Запретный плод для адама и евы. Чем был плод запретного дерева, который вкусил Адам (а.с.)

Кому сегодня неизвестен знаменитый библейский сюжет: Адам и Ева в раю съедают яблоко с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Богом Завет – вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого? За подобный проступок прародители жестоко расплачиваются: Бог изгоняет их из Рая. И хотя в таком описании все кажется вполне соответствующим библейскому изложению, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но начнем по порядку.

Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва – «жизнь» – древнеевр.) жена первого человека получает уже после изгнания из Эдема. «Буквоедство!» – может возмутиться современный образованный либеральный читатель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в традиционных культурах наречение имени предполагало, что дающий имя обладает соответствующей властью. Поэтому не исключено, что до грехопадения Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотворения. И только тот факт, что Ева первой попалась на провокацию змея, нарушил определенное равенство мужчины и женщины: «И К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,» – говорится жене при изгнании, а не после творения.

Во-вторых, конечно, Библия ничего не говорит ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия вообще не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа. Библия – книга символическая. Символ указывает не на то, что давно прошло и стало «преданьем старины глубокой», а о том, что чрезвычайно актуально и сейчас и будет актуально всегда, так как соотносит нас с вечностью. Рассказ об Адаме и Еве в последнюю очередь следует воспринимать как «историю жизни одного семейства». Символизм данного рассказа призван показать, что человек потерял изначальное, естественное состояние отношений с Богом и с себе подобными.

Но вернемся к яблоку. Откуда же тогда оно появилось, откуда все эти многочисленные ассоциации, картины и проч.? Сейчас сложно, наверное, сказать, каким образом именно яблоко стало ассоциироваться с грехопадением человека. Вообще-то в христианстве символизм яблока двойственен: яблоко является символом грехопадения и изображается в качестве такого страшного символа в пасти змея, обезьяны или руках первых людей. Попытки объяснить выбор яблока тем, что латинское слово malum (яблоко) является однокоренным со словом malus (зло) несостоятельны – корни у этих слов разные.

Традиция же изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась скорее всего в Эпоху Возрождения, когда каждый уважающий себя художник писал библейские сюжеты, а эпизод с грехопадением был одним из самых распространенных. Не исключено, что данный символизм восходит к древнегреческим мифам, в которых именно яблоко часто играло весьма символическую роль: вспомним хотя бы знаменитое яблоко раздора, которое Парис вручил богине Афродите как победительнице первого в человеческой истории «конкурса красоты». Правда, закончился этот «конкурс» весьма печально: в благодарность Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, что в конечном итоге привело к Троянской войне. В самой же Библии яблоко встречается в книге Песнь песней. При этом многие специалисты полагают, что и в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не просто о яблоках, а о гранатовых яблоках, попросту – о гранатах, которые испокон веков считались символом любви.

Кроме того, в христианской символике яблоко также является и символом спасения, если оно изображается в руках Младенца Христа или Богородицы. Очевидно, это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через одного человека (Адама) грех и смерть вошли в человеческую при роду, так через одного Богочеловека, Иисуса Христа, природа людская была освобождена от греха и смерти (см.: Рим. 5, 12-21).

Яблоко широко используется в качестве символа и в других культурах: в Китае, например, оно является символом мира, а его цветки – символом красоты.

Желающие более подробно познакомиться с данной темой могут обратиться к книгам:

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

2. Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия / / Альфа и Омега. № 2 2/3 (9/10), 1996. С. 268 – 301.

3. Легойда В. Р. Женщина и мужчина: отношения сквозь века / /Фома. №21 (13) 2002. С. 32-42.

4. Похлебкин В. Словарь символов. М., 1999.

5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

С данным вопросом связан следующий смысловой перевод аята:

«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там (райские плоды) вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».

Всевышний Аллах позволил почтенному Адаму войти в рай. Он мог жить, где пожелает, и есть, все что пожелает, в любом количестве. Рай, упомянутый в данном аяте, подразумевает собой: рай, который, согласно достоверным словам, приготовлен для верующих и является местом награждения. Необходимо также знать, что рай и ад в настоящее время уже созданы. Таким является мнение мазхаба ахли сунны. Аяты Священного Корана и хадисы Пророка (ﷺ) также свидетельствуют об этом. Слова аята «…и не приближайтесь к этому дереву» являются проверкой и испытанием Адама Всевышним Аллахом. По вопросу, что это было за дерево, существуют разногласия. Есть множество преданий о дереве, плоды которого были запретны для Адама (мир ему!).

Как приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими Аллах!), это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево. Однако, согласно преданию, которое приводится от Абу Алия, у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из рая. По этому вопросу Ибн Джарир говорит следующее: «Адаму и его супруге было запрещено есть в раю плоды одного дерева. Но они попробовали этот плод. Нет никакой информации о том, какое это было дерево. Потому что Аллах не дал никаких доводов относительно этого в Священном Коране, и в достоверной сунне также нет сведений об этом. Сообщалось, что это было пшеничное, виноградное, инжирное дерево. Возможно, было одно из них. Но, так же как в знании есть польза для знающего, так и в незнании нет никакого вреда».

Всемогущий Аллах говорил почтенному Адаму и его супруге о том, что, если они приблизятся к этому дереву, они будут беззаконниками. Потому что самым большим злодеянием нафса является непокорность Аллаху. А нафс не получит большего вреда, чем от своего греха. Разве может быть еще большего злодеяния, чем переход границ, установленных Аллахом, несмотря на то, что Он наделил тебя всем необходимым, при этом, не ожидая от тебя ничего?

Если бы приближение к этому дереву не было ошибкой, Адам (мир ему!) нарушил бы свою защищенность Всевышним Господом от грехов и совершил бы злодеяние. Но в данном случае:

«Он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли (то есть он не совершил это преднамеренно)». Согласно смыслу аята Священного Корана, Адам (мир ему!) был прощен за свою забывчивость и его приближение к дереву не нарушило его невиновности.

Всевышний Аллах говорит следующее: «Шайтан же побудил их (Адама (мир ему!) и Хавву (да будет доволен ими Аллах!) споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока (до вашей смерти)».

Мы должны долго размышлять над этим аятом Священного Корана и остерегаться грехов. Потому что в данном аяте есть угроза относительно того, что нужно избегать совершения грехов. Ибо по причине совершения греха наш отец Адам (мир ему!) был выведен из рая и отправлен на землю, а шайтан был проклят и изгнан из-за своей зависти и высокомерия. Так же, как шайтан останется жалким и презренным до судного дня, так он в конце и останется в вечном аду.

«В конце концов, шайтан побудил их к этому». Это означает, что он сбил их с прямого пути, приблизив к запретному дереву. Другими словами, по этой причине шайтан подтолкнул их к совершению ошибки.

Согласно данному мнению, это можно понять и так, что, став причиной их отдаления и выхода из рая, он отдалил их от рая. Эта ошибка почтенного Адама была сделана не в виде нарушения запрета Аллаха, а виде простительного запрета. Использование в аяте слова «ошибка» по отношению к почтенному Адаму является доказательством того, что слово «ошибка» может быть использовано относительно пророков. Некоторые толкователи Корана говорят следующее: «Так же, как в отношении них не может быть использовано слово «неповиновение», так же не может быть использовано и слово «ошибка». Но можно сказать, что они совершили менее добродетельный поступок и оставили лучшее деяние. По этой причине Аллах вывел их. Что касается нас, Аллах посредством них воспитывает и велит нам быть послушными».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

February 18th, 2012

Яблочки, как они есть
Означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Как плод Древа Жизни дается Иду-мой богам. Эрида бросила между богами золотое яблоко раздора.
В древнегреческой мифологии существует известный миф о Парисе, который должен был вручить золотое яблоко прекраснейшей из трех богинь. Каждая богиня стараясь получить яблоко обещает Парису награду: Гера - власть над Азией, Афина - воинскую славу и победу, а Афродита - прекраснейшую из смертных женщин Елену, дочь Зевса и Леды. Парис отдает яблоко Афродите и с тех пор Афродита становится прекраснейшей из богинь. Таким образом яблоко олицетворяет образ низменных желаний.
У греков яблоко посвящалось Венере как знак любви и желания; свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца.
В тоже время сама яблоня посвящена римской богине Церере, насылающей безумие на человека.
Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды. Используются также в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге, (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью). Яблоком Диониса была айва.

Яблоко как символ грехопадения
В христианской символике яблоко олицетворяет соблазн, искушение, запретный плод. На латыни яблоко - «малум», также как и зло. Согласно библейскому сюжету яблоко символизирует грехопадение Адама, когда он вкусил запретный плод от древа познания.

С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение.
Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.
= Есть мнение, что Адам и Ева ели не яблоко, а просто Плод Дерева Познания Добра и Зла. Яблоко придумал Данте в своей "Божественной комедии".
= Да, можно подумать, что яблоко - крайне вредный фрукт. Из-за него разрушили Трою, им отравили спящую красавицу, и, мало того, из-за яблока все мы влачим жалкое существование на Земле, поскольку наша прародительница Ева выбрала говорящую змею в качестве консультанта-диетолога.
А ведь в Библии нигде не сказано, что именно съели Адам с Евой. Причина грехопадения обозначена как «плод с дерева» («...только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», Бытие, 3:3). Церковь самостоятельно назначила во вредные фрукты именно яблоко из-за одинакового написания латинских слов «зло» и «яблоко». А ведь на самом деле плодом греха с дерева в центре рая могло быть что угодно - от кедровой шишки до кокоса...
= "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел."
Таким образом, причина грехопадения в желании человека знать добро и зло, подобно богам. А поскольку человек изначально был сотворен как образ и подобие, причина грехопадения в сути человеческого существа - в его стремлении к познанию, развитию, совершенствованию. Так что Создатель наказал свое Создание за то, что создал его именно таким... Наш Создатель вообще логикой себя не отягощает, как видно из Библии...

В иудаизме яблоко является символом благополучия и во время новогодней трапезы, евреи едят яблоко, обмакивая в мед, для обеспечения благополучия в новом году. В иудейской традиции наиболее распространенным является мнение, что плодами Древа познания были смоквы, или, как их обычно называют у нас, инжир или фиги. Есть и другие "кандидаты" на то, чтобы считаться Древом познания, например, банан (из-за величины листьев), виноград (как объясняют иудеи, от вина часто случаются неприятности), гранат. Кроме того, в рамках иудаизма встречаются мнения о том, что это был орех или плод рожкового дерева.
С тем, что Адам и Ева вкусили плод смоковницы, солидарно и большинство древних христианских толкователей. В то же время некоторые знатоки Священного Писания считали, что это был этрог - цитрусовый плод, у которого есть вмятинки на коже, или "Евины зубки". Однако часть современных богословов высказывает мнение, что плод, о котором идет речь, - это виноград. Причем в отличие от "иудейской теории", где виноград ассоциируется с неприятностями, христиане видят в нем символ Христа и таинства Причастия. Печальные последствия вкушения плода произошли от того, что люди самовольно попытались присвоить дар совершенного познания мира и Бога, т.е. попросту захотели украсть этот дар у Бога.
В культурах, сформировавшихся под влиянием ислама, распространена теория, что райский плод Древа познания - персик. Однако так считают далеко не все мусульмане. Например, в местечке Аль-Курна на юге Ирака, где, согласно библейскому преданию, располагались райские кущи, хранится древний ствол дерева ююба, которое местные жители называют набук. Жители убеждены, что именно маленький желтый плод этого дерева послужил причиной изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. В Аль-Курне "Древо Адама" считается местной достопримечательностью.
Тем не менее наиболее распространенной остается "версия" яблока. Почему? Такое представление сложилось в западноевропейской культуре Средневековья и лишь впоследствии вместе с образцами европейского искусства перекочевало в Россию. В эпоху Возрождения в изображениях Мадонны с младенцем яблоко, которое держит в руках Христос, указывает на него как на Спасителя рода человеческого от первородного греха. Дева Мария же выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы людей.
= "Фрукт, сорванный Евой, из-за которого все Человечество было изгнано из Рая - это не яблоко. И причина этого проста: там, где по предположению, находились сады Эдема, яблоки не росли. Подобное недоразумение произошло из-за ошибки оставшегося неизвестным издателя Библии, который перевел "malus-malum" ("зло" или "фрукт") как яблоко. И лишь с этого момента "яблоко Евы" стало яблоком. По мнению иудеев, она сорвала инжир, орех или плод рожкового дерева; православные христиане полагают, что это был апельсин. Протестанты во всем винят мед, а мусульмане считают, что Ева предложила Адаму выпить стакан вина."
Об этом и других противоречивых фактах в Библии можно прочесть по ссылке: http://www.babyblog.ru/com/spain/498994
Но...
как мы с вами знаем, ничего случайного не бывает...;)))
Яблоня издавна считается ОЧЕНЬ женским деревом, способным ослабевшей барышне дать ИМЕННО ЖЕНСКУЮ силу и желание..."
В «Песне песней» (канонической книге Ветхого Завета) есть такие строчки: «Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя». Эти строки символизируют зачатие и рождение.
Особо подчеркивается связь яблока и яблони. В пословице «Яблоко от яблони недалеко падает» содержится значение, что дети недалеко ушли от своих родителей.
На Руси яблоко клали на могилу усопшего.
Яблоня в цвету символизирует любовь, поэтому множество любовных процедур связано с яблоком.
В мифологии балтийских народов яблоко символизирует заходящее солнце, одну из сущностей богини солнца Сауле.
В кельтской мифологии остров блаженных Авалон получил свое название от уэльсского afal, что значит яблоко.
Яблочный праздник Хэллоуин связан со смертью старого года.
В Китае яблоко символизирует миролюбие.
Помимо того, яблоко символизирует вечную молодость и бессмертие. Всем известные молодильные яблочки из русских сказок. Древнегречиский миф о гесперидах, рассказывает о саде, в котором растут золотые яблоки вечной молодости, охраняемые нимфами (Гесперидами).
Однако, и царевна была отравлена ядовитым яблочком...
Кстати, Ньютону на голову упало тоже яблоко....

Скипетр и держава
Вот на Руси издревле яблоко является образом мира (название державы, атрибута верховной власти - «яблоко державное»).
Термин «держава» ввел Борис Годунов, до этого символ государственной власти монаха назывался «яблочком». В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: «Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так и держи все царство, данное тебе от Бога, защищая его от врагов непоколебимо». Державу или яблоко, как правило, держали в правой руке.

«Большое яблоко» (англ. «The Big Apple») - самое известное прозвище Нью-Йорка. Возникло в 1920-х годах с "легкой" (масонской?) руки спортивного обозревателя газеты «New York Morning Telegraph» Джона Фицджеральда (скачки в Нью-Йорке, по словам жокеев, - это «большое яблоко»).

По другой версии, выражение возникло в среде джазовых музыкантов, у которых была пословица: «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко». "Есть много яблок на дереве, - старая поговорка, - но только один Big Apple". Так vaudevillians, джазмены, и другие представители "червивых развлечений" назвали Нью-Йорк, как наиболее важное место их проведения, "Большое Яблоко". http://www.straightdope.com/columns...n-j-fitz-gerald
В 1997 году угол Западной 54-й улицы и Бродвея, где Джон Фицджеральд жил в 1934-1963 годах, официальным указом мэра Рудольфа Джулиани был назван Углом Большого яблока.
Есть еще варианты. Ирвинг Льюис Аллен цитирует 1909 комментарий Мартина Wayfarer: "Нью-Йорк был лишь одним из плодов большого дерева, корни которого в долине Миссисипи, и ветви которого простираются от одного океана до другого.... [Но] большое яблоко [Нью-Йорк] получает непропорционально большую долю национального сока"...

В настоящее время, яблоко является символом экологически чистых продуктов, а также яблоко - символ Apple.
А вот это уже современный знак, и не простой...
Почему первый компьютер Apple продавался за 666 долларов, а в качестве логотипа был выбран символ грехопадения?
*Журналистам ВВС удалось найти группу исследователей в области мозга, которые смогли провести этот эксперимент на магниторезонансном сканере. Эти ученые уже давно анализируют реакцию самых разных групп людей на самые разные раздражители.
Результаты исследования фаната Apple показали, что когда он видит продукцию Apple, происходит резкое изменение состояния его мозга. Когда ученые исследовали группу религиозных людей и демонстрировали изображение религиозных символов - наблюдали аналогичный характер деятельности головного мозга.
Вывод, который делают нейробиологи: Apple научился эксплуатировать участки человеческого мозга, которые отвечают за процессы восприятия религии.
= упс.. это что то новое и действительно может компьютер унечтожит мир и является тем библейским антихристом?
В центре Манхетена есть магазин фирмы Apple, вход в который представляет собой большой стеклянный куб с подвешенным стеклянным яблоком.
---------
Объяснения, которые приводит несравненная википедия, мягко скажем, выглядят бредом сивой кобылы. В теплую сентябрьскую ночь. И никак иначе. Лошади какие-то, которые любят яблоки. Джазовые музыканты. А вот последнее объяснение, возможно, максимально близко к истине:
- Нью-Йоркские экскурсоводы с Брайтон Бич говорят, что связь «яблока» с Нью-Йорком появилась в силу того, что первое дерево, посаженное первыми переселенцами, которое дало плоды было яблоня. Поэтому «яблоко» стало символом Нью-Йорка. В центре Манхетена есть магазин фирмы Apple, вход в который представляет собой большой стеклянный куб с подвешенным стеклянным яблоком
Знаем-знаем Брайтон-Бич и кто именно там живет. Скромно так написано, но - со вкусом. "Свои" всегда поймут, о чем идет речь, а гоям знать ни к чему. Можно только бездумно повторять за своими "экскурсоводами".

Обгрызенное яблочко как символ огромного города. Занятно. Такое же обгрызенное, правда, только с одной стороны, яблочко - символ крупной корпорации: Компания APPLE

Партия ЯБЛОКО

Уже становится понятно одно - где яблочко, там всегда кучкуется группа иверов. Где-то встретилось мне упоминание о том, что Иерусалим называют еще Маленькое яблоко. Пожалуй, это смогло бы легко объяснить, почему же Нью-Йорк - Большое яблоко. Вот только подтверждений мне так сразу найти не удалось.

Давайте посмотрим по поиску, что же значит яблочко у иверов.

Если спросить любого христианина, независимо от конфессии, к которой он принадлежит - какой фрукт вкусила Ева в Раю, то, скорее всего, ответ будет однозначный - яблоко.

Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.

Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.

Блаженству первых людей в Раю позавидовал дьявол и соблазнил их (Еву и Адама - Б.С.) нарушить заповедь Божию. Он вошел

в змея, и когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: “Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в Раю?” “Нет, - ответила Ева, - плоды от всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева познания добра и зла Бог повелел нам не есть их и не прикасаться к ним, чтобы не умереть”. На это дьявол сказал: “Нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло”. Ева поверила словам дьявола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными, больше же всего ей захотелось знать добро и зло. Она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел.

Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).

В тексте Ветхого Завета точного названия дерева, плод которого вкусила Ева, не приведено. Оно названо описательно - деревом добра и зла, деревом жизни, и отмечено, что росло оно в центре Рая. Но все же, если внимательно вчитываться в текст третьей главы книги Бытия, то можно уловить две характеристики этого загадочного дерева. Во-первых, отмечено, что плоды его “добры в снеди”. То есть, они показались Еве особенно вкусными. И, во-вторых, “очами видете красно ести”.

В древнерусском языке слово “красно” имело два значения. Во-первых, это название цвета. В современном цветовидении этот цвет соответствует ярко-красному пурпуру, цвету спелой вишни. Во- вторых, это слово означало понятие “красиво”. Мы до сих пор говорим - “Красная площадь” в Москве, “красный угол” в доме, “красна (красивая) девушка”, “красный молодец”… По-видимому, не случайно на всех сохранившихся фресках и иконах с изображением искушения Евы, плоды дерева добра и зла ровно выкрашены ярко-красной бордового оттенка краской, не типичной для яблок. Обращает на себя внимание форма плодов, изображенных на райском дереве. Часто они напоминают форму овала, так же не характерную для яблок.

Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.

Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.

Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.

По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название - Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?

По-видимому, такая идентификация была не случайна.

В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.

Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.

Возможно, была еще одна причина, которая определяет райское дерево как хороший сорт яблони. В Европе был широко распространен греческий сюжет о суде Париса, в котором фигурировало яблоко. И хотя в античном предании яблоко выступало в другой роли - как награда прекраснейшей из трех дам, идея выбора присутствовала в обоих случаях. Отсюда происходило расхожее понятие “яблоко раздора”.

По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.

Главный научный сотрудник ГосЭрмитажа

Неизвестно, откуда появилось стойкое убеждение, что райским плодом искушения было обычное яблоко. Возможно, причина кроется в общем латинском корне «pom», который во многих языках дает основание слову «яблоко», но фактически означает «плод». Неточности перевода первоисточников библейских текстов могли послужить причиной возникших недоразумений. Но это лишь одна из существующих версий.

Французы, у которых яблоко называется именно «lа pomme», тем не менее не считают его библейским яблочком. У них плодом Адама именуется банан (La pomme d`Adam). В этих воззрениях французы не одиноки. Еще в 16 веке английские ботаники называли банан яблоней Адама (Adam`s apple tree). Почитали банан и арабы, считая его райским деревом.

А вот итальянские золотые плоды — pomid`oro — помидоры. И речь здесь идет именно о плоде, а не о яблоке. Зато у поляков jabloko zlote, а у чехов — jablka rajska и будет нашим помидором. Вот такая катавасия с этой латинской «основой».

Адамовым яблоком называют дерево маклюру. Растение это ядовито. Вряд ли змей-искуситель желал физической гибели Адама и Евы. Сегодня в лечебной практике растение имеет большое применение. Его настойки повышают иммунитет, обладают противоопухолевыми свойствами.

А помните легенду о двенадцатом подвиге Геракла, который отправился за золотыми яблоками Гесперид ? Некоторые историки полагают, что золотые яблоки были плодами апельсинового дерева, другие указывают на плоды бергамота. Есть данные, что в саду Гесперид росла айва, в то время еще неведомая миру.

Мидийским яблоком называли древние греки лимон. Возможно ли, чтобы эта «кислятина» прельстила жителей Эдема?

На рубеже 15−16 веков в Португалию попали ранее неизвестные кисловато-сладкие плоды то ли из Индии, то ли из Китая. Назвали их золотистыми яблоками . Сегодня мы зовем их апельсинами.

Древние римляне называли гранат «карфагенским яблоком ». Непосредственное название «гранат» эти плоды получили уже позднее, когда стали распространяться из испанской провинции Гранада по Европе. Английское «pomegranate» — плод из Гранады — косвенное подтверждение этого.

Привезенные с Востока в Рим абрикосы первоначально получили название «армянское яблоко ». В яблоки даже хотели определить картошку. Когда в 18 веке ее пытались привить в России, то из-за массовых отравлений народ прозвал ее «чертовым яблоком ». Почему отравлений? Да просто никто не объяснил, что в пищу употребляют клубни, а не ягоды, образующиеся на ботве после цветения.

Список известных ботаникам «яблок» можно продолжать еще долго. Только одно растение — стополист пальчатый, приносящий ярко-красные крупные плоды, имеет три таких названия: майское яблоко (Мay apple), индейское яблоко (Indian apple) и дьявольское яблоко (Devil`s apple).

Безумными яблоками называли средневековые целители плоды мандрагоры (Malamandrake). Алкалоиды, которыми богато это растение, вызывали приступы безумия, галлюцинаций. Вместе с тем медики использовали его как спазмолитик и болеутоляющее средство. Может, именно это «яблоко» и свело с ума Адама и Еву, коль захотели они вместо райской жизни земных приключений и тягот?

Бешеным яблоком (Mala insane) в 16 веке окрестили баклажан. Его необычайная окраска вызывала опасения, и этот плод долгое время считался несъедобным.

А вот еще одно райское яблоко растет на островах Карибского моря. Плоды с нежнейшей кисло-сладкой мякотью, напоминающей взбитые с сахаром сливки, назвали кремовыми яблоками . Растут они на дереве под названием аннона колючая (Annona muricata). Правда, весит такое яблочко до четырех килограммов, да и видом напоминает больше яйцо. А у «сестрички» анноны колючей — анноны чешуйчатой (Annona squamosa), плоды, носящие имя «коричные, сахарные яблоки », действительно имеют вкус корицы.

Так чем же все-таки Ева совратила Адама? Какой запретный плод преподнес ей искуситель-змей, жаждущий грехопадения людей? Вряд ли когда-нибудь богословы, историки и ботаники сойдутся в едином мнении по этому вопросу. Нет в Библии названия запретного плода. Известно лишь, что это плод древа познания.

Как и многое в Библии — это скорее символично. И, возможно, плодом древа познания является сама любовь во всех ее проявлениях. Любовь, которая имеет высочайшую духовную сущность и доступность, известную практически каждому потомку Адама и Евы.