Государственный академический театр им. Е

Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер , ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.

Но репетиции продолжились - уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова - первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».

Виктор Ардов «Девять способов безбилетного проникновения в зрительный зал»

Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» - вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов - всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» - спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве.

Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.

В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.

В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе - Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя.

Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.

Говорят, что... ...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина! .
...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково.

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории театра имени Евгения Вахтангова?

В конце 1913 года группа совсем молодых - лет по восемнадцать-двадцать - московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Слухами о ней была полна тогдашняя Москва. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе».
Начать решили сразу со спектакля - выбрали пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких, чеховских тонах. Помещения своего у Студии не было, собирались каждый день в новом месте: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры.
Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда и стали называть ее - «Мансуровской»). В части этой квартиры было устроено общежитие для студийцев, а в другой половине оборудована крохотная сцена и зрительный зал на 35 человек.
13 сентября 1920 года Студия Е. Б. Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем его Третьей студии. 29 января 1921 года показали премьеру второго варианта «Чуда святого Антония».

Глава Общественного совета при Минкультуры, одиозный писатель Юрий Поляков раскритиковал художественного руководителя театра имени Е. Вахтангова Римаса Туминаса за то, что на основной сцене этого театра мало современных постановок. Группа известных артистов, среди которых народный артист СССР Владимир Этуш и народный артист РФ Сергей Маковецкий, встали на защиту своего худрука, написав открытое письмо Полякову и министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Ниже оно приводится целиком.

Юрий Михайлович! Рука не поднимается написать «уважаемый», как это обычно принято, при обращении к человеку, питающему странную, но стойкую неприязнь к Государственному академическому театру имени Евгения Вахтангова и его художественному руководителю Римасу Туминасу.

Вы неоднократно резко отзывались о деятельности и личности Туминаса, в вашем воображении видится, что в спектакле «Евгений Онегин» Татьяна держится не за то место, читая великий Пушкинский текст, то на радио «Комсомольская правда» вы говорите откровенную ложь в отношении театра, последний раз в интервью с названием «САМОВЫРАЖАТЬСЯ НАДО ЗА СВОЙ, А НЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ», опубликованном в газете «Крымская правда» от 11.01.2018. Вы не устаете подчеркивать, что Римас Туминас - гражданин Евросоюза, работающий в русском театре, но не интересующийся нашей страной.

Римаса Туминаса в качестве своего преемника на роль руководителя театра назвал народный артист СССР Михаил Ульянов, 20 лет руководивший Вахтанговским театром, которого трудно заподозрить в «низкопоклонстве перед Западом».

За десять лет Римас Туминас превратил театр в один из самых успешных страны, что было отмечено, в том числе и Министром культуры РФ в его докладе Президенту России.

Полные залы посещаемость в нашем театре за 2017 год составила 97 % - один из лучших показателей по стране.

Дело не только в коммерческой успешности коллектива.

Римас Туминас проводит продуманную художественную политику. Многие спектакли отмечены театральными международными и российскими премиями. Спектакли театра показаны во многих российских регионах, в десятках стран от Китая до США и Канады.

Гражданин Евросоюза Римас Туминас - выпускник российской театральной школы, окончил ГИТИС-РАТИ, так что он свое профессиональное образование получил в школе, исповедующей принципы русского психологического театра.

Высокий профессионализм Туминаса, как режиссера, соединившего лучшие традиции русского и мирового театра, сочетается с опытом руководителя, понимающего специфику возглавляемого им коллектива, глубоко уважающего традиции вахтанговской школы.

Римас Туминас заботится о судьбе актеров, об их творческом росте, выбирая пьесы, позволяющие не только раскрыть индивидуальности уникальных мастеров труппы и талантливой молодежи. Вместе с тем поднимающие жгуче современные темы о любви, порядочности, патриотизме, ответственности за свои поступки, смысле бытия… И при этом не имеет значения, когда была написана пьеса - 5, 10 или 100 лет назад.

Репертуар Театра Вахтангова органично соединяет русскую, зарубежную классику, советскую драматургию и современную литературу.
Сегодня в афише театра: спектакль «Сергеев и городок» по прозе О. Зайончковского, «Бенефис» по пьесе Н. Птушкиной, «Тихая моя Родина», «Любовь у трона» А.Максимова, а также замечательные образцы зарубежной драматургии…

Проблема современной пьесы по-прежнему остра. Вы же сами, Юрий Михайлович, в очередной раз «обличив» нелюбимый вами Театр Вахтангова, замечаете: «Сплошь и рядом ставят пьесы новоиспечённых драматургов, а они идут не больше полсезона». Театр Вахтангова тщательно выбирает литературный материал, и спектакли по современным пьесам идут по много лет. Согласно отчету театра Минкульту РФ в 2017 году в репертуаре театра 53 названия из них 6 спектаклей по современной российской драматургии, что составляет 11% от общего репертуара театра, поэтому Ваши утверждения являются откровенной ложью…

Спектакли, поставленные Туминасом, и приглашенными им режиссерами позволили театру зарабатывать 2 рубля на каждый рубль бюджетного финансирования, выделенный ему государством. Так что за чужой счет никто не занимается самовыражением.

Да, в репертуаре Театра Вахтангова нет и не будет пьес Полякова, которые не отвечают высоким требованиям, предъявляемым театром к драматургии. Каждый театр вправе сам выбирать интересующий его драматургический материал. Странно читать, что Римас Туминас обиделся на некого Полякова - это только Ваши фантазии, которые Вы пытаетесь выдать за действительность.

Чтобы убедиться в том, кто прав в этом более чем странном противостоянии бывшего главного редактора «Литературной газеты», а ныне весьма тенденциозного и агрессивно настроенного председателя Общественного совета Минкультуры России, занятого исключительно самопиаром, достаточно прийти на спектакли Театра Вахтангова.

Копия письма - Министру культуры России В.Р. Мединскому.

Народный артист СССР В.А. Этуш
Народный артист РФ Е.В. Князев
Народный артист РФ С.В. Маковецкий
Заслуженная артистка РФ О.В. Тумайкина
Директор театра К.И. Крок

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















По-польски "крок" - это шаг: шаг вперед

Если бы Крока не было, его надо было придумать. Как какого-то фантастического героя, который что-то наконец такое совершит, в результате чего жизнь всех изменится к лучшему. Но он не фантастический герой, и придумывать его не надо. Кирилл Крок уже существует: он директор Театра имени Евгения Вахтангова, и сегодня у него - день рождения. Красивая цифра - 50.

Да, Кирилл Крок - реальный человек с реальной биографией, и исключительно театральной. Вообще, иногда кажется, что он родился в театре, настолько хорошо его знает. Но родился он, как и все, в роддоме, учился, готовился в юристы, но отказался от карьеры законника и, поругавшись с родителями, не разделявшими любви сына к Мельпомене, пришел в театр. Там он не стал разве что артистом, а по технической части освоил многие профессии: был бутафором, осветителем, монтировщиком сцены… Поэтому Крока на мякине не проведешь: театральное дело знает «от и до».

Кстати, слово «крок» по-польски означает «шаг», и соответственно своей фамилии нынешний юбиляр лихо шагал по театральной лестнице - от монтировщика до директора-распорядителя и замхудрука в театре «Модерн», позже работал заместителем ректора Школы-студии МХТ и директором учебного театра. Так что в Вахтанговский, куда был приглашен в 2010 году, Крок пришел с определенным опытом руководителя.

Только Вахтанговскому - этому мощному кораблю с его именитой командой - все равно, какой у нового назначенца опыт, и прежние заслуги для него не в счет. Для Вахтанговского важнее совпадение по группе крови. И тут, надо сказать, счастливое совпадение: в пару к новому худруку Туминасу (заступил в Вахтанговский чуть раньше) пришел не революционер или продвинутый менеджер, который резко меняет команду и строит свой авторитет за счет уничтожения предшественника, а тот, кто продолжил уважительно делать то, что делали до него много-много разных людей. Например, такой легендарный директор, как Иссидор Тартаковский, работавший с Симоновым и Ульяновым.

Более того, Крок пришел не в самый лучший для театра момент, когда у актеров из-за конфликта с предыдущей администрацией (та платила себе в разы больше, чем тем, кто каждый вечер выходил на сцену) было сильное недоверие к начальству. А тут - и худрук из Литвы, и директор новый. Да кто знает этого Крока?! А тому 42, он без регалий. Но… Все-таки недаром дается фамилия: крок за кроком, то есть шаг за шагом и без лишних слов, новый управленец начинает работать, и все дивятся: вы смотрите, а малыш-то наш - ого-го!

За неполных семь лет в театре на Старом Арбате «малыш» (а это произносят уже с другой интонацией, да уже и без «малыша») делает то, что другим за десятки лет не удавалось: не закрывая театр на ремонт, меняет старую сцену (ее бережно распиливают на деревянные бруски и раздают работникам как артефакты), меняет техническое оборудование…

Это еще что: он завершает долгострой новой сцены, который тянулся (а по сути - стоял) 13 (!!!) лет. Открывает это пространство - с новыми гримерными, цехами (столярка - предмет особой гордости), с фитнес-зоной для всех без исключения работников театра (парься в сауне и артист, и бутафор!)…

В послужном списке строителя Крока также значатся: театральное общежитие на несколько семей; арт-кафе, где проходят творческие вечера артистов разных поколений; мемориальная квартира Евгения Вахтангова, заново отреставрированная и открытая для посетителей; наконец, Симоновская сцена, открытие которой состоялось буквально две недели назад. За год и девять месяцев (!!!) капитально отремонтировано и реконструировано здание 1936 года (3,5 тысячи кв. м), много лет пребывавшее в разрушающемся состоянии.

Теперь у Вахтанговского есть еще две новые сцены с репетиционными залами, у зрителей - старый/новый театр, у «Щуки» - новые учебные классы. И это - Крок со своей командой, которую, замечу, он не приводил, а формировал все эти годы из прежних и новых сотрудников. Я уж не говорю о финансовой стороне вопроса: в Вахтанговском очень высокие зарплаты, и на каждый дотированный Министерством культуры рубль театр сегодня зарабатывает два с половиной. Как?!

А это спросите у Римаса Туминаса, который делает такие спектакли, на которые так просто не попадешь. У Кирилла Крока, который так умело ведет театральное дело, что имеет результат другим на зависть. И вообще этот дуэт театральных руководителей Туминас-Крок, со своей не показной, обходящейся без громких обещаний и заявлений работой (без борьбы непонятно за что), - лучшее доказательство того, что НЕреволюционный путь оказывается полезнее для искусства в России. Надо иметь талант, и просто работать каждый день, и главное - быть порядочным по отношению к другим, заботиться о стариках. Может, в этом - наши национальные скрепы?..