Огласительные беседы перед крещением ребенка. План четырех огласительных бесед, проводимых в Ростовской-на-Дону епархии при крещении взрослых

Насколько бы грустно это ни звучало, но в современном мире Таинство крещения все чаще воспринимается как своего рода тренд. Даже если родители в церкви были раза два, да и то, чтобы свечки поставить, свое чадо они обязательно принесут окрестить. Хорошо или плохо они сделали по отношению к ребенку?

Что в первую очередь волнует современных отца и мать? Как назвать чадо, какой крестильный набор выбрать и чуть ли не самое главное — кто из друзей станет кумовьями? Вся связь с православием обрывается на том моменте, когда младенца погрузили в воду и надели на шею крестик. Кого винить в том, что он вырастет крещеным, но неверующим?

Как крестили в древности?

В древней Церкви такой проблемы не существовало. Чтобы стать христианином, надо было этого захотеть. Но крестили не сразу. Сначала человека ждала катехизация. Это слово с греческого переводится как «поучение, наставление». Смысл ее в том, что изъявившего желание стать христианином сначала обучали основам веры.

Он получал ответы на многие вопросы. «Что такое Церковь?» «Как она возникла?» «В чем смысл Таинств?» «Почему богослужения выглядят именно так?» «Для чего человек живет?» «Возможно ли спастись?»

Уже более чем через тысячу лет святитель Филарет Московский напишет о важности обучения вере:

Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками? …Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа

В древние времена как никогда осознавали важность знаний о христианстве. Но сухой теорией ничего на заканчивалось. Желавший креститься делал и практические шаги — он присутствовал на Литургии. Это богослужение разделено на две части: оглашенных и верных. Так вот, на первой как раз и присутствовали слушатели курса катехизации, что также называлась оглашением.

Чтобы стать «верными», нужно было не только получить знания, но и пройти финальную беседу. Если человек действительно усвоил материал, осознает ответственность за крещение и желает дальше собственным опытом и способом жизни свидетельствовать сопричастность к христианству, его крестили. После этого он мог участвовать в Евхаристии.

Обычно Таинство крещения свершалось на Пасху. Вместе с Воскресением Христовым перерождался и воскресал и сам крещаемый, ведь погружение в воду символизировало смерть ветхого греховного человека и рождение его для вечной жизни. Такому сознательно крестившемуся не нужны были восприемники — крестные родители.

Можно ли крестить в раннем возрасте?

Но разве все это отрицает крещение в младенчестве? На самом деле нет. Правда, есть один очень важный нюанс.

Если ребенок маленький, еще не может за себя отвечать, то ручаются ли его родители перед Богом, что будут воспитывать сына или дочь в христианской вере, показывая собственный пример, приводить к Таинствам? Осознают ли они ответственность или крестят потому, что «все сегодня так делают»?

Поскольку уже выросло не одно поколение крещеных, но неверующих, то катехизация не будет лишней именно для тех родителей, что в церковь приходят изредка ставить свечки и раз в год святить куличи.

Есть опыт отдельных приходов, где проводят огласительные беседы для желающих вступить в брак, принять Таинство крещения.

Среди последних должны быть не только те, кто в сознательном возрасте пришел к вере и хочет стать полноценным членом Церкви, но и родители и кандидаты в «крестные». Они должны давать себе отчет, какую ответственность берут.

Если вам приходилось присутствовать во время крещения, то вы наверняка помните клятву, которую вместо малыша дают восприемники:

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? — звучит вопрос священника.

— Отрицаюсь, — отвечают крестные.

Такие же вопросы и ответы мысленно должны давать себе и родители, ведь иначе нет смысла крестить чадо.

Если мама и папа продолжают жить в грехах и даже не стремятся что-то изменить, то действительно ли отрекались они от дьявола или продолжают усердно ему служить?

Получается, что они сознательно обманули Бога. Посчитали Таинство крещения формальностью. В таком случае они совершили тягчайший грех. Также подставили и своего ребенка: формально крестили, но не исполнили главного обещания.

Таинство крещения: как подготовить… родителей и восприемников

Чтобы такого не произошло с родителями, что только приходят к вере, и нужны специальные беседы для желающих окрестить малыша. Ведь именно на маму и папу, а не на восприемников, ложится самая большая ответственность за чадо.

Крестным также полезно посещать такие беседы и осознавать, к какому важному шагу они будут причастны. Минимум, какой сегодня «требуют», — знать «Символ веры». Вот только важно не просто зазубрить его, но понимать и принимать все его догматы. В дальнейшем крестные должны не просто приходить в гости и приносить подарки, но и помогать родителям причащать ребенка, рассказывать о вере, учить молиться.

Таинство крещения и христианское воспитание

Можно ли научить ребенка тому, чего сам не знаешь, заставить делать то, что сам не делаешь? Важно понимать: Бог не действует насильно. Он дал человеку свободу выбора. Мы поступаем так, как хотим, но… и несем ответственность за это.

Никто не заставляет родителей крестить младенца или тем более взрослого. Но если вы уже решились на такой поступок, то и отвечайте за него.

Показывайте сыну или дочери собственный пример пребывания в вере. Читайте детям Библию, учите молиться, рассказывайте о Боге, водите ребенка ко Причастию. Если в семье, например, родители молятся перед трапезой, то у детей это откладывается в памяти автоматически. Если же дети не получат опыт христианского воспитания, прийти к Богу им будет намного сложнее.

Также ребенку важно посещать занятия в воскресной школе. Это и будет частичная катехизация. Детям доступно рассказывают о жизни Церкви, что также влияет на их личный опыт.

Катехизация — первый кирпичик в стене личной веры

С воскресными школами для взрослых и катехизаторскими курсами сегодня намного сложнее. Многие родители, особенно те, которых в атеистическое время тайно окрестили бабушки, чувствуют недостаток знаний. Поэтому в приходах так важно проводить беседы о вере. Чтобы быть православным, мало крещения в младенчестве. Необходимо иметь знание, помноженное на личный духовный опыт.

Можно частично перефразировать известное высказывание: вера без дел мертва. Без знаний о Церкви она также будет отчасти неполноценной.

Святитель Феофан Затворник очень мудро высказался по этому поводу:

Полное правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его

Можно всю жизнь «выстаивать» на службах и «вычитывать» молитвы, но ничего так и не понять. Поэтому катехизация, обучение основам веры, помогает человеку закладывать первые кирпичики, объясняет, почему устроено именно так. Дальнейшее зависит от того, как этот материал воспринял сам человек, как знание отобразится в опыте.

Религиозное образование и катехизация

01.01.2012 03:00

По субботам в нашем Храме с 15-30 до 17-00 проводятся
занятия для взрослых.

Занятия проводятся в доме причта рядом с храмом. Приглашаются все желающие!
В воскресенье, после утренней службы проводятся
занятия для детей.

Церковно-приходская Воскресная школа храма святого апостола Иакова Заведеева является начальной формой религиозного образования. Духовный наставник и педагоги ставят своей целью воспитывать учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни. Потому что без воцерковления даже знание наизусть Священной истории и литургики будет бесполезным для души, а иногда даже вредным.
Воспитанники школы разделены на две группы по возрастному принципу. В младшей группе учатся дети с семи до десяти лет. Дети знакомятся с основами Закона Божия, узнают жития святых, поют церковные песнопения, много рисуют. В старшей группе дети начинают систематическое изучение Закона Божия, знакомятся с догматическим учением Православной Церкви, разучивают церковные песнопения.
Взрослым, которые хотят получить систематические знания о православной вере, Воскресная школа предлагает посещать катехизические беседы. В рамках этих бесед проходят занятия по Священному Писанию и богослужению Православной Церкви.
В Воскресной школе существуют свои традиции. В преддверии Рождественских и Пасхальных праздников учащиеся готовят тематические поделки. В светлые дни празднования Рождества Христова и Пасхи проходят детские праздники, Масленицу Воскресная школа празднует одной большой семьей.
Совершаются паломнические поездки. Воспитанники школы уже побывали в Софрино, Радонеже и других городах, посетили множество монастырей и храмов.
Подобные мероприятия направлены на приобщение воспитанников к церковной традиции, формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам православной веры. Воскресная школа призвана помочь православным родителям в воспитании у детей христианского мировоззрения и при всем желании не может заменить участие родителей в духовном образовании детей. В связи с этим, успех деятельности Церковно-приходской Воскресной школы (основной задачей которой является воцерковление детей) невозможен без воцерковления родителей.

Катехизация перед Крещением

01.01.2011 03:00

"Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно.
Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения."

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г.

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

В нашем храме проводятся по пятницам
по окончании вечернего богослужения.
Беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения.
В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.

Готовящимся к Таинству Крещения

01.01.2011 03:00

Крещение есть принятие человека в Церковь по его вере (Мк. 16.16) или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является новым рождением в Боге (Ин. 3.3). И как плотское рождение неповторимо, так и крещение совершается над человеком один раз (Еф. 4.5). Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения. Это отношение выявляется в течение подготовки к Крещению, называемой оглашением. Цель такой подготовки – ознакомить оглашаемого с основными понятиями православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни. Оглашение направлено на укрепление веры человека и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. Помимо огласительных бесед требуется и самостоятельная подготовка готовящегося к Крещению, которая включает в себя:

1) изучение Символа веры и Молитвы Господней (Отче наш), знание их текста наизусть;
2) чтение Четвероевангелия;
3) участие в церковных богослужениях в возможной для оглашаемых степени.

Огласительные беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. Продолжительность оглашения зависит от степени подготовленности оглашенного.

Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения (жизнь и деятельность, не соответствующая нормам христианской нравственности). В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого. Чин таинства Крещения состоит из: 1) покаяния, 2) обряда оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения Св. Тайн.

Необходимо помнить, что церковные таинства исключают всякий «автоматизм». Причастность христианина Духу Божию, явление плодов Крещения в христианской жизни зависит от ревности и усердия верующего: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 21-23); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Поэтому после совершения Таинства новокрещеный готовится к последующей церковной жизни и участию в жизни прихода.

Катехизация обязательна, но должна быть бесплатной

Я часто пишу, что крестить без катехизации (т.е. оглашения, предварительного научения) нельзя.

Но мне даже в голову не могло прийти , что какие-то маньяки сребролюбия будут катехизировать за деньги! (см. ниже)
Впрочем, преподание таинств за деньги - это ведь ещё страшнее. Однако, к этому многие привыкли.
А ведьт это называетсчя грехом симонии.
it

По ссылке samurfila важный материал

Во многих епархиях Русской православной церкви теперь нельзя прийти в храм с улицы и немедленно принять крещение. Сначала нужно познакомиться с основами веры, пройти оглашение. Это непривычно: в прежние годы не было ничего подобного. О том, что такое катехизация и почему без нее нельзя обойтись, "Правде.Ру" рассказали в Московском Патриархате.

Отец Игорь, в редакцию рубрики "Религия" "Правды.Ру" поступали от читателей жалобы на то, что в ряде епархий ввели обязательную и в то же время платную катехизацию перед крещением. Из-за этого малоимущие люди не могут креститься. Как Вы это прокомментируете?

Священник Игорь Киреев, заведующий сектором катехизации и воскресных школ синодального Отдела религиозного образования и катехизации:

Брать деньги за катехизацию - это совершенно не в традициях нашей Церкви. Если такое происходит, это самочиние на местах.

На Ваш взгляд, катехизация перед крещением нужна обязательно?

Да, безусловно.

А что можно ответить тем людям, которые не понимают, зачем нужны огласительные беседы, и стремятся найти такой храм, где их крестят без катехизации?

Крещение - это ответственный выбор в жизни, и его нужно делать с открытыми глазами. Иногда человек крестится и не знает, во что крестится, не знает элементарных вещей церковной жизни. Но ведь он берет на себя ответственность, которую должен понести. В итоге получается, что спрос с него, как с крещеного, а он - наивный младенец, если не прошел катехизацию.

Как Вы думаете, будет ли катехизация перед крещением признана обязательной во всех епархиях Русской православной церкви постановлением Синода?

Пока такого постановления еще не было, но оно готовится.

А в отдельных епархиях могли быть приняты постановления об обязательной катехизации?

Да. В отдельных епархиях властью правящих архиереев это могло быть принято.

Что делать человеку, если от него потребовали денег за оглашение?

Можно просто пойти в другой храм. Как вариант - обратиться к благочинному, выяснить у него ситуацию.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного Присутствия:

Мы давно перегнали все православные Церкви и по количеству народа, и по храмам и монастырям. Теперь бы догнать по качеству. Мы продолжаем считать себя наследниками Визанитии и Третьего Рима - у нас все православные, ну, или 80%. Поэтому нужно кропотливо, но бесповоротно вводить катехизацию: подготовку ко крещению, и к венчанию, и к исповеди и причащению, и даже, быть может, и к соборованию. К любому таинству нужно приступать через подготовку, а не просто формально: поговел, сосисок не поел, "вычитал" какие-то там молитвы без понимания что там за молитва.

Нужно определить приход как центр церковной жизни, а не только как хозяйствующий субъект, который дает доход, ввести членство и ответственность прихожан.

Возможно, следует пойти на серьезный шаг - мягко вывести за границы церкви всех, кто не причащался год-два-три-десять, и возвращать их в церковь, вести среди них миссию.

Катехизировать священников тоже надо - такой опыт есть в нашей епархии. Всех, кто не имеет богословского образования или окончил духовные учебные заведения более 10 лет назад, владыка Георгий послал на курсы повышения квалификации. Раз в год месяц с отрывом от прихода отцы учатся и сдают экзамен - причем все это не является формальностью и проходит достаточно жестко. Квалификацию священники обязаны подтверждать до 60 лет по возрасту. Архиерей с ними встречается, отвечает на вопросы.

Не следует забывать, что центр катехизации, то, что нас объединяет - это евхаристия, а не партии и не православно-общественные организации.

Юрий, почему в Москве тема катехизации очень непопулярна?

Юрий Белановский, штатный катехизатор Свято-Данилова монастыря, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи:

Пока нет общего правила об обязательной подготовке к вступлению в Церковь, храмы предлагающие катехизические беседы, останутся почти без крестящихся. Люди будут уходить туда, где достаточно заплатить деньги. А это значит, что священники, предлагающие подготовку к крещению, останутся без ощутимой прибавки к жалованию. Многие священники содержат свои семьи (где, как правило, несколько детей и неработающая жена) во многом с этой статьи доходов - совершение треб. Получается, что для духовенства катехизация по желанию - это не только забота о людях, но и урезание им дохода.

Вы уверены, что желающие креститься в большинстве своем выберут тот храм, где катехизация не проводится?

Многие священники свидетельствуют, что людям лень не только пройти несколько огласительных бесед. Один знакомый батюшка у себя в деревне говорит людям, пришедшим креститься: "Я не буду от вас требовать ничего лишнего, давайте только договоримся, что Вы прочтете Евангелие от Марка. И если после прочтения Евангелия от Марка Вы скажете, что по-прежнему хотите креститься, я Вас крещу". Из десяти после этого во второй раз пришел один, а остальные отправились креститься в соседнюю деревню. При этом люди готовы платить за требы большие деньги. Думаю, тысяч пять, - это не вопрос: как же, это ведь как свадьба, рождение ребенка, надо как следует отметить!

А какое лично у Вас отношение к катехизации?

Моя позиция сложная. Надо быть, прежде всего, ответственными за то, что сделано за 20 лет постсоветской жизни. Скажу категорично, безответственно крестили полстраны. В этом смысле, со стороны Церкви должно быть (и часто есть) снисхождение по отношению к тем, кого крестили. Но по отношению к новым крещаемым я категорически за то, чтобы повсеместно ввести пусть даже минимальные, но требования. Ведь это же вступление в Церковь! Чтобы человек перед крещением прочел Евангелие от Марка и прослушал как минимум две-три беседы, и уже после этого принял решение креститься или нет. Я думаю, от людей, которые были крещены без катехизации, мы не имеем права жестко требовать "канонической" жизни, потому что их о ней не предупредили до крещения. Например, если человеку ничего не рассказывали про супружеские посты, а потом, после того, как он крестился, скажут: "Ну вот, дорогуша! Все, теперь давай, соблюдай". Это нечестно. Я считаю, так нельзя. В то же время для людей, которых когда-то крестили без подготовки, нужно разрабатывать специальные просветительские программы.

«Крещеная вера» в России в современном варианте

«Креститься или нет?» — задают часто вопрос ближайшие родственники не определившихся в вере людей, сочувствующие православной вере и Церкви и сами по жизни крещеные, хотя и чаще всего невоцерковленные. И получают очень часто ответ: «да, и поскорее», «жизнь или смерть», «Божия благодать сходит» и многое другое в этом же духе. Или же сами бывают непременно убеждены в этом, подталкивая своих родных ко крещению.

Однако причем здесь «жизнь или смерть», если сам неопределившийся человек может быть теплохладен и безразличен ко Христу и Евангелию? После крещения такие люди часто не воцерковляются и не веруют по-прежнему в большинстве случаев; их жизнь и ее ценности не меняются. Их преображение не происходит, поскольку Господь смотрит не на внешнее произведенное священнодействие, а на суть, на сердце человека… И если сердце его далеко от Господа, то никакое крещение не помогает. Не маги же священники, в конце концов. Тем не менее, у нас в народе давно уже зачастую самому крещению придается какой-то особый самодостаточный смысл, независимо от личной веры и образа жизни человека, тогда как в древности люди проходили просто начальные обряды инициации, становясь оглашенными, и в таком состоянии могли находиться по нескольку лет, прежде чем стать полноценными христианами, членами Церкви. И за оглашенных Церковь молилась. А у нас сейчас большинство прихожан храмов как раз находятся в состоянии оглашенных, а уж о номинально крещеных и говорить нечего. И все это настолько глубоко укоренилось в народном сознании, что большинство священнослужителей сознают всю нелепость нынешней практики, но никто не решается кардинально ничего менять, дабы не травмировать, не оттолкнуть и не огорчить настаивающих на крещении при полной к нему неготовности. Получается прямо по словам одного из героев Лескова: «крещеная вера»… Дай Бог, если хоть на одну подготовительную беседу пришли бы до крещения! Хотя опыт показывает, что одной-двух часовых бесед перед крещением бывает совершенно недостаточно.

Квинтессенцией такого очень распространенного подхода, как в народе в целом, так и в нашей Церкви среди вполне уверовавших и практикующих прихожан и даже священников явился следующий ответ православной христианки на вопрос одной невоцерковленной молодой женщины, следует ли креститься ее сестре, если ей все равно, она не верует во Христа, но ее мама желает, чтобы та стала крещеной:

«За всех крещенных церковь молится. Каждый раз, когда в церкви провозглашают «и всех православных христиан» на Ваш «небесный счет» тоже грошик переводится, а на счет Вашей сестры ничего. И если Ваша мама раз в год в церковь записочку подает о поминовении, то Вас обязательно запишет, а сестру Вашу не сможет» . Не понятно, правда, чем такой взгляд отличается от средневеково-католического в отношении индульгенций… Да, многим родным ТАК ЛЕГЧЕ, легче думать, что можно записку подать за родного и близкого, он крещеный, — неважно, что вне Церкви и не верует… Перефразируя известную строку поэта Н.А. Некрасова, согласно этому представлению получается: «христианином можешь ты не быть, но крещеным быть обязан». Но это не соответствует той серьезности и высоте таинства, которому Церковь в древности ему придавала и в принципе должна ему всегда придавать.

Впрочем, бывает и гораздо более серьезный ответ, как, например, такой, вытекающий из определенных впечатлений, полученных в жизненном опыте:

В жизни окружающих меня людей многократно было так, что после «случайного» и совершенно неосмысленного крещения Бог приводил их в церковь, а один стал священником, правда это совсем особенный случай. Это я о взрослых.

И здесь трудно что-либо возражать, тем более что призывающая Божия благодать действует везде и в то же время совершенно особым образом для каждого человека. Правда, если она вдохновила человека и подвигла к вере много времени спустя после формально состоявшегося крещения, это вовсе не означает, что само ее действие было следствием когда-то проведенного священнодействия. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (). Не может быть в данном случае однозначного ответа и, тем более, истолкования в виде причинно-следственной связи, поэтому лучше всего придерживаться Писания и предания о крещении, которому следовала древняя Церковь. И здесь также уместно задуматься о словах апостола Павла об иудейском обрезании, которое явилось прообразом святого Крещения:

«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (). Если заменить слово «обрезание» на «крещение», а «закон» на «веру во Христа и Евангелие», не получится ли то же самое? «Те, кто во Христа крестился, во Христа ОБЛЕКЛИСЬ». А думать, что само по себе крещение, независимо от веры, спасительно — это заблуждение. Спасает вера, приносящая плоды, первый из которых — ПОКАЯНИЕ. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенною; итак, можно тебе взойти и с душою оскверненною грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли cиe важное церковное чиноположение? Созерцаешь ли порядок и благочиние? Чтение писаний? Присутствие Священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей пред местом сим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно, и взойди завтра благовременнейше. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты, и облекися в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды. Много тебе на это времени… Много способного времени — и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложить пластырь; кто пал, да восстанет, Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства о сем деле» (свят. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»). С свят. Кириллом единомыслен и преп. Иоанн Дамаскин: «Не должно откладывать крещения, когда вера приступающих к нему засвидетельствована делами. Ибо тот, кто с лукавством приступает ко крещению, скорее будет осужден, нежели получит пользу» . Авраам был некрещеный, однако спасся, будучи «отцом всех верующих». Не все некрещеные погибнут, как и не все крещеные спасутся. А кому дано больше, с того больше спрос. Но аргументы от Писания и Священного Предания, как правило, не действуют на многих наших соотечественников, рассматривающих крещение как неотъемлемую часть их быта при рождении детей (неважно, будут ли они воспитываться в вере и есть ли, кому воспитывать) или всерьез думающих, что некрещеным переступать порог храма возбраняется.

И вот здесь-то высшему и среднему духовенству нашей Русской Православной Церкви следовало бы подумать, как переломить этот многовековой сложившийся в народе взгляд на крещение, поскольку опыт катехизации в дореволюционные времена среди наших предков в России практически отсутствовал, ибо распространялся преимущественно на иноверцев. Создается неустранимый в нашей жизни парадокс: за крещеных у нас принимают записки вплоть до поминовения на проскомидии, пусть даже если это были бы неверующие; их отпевают, по ним служат панихиды, а за некрещеных или верующих инославных, которые могут быть по состоянию души гораздо ближе и ко Христу, и к нашей же Церкви, чем многие номинальные православные, молитва отсутствует (кроме весьма общей фразы на Великой ектенье «о соединении всех»). И это одна из черт нашей современной церковноприходской жизни, лишь способствующей консервации укоренившегося неправильного взгляда на крещение. Люди хотят, и, кстати, интуитивно вполне справедливо, церковного поминовения своих неверующих родственников, им нужна «зацепка», которой вроде бы нет, и тогда они подталкивают своих неверующих родных ко крещению!

Но есть и еще более серьезная богословская проблема. В сознании многих вполне церковных людей укоренилось представление о том, что некрещеный вообще и младенец в частности однозначно не спасется. Этот взгляд происходит от концепции наследования вины первородного греха, распространившейся на Западе со времен полемики блаж. Августина с Пелагием и проникшей в позднейшие времена в православное догматическое богословие. По свидетельству современного исследователя истории катехизации в древней Церкви, диакона Павла Гаврилюка, «К середине V в. христиане разных толков стали составлять большинство среди населения крупных городов Римской империи… Постепенно обычай крестить младенцев и маленьких детей стал все более и более распространенным. Церковь всячески поощряла его… В Западной церкви учение о первородном грехе было дополнительным стимулом к скорейшему крещению детей. Согласно этому учению, младенцы, умершие некрещеными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха» .

Однако греческим отцам не было свойственно представление о наследовании вины Адама, хотя единство всего человеческого рода никогда не отрицалось. Как пишет прот. Иоанн Мейендорф, «Доктрина Павла о двух Адамах («Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (), а также платоническая концепция идеального человека, навели Григория Нисского на мысль, что стих – «И сотворил Бог человека по образу Своему» — говорит о сотворении человеческого рода в целом. Поэтому понятно, что грех Адама также должен иметь отношение ко всем людям, точно так же, как спасение, принесенное Христом всему человечеству, есть спасение для всего человечества; но и первородный грех, как и спасение, не могут быть осуществлены в отдельной жизни какого-то одного человека без участия его личной и свободной ответственности.

Библейский текст, сыгравший решающую роль в споре Августина с пелагианами, содержится в Послании к Римлянам 5:12. Павел, говоря об Адаме, пишет: «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что все согрешили (eph ho pantes hemarton)». В этом месте и содержится главное затруднение для перевода. Последние четыре греческих слова были переведены на латынь выражением in quo omnes peccaverunt – «в ком (то есть в Адаме) все люди согрешили», и этот перевод служил на Западе оправданию доктрины о вине, унаследованной от Адама и распространившейся на всех его потомков. Но такой смысл нельзя было извлечь из оригинального греческого текста – византийцы же, разумеется, читали греческий оригинал. Оборот eph ho – сокращение от epi в соединении с относительным местоимением ho – можно перевести как «потому что», и именно такое значение принимается большинством современных ученых, независимо от их конфессиональной принадлежности. Такой перевод позволяет понять мысль Павла так: смерть, которая была «возмездием за грех» () для Адама, еще и наказание, применяемое к тем, кто, как и Адам, грешит. Следовательно, прегрешению Адама придается космическое значение, но не утверждается, что потомство Адама «виновно», как был виновен Адам, разве что и потомки тоже грешат, как он грешил… Eph ho, ели этот оборот означает «потому что», является местоимением среднего рода; но он может пониматься и в мужском роде, если его отнести к непосредственно предшествующему существительному thanatos («смерть»). Тогда предложение приобретает смысл, почти невероятный для читателя, начитанного творениями Августина, но именно так понимало рассматриваемую фразу – в этом не приходится сомневаться – большинство греческих отцов, а именно: «как грех пришел в мир через одного человека и смерть через грех, так смерть перешла на всех человеков; и по причине смерти, все человеки грешили…» . Отсюда следует, кстати, что мнение о том, что в крещении смывается первородный грех, не имеет под собой серьезных оснований ни в Писании, ни в восточном святоотеческом предании. Если бы это было так, то по крещении человек становился бы бессмертным физически, каким Адам мог быть, если бы не согрешил. Преп. Иоанн Дамаскин, живший гораздо позже Августина, введшего само понятие первородного греха, ничего не пишет, говоря о крещении, в этом ключе, но делает вслед за свят. Григорием Богословом (слово 40, на святое Крещение) акцент на соучастии в погребении с Господом во оставление грехов с тем, чтобы с Ним и возродиться от тленной жизни для Царства Божия: «Ибо, так как Бог создал нас в неистление, — а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил на тление смерти, чтобы зло не было бессмертным, то, снизойдя к рабам своим, как благоутробный, и сделавшись подобным нам, Он своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного ребра Своего извел нам источник отпущения: воду для нашего возрождения и омытия от греха и тления, кровь же, как питье, дающее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди — возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, так как человек — двусоставен — из души и тела, то Он дал и двоякое очищение, — водою и Духом; — Духом, возобновляющим в нас образ и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. Духом же, подающим залог жизни» . Таков же акцент и те же образы присутствуют в огласительных поучениях свят. Кирилла Иерусалимского: «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися ()? И мученики сознают это, становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это… С грехами сходишь ты на воду, но благодатное призывание, запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным страшным драконом. Сойдя мертвым из-за грехов, восходишь оживотворенным через правду. Ибо, если ты сделался сообразным подобию смерти () Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поскольку Иисус, восприняв на Себя грехи вселенной, умер, чтобы, умертвив грех, воскресить тебя правдою, то ты, сойдя на воду и некоторым образом погребшись в ней, как Он во гробе каменном, восстаешь снова, чтобы ходить во обновлении жизни () .

«Судя по древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, с тем чтобы (по совету св. Григория Назианзина ) они могли в какой-то мере понимать совершаемое над ними действо и принимать активное участие в чинах оглашения и крещения. Так было и на Руси в XI веке.
Детей воцерковляли на 40-й день после рождения - через молитвы, которые сохранились до наших дней и которые в Московском Требнике (л. 9) правильно печатаются перед крещением, а не после него. Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых над родившею: чин 40-го дня был посвящен исключительно младенцам. Также не существовало главы «како младенца крестити страха ради смертного», ибо этого «страха» не было, так как непосредственно после воцерковления дети считались христианами (выделено мной – свящ. Ф. ): по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха Филарета, они суть «некрещенные христиане»; здесь взрослые оглашенные сравниваются с младенцами, находящимися в ожидании крещения» .

Срок оглашения перед крещением обычно занимал около двух месяцев. Над взрослым, переступившим порог храма с целью принятия крещения, читалась молитва, соответствовавшая молитве, произносившейся над младенцем в 40-й день после рождения - при совершении чина воцерковления, до его крещения. «Через эту молитву язычник вступал в категорию первого оглашения: он воцерковлялся» . В течение этого периода, продолжавшегося 40 дней, предполагалась беседа со священником или епископом, раз в неделю. По истечении этого срока происходило второе оглашение, состоявшее из чтений запретительных молитв против дьявольских сил (каждое из запрещений прочитывалось 10 раз, а не однократно, как впоследствии, то есть занимало не один день, а 10), отрицания от сатаны и сочетания Христу. Само таинство Крещения обычно назначалось на Богоявление, Великую Субботу или Пасхальную ночь, то есть период подготовки к нему приходился на Великий или Рождественский посты (последний только начинал входить тогда в церковный календарь).

Можно ли подумать о том, как частично в современных приходских условиях могла бы быть возрождена эта некогда полезная и уместная предкрещальная дисциплина? Ведь по-прежнему на Литургии каждый раз слышится ектенья «Помолитеся, оглашении, Господеви… Вернии, об оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды», опущенная, впрочем, в настоящее время у греков. Пусть не будет этого исхода оглашенных, как в древности, пусть не будет слушаний с продолжениями Священного Писания (великопостные чтения паримий из книг Бытия и Притчей, тем не менее, суть отражения той самой огласительной дисциплины древней Церкви). Но составление списков желающих принять крещение взрослых на каждом приходе, присутствие их на богослужениях по крайней мере по субботам вечерами и на воскресных Литургиях в течение 40 дней перед крещением и предварительная исповедь оглашаемых с еженедельными беседами со священником или подготовленным катехизатором из мирян никак не помешали бы и в наше время, что для большинства желающих присоединиться к святой Церкви не было бы «бременами неудобоносимыми». Для неопределившихся же людей в вере, чьи родные непременно желают, чтобы Церковь о них возносила молитвы в том числе и на Литургии, можно читать начальную молитву из чина Крещения с возложением руки священника на голову пришедшего, только пытающегося сделать первый пробный шаг и прибегнуть ко святому имени Истинного Бога: «О имени Твоем, Господи Боже истины и единороднаго Твоего Сына и Святаго Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего Н., сподобльшагося прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися… исполни его еже в Тя веры, надежди и любве, да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын. Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити… Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его сталу наследия Твоего». Так можно было бы избежать накопившейся у нас формализации и условной символизации в приходской богослужебной практике. И о таких некрещеных, но инициированных сомневающихся можно было бы также молиться в современных приходских условиях как об оглашенных, оставляя их в таком состоянии на неопределенный срок. В то время как их более верующие близкие могли бы за них молиться в Церкви так, как это делается сейчас за многих номинальных «анонимных христиан» или «метахристиан» , крещеных в Русской Православной Церкви.

Примечания

Преп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной Веры», книга 4, гл. 9

Павел Гаврилюк. «История катехизации в древней Церкви»; М., 2001, с. 259-260

Прот. Иоанн Мейендорф. «Византийское богословие»; Минск, 2001, с. 207-208

Преп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение», книга 4, гл. 9

«Слово огласительное», 3: 7, 9

Автор дает ссылку на «Патрологию» Миня. Очевидно, имеются в виду следующие слова святителя: «Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей» (Слово 40, на святое Крещение).

, «Символ», № 19, 1988.

Там же.

Выражение «анонимные христиане» принадлежит о. Сергию Желудкову (Сборник «Христианство и атеизм», переписка с Кронидом Любарским). Термин «метахристиане» предложен в так наз. «Карианской типологии христиан» для обозначения большинства де-факто крещеных, но невоцерковленных и несведущих в вопросах христианской догматики хотя бы на уровне Символа Веры, либо имеющих свои собственные убеждения, отличные от церковного вероучения: «Люди, связывающие себя с некой христианской традицией (как правило, с той конфессией, которая наиболее известна на данной территории). Их доля в средней европейской стране составляет около 30%. У каждого из них, как правило, свое представление о христианстве (как учении и мировоззрении). Это представление основано на разрозненных исторических и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках (так, многие знают народные приметы, связанные с датами церковных праздников). Обычно они имеют слабое представление о церковном учении и догматах, а также о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей и три-четыре афоризма из Нового завета: «Бог есть любовь», «Не судите, да не судимы будете» и т.п.. Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими источниками, а также с нехристианской исторической, философской и эзотерической литературой (и понимают под христианством свои философско-этические воззрения, сформированные осмыслением такой литературы). Соответственно, они, как правило, довольно равнодушны к инициативам церкви в социально-политической сфере».

К сверхъестественному рождению. Не каждый человек ясно понимает его смысл, поэтому в церкви совершаются огласительные беседы перед крещением.

Для чего проводится беседа

В настоящее время по Указу Патриарха всея Руси Кирилла в православных церквях установлено обязательное собеседование в церкви перед крестинами.

Таинство крещения

Беседа проводится с:

  1. Родителями.
  2. Восприемниками.
  3. Самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Многие посетители храмов не понимают смысла нововведения, ведь раньше все было намного проще.

Беседы проводит катехизатор, их целью является повышение уровня сознательной готовности к принятию Таинства как самих крещаемых, так и их крестных родителей.

Внимание! Без проведения бесед с крестными и родителями крещение ребенка (взрослого) не проводится.

Правила Таинства Крещения

Еще о церковных Таинствах:

При Крещении младенцев и отроков (до 15 лет), обязательно наличие хотя бы одного крестного:

  • у мальчиков - мужчина;
  • у девочек - женщина.

Подготовительные беседы с крестными

Для крестных родителей РПЦ выдвигает те же требования, что и для крещаемых. Но незадолго до совершения Таинства им следует исповедаться во грехах и причаститься.

Существует ряд ограничений для восприемников:

  • они не должны быть биологическими родителями крещаемых, их родными и сводными братьями и сестрами;
  • в крестные запрещено выбирать монашествующих;
  • люди с психическими недугами в качестве восприемников не допускаются.

Корнеев Аким Егорович «Крестины»

Если крестный является постоянным прихожанином любого из храмов РПЦ, то для него не обязательно прохождение оглашения. Но сам факт принадлежности к Вере Христовой необходимо подтвердить документом за подписью настоятеля храма или духовника, с оттиском печати указанного храма.

Совет! Огласительные беседы можно прослушать в любой российской православной церкви, но для подтверждения нужно будет предоставить свидетельство об оглашении.

Подготовительная беседа с родителями

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями следующие моменты:

  1. Назначают срок и время проведения таинства.
  2. Какую одежду необходимо иметь для крещения родителям и крещаемому.
  3. Выбирают церковное имя , того, кто крестится.

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями некоторые моменты

Обязанности родителей:

  • должны быть сами верующие;
  • посещать службу;
  • причащаться.

Обязанности родителей после крещения ребенка:

  1. Посещать богослужения.
  2. Водить на причастие.
  3. Самим жить и ребенка воспитывать по православным канонам.
Важно! Родители должны всячески наставлять и помогать младенцу в его духовной жизни.

О православном воспитании детей:

Пример огласительной беседы

В Православной Церкви принято крестить детей по вероисповеданию их родителей. Последние приносят обязательство пред Богом о научении детей вере, воспитании их в духе православия.

Крещение - это самое первое Таинство, которое было установлено для вступления в Церковь. В этом Таинстве верующий умирает для мирской жизни плотской и рождается в житие духовное. Происходит важный перелом в человеческой жизни ради спасения в жизнь вечную.

А для чего нам спасение?

Все люди произошли от Адама, который согрешил пред Богом. Поэтому все люди с рождения грешные, им чужда духовная жизнь.

А в Крещении человек:

  • умирает;
  • отрекается от страстей и грехов;
  • воскресает в жизни новой, ведущей в вечность;
  • очищается от первородного греха.

Творец дал Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они ее нарушили и отошли от Него. Тогда же они вкусили запретный плод и их настигло ощущение потери Благодати Божией. Их потомки стали рабами страстей, а диавол подчинил их себе. Ради соединения с Отцом Небесным мы и принимаем Крещение.

Важно! Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником. На него ложится огромная ответственность перед Богом. Он должен обучить крестника молитве, участию в Таинствах и богослужениях.

Между ним и новокрещеным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и теперь можно о нем возносить молитвы к Небу и причащать Святых Христовых Таин. Господь дарит новокрещеному Ангела-хранителя, который будет:

  • оберегать человека;
  • по смерти поможет его душе подняться на Небо к своему Создателю.

Быть крестными - это великая ответственность за новорожденного члена Церкви.

Внимание! Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, - помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения.

Видео о беседе перед крещением.