Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии. Чернобыль тридцать лет спустя: Невидимые люди Белоруссии

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

СЦЕНАРИЙ

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

РАЗРАБОТКА

мероприятия посвященного 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для студентов 1 курсов

Группы 192 ТП, 193 ТП, 194 ЭБ, 195 Д, 196 ОП, 197 ТА, 198 ТА, 199 ЭБ, 200 ТП

Дата проведения: 26.04. 2016 г.

Время проведения: 11.40 – 13.20

Место проведения: Актовый зал

Присутствовали:

1. Пилипчак Д.А. - инженер Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю

2. Воронина С.А. - начальник Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

3. Джурило М.И. - представитель краевой администрации

4. Арутюнян И.Г. -заместитель директора по УВР ГБПОУ КК «КПТ»

5. Шарапов В.Ф. -преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «КПТ»


Памятник ликвидаторам

катастрофы на ЧАЭС

в г. Краснодаре

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

Оформление. На сцене и в зале полумрак. На экране заставка.

Звон колоколов – сначала тихо, потом громче.

Девушка в черном платье и свечой в руке читает на сцене молитву

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоём – моя надежда.

Покаянье грешников возьми,

И прости, как ты прощал нам прежде…

Звон колоколов стихает. Включается свет.

Преподаватель . Сегодня наше мероприятие посвящено 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской атомной электро - станции.

Ведущий 1. Люди познакомились с явлениями радиоактивности относительно недавно, чуть более 100 лет тому назад, в 1896-1898 годах, Пьер и Мария Кюри, сумели объяснить свойство урана испускать радиоактивные лучи, проникающие повсюду. С тех пор люди интенсивно изучают явление радиоактивности и пытаются применить его на практике.

Ведущий 2. Современные технологии, использующие явление радиоактивности, - это в первую очередь ядерное оружие и ядерная энергетика, а также новые системы переработки сырья и отходов. Широко внедрение радиоактивных элементов и в различные области науки, техники, медицины.

Преподаватель. Энергетика – это основа мировой цивилизации.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях. 1

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов, природного газа или каменного угля. Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. С помощью мирного атома строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

История овладения атомной энергией началась с 1939г., когда была открыта реакция деления урана.

В 1946 г. в России был сооружен и запущен первый на Европейско-Азиатском континенте ядерный реактор. Создается уранодобывающая промышленность.

В 1954 г. начала работать первая в мире атомная станция в г. Обнинске, а через 3 года на океанские просторы вышло первое в мире атомное судно – ледокол «Ленин».

На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. В России имеется 9 атомных электростанций (АЭС). В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. – на Чернобыльской АЭС (СССР).

Ведущий 1. Чернобыль – небольшое милое украинское местечко, утопающее в зелени. Слово «чорнобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году.

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена на Украине, вблизи города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.

Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. Это город атомщиков.

Город основан 4 февраля 1970 года. Численность на ноябрь 1985 года составляла 47тысяч 500 человек. Средний возраст 25 лет.

По ходу чтения ведущих на экране демонстрируется фильм о строительстве ЧАЭС.

Ведущий 1.

На берегу песчаном Припяти – реки,

Средь сосен, водосбора и осоки

Поднялись гордо корпуса –

Нет, не обычного завода.

А века нашего прогресс.

Эмблемой мира всех народов.

Где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею ЧАЭС!

Ведущий 2. Здесь в генераторах огромных,

Не упрощенный – укрощенный,

Умом и волей всех ученых,

В турбины просится уран.

Ведущие уходят, по окончании фильма. Звучит веселая музыка, на сцену выходит чтец и под его стихотворения юноши и девушки гуляют по сцене. У них в руках цветы, воздушные шарики.

Чтец 1. Мир так прекрасен! Травы и цветы,

Ручья журчанье, запах земляника…

И было солнце! И была весна!

И жить хотелось! Ах как жить хотелось!

Воспрянула природа ото сна,

И всё в весеннем вальсе завертелось.

И отовсюду разливался детский смех –

Звенящей песней будущего счастья!

Он обещал цвести земле вовек!

Весной так трудно верится в несчастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. Свет гаснет. Юноши и девушки изображают страх, некоторые падают на сцену. На экране видео взрыва, стоп-кадр.

Земля и воздух зло в себе таят,

Плоды и злаки, и цветы и травы -

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

Звучит музыка, на сцену выходя юноши и девушки, танцуют танец «Белое и черное, ДО и ПОСЛЕ»

На экране появляется слайд или фото 4-го блока ЧАЭС уже после аварии, звучит органная музыка.

Преподаватель. 26 Апреля 1986 года, суббота. В 1 час 23 минуты 40 секунд произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, разделивший историю Земли и человечества на «ДО и ПОСЛЕ». 3

Ведущий 3. (юноша)

Второй час ночи. Всё спокойно…

Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…

И взвыли бешено сирены,

В борьбу вступили смерть и жизнь.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Мир содрогнулся. Весть эфиром

Гудит на разных языках.

Не над Чернобылем, над миром,

Повис радиационный страх.

На экране показывают фильм или слайды аварии.

Преподаватель. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-го блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления урана, реактор пошел в разгон. Температура урановых топливных стержней выросла до несколько тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Грянул взрыв.

Он порвал, словно гнилые нитки, две тысячи стальных и циркониевых труб и коммуникаций, и «выстрелил» в воздух верхней плитой перекрытия. Эта махина весом 1,5тысячи тонн зависла над развороченным реактором, медленно повернулась и всей своей массой рухнула ребром на помещение центрального зала и на остатки реактора.

Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита, разогретые до тысячи градусов, от соединения с кислородом воздуха вспыхнули бенгальским огнём и посыпались на крышу соседнего турбинного зала, покрытую рубероидом.

Реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося радиоактивного топлива. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и много людей, получившие сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

На экране электронные часы отсчитывают время:

Ведущий 3.

1 час 23 минуты 40 секунд взрыв атомного реактора;

1 час 26 минут 03 секунды – сработала пожарная сигнализация;

1 час 28 минут – к месту взрыва прибыл дежурный пожарный караул станции;

1 час 35 минут – на станцию прибыл пожарный караул города Припять;

2 часа 10 минут – сбит огонь на крыше машинного зала;

2 часа 30 минут – подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения;

4 часа 50 минут – огонь в основном локализован;

6 часов 35 минут пожар ликвидирован.

Преподаватель. Первыми по тревоге к месту пожара прибыли пожарные станции, которых называют «Шеренга №1»

Проваливаясь в плавящуюся трясину прожигающего сапоги рубероида, открытые чудовищной силе излучению, вдыхая радиационные аэрозоли, в смертельное сражение вступили шестеро пожарных Шеренги №1.

Эти мужчины отдали свою жизнь, сбивая ночью пламя, не давая огню перекинуться на соседние блоки станции. Страшно даже представить, что было бы, не соверши они в эту ночь, всё что возможно и даже не возможно для человека. Они заслонили собой не только ближних своих, но дальних. Каждого из нас.

Вечная им память…

На сцену выходят ведущие, а на экран выводятся фотографии пожарных станции.

Ведущие называют их имена, и звучит музыка (скрипка в живом исполнении)

Ведущий 1. Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.

Ведущий2. Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.

Ведущий 3. Сержант Николай Васильевич Ващук.

Ведущий 1. Сержант Владимир Иванович Тишура.

Ведущий 2. Старший сержант Николай Иванович Титенок.

Ведущий 3. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.

Преподаватель. Они ценой своей жизни выполнили свою работу. Но это было только началом страшной беды, под названием Чернобыльская катастрофа.

Ведущий 1. Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. В течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 тысяч работников, или “ликвидаторов”, из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 тысяч человек.

Ведущий 2. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Они смывали водой радиоактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальтов.

Ведущий 3. Самые большие дозы радиации получило около 240 тысяч ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Из них около 100 тысяч стали инвалидами,

Более 50 тысяч человек умерли.

Преподаватель. Подвиги:

Лейтенанта Владимира Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю реакторного зала;

Врача скорой помощи Виктора Белоконя, который оказывал первую помощь облученным;

Инженера-физика Александра Ситникова, который заглянул в самоё сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;

В. Перевозчикова начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;

П. Шабанова – воина-афганца, вертолетчика, который участвовал в облётах реактора в самой опасной зоне;

И многих, многих, многих других – это примеры не только героического поведения людей в критической ситуации, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души. 5

Ведущий 2. Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм тысяч людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Запомним тех, кто гнал каскады,

На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,

Свинец грузил, бетон возил.

Страшным жизненным уроком

Ожила чужая боль.

Помолчим же все немного…

Помолчим же мы с тобой…

Преподаватель. 30 лет миновало со дня Чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого именуют ликвидаторами, увы, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, пожарных и врачей, физиков и вертолётчиков, шофёров и шахтёров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности. Степень этой опасности знал и понимал не каждый.

Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Включается метроном.

Преподаватель. Прошу всех сесть.

Ведущий 1. В субботу и воскресенье 26 и 27 апреля 1986 года, жители Припяти, города энергетиков Чернобыльской АЭС, как и положено, отдыхали после очередной трудовой недели: дети возились в песочницах, молодые выезжали за город, ловили рыбу в реке, играли в футбол, справляли свадьбы. Жизнь била ключом.

Не вызывал ни у кого беспокойства и дым над 4-м энергоблоком. Людям ещё ничего не сообщили, и поэтому никто из них ещё не знал, что все они уже приговорены логикой предшествующих событий к тому, чтобы стать участниками и жертвами невиданной доселе ядерной трагедии.

Ведущий 2. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая и была проведена 27 апреля.

В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-ти километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-ти километровой зоны.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

На экране проецируется колонна автобусов.

Ведущий 2. Представьте себе колонну из 1тысячи 100 автобусов, с зажженными фарами, идущую по шоссе и выводящая из поражённой зоны многотысячное население города Припять.

Преподаватель. Людей поспешно «выкорчёвывали» с родной земли. Трудно представить себе горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землёй, с которой связана вся жизнь, похоронены родные и близкие.

Ведущий 1. Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома. Люди были молчаливы, многие пребывали в шоке. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога.

Ведущий 2. Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять, а с ними и многочисленные украинские и белорусские деревни и села – опустели…

Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Мертвый город…

Город – призрак

Плачет небо над тобой…

За обыденности призмой

Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны

И рыданья не слышны…

Пострадали миллионы,

Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый

Уничтоживший покой –

Техногенный выстрел в спину

Среди радости людской.

Этот ад напомнит многим

Очень многим о себе…

Через горе – к Богу в ноги

И к молитве о судьбе.

На экране слайды саркофага над реактором.

Ведущий 3. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить бетонное укрытие – Саркофаг. Все радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года.

Ведущий 1. После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.

Преподаватель. На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в нём проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.

Город Припять остался пустым и заброшенным.

Ведущий 3. Нам жителям этой планеты, нельзя забывать и о страшных войнах, и о природных катастрофах, и о крупных авариях, которые уносят сотни и тысячи жизней, которые загрязняют окружающую среду и делают её не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Ведущий 1. Самый главный урок Чернобыля – это ещё более обострённое ощущение зыбкости человеческой жизни, её уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерёг: не упивайся своим могуществом человек, не шути с природой.

Ведущий 2. Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты – причина, но и следствие. Учитывая, что у человека смена поколений идёт каждые 20 лет, то человечеству для выздоровления понадобится 800 лет.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Чернобыль…

Звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие…

Что началось радиационное бедствие.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.


Преподаватель. Мы, дети Земли,

должны понимать, что не

Земной шар принадлежит нам,

а мы принадлежим ему.

И нам надо передать будущим поколениям чистую, здоровую

и счастливую планету.

Это наш дом! Это ваш дом!


Открытое мероприятие посвященное 30 –летию

аварии на ЧАЭС

Чернобыль. Трагедия века

Подготовила воспитатель ГПД Новикова А.Б.

МБОУ Школы – интерната г. Моздока

2016г.

Цель - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;

Формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;

- Воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Воспитатель: сегодня мы здесь собрались, для того, что бы вспомнить события 30 – летней давности. О страшной трагедии, которая произошла в 1986 году в Чернобыле. Но прежде я хочу вам представить наших гостей (представляю гостей – ликвидаторов аварии на ЧАЭС)

«Третий ангел вострубил,

И упала с небес большая звезда

Звезда,

Говорящая, подобно светильнику.

И пала на третью часть рек

И на источники вод, имя той звезде

Полынь

И многие из людей умирали от вод

Потому что они стали горьки…

Страшное предсказание Святого Иоанна Богослова сбылось!

Зарина: Имеется на земле еще место события, которое перевернуло полностью жизнь людей. Именно к числу таких грозных трагедий относится Чернобыльская катастрофа – авария, равной которой за последние годы отыскать невозможно. 26 апреля, 30 лет Чернобыльской трагедии. Дата, которую не празднуют, но о которой нужно помнить. Так что же произошло в тот день,26 апреля 1986году?

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Все люди мирно спали и не думали о том,

что будет завтра, что может случиться с завтрашним днем!

произошла разбалансировка реактора 4

и инженеры заметили, что он теперь нестабилен!

Выброс радиации - словно фейерверк.

Ахмед: Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Черное ядовитое облако, вырвавшееся из саркофага, принесло с собой смерть и болезни. Человек оказался бессильным перед атомом, который больше не желал оставаться мирным. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек - Валерий Ходемчук. тело не найдено, завалено под обломками двух 130-тонных барабан-сепаратора.

Зарина: В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Взрыв вызвал десятки пожаров на территории станции. Уже через несколько минут на их тушение прибыли отряды пожарных во главе с лейтенантами Правиком и Кибенком. Вскоре к ним присоединился и командир пожарной части майор Телятников.. Майор находился в отпуске и не был обязан являться на службу. Но офицер сразу бросился на помощь своим подчиненным. Леонид Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик и их бойцы вступили в борьбу с огнем. За пять часов мужчины погасили тридцать семь очагов пожара - больше одного пожара на каждого. Их сжигало невидимым радиационным излучением. Их тела стали бурыми - появился так называемый ядерный загар. Страшно болели руки, ноги, голова, пораженные радиацией. Но пока у них оставались хоть малейшие силы, они вновь и вновь шли в огонь, чтобы остановить смерть. Только к утру пожарных доставили в больницу со смертельным диагнозом: острая лучевая болезнь. Лейтенанты внутренней службы Кибенок и Правик, их подчиненные: Игнатенко, Ващук, Тишура, Титенок - умерли в больнице. Другие, в том числе майор Телятников, выжили.

Аслан: Пожарные как всегда были наготове,

но никто не мог представить, что предстоит им за работа!

Один за одним, пожарные выходят из строя,

и никто не верит в то, что вокруг происходит!

головная боль, рвота, тошнота!

Это лишь малый перечень всего того зла!

кто-то после этой ночи не вернется домой,

Кто-то громко плачет о брате молодом!

Амина: Если бы пожарные не погасили огонь, он перекинулся бы на другие реакторы электростанции. Половина Европы подверглась бы радиоактивному заражению. В эту страшную ночь пожарные Чернобыля не просто остановили пожар - они спасли тысячи человеческих жизней. Лейтенантам Кибенку, Правику (посмертно) и майору Телятникову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986..Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Аслан: Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест,

Рыжий лес хоронили от зари до зари,

Только «крест» сохранили для потомков земли.

Из глазниц мертвых окон город смотрит на нас,

Хиросимой далекой, морем плачущих глаз.

Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров,

Жизнь без родины детства – это мука без слов.

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС

Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест.

Преклонись перед теми, кто погиб и исчез,

Просит дерево-память, просит дерево-крест.

Саша: Во всех сберкассах страны был открыт «счёт 904» для пожертвований граждан, на который за полгода поступило 520 миллионов рублей. Ну, а артисты были призваны морально поддержать жителей пострадавшего региона. Конечно, дело это было абсолютно добровольное. Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Александр Барыкин поехали в зараженную зону в числе первых.

Амина: Каждый день отдаляет человечество от этих грустных событий. Все меньше с каждым годом на Украине, в России и в Беларуси остается тех, кто устранял последствия техногенной катастрофы. Забыть об этом событии нельзя.

Прошли десятилетия. На тридцать километров вокруг станции до сих пор тянется «мертвая зона» - земля, вода, воздух в ней заражены. Людям там жить запрещено. Население вывезли в другие города и села. Радиоактивному заражению подверглись некоторые области Украины, Белоруссии, России, на которые после взрыва выпали дожди, несущие в себе смертоносную чернобыльскую пыль.

Турпал: Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белоруссии, Украине и в нашей стране, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Их всех позднее стали называть «ликвидаторами». Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие.

Денис: (звучит грустная мелодия)

Вот настала пора нам прощаться
Сказать “до свидания” коллегам, друзьям
Кому – насовсем, а кому возвращаться
К этим чернобыльским важным делам.
Горе страны нас теснее сплотило
Болью откликнулось в наших сердцах
Чернобыль, тебе мы отдали все силы,
Выполнив ратный свой долг до конца.
В тесном сплоченье особого круга
В сложных условиях, как на войне
Поняли здесь еще раз, что без друга
Без воинской дружбы тяжко вдвойне
Жили сплоченно и не унывали
Горе и радость – на всех пополам
Трудностей быта мы не замечали
За помощь, поддержку спасибо друзьям.
Вам, оставшимся нам в продолженье
В эту минуту хотим мы сказать
Стремитесь всегда не бояться решений
Честно, открыто всегда поступать.
Жизнь не кончается с нашим уходом
И множество дел еще впереди
Старались мы быть пионеров достойны
Делом, не словом себя обрести.
Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять.

Амина: 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Более 600 тысяч людей были мобилизованы на ликвидацию последствий аварии на чернобыльской АЭС. Они отдали свое здоровье и жизнь ради спасения многихлюдей во всем мире, оберегая человечество от последствий его страшной ошибки.Среди них были и наши земляки. 221 человек из Моздокского района были направлены на ликвидацию катастрофы на Чернобыльской АЭС. 99 человек уже нет в живых. В Парке победы им установлен памятник, их имена выбиты на мемориальной плите.

Эдик: Когда уходят близкие от нас,

То очень тяжело мириться с этим.

Мы, с болью, размышляем каждый раз

О злой несправедливости на свете...

Но почему, скажите, почему,

Так бестолково этот мир устроен?

И не понять ни сердцу, ни уму,

Что с нами сделал вспыхнувший Чернобыль.

Не снимут боль ни мрамор, ни гранит,

И никакие в мире обелиски...

Так пусть навечно память сохранит

Нам образы ушедших наших близких.

минута молчания

Лейла: Ликвидаторы … эти героические люди, находившиеся так близко от смерти, выполнявшие разные обязанности, объединило одно - стремление помочь Родине, защитить страну и предотвратить еще большую катастрофу.

Они выполнили свой долг. Они тогда не думали, что через 30 лет здесь, в школе, молодые люди, юноши и девушки будут называть их имена. Они сами были молоды, хотели жить и радоваться жизни. Но шли навстречу смерти. Ради нас.

Диана:( звучит минус песни В.Кавунв. Крик Чернобыля)

Звучит над миром колокол беды,

Тревожа память, поминая горе,

Жесток и страшен лик седой войны,

Как в шторм разбушевавшееся море.

Япония скорбит уж много лет,

Известны людям Хиросима, Нагасаки,

Но не наложен на трагедии запрет,

Стоят повсюду ядерные плахи.

Не хочет человечество понять,

Что жизнь на свете самое святое,

Ее мгновенно можно оборвать

В горниле взрыва или гуще боя.

Всех жертв и испытаний нам не счесть,

Но целы арсеналы, полигоны,

Чернобыля убийственная весть

Предупрежденье поколеньям новым.

Тысячелетье начало отсчет,

Век двадцать первый по земле шагает,

Пусть его детям больше повезет

И солнца луч их каждый день встречает.

Зарина в нашем интернате работают педагоги, папы, которых были ликвидаторами последствий Чернобыльской аварии.

Это папа Дементьевой Ирины Михайловны - Гончаренко Михаил Григорьевич. Находился на Ч АЭС в1987году. Он умер 2003году в следствии полученной лучевой болезни.

Слово гостям…

Воспитатель: Пройдет еще ни один десяток лет, но авария на ЧАЭС так и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Потому что и спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе, что это уже в прошлом, а теперь все хорошо. Пусть же сохранится память о тех трагических днях, чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль! Низкий поклон всем кто спас мир от ядерной катастрофы! Вечная память, тем, кого с нами нет и крепкого здоровья живым! Спасибо вам за ваш подвиг и героизм!

Вручение памятных подарков гостям.

Ресурсы: В сценарии использовался материал взятый из внеклассного мероприятия "Чернобыль- боль, Чернобыль - смерть" Кочеровой Юлии Александровны; chernobyl.kh.ua›новости; nsportal.ru›Школа›Классное руководство›…-v-7-klasse-chernobyl

iplayer.fm›

КГУ "Бескарагайский колледж" УО ВКО
Преподаватель НВП и ФК: Кабакова Анна Сергеевна
Преподаватель химии и биологии: Лапа Наталья Владимировна

Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Чернобыль: 30 лет спустя»

Цель: - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;
- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;
- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
- формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:
-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
-развить позитивную активную жизненную позицию;
-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Оборудование: проектор, выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, фотографии чернобыльских пожарных ставших первыми жертвами аварии, презентация, цветы, зажженные свечи.

(На фоне слайд №1.Звучит мелодия. Выход ведущих.)

Вед 1: Добрый день, дорогие друзья, преподаватели, мастера, ребята!
Вед 2: Добрый день Уважаемые гости!
Вед 1: Особый повод собрал нас в этом зале.
Вед 2: 30 лет назад, 26 апреля 1986 года в 1 ночи 23 минуты на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария, Катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России.
Вед 1: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее. Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.

(на фоне слайд №2)

Вед 1: Чернобыль - небольшое милое провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать киевляне, москвичи, ленинградцы. Готовили на зиму соленья и варенья, собирали грибы, загорали на ослепительных чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. Казалось, что удивительно гармонично и нераздельно ужились здесь красота природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС.

(на фоне слайд №3)

Вед 2:Слово «чернобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году. В 1983-м работали четыре энергоблока мощностью 4 млн кВт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развившийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС имени В.И.Ленина.

(на фоне слайд №4)

Вед 1: Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь строителями был забит первый колышек и вынут первый ковш земли. Средний возраст жителей составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалось жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. А сейчас всё внимание на экран

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с начала до 3мин.47с.

Чтец:
Бедой развален и убит,
Он не был к ней готов.
Ещё не веря, он стоит,
Не плача и без слов.
Ещё не зная, что же там
Тогда произойдет,
И что на смену всем словам
Судьба преподнесет.

(слайд №7, 8,)

Вед 2: На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвертого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключенными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – это и стало одной из грубейших роковых ошибок. Произошел взрыв.

(слайд №9)

Вед 1: Реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атомосферу 50 тонн испарившегося топлива. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 6мин.16с. до 10 мин.40с

(слайд №10)

1.Четвертый реактор – он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…
Кто в пекло шагнул – как на дот, навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

(слайд №11)

2.Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни – и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрыленно в Державе,
И дети играют под солнечным пологом дней.

(слайд №12)

3.Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
Пустынны поля – это все наяву, а не сон.
Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим поклон.

4.Народную боль не заносят в ученые акты.
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвертый реактор.
Но если забудет!..

(на фоне поочередно перелистываются слайды №13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Вед 2: Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной реакции, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 12 мин.по 14мин.10с.
Вед 1: В зону заражения попала огромная территория, на которой проживало 17 млн. человек. Сейчас в зоне жёсткого радиационного контроля проживают около 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек.

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 15мин.30с.по 16мин.

(На фоне слайд №22, 23)

Вед 2: Тщательное расследование причин катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведённое специалистами, показало, что приведшим к аварии, были действие операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В ноябре 1986 года аварийный блок изолировали.
Вед 1: Человек и природа- это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения. Не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Многие исследователи и учёные считают, что всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить своё отношение к природе.
Видеоролик: «Техника» с начала до 1 мин
Вед 2:Земля…В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё, и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй и охранять её.

Видеоролик: «Чернобыль 30 лет спустя» 5 мин.

Слайд с изображением ликвидаторов аварии с №25 - 30

Вед 1: Четвёртый реактор – святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.
Чтец 1:
Прости, земля, прости, прости, прости…
Мы, люди, так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели..и не видели.
Чтец 2:
Мы думали тогда- так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля- на гниль и пыль сменили.
Чтец 3:
Для дружбы, для улыбок и встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Чтец 4:
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Вед 2: Этот день мало похож на праздник, эта дата скорее заставляет нас в суматохе повседневной жизни остановиться и задуматься…
Вед 1: О Чернобыле, в сущности, знать и помнить нужно немногое: жить так, чтобы не оставлять за спиной руины и мёртвые города.
Вед 2: И если мы в какой-то момент забудем о тех, кто собою отодвинул не случившееся, вряд ли судьба простит нам эту забывчивость.
Вед 1: Ведь Чернобыль стал вселенским предупреждением. И хочется, очень хочется, чтобы мы помнили… В память о погибших в радиационных авариях и катастрофах объявляется минута молчания.

(слайд №31)

(Минута молчания.)

Литература:
1. Валерий Убиенных “Стихи о Чернобыле”.
2. Статья “Об аварии на Чернобыльской АЭС”.
3. Любовь Сирота “Поэтический альбом “Ангелу Припяти”.
4. Поэтический сборник “Чернобыльская быль”.
5. Стихи детей Чернобыля.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Кирилл и Мефодий, 2002.

Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.krasnogorsk.ru
3. http://falangel.narod.ru
4. http://www.chornobyl.ru
5. http://www.chnpp.gov.ua
6. http://old.izvestia.com.ua
7. http://goroda-prizraki.narod.ru
8. htt://www.souzchernobyl.ru

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.