Многонациональный уклад. Многонациональная россия

Среди множества антирусских тезисов можно выделить один, который используют все без исключения враги Русского народа. Используют потому, что он является наиболее губительным для нас. Это тезис о том, что «Россия - многонациональная страна».Губительным его делает не само признание факта, что в России живет множество народов, а тот ложный вывод, который из него делается ‒ о равнозначности народов России. Непостижимым образом 120-миллионный Русский народ, создавший Россию, стал лишь «одним из народов, населяющих её».

Однако, это еще не все: тезис о «многонациональности» не означает даже «равноправия» Русского Великана с народами-лилипутами.
В государстве, созданном нашими предками, Русский народ оказался, фактически бесправными по сравнению с другими народами. Они, получив политический статус в виде собственных республик и автономий, имеют возможность проводить на этих территориях политику собственного национального развития.

У Русского народа такой возможности нет.

Статус «многонациональной страны» не позволяет проводить Национальную политику развития в отношении Русского народа на всероссийском уровне. Но проводить ее официально на каком-либо другом уровне, кроме государственного, недопустимо и преступно. Ведь это будет означать отказ Русскому народу в праве на всю Россию.

Получается, что мы вроде бы у себя дома, но ничто не принадлежит нам.

У Русского народа нет и официального политического статуса - то есть само его существование фактически не признаётся.

Нынешний президент определил Русский народ как «скрепляющий цемент» России.

Что это за статус такой - «цемент»? У других Народов и политический статус, и политические права есть, а Русский народ - «цемент»?!

Другой, гораздо более выдающийся политический деятель и настоящий реформатор - Пётр Аркадьевич Столыпин, по этому поводу говорил следующее: "Народ, не имеющий национального самосознания - навоз, на котором произрастают другие народы". Быть навозом (извините, «цементом») для существования и развития других Народов - такой вот статус определили для Русского народа в России сегодня.

Враги Русского народа доходят до того, что угрозой для России открыто называют ничто иное, как Русское национальное самосознание. Это звучит с самого верха. Эту чушь льют на нас с экранов телевизоров. Мы просто окутаны этим бредом.

Что за государство мы получили, которое в национальном единстве Русского народа видит страшного врага? Кому оно принадлежит, кому служит? Каким образом получается, что национальное угнетение русских - залог существования этого государства?

Ответ на эти вопросы прост. Нас пытаются заставить поверить в откровенную чушь путем подмены понятий. Наше политическое бесправие - действительно залог существования, но не государства, не России, а режима национального предательства и оккупации.

В стремлении удержать управление страной в своих воровских руках, эта власть решила подменить собой основу государственной целостности России - единство Русского народа. Вместо развития Русского народа, как основы существования и развития всей России, нам предлагают опереться на существующий политический режим, создавая иллюзию его незаменимости. Жалкие шантажисты внедряют мысль о том, что не станет их - не станет и России. Остаётся только удивляться - как же без них, «незаменимых», Россия просуществовала до настоящего времени, не одну тысячу лет?!

Только недалекий ум не понимает, к чему все это приведёт. Любая власть конечна. Тем более та, которая построена на разложении общества, на воровстве и беззаконии.
Любой серьезный социально-экономический и политический кризис (а такие случается регулярно) приведет к закономерному результату такой политики: вскормленные режимом национальные элиты начнут рвать на части страну, созданную Русским народом. И без национального единства сил остановить это у Русских не будет.

Только незрелый ум может полагать, что интересы России могут существовать отдельно от национальных интересов Русского народа. Народа - создателя России, Народа - её хозяина.

Владимир Ткач

Основные понятия - нация и национальность

Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Понятие «нация» имеет латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация » - историчес-ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об-щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха-рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес-кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность - это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

Россия - многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых имеют численность более 1 000 000 человек - это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия - основное или даже единственное место проживания. Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей. Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы. В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре - русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью. Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или вообще численностью только в несколько человек.

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным , например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие. Численность многих малочисленных народов уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией . Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы - граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны - Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие - одно из важнейших наших достижений. Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Rossiya-%E2%80%93-mnogonatsionalnoe-gosudarstvo

https://vimeo.com/120053496

Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости?


С.М.Монин ― специалист по истории внешней политики России и истории национальных отношений, разработал и читает курс "Становление и развитие многонационального государства (этнополитическая история России)".

Данная статья ― выступление автора на Всероссийской научно-общественной конференции "Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века" (Великий Новгород, 19 сентября 2012 г.).

Приводится с незначительным сокращением (ссылочного аппарата).

Ответ на поставленный в заголовке вопрос в общем-то очевиден. Многонациональность может быть как источником силы, так и источником слабости государства или даже его гибели. Но не сама по себе, а в сочетании с определенными политическими, социально-экономическими, военными и прочими факторами. Важно посмотреть, когда и при каких обстоятельствах наступает тот или иной результат.

Практически в любой многонациональной стране первостепенную важность имеют взаимоотношения живущих в ней народов. Эти отношения отличаются особой сложностью и чувствительностью. Порой даже неудачно оброненное слово или бытовая склока из-за какого-то пустяка могут привести к всплеску накопившихся где-то внутри взаимных обид и претензий, высвободить невиданной силы национальную энергию, которая, трансформировавшись в национализм, шовинизм или расизм, может со всей своей мощью обрушиться на другие народы, встретив подобную же волну с их стороны. Но может быть и другой вариант взаимодействия соседних народов, когда они, находя условия своего существования вполне приемлемыми и благоприятными, соединяют свои творческие способности и энергию на благо общей родины, а если надо ― то и на её защиту.

Национальный вопрос в той или иной форме и степени остроты существует практически в любом регионе мира. В развивающихся странах Азии и Африки конфликты на национальной и тесно связанной с ней религиозной почве ― обычное дело. Но не избежали национальных проблем и сытые, демократические страны Запада, где, казалось бы, есть все необходимое для спокойного, благочинного сосуществования различных этносов и национальных групп. В Шотландии и Квебеке возможны референдумы об отделении, соответственно, от Великобритании и Канады. В Барселоне в сентябре 2012 г. прошла 1,5-миллионная демонстрация под лозунгом "Каталония ― новое государство Европы". В Бельгии партии, представляющие валлонов и фламандцев, около года не могли договориться о формировании коалиционного правительства.

Еще не так давно был очень популярен (по крайней мере в либеральных кругах) призыв вернуть Россию в мировую цивилизацию, в ряды "цивилизованных стран". По сути это был призыв примкнуть к западной цивилизации. Из мировой цивилизации Россия никогда ― ни в царское, ни в советское время ― не выпадала по определению. Ведь мировая цивилизация на то и мировая, что она вбирает в себя самостоятельные локальные цивилизации,

представляя собой их взаимодействующую систему. Как невозможно представить себе мировую цивилизацию, например, без Китая, Индии, мусульманского мира, очень непохожих на Запад, так невозможно ― и без России.

Если во многих областях западный опыт вполне может быть использован в Российской Федерации, то в сфере национальных отношений и национальной политики ситуация значительно отличается. Здесь едва ли подходит прямое заимствование западных моделей. Так, проживающие в России десятки и сотни народов на протяжении веков сохраняют свою национальную идентичность. Поэтому российским реалиям не соответствует американский "плавильный котел", в котором до последнего времени прибывавшие в США иммигранты "переваривались", "переплавлялись" и вливались в единую американскую нацию. При этом новые жители Соединенных Штатов могли различаться лишь какими-то своими этническими корнями (американцы немецкого, итальянского, русского и т.д. происхождения).

Не может быть механически перенесена в Россию и политика мультикультурализма, проводившаяся в последние десятилетия в Западной Европе. Она отрицает интеграцию через ассимиляцию и предполагает адаптацию мигрантов в западное общество при сохранении ими своей культуры. Однако на практике получился чрезмерный перекос в сторону гарантирования прав приезжих без обеспечения выполнения ими обязательств по отношению к коренному населению и обществу в целом. Выражающая эту политику политкорректность порой граничит с абсурдом. Изрядная доля мигрантов напрочь отказывается не то что ассимилироваться, но и просто принять и признать порядки, традиции и ценности своей новой страны, предпочитая жить в замкнутых национально-религиозных общинах. С другой стороны, коренное население испытывает нарастающее ощущение некомфортности проживания в своей собственной стране. В результате ― обострение межнациональных отношений и вынужденное признание лидерами ряда государств Западной Европы краха политики мультикультурализма.

Таким образом, международный опыт решения национального вопроса надо учитывать, по мере необходимости использовать, но он не всегда подходит к конкретным, порой уникальным, условиям России.

Нашу страну всегда населяли представители разных народов. В Древней Руси с основным славянским ядром соседствовали финноязычные, а также балтийские и тюркские племена.

Единое Русское (Российское) государство, образовавшееся на рубеже XV-XVI вв., своим многонациональным характером отличалось от единых государств в Западной Европе (Англии, Франции, Испании), которые сложились в ту же эпоху именно на национальной основе. Эта характерная черта России стала особенно очевидной со второй половины XVI в. после присоединения к Москве Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья, где проживали татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, коми и другие народы. В XVII в. подданными русского царя стали племена и народности Сибири и Дальнего Востока, а также жители Левобережной Украины.

В XVIII-XIX в. границы России далеко продвинулись на запад и на юг, охватывая все новые территории и народы. Многонациональность населения страны еще более усилилась. Были присоединены Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Бессарабия, Финляндия, Польша, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия.

Сложилась огромная многонациональная Российская империя. Уже тогда это была необычная держава, заметно отличавшаяся от созданных в то же время на Западе империй колониального типа. По сравнению с ними Россию правильнее было бы назвать империей особого типа, способной не просто перемалывать и ассимилировать покорённые народы, а как бы вбирать их в себя, включать их в общеимперскую жизнь при сохранении их национальной идентичности.

Хотя в этом плане при желании можно найти и исключения (например, Польша, Финляндия). В советское время царскую Россию было принято называть "тюрьмой народов". В подтверждение приводились факты национального угнетения и дискриминации. Но все же это была какая-то странная "тюрьма". Предполагаемый "тюремщик" (читай ― русские) нес на себе основное бремя затрат, усилий и жертв ради сохранения и укрепления державы, не получая при этом никаких привилегий на этнической основе. Самые тяжелые государственные повинности (крепостное право, рекрутчина, подушная подать) в полном объеме распространялись именно и прежде всего на русских, тогда как многие инородцы были от них освобождены.

Положение в некоторых национальных районах благодаря проведенным там Петербургом преобразованиям выгодно отличалось от ситуации в собственно русских регионах. Так, Александр I в 1809 г. предоставил широкую автономию Финляндии, в 1815 г. даровал конституцию Польше, в 1816-1819 гг. освободил от крепостного права крестьян Лифляндии и Эстляндии. Проекты же соответствующих реформ для всей России (конституция, разработанная под руководством Н.Н.Новосильцева, план А.А.Аракчеева по ликвидации крепостничества) были положены "под сукно".

Да и сам "русский" царизм, который согласно рассматриваемой формуле эксплуатировал все народы России (в том числе и русских трудящихся), отнюдь не был примером этнической чистоты. У представителей династии Романовых после Петра III и Екатерины II собственно русской крови осталось не так много. Все правящие верхи и дворянство в целом были многонациональны. Это не удивительно. В состав правящего класса вливались как приехавшие в Россию иноземцы, так и верхушка покоренных народов, получавшие зачастую равные с русским дворянством права и привилегии.

Показательно, что императорская Россия не утратила ни одной территории в результате национал-сепаратистских выступлений . Южную Бессарабию (устье Дуная) потеряли в 1856 году после Крымской войны, но вскоре вернули (1878 г.), Аляску продали США в 1867 г. по решению самого Петербурга, а Южный Сахалин в 1905 г. уступили Японии в результате поражения в войне.

Имели место в царской России национальный гнет и неравенство народов? Были ли национальные движения и восстания? Конечно, были. Можно вспомнить череду восстаний в национальных районах ― от только что покоренного Казанского ханства в 50-е годы XVI в. до Туркестана в 1916 г., мощные выступления в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг., неоднократные волнения в Грузии и т.д. Но в каких странах в этот период (XVIII-XIX в.) царила идиллия в межнациональных отношениях, а политика властей вызывала бы только удовлетворение и одобрение нетитульных народов? Напомним, что, к примеру, рабство как крайняя форма национального и расового угнетения было отменено в большинстве испанских колоний в 1811 г., в Британской империи в 1833 г., в колониях Франции ― в 1848 г., Нидерландов ― 1863 г., в США ― в 1863 г. (запрещено поправкой к конституции в 1865 г.), в Османской империи в 1882 году, в Бразилии ― в 1888 г. В эту же историческую эпоху пало крепостное право в России (1861 г.).

Властвование царизма в многонациональной стране до поры до времени облегчало одно обстоятельство. Становление и оформление наций, вызревание национального самосознания и подъем национальных движений ― это явления, в полный голос давшие о себе знать только в XIX в. и далее по нарастающей ― в XX в. Когда эти движения набрали силу, власть не смогла вовремя сориентироваться и ответить на брошенные ей вызовы. Петербургские верхи так и не выработали чёткой и ясной программы по национальному вопросу.

В результате событий 1917 г. рухнула династия Романовых, а затем, как многим казалось, навсегда развалилась Российская держава.

Всплеск социально-политических и экономических противоречий и тяготы мировой войны, наложившись на проблемы, порождённые многонациональностью страны, способствовали ее распаду. Хотя революции ― и февральская, и октябрьская 1917 г. ― произошли прежде всего в центре, в столице, национальные районы ответили на них резкой активизацией национально-сепаратистских движений.

Не вдаваясь в детальный анализ событий 1917-1920 гг., хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых , почему-то принято считать, что те, кто провозглашал в национальных регионах независимость, были выразителями воли чуть ли не всего местного населения. Между тем немало (а то и множество) "националов" поддерживали там или советскую власть, или белое движение. Победа и красных, и белых означала бы, что единство многонациональной страны было бы сохранено. Применительно к красным это подтверждается последующим развитием событий. Что касается белых, то известен их лозунг "За единую и неделимую Россию" (как вариант: единая Россия с возможным предоставлением автономии отдельным районам).

Во-вторых , утверждение власти национальных правительств, объявивших о независимости, происходило в условиях грубого внешнего вмешательства и при непосредственной поддержке интервентов. Не будь интервенции, наверное, мало какой национальный режим устоял бы в условиях гражданской войны. На Украине Центральная Рада, а затем Директория начисто проиграли борьбу за власть Советам и искали спасения, призывая в страну интервентов (Центральная Рада ― немцев, Директория ― поляков). В Грузии 26 мая 1918 г. была провозглашена независимость, но в это время в Поти уже высаживались немецкие войска, которые вскоре вступили в Тифлис. В Азербайджане мусаватисты смогли войти в Баку только вместе с турецкими войсками. При этом в современной историографии и публицистике стран ближнего зарубежья о советских (русских) войсках часто пишут как об интервентах, тогда как о настоящих интервентах высказываются гораздо мягче, скорее как о союзниках в борьбе за независимость от России. Выходит, что для местных режимов важно было именно отделиться от России, а не получить подлинную независимость. О какой независимости можно говорить в условиях иностранной оккупации?

В-третьих , при разговоре о становлении новых государств, образовывавшихся на территории бывшей Российской империи, надо помнить, что процесс получения независимости затрагивает две стороны: тех, кто отделяется, и тех, от кого отделяются. Само по себе провозглашение независимости ещё не обязательно означает появление самостоятельного субъекта международного права. Требуется в первую очередь признание той страны, от которой "уходят". Показательно, что Эстония, Латвия и Литва, в которых местные национальные силы, противостоявшие большевикам, провозгласили независимость в 1918 г., не сумели сразу добиться международного признания. Только после того, как в 1920 г. Советская Россия заключила с ними мирные договоры и признала их независимость, Великобритания, Франция, США и другие страны также сделали аналогичные заявления.

В-четвертых , оставшаяся под властью большевиков большая часть страны, на которой были созданы советские республики, очень скоро стала восстанавливать своё пусть не формальное, но фактическое единство. Во всех республиках у власти была одна и та же партия большевиков, руководство которой находилось в Москве. 1 июня 1919 г. был принят декрет ВЦИК "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". По этому декрету создавалась единая Красная Армия, командование которой располагалось в Москве. Подлежали объединению республиканские Советы народного хозяйства, а также наркоматы финансов, труда и путей сообщения. На практике функции этих объединённых органов обычно выполняли соответствующие ведомства РСФСР. Многие решения руководства РКП(б), а также органов власти и государственного управления РСФСР распространялись на другие республики. Фактически это отражало начало процесса сближения и объединения советских республик под главенством Советской России, который в 1922 г. подтолкнёт И.В.Сталина к выдвижению плана "автономизации".

Указанные обстоятельства, относящиеся к эпохе революции и гражданской войны, свидетельствовали о силе и прочности нитей, объединявших многие народы нашей страны и обеспечивавших восстановление её единства, несмотря ни на какие беды, испытания и утрату отдельных территорий.

Образовавшийся в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик многие называют ― кто с гордостью, кто с ненавистью ― "красной империей". И снова это будет необычная империя, если вообще этот термин применим к СССР. В классической империи интересы метрополии превыше всего. Колонии для того и нужны, чтобы метрополия и её население получали выгоду от своего господствующего и руководящего положения в империи. Не совсем так, а то и совсем не так обстояло дело в СССР.

Возьмём ли национальный состав правящего слоя, особенно в первые два десятилетия после 1917 г., проведение административных (ставших после 1991 г. государственными) границ между территориями с русским и нерусским населением, финансовые потоки из центра на окраины и обратно. Во всех этих вопросах интересы, условно говоря, "метрополии" и государствообразующего народа часто ограничивались или даже приносились в жертву интересам "колоний" и их народов.

Несмотря на всю сложность, противоречивость, а зачастую и трагичность преобразований в 1920-1930-е гг., их важнейшим результатом стало упрочение единства народов СССР, умножение мощи союзного государства. Лучшее тому доказательство ― победа Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Гитлер очень надеялся, что нападение на СССР вызовет внутри нашей страны взрыв социальных и национальных противоречий, нерусские народы восстанут против Москвы и большевистский "колосс на глиняных ногах" развалится. Однако многонациональное советское государство, при всех издержках и потерях, выдержало тяжелейшее испытание на прочность.

В послевоенный период интеграционные процессы внутри СССР продолжались и усиливались. Многие перекосы и трагические последствия сталинской национальной политики были смягчены и устранены. Достигнутый уровень социального единства общества и глубина процессов интернационализации показались советскому руководству достаточными, чтобы выдвинуть и активно пропагандировать тезисы о решении в СССР национального вопроса и о возникновении новой исторической общности людей ― "советского народа".

Ныне эта идея нередко примитивно трактуется как простое слияние разных наций и народностей в единый советский народ, считай, советскую нацию. Тогда же, в 1970-1980-е гг., подчеркивалось, что это не механическое объединение или тем более ассимиляция. Это именно новая социальная и интернациональная (или: классовая и межнациональная) общность, представляющая собой следующий шаг в развитии исторических общностей людей (от рода и племени в первобытную эпоху до нации при капитализме и социализме и теперь к новой, советской общности на этапе развитого социализма и строительства коммунизма). Длительное совместное проживание в едином государстве привело к тому, что у всех народов, у людей всех национальностей стало появляться все больше общих черт в их жизни, поведении, менталитете. Но культура каждого народа оставалась национальной по форме. Считалось, что все это явилось результатом прочности социально-политического и идейного единства всех классов и социальных слоев, наций и народностей, населяющих территорию СССР. Как показали последующие события, представления о "прочности" и "единстве" оказались преувеличенными, а недостаточное внимание к национальным проблемам обернулось трагическими последствиями для союзного государства. Сочетание многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов привело к развалу СССР.

Многонациональный характер государства дал основу для распространения и победы сепаратистских, центробежных сил. Распад СССР стал "крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин).

В грандиозных по размаху и последствиям и драматических по характеру событиях, связанных с гибелью Союза, ещё предстоит детально разобраться. Многие силы и механизмы, задействованные в этом процессе, до сих пор скрыты от посторонних глаз, а конкретные обстоятельства случившегося, мотивы действий многих политических игроков зачастую остаются под покровом тайны.

Либералы заявляют, что, может быть, развал СССР и вызывает сожаление (хотя, мол, все империи неизбежно разрушаются), но зато удалось сохранить целостность России.

На самом деле нынешняя Российская Федерация ― это бывшая РСФСР, а историческая (Большая) Россия, которая носила название Советский Союз, оказалась разрушенной. Советская страна была единым целым, живым развивающимся организмом. При всех кардинальных трансформациях XX века она сохранила генетическую преемственность с предшествовавшими эпохами.

Так что Союз отнюдь не был случайно составленной пирамидкой из 15 кубиков (союзных республик), каждый из которых имел свое название и жил своей жизнью. Показательно, что все годы существования СССР на Западе его называли Россией. Да и мы сами сейчас часто говорим "Россия" вместо "СССР", когда речь идет о советском периоде отечественной истории.

Утверждается также, что "демонтаж империи" и демократические преобразования прошли без кровопролития. В жизни всё было гораздо сложнее. В ряде районов некогда единой страны дело дошло до прямого вооруженного противостояния из-за национальных и региональных противоречий, стоившего жизни множеству людей (сепаратистский мятеж в Чечне, гражданская война в Таджикистане и другие "горячие точки"). Трагические события в Москве в сентябре-октябре 1993 г. тоже имели связь с развалом СССР.

В новой исторической обстановке надо найти пути укрепления единства народов нынешней России, чтобы избежать повторения судьбы погибшего Союза.

Важно, чтобы решение национальных проблем российские власти искали не в абстрактной теории и словесных заклинаниях, а прежде всего в приземлённой действительности. преступность, Надо бороться c такими явлениями, как этническая преступность, вызывающее поведение отдельных мигрантов, коррупция и кумовство на национальной почве, перекосы в национальном составе чиновников и бизнесменов в отдельных республиках, монополизм этнических групп в тех или иных видах бизнеса. Необходимо на практике обеспечить равные условия для людей всех национальностей, воспитывать толерантность, уважительное отношение к чувствам и ценностям других народов.

Особое значение приобретает русский вопрос. Было время, когда государство заботилось прежде всего об интересах нерусских народов. Теперь пришел черед принять действенные меры по поддержке русского народа, русского языка, русской культуры. От того, как чувствует себя народ, по сути являющийся государствообразующим, в огромной степени зависит состояние всего общества. Тем более, что русскость ― это не только и не столько показатель этнического происхождения, сколько показатель принадлежности к русской цивилизации. В этом смысле русскость не отторгает, а, наоборот, объединяет и консолидирует другие народы, живущие в одной стране с русскими и принимающие русскую культуру и русский язык наряду со своими национальными культурой и языком. Русский народ выполняет, таким образом, интегрирующие функции в многонациональном Российском государстве. Русский культурный код лежит в основе российской цивилизации.

Важный аспект русского вопроса ― положение соотечественников, проживающих за рубежом. Президент Румынии Т.Бэсеску публично заявлял, что "Румыния и румыны ― единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделённым после воссоединения Германии" (имелось в виду, что румыны и молдаване ― это, дескать, один народ). В связи с этим стоит напомнить, что к разделённым народам можно было бы отнести, например, венгров, сербов, албанцев, осетин.

Но самый большой разделённый народ в Европе ― это русские. После развала СССР за пределами нынешней России оказалось, по разным оценкам, 20-25 млн русских. Если немцы 40 лет называли себя "разделенной нацией" и боролись за объединение, то почему русские не могут хотя бы назвать себя разделённым народом? Конечно, это вызовет всплеск обвинений в "имперском мышлении" и каких-то других "грехах", но это будет констатацией реального факта.

Расширение и укрепление многосторонних связей с бывшими союзными республиками, ныне независимыми государствами, особенно с теми, где проживает много русских и других славян, является важнейшей задачей внешней политики Москвы. В последнее время российское руководство активно занялось проблемами евразийской интеграции и добилось на этом пути ощутимых сдвигов. В июле 2012 г. на совещании послов и постоянных представителей России президент В.В.Путин подчеркнул: "...Углубление интеграционных процессов на пространстве СНГ ― это сердцевина нашей внешней политики, курс, рассчитанный на историческую перспективу. ... Будем планомерно вести дело к созданию евразийского экономического союза, что должно быть еще более глубокой степенью интеграции".

Однако на пути евразийской интеграции стоит немало серьезных препятствий.

Во-первых , не может не сказаться более чем 20-летнее раздельное, независимое существование бывших советских республик. Поначалу, когда Советский Союз только что разрезали "по живому", разрыв, например, устоявшихся экономических, технологических и прочих связей сказывался крайне болезненно. Но за последующие годы производство (если, конечно, оно не сгинуло вовсе) более-менее восстановилось, обросло новыми связями, вступило в новые кооперационные схемы с другими партнерами, как правило, не из СНГ. Доля взаимной торговли постсоветских государств в их товарообороте, составлявшая поначалу его большую или даже подавляющую часть, затем резко сократилась. Основная часть экспорта-импорта теперь приходится на Евросоюз, США, Китай, Турцию. С этими же партнерами интенсивно развиваются связи и во многих других областях, например, в образовании (в том числе обучение за рубежом), науке, культуре.

Во-вторых , Россия в силу сложности и неоднозначности своего нынешнего состояния, будь то экономика, права человека, демократия, уровень и образ жизни, преступность и т.д., пока не обладает достаточной притягательной силой, чтобы вовлечь в интеграционные процессы на постсоветском пространстве новых участников и устранить сомнения у тех, кто уже в них серьезно вовлечён. Да и в самой России, прежде всего в её элите, не все готовы одобрить и активно поддержать евразийскую интеграцию. Не для того некоторые российские политические силы в свое время активно участвовали в развале СССР, чтобы теперь заняться собиранием его осколков.

В-третьих , национальные элиты постсоветских государств не особенно рвутся в новые интеграционные объединения, видимо, опасаясь за свою власть и собственность и не желая конкурировать с более мощным российским бизнесом. Они по-прежнему надеются получить больше выгод от сотрудничества с дальним зарубежьем, прежде всего с США, Европейским Союзом, Китаем или по крайней мере ― одновременно "доить двух коров". Евроатлантическая ориентация имеет много сторонников на постсоветском пространстве, и они, очевидно, не предрасположены поддерживать евразийскую интеграцию и сближение с Россией.

В-четвертых , старшие поколения жителей новых независимых государств, значительная часть которых с ностальгией вспоминает времена СССР, постепенно уходят. Представления населения о современной России и отношениях с ней формируются прежде всего под воздействием своих политиков и СМИ, которые смотрят на все с собственной колокольни и часто изображают Россию не с лучшей стороны. Аукаются разного рода споры, конфликты с Россией, торговые войны с ней (была даже настоящая, горячая война). Новые поколения уже не помнят времена единого союзного государства, зачастую воспринимают своих соседей на постсоветском пространстве как чужаков и потому не чувствуют особой потребности в интеграции с ними. Ситуация усугубляется резким падением уровня знания русского языка в странах Закавказья и Центральной Азии.

В-пятых , Запад сделает всё для того, чтобы воспрепятствовать интеграции на постсоветском пространстве. Можно не сомневаться, что в ход будут пущены все средства ― от словесных увещеваний и финансово-экономических пряников до жесткого давления, угрозы "цветной революции" и использования "пятой колонны". Упускать плоды своей победы в "холодной войне" Запад не захочет ни при каких обстоятельствах. Кстати, и Китай вряд ли охотно откажется от преимуществ развития отношений со странами СНГ на двусторонней основе, а не в составе какого-то интеграционного объединения.

История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

В XV – XVII в.

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

К XV веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа

К XV веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость всех слоев городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Различия касались лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, определяемой имущественным положением человека. По словам Д.С. Лихачева «древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства». Эти слова справед­ливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное действо и т.д., по суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер.

Ярко выраженными были две тенденции проведения досуговых занятий представителей различных сословий населения России: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.

К XV веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины. Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. Но женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках. В боярских, дворянских, купеческих семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.

Женщины их богатых семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).

В XIV - XV веках возрождаются книжные традиции Киевской Руси. Развивается материальная база просвещения. Возникает книгопечатание. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства. Православное христианство становится духовной опорой Российского государства, исповедуeт единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века.

Безусловный интерес представляет история развития досуга в России в предпетровский период, когда в обществе создаются благоприятные политико - экономические, социально - культурные и ценностно - ориентационные условия для процесса взаимодействия традиций и новаций.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века). Формированию новых мировоззренческих установок во многом способствовали два важнейших исторических события этой эпохи: Смута и церковная реформа Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Одним из знаков эпохи, фактором, способствующим движению российского общества по пути к Новому времени стала социально-культурная деятельность. Вторая половина XVII столетия в России определена как переходная эпоха, соединившая традиции Древней Руси и новации Нового времени, которая позволяет выявить наиболее значимые периоды его развития, когда происходит смена культурных парадигм, а социально-культурная деятельность становится одним из приоритетных направлений культурного процесса.

Переходный характер исследуемой исторической эпохи способствовал развитию двух систем досуга - традиционной и инновационной. Сущность традиционного досуга заключается в диалектике двух начал: православного (церковного) и народного (смехового); несмотря на свою противоположность эти начала «уживались» в рамках традиционной системы досуга, что было обусловлено дуализмом традиционного сознания. Традиционный досуг носил ярко выраженную социально-педагогическую направленность, которая была обусловлена теми функциями, которые он выполнял в обществе. Социальная значимость традиционного досуга выражалась в том, что в нем нашли отражение идеалы и ценности традиционной культуры (религиозность, консерватизм). Основные формы традиционного досуга (праздники, спортивные состязания) обладали большим педагогическим потенциалом: традиционный досуг играл важную роль в системе воспитания, образования и просвещения, посредством досуга передавались определенные традиции, знания, умения и навыки.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия и по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу. В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного». Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.

Сфера досуга в силу своей свободы от официоза и регламентации в переходную эпоху становится «платформой» для внедрения новаций и их интеграции в общественную жизнь, внедрение которых обусловлено объективными причинами и субъективными факторами.

Результатом этого процесса можно считать досуговую «революцию сверху», начавшуюся в XVII веке и завершившуюся петровскими реформами. В связи с запрещением скоморошества появилась необходимость восполнения «утрат» в системе зрелищно-игровой культуры, появилась потребность Московского государства в западноевропейском опыте, что привело к активным инокультурным заимствованиям.

Суть данного явления состояла в активном внедрении новых форм досуга, а также трансформации его особенностей и функций, в том числе:

В создании и развитии придворного театра, который прошел путь от «иллюстратора» церковной службы до самостоятельного светского зрелища;

В неформальном обучении и общении, воплотившихся в таких формах, как беседы, диспуты, дискуссии;

В частном коллекционировании;

В интеллектуальных играх (шахматы, шашки, «зернь»).

Эти новации утверждались только в структуре досуга высшего сословия. Для остальных сословий (среднего и низшего) были характерны традиционные формы досуга.

их социально-педагогическая направленность, которая проявилась в следующем:

Досуговые новшества способствовали формированию новых культурных ценностей и просветительных идей (отношение к просвещению, образованию, общению, развлечениям);

Досуг обладал воспитательным, эстетическим и духовно-нравственным потенциалом, он помогал формированию знаний, умений, навыков, развитию эстетических вкусов и потребностей, распространению общественных ценностей.

Новые формы досуга стали важным фактором утверждения придворной культуры, как формы абсолютизации государственной власти.

Культурные инновации, интегрируясь в российское общество, подвергались переосмыслению и трансформации, согласно национальным традициям и ценностям. Диалектика традиций и новаций в российском досуге второй половины XVII века, заключающаяся в их «соперничестве» и, одновременно, во взаимодействии, механизм которого обусловлен историко-культурными (новые элементы в условиях сохранения традиционной культуры), социально-педагогическими (новые ценностно-познавательные ориентиры в рамках средневековой системы ценностей) закономерностями.

Активные отношения между традициями и новациями в эту эпоху инициируются государством и осуществляются в рамках «революции сверху». В этот период сфера досуга становится передним планом преобразований: именно здесь происходят сложные процессы примирения «старых» и «новых» ценностей. Посредством досуга в силу относительной свободы данной сферы от регламентации и официальных установок в общественной жизни утверждаются новации, досуг берет на себя роль «проводника» инноваций.

Досуг оказывается пространством поиска мотиваций для такого примирения: это подтверждает, что новации только тогда имеют успех, когда они захватывают пространство повседневности. Досуг как неотъемлемая часть жизнедеятельности общества отражает все особенности переходного периода. Соединение педагогических и рекреационных начал в досуге является одним из важнейших факторов эффективности досугового времени как для общества в целом, так и каждой отдельной личности.

Процесс «секуляризации» общества нашел отражение и в сфере досуга. Происходит трансформация культурной «горизонтали». На ее место приходит культурная «вертикаль» - единообразие, «равноправность», все большая десакрализация и дифференциация досуга. Основополагающим фактором в трансформации традиционной системы ценностей, обусловившим формирование новых духовных и культурных идеалов, стал процесс секуляризации. Наиболее ярко он проявился в сфере художественного творчества: литературе (проявление авторского «начала», а также новых сюжетов, героев, жанров); зодчестве (поиск нового стиля, строительство «светских» учреждений); музыке (появление многоголосия, развитие инструментального творчества); изобразительном искусстве (изменения в иконописи, зарождение портрета и пейзажа);

Начинается закономерный процесс «обмирщения» культуры, т.е. она повернулась к реальному миру, и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Таким образом, создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

После освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Возникает книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Православное христианство становится духовной опорой Российского государства. Формируется идея о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный судит и наказывает как за дела, так и за мысли.

Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества служили исторические произведения и прежде всего летописи. Их написание находилось под государственным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке. Уже в давние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства.

В развитии русской культуры этого периода большую роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. У Византии Россия переняла свой герб – двуглавого орла, смотрящего на Запад и на Восток. Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Древней Руси с Востоком. Этому способствовало географическое положение или, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и определило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших черт иного духовного мира.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право, оформленное Судебником (1497) и Соборным уложением (1649). Крепостное право означало прикрепление крестьян к земле и полную зависимость от помещика-феодала.

Крепостничество по-своему повлияло на характер русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу своей страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В России монголо-татарское нашествие и крепостное право задержало эпоху Возрождения сравнительно с процессом гуманизации культуры в Западной Европе. В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. Обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века. Своеобразным вкладом в культуру была знаменитая Переписка Ивана IV Грозного с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от возможных гонений в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике. Курбский обвинял Грозного в «злых нравах». Царю тоже было что припомнить князю-эмигранту.

Почти все публицисты считали естественным крепостное право. Исключением являлись высказывания Ермолая-Еразма о пахарях, которые кормят всех людей как простых, так и царей. Пересветов писал о вредоносности для военной мощи государства «порабощения людей», которые «лишены чести». Таким образом русская литература и культура проявляла новые черты в отличие от нравов Средневековья. Эти признаки Возрождения получили свое дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках и во многом определили историческую роль культуры.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Противоречия в государственном строе обострили социальные процессы в стране. XVII век начался со Смуты – первой гражданской войны в России, затем последовала крестьянская война – восстание И. Болотникова (1606-1607), объединившее холопов, крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков в борьбе против крепостничества. Территориально восстание охватило около 70 городов Нижнего и Среднего Поволжья. В ходе восстания были осаждена Москва, а позже захвачена Тула. После четырех месяцев осады Тулы, повстанцы сдались. Волна городских восстаний прокатилась по стране в середине XVII в.

Новые процессы возникли в церкви – опоре государства и династии Романовых, взошедших на престол в 1613 г. Возникла «ересь» (различия в вере, отступничество), превратившаяся в крупное православное течение, несогласное с официальной церковью старообрядчество или староверие, идеологом которого был протопоп Аввакум. Потрясения различного порядка определили название современниками XVII века как «бунташного». Однако последующие века русской истории не были более спокойными. Социальные взрывы только начинались.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века.

В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г.

Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку.

Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах».

В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов.

Православное христианство и образование централизованного Российского государства способствовали развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Светское начало усиливается в архитектуре, в живописи. Таким образом создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник. Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".

Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.

Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения.

Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда.

Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.

Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.

Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим.

Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.

Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.

"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными чертами, присущими театральному действу.

Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья. Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.

Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.

Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре. До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.

В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров - братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами - ремёслами, торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.