Юлианский и григорианский календари сравнительная характеристика. По какому календарю мы живем

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем .

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток. Не високосными стали года, числа которых кратны 100, но не кратны 400.

Папа угрожал отлучением от церкви каждому, кто не перейдет на «григорианский календарь». Почти сразу на него перешли католические страны. Через некоторое время их примеру последовали протестантские государства. В православных России и Греции юлианского календаря придерживались до первой половины XX века.

Какой из календарей точнее

Споры, какой из календарей - григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году - промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.

Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.

Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря - всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

На пороге новолетия , когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю .

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский .

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь .

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium , что означает «долговая книжка» . Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ , так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием .

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток , а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев , отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле , он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем , составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток . Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря . Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э . Начало года по этому календарю начиналось 1 января .



Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)


Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения :

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе - год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте , но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре , по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы - весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени . Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый , стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января .



Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь , принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года , после переворота, вся Россия перешла на новый стиль , теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю . Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе . Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви , тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским .

Календарь — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь , в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Он составляет приблизительно 365,2422 суток.

История развития солнечного календаря — это установление чередования календарных лет разной продолжительности (365 и 366 суток).

В юлианском календаре, предложенном Юлием Цезарем, три года подряд содержали по 365 суток , а четвертый (високосный) — 366 суток. Високосными являлись все годы, порядковые номера которых делились на четыре.

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по нему приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году нашей эры Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 года буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымались 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого "новым стилем" .

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Россия перешла на григорианский календарь в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года "О введении западно-европейского календаря". Поскольку к моменту принятия документа разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, было решено день после 31 января 1918 года считать не первым, а 14 февраля.

Декрет предписывал до 1 июля 1918 года после числа по новому (григорианскому) стилю в скобках указывать число по старому (юлианскому) стилю. Впоследствии эта практика сохранилась, но в скобки стали помещать дату по новому стилю.

14 февраля 1918 года стал первым днем в истории России, официально прошедшим по "новому стилю". К середине XX века григорианским календарем пользовались практически все страны мира.

Русская Православная церковь, сохраняя традиции, продолжает следовать юлианскому календарю, в то время как в XX веке некоторые поместные православные церкви перешли на т.н. новоюлианский календарь. В настоящее время кроме Русской еще только три православные церкви — Грузинская, Сербская и Иерусалимская — продолжают целиком придерживаться юлианского календаря .

Хотя григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в нем на 0,003 суток (26 секунд) длиннее тропического года. Ошибка в одни сутки накапливается примерно за 3300 лет.

Григорианский календарь также , в результате которого продолжительность суток на планете растет на 1,8 миллисекунды каждое столетие.

Современная структура календаря не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий .

Вопрос об улучшении календаря поднимался неоднократно и достаточно давно. В XX веке он был поднят на международный уровень. В 1923 году в Женеве при Лиге наций был создан Международный комитет по реформе календаря. За время своего существования этот комитет рассмотрел и опубликовал несколько сотен проектов, поступивших от разных стран. В 1954 году и в 1956 году проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН, однако окончательное решение было отложено .

Новый календарь можно ввести только после одобрения его всеми странами по общеобязательному международному соглашению, которое пока не достигнуто .

В России в 2007 году в Государственную думу был внесен законопроект , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. В нем было предложено установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект .

Летом 2017 года в Госдуму опять о переходе России на юлианский календарь вместо григорианского. В настоящее время он находится на стадии рассмотрения .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников