей, возникает путаница, чему учить, как именно развивать этот навык, как понять, что навык развит хорошо. Специальные книги и тесты по-разному смотрят на эту компетенцию, иногда еще больше запутывают, чем помогают.

Эта статья поможет Вам лучше сориентироваться, что же все-таки такое стратегическое мышление (не путать со стратегическим менеджментом) и как его можно развивать.

Краткая характеристика: Стратегическое мышление - это способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. Эта способность не относится только к бизнес-навыкам, это скорее личностная составляющая, определяющая уровень личностной зрелости человека. В обиходе мы называем это прозорливостью, мудростью, осознанностью, дальновидностью, чуйкой, а иногда расчетливостью (в зависимости от контекста и того, как и для чего человек эту способность использует).

Стратегическое мышление состоит из следующих основных элементов :

Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

Ценности (осознание базовых приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следовать ценностям)

Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Чем отличается стратегическое мышление (и в первую очередь навык видения) от навыка целеполагания:

Рассмотрим на примере: Человек едет в машине, вдруг авария. Он видит (сформировалось видение), что плохо дело (в процесс полета за обочину, например), но цель его совсем другая - выйти из ситуации целым и невредимым. Исходя из этой цели, появляется новое видение того, какие последствия ждут человека в случае реализации его цели (видение картинки своих действий и результата).

Т.е. видение - это способность предвидеть события или формировать детальный образ желаемой ситуации (события, предмета), прогнозировать последствия на несколько шагов вперед. Ключевое слово - способность. Видение помогает в определении целей, но не тождественно целям. Цель и видение очень связаны друг с другом, целеполагание можно также рассматривать как одну из составляющих стратегического мышления.

Отсутствие развитого стратегического мышления приводит :

- В отношении самого человека : непосредственно сказывается на самомотивации и желании что-то делать, наличии жизненной силы, т.к. наличие четкого видения - один из самых мощных источников личной энергии, внутренней и лидерской. Если нет собственного «вижу и хочу», мозг его заменит на «надо» (т.е. «чужое хочу и вижу»). Недаром последнее время такое распространение получили техники визуализации, трансерфинга, и даже пользующийся сегодня популярностью 7-тысячелетний Цигун опирается во многом на механизмы работы воображения и визуализации (представлять движение энергии и проч.). Это работает и дает много сил, открывает огромный спектр возможностей практикующему человеку.

Кроме того, именно видение конечного результата позволяет осуществлять более целенаправленные действия, затрачивая меньше ресурсов и добиваясь большей эффективности каждому конкретному человеку.

- В отношении команды : без наличия единого видения конечного результата происходит ситуация как в басне «Лебедь, рак и щука», когда каждый тянет ситуацию в свою сторону из-за несогласованности. Единое видение результата минимизирует разногласия внутри команды и является основой для согласованного движения к цели (т.к. только согласования цели не достаточно, на уровне деталей видения картинки всегда отличаются, причем довольно существенно). С другой стороны, если, например, руководитель не осознает все векторы движения каждого члена команды, не может спрогнозировать итоговый результат такого движения, то затраты ресурсов будут увеличиваться в разы, а результат может быть не достигнут.

- Для компании отсутствие четкого видения у руководства грозит существенными затратами и потерями ресурсов, внутренними конфликтами, упущенными возможностями и другими неприятными причинами потери конкурентной позиции на рынке.

Первоначальная задача по развитию стратегического мышления сводится к тому, чтобы каждое действие обучаемого было максимально осмысленно на предмет, к каким последствиям оно может привести в различных перспективах, насколько эти перспективы желанны человеку, какие другие действия можно предпринять, чтобы получать желаемый результат. Одним из критериев развитого навыка является привычка человека самостоятельно задавать себе вопрос: «чего я хочу в результате?» или «к каким результатам приведет это действие?». Кроме того, хорошим уровнем развития этого навыка является наличие четких приоритетов для принятия решений.

В дальнейшем можно развивать навык стратегически мыслить относительно команды и компании. Кто-то начинает с конца, предлагая осваивать технологии прогнозирования развития бизнеса, не касаясь личностной способности. Это тоже возможный вариант. Но в этом случае мы должны понимать, что человек освоит технологию, а не разовьет соответствующую способность у себя в целом («чуйку»). Как только появится нестандартная ситуация, технология даст сбой. А личностная способность останется и будет работать как в обычной жизни, так и в бизнес-ситуации.

Основные техники по развитию навыка:

1.Вопросы, связанные с видением результата действий человека в различной перспективе. Например: «Чего вы хотите в результате этого действия, проекта, этих слов?» «К какому результату приведет ….?» «Что Вы сделали, чтобы убедиться в том, что видение результатов у Вас единое с подчиненным, руководителем?» «Какие ценности Вы транслировали делая то, что вы сейчас делаете, насколько это соответствует вашему видению себя как руководителя?» «Этого ли вы хотели?», «Как это Ваше конкретное действие согласуется со стратегией компании, видите ли Вы связь?» и др..

2. Визуализация и детальное описание видения результата различных действий и проектов (или, например, встреч или других отдельных составляющих деятельности человека).

Упражнение в качестве примера:

Представьте дерево. Представили?

Тогда проверьте себя на наличие четкого видения картинки:

На каком уровне от земли находится первая ветка снизу (метров, см)?

Насколько глубоко уходят корни в землю у этого дерева?

Какие живые организмы окружают это дерево, как они на него влияют и оно на них?

Сколько колец есть на стволе этого дерева (если бы была возможность распилить ствол поперек)?

Если эти вопросы вызвали детальные образы, породили дополнительные картинки, то это сигнал того, что Вы представили дерево достаточно в общем виде, не осознавая деталей (многие в принципе не могут представить дерево - это означает, что затылочная часть мозга функционирует слабо - надо развивать, т.к. она же отвечает за стратегическое мышление).

Настоящее видение результата (или стратегическое видение) - это именно привычка представлять картинку полностью - и в целом и в деталях . На первом этапе развития навыка полезно будет задавать себе подобные вопросы про детализацию видения, осознание этих самых деталей. Потом привычка видеть объемно станет частью Вашего мышления. Аналогичное упражнение можно делать в отношении конкретных бизнес-задач и идей.

Другое интересное упражнение: Вспомните любую сложную, возможно конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А теперь сформулируйте как минимум три варианта своих возможных действий в этой ситуации, чтобы они приближали Вас к достижению Ваших жизненных или профессиональных целей и соответствовали Вашим ценностям (как выйти из этой ситуации не просто безболезненно, а с пользой для себя).

Многие люди, конечно, свои ценности не осознают, подменяя их лозунгами. Да и цели жизненные не у всех есть, но все же, стоит сделать это упражнение, чтобы продиагностировать свою способность замечать возможности, которые дает нам жизнь даже в самых сложных ситуациях. Например, недавно мы работали с развитием лидерства среди молодежи в крупной компании. На соответствующем тренинге мы рассматривали примеры аварий по вине участников - как эту ситуацию можно использовать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице того, кто в этой аварии непосредственно виноват, при этом обязательно следовать своим ценностям (которые мы определили до этого)… Реакция большей части участников тренинга на предложение найти решение для этой задачки - «это же невозможно!», но хорошенько подумав, они находят решение. И удивляются, что это, оказывается, возможно. Достаточно быть внимательными к деталям, видеть картинку ситуации как можно подробнее и помнить о своих ценностях.

Тренируя на таких «офф-лайн» примерах нашу способность замечать возможности, мы со временем научимся принимать стратегические решения уже ситуативно, мгновенно. И не только в отношении простых решений, но и для решений на уровне всей компании.

Не менее важной является навык выявлять причинно-следственные связи различных явлений. Это тоже можно тренировать. Достаточно иногда останавливаться и смотреть на любую ситуацию отстраненно, стараясь выделить первопричины и цепочку последствий каждого решения. Чем длиннее и детальнее удается выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем, скорее всего, эффективнее будет принятое в итоге решение.

32. Необходимость применения стратегического менеджмента

Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции.

Потребность в стратегическом видении особенно сильно проявляется в последнее время, характеризующееся высочайшей динамичностью. Мы являемся свидетелями глубинного изменения общества, меняется система ценностей и приоритетов. Происходят существенные изменения деловой среды, вызванные, прежде всего, процессами глобализации. Кроме того, наблюдается взрывной рост технологий и смещение «вектора бизнеса» в сторону клиента, который в конечном итоге и «голосует» за или против победы конкретной компании.

Проанализируем, какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического менеджмента. Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

Формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

Находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

Развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

Более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

Понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

Использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

Связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

Стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

Преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений .

От того, что понимание ключевой управленческой компетенции «стратегическое мышление» (в т.ч. навык видения конечного результата или стратегическое видение) разное у HR и T&D, самих сотрудников компаний и руководителей, возникает путаница, чему учить, как именно развивать этот навык, как понять, что навык развит хорошо. Специальные книги и тесты по-разному смотрят на эту компетенцию, иногда еще больше запутывают, чем помогают.

Эта статья поможет Вам лучше сориентироваться, что же все-таки такое стратегическое мышление (не путать со стратегическим менеджментом) и как его можно развивать.

Краткая характеристика: Стратегическое мышление — это способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. Эта способность не относится толькок бизнес-навыкам, это скорее личностная составляющая, определяющая уровень личностной зрелости человека. В обиходе мы называем это прозорливостью, мудростью, осознанностью, дальновидностью, чуйкой, а иногда расчетливостью (в зависимости от контекстаи того, как и для чего человек эту способность использует).

Стратегическое мышление состоит из следующих основных элементов :

Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

Ценности (осознание базовых приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следоватьценностям)

Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Чем отличается стратегическое мышление (и в первую очередь навык видения) от навыка целеполагания:

Рассмотрим на примере: Человек едет в машине, вдруг авария. Он видит (сформировалось видение), что плохо дело (в процесс полета за обочину, например), но цель его совсем другая — выйти из ситуации целым и невредимым. Исходя из этой цели, появляется новое видение того, какие последствия ждут человека в случае реализации его цели (видение картинки своих действий и результата).

Т.е. видение — это способность предвидеть события или формировать детальный образ желаемой ситуации (события, предмета), прогнозировать последствия на несколько шагов вперед. Ключевое слово - способность. Видение помогает в определении целей, но не тождественно целям.
Цель и видение очень связаны друг с другом, целеполагание можно также рассматривать как одну из составляющих стратегического мышления.

Отсутствие развитого стратегического мышления приводит :

- В отношении самого человека : непосредственно сказывается на самомотивации и желании что-то делать, наличии жизненной силы, т.к. наличие четкого видения — один из самых мощных источников личной энергии, внутренней и лидерской. Если нет собственного «вижу и хочу», мозг его заменит на «надо» (т.е. «чужое хочу и вижу»). Недаром последнее время такое распространение получили техники визуализации, трансерфинга, и даже пользующийся сегодня популярностью 7-тысячелетний Цигун опирается во многом на механизмы работы воображения и визуализации (представлять движение энергии и проч.). Это работает и даетмного сил, открывает огромный спектр возможностей практикующему человеку.

Кроме того, именно видение конечного результата позволяет осуществлять более целенаправленные действия, затрачивая меньше ресурсов и добиваясь большей эффективности каждому конкретному человеку.

- В отношении команды : без наличия единого видения конечного результата происходит ситуация как в басне «Лебедь, рак и щука», когда каждый тянет ситуацию в свою сторону из-за несогласованности. Единое видение результата минимизирует разногласия внутри команды и является основой для согласованного движения к цели (т.к. только согласования цели не достаточно, на уровне деталей видения картинки всегда отличаются, причем довольно существенно). С другой стороны, если, например, руководитель не осознает все векторы движения каждого члена команды, не может спрогнозировать итоговый результат такого движения, то затраты ресурсов будут увеличиваться в разы, а результат может быть не достигнут.

- Для компании отсутствие четкого видения у руководства грозит существенными затратами и потерями ресурсов, внутренними конфликтами, упущенными возможностями и другими неприятными причинами потери конкурентной позиции на рынке.

Первоначальная задача по развитию стратегического мышления сводится к тому, чтобы каждое действие обучаемого было максимально осмысленно на предмет, к каким последствиям оно может привести в различных перспективах, насколько эти перспективы желанны человеку, какие другие действия можно предпринять, чтобы получать желаемый результат. Одним из критериев развитого навыка является привычка человека самостоятельно задавать себе вопрос: «чего я хочу в результате?» или «к каким результатам приведет это действие?». Кроме того, хорошим уровнем развития этого навыка является наличие четких приоритетов для принятия решений.

В дальнейшем можно развивать навык стратегически мыслить относительно команды и компании. Кто-то начинает с конца, предлагая осваивать технологии прогнозирования развития бизнеса, не касаясь личностной способности. Это тоже возможный вариант. Но в этом случае мы должны понимать, что человек освоит технологию, а не разовьет соответствующую способность у себя в целом («чуйку»). Как только появится нестандартная ситуация, технология даст сбой. А личностная способность останется и будет работать как в обычной жизни, так и в бизнес-ситуации.

Основные техники по развитию навыка:

1.Вопросы, связанные с видением результата действий человека в различной перспективе. Например: «Чего вы хотите в результате этого действия, проекта, этих слов?» «К какому результату приведет ….?» «Что Вы сделали, чтобы убедиться в том, что видение результатов у Вас единое с подчиненным, руководителем?» «Какие ценности Вы транслировали делая то, что вы сейчас делаете, насколько это соответствует вашему видению себя как руководителя?» «Этого ли вы хотели?», «Как это Ваше конкретное действие согласуется со стратегией компании, видите ли Вы связь?» и др..

2. Визуализация и детальное описание видения результата различных действий и проектов (или, например, встреч или других отдельных составляющих деятельности человека).

Упражнение в качестве примера:

Представьте дерево. Представили?

Тогда проверьте себя на наличие четкого видения картинки:

На каком уровне от земли находится первая ветка снизу (метров, см)?

Насколько глубоко уходят корни в землю у этого дерева?

Какие живые организмы окружают это дерево, как они на него влияют и оно на них?

Сколько колец есть на стволе этого дерева (если бы была возможность распилить ствол поперек)?

И т.д…

Если эти вопросы вызвали детальные образы, породили дополнительные картинки, то это сигнал того, что Вы представили дерево достаточно в общем виде, не осознавая деталей (многие в принципе не могут представить дерево — это означает, что затылочная часть мозга функционирует слабо — надо развивать, т.к. она же отвечает за стратегическое мышление).

Настоящее видение результата (или стратегическое видение) — это именно привычка представлять картинку полностью - и в целом и в деталях .
На первом этапе развития навыка полезно будет задавать себе подобные вопросы про детализацию видения, осознание этих самых деталей. Потом привычка видеть объемно станет частью Вашего мышления.
Аналогичное упражнение можно делать в отношении конкретных бизнес-задач и идей.

Другое интересное упражнение: Вспомните любую сложную, возможно конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А теперь сформулируйте как минимум три варианта своих возможных действий в этой ситуации, чтобы они приближали Вас к достижению Ваших жизненных или профессиональных целей и соответствовали Вашим ценностям (как выйти из этой ситуации не просто безболезненно, а с пользой для себя).

Многие люди, конечно, свои ценности не осознают, подменяя их лозунгами. Да и цели жизненные не у всех есть, но все же, стоит сделать это упражнение, чтобы продиагностировать свою способность замечать возможности, которые дает нам жизнь даже в самых сложных ситуациях. Например, недавно мы работали с развитием лидерства среди молодежи в крупной компании. На соответствующем тренинге мы рассматривали примеры аварий по вине участников - как эту ситуацию можно использовать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице того, кто в этой аварии непосредственно виноват, при этом обязательно следовать своим ценностям (которые мы определили до этого)… Реакция большей части участников тренинга на предложение найти решение для этой задачки — «это же невозможно!», но хорошенько подумав, они находят решение. И удивляются, что это, оказывается, возможно. Достаточно быть внимательными к деталям, видеть картинку ситуации как можно подробнее и помнить о своих ценностях.

Тренируя на таких «офф-лайн» примерах нашу способность замечать возможности, мы со временем научимся принимать стратегические решения уже ситуативно, мгновенно. И не только в отношении простых решений, но и для решений на уровне всей компании.

Не менее важной является навык выявлять причинно-следственные связи различных явлений. Это тоже можно тренировать. Достаточно иногда останавливаться и смотреть на любую ситуацию отстраненно, стараясь выделить первопричины и цепочку последствий каждого решения. Чем длиннее и детальнее удается выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем, скорее всего, эффективнее будет принятое в итоге решение.

Развивайте свою способность стратегически мыслить и ведите других людей за собой, ведь общество нуждается в тех, кто видит дальше!

Маргарита Иванова

Инструкция

Обязательно получайте приятные эмоции, управляйте ими. Занимайтесь любыми делами, приносящими вам эмоциональный подъем. Результатами исследований является доказанный факт, что зависит от эмоций. Приятные эмоции стратегическому развитию . Негативные эмоции активизируют тактическое мышление, и со временем человек деградирует.

Настройтесь на постоянное получение знаний. Стратегическое мышление – это системное мышление. Поэтому при планировании стратегических действий необходимо постоянно поднимать свой уровень знаний в различных областях.

Одной из основ стратегического мышления является анализ. Больше анализируйте различные ситуации, размышляйте и делайте выводы. Используйте проверенный исход ситуаций при дальнейшем планировании вашей деятельности.

Используйте негативные события для своего опыта. Они могут казаться таковыми только на первый взгляд. «Во всем плохом есть хорошее» - говорят китайцы. Это необходимое испытание для открытия и закрепления у вас определенного навыка по реагированию на подобную ситуацию. Получив такой опыт, в будущем вы сможете выработать стратегический , приводящий к успеху.

Обязательно пройдите тренинги и семинары на эту тему. Это могут быть как узкие тематические программы, так и общие лекции. Выберите то, что вам больше нравится.

Источники:

  • стратегическое мышление это

Мозг человека устроен таким образом, что первая реакция на происходящие события всегда основана на эмоциях. Сегодня считается, что именно эмоциональный интеллект помогает достичь успеха в жизни. Однако бесконтрольные переживания могут и навредить. Как же правильно развить эмоции ?

Инструкция

Первый шаг к развитию собственных эмоций - умение слышать окружающих. Каждый человек рад возможности высказаться. Однако редкий собеседник действительно сопереживает говорящему. Часто дело ограничивается формальными кивками и стандартными фразами. Умение слышать - это умение полностью включаться в речь собеседника, не отвлекаясь на посторонние мысли. Переспрашивайте, сопереживайте, учитесь извлекать полезное из общения с любым человеком, ведь каждый способен поделится ценным опытом.

Мыслите позитивно. На личностное развитие в целом и развитие эмоций в частности значительное влияние оказывает внутренний диалог. Отследить каждую мысль, которая в человеческой голове, и дать ей оценку, невозможно. Однако избегайте негативных суждений. Не злоупотребляйте обобщениями, типа «я всегда», «я никогда», стараясь заменить их на «в этот раз» или «иногда». Оценочные суждения замените фактами. Вместо того, чтобы мысленно обругать себя последними , констатируйте «я совершил ошибку».

Изучайте язык тела. Для этого стоит понаблюдать за другими. Зачастую люди маскируют свои эмоции словами. За холодными, жесткими фразами может скрываться неуверенность, за льстивыми речами - злость . Скрещенные руки или ноги - скрытности или скованности, и наоборот, свободная расслабленная поза говорит о том, что собеседник чувствует себя, как дома. Коллега прикрывает рот ? Вероятно, что он . Анализируйте жесты окружающих, потом обратите внимание на свои. Старайтесь, чтобы язык вашего тела соответствовал эмоциональному настрою ваших слов.

Держите под контролем! У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Впадая в гнев, человек отдаляется от других, перестает критически, но зачастую именно негативные переживания толкают к деятельности, стимулируют добиваться цели назло всем.Научится выражать эмоции конструктивно поможет несложным прием. Разделите бумажный лист на две колонке. В первой напишите, как подсказывают поступить эмоции , а в другой - что советует мышление. Глядя в этот список, гораздо легче с переживаниями и принять решение.

Видео по теме

Источники:

  • как развить эмоции у детей в 2019

Мир, его объекты, явления и процессы представляют собой сложную систему. Чтобы верно отражать все особенности действительности, мышление человека также должно иметь системный характер. Системное мышление характеризуется целостным восприятием явлений, учитывающим присущие им взаимные связи.

Под системой обычно понимают некоторую особым образом организованную совокупность элементов, связанных между собой в единое целое. При этом характеристики системы не могут быть сведены к свойствам входящих в нее элементов. Будучи организованным единством составляющих ее частей, система обладает своими особыми качествами.

Любые явления действительности, включая материальные объекты и социальные процессы, научные теории, художественные образы и так далее, представляют собой систему. Ее элементы соединяются между собой устойчивыми или временными связями и функционируют так, чтобы вся система могла выполнять свое назначение. Но обыденное мышление не всегда способно полностью отразить всю сложность взаимосвязей в системах.

Составить правильное представление о действительности помогает системная организация мышления. Она строится на положениях системного подхода, давно применяемого в науке. Мир при такой организации восприятия и анализа реальности предстает перед человеком во всем многообразии своих связей. Системное мышление отличается целостностью и всесторонностью.

В основе системного мышления лежит понятие противоречия. Но речь здесь идет не о путаной и сбивчивой мысли, а о диалектическом противоречии, отражающем двойственность в состоянии любого явления. Наличие противоположных тенденций является движущей силой развития каждой системы. Сознательный поиск противоречий с целью их снятия является отличительным качеством сильного мышления, имеющего системный характер.

Для системного мышления характерно последовательное использование операций анализа и синтеза. На первом этапе мысль выявляет внутреннее строение явления, раскладывает его на составляющие части. После такого анализа происходит установление связей между элементами системы и разными уровнями ее иерархической структуры. Целостный образ явления помогает создать операция синтеза, соединения частей в единое и взаимосвязанное целое.

Системное мышление позволяет увидеть действительность в развитии. Каждая система имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Одним из инструментов, помогающих представить развитие объекта во времени, является так называемый системный оператор. Условно его можно представить в виде нескольких мысленных экранов, на которых возникают образы, описывающие состояние самого объекта, его подсистем и более общей системы, в которую данный объект входит в качестве составной части. Такие экраны проецируются в прошлое, настоящее и будущее.

«Многоэкранное» мышление – всего лишь один из способов отразить систему и этапы ее развития в целостности и временной динамике. К сожалению, в ходе эволюции природа не предусмотрела встроенных механизмов системного мышления. Привести мыслительные операции в систему помогает правильная, планомерная и целенаправленная организация умственной деятельности, основанная на признании того факта, что мир имеет системный характер.