Сказочный герой советчик в твоей жизни. Какой вы сказочный персонаж? Сказки русские народные

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка - необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.

В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.

Связана с тем, что добрым в них может стать кто угодно – недалекий сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья- и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и царство от злых сил. Иванушка-дурачок - еще один любимый положительный русских народных сказок - чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой русских сказок самый добрый?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на битву с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

Герои сказок, любимых в детстве, оставили большой след в нашем сознании и незаметно для нас сформировали некоторые установки нашего поведения.

Предлагаю вам оценить свою взрослую жизнь с точки зрения сказки вашего детства. Мы произносим фразу: «Любимая сказка моего детства»! Поймайте первую ассоциацию. Какая сказочная история вам вспомнилась? Давайте, именно на нее обратим внимание, проанализируем отношение ее сюжета с вашей реальной жизненной ситуацией.

Вам не зря запомнился именно этот , и не зря вы его перечитывали (или вам читали) несколько раз. Подсознательно вы идентифицировали себя с конкретной ситуацией и её героями, а особенно одним из них. Это происходило под влиянием вашего жизненного опыта, проблем, желаний.

Выпишите всех героев выбранной сказки. Теперь поиграйте в ассоциации. Какой ваш знакомый или член семьи больше подходит на ту или иную позицию? Распределите все роли. Определите кто вы в этой сказке. Выберите вашу роль не с точки зрения желаемой позиции, а соотнесите себя с реальной ситуацией. Кто вы? Лидер или подчиненный, жертва, умный советчик или простак, трудяга или лентяй, дающий или проситель и т.д.

Здесь не надо бояться быть честным перед собой. Уверенность и положительная начинается с принятия себя таким, какой вы есть на самом деле.

А теперь поймайте свои ощущения!! Нравиться ли вам быть таким? Если да – я вас поздравляю! ВЫ живете в полной гармонии с собой.

Если нет – тогда . Кем бы вам хотелось быть в данной сказке (а соответственно в реальной жизни). Войдите в этот образ. Представьте, что именно вы этот герой. Проживите сначала час, потом день, а потом и дальше, если вам понравиться, в выбранной вами роли. Четко понимая, как вы ходите, общаетесь, чувствуете себя… относительно характера вашего героя.

Чтобы выйти из надоевшей социальной роли или повысить самооценку, очень полезно не только об этом мечтать, но и примерить на себе другое поведение и другие ощущения. Герои детских сказок очень хорошо, не навязчиво помогут нам в этом.

В сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. В них можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми потаенными уголками своей души, и со всеми её возможностями.

Давайте разберем пример на русской народной сказке «Колобок». Характер главного героя Колобка, сопоставим с характером подростка (на примере психоаналитического подхода), который не имеет своего еще достаточно основательного жизненного опыта, не слушается старших (сбегает из дома) и хочет жить самостоятельной жизнью. Не зная всех опасностей, попадает ну уж в очень неприятную историю. Многие из нас по жизни остаются в подростковом возрасте и не принимают жизненную позицию, основанную не только на самостоятельности, но и ответственности, с не сформированным локусом контроля (когда в моих бедах виноваты другие люди или обстоятельства, но только не я САМ).

В то же время Колобок наивный и доверчивый и достаточно не гибкий, действует (что с зайцем, что с волком, что с медведем и с лисой((в изменившейся ситуации. Вот и был съеден…

И помните, с кем бы вы себя не ассоциировали, если эта роль помогает вам в жизни (нет плохих и хороших, есть то, что мне помогает, и то, что мне мешает ), то у вас всё отлично!

Желаю вам комфортной социальной позиции.

Жизнь в сказочном мире - понятие особое. Она может присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из пространств, составляющих этот мир, в т.ч. и в царстве мёртвых. Занятно, что живые и мёртвые то и дело встречаются: либо на границе, либо в глуби мест обитания тех и других.

Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно, главная особая примета - не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой - стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу, русским духом пахнет!». Бабу Ягу исследователи традиционной культуры называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для зажаривания людей.



Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность победить и выжить.

Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает именно таким образом.

Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным, на первый взгляд, причинам, находится много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там. По скандинавской традиции, например, самое ценное оружие - то, что из курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того, существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.

Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты: не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения, запреты и табу - это как раз условия, поддерживающие установленный порядок, сигналящие о границе живого мира.

В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода - сохраняет или воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая - даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).

Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку: «Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела». Здесь метафорически представлено обездвижение тела («желты пески...»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея...»), отнятие души («белорыбица...»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у Бога Грозы очи и сердце - те же символы. По египетской и этрусской мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.

Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти, обратимся к... Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть. В поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену седому Деду Морозу.

А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие - принцип смерти. В.Я.Пропп пишет, что герой, попадающий в царство мёртвых, вычисляется его обитателями как раз по своему смеху.

Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить её! Означало это ни больше, ни меньше, как оживить царство.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2012

Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет)

«Баба-Яга положительный герой или отрицательный?»

Аносов Игорь, 10 лет

ученица 4 - го класса

Руководитель работы:

МБОУ «Гимназия №1 имени »

Введение

В апреле месяце традиционно в нашей гимназии проходит конкурс «Понарошкин мир». В этом году наш класс представлял музыкальную композицию, в которой главную роль играли бабки-ёжки из мультфильма «Летучий корабль».

Затем был конкурс рисунков «Сказочный лес» и почти все ребята из класса нарисовали лес, в котором главная героиня Баба - Яга. Разглядывая работы ребят, я задумался, а Баба-Яга какая: добрая или злая?

Итак, цель моего исследования ответить на вопрос: Баба-Яга положительный герой или отрицательный?

Для этого я поставил следующие задачи:

2. провести опрос среди учащихся моего класс, по данной теме;

4. сопоставить полученную информацию и сделать вывод: Баба-Яга положительный герой или отрицательный.

Для решения проблемы, я выдвинул следующую гипотезу :

Баба – Яга больше положительный герой, чем отрицательный.

Ход исследования:

I. Анкетирование одноклассников.

Прежде чем приступить к проверке своей гипотезы, я решил провести опрос среди учащихся своего класса. Мне было интересно узнать, а что думают ребята по этому поводу. Для этого мною было проведено анкетирование, которое состояло из 3 вопросов:

1. Баба - Яга положительный герой или отрицательный (подчеркни нужное)?

2. какие черты характера у Бабы - Яги отрицательные?

3. какие черты характера у Бабы – Яги положительные?

Обработав все анкеты, получил следующий результат :

Мнения моих одноклассников разошлись, а что же пишут в научной литературе .

II. Изучение научной литературы.

Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет:

ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга , во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу.

в книге «Мифы языческой Руси» пишет так: БАБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.
Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».)

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т. д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), черных котов, воронов и ворон; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышным за семь верст, и способный видеть за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

Автор электронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия пишет, что БАБА-ЯГА («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, высказал и другое предположение . Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых.
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Итак в научной литературе я тоже не получил конкретного ответа на свой вопрос. Мнения расходятся. Придется действовать самому.

III. Чтение и анализ художественной литературы.

Для доказательства своей гипотезы мне пришлось прочитать и проанализировать несколько книг, чуть больше десятка:

По прочитанной литературе я разделил бы этого персонажа на два образа: Яга-похитительница (отрицательный герой) крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. (сказка «Гуси –лебеди», «Жихарка»). Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну, при этом делая добро всем живым и неживым предметам, которые окружают Бабу-ягу.

Например:

· в сказке «Гуси –лебеди» убежать от Бабы –яги помогла мышка, она и предупредила о том, что «…Баба –яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих косточках покатается...»

· в сказке «Василиса Прекрасная» послала мачеха Василису к Бабе –яге (родня она мачехе) за огнём. Баба-яга просто так огонь не стала давать, а дала Василисе работу «… Ну, - говорит, - Василиса, возьми мешок пшена, да по зёрнышке перебери, а не сделаешь –я тебя съем.». Выполнила Василиса всё работу, а Баба-яга своего слова не сдержала, велела девке-чернавке печь разжечь, чтобы Василису зажарить.

· Такой же представлена Баба-яга и в сказке» Марья Моревна». Даёт задания разные Федору Тугарину, а своего слова не держит, приходится главному герою от неё убегать.

· в сказке «Баба-яга» отправила мачеха падчерицу к своей сестре за иголкой да ниткой, а сестрой оказалась Баба-яга. Вежливо встретила она свою племянницу, пообещала дать иголку с ниткой, предложила пока поработать, а сам в это время дала задание своей работнице «..Я сейчас спать лягу. А ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь –съем её…». Услышала девочка эти слова и попросила помощи у работнице и котика-братика, они её помогли убежать.

Но, в большинстве мной прочитанных сказок - Яга-дарительница или Яга–советчица (положительный герой) – это загадочная, мудрая старушка, приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, она готова помочь гостю: вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т. д. Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. Например:

· в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Баба –яга – мать Марьи-царевны. Когда она узнают, что Андрей ей зять (муж дочери),то «… Тут Баба –яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин, медов, села рядом и стала выспрашивать.

Вот бы ты помогла мне, бабушка!

Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка…» Когда Андрей лёг спать, Баба-яга взяла два голика (веника без листьев) полетела на болото, нашла лягушку, попросила её о помощи. А утром разбудила зятя, дала ему горшок с молоком, в котором сидела лягушка, подарила ему коня и дала несколько советов.

· в сказке «Царевна – лягушка» Баба –яга открыла тайну смерти Кощеевой «…Знаю, знаю, - говорит ему Баба-яга. – твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт»

· в сказке «О молодильных яблоках и живой воде» царский сын Иван –царевич просит совета у трёх сестёр Бабы –ёжик «…Дай свою голову моим могучим плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок». За его вежливость ни одна из сестёр ему не отказала в помощи.

· Та же самая ситуация происходит и в сказке «Финист – ясный сокол» красна девица, в поисках своего любимого, тоже встречается с сёстрами Бабками – ёжками. Получает от них подарки: золотое блюдечко, серебряное яблочко, серебряное пяличко с золотой иголочкой да хрустальный молоток и бриллиантовые гвоздики, волшебный клубочек. Все эти предметы помогали девице вернуть её Финиста – ясного сокола.

· Доброй, честной, справедливой представлена Баба-яга в сказке «Две сестры». Из-за мачехи пришлось падчерице прыгнуть в колодец, и попала она в дом к Бабе-яге. Очень приветливо та её встретила «… Не пугайся меня, девушка, оставайся у меня; если всю работу в доме хорошо будешь справлять, то неплохо жить станешь. А за плохую работу головы тебе не сносить…» Через год отпустила Баба-яга девушку домой, ещё и наградила. Увидела это мачеха и отправила свою дочь - ленивую к Бабе – яге. За лень, невежество наказала её Баба – яга.

· в сказке «Заколдованная королевна» Баба-яга на помощь призывает явления природы «… Подожди немножко; вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает…»

· в сказке «Ненаглядная Красота» Бабе – яге подчиняется всё живое и она у них просит помощи и совета для Ивана – царевича «…На другой день встала старуха ранёнька, умылась белёнька, вышла с Иваном –царевичем на крыльцо и закричала богатырским голосом, засвистела молодецким посвистом, крикнула по морю:

Рыбы и гад водяной, идите сюда!...»

Вывод : из прочитанных мною книг, в пяти книгах Баба Яга представлена как отрицательный герой. В остальных 7 книгах это – помощник, советчик, без которой главный герой победить злые силы не сможет. Поэтому моя гипотеза, о том, что Баба-Яга скорее положительный персонаж, чем отрицательный подтвердилась.

Скорее всего, это поняли и взрослые. Они перестали пугать детей «Не реви, бабай заберет», где вместо бабая как раз и выступала Баба-яга, а стали создавать компьютерные игры, где главная героиня Баба – Яга, которая учит ребят читать или считать.

Литература:

1. В. Даль «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»

2. Краткая энциклопедия славянской мифологии

3. М. Власова "Русские суеверия"

4. "Мифы языческой Руси"

5. Б. Рыбаков. "Язычество древних славян"

Сказки русские народные:

6. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.

7. Гуси - лебеди.

8. Царевна –лягушка.

9. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

10. Финист – ясный сокол.

11. Василиса Прекрасная.

12. Марья Моревна.

13. Две сестры.

14. Ненаглядная Красота.

15. Баба –Яга.

16. Заколдованная королевна.

17. Жихарка.

Источник иллюстраций:

1. http://images. *****/yandsearch? text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D1%8B%20%D1%8F%D0%B3%D0%B8&stype=image&noreask=1&lr=976

2. http://images. *****/yandsearch? text=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8&rpt=image