Рассуждение на тему береги честь смолоду. "береги честь с молоду" - о смысле нравственности в современном мире

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главное место отведено вопросу чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, Пушкин показал, как по разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с детства внушали, что вне зависимости от обстоятельств он должен быть честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его на службу, отец дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему хорошо запомнились наставления отца.

Однажды Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты со стороны Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Так мы впервые заметили благородство Гринёва.

В Белгородской крепости произошло знакомство Гринёва с Алексеем Швабриным, который был дворянином с хорошим образованием, однако по природе своей был очень корыстным, злопамятным и неблагородным человеком. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только по той причине, что она не ответила ему взаимностью. Он распускал сплетни и его абсолютно не беспокоили последствия. Гринёв же сразу заступился за девушку и вызвал Швабрина на дуэль, хотя и знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека была не менее важна, чем офицерская честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин не задумываясь перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же решил, что лучше умереть, чем допустить измену Родине и нарушить присягу. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Пугачёв также предложил Гринёву служить ему, но Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и не нарушит клятву верности. Он честно признался Пугачёву, что если прикажут, он вступит в бой против него, но Пугачёв всё равно решил отпустить Петра, так как в его душе было хоть какое-то великодушие.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Благодаря Маше Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказала императрице всю правду, хотя Гринёв не стал говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось заново пережить те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтобы таким образом выразить свою благодарность за спасение Маши и их счастье.

В своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин хотел показать важность чести, какое в него вложено значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Береги честь смолоду» читают:

Поделиться:

Честь – это внутреннее достоинство человека, верность своему слову, преданность, честность. Человек с молодых лет должен быть верен своему долгу, своей чести. Если он утрачивает честь, то её уже трудно вернуть.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» центральной является проблема долга и чести. В ней противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. События, описанные в произведении, происходят в 1773 году во время Пугачёвского бунта. Оба героя служат в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, оба влюблены в капитанскую дочку Марью Ивановну. Но ведут себя офицеры по-разному. Получивший отказ на предложение руки и сердца Швабрин порочит имя девушки, а Гринёв защищает честное имя Маши Мироновой на поединке.

По-разному ведут себя герои и в момент захвата крепости пугачёвцами.

Швабрин сразу же переходит на сторону бунтовщиков, забывая о своей офицерской чести. Гринёв остался верен клятве императрице, помня наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» проблема чести и бесчестия раскрывается на примере двух образов. Один из них – любимый опричник царя Ивана Васильевича – Кирибеевич, который гордится тем, что богат, что есть у него роскошная одежда, острая сабля, боевой конь, но счастья это ему не приносит. На царском пиру Кирибеевич объясняет свою грусть и тоску неразделённой любовью к одной красавице. «Лукавый раб» не признаётся царю в том, что красавица эта в Божьей церкви перевенчана, понимая, что его страсть беззаконна, бесчестна, но не может побороть в себе это чувство. Тёмным вечером Кирибеевич подкарауливает купеческую жену Алёну Дмитриевну и. признаваясь в любви, начинает целовать и обнимать женщину на глазах у соседей. Узнав о позоре своей жены, о том бесчестье, которое нанёс ему и его семье Кирибеевич, Калашников решает биться за правду с царским опричником до последнего. В кулачном бою Калашников одерживает как нравственную, так и боевую победу над своим врагом. Но купец не хочет признаваться царю, зачем убил Кирибеевича «вольной волею», потому что не хочет бросать тень позора и бесчестия на свою семью.

Мы видим, что один герой поступает бесчестно, поэтому имя его не сохранилось в народной памяти. Другой герой следует закону чести, отстаивает народную правду, противостоит беззаконию царского опричника, и поэтому его имя сохранилось в народной памяти.

Проанализировав произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы пришли к выводу, что потерять своё доброе имя и честь легко, а сохранить трудно, поэтому нужно беречь честь смолоду. (379 слов).

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

На уроках литературы мы познакомились с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где больше всего внимания уделяется вопросу чести. На примере двух героев произведения: Петра Гринёва и Алексея Швабрина автор показал нам как по-разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с самого детства внушали, что он всегда и в любой ситуации должен быть честным и благородным человеком. Гринёв был воспитанным человеком и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его служить, отец дал приказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему очень хорошо запомнились слова отца.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть проигранные деньги, так как это было делом чести. Так в произведении мы впервые заметили благородство этого человека.

В Белгородской крепости Гринёву довелось познакомиться с Алексеем Швабриным. У этого человека было хорошее образование, но при этом он был корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только из-за того, что та не ответила ему взаимностью; он постоянно распускал сплетни и никогда не карал себя за это – для него это было обыденным делом. Гринёв же, проявляя свою благородность, сразу же заступился за даму и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли были запрещены. Просто Гринёв ценит честь человека так же, как офицерскую честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победа будет на стороне Пугачёва, и поэтому незамедлительно перешёл на его сторону. Для Гринёва же было лучше умереть, нежели изменить Родине и нарушить присягу. От повешения Пётр спасся благодаря своей же доброте: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; Емельян в свою очередь тоже помнил это проявление добра и помиловал Гринёва. Пугачёв предложил служить ему, но Пётр отказался, объяснив, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не сможет. Гринёв честно признался Пугачёву, что если прикажут, то он будет сражаться и против него. Но, несмотря на это, Пугачёв отпустил Петра.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Маше удалось добиться справедливости и Петра освободили от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Пётр из соображений чести решил не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось снова переживать те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, выражая тем самым свою благодарность за спасение Маши и их счастье.

В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что честь в обществе не является пустым словом, в него вложено большое значение, и что человек чести намного счастливее и удачливее бесчестного человека.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Береги честь смолоду» читают: