Ранение и смерть болконского война мир. Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

В романе Льва Толстого «Война и мир» читатель знакомится со многими персонажами, судьбы которых совершенно не похожи, поступки которых совершенно неординарны. Обобщая манеры поведения своих героев, автор пытается вывести определенную нравственную формулу, которая распространялась на всех людей того времени.

Невероятно увлекательны отношения главной героини – и князя . Когда девушка узнает о ранении любимого, о том, что посещать его в данный момент нельзя, в ее голове появляются всяческие мысли и планы. Когда до Натальи доходили стоны, хоть и не Андрея, но, такого же страдающего человека, она обливалась слезами. Возможно, происходило это из-за чувства глубокого сострадания, или же от беспомощности, от бездейственности. Поэтому, несмотря ни на что, героиня решительно настроилась проведать Андрея.

Она ожидала засыпания матери и Сони. Изба была наполнена непонятными стуками. Это билось сердце девушки от волнения. Не побоялась Наташа увидеть искалеченных людей, находившихся рядом с князем. Искала она в измученных лицах родные черты.

Уже прошла неделя, как Болконский пришел в себя. Однако доктор был совершенно не доволен состоянием его повреждений. Раны были очень серьезными. Врач восхищался тем, как князь терпел такую невыносимую боль, а, Андрей, в свою очередь еще и подшучивал, что желает получить книгу для свободного прочтения. Он пытался создать атмосферу своего хорошего самочувствия. Только вот желанной книгой было Евангелие. Думаю, что Болконский также осознавал серьезность своих ран и перед смертью хотел очистить душу.

Встреча Андрея с Наташей успокоила его. Сердце князя было наполнено настоящими чувствами. Теперь он по-новому смог переосмыслить любовь к этой девушке. Конечно, Наташа, вся измученная терзаниями и запухшая от слез, выглядела не в лучшем свете. Однако Андрей обращал внимание лишь на сверкающие от счастья глаза.

С этого момента Наташа ни на мгновение не отходила от князя. Доктор был удивлен таким влечением ухаживать за раненым. Мать девушки не стала противиться встречам влюбленных. Они были бескрайне счастливы!

Данный эпизод романа показывает Наталью в лучших чертах. Она любящая, готовая на все, девушка, которая пытается всячески помочь своему любимому выбраться из беды, поправиться и стать на ноги. А князь, в свою очередь, отвечает взаимными чувствами и искренней любовью.

На протяжении данного эпизода читатель может наблюдать за взрослением героини. Она умеет не только любить, а и заботиться, ухаживать за раненным Андреем. В такой сложной ситуации Наташа проявляет всю свою доброту, нежность и упорство характера.

Роль Наташи Ростовой в жизни и судьбе Андрея Болконского?

(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Наташа Ростова - героиня, сыгравшая значимую роль в судьбе Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Она способствовала обретению героем душевной гар­монии, возвращению его к жизни после нравственного кри­зиса, разочарования в честолюбивых помыслах, обретению им нового понимания людей и жизни.

Именно после встречи с Наташей в Отрадном, после слу­чайно услышанного им разговора ее с Соней, где Наташа вос­хищается красотой летней ночи, князь Андрей вдруг осозна­ет, что жизнь «еще не кончена в тридцать один год». Толстой передает новые чувства героя через картину природы: на ста­ром дубе он замечает вдруг новые клейкие, нежные листочки. Затем происходит встреча героев на балу, и Болконский окон­чательно очарован Наташей. Чувства его становятся более определенными, он решает связать с ней свою жизнь. Однако волею обстоятельств свадьба откладывается на один год, а затем и вовсе расстраивается - Наташа сбегает с Анатолем Курагиным.

Наташа воплощает собой то, чего так не хватает князю Андрею в его четкой, размеренной жизни, - простоту, эмоци­ональность, непосредственность, «жизнь сердцем», а не рас­судком. Именно поэтому она так притягательна для него. По замечанию исследователя, образ князя Андрея у Толстого воплощает собой «стремление к небесному идеалу». Однако идеалу этому нет места в земной жизни, поэтому этот герой у Толстого обречен. Наташа Ростова же воплощает собой всю непосредственность, силу, радость этой жизни. Благодаря ей князь Андрей обретает новое понимание жизни, новое вос­приятие окружающих. Так, занимаясь государственной дея­тельностью, он принимает участие в реформах Сперанского. Но все это приводит лишь к новым разочарованиям. Именно благодаря простоте и естественности Наташи для него вдруг становится очевидной вся фальшь и неестественность пове­дения Сперанского, той бюрократической среды, в которой он вращался.

В финале Наташа ухаживает за раненым князем Андреем. И он прощает ей ее измену. Перед смертью Болконский при­ходит к идее «всепрощения», он впервые преодолевает свой скептический взгляд на мир.

Наташа Ростова - одна из любимых героинь Толстого. В финале романа она утратила свое девичье очарование, став матерью четырех детей. Изображение героини здесь несколь­ко тенденциозно, однако это связано с продвижением автор­ских идей, взглядов, касающихся семейных отношений. Пи­сатель считал, что в семье роман не нужен, главное здесь не любовь, а взаимопонимание, уважение. Все это мы видим и в романе «Война и мир». Так, Наташа всю себя отдает заботе о семье, о детях. Она верно угадывала то, «в чем состояла сущ­ность желаний Пьера…». «Пьер чувствовал радостное созна­ние того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел себя отраженным в своей жене».

Таким образом, встреча с Наташей, любовь к ней и испы­тание этих чувств - все это сыграло большую роль в судьбе Андрея Болконского и в духовной эволюции героя.

Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений, они достаточно приближены к реальной жизни, в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди, которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю, верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению

(Перечитываем когда-то «пройденные» страницы романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»)

«Князь Андрей заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но, что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чём-то ненужном. Они собираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно припоминает, что всё это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и всё заменяется одним вопросом о затворённой двери.
Он встаёт и идёт к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть её. Оттого, что он успеет или не успеет запереть её, зависит всё. Он идёт, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но всё-таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит ОНО. Но в то же время, как он бессильно-неловко подползает к двери, ЭТО что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в неё. Что-то нечеловеческое –СМЕРТЬ – ломится в дверь, и надо удержать её. Он ухватывается за дверь, напрягая последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать её; но силы слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Ещё раз ОНО надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно.
ОНО вошло и ОНО есть смерть. И князь Андрей умер.

Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделал над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нём силы и ту странную лёгкость, которая с тех пор не оставляла его. (…)
С того дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни.(…)
И княжна Марья и Наташа видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что так и должно быть и что это хорошо. (…)
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
- Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того, как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мёртвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нём.
«Куда он ушёл? Где он теперь?»

Мои размышления.

1) Лев Николаевич, несомненно, уверен в том, что у человека есть душа и после смерти человека душа покидает тело.
Вот что писал Толстой позднее в своём знаменитом «Круге чтения»:
«Наше тело ограничивает то божественное, духовное начало, которое мы называем душою. И это-то ограничение, - как сосуд даёт форму жидкости или газу, заключённому в нём, - даёт форму этому божественному началу. Когда разбивается сосуд, то заключённое в нём перестаёт иметь ту форму, которую имело, и разливается. Соединяется ли оно с другими веществами? получает ли новую форму? – мы этого ничего не знаем, но знаем, наверное, то, что оно теряет ту форму, которую оно имело в своём ограничении, потому что то, что ограничивало, разрушилось, но не можем знать ничего о том, что совершится с тем, что было ограничено. Душа после смерти становится чем-то другим, - таким, о чём мы судить не можем!»
2) Господь приготовляет умирающего человека к постепенному и спокойному переходу в другой мир. У человека открывается «внутреннее», духовное виденье. Возможно, так происходит, чтобы душа человека не испугалась нового мира.
Обратимся опять к конкретному высказыванию Толстого по этому вопросу.
«Умирающий с трудом понимает всё живое, но при этом чувствуется, что он не понимает живого не потому, что он лишён этого понимания, а потому, что он понимает что-то другое, чего не понимают и не могут понять живые и что поглощает его всего».
3) Человеку, жившему духовной жизнью (как Андрей Болконский), несомненно, умирать легче!!!
Опять обратимся к высказываниям Льва Николаевича в «Круге чтения».
«Чем больше перенесена жизнь из области телесной в область духовную, тем менее страшна смерть. Для человека, живущего вполне духовной жизнью, страха этого не может быть».
«Смерть для духовного человека – только освобождение духа от тела. Он знает что то, чем он живёт, не может уничтожиться».
4) В жизни нужно заботиться о своей душе! Но как заботиться? Очень просто! Жить для души, а не для тела!
«Есть дело, которое всегда нужно, - пишет Толстой, - и, чем ближе к смерти, тем нужнее – дело души: растить, воспитывать душу».
5) Лев Николаевич Толстой писал роман-эпопею «Война и мир» семь лет – с 1863 по 1870 год. Автору в начале работы было 35 лет, а по завершению -42 года. Как так мудро мог описать смерть Андрея Болконского писатель «среднего» возраста - для меня большая загадка! Но, мне кажется, во время создания такого гениального творения, как роман «Война и мир», Божья Благодать определённо посетила великого русского писателя!

Рецензии

У Вас много, судя по названиям, интересных статей. А мне надо в магазин бежать.
А тут цитаты прям большими кусками из "война и мир"
ладно, глазами прочитали. Речь о душе. Все верно. Толстого мы уважаем. Все-таки основатель рода. Патриарх.

Но я спросил про Законы Божьи. Мне было интересно, где люди эти законы читают, на которые постоянно ссылаются.


Проблема раскаяния и прошения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере Наташи Ростовой и Андрея Болконского)

Настоящая любовь лишь та, без которой не может быть счастья. Бинд Коол

Любовь живет, пока она нужна. и нет чувства прекраснее чем это. Она одухотворяет. Даже Толстой не смог дать определения любви, но он показал ее в отношения Наташи и Андрея.

Ведь для каждого из них это чувство занимало особое место в жизни. Наташа смогла обрести бесценный опыт, а Андрей смысл жизни. Любовь для них как чудо, истинное и совершенно, дар свыше. Герои духовно сильны, они способны на многое ради своих чувств. Они готовы жертвовать собой ради друг друга. Вот в чем настоящая сила их любви, именно она поможет Андрею простить измену Наташи и понять, что ревность и гордыня - пустое. А Наташа сможет признать свою ошибку:

Простите! – сказала она шепотом - Простите меня…

Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде - сказал князь Андрей.

…Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него.

Только теперь возлюбленный поймут, что они потеряли, но будет уже поздно: князь Андрей умирает.

Он прощает Наташе ее ошибку и понимает, что нет ничего важнее любви.

И сколь со мной не спорь ты

И что не говори…

На свете нет задачи

Только сильные мира сего способны признавать понимать и прощать ошибки. После смерти Андрея Наташа обретает новый смысл, память о нем греет больше чем прежде и заставляет жить дальше. Измена – лишь происки неопытности, а прощение – сила души.

Обновлено: 2017-08-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме