Формы, виды и этапы политических и социальных технологий. Политические технологии

Понятие политических технологий

Любые задачи, которые люди ставят перед собой в политике, как правило, решаются ими самыми разнообразными способами. От избираемых людьми способов деятельности, от того, как они достигают тех или иных целей, неизбежно меняется содержание политических процессов, их внутренние и внешние зависимости, набор взаимодействующих акторов и другие их признаки.

Более того, в зависимости от этих способов решения задач могут изменяться не какие-то отдельные параметры явлений, но и сама сущность конкретных политических процессов. Например, выборы депутатов могут происходить на основе честного соперничества кандидатов, рационального оспаривания ими программ своих оппонентов, открытого обращения к избирателям со своим видением целей политического развития общества и т.д. И в этом смысле электоральный процесс будет целиком и полностью соответствовать своему функциональному назначению. Но там, где в массовом порядке используются подкуп или запугивание избирателей, применяется административное давление властей, нарушается закон и попираются права граждан на свободное выражение ими своих предпочтений, избирательная кампания может превратиться из выборов обществом своих представителей в произвольное формирование органов власти теми политическими кругами, которые контролируют экономические, административные, информационные и другие важнейшие общественные ресурсы. Иначе говоря, такие «выборы» не порождают политическую власть в обществе, а воспроизводят авторитарные и диктаторские режимы правления.

Одним словом, от того, какие методы деятельности будут избраны субъектами для решения той или иной политической проблемы, как при этом будут взаимодействовать те или иные структуры и институты власти, будет непосредственно зависеть сущность и содержание любых политических процессов. Поэтому рассмотрение последних через призму способов деятельности позволяет говорить об особом - технологическом уровне анализа политики. В центре исследования политики на этом уровне оказываются те или иные способы, техники, процедуры и методы деятельности политических субъектов, при помощи которых осуществляется государственное управление, принимаются политические решения, согласовываются интересы и урегулируются конфликты, устанавливаются коммуникации и осуществляются другие политические процессы.

В целом можно сказать, что политические технологии представляют собой совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направленных на оптимальную и эффективную реализацию стоящих перед ними конкретных целей в сфере политической власти. Применительно к условиям политической конкуренции рыночного типа, где существенно повышается зависимость методов и приемов деятельности от места и времени их применения, совокупность политических технологий составляет главное содержание политического маркетинга.

Функционально политические технологии неразрывно связаны с интересами субъектов, которые собственно и задают им цели по использованию властных ресурсов, стабилизации или дестабилизации политических отношений в том или ином государстве, организации избирательных кампаний, информационному обеспечению принятия решений, согласованию позиций при выработке государственных программ и т.д. Если говорить обобщенно, то наиболее общей причиной формирования и применения политических технологий является потребность человека в более рациональном, экономичном и эффективном способе реализации конкретных целей в политическом пространстве. В целом такая идущая от субъекта мотивация имеет весьма позитивные последствия для общества и государства. Ибо рациональный, а потому и более предсказуемый характер деятельности, политического поведения индивидуальных и групповых акторов создает дополнительные предпосылки для упорядочивания и институализации политических процессов, дает возможность применять экономичные и ресурсосберегающие способы управления государством и обществом, усиливать контроль и управляемость политических процессов, способствовать более эффективной политической социализации граждан, а следовательно, в конечном счете - оптимизировать взаимоотношения власти и общества, снижать политические риски в развитии государства.

Но и памятуя о такой в целом весьма позитивной направленности политических технологий, следует иметь в виду, что они распространяются не только на конвенциональные (легальные), но и на неконвенциональные процессы применения политической власти и соответствующие типы распределения государственных ресурсов. В силу этого технологии предполагают и использование приемов и процедур, которые могут противоречить политическим нормам и традициям общества и даже быть запрещены законом. Поэтому в пространстве власти могут присутствовать не только конструктивные с точки зрения политических интересов общества способы влияния на власть, но и техники, нарушающие нормы политической этики («черный пиар», дезинформация, манипулирование, провокации и пр.) и даже методы противоправной борьбы за государственную власть (террор, заговоры и т.д.).

Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.


Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, выстраивания очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не об­ладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государствен­ного управления имеет свои ограничительные рамки в тех по­литических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений.

3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю­дей.

В наибольшей степени новые политические технологии связаны с манипулированием сознанием и поведением людей. Манипуляция(от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые дви­жения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздей­ствия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздей­ствия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажет­ся, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”. Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный привлекательный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).

Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”. Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях социальной нестабильности и неопределенности классические политические технологии (указать - какие) ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”.

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

Уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;

Использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);

Использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс – показать – кого, чей курс);

Информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);

Наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Это могут быть так называемые “лингвистические ловушки” –навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным этому считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. (“Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.).

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где оно часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Термин "технологии" (от греч. "techne" - искусство, мастерство, умение; "logos" - понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене "политического человека" в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии - совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии - это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы - "человеческого ресурса" в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий - оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Формы политических технологий

В целом политические технологии выступают в двух формах:

  • 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;
  • 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Виды политических технологий

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

  • 1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
  • 2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
  • 3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе - это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования - "рациональная" и "психологическая". Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, "психологической" модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые "провоцируются" специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об "американской исключительности").

Миф - это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: "Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах". Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и "социальную озабоченность". право политический манипуляция

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия - образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

  • · уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;
  • · использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
  • · использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
  • · информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
  • · наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист" и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, "лингвистические ловушки" - это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод " лингвистической депривации", состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина - нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация - целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. "Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Политический менеджмент как теория и практика эффективного управления политическими событиями, процессами, ориентированные на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников политической жизни включает в себя технологическую подсистему, пользуяясь которой можно подбирать комбинацию конкретных технологий для достижения определенных политических целей. С технологической точки зрения политический менеджмент представляет собой совокупность процедур, навыков и приемов управления в политике. Каждая технология (от гр. techne-мастерство, умение, искуссиво и logos -понятие, учение )- это совокупность приемов и методов воздействия на вещественную, энергетическую и информационную структуру предметов труда. Социальные технологии востребованы в ходе подготовки и реализации решений различных социальных и политических задач. При этом предполагается согласованность и последовательность элементов, среди которых - цели и материальные средства их достижения, мотивы, интеллектуальные ресурсы, организационные процедуры (правила). Технология тесно связана с действием определенных субъектов, обладающих навыками и знаниями. Без таких субъектов технология может оказаться «мертворожденной».

Технология политического менеджмента включает в себя определенные управленческие процедуры, а также соответствующий набор навыков и приемов управления. Технологии - это основное содержание политичес­кого менеджмента. Технологичность политического менеджмента предполагает, что на каждом этапе процесса осуществления цели применяются апробированные сочетания элементов технологии. Однако это не отрицает введение новаций, неожиданных решений, усиливающих инновационность политического менеджмента. На этапах разработки и реализации политических решений, политического курса, отбора и обучения кад­ров, обеспечения прямого или опосредованного участия в этом про­цессе граждан, групп и организаций всегда присутствует контрол за реализацией технологии, ее обновления.

Известны разные подходы к определению сущности политических технологий. Согласно одному из них, политические технологии – это сумма (система) последовательных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата1.Поэтому в политические технологии включают приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика) и получение глубинных, глобальных, длительных эффектов (стратегия).

В «Политической энциклопедии»(1999) акцет делается на том, что политические технологии – это методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации, осуществления практической политической деятельности, совокупность приёмов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели).

Отечественные авторы О.Г. Леонова и Ю.Л. Муравьев определяют технологии управления политическими процессами как совокупность приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности управления политическим процессом и достижение желаемых результатов в сфере политики.

Политические технологии дисциплинируют деятельность людей, организацию систем и поэтому могут использоваться многократно для решения сходных политических задач. Субъектами использования политических технологий являются политическая элита, лидеры, партии, общественные организации. Объект воздействия – политическое сознание и поведение социальных групп людей. Основными инструментами реализации политических технологий выступают средства массовой информации и различные центры политологических (политических) исследований.

В самом широком смысле политические технологии – это деятельностный подход к созданию научно-обоснованной модели преобразования политического пространства с учетом её духовно-нравственного влияния на жизнь людей3. Анализ условий функционирования политической жизни общества показывает, что сущность технологизации политических процессов может быть раскрыта в процессе выявления и использования потенциалов политической системы в целях её оптимального функционирования с помощью совокупности методов, приёмов политического воздействия. Политические технологии включают: цели, содержание, средства, контроль, регуляцию, критерии, этапы, методы и формы диагностики политического пространства, выявления дисфункций, патологии, аномалии и нахождения наиболее эффективных способов регулирования политических событий с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности общества.

Политические технологии в содержательном плане это:

Политическое консультирование и др.

Среди важных методологических проблем исследования политических технологий заслуживает внимания определение критериев (показатели) технологизации политических событий. Исследования показали, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект должен обладать определённой степенью сложности; известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления должен быть способен формализовать реальные процессы, представить их в виде показателей, операций, процедур и создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и др. Характер и особенности политической технологии обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки организации (личности) на её разработку и внедрение. Процесс технологизации характеризуется:

Разграничением, разделением политического события на этапы, фазы, операции;

Координацией и поэтапностью действий, направленных на получение прогнозируемого результата;

Однозначностью выполнения процедур и операций.

Система разработки политических технологий включает в себя ряд этапов:

· теоретический;

· методический;

· процедурный.

Политические технологии сегодня – это новый и пока не вполне изученный способ достижения цели во всех сферах политической жизни . При внедрении политических технологий общество сталкивается с проблемами, характерными для любого процесса нововведения. Политические технологии, несомненно, окажутся эффективными при:

· непрерывном наращивании их наукоёмкости;

· преодолении кризисной ситуации в обществе и в экономике, когда инновации не востребованы;

· наличии специалистов – политических технологов, которые реально участвуют в управлении политическими событиями;

· изменении отношения общества к владельцам интеллектуальной деятельности, преодолении антиинтеллектуализма и отрицательного отношения к инновационным импульсам,помогающим преодолевать барьер на пути любого неординарного решения, наукоёмкого проекта.

Возрастание роли и значения политических технологий в России обусловлено рядом причин. Прежде всего, в составе управленческих кадров в настоящее время преобладают люди с инженерно-техническим образованием, для которых идея перенесения на область политических процессов методов индустриальной инженерии с её точностью, чёткостью постановки задач и достижимостью реальных результатов является привлекательной. Кроме того, политические технологии характеризуются отчётливостью цели, постепенностью исполнения задачи, сохранением как бы традиций прошлого. Не на последнем месте и свойственное российской ментальности искушение найти более быстрые, более доступные средства для решения сложных общественно-политических проблем.

Политические технологии по своему содержанию отличаются наличием алгоритмизированных, стандартизованных средств и процедурных приёмов формирования социальных программ, социотехнических проектов. Посредством их реализуется функция выявления, раскрытия, использования потенциала политической системы в условиях оптимального её функционирования через управление политическими событиями. Структура политической технологии характеризуется наличием:

· заданного алгоритма;

· стандарта деятельности;

· последовательности операций;

В политических технологиях заключено единство традиционных, творческих, инновационных действий. Они создаются для решения задач определённого класса (типа) и предполагают определённый вид деятельности, совокупность и качество действий. Для решения однотипных задач та или иная политическая технология может быть перенесена с одного объекта на подобный другой, но с учётом нужных корректив, идущих от характера конкретных условий, места, времени, других факторов существования данного социального объекта. Таким образом, политические технологии есть особая форма деятельности, непосредственно связанной с решением практических политических проблем, получением конкретного результата. Их специфика проявляется в наличии:

· обоснованного социально-политического проекта;

· заданного алгоритма последовательных действий (шагов) на пути процесса решения задачи, достижения конкретного результата;

· стандарта деятельности, предписанных процедур действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и потому требующих высокой культуры исполнения; устойчивых структурных компонентов политических технологий (обоснованный проект, алгоритм его осуществления, стандарт деятельности и поведения, объективные критерии оценки хода, процесса и результата решения практической политической задачи).

Политические технологии представляют собой в определённом смысле завершённую, стройную систему действий по решению практической политической задачи и вместе с тем – это система развивающаяся, так как обогащается новыми операциями по ходу процесса реального воплощения, ибо происходят непрерывные изменения политической жизни, структурная модель технологизации которой может быть представлена следующим образом:

· по характеру решаемых задач политические технологии могут быть частными и универсальными;

· по степени ассоциированности различаются политические технологии общества в целом, наций, национально-этнических групп, партий, ассоциаций, объединений;

· по иерархии управления выделяются глобальные мировые технологии, континентальные, государственные, региональные;

· высокая, средняя и низкая степень зрелости политических объектов и субъектов требуют своего особого специфического подхода к технологизации политического пространства. Почему сегодня не проходят самые современные инновационные технологии? Очевидно, сказывается недостаточная социальная зрелость объектов и субъектов, низкий уровень осознания назревших перемен и наличие сложного многообразного механизма торможения политических инноваций, а, следовательно, и целенаправленного освоения политического пространства.

Политические технологии есть некое связующее звено между теорией и методологией с одной стороны и политической практикой – с другой . Набор таких технологий, как видно из предложенной модели, весьма велик, требует постоянной коррекции на основе инноваций и достаточно скрупулезной, адекватной привязки к конкретным условиям и состояниям политического пространства.

Модель технологизации конкретного уровня политического пространства включает в себя: среду (политическую деятельность) самореализацию личности, факторы и условия, способствующие эффективности, качественному протеканию политической ситуации. Технологизация политических процессов будет увеличиваться по мере продвижения человечества по пути к информационному обществу, в котором одной из главных задач станет опережающее развитие науки, теоретическое обоснование путей сохранения духовно-нравственного потенциала общества, поддержания отношений между людьми, нациями, государствами на принципах гуманности. Опыт показывает, что без должной технологической проработки политических программ и проектов, без серьезного овладения самыми современными методами анализа, достичь экономически процветающего и политически стабильного общества невозможно. Политические технологии дают возможность не только познать политическую жизнь, но и целенаправленно на нее воздействовать. Специфика политтехнологий в их способности к саморазвитию. С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.

Начало XXI века диктует необходимость разработки концептуальных инновационных подходов не только теоретически познавательного характера, диагностирующих состояние общества, но и несущих в себе конструктивные созидательно преобразующие функции, на основе прогнозного видения общественного развития.

С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.


Похожая информация.


Понятие политических технологий

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Структура политических технологий

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение.

Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научноприкладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс.

Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий.

Третий элемент - техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т.д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Типы политических технологий

Функциональные типы политических технологий, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и, в конечном счете, направленные на управление и контроль за этими процессами.

Инструментальные разновидности политических технологий имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.

С точки зрения областей, в которых применяются те или иные приемы достижения целей, можно говорить о так называемых предметных технологиях (например, электоральных, техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных приемах и процедурах, используемых в дипломатической или военной сферах, и т.д.).

С точки зрения степени и характера регламентации деятельности (что обладает особой ценностью для анализа переходных процессов) различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии -- это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К их числу относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали «серых» и «черных» технологий.

Избирательная кампания

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера выборов разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирается от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию в соответствии с установленными правилами. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Политические исследования. - М.,2005.С. 101. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами.

Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций главой государства или правительства или же парламентом назначается официальная дата выборов.

С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так называемого "австралийского" бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов.

Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал избирателям возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитации прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Зотова З.М. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.,2000.С. 59.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Планирование избирательной кампании

Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.

Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров избирательных кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу. Именно поэтому в России на выборах, особенно регионального уровня, столь распространены грубые, не всегда законные, часто называемые "грязными" методы ведения избирательных кампаний: в отсутствие эффективных стратегий у многих кандидатов появляется желание любой ценой не допустить победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического планирования в практику ведения избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым "грязным" избирательным технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга в более цивилизованный бизнес.

Стратегию избирательной кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации, развертывания стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды, в которой развиваются события. Сценарий стратегии избирательной кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

15. Кандидат - лицо, несущее полную ответственность не только перед самим собой, но и перед теми, кто его поддерживает. Каждый кандидат, баллотировавшийся в выборный орган, после выборов чувствует себя усталым, «выжатым», как лимон. Эта работа изнурительна не только для него, но и для его семьи, друзей, всех помощников. Поэтому любой кандидат с самого начала должен быть уверен в себе, в правильности принятого решения и готов отдать все силы для победы.

Кандидат - это эпицентр избирательной кампании. Его поведение определяет успех борьбы. Хотя и не бывает одинаковых кампаний, однако существует ряд универсальных принципов, которых следует придерживаться всем кандидатам на выборные должности. Таких принципов, определяющих роль кандидата во время избирательной кампании, насчитывается, как минимум, десять.

1. Ключевое ответственное лицо. Всем понятно, что в избирательный бюллетень вносится только имя кандидата Поэтому основная ответственность за избирательную кампанию и выборы ложится на его плечи. Ведь именно он дал согласие включиться в борьбу за выборную должность. Поэтому время, имеющееся в его распоряжении в течение кампании, самое важное. Все должны считаться с его мнением. Кандидат - всегда босс.

Кандидат должен напоминать спортсмена, стремящегося победить и отдающего этому все силы. Он должен чувствовать вкус к победе. Кандидату нужно уметь защищать себя и оберегать свою семью от нападок в ходе кампании. Другими словами, «взявшись за гуж, не говори, что не дюж».

2. Бодрый лидер. Кандидат - это общественный «продукт», который должны «купить» избиратели. Основная его задача заключается в том, чтобы завоевать голоса избирателей. Поэтому он обязан сосредоточиться и использовать все свое время для работы с людьми.

На публике кандидат должен демонстрировать положительные эмоции и проявлять энтузиазм. Он обязан создавать у людей впечатление, что все идет прекрасно, даже если это далеко не так. То есть ему нужно быть бодрым и настойчивым в достижении своей цели.

Кандидат не может позволить себе растеряться. Намного легче привлечь к себе добровольцев и удержать их, если они видят перед собой уверенного, бодрого и неутомимого лидера.

3. Главный оратор. Кандидат. задает тон кампании. Он должен пользоваться широкой популярностью. Кандидат - именно тот человек, высказывания которого должна цитировать пресса Поэтому ему необходимо верить в то, что он говорит, иначе люди быстро «раскусят» его.

Кандидат должен сформулировать тему (лейтмотив) избирательной кампании. Если он чувствует, что уже устал повторять одну и ту же мысль, это значит, что она начала доходить до общественности. В то же время очень важно, чтобы кандидат не поучал, а убеждал общественность. Кампания - это слишком короткий отрезок времени, чтобы позволить себе заниматься просветительством. Цель кандидата во время кампании заключается в том, чтобы убедить людей в том, что именно он и есть той уникальной личностью, которая способна лучше всех служить им в случае своего избрания.

Кандидат должен гармонически вписываться в тот общий имидж, который распространяется во время избирательной кампании. Вместе с тем ему нет нужды самому углубляться во все тонкости стратегии. Кандидат должен видеть картину кампании в целом. Его задача -отображать эту картину.

4. Главный сборщик средств. Ведущая роль кандидата в обеспечении избирательного фонда обусловлена двумя обстоятельствами: никто другой так, как он, не ощущает потребности в этом фонде, и никто лично в нем не заинтересован так, как он. Откровенно говоря, большинство жертвователей предпочитает персонально поддержать кандидата, поскольку именно на него он делает свою ставку.

Вряд ли кому-либо из кандидатов нравится собирать средства В этой роли они чувствуют себя неловко, а то и попросту такими, кто выпрашивает что-нибудь для себя лично. От таких ощущении следует избавиться. Ведь заняв выборную должность, кандидат принесет людям немало пользы. То есть их взносы в его избирательный фонд -это инвестиция людей в свое будущее.

Сбор средств нередко осуществляется путем распределения усилий. В таких случаях задача кандидата - аргументировать, почему он стремиться занять выборную должность. Сбором же средств непосредственно занимается его уполномоченный помощник. Таким помощником может быть лидер партии, руководитель партийной организации, выдвинувшей кандидата Особенно часто это происходит тогда, когда основным источником избирательного фонда кандидата являются средства партии. Такая ситуация особенно распространена в Украине в условиях мажоритарной избирательной системы. Однако стоит помнить: обратиться за взносом - лишь полдела Не следует успокаиваться до тех пор, пока средства не поступят на счет избирательного фонда кандидата

5. Председатель комитета кампании. Кандидат обязан следить за избирательной кампанией в целом, однако не вмешиваться абсолютно во все дела. К сожалению, многие кандидаты оказываются в западне, считая, что никто другой не способен руководить всеми деталями кампании так, как лично они. Однако стремление быть и кандидатом, и руководителем избирательной кампании приносит мало пользы. Чтобы надеяться на успех, нужно заниматься чем-то одним.

Мера личного участия кандидата в принятии решений по тем или иным вопросам ведения кампании - одна из острых проблем. Приведем правило, которое никогда не следует забывать: если кандидат одобрил стратегию избирательной кампании, ее план и график, его обязанность - делегировать полномочия руководить деталями своим помощникам, а самому общаться с избирателями. Слишком многие кандидаты тратят время, например, на подбор цвета символов избирательной кампании, дискуссии относительно ее тактики или улаживание конфликтов среди членов своей команды.

Это, конечно, не означает, что кандидат не должен быть в курсе дел. Он должен получать от своих советников краткие отчеты о таких вопросах ведения кампании, как график основных мероприятий, содержание публичных заявлений, организационная деятельность, состояние финансов и работа со средствами массовой информации. Разумным и эффективным оказывается кандидат, информированный обо всех основных дедах, но сосредоточенный на главном - контактах с избирателями.

6. Главное действующее лицо кампании. Кандидат должен четко придерживаться разумно составленного графика. Он должен точно знать о времени, которое следует потратить на пребывание в отдельных регионах, встречи с нужными избирателями, реализацию таких мероприятий, как встречи с представителями средств массовой информации, контакты с целью пополнения избирательного фонда, речи на митингах, посещения жилищ «от двери до двери».

График кампании всегда жесткий. Кандидатам нужно быть высо-кодисциплинированными во всех своих усилиях и готовыми работать не покладая рук. Исчезновение кандидата из поля зрения - самое плохое, что может произойти во время избирательной кампании. Иногда кандидаты просто куда-то исчезают, считая, что таким образом они плодотворнее используют свое время. Но кандидату, особенно в тех случаях, когда он исчезает и при этом не уверен, что общается с нужными людьми, лучше согласовать это с руководителем кампании.

Очень важно, чтобы график кампании был реалистичным и рассчитанным на живого человека «Кандидат не должен переутомляться, болеть и впадать в депрессию. Ему нужно оставлять достаточно времени между разными мероприятиями, особенно для отдыха, семьи и заработка на жизнь. При составлении графика все это следует заранее предусмотреть.

Составляя график кампании, нельзя забывать и о том, чтобы максимально использовать сильные стороны кандидата и минимизировать его недостатки. Скажем, ответственный за составление графика должен принять во внимание то, что кандидат «жаворонок» или «сова».

7. Доверяющий руководитель. Кандидат должен доверять человеку или людям, которым он делегировал часть своих полномочий. Чаще всего - это руководитель избирательной кампании. Им может быть человек, которому кандидат безгранично доверяет. Руководитель кампании - лицо, дополняющее черты характера и способности кандидата. Например, если последний чрезмерно активен, руководитель кампании должен быть спокойным человеком.

Очень трудно, однако крайне необходимо достичь такого сочетания. Кандидат должен быть полностью уверен в человеке или людях, которых он оставляет вместо себя на время своего отсутствия, в противном случае ему тяжело будет справиться с избирательной кампанией. Вот почему кандидату нужно очень серьезно подойти к назначению руководителя кампании, полагаясь не на родственные связи, а на опыт человека.

Лучше с самого начала совместной работы четко распределить роли между кандидатом и руководителем кампании. От последнего кандидат должен получать полную и свежую информацию о ходе кампании, а так же ответы на возникающие у него вопросы. В то же время не стоит преуменьшать авторитет руководителя кампании и вмешиваться в дела или решения, находящиеся в пределах его компетенции. Другими словами, доверие - это ключ к взаимопониманию между кандидатом и руководителем его избирательной кампании.

8. Поддержка со стороны семьи. Чтобы рассчитывать на успех кампании, кандидатам необходимы согласие и поддержка со стороны их семей. Избирательная кампания, как правило, связана с тем, что кандидату приходится долгое время находиться вдали от семейного очага. Члены семьи, которые понимают все трудности избирательной кампании, могут снять напряжение, тогда как споры и недоразумения только увеличат нагрузку.

С самого начала кампании кандидату нужно обсудить свои планы с семьей и определить степень участия ее членов в работе и планируемых акциях. Их участие нужно анализировать и корректировать в зависимости от ситуаций, возникающих в ходе кампании. Ответственные работники кампании должны с уважением относиться к участию в ней семьи и всячески стремиться установить с ее членами дружеские отношения.

Сам кандидат должен следить за тем, чтобы его загруженность, временный отход от семьи не вызвали проблем по типу «невозвращенных долгов», «равнодушия к детям», «супружеской неверности» и т. д. Кандидат и члены его семьи должны также научиться выдерживать нападки со стороны оппозиции и быть стойкими к возможным оскорблениям в свой адрес.

9. Прекрасный парень. Кандидату нужно быть источником доброты и вызывать у людей чувство, что он лично заинтересован в разрешении их проблем, давать избирателям почувствовать, что даже при расхождении мнений по каким-либо вопросам он заботится о них. Необходимо уметь слушать людей и сочувствовать им.

Еще одно важное обстоятельство. Кандидаты, добившиеся наибольшего успеха, как правило, откровенны. Любое темное дело из их собственного прошлого с большой вероятностью может всплыть на поверхность в ходе напряженной избирательной борьбы. Поэтому кандидату следует быть честным и демонстрировать высокую мораль, обладать здравым смыслом, но не быть при этом наивным человеком.

Кандидат ни в коем случае не должен давать повод воспринимать его «плохим парнем», особенно среди членов своего штаба. Он никогда не должен говорить «нет» тем, кто просит уточнить график, или отказывать добровольным помощникам. Ему не стоит демонстрировать свою нейтральную позицию в спорах среди своих сторонников или выглядеть посмешищем в глазах помощников. Оказывать давление или принуждать кого-либо выполнять определенные поручения должен руководитель кампании или другое уполномоченное лицо, которое тоже волнуют ее результаты.

10. Инициатор, новатор, лидер. Кандидат обязан видеть перспективы развития местности, где он баллотируется. Мало просто понимать суть проблем, крайне важно предложить разумный и реальный подход к их разрешению. Кандидат должен четко представлять, почему он добивается избрания на определенную должность и как он сможет наладить успешный ход дел.

Самый лучший подход к выборам на конкретную должность - это вообразить себя «уже на этой должности». Даже если это пока еще не так, кандидат все равно уже является лидером в данной местности. Поэтому он может стать инициатором изменений как лидер общественного мнения. Ему стоит представить себя на должности, которой он добивается, и поступать как общественному деятелю.

Кандидат должен хорошо разбираться в ключевых и текущих проблемах округа и возглавить стремление людей их разрешить. Стоит сосредоточиться на какой-либо одной ключевой проблеме, разрешения которой он будет добиваться в случае победы на выборах. Эта проблема должна входить в круг его профессиональных интересов и совпадать с опытом прошлой работы кандидата.

Одно предостережение: нельзя затевать того, что невозможно довести до конца; кандидату следует сначала убедиться, что выбранная им проблема целиком не поглотит его во время избирательной кампании.

16. Команда кандидата может формироваться за счет различных источников. Если кандидат представляет одну из партий или движений, имеющих структуры в округе, то эти структуры естественным образом поступают в его распоряжение. Не будучи непосредственно представителем какой-либо партии, но договорившись с одной из них, кандидат также сможет опереться на соответствующую политическую структуру. Часто команда кандидата формируется из его ближайшего окружения или на базе тех или иных государственных, производственных, коммерческих или общественных структур, с которыми кандидат связан (так называемые базовые организации избирательной кампании). При необходимости команду можно нанять со стороны, если кандидат располагает достаточными средствами (мы говорим здесь не о штабе, а именно о большой команде, способной проводить массовые акции по агитации избирателей). Наконец, команда поддержки кандидата может быть создана непосредственно под него накануне или даже в ходе избирательной кампании. Обеспечение команды необходимыми руководителями и специалистами (штабом) также может осуществляться за счет привлеченных политических структур, базовых организаций, личных связей кандидата и через найм.

Команда представляет собой ничем не заменимый ресурс в части организации непосредственной работы с избирателями (оргмассовое направление избирательной кампании). Что касается других направлений работы, то здесь команда и кандидат во многом дополняют друг друга. Так, кандидат, полностью владеющий избирательными технологиями, потенциально может взять на себя функции ряда руководящих работников и специалистов штаба (хотя, конечно, такой вариант весьма далек от оптимума - в идеале кандидата следует «использовать» лишь там, где его никто заменить не может). С другой стороны, слабость кандидата в ресурсной части может быть скомпенсирована хорошей командой: отсутствие у кандидата опыта избирательных кампаний компенсируется опытными специалистами штаба; его недостатки как публичного политика устраняются работой имиджмейкеров; для аккумуляции дополнительных ресурсов вместо связей кандидата можно использовать связи членов команды и т. д. Единственное, что не сможет скомпенсировать никакая команда - это отсутствие у кандидата достаточной воли к победе.

Среди всех возможных способов формирования команды оптимальным является опора на политические структуры. Все остальное представляет собой паллиатив, обусловленный относительной слабостью российских партий. Партийные (в более широком плане - общественно-политические) структуры обладают двумя принципиальными преимуществами. Во-первых, именно вокруг них сосредотачиваются активисты, имеющие опыт и призваниеагитаторов. Во-вторых, функционеры таких структур максимально ориентированы на политическую карьеру и поэтому действуют во время выборов наиболее адекватно и эффективно. Для сравнения можно рассмотреть такой распространенный метод формирования команд, как через опору на базовые организации. Например, при создании НДР базовой организацией явилась административная вертикаль, движение “Кедр” использовало сеть санэпидемстанций и т. д. - примеров можно привести много. Во всех случаях удавалось очень быстро создать формальную “политическую” структуру, т. к. при этом за основу бралась уже готовая организация со всеми ее людьми и ресурсами. Легко решались также и некоторые формальные задачи избирательной кампании, типа сбора подписей. Однако как только дело доходило до агитации избирателей, сразу оказывалось, что большинство работников таких структур выполняют эту задачу без энтузиазма, из-под палки, а руководящий состав озабочен не результатом выборов, а тем, чтобы предстать перед начальством в максимально благоприятном свете (для чего, как известно, гораздо проще не решать проблемы, а свалить ответственность за провал на соседа). Поэтому, на наш взгляд, базовые организации следует рассматривать как важный источник ресурсов для обеспечения избирательной кампании, но брать их за основу при формировании команды малоэффективно.

Вопрос 21

ТАКТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Если решение об участии в кампании принято, определены ее сюжет, стратегические цели и ориентировочный бюджет, необходимо определить какие методы агитации и пропаганды, в какой пропорции и по какому графику будут вами использованы. Мы должны разработать тактическую схему реализации сюжета кампании для того, чтобы в ходе борьбы максимально разгрузить головы своих менеджеров и аналитиков. Мозги должны быть свободны, чтобы реагировать только на нештатные ситуации.

Выбор тактики кампании обуславливается следующими компонентами:

1. Размеры избирательного фонда и сроки поступления средств в него.

2. Число сознательных сторонников кандидата, готовых участвовать в кампании без материального вознаграждения. Их организованность и география проживания в округе.

3. Средства массовой информации округа, их регионы распространения (уверенного приема сигнала для радио и ТВ), тиражи, ориентация аудитории, периодичность выхода, отношение руководства и владельцев к вашему кандидату.

4. Личные качества кандидата. Его способность и готовность лично активно участвовать в работе команды, встречах и поездках.

5. "Изюминка" кампании. Тактическое решение, информационный повод, программный пункт, черта имиджа кандидата. Это должно стать "козырем" команды, который в нужный момент сможет выделить вашего кандидата из ряда других претендентов на тот же электорат. Умелая подача "изюминки" является важнейшим тактическим решением кампании, позволяющим кандидату накануне выборов уйти в отрыв от соперников. Еще больший успех приносит последовательная заявка нескольких "козырей", каждый из которых качественно продвигает вашу кампанию вперед.

Каждый из этих пунктов является решающим для выработки тактики кампании.

Масштаб кампании во многом определяет тактические решения. Выборы в местные или региональные органы власти не требуют полноценной разветвленной организационной структуры. Главной ударной силой на них становятся оперативные группы и сам кандидат. Однако, пусть и в миниатюре, подготовка к ним копирует тактическую схему самой громоздкой президентской кампании.

При планировании и реализации крупной кампании, самой большой трудностью является координация между собой отдельных направлений деятельности. Если у нас сдвигается какой-то ключевой информационный повод, то необходимо сдвигать и массу сопутствующих мероприятий, публикаций, трансляций видеороликов сопровождения, размещений рекламных носителей с новыми лозунгами.

Полностью тактика вашей избирательной кампании в федеральные органы представительной власти, на пост президента или губернатора должна включать в себя:

1. Построение плана-графика работы кандидата и выбор главного направления его действий. Кандидат должен заранее знать, где, когда, что и кому он должен заявить. Где и когда появиться. Или точно знать, что он занимается своими делами, а кампания идет "без кандидата". В принципе, участие самого кандидата в кампании совсем не обязательно.
Ответственными за подготовку, корректировку и реализацию этого графика являются менеджер кампании, начальник главного штаба и референт кандидата. В проработке подачи основных информационных поводов участвуют руководители пресс-службы(управления пропаганды) и информационно-аналитического управления. На больших и очень больших выборах обеспечением поездок и встреч первого лица занимается целое управление совместно с региональными штабами.

2. Построение плана-графика ведения избирательной кампании в СМИ и определение основных пропагандистских материалов кампании, сроков их готовности и выхода в СМИ. Создаются медиа-планы для эфирных и печатных СМИ, как по объемам, так и тематические.
Ответственным за подготовку, корректировку и реализацию этого плана-графика являются менеджер кампании, руководитель ее пресс-службы (управления пропаганды). На больших выборах в регионах и крупных городах свои предложения по плану готовят руководители региональных штабов, они же отвечают за реализацию.

3. Построение плана-графика развертывания и работы оперативных групп на территории округа, графики создания и запуска рекламных носителей..
Ответственными за подготовку, корректировку и реализацию этого плана-графика являются руководители главного и регионального штабов (организационного управления и управления пропаганды). Агитационные материалы готовят пресс-служба, имиджмейкер и художник кампании. Оригинал-макеты изготавливаются компьютерной группой кампании либо, по контракту с обязательствами о конфиденциальности, независимыми дизайн-студиями. Необходимо, чтобы к моменту готовности каждого носителя, были уже развернуты силы, необходимые для его доставки в регионы и последующего распространения. В ходе крупной кампании, как правило, 1-2 раза совершается смена лозунгов и основных рекламных носителей. Иначе мы можем перестать быть интересными.

4. Построение внутреннего плана-графика выдачи избирателям "изюминок", определение форм и графика их раскрутки.
Этот план-график готовит, корректирует и реализует менеджер кампании совместно с руководителями направлений, отдела спецмероприятий.

5. Подготовку тактических разработок на случай отражения атак соперников.
Этим занимается менеджер кампании совместно с кандидатом, его референтом, руководителем пресс-службы и информационно-аналитического направления, на крупных выборах к работе подключается "группа-минус".

6. Налаживание сбора информации о планах и действиях соперников и обеспечение безопасности кампании кандидата. Поиск слабых мест и подготовка атак на соперников.
Курирует эту деятельность менеджер кампании или руководитель главного штаба, основную работу ведет руководитель информационно-аналитического управления, по мере возможности в ней участвуют все руководители направлений. Решение о начале атаки против соперников может принять только менеджер по согласованию с кандидатом. Иногда несанкционированная атака в отдаленном регионе может сорвать подготовку большого альянса в Центре.

7. Проведение регулярных телефонных опросов с целью определения рейтинга кандидата, настроений избирателей и корректировки плана-графика кампании.
Организацией опросов и предварительным анализом их результатов занимаются руководители штабов.

8. Организационную структуру вашей избирательной команды. Включающую привлечение добровольцев и найм персонала, необходимого для реализации выбранной стратегии и тактики.

Эти вопросы определяются руководителями штабов и направлений по согласованию с кандидатом, менеджером и бухгалтером кампании.


Вопрос 22

Технология сбора подписей

Проверка подписных листов

Перед передачей подписных листов в соответствующую избирательную комиссию необходимо проверить собранные подписные листы по нескольким параметрам.

Правильность заполнения подписного листа (см. требования к заполнению подписного листа в приложении 3 “Памятке по сбору подписей…”.

Наличие подписи и сведений о сборщике (сведения о сборщике подписей, фиксируемые внизу подписного листа, должны соответствовать указанным требованиям, поскольку их несоблюдение влечет потерю всех подписей, собранных на подписном листе, тогда, как ошибка в данных по одному подписанту приводит к недоучету только этой подписи).

После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого от избирательного объединения (блока) по одномандатному избирательному округе. Сведения необходимо срочно передать в Це