Разум и чувства две силы. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге»

Каждый человек задумывается о таких понятиях, как чувства и разум. Что же должно быть важнее? С одной стороны, идя на поводу своих чувств, люди часто совершают много необдуманных поступков. С другой стороны, возвышая значение ума и доводя его до рассудочности, люди тоже могут сделать свою жизнь несчастной.

Если обратиться к драме А.Н. Островского «Гроза », то можно увидеть личные переживания главной героини - Катерины . Автор повествует о девушке, которую выдали замуж не по любви, а за того, кто побогаче. Тихон, муж Катерины, - безвольный, ни на что не способный, кроме пьянства, человек. Марфа Кабанова, мать Тихона, ела своих близких поедом, точила как «ржа железо». Как жить в таких невыносимых условиях? Как заставить себя полюбить нелюбимого, если испытываешь к нему только жалость? Как перебороть свою свободолюбивую натуру?

Такими вопросами задается Катерина, пытаясь заглушить чувство любви к Борису и прислушиваясь к слабым доводом рассудка, который постоянно напоминает о том, что она замужняя женщина. А.Н. Островский показывает читателям, что героиня вовсе не легкомысленная барышня, а мятущаяся, искренне любящая натура. Девушка осознавала, что нарушает кодекс «Домостроя», по которому жила семья Кабановых, и свой моральный кодекс тоже. Вот только чувства оказались настолько сильны, что она поддалась им и изменила Тихону. Но душа Катерины не выдержала! Героиня покаялась перед мужем и, не выдержав угрызений совести, бросилась с обрыва в реку.

Писатель хочет донести до нас мысль, что в условиях семейно-бытового рабства женщина не может быть счастливой, потому что разум и чувства в такой ситуации не могут гармонично сочетаться.

В западной литературе проблема гармонии чувств и разума решалась иначе. Возьмём, к примеру, трагедию английского драматурга Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор описывает яростную вражду двух семей - Монтекки и Капулетти. И на фоне этой непримиримой ненависти мы видим, как зарождается светлое, страстное чувство Ромео и Джульетты. Умом влюблённые понимают, что по законам рода они никогда не смогут быть вместе. Но любовь, это пламенное чувство, оказывается во сто крат сильнее предрассудков, которыми заполнены умы и сердца членов их семей. Шекспир, мастер трагедии, разрешает этот конфликт смертью юных влюблённых и приводит к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей чувства любви и пагубно влияют на окружающих их людей.

В заключение хочется выразить надежду на то, что наши эмоции и наш ум не будут в противоречии, а будут дополнять друг друга, наполняя жизнь любовью, радостью и, конечно же, смыслом!

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В.Г. Белинский

Что есть разум? Трезвость мысли, расчет, рассудок, холодное сердце? А что такое чувство? Увлечение, эмоция, минутная страсть или более высокий душевный порыв?
По словам критика Белинского, «разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге». И ведь нельзя не согласиться с ним. Разум и чувство находятся в зависимости друг о друга, очень тесно переплетаются, невозможно разорвать тонкую нить между ними.
Бывают такие ситуации в жизни человека, когда чувство преобладает над разумом. Как говорит народная мудрость, «коли что полюбится, так и ум отступится». Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Это может привести как к счастливому концу, так и к очень печальному.
Случилось это и с героиней повести Куприна «Олеся». Девушка влюбилась без памяти и отдалась этому чувству с головой. Хотя прекрасно знала, к чему это приведет, знала, что печальный исход неизбежен, но чувство в этот момент преобладало над разумом. Она ни секунды не жалела о том, что позволила своему уму отступиться, так как испытала истинное счастье. Такое счастье, которое не каждому в жизни дано испытать.
А хорошо ли когда разум преобладает над чувствами? Вопрос, на который точно так же нет однозначного ответа. Можно не показывать своих чувств и оставаться несчастным, при этом, делая несчастным и того, кого любишь. Ради чего? Есть ли в этом смысл?
В романе Пушкина «Евгений Онегин» чувство и разум столкнулись несколько раз. Первый – когда «ум отступился» и Татьяна, поддавшаяся своему первому глубокому чувству, призналась в любви Евгению, что в то время было непозволительно для девушки. Ее попытка была напрасной. Для Евгения она была всего лишь ребенком и, он посчитал, что ее костер любви потухнет так же быстро, как и загорелся. Мог ли он себе представлять, что спустя годы он окажется на ее месте. Но Татьяна предстает перед нами уже далеко не маленькой девочкой. Она научилась к этому времени управлять своими чувствами с помощью здравого смысла. Несмотря на свою любовь к Евгению оставалась верна человеку, который любил ее. Была ли она счастлива в браке? Думаю, что не до конца, потому что любила другого. Был ли счастлив Евгений? Мне снова кажется, что не до конца. Ведь если это была любовь настоящая, то рассудок лишь сделал хуже.
Руководствуясь только разумом, можно остаться на всю жизнь несчастным. Руководствуясь только чувствами, можно попасть в ситуации, после которых нестерпимая душевная боль останется навсегда. Получается, что разум и чувства нуждаются друг в друге и очень сложно жить, руководствуясь чем-то одним.

Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен осознавать, пере­живать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия - антиподы, чело­век никогда не будет полноценным, если будет прида­вать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пуш­кин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» - две силы, «рав­но нуждающиеся друг в друге», которые составляют ос­нову жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об­раз романа - Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как ниги­лизм опирался на скептицизм - полное отрицание все­го, что имело отношение к буржуазно-дворянским тра­дициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь - бели­берда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологи- 8 ческое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает беспо­лезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафа­эль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам люби­мой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолонче­ли. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высо­кого поэта», - говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Один­цовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привле­кательной. Привычно он много говорил о науке, рассу­ждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего челове­ка, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вы­зывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова - это удар, прежде всего, по его нигилистическому убежде­нию. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене послед­ней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем ра­зуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в ми­ровоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг дру­га.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочте­ние какой-то одной стороне человеческой натуры. На­пример, Николай Петрович, наоборот, жил больше чув­ствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петро­вич, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы - разум и чув­ства - сделали этого героя в глазах читателя более сим­патичным персонажем, чем он был в начале романа.

Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство? Это проявление эмоций, высокого душевного порыва, минутной страсти и увлечения. Критик Белинский утверждал, что это две силы “разум и чувства…”, которые испытывают потребность друг в друге. Наверное, многие с ним согласятся. Разум и чувство зависят друг от друга, поэтому так сильно они переплетены между собой, и отсутствует любая возможность эту тонкую нить, возникшую

между ними, разорвать.

В жизни человека случаются ситуации, когда чувство берет верх над проявлениями разума. Даже народная мудрость гласит, “коли что полюбится…”, то способность к здравому мышлению пропадает. Однозначно дать оценку этому невозможно, так как подобное чревато иногда счастливым завершением, а иногда печальным. Всегда ли хорошим является факт преобладания разума над чувствами? Данные вопрос тоже остается без утвердительного ответа. Можно свои чувства не выставлять напоказ, оставаясь при этом несчастным, и делая несчастным объект собственных любовных воздыханий. Во имя чего такие жертвы,

и существует ли в этом какой-либо смысл?

Пушкин в своем произведении “Евгений Онегин” описал столкновение чувства и разума несколько раз. Впервые, когда “ум отступился” от, поддавшейся глубокому чувству, Татьяны, и она решилась признаться в любви Евгению. Тогда подобный поступок считался непозволительным для девушки. Но попытка стать счастливой была напрасной. Евгений рассматривал ее в качестве ребенка, поэтому, посчитал, что любовь девушки быстро растает. Он не мог себе даже представить, что окажется спустя годы на ее месте. Татьяна станет достаточно взрослой женщиной, научившейся управлять собственными переживаниями, благодаря здравому смыслу. Несмотря на то, что любовь ее к Евгению не потухла, ей хватает сил прислушаться к голосу своего разума, и сохранить верность человеку, любившему ее. Разум и чувства сплетены между собой, поэтому невозможно правильно жить, и руководствоваться чем-то одним.


Другие работы по этой теме:

  1. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  2. Разум и чувства две огромные силы, которые воздействуют на человека и на принятии решения. Любой личности для спокойного душевного состояния, для внутренней гармонии и умиротворения...
  3. В данной цитате разум и чувства выступают в роли антагонистов. Но в то же время в них есть нечто, объединяющее их. Они дополняют друг друга....
  4. Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что сильнее: разум или чувство? Белинский говорил: “Разум и чувство_ две силы, равно нуждающиеся друг в...
  5. Некоторыми людьми движут чувства и эмоции, они не руководствуются разумом в определенных ситуациях. Думаю, это неправильно, ведь неконтролируемые чувства нередко приводят к печальным последствиям. Но...
  6. Человек, как существо разумное, обладает своим духовным миром, который объединяет разум и чувства. Обеим этим силам свойственно иметь непосредственное влияние на поступки людей, и при...
  7. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...

Пример сочинения

Вопрос о правильном соотношении чувств и разума в личности занимает человечество не первое столетие. Сначала люди отдавали приоритет рациональному началу, потом на пьедестал возводили человеческие чувства. Но разве можно разделить то, что должно находиться в гармонии друг с другом? Мне кажется, что утверждение критика Белинского вполне справедливо: и разум, и чувство по отдельности «мертвы и ничтожны».

Вспомним героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«. Печорин обладает ясным умом и холодной душой. Григорий Александрович говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Не имея благородной цели в жизни, скучающий герой разрушает чужие судьбы: невольно губит Бэлу, отравляет жизнь княжны Мери, убивает Грушницкого… Опустошённая душа молодого человека - источник его страданий и страданий окружающих его людей. Писатель на примере Печорина показывает, каким бесплодным может быть разум без чувства.

Пример гармоничного сочетания разума и чувств мы находим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Безухов в результате духовных исканий становится человеком, соединяющим в себе любящее сердце и деятельный ум. В отличие нравственно омертвелых Курагиных, Пьер всю жизнь находится в поиске подлинного смысла жизни. Сначала приоритет чувства в жизни молодого человека приводит к разочарованиям. Так, неудачная женитьба на лживой Элен и дуэль с Долоховым показывают, насколько был слеп разум Пьера. Потом героя увлекают мнимые истины масонства, пока Безухов не разглядел неискренность своих новых друзей… Настоящее счастье герой обретает в семье, в единстве со своим народом и со всем в мире. По мнению Л.Н.Толстого, разум и чувство не должны быть в противоречии друг с другом.

Мне кажется, что каждому из нас нужно стремиться уравновешивать в себе «две силы», так как без этого нельзя стать по-настоящему цельной и зрелой личностью.