Патриотизм уставная и нравственная обязанность военнослужащих. Тема Основы военно-патриотического воспитания Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества

В настоящее время объективные условия складываются таким образом, что над многими духовными ценностями, составляющими основу жизнедеятельности общества армии и флота, нависла реальная угроза их утраты. Во многом это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой – расширился круг нежелательных воздействий на их духовный мир.

Как известно, во все времена ослабление внимания к сохранению духовных ценностей, утрата интереса к духовным проблемам всегда приводили к деградации нации.

Современный переходный период развития российского общества требует дальнейшего глубокого и критического осмысления основных направлений совершенствования отечественной духовности, этапов ее развития, воссоздания эффективно функционирующей духовно-нравственной общественной атмосферы, где нет места невежеству, насилию и стяжательству. Нельзя забывать, что подлинная демократия основывается на духовности, сознательности, осмыслении происходящих процессов.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что во все времена одной из важнейших задач органов государственной власти было воспитание чувства патриотизма, преданности Отечеству и самоотверженного выполнения долга (см. схему 1).

Изучение отечественной военной истории

Проведение воинских ритуалов

Использование плановых занятий, особенно по ОГП

Пути формирования патриотизма, верности воинскому долгу

Пропаганда боевых традиций

Разъяснение требований уставов и приказов МО РФ

Проведение культурно-досуговыхмероприятий

Усиление внимания государства к укреплению ВС РФ

Повышение воспитательной роли ВС

Чувство патриотизма формируется прежде всего под влиянием объективных условий социально-экономической и духовной жизни общества. А поскольку сущность общества меняется, характер, природа патриотизма находятся также в постоянном развитии. Следовательно, как не существует абстрактных отечеств, так невозможен и абстрактный патриотизм. Любовь можно питать к Родине, конкретному Отечеству. И об этом должны всегда помнить армейские воспитатели.

На формирование патриотических чувств у российских воинов большое внимание оказывают служба в Вооруженных Силах, то внутренний войсковой порядок и боевая учеба, которые организуются командирами в каждой части.

Большую роль в воспитании патриотизма у личного состава играет целенаправленная политико-воспитательная работа офицеров и прапорщиков.

В современных условиях значение умелой организации патриотического воспитания воинов армии и флота возрастает. Это обусловлено сложностью решаемых в ходе военной реформы задач, нерешенностью многих материально-технических и социально-бытовых проблем в некоторых воинских частях, необходимостью повышения эффективности работы всех звеньев воинского организма, более ответственного выполнения воинского долга каждым военнослужащим и другими факторами.

Основу работы по воспитанию воинов-патриотов составляют формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений военной присяги, воинских уставов, а также требований приказов министра обороны по вопросам боевой учебы, выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что реальным выражение его патриотических устремлений являются отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность.

В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой учебы, особенно по общественно-государственной подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы.

Широкие возможности для воспитания патриотизма у военнослужащих представляют занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет офицерам, прапорщикам, всему личному составу широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Яркие примеры героизма наших предков не оставляют равнодушными воинов, вызывают у них потребность подражать подвигам в боевых условиях, совершать мужественные поступки. В некоторых частях подобные занятия проводятся в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях.

Огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие военной присяги, вынос боевого знамени, принятие в воинский строй молодого пополнения и проводы воинов в запас. Вручение боевого оружия и передача военной техники новичкам оставляют заметный след в душах воинов, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям.

В некоторых частях хорошо организована пропаганда боевых традиций, в частности, регулярно проводятся уроки мужества. Они посвящаются героическим подвигам однополчан, знаменательным событиям части, рода войск.

В местах боевых сражений многие воины участвуют в Вахтах памяти, в проведении поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков.

Важное значение в патриотическом воспитании воинов имеет изучение лучших произведений литературы и искусства народов России, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.

Таким образом, в Вооруженных Силах России проводится активная работа по патриотическому воспитанию воинов. Она ведется по различным направлениям с использованием разнообразных форм. Успех ее зависит от многих факторов и прежде всего от активности и инициативы офицеров, всех воспитателей.

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

§ 47. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

    Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.

    Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.

    Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.

    Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

    Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.

    В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?

    В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?

    Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

    Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».

    Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.

    Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.

    Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».

Патриотизм — источник духовных сил воина

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимают любовь к Родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, ле-жит в основе и венчает всякую современную военную систему. "Выше всего, — отмечал видный военный педа-гог М.И. Драгомиров, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви".

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? А любовь к Роди-не? Когда и как она зарождается в сердце человека и осознается им? Как становится той силой, которая вдох-новляет и поднимает его на подвиг?

Любовь к Родине у каждого человека возникает, на-верно, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привя-занность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепен-но осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее ин-тересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина — это территория, географическое простран-ство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно раз-личают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и кото-рая стала для него родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как лично-сти. А. Твардовский писал: "Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритяза-тельной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна".

Отечество — понятие родственное Родине, в кото-рое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное.

Следует отметить, что человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любо-вью к своим родителям — отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и сча-стья. Прекрасно об этом сказал поэт С. Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, —

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народа-ми, а потому, что это его Родина. .Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним» как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по Рос-сии. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Роди-ной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

Ни территория, ни расовое происхождение, ни при-вычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. "Родина, — писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, — есть нечто от духа и для духа".

Подлинный патриотизм несовместим с национализ-мом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любо-вью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.

Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного ра-ботника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военно-го или художника. Имея единую Родину, все они 6удут любить ее, но каждый по-своему.

У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия нераз-рывно связаны и по сути дела являются синонимами.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохра-нить совесть и достоинство. "У нас у всех, — отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не со-рвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо челове-ка, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине — это проявление патриотиз-ма, то защита Отечества — это долг и обязанность пат-риота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной за-щите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. "Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини, — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храбро-го воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество".

Наш отечественный опыт говорит о другом отноше-нии к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отече ственной воины многие юноши и даже девушки, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военко-матов, стремясь стать защитниками Родины. Наверное, каждый из них мог повторить проникновенные строки уральского поэта Михаила Найдича:

Я только раз

использовал все связи —

Чтобы попасть

на фронт в шестнадцать лет.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответст-венности за защиту Родины, мастерского владения вве-ренной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу — значит всеми свои-ми делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны не-меркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, дол-га было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым сол-датам Великой Отечественной войны.

Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому дли-тельное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патрио-тизме, о воинском долге, так как для этих людей не су-ществовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемни-ков на сторону противника, выигравшего сражение.

И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Испытывали свое счастье "солдаты удачи" также в некоторых новых государствах бывшей Югославии и Чеченской Республике. Какую родину могли защищать, например, в Чечне наемники из Прибалтики, Украины, стран Центральной Азии и Ближнего Востока? Они имели одну цель — деньги, а некоторых из них, кроме того; влекла идея религиозного фанатизма.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поко-ление не только хранили, но и накапливали боевые тра-диции, приумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества воен-ный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинст-ва. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, со-вершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существо-вала целая система военных орденов и медалей, которы-ми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отли-чия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота.

В марте 1992 г. было установлено звание Героя Рос-сийской Федерации и утвержден знак отличия — медаль "Золотая Звезда".

Всего звание Героя Советского Союза получили 12 773 человека на 1 января 1996 г., более 60 человек звания Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на аф-ганской земле 86 человек удостоены звания Героя Совет-ского Союза и более 200 тыс. человек награждены орде-нами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя.

Душманы настойчиво атаковали господствующую вы-соту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии ря-довой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего па-трона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыс-лом службы в армии реформируемого Российского госу-дарства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкрет-ных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это про-исходило в Чеченской Республике.

Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и ока-зался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смерто-носного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужест-венного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Ев-гений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполне-ны дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. вои-ны, совершавшие наиболее яркие подвиги» стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгиского полка Архип Оси-пов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайлов-ском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был на-вечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним ря-довой отвечал: "Погиб во славу русского оружия в Ми-хайловском укреплении".

Эта традиция была возрождена в годы Великой Оте-чественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: "Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины". Эта пре-красная традиция продолжается и в Российских Воору-женных Силах.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал воен-ной тайны.

Воинская честь

Любовь к Родине, верность во-инскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связан-ных с ратным делом. При всех остальных хороших слу-жебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в "Уставе ратных и пушечных дел" подчеркивалось, что "... лучше есть че-стно умерети, нежели с бесчестием жити...". Чувство чес-ти, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требова-тельным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: "Честь — святыня... она высшее бла-го... честь — награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выно-сит никакого пятна".

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и много-опытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоин-ство. Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.

Не менее важно сохранять честь в мирной, буднич-ной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять ус-тавные положения и законы, никогда и ни при каких ус-ловиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причи-нам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.

В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в на-роде и влекли за собой суровое наказание.

Честь российского солдата неотделима от его благо-родства по отношению к окружающим, в том числе к по-верженному противнику и населению побежденных стран. "Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник", — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был ис-ключительно высок. Об этом свидетельствует такой исто-рический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворов-ским солдатам продукты в долг, зная их честность и по-рядочность.

Ни российский, ни советский солдат никогда не по-зволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жи-тели европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось при-знанием их высоких моральных качеств и доверия.

И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным тради-циям и обычаям, местного населения не допускали жестокостей и тактики "выжженной земли". Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома , довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.

Примечателен в этом плане случай, о котором пове-дал на страницах газеты "Комсомольская правда" бывший "афганец", назвавшийся просто Анатолием. Однажды, выбив из кишлака банду, его подразделение прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая де-вочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля гу-бами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликви-дацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.

Вот так близко к сердцу воспринимает наш россий-ский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно множество случаев, когда воины рисковали жизнью, но не отступали от нравственных норм. Вот один из них.

Грузовик с мирными афганцами был объят пламе-нем — подожгли душманы. На помощь попавшим в беду пришли российские воины. Из горящей кабины доноси-лись стоны. Машина могла взорваться в любую минуту, но это не остановило рядового А. Белова. Он бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда сол-дат оттащил его на безопасное расстояние, раздался взрыв.

Сейчас по-разному оцениваются в обществе и харак-тер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано пе-речеркнуть отвагу и мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии, постоянно демонст-рируя пламенный патриотизм, высокие морально-боевые и психологические качества.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение рос-сийских воинов сменяет другое. Меняются оружие и бое-вая техника, неизменными остаются любовь и предан-ность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

| План проведения занятий на учебный год | Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством выполняющий свой долг

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 25
Военнослужащий - патриот,
с честью и достоинством выполняющий свой долг


Великие военачальники и полководцы постоянно подчеркивали, что духовно-нравственные качества имеют приоритетное значение среди других слагаемых боеспособности воина. Исключительное внимание укреплению моральных сил армии придавали А. В. Суворов и М. И. Кутузов, что способствовало их победам во многих сражениях. Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов говорил: «...сколь ни велики сии предметы (субординация и дисциплина) сами по себе, но останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства...»

Русский военный теоретик и педагог М. И. Драгомиров (1830-1905) изложил главные требования к солдату.

Преданность Отечеству до самоотвержения;
вера в нерушимость приказа;
решительность и храбрость;
стойкость и решимость безропотно переносить труды, нужды и лишения;
взаимная выручка;
частный почин (разумная инициатива).

Наиболее важное среди духовных качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям и народу, т. е. высочайший патриотизм. Чувство патриотизма вполне понятно.

Почти нет людей, которые безразлично бы относились к своей семье, к местности, где они родились и проживают, а значит, и к своей Отчизне. Что же понимают под словом «патриотизм»? Слово это происходит от греческого patris и обозначает преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов. История нашей страны знает много примеров патриотизма народа.

Один из них - оборона от монголо-татар весной 1238 г. русского города Козельска. Войско хана Батыя, численностью около 120 тыс. хорошо вооруженных и обученных воинов, осадило небольшую крепость, в которой было всего примерно 10 тыс. жителей. Враги атаковали город почти непрерывно в течение 49 дней. Русские отчаянно дрались, делали ночные вылазки, убивали монгольских воинов и уничтожали осадные орудия. После безуспешных попыток взять Козельск штурмом захватчики пошли на хитрость и сделали вид, что уходят. Защитники города стали преследовать монголов и вышли за крепостные стены. И тогда находившиеся в засаде вражеские отряды напали на немногочисленную русскую рать и ворвались в крепость. Бой был страшным. Горожане пошли в ножи. В один день пали еще четыре тысячи врагов, но рядом с ними полегли и последние защитники города. Женщины, старики и дети погибли в огне и дыму, а оставшиеся в живых были безжалостно вырезаны по приказу хана Батыя.

Ярко проявился патриотизм и в событиях 1612 и 1812 гг., когда народ явился решающей силой, которая изгнала неприятеля из России, а также в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Недаром в одной из бесед на вопрос, какие человеческие чувства сильнее всего пробудила в людях война, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков ответил, что во время войны у каждого человека особенно обнаружилось чувство любви к Отечеству.

У российских воинов патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, высокой дисциплине и преданности Отечеству.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Требования воинского долга закреплены в военной присяге и делают поведение воина высоконравственным и общественно значимым. Принимая присягу, российский воин клянется «достойно выполнять свой воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ, Отечество». Чувство воинского долга было присуще и дружинникам Древней Руси, и солдатам Суворова, и бойцам Великой Отечественной войны. Сегодня быть верным воинскому долгу - это значит прикладывать максимум сил и стараний, чтобы умело владеть своим оружием и боевой техникой, успешно применять их в бою.

Одно из решающих условий, которые обеспечивают победу в бою, - воинская дисциплина . Дисциплина есть определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям какой-либо организации. Различают дисциплину государственную, трудовую, воинскую, техническую и т. д.

Под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников). Значение и роль воинской дисциплины в современных условиях возрастают. Это связано прежде всего с необходимостью согласованных и быстрых действий воинов, подразделений и частей в условиях частых изменений обстановки, больших физических и моральных нагрузок. Поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным. Без крепкой воинской дисциплины и безупречной исполнительности невозможно овладеть современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и сложной военной техникой.

Трудное военное дело требует от людей высоких морально-волевых качеств, а эти качества не приходят сами собой. Они - результат глубокой внутренней убежденности воина в обязательности выполнения требований воинских уставов и сознательном отношении к воинской службе.

Вопросы

1. Что вы понимаете под чувством патриотизма?

2. В чем проявляется патриотизм у российских воинов?

3. Что такое воинский долг?

4. Что понимают под дисциплиной и какие виды дисциплины вы знаете?

5. Что такое воинская дисциплина?