Как происходит профессиональный рост? Что такое карьерный рост.

Карьерный рост - это движение верх по служебной лестнице в иерархических системах организаций. Повышение должности и уровня ответственности.Различают вертикальный, горизонтальный и диагональный карьерный рост.Карьерный рост «по вертикали» происходит в одной компании путем перехода на более высокие должности. Его преимущества: опыт работы на одном месте; авторитет в трудовом коллективе, подкрепленный годами совместной работы; более высокая лояльность и эффективность сотрудника, имеющего возможность расти и удовлетворять свои амбиции в рамках одной организации.Недостатки вертикального роста: как правило медленное продвижение по служебной лестнице; руководители хорошо знают как преимущества, так и недостатки такого сотрудника и часто не заинтересованы в его карьере; стеклянный потолок , не дающий возможность достигнуть уровня топ-менеджмента. Также вертикальный карьерный рост не работает в компаниях с «плоской» управленческой структурой.Диагональный карьерный рост - специалист постоянно поднимается наверх, переходя из одной компании в другую, с каждым переходом оказываясь на более высокой должности. Такой рост более динамичен, однако также имеет свои недостатки. Слишком часто меняя место работы сотрудник рискует приобрести плохую репутацию «летуна». Или же быстро упирается в предел компетентности, если его карьерный рост будет опережать профессиональный.Горизонтальный карьерный рост обычно выражается в приросте зарплаты без повышения в должности при переходе на работу в другую организацию.Считается, что вместе с профессионализмом и знанием дела для успешного карьерного роста кандидат должен соблюдать следующие правила карьеризма :

  1. Уметь признавать собственные ошибки и не зацикливаться на неудачах.
  2. Ставить перед собой короткие задачи, которые можно быстро выполнить, иметь четкий план ближайших достижений на неделю, месяц, год.
  3. Создать вокруг себя собственную команду, группа единомышленников, но быть осторожным и не слишком доверчивым.
  4. Создать себе имидж патриота фирмы; работать не как наемный работник, а так как будто это свой личный бизнес.
  5. Не бояться браться за сложные дела и доводить их до конца; работать над собой, чтобы сложные поручения руководства не казались невыполнимыми.
  6. Не спорить с руководителем (не путать с рациональными предложениями), в частности не доказывать, что огрехи в работе возникают из-за его непрофессиональных распоряжений.
  7. Следить за собой, чтобы выражение лица отвечало настроениям руководства (окружающих), чтобы не испортить отношения.
  8. Принимать идеи и мнения руководства как свои собственные, поддерживать инициативу сверху.
  9. Уметь принимать критику руководства, заверить, что допущенные ошибки или просчеты не будут повторены.
  10. Быть внимательным к личным делам руководителя (окружающих), делать приятные для них вещи, следить за тем, чтобы не перейти грань между обычным человеческой вниманием и панибратством.
  11. Быть легким в общении, уметь иронизировать по поводу собственных огрехов, но не особо шутить над теми, кто этого особенно не любит.
  12. Не забывать, что карьерное продвижение зависит от того, что считают полезным (целесообразным, приемлемым) руководители (от непосредственного в высшие и более высоких), а также коллеги и подчиненные.

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Клиническая (медицинская) психологияhttp://www.Syntone.Ru/library/parables/content/3477.Html введение

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

    психология больного

    психология лечебного взаимодействия

    норма и патология психической деятельности

    патопсихология

    психология индивидуальных различий

    возрастная клиническая психология

    семейная клиническая психология

    психология девиантного поведения

    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

    неврозология

    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Многие заметили, что я шустрый карьерист, и у меня начали просить совета на тему: как обеспечить карьерный рост в IT-индустрии. Во избежание повторения одних и тех же советов разным людям в личных сообщениях я и пишу эту статью, делясь в ней историей своего собственного карьерного роста и основными наблюдениями, которые я сделал за 13 лет опыта работы в больших и не очень компаниях.
Сразу предупрежу, что не претендую на изложение универсальной теории карьерного роста сферического коня в вакууме, и большинство замечаний искривлено призмой моего восприятия. То, что неоднократно работало в моем случае, необязательно сработает в вашем.

Кратко о моих карьерных достижениях, чтобы было с чем сравнивать.

На работу я устроился еще студентом, когда учился на третьем курсе и сразу на полный рабочий день писать GUI на Qt под Linux. Linux я видел до этого полтора раза, пока мой брат натаскивал меня для поступления на работу. До этого имел академические познания в C++ и C, так что по уровню знаний был самым злостным новичком. Буквально через четыре месяца я стал де факто (но не де юре) ведущим разработчиком проекта по миграции продукта на ncurses. Настолько де факто, что безболезненно разругался со своим непосредственным начальником на тему использования STL в базовых классах, и в этом конфликте высшее начальство приняло мою, а не его сторону.

С тех пор я упорно ругался со всеми своими начальниками, и несмотря на это (или может, именно благодаря этому) моя карьера и зарплата шли наверх. За 13 лет стажа я увеличил свою зарплату в 15 раз (в среднем 23% в год), хотя сам активно требовал повышения всего два раза:

  1. Потому что мне обещали после испытательного срока и забыли
  2. Потому что мне нужна была минимальная ставка для получения разрешения на работу высококвалифицированного специалиста (ВКС), что облегчало мне хлопоты с московской регистрацией. В этот второй раз начальник даже не поинтересовался, какое повышение я прошу – он просто написал письмо в бухгалтерию, чтобы мне повысили настолько, насколько мне надо.

А теперь размышления, как у меня так получалось.

Размышления о карьере

Во-первых, что такое карьера? Для многих карьера и зарплата являются чуть ли не синонимами. На этой неочевидной синонимичности и кроется много недопонимания. Многие люди, увольняясь, ратуют на отсутствие перспективы карьерного роста, хотя на самом деле они имеют в виду «хочу больше бабла». Наверное потому, что говорить о деньгах в обществе неприлично. А карьера – это же так возвышенно!

Для меня этой синонимичности никогда не было. Да, мне было приятно, когда мне повышали зарплату, и да, на аттестациях я надеялся, что ее поднимут. Да, я бы высказал начальнику в лицо все, что я о нем думаю, если бы узнал, что зарплату подняли всем, кроме меня. И все равно, для меня зарплата всегда являлась чем-то второстепенным. Следствием из чего-то другого. Именно того, что составляет суть карьеры. А именно – влияния . Я расширял свое влияние, чтобы иметь больше возможностей получать конечный результат.

Карьерный рост – это расширение области своего влияния. И логично, чем шире ваше влияние, тем больше вам платят. Неважно почему – из благодарности или из страха вас лишиться. Но факт остается фактом:

Нет карьерного роста без расширения влияния.

Иерархии и Принцип Питера

Так уж получилось, что в нашей цивилизации для управления большими организациями и процессами избрана иерархия. Т.е. одному узлу подчинены многие другие. Чем выше узел, тем больше у него влияния. Т.е. по нашему определению, тем выше он на карьерной лестнице.


В таких организационных структурах действует принцип, сформулированный канадским исследователем иерархического строя Лоуренсом Питером. Принцип звучит так:
В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности.

Обоснование простое: если вы заслуживаете повышения, вас повысят. Если нет, то вы будете занимать ту должность, которую занимаете. Доказательство занимательное, но без специальной оговорки, в общем и целом, неверное. Ведь есть вариант, что если человек не справляется, то его увольняют. Однако сама суть иерархии такова, что выяснение, справляется ли данный узел со своими обязанностями, настолько дорогая операция, что она часто приносится в жертву другим деятельностям. Грубо говоря, вместо того, чтобы анализировать, как работают подчиненные, менеджер будет раздавать пинки и команды, которые точно так же получает от своего менеджера. Из всей этой истории делаем самый важный вывод:
Ваш начальник не знает и особо не стремится узнать, как вы работаете.

Начальнику по барабану

Конечно, могут быть исключения, но мне не посчастливилось с ними пересечься.

То, что начальники не стремятся узнать, как работают их подчиненные, видно хотя бы из того, что аттестации сделаны аналогом переписи населения в больших организациях. Если бы начальники не забивали на качество работы своих подчиненных, всеобщая аттестационная повинность не была бы нужна – просто грамотный начальник, завидев старания и компетенцию своего подчиненного, сам бы проявлял инициативу его повышать, а лоботрясов, коих накапливается великое множество в любой большой организации, тут же выгонял.

В теории менеджмента, кстати, озабоченность карьерным ростом подчиненного является одним из важнейших пунктов. В теории. За 13 лет ни один из моих менеджеров моей карьерой не озаботился. Даже несмотря на то, что мне повезло, и у меня был чудесный американский менеджер. Ни разу он со мной не обсуждал перспективу моего карьерного роста. Хотя мой случай особый (детали ниже). Но он также не обсуждал карьерные перспективы с моими коллегами.

Менеджер звезд

Есть начальники, у которых люди растут как грибы после дождя. У них в отделе самое большое количество работников с приставками senior, lead, experienced, advanced, супер-пупер и разные их комбинации. Как правило, этим начальникам тоже по барабану, как работают их подчиненные, и раздувают они своих людей ради себя самих, так как звездной командой, естественно, тоже должна управлять звезда. Горе тому, кому достался «звездный» менеджер. Ничто так не ставит на карьере (в моем понимании) крест, как тщеславный менеджер. Сложно угомонить собственное тщеславие, когда ваш менеджер ни с того, ни с сего заявляет, что люди из других команд вам в подметки не годятся. Знаю о чем говорю – испытывал такое внушение на себе.

Если ваш менеджер превозносит вас на пустом месте, бегите от него! Он вас надувает!

Карьерная лестница, а не эскалатор

Карьерный рост обеспечивается карьерной лестницей, а не эскалатором. Если вы хотите оказаться наверху, вам надо идти самим, а не ждать, что вас туда кто-то привезет. А это определяется одним единственным словом – инициатива. Под лежачий камень вода не течет. Если вы не проявите инициативу по расширению сферы вашего влияния, она сама по себе не расширится. Вот тут-то и находится основной перекресток при выборе пути расширения сферы влияния:
  1. Путь карьериста
  2. Путь профессионала
Путь карьериста
Сразу оговорюсь, что это не тот путь, которым шел я (естественно!), так что сужу я о нем по наблюдениям за другими. Лейтмотивом этого пути является формула:
Чтобы расширить сферу своего влияния, надо повлиять на начальника.

Карьерист влияет на начальника всеми возможными способами. Проявляется подчеркнутое рвение, подлизывается, занимается показухой, хлопает глазками, показывает разные части тела (если они красивые) итд. Конечная цель – получить возможность пропихивать начальнику свои идеи по выделенному каналу. Так как начальник – это усилитель сигнала, то тем самым достигается расширение влияния карьериста в организации.

Путь карьериста можно назвать путем вертикального виляния:

Недостаток пути карьериста заключается в том, что его влияние на коллектив окрашено в тона начальника. Коллеги ощущают привкус начальника в идеях своего однокашника и испытывают к нему искреннюю неприязнь и презрение. Чаще всего, карьеристов это не особо напрягает, так как они поднимаются наверх, оставляя неприятелей вне сферы своих интересов. Ну и пес с ними, с карьеристами, как сказал бы Иван Васильевич.

Путь профессионала
Профессионал расширяет свое влияние горизонтально.


Формула профессионала звучит так:
Чтобы расширить сферу своего влияния, надо решать те проблемы, которые мешают мне достигать эффективности.

Профессионал рассматривает коллектив, как источник проблем, которые он может решить. Тут один очень важный момент, на который следует обратить внимание. Говоря о решаемых проблемах, речь идет не о задачах, спущенных работнику сверху, а именно о проблемах, которые делают достижение своих непосредственных обязанностей неэффективными. Чаще всего эти проблемы всплывают в результате вопроса: «Почему я занимаюсь этим бредом?», т.е. это поиск первопричины проблемы с точки зрения компании. Это фундаментальный момент ментального выхода из своего контекста, за которым следует расширение влияния, а за ним и карьерный рост.

Влияние на начальника достигается в рамках вашего расширенного влияния на все окружение. Начальник узнает, что вы работаете хорошо потому, что об этом узнают все. Поэтому, ни для кого не является сюрпризом, когда вас повышают. Ведь это назрело.

Дополнительным бонусом к подходу профессионала является то, что сотрудник расширяет свою экспертизу в разных областях. Вместо того, чтобы углубляться в свою область, принимая предоставленную ему задачу за аксиому, он узнает контекст ее появления. Узнает, чем живут люди, которые до этого додумались. Узнает и зачастую даже свою задачу делает правильнее, так как понимает контекст.

Профессионал vs. Специалист

Если профессионалом я называю того, кто идет от проблемы наверх, ища ее первопричины, тем самым расширяя свой ареал и сферу влияния, то специалист в моем понимании идет в обратную сторону – он копает вглубь. Специалисту неинтересно, почему возникла проблема, ему интересно, как ее решить. В результате этого углубления специалист получает глубокое познание своей предметной области, настолько глубокое, что никто кроме него не понимает, насколько он крут. В этом и кроется секрет сложностей специалиста на аттестации: понять его квалификацию может только другой специалист его уровня, коим его менеджер, очевидно, не является. Тем самым, самое лучшее, что может думать о нем его шеф – это «занимается какой-то магией». О степени силы магии он вынужден судить по косвенным признакам – молчаливому уважению, которое испытывают коллеги к специалисту. Однако, не будем забывать, что для этого менеджеру надо проявить инициативу, что менеджеры в иерархиях делают только в теории.

Я ни в коей мере не хочу доказать, что специалисты хуже профессионалов. Я всего лишь пытаюсь проиллюстрировать, почему множество хороших специалистов недооцениваются своими начальниками.

Итак, вывод:

Узкая специализация не способствует карьерному росту.

Алгоритм профессионального карьерного роста

Итак, забыв о бяках-карьеристах, формализуем, как достигается расширение влияния профессионала, что, как уже было сказано выше, ведет к карьерному росту.
1. Обнаружьте проблему
Если что-то в вашей деятельности или в деятельности вашего коллеги вызвало у вас здоровый вопрос WTF?, значит, у вас есть шанс, расширить сферу своего влияния и вырасти в карьере.
2. Идентифицируйте проблему
Отследите проблему к ее первопричине. Если она в вас, устраните ее, сим повысив свою квалификацию. Выход из алгоритма. Чаще всего проблема бывает не в вас (вы же идеальны, не правда ли?). Исследуйте, откуда она растет. Чаще всего проблемы бывают в замыленности чьего-либо глаза или его недостаточной компетенции (привет принципу Питера). Изучайте. Это изучение и повысит вашу квалификацию. Найдя того, в чьей сфере ответственности лежит косяк, опишите ему (вот она – инициатива!) суть проблемы и как это проявляется на вашем уровне. Придумайте и доступно донесите другие потенциальные проблемы, которые могут всплыть из-за этого косяка. Скорее всего, кстати, они уже и всплыли, что вам расскажет багтрекер. Так или иначе, посоветуйте коллеге, как можно исправить этот косяк. Если коллега согласится, вы сделали доброе дело для компании, получили благодарного соратника, т.е. несколько расширили сферу своего влияния. И заодно получили новые знания вне вашей области. Кстати, заодно вы исправили косяк чужими руками, что тоже довольно отрадно.

Следует признать, что чаще всего коллега пошлет вас куда подальше. Люди в иерархиях и так перегружены всякими обязанностями, чтобы и полезным делом заниматься. Но я все равно рекомендую обращаться с советом, даже если вы предвкушаете от ворот поворот. Это важно для того, чтобы потом не могли обвинить в рейдерстве сферы влияния, ведь у вас будет железное «я же говорил(а)».

Так или иначе, если нам отказали, мы переходим к самому важному шагу:

4. Сделайте чужую работу сами
Исправьте обнаруженный косяк сами, даже несмотря на то, что он в чужой зоне ответственности. Во-первых, это даст вам возможность проверить вашу гипотезу, во-вторых, вы исправите саму проблему, а не симптом, что должно вдохновлять даже в отрыве от остальной теории - вы сделали мир лучше!

Так или иначе, если вы были правы, народ быстро заметит улучшенный процесс. Люди быстро привыкнут к нововведению, принимая его за норму, не в состоянии вернуться к предыдущему состоянию, которое точно так же считали нормой. Вы только что стали незаменимы, поздравляю!

От де факто к де юре

Следует понимать, что по вышеописанному алгоритму вам всегда будут недоплачивать. Ведь вы будете все время загружены обязанностями, за которые получают деньги другие. Но данная ситуация имеет несколько плюсов:
  1. Так как вы уже делаете эту работу, получение ее юридически не составляет труда, так как вы уже доказали свою состоятельность
  2. Вы вольны двигаться в том направлении, которое вам наиболее интересно, так как видите весь спектр потенциальных путей развития
  3. Вы свободный художник. Компания понимает, что делаете вы намного больше, чем получаете, поэтому вам позволительно то, что не позволительно другим. Например, можете потроллить президента

Заключительные размышления о карьере

Компании и коллективы разные бывают. То, что я описал, работало во всех коллективах, где я работал, а таких было 5. Во всех этих коллективах я получал эксклюзивную свободу, так что мог говорить то, что думаю, как с глазу на глаз, так и публично аж владельцам компаний. Следует признать, что на заре моей карьеры я наткнулся на довольно неадекватного босса, что привело к моему уходу из компании, что привело к карьерному и финансовому росту в другой.

Основной секрет описанного мною пути заключается в том, что растете вы изнутри, а карьера всего лишь гонится за вашим ростом. Как ребенок вырастает из детских штанишек, так и вы вырастаете из своей текущей должности. Ребенок не потому вырастает, что ему дают штаны размером больше. Карьера – это одежда, которую вы носите. Вы – это ваша квалификация, и она должна вырасти в первую очередь. А куда ей расти, показывают проблемы, которыми запружена ваша компания.

Описанный алгоритм карьерного роста является следствием вашего профессионального роста. А так как вы профессионал, вы сгодитесь везде. Ведь как можно перерасти свои детские штанишки, так же можно перерасти свою текущую компанию. И дорасти до своей собственной. Ведь, как это ни поразительно, примерно такими же словами

Развитие карьеры начинается не с первого дня работы, а гораздо раньше, когда человек впервые осознает, как люди зарабатывают. Уже тогда формируются первые представления о разных видах деятельности и личное отношение к ним. Позже человек выбирает профессию и критерии карьерного роста исходя из своих амбиций, стиля жизни и поставленных целей.

Виды карьерного роста

Традиционно выделяют два вида два вида карьерного роста: горизонтальный и вертикальный. Названия соответствуют направлению развития карьеры работника в иерархии одной или нескольких компаний.

Вертикальный рост – это классическое понятие подъема по карьерной лестнице, то есть получение более высокой должности. Вертикальное движение может быть стремительным или, наоборот, последовательным. Во многих компаниях для повышения необходимо пройти весь путь от низшей должности до руководящего поста. Вертикальный карьерный рост характерен для большинства предприятий и зачастую это именно то, чего желают добиться при поступлении на работу.

Горизонтальный рост означает профессиональный рост в определенной сфере. Сюда входят повышение квалификации, получение новых навыков и умений, что делает сотрудника более ценным и востребованным специалистом. Например, получение ученой степени означает горизонтальный карьерный рост. Зачастую такое развитие выбирают люди творческих или научных профессий, которые не мечтают о кресле начальника, а хотят реализовать свои таланты в определенной области.

В соответствии с предпочитаемым видом карьеры формируются и критерии успешности.

Основные критерии успешной карьеры

Специалисты, проводящие исследования в сфере профессионального роста, выделяют два основных типа критериев успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно карьерный рост работника оценивают по двум параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Субъективный, или внутренний критерий успешности карьеры – это личная оценка человеком своих рабочих достижений.

  • Занимаемая должность;
  • Скорость продвижения по карьерной лестнице, или карьерная мобильность;
  • Уровень зарплаты;
  • Достижения.

В соответствии с выбранным критерием и оценивается успешность карьерного роста того или иного работника. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Должностной статус

Чаще всего именно занимаемую должность считают ключевым критерием успеха. Люди, которые стремятся подняться служебной лестнице, строят вертикальную карьеру – движение вверх по ступеням иерархии компании. Их мотивацией является желание занять более высокую и солидную должность. Такой подход распространен в нашем обществе и вполне оправдан, ведь повышение по службе означает повышение социального статуса и почти всегда – зарплаты, а также более престижную запись в трудовой книжке.


Карьерная мобильность

Под карьерной мобильностью понимают скорость продвижения по службе. В современных компаниях карьерная мобильность считается высокой, если человек пребывает на одной должности два-три года. Если же работник долго занимает одну и ту же позицию, начальство считает, что он «застоялся» и потерял конкурентное преимущество. Высокая скорость подъема по карьерной лестнице – это показатель компетентности сотрудника, который осваивает новые навыки с каждой более высокой должностью. Кроме того, это указывает на пробивные личностные качества человека: амбициозность и целеустремленность.

Заработок

В теории «денежной» карьеры компетентность оценивается в денежном эквиваленте, и работник стремится стать лучшим специалистом, чтобы стоить дороже. Этот критерий успешности карьеры распространен, к примеру, в американском обществе. У нас также деньги играют не последнюю роль при выборе профессии. С другой стороны, часто молодые специалисты отказываются от денежно выгодных предложений в пользу более высокого социального статуса. Мало кто хочет идти работать электриком, ведь это непрестижно, и гораздо лучше звучит должность младшего менеджера. В это время профессиональный электрик может получать в два раза больше, чем начинающий офисный работник.


Карьера достижений

Люди, которые ставят перед собой цель совершить как можно больше крупных проектов, выбирают путь карьеры достижений. Они азартны и готовы рисковать, их не привлекают сухие цифры зарплат и названия должностей. Несмотря на то, что они не гонятся за деньгами, часто им удается «сорвать большой куш» и даже получить высокий социальный статус. Обычно они реализуют в себя в сферах искусства, финансов, науки и добиваются впечатляющих результатов.

Кто вы - «икс», «игрек» или «зет»? Еще в 1991 году американский экономист Нейл Хоув и историк Уильям Штраус решили объединить всех людей в большие возрастные группы со схожими интересами, привычками и жизненными целями. «Иксы» в России - это те, чья дата рождения попала в промежуток с 1963 по 1983 год; «игреки», или «Millennials», соответственно, родились до 2000-х; а «поколение Z», или «Homeland Generation», появилось на свет уже в новом тысячелетии. И, разумеется, каждому из нас - хотим мы того или нет - на пути к успешной карьере и хорошей зарплате приходится решать уравнение с этими переменными.

Если сегодня «поколение Z» только готовится к выпускным экзаменам и выбирает свой жизненный путь, то динамичные «игреки» у рекрутеров уже в моде, их вкусы и характер внимательно изучают работодатели. Например, исследователи из крупнейшего рекрутингового агентства Hays отмечают: «Население России сокращается, отчего увеличивается давление на молодое поколение, которое вынуждено вступать в руководящие и лидирующие должности. Вполне возможно, что страна находится на пороге переломного момента, когда ей просто необходимы большие перемены. В такое время особенно интересно быть частью „поколения Y“ в России».

«Сегодня вы можете сделать успешную карьеру в любом возрасте, - возражает Ирина Баранова, управляющий партнер NGRS, компании-лидера российского рекрутингового рынка. - Для хедхантеров все зависит от должности, на которую мы ищем кандидата. Например, на начинающую позицию многие действительно предпочитают пригласить молодого работника, которого можно доучить, «заточить» на выполнение необходимых задач. А, скажем, 35-летний специалист - это в большинстве случаев сложившийся человек со своим пониманием дела, который уже стремится капитализировать свои знания и умения. Но главное, что ценно в любом кандидате, - это жизненная энергия, которую он вкладывает в свое дело, желание предлагать новое, менять то, что не нравится, и двигаться вперед. Даже если вам не хватает каких-то профессиональных качеств или вы не укладываетесь в возрастную «вилку», страсть подкупает любого работодателя. Успешный и лучший - это не тот, кто моложе или опытнее, а тот, кто занимается тем, что любит и чем искренне увлечен».

Известный предприниматель Джек Ма, создатель торговой платформы Alibaba и самый богатый в Китае человек, чье состояние превышает 30 миллиардов долларов, в своей лекции поделился советами о том, как лучше всего выстраивать карьеру на каждом десятилетнем этапе собственной жизни.

До 20 лет: учитесь и стажируйтесь

Самому Джеку Ма с учебой не повезло: во времена китайской Культурной революции он дважды пытался поступить в колледж и с трудом попал в педагогический институт. Однако, увлекаясь английским языком, он выучил его практически самостоятельно, а затем даже открыл бюро переводов. Сегодня диплом престижного университета - несомненный плюс для старта карьеры, но для работодателя будет не менее важен и любой практический опыт, который вы уже успели приобрести. Волонтерская работа, летние стажировки, участие в студенческих проектах и международных программах - все это добавит вам шансов во время интервью. И приготовьтесь: чтобы сделать успешную карьеру в современном мире, вам и в дальнейшем придется непрерывно учиться.

20-30 лет: найдите яркого лидера

В этом возрасте, пока у вас еще нет серьезных семейных обязательств, можно рискнуть и попробовать свои силы в предпринимательстве, придумать стартап или же выбрать путь карьерного роста в уже существующей компании. Работа на большом предприятии поможет узнать изнутри, как действуют главные структуры и «карьерные лифты» вашей отрасли. Однако Джек Ма считает особенно интересным опыт небольших компаний, тех, где стремятся освоить новые области рынка, изобретают решения, стараются заглянуть в завтрашний день. Именно здесь, по его мнению, больше шансов встретить сильного лидера - не просто начальника, но яркого, нестандартно мыслящего профессионала, который раскроет для вас горизонты и поможет увидеть новые пути. Так или иначе, время между 20 и 30 годами лучше всего посвятить амбициозным экспериментам, не стесняясь пробовать, рисковать, переживать неудачи и начинать сначала. «Каждую вашу ошибку можно записать в графу ваших доходов», - убеждает Джек Ма.

30-40 лет: работайте на себя

Даже если вы штатный работник в большой компании, в этот период вы трудитесь исключительно для своего блага: чтобы стать лучшим профессионалом, чтобы создать себе лучшую жизнь. Возможно, это самый удачный момент, чтобы основать собственный бизнес: у вас есть идеи и необходимая энергия, а также знание рынка, деловые связи и достаточный профессиональный опыт. Если вы выберете такой вариант, будет полезно заранее позаботиться о создании необходимой «финансовой подушки» и клиентской базы, получить степень МВА (если у вас ее еще нет) или экспертные советы бизнес-коуча. Другая возможность - обновляйте свои компетенции, постоянно отслеживайте интересные вакансии в других компаниях и проходите собеседования, чтобы не упустить свой шанс (ваш отдел кадров ставить в известность об этом не стоит). В любом случае не забывайте: сейчас вы работаете только на себя, даже если у вас есть неплохой начальник.

40-50 лет: сфокусируйтесь на том, в чем вы сильны

Чем больше у нас появляется профессиональных и семейных обязательств, тем меньше хочется рисковать достигнутым. Это десятилетие стоит посвятить тому, чтобы еще сильнее упрочить свои позиции, по максимуму использовать свои компетенции и получить достойный результат. Конечно, в любом возрасте можно в себе обнаружить еще не раскрытые таланты, но если на этом этапе вы захотите сменить карьеру, будьте готовы серьезно работать над собой и на некоторое время отступить назад - и в плане должности, и в плане доходов. В любом случае будет нужно опираться на ваши самые сильные стороны, не терять мотивации и твердо верить в успех.

50 плюс: работайте с молодыми

Именно такой совет дает 52-летний миллиардер Джек Ма, который по-прежнему черпает вдохновение в идеях и энтузиазме молодых поколений. Он убежден: поддерживать новое, инвестировать в то, что развивается, - этот секрет успеха продолжает действовать в любом возрасте.