Референдумы в современном мире: сравнительный анализ. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий

История проведения референдумов в России, прямо скажем, небогата событиями. Создается впечатление, что на идею проведения референдума наложен какой-то негласный мораторий.

Бросим беглый взгляд на истории СССР-РФ последних 23 лет.

17 марта 1991 года. Референдум о судьбе Союза. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Однако менее чем через год Советский Союз прекратил своё существование.

Тогда же прошел референдум о введении поста президента в РСФСР. В нём приняло участие 75,09% граждан РСФСР, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный суд Российской Федерации установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

Это, собственно, и был последний общероссийский референдум. С тех пор прошло уже 23 года.

В 2003-2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В законе также прописывались вопросы, которые нельзя выносить на референдум.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17- 25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ , уже не пытаясь добиться положительного решения от в ласти, р ешает п ровести н овый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 - регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

Почему власть в России, как огня, боится референдума, понятно. Его результаты фальсифицировать гораздо труднее, нежели результаты выборов. А юридические основания для последующего претворения решений референдума в жизнь найти не так уж сложно. Более того, на правильно сформулированные вопросы ответить, скорее всего, можно будет лишь положительно (особенно на социально-экономические темы), а это становится сильным козырем в руках авторов идеи референдума, то есть оппозиции.

Так что референдум, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, он как бы и есть, но реально провести его абсолютно невозможно. Разве что сама власть станет инициатором его проведения. А ликующий народ проголосует, как надо.

Подборка референдумов в Швейцарии и США за последние несколько лет, а также сравнения с действиями российских властей по аналогичным вопросам.

Швейцария

Ноябрь 2010

На референдум были вынесены два вопроса. Первый касался принудительной депортации преступников без гражданства, второй – повышения налога на богатых. Повышать налоги швейцарцы не захотели (за высказался 41.5% населения), зато зарубежных преступников разрешили депортировать без дополнительных разбирательств.

Сентябрь 2010

На референдум был вынесен вопрос о реформе системы обеспечения безработных, в Швейцарии данные пособия находится на весьма высоком уровне, однако, система была рассчитана на безработицу на уровне 2.5%, а сегодня она на уровне 3.6% . Швейцары решили, что не хотят переплачивать лишних денег за содержание лишних безработных.

Март 2010

На референдум были вынесены сразу три вопроса. В первом население спросили, не хотят ли они, чтобы в честь кризиса им урезали пенсии. Швейцарцы послали правительство с такими предложениями куда подальше абсолютным большинством голосов. Вторым вопросом была очередная поправка в Конституцию, а в третьем вопросе предлагалось принять дополнительные меры по защите прав животных. Например, реформа предполагала введение института адвокатов для животных в судебных разбирательствах. Но 70.5% высказались против этой реформы, посчитав, что тратить на это деньги неразумно, к тому же, права животных в Швейцарии и без того хорошо защищены.

Вопрос про животных для россиян на уровне сюрреализма, но он попал на референдум не по ошибке, и не чьей-то мимолетной прихоти, для этого защитникам прав животных пришлось собрать более 140 000 подписей .

Ноябрь 2009

Один из самых громких референдумов за последнее время, получивший широкую огласку в СМИ, причина тому – согласие швейцарцев на запрет строительства минаретов в стране. На этом же референдуме не было принято предложение о запрете экспорта военной продукции, зато 65% согласились с тем, что налоговые сборы с авиационного топлива должны идти на авиационные нужды, а не что-то другое.

О законности

Законность вопросов, выставляемых на референдуме – интересная тема. Не нарушает ли запрет на строительство минаретов человеческих прав и различных законов? Некоторые страны стремятся к тому, чтобы дать на подобные вопросы простой ответ. Например, в Новой Зеландии предлагается принять следующий принцип: если на референдуме граждане высказались по вопросу положительно, то правительство обязано принять его положения, даже если это требует изменения закона. Таким образом, становится неважно, законен ли вопрос, выставленный на референдум, т.к. если люди с предложениями согласны – это и должно стать законом. Опять же, вопрос о принятии данной меры новозеландцам предлагают решить путем проведения всеобщего референдума – демократия, которой хочется аплодировать.

Общенациональные референдумы для США – редкость, что вполне объяснимо. Учитывая размеры населения Швейцарии, сравнивать следует с локальными референдумами. Для примера, посмотрим на шт. Вашингтон. Напомню на всякий случай, что столица США (г. Вашингтон) находится совсем в другом месте.

Фактически шт. Вашингтон представляет собой агломерацию, населением около 7 млн человек, с центром в Сиэтле, что сравнимо с населением всей Швейцарии (7,7 млн человек).

Referendum 71 (2009)

На этом референдуме был поставлен весьма интересный вопрос о регистрации отношений между людьми одного пола, если хотя бы один из партнеров старше 62-х лет. Формулировка такова, что браки между однополыми людьми остаются под запретом, но разрешается регистрация отношений, которые по сути ничем не отличаются от брачных и называются “domestic partnership ” (). Следует обратить особое внимание на ограничение по возрасту (62 года хотя бы для одного из партнеров), закон в первую очередь касается различной ответственности и прав между партнерами, а не нюансов их половых отношений. Фактически, это возможность для людей стать официальными родственниками, что важно для многих аспектов жизни. Например, не-родственника врачи могут не пустить к пациенту в больнице, независимо то того, насколько люди близки друг другу.

Подобные вопросы весьма болезненны в любом обществе. Лучший способ для разрешения таких проблем – спросить у самих людей. Штат Вашингтон стал первым в Америке, где подобный закон приняли, “за” высказались 53.15%.

Referendum 67 (2007)

На референдуме было предложено увеличить компенсацию по страховке до тройного размера в том случае, если страховая компания пытается необоснованно отказать в выплатах или же прибегает к различным незаконным ухищрениям. Граждане согласились с этим предложением большинством голосов, но 43.3% голосовали против, не желая, например, впоследствии оплачивать повышенные страховые взносы, из-за возросших убытков страховщиков.

Интересен здесь и принцип вынесения вопроса на референдум. Всеобщее голосование в данном случае использовалось, как способ заблокировать принятия соответствующего закона местным правительством, для чего было собрано 155 220 подписей и этого оказалось достаточно, чтобы вынести решение данного вопроса на референдум. Но т.к. большинство населения тоже высказалось “за”, то тройные штрафы для страховых компаний все равно ввели.

Россия

Ни один из приведенных выше референдумов не смог бы состоятся в России, т.к. закон о референдумах, подписанный Путиным в 2008 году (первая версия – в 2004), полностью запрещает вынесение на референдум все вышеперечисленные вопросы. Фактически, проведение в России референдума по инициативе граждан невозможно, причем ни федерального, ни регионального уровня. Несмотря на то, что референдум закреплен в третье статье Конституции, как “высшее непосредственное выражение власти народа ”, действующий закон ограничивает силу референдумов до абсолютного нуля.

Бессилен оказался и Конституционный Суд, признающий подобные ограничения законными. Описывая “права граждан Российской Федерации на назначение референдума ”, фактически, Конституционный Суд описывает лишь всевозможные ограничения прав граждан на основное выборное право ().

Наиболее ярким примером последних лет является попытка провести референдум по поводу строительства газпромовского небоскреба в Петербурге. Проведение референдума отклонялось под всевозможными предлогами: потеря документов; некорректный вопрос; всевозможные придирки к правилам оформления документов. Когда же инициативной группе удалось пройти все формальные ограничения, то местные власти просто отказались принимать вопрос на референдум, не объясняя причины. Суд, в свою очередь, подтвердил право не называть причины , по которым в проведении референдума отказывается.

Что же в итоге? Власти Петербурга, во главе с Губернатором, при поддержке руководства Газпрома, 5 лет боролись с городской общественностью. В ход шли всевозможные нарушения законов, фальсифицировались слушания, власти опускались до откровенной и неприкрытой лжи и многократно препятствовали проведению референдума (). На одну только рекламу Охта-Центра было потрачено несколько миллиардов рублей ()! В итоге, спустя 5 лет, Валентина Матвиенко начала говорить о том, что небоскреб, вероятнее всего, будете перенесен в другое место ().

Итого

Особенно мерзко на фоне подобных сравнений выглядит Медведев, заявивший об очередной модернизации – политической. По факту этот человек сделал единственное изменение в системе – увеличил полномочия президента до 6 лет, а депутатские – до 5. При этом сделал всё, чтобы этот вопрос был решен в обход федерального референдума. Все его заявления о возврате к прямой демократии благодаря современным технологиям – это не более, чем пустословие марионетки, прямая демократия возможна и сегодня, была возможна и вчера.

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом .

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы - при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок . Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан - и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) - и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

С начала 2010-х годов в России часто проводятся референдум муниципального уровня. Этому способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее :

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего муниципального образования - нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления местного самоуправления на конкретной территории.

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии . Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона , общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента . Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63 % граждан Швейцарии приняли участие в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20 % ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард.

Идея референдума как высшего непосредственного выражения власти народа зародилась и окрепла в эпоху перестройки. В 1990 году появились законы «О референдуме РСФСР», «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В качестве предмета референдума могли быть изменение или отмена закона, его отдельных положений, принятие нового закона, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам.

В марте 1991г. состоялся единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум о сохранении союзного государства. В девяти республиках, принявших участие в голосовании, явка граждан составила 80%, при этом 76,4% из них ответили на вопрос «Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» утвердительно.

В соответствии с законом решение, принятое путем референдума, являлось окончательным, имело обязательную силу и могло быть отменено только на другом референдуме. Однако все мы помним, что круги дорвавшихся до власти антисоветчиков и националистов, лелеявшие мечту о захвате государственной собственности и обогащении, презрели мнение 113 миллионов соотечественников.

Сейчас модно критиковать период правления Б.Ельцина, называя 90-е "десятилетием смуты", "лихолетьем", "временем упадка и деградации" (что, конечно, во многом соответствует истине), возлагая ответственность на "проклятых либералов", возглавлявших тогда страну. Только многие забыли, что сами давали карт-бланш руководству, активно поддерживая его и мечтая о чём-то вроде "свечного заводика".

Так в апреле 1993 года прошёл всероссийский референдум, на который были вынесены четыре вопроса:
1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конечно, шулеры при власти при зарождающемся капитализме быстро наловчились приёмам манипулирования общественным мнением, призыв голосовать «Да - Да - Нет - Да» без конца повторялся по радио, на телевидении и в печатных СМИ, но это обстоятельство вряд ли извиняет те 53% граждан, что одобрили ответом на второй вопрос грабительскую приватизацию и конфискацию вкладов населения, и ту треть жителей, которые референдум проигнорировали. Пусть с небольшим перевесом, но Ельцин и его сторонники одержали тогда политическую победу (о доверии к президенту заявили 58%), и нет сомнений, что среди его почитателей было немало тех, кто в наши дни вдруг закричал голосистым петухом о "подъёме России с колен". Ситуация, кстати, повторилась затем на выборах главы государства в 1996 году. Особо надо подчеркнуть, что за "дикие 90-е" ответственен каждый из тех десятков миллионов россиян, кто многие годы выдавал кредит доверия Ельцину и окружавшей его камарилье.

"Всенародное голосование", обеспечившее принятие новой конституции 12 декабря 1993г., референдумом можно считать с натяжкой. Действо и назвали "всенародным голосованием", чтобы обойти требование Закона "О референдуме РСФСР" о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58% явившихся на избирательные участки, но всего лишь 31% от зарегистрированных избирателей. Основному Закону, рождённому в результате обмана, была уготована печальная судьба. К настоящему времени многие статьи документа так и остаются декларативными, совершенно не соблюдаются государством, и оппоненты власти именуют конституцию "бумажной".

Несмотря на все уловки, хитрости, мошенничество правящие круги в первой половине 90-х всё-таки старались опираться на мнение большинства граждан по острым и важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития страны. Но это становилось опасно. "Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех". С позднего Ельцина и особенно при его преемниках в новом столетии началась усиленная борьба за то, чтобы исключить референдум из политической повестки даже как случайность. Власть понимала, что хотя она прекрасно научилась надувать собственные рейтинги "патриотическим" угаром, но на простые и ясные вопросы человек всё равно мог бы ответить, опираясь на здравый смысл.

В 2000-е годы различные инициаторы предлагали вынести на референдум вопросы о ликвидации преференций депутатам ГосДумы, ограничении прав Президента, изменении пенсионного законодательства, прогрессивном налогообложении, доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума, ограничении коммунальных платежей, восстановлении дореформенных сбережений граждан, национализации недр, лесов, водных и других природных ресурсов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, железных дорог, высоковольтных ЛЭП и магистральных трубопроводов и др. По понятным причинам все предложения отметались и тут же в законодательство вносились нормы, ограничивавшие право на проведение референдума.

В сентябре 2002г. было запрещено проведение референдума РФ в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

В 2004 принят федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ «О референдуме РФ», в котором была кардинально усложнена процедура инициирования референдума гражданами. Теперь инициативная группа должна была состоять из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов РФ, а каждая региональная подгруппа должна была включать не менее 100 участников референдума. Подписи всех участников собрания региональной подгруппы отныне требуется нотариально заверять. Права сбора подписей предоставлено исключительно членам инициативной группы и собирать их можно только в тех субъектах РФ, где зарегистрированы региональные подгруппы. Срок сбора подписей был сокращен с трех месяцев до 45 дней.

В 2008 фактически до бесконечности был расширен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, лаконичной формулировкой: " вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти".

Таким образом, многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - был лишён практической возможности проведения референдумов по вопросам, определяющим качество и уровень его жизни. С 1994 года уже более 20 лет правители России (в последние годы, кстати, с удовольствием проводящие "прямые линии" с населением) или не знают, о чём спросить свой собственный народ, или не хотят этого делать. Суверенная демократия довольствуется местными кампаниями вроде объединения сельских поселений или введения самообложения. Как говорится, и на том спасибо.