План разбора
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).
- Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Образец разбора
К кому-то 3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
448 . Разберите два любых местоимения (устно и письменно). Текст какого стиля получился у вас при разборе?
1. Будет и на нашей улице праздник. 4 2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.
449 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите местоимения и разберите их письменно. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая части слов, в которых находятся вставленные орфограммы.
До станц.. оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жу(ж, жж)анию к..мара можно было сл..дить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас тёмно(?)синие в..ршины гор, изрытые м..рщинами, покрытые сл..ями снега, р..совались на бледн..м небосклон.., ещё сохранявшем последний о..блеск з..ри. На тёмн..м небе начинали м..лькать звёзды, и странно, мне пок..залось, что они гораздо выше, чем у нас на север.. . По обеим сторонам дорог.. т..рчали голые, ч..рные камни; кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не ш..велился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой поч(?)товой тройки и неровное побрякиванье русского к..локольчика.
(М. Лермонтов.)
450 . Сочинение . Рассмотрите репродукцию картины Е. В. Сыро-мятниковой «Первые зрители». Адресат вашего сочинения - одноклассник. Вы можете описать изображённое на картине; можете написать рассуждение , чем именно вам понравилась картина. А можете сочинить рассказ «Как я случайно оказался в гостях у художника».
Рассмотрите внимательно мальчиков, комнату, в которой живёт художник; вид, который открывает вам распахнутое окно. Можно ли предположить, что изображено художником на картине?
В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точноВ первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.
Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
- Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
- Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
- Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
- Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
- Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
- Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
- Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
- возвратное: себя;
- неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
- отрицательные: ничто, никто;
- притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
- относительные: сколько, кто, какой, где;
- вопросительные: который, где, когда.
- Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
- Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
- Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
- Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
- Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
- Определите и запишите разряд местоимения.
- Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
- Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
- падеж;
- число;
- род.
- падеж;
- Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Схема морфологического разбора местоимения
1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.
2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.
3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.
4. Определить разряды местоимений :
а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;
б). лексико-грамматический разряд (указать значение);
в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).
5. Охарактеризовать морфологические особенности :
а). лицо (для личных);
б). падеж (указать средства выражения);
в). число (указать средства выражения);
г). род (если есть).
6. Охарактеризовать синтаксические особенности :
а). вид связи с другими словами;
б). роль в предложении.
Образцы анализа
Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...
(Джек Лондон)
1. Ему - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кому?
4. Разряды местоимений :
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
6. Синтаксические особенности :
а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;
б). в предложении является дополнением.
1. Какая-то - местоимение.
2. Н. ф. - какой-то .
3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.
4. Разряды местоимений :
б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;
в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .
Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].
5. Морфологические особенности :
ая ; СС - форма сущ. тревога
ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). тревога (какая?) какая-то :
1. Он - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);
в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал
После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.
1. Которая - местоимение.
2. Н. ф. - который .
3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;
б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;
в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;
6. Синтаксические особенности :
а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Я - местоимение.
2. Н. ф. - я .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на говорящего;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 1-го лица;
б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;
в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Иной - местоимение.
2. Н. ф. - иной .
3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.
4. Разряды местоимений
а). местоимение-прилагательное;
б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки
в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
б). в предложении является согласованным определением.
ДПС - дополнительное синтагматическое средство.
ОПС - основное парадигматическое средство.
СС - синтагматическое средство.
При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.
Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.
В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.
Особенности морфологического разбора местоимения
Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.
План морфологического разбора местоимений-существительных
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
– лицо (только у личных местоимений);
– число (если есть);
– род (если есть);
2. Непостоянные:
План морфологического разбора местоимений-прилагательных
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.
План морфологического разбора местоимений-числительных
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Примеры морфологического разбора местоимений
Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.
она ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;
2. Непостоянные – именительный падеж.
III. Подлежащее.
Меня
I. Местоимение, начальная форма – я ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;
III. Дополнение.
Любой
I. Местоимение, начальная форма – любой ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – определительное;
2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.
III. Определение.
Несколько
I. Местоимение, начальная форма – несколько .
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – неопределенное;
2. Непостоянные – винительный падеж.
III. Дополнение.
Морфемный разбор местоимений
План морфемного разбора местоимений:
1. Выделить основу слова и окончание;
2. Выделить корень слова;
3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).
Кто-то пришел.
1. Основа – кто-то , окончание нулевое;
2. Корень слова – кто ;