Кэтлина изображено жилище североамериканских индейцев которое называется. Гороскопы художников

Его мать и бабушка оказались заложниками во время восстания индейцев в штате Пенсильвания, известное как Резня в долине Вайоминга.

Несмотря на все пережитое семьей, детство Джорджа было наполнено историями про индейцев и поиском индейских артефактов.

Выучившись на юриста, он некоторое время занимался адвокатской практикой в ​​Уилкс-Барре. Но страсть к живописи взяла верх. И в 1821 году, в возрасте 25 лет, попытался продолжить свою карьеру в качестве художника-портретиста, проживая в Филадельфии. Конечно, он стал постоянным посетителем музея в ведении Чарльза Уилсона Пила, в котором содержались многочисленные предметы, связанные с индейцами, а также экспедицией Льюиса и Кларка.

Ход его карьеры изменила делегация западных индейцев посетивших Филадельфию. Кэтлин написал первые портреты индейцев и решил собрать, как можно больше информации об этом народе. Как утверждал он сам, именно эта встреча определила его судьбу.

В 1828 году Кэтлин женится на Кларе Грегори, которая был родом из зажиточной семьи купцов в Олбани, Нью-Йорк. Несмотря на свой счастливый брак, Кэтлин очень хотел изучать Запад.

И он отправился 1830 году в западную часть Соединенных Штатов. Сент-Луис был тогда краем американской границы. Ему удалось встретиться c Уильямом Кларком, который четверть века назад провел знаменитую экспедицию.

Кларк был впечатлен желанием художника и предоставил ему помощь, чтобы он смог посетить индейские селения. Карта Кларка, на тот момент, была самой подробной картой Северной Америки к западу от Миссисипи.

Кэтлин Джордж: Маленький Медведь, воин из племени Хункпапа, 1832

Холст, масло, 73,7 х 60,99

На протяжении 1830-х годов Кэтлин много путешествует, часто живя среди индейцев.

В 1832 году живет среди сиу, которые сначала очень подозрительно отнеслись к детальному изображению на бумаге. Тем не менее, ему было разрешено изображать жизнь племен.

Кэтлин Джордж: Последний круг церемониального танца Мандан О-Ки-Па, 1832

Холст, масло, 59 х 71

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин Джордж: Лоси у воды, 1854

Холст, масло, 48,26 х 67,31 Частное собрание США

Кэтлин часто рисовал портреты индейцев, их повседневную жизнь, записывая сцены ритуалов и даже спорта. На одной картине он изображает себя и индийских вождей в шкурах волков в траве прерии, внимательно наблюдающих за стадами буйволов.

В 1837 году Кэтлин открывает картинную галерею в Нью-Йорке.

Его считают первым, кто показал «Дикий Запад» и экзотическую жизнь индейцев для жителей города.

Кэтлин Джордж: Бизон, великий воин племени пауни, 1832

Холст, масло

Вашингтон, Национальный музей американского искусства

Кэтлин ожидал, чтобы его выставку будут принимать всерьез как исторические документы о жизни индейцев. Он мечтал продать свои картины в конгресс США и надеялся, что проделанная им работа легла в основание национального музея, посвященного индейской жизни.

Кэтлин Джордж: Горб Бизона, верховный вождь, 1832

Холст, масло,73,7 х 60,99

Но конгресс не оказался заинтересован в покупке картин. И выставка работ в других города не была так популярна, как в Нью-Йорке.

Расстроенный Кэтлин уезжает в Англию, где его творчество вызывает интерес. Картины с успехом демонстрировались в Лондоне.

Кэтлин Джордж: Белое Облако, вождь племени айова, 1830-1870

Холст, масло70,5 x 58 см

Вашингтон Национальная галерея США

Книга более 800 страниц вышла в двух томах. Весь материал наблюдений, зарисовок, собранных во время путешествий, вошли в книгу. Она успешно прошла через ряд изданий.

Кэтлин Джордж: Гон у бизонов — Верховья Миссури, 1837-39

Холст, масло

Вашингтон Национальный музей американского искусства

В своих заметках художник подробно рассказывал, как огромные стада буйволов на западных равнинах были уничтожены, только потому, что одежда из меха была очень популярна в восточных городах.

Кэтлин Джордж: Военный совет сиу, около 1848

Холст, масло 64,45 х 81,28

Частное собрание США

Проницательно называя это явление экологической катастрофой, Кэтлин сделал потрясающее предложение. Он советовал оградить огромные массивы западных земель, чтобы сохранить их в естественном состоянии.

Таким образом, именно Джордж Кэтлин первым дал идею создания национальных парков.

Вскоре Кэтлин возвращается в Соединенные Штаты, и снова попытался предложить Конгрессу свои картины. Но его опять ждала неудача. Оказавшись в тяжелом финансовом положении все же решает вернуться в Европу.

Кэтлин Джордж: Фламинго в южной Америке, 1856

Акварель, гуашь 53,34 х 67,94

Частное собрание США

В Париже, Кэтлину удалось урегулировать свои долги, продавая большую часть своей коллекции картин американскому бизнесмену, который хранил их на паровозном заводе в Филадельфии. Жена Кэтлина умерла в Париже, и художник переезжает в Брюссель, где и жил до возвращения в Америку в 1870 году.

Кэтлин умер в Джерси-Сити, Нью-Джерси в конце 1872 года. Некролог в New York Times назвал значимой его работу документирования индейской жизни, и подверг критике Конгресс, который так и не приобрел коллекцию.

Какова же судьба его картин? Часть работ долгое время хранилась на фабрике в Филадельфии и была приобретена Смитсоновским институтом, в котором находятся и сегодня. Другие работы художника разшлиь по всему миру, и находятся в музеях США и Европы.

Можно добавить, что без самоотверженной любви Джорджа Кэтлина к индейскому народу, без его любви к свой земле, наши знания о индейских племенах и природе Америки, не были бы так полны и красочны. Он, как строгий очевидец, фиксировал уходящий мир.

Его творческое наследие обрело смысл и ценность спустя годы.

Материал подготовила скромный любитель всего индейского P.S. София

Спасибо, Алексей!!! Вдохновляет!

София, спасибо за интересный очерк.Благодаря таким увлечённым людям приоткрываются новые горизонты.

Спасибо за отзыв. У меня над столом висит копия его работы, вдохновляет...Возможно, это хорошо, идти своим путем.

Спасибо огромное за очень интересный материал. Как бы я хотел повторить судьбу этого человека и художника!


(портрет не с выставки - из wikipedia)

Джордж Кэтлин
Портрет работы William Fisk. 1849
(не с выставки - из wikipedia )

Лишь в первой экспедиции 1803 года Льюиса и Кларка не было художников. Во всех последующих исследовательских партиях они принимали участие. Тем самым было положено начало традиции в Америке. В дореволюционной России традиция существовала. К слову, сохранялась и в советские времена.

Примерно в те же 1820е годы, когда первые экспедиционные художники фиксировали события, Чарльз Бэрд Кинг ( Charles Bird King , 1785 - 1862) получил государственный заказ создать портреты членов делегаций индейцев, прибывающих с официальными визитами в Вашингтон. Почему выбран этот мастер? Кто он такой?

Профессиональный художник. Получил серьезное образование в Нью Йорке и в Королевской Академии Лондона. Писал портреты многих более чем известных персон, в частности, президента Джона Адамса и министра обороны Джона Кэлхауна.

В рамках госзаказа Кинг создал серию (так называемую «книгу») небольших портретов маслом на холсте. Погрудные портреты анфас на темном фоне. Всего за период с 1822 по 1842 года Кинг создал 143 портрета - огромная работа , согласитесь . Финансировало создание портретной галереи - федеральное правительство . Томас Маккени (Thomas McKenney), чиновник высокого ранга, впоследствии глава Bureau of Indian Affairs (Бюро по делам индейцев) был другом Кинга . Иногда блат благотворен: портреты Кинга вдохновили и самого МакКенни, - в 1829 году он взялся за колоссальный труд. Сейчас его трехтомник History of Indian Tribes of North America. - классика . Иллюстрации в трехтомнике - из портретной галереи Кинга (на нашей выставке, естественно, нет. Все равно выложила в самом конце рассказа о художнике)

Какой портрет представлен на нашей выставке?

"Джесси Лохматая Голова" ( 1820. х.м. 46х 36)

Привычно-анекдотическое имя? Погодите. Породистый интеллигентный человек, несуетливый и отлично знающий себе цену. Коротко стриженные волосы, стоячий воротник безукоризненной рубашки, черная лента шарфа. ИНДЕЕЦ???!!!
Лидер индейцев чероки, одного из самых крупных и могущественных племен Северной Америки. Лохматая Голова отличался незаурядными способностями. Получил сан баптистского священника, служил своему племени в качестве дипломата и переводчика. Был ЕДИНСТВЕННЫМ должностным лицом, который разъезжал в пределах племени без оружия и охраны - с одной Библией в руках.

Такой художник - такая модель.

Кинга в интернете много.
Три иллюстрации (из 143) с литографий (9" x 6") из того самого трехтомника (см. выше):

1. Chon-Mon-I-Case, An Otto Half Chief, 2. Chou-Ca-Pe, An Otto Second Chief, 3. Hayne Hudjihini

В 1824 году делегация индейцев побывала в Филадельфии. Здесь ее увидел Джордж Кэтлин ( George Catlin , 1796-1872) . Юрист, с юности увлекавшийся живописью.

Делегация произвела на Кэтлина ошеломляющее впечатление. Цитата из путевого дневника: «История этого народа - тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне... быть их историком» (далее все цитаты по каталогу в-ки «Запад, Запад.Запад», Вашингтон, 1989, стр. 27 ).

Стремился зарисовать образ жизни индейцев до того, как их мир разрушит неизбежное вступление в силу новых правил игры. Оставил после себя не только живописные свидетельства, но и литературные публикации. Популярен при жизни. Вот вам и ценители прекрасного??? Помимо всего остального, организовал и провез по Европе «Шоу дикого запада». Дягилев индейского искусства.

К 1840 году Кэтлиным написано около 600 картин - летопись жизни 40 с лишним племен. В 1840х годах более 400 портретов, пейзажей и жанровых сцен выставлялись в Англии, Франции и Бельгии.

Американский посол Черчиль Кемберлинг привез альбомы с работами Кэтлина в Россию. В эти же 1840е Кэтлин подарил всучил несколько работ Николаю I во время визита российского императора в Лондон.

На выставке Кэтлин представлен пятью работами (1832, масляная живопись на холсте размером 58 или 61 х 71). Три из них:


В 1832 году во время путешествия вверх по Миссури писал индейцев племени мандан. Изображена церемония посвящения, которую вынуждены проходить все мальчики-подростки. В конце "ужастика" их подвешивают за ключицы и в бреду боли и страха (а, может, и какого одурманивающего?!) они "познают" свое истинное имя. На последней картинке ребят без сознания уносят "реанимироваться". Жуткая история.
Через пять лет (после Кэтлина) племя полностью исчезнет в результате эпидемии оспы.
Отморозками быть - вредно для здоровья! Не апачи, однако!
Работы Кэтлина - единственное свидетельство о целом народе.

Тот самый случай, когда неловко анализировать собственно живопись: полотна ценны не этим. Тем не менее, при всей эскизности и «юридических навыках», у Кэтлина живописное видение мира. Смотришь на работы 1820х годов, а кажется, что это примитивизм уже следующего века. Да и сейчас такого «наива» немало. Единственно, следует помнить: художник не самовыражался, а выполнял заказ по «записи реальных событий в режиме реального времени». Это - репортаж.

В инете Кэтлина полно.

Увы, пропустим несколько стен - целое созвездие художников.

Остановимся на пару минут у этого забавного полотна. Что за «гномы», будто вылезшие из пещер старо-немецких или шотландских легенд?

«Золотодобытчики», ( 1858. х.м. 74х91 ). Автор - Альбертиус дель Ориент Брауэр ( Albertius del Orient Browere , 1814-1887).

Сын скульптора, профессиональный художник. Мастер жанровой живописи и речных пейзажей. Большую часть жизни прожил в штате Нью Йорк в Кэтскиллских горах, которые и изображал, зарабатывая «на хлеб насущный» и попутно накапливая известность.

Однако, было в его жизни два эпизода. В 1852 и 1858 году «золотая лихорадка» позвала в Калифорнию. Земли на берегу Тихого океана включены в состав страны в конце сороковых: 1846 год - Орегон и 1848 - Калифорния. После того, как в 1848 году в Калифорниинашли золото, началось то, что сегодня хорошо известно по романам и повестям, а также по многочисленным фильмам, песням, балладам, легендам и преданиям.

Среди искателей приключений, естественно, оказались и художники. Однако, многие скоро поняли, что прибыль от основной специальности несравнимо надежнее, чем старательская деятельность.

Пестрая когорта так называемых «сорокадевятников». Кстати, в 1849 году на прииски Калифорнии прибыла группа русских старателей. Знаете ли вы, что именнорусская партия оказалась в числе самых успешных? А вы считаете, что выставку сделать - это картинки привезти, да по стенкам развешать? Вот что можно «наМыть» в процессе подготовки.

Как получилось, что наши «золотодобытчики» столь разительно отличаются от привычно-киношных? Художник - «хозяин-барин». Он их видел такими:чистенькими, с вьющимися аккуратными бородками, в колпачках, смеющимися во время отдыха у подножья гор-великанов. Фантазеры эти художники. Стиль даже получил название «неправдоподобный» или, по имени самого известного «сказочника», «хоггартовский».

А почему, собственно, все старатели должны остаться в мифологии авантюристами, трагиками и романтическими хулиганами? Джек Лондону - «джек лондонское», а Брауэру - «брауэрское».

Брауэр в интернете есть. Смотрите, торгуются сегодня работы на аукционах.
Вот, к примеру www.askart.com/AskART/B/albertus_del_ori ent_browere/albertus_del_orient_browere.a spx

The Attack On The Ewatkins Glenn.

С "обязательной программой" заканчиваем. Следующий пост начну с одного из любимых.

Уилкс-Барре, штат Пенсильвания - 23.12.1872, Джерси-Сити, штат Нью-Джерси), американский художник и путешественник. Из семьи ветерана Войны за независимость. В 1817-18 годах изучал право в Литчфилде (штат Коннектикут). В 1821 оставил адвокатскую практику и переехал в Филадельфию для занятий живописью. Специализируясь в миниатюре и портретной живописи, работал в различных городах востока США. В 1824 году становится членом Пенсильванской академии изящных искусств, в 1826 - Национальной академии рисунка. После случайной встречи в 1828 в Филадельфии с делегацией индейцев-виннебаго решил посвятить своё творчество сохранению индейского наследия. В 1830 переехал в Сент-Луис. В 1830-36 годах совершил 5 поездок на Индейскую территорию, в район Великих Озёр и во Флориду, посетив около 50 племён, написав свыше 500 картин (в основном портретов индейцев, а также сцен охоты, боевых схваток, ритуалов и т.п.) и собрав огромную коллекцию артефактов, составивших его «Индейскую галерею». С 1837 с успехом выставлял коллекцию и читал публичные лекции о жизни индейцев в США, с 1840 - в Европе, привлекая к выступлениям индейцев. В 1840 году в Лондоне вышел «Описательный каталог Индейской галереи Кэтлина» («Descriptive catalog of Catlin’s Indian gallery»). В 1841 опубликовал 2-томный труд «Письма и заметки о нравах, обычаях и положении североамериканских индейцев» («Letters and notes on the manners, customs, and condition of the North American Indians»), иллюстрированный 300 гравюрами. В 1844 выпустил портфолио с 25 раскрашенными гравюрами («Портфолио североамериканских индейцев Кэтлина»). В 1848 вышло 2-томное сочинение «Заметки Кэтлина о восьмилетнем путешествии и пребывании в Европе с его коллекцией индейцев Северной Америки» («Catlin’s notes of eight years’ travels and residence in Europe with his North American Indian collection»). В 1852 Кэтлин был вынужден продать «Индейскую галерею» (607 работ) частному коллекционеру (в 1879 передана его вдовой в Смитсоновский институт).

В 1854-57 годах Кэтлин предпринял поездку в Южную и Центральную Америку и на тихоокеанское побережье Северной Америки. По материалам последней поездки в 1868 опубликовал записки «Недавние путешествия к индейцам Скалистых гор и Анд» («Last rambles amongst the Indians of the Rocky mountains and the Andes», 1867). К 1870 создал новую «Галерею зарисовок» (300 копий «Индейской галереи» и свыше 300 новых работ). В 1871 вернулся в США, в 1872 получил приглашение выставить «Галерею зарисовок» в Смитсоновском институте. Рисунки и описания Кэтлина - ценный источник для изучения жизни индейцев 1-й половины 19 века. Около 350 работ из «Галереи зарисовок» хранятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, остальные - в Музее естественной истории в Нью-Йорке и других музеях США.

Соч.: Life amongst the Indians. N. Y., 1867; О-Keepa: А religious ceremony, and other customs of the Mandans. L., 1867. New Haven, 1967; У американских индейцев // Среди дикарей. СПб., 1876.

Лит.: Hassrick R. В. The G. Catlin book of American Indians. N. Y., 1977; Truettner W. Н. The natural man observed: а study of Catlin’s Indian Gallery. Wash., 1979; G. Catlin and his Indian Gallery / Ed. Th. Heyman, G. Gurney. Wash., 2002; Worth R. G. Catlin: painter of Indian life. Armonk, 2008.

«История этого народа – тема, заслуживающая всей жизни. И лишь закат этой жизни может помешать мне … быть их историком»

Из путевого дневника Джорджа Кэтлина

Джордж Кэтлин – довольно незаурядная личность в истории путешествий. Он известен как американский художник, писатель и путешественник-этнограф, который занимался изучением культуры и традиций индейских племён и оставил немало ценных сведений, ставших едва ли не единственным свидетельством о жизни целого народа.

От детских грёз — к воплощённым в реальность мечтам

Родился будущий исследователь цивилизации индейцев 26 июля 1796 г. в местечке Уилкс-Барре, расположенном в штате Пенсильвания, в семье обычного американского фермера. Ещё ребёнком Джордж узнал немало о жизни индейцев из рассказов своей матери и бабушки, которые во время масштабного индийского восстания, известного как «Вайомингская Резня», оказались в заложниках у аборигенов. Рассказы об индейцах покорили воображение мальчишки, и в детские годы он немало времени проводил, блуждая по лесу, в поисках каких-то индейских вещиц.

Повзрослев, Джордж изучил юриспруденцию и даже некоторое время практиковал в своём родном городке. Но душа его совсем не лежала к такой работе. Юридическая практика казалась ему довольно скучным делом, да к тому же, молодой человек не на шутку увлёкся живописью и решил дальнейшую жизнь связать именно с этим, более интересным, творческим делом. В возрасте 25 лет юноша перебрался в Филадельфию, где начал постигать азы искусства.

Юный художник любил посещать музей, в котором содержалось немало экспонатов,

связанных с жизнью индейцев, и однажды ему даже довелось повстречаться с прибывшей в город делегацией индейцев, портреты которых и стали первыми, причастными к жизни этого народа, работами Кэтлина. Именно в этот момент Джордж окончательно принял для себя одно из наиболее важных в своей жизни решений, к которому он шёл ещё с детских лет: во что бы то ни стало, узнать как можно больше информации об истории индейских племён и о жизни индейцев.

Но в очередной раз жизнь отвлекла его от мечты. На этот раз на пути встали романтические грёзы. Молодой художник всерьёз увлёкся дочерью преуспевающего торговца из Олбани – Кларой Грегори, и в 1828 г. женился на ней. Но, не смотря на счастливый брак, Джордж не позабыл ни о живописи, ни о своём желании досконально изучить историю индейских племён.

Спустя 2 года после женитьбы, Кэтлин ещё более осознанно приступил к реализации своей давней мечты. Он побывал в Сент-Луисе, где встретился с Уильямом Кларком, занимавшим в ту пору официальную должность по вопросам, связанным с жизнью индейцев. Стареющий исследователь был впечатлён работами молодого талантливого художника и всецело разделял стремление Джорджа к изучению индейских племён, поэтому постарался помочь реализовать желание парня и предоставил ему свободный пропуск для путешествий по индейским резервациям.

Кисти, краски и путешествия

Путешествуя по Америке, Кэтлин изображал сцены быта индейских племён, рисовал портреты индейцев и живописные пейзажи своей страны тех времён. Среди его работ немало красочных портретов коренных жителей американского континента, которые позволяют получить наиболее яркое представление о них.

За почти 8 лет своих путешествий Джордж изучил 48 различных индейских племён, и именно во время путешествий по стране он заметил, насколько негативными были последствия экспансии белых на дикий запад. Уничтожение коренного населения и живописной первозданной красоты окружающей природы, а также её обитателей привело Кэтлина к мысли о необходимости создании таких участков, «в которых люди и животные сосуществовали бы в окружении естественной красоты природы».

Эта идея прозвучала из уст художника-путешественника за 10 лет до того, как правительством США было принято решение о создании первого национального парка на территории страны – . Проникнувшись за время своих путешествий жизнью индейских племён, художник стал одним из ярких сторонников сохранения индейских народов и их самобытной культуры.

В 1837 г. в Нью-Йорке состоялось открытие картинной галереи работ Кэтлина. Это был один из первых показов в стране картин, которые позволяли обычным городским жителям ознакомиться с экзотическим для них бытом и культурой индейских племён. На протяжении 2-х лет художник проводил выставки своих работ в разных восточных городах страны. На них им было представлено свыше 600 работ и обширная коллекция из тысячи предметов индейской культуры.

Изгой на родине, гений на чужбине

Будучи ярким борцом за сохранение самобытных индейских племён, Джордж Кэтлин хотел продать свои картины Конгрессу США, в надежде, что его работы послужат исторической документацией, свидетельствующей о жизни индейцев, и станут главными экспонатами национального музея, посвящённого жизни этого народа. Но, увы, Конгресс не разделял таких устремлений и вовсе не был заинтересован в покупке картин Кэтлина. Правительство не питало особой симпатии к художнику, который отстаивал права индейцев и постоянно критиковал власть страны за политику по отношению к ним. Такая же неудача ожидала Джорджа и в иных городах страны, где он пытался продать свои работы.

Разочарованный и разуверенный в возможности воплотить свою светлую идею в родной стране, Кэтлин покинул Америку и уехал в Англию. Как ни странно, но на чужбине к картинам американского путешественника отнеслись более заинтересовано, и именно там Джорджа ожидал настоящий успех: в 1845 г. его коллекция была представлена даже в самом Лувре в Париже. В Европе Кэтлин смог наконец-то воплотить в реальность и свою мечту о сохранении сведений об индейских племенах, которая в Америке никого не смогла заинтересовать. В 1841 г. в Лондоне была издана книга «Нравы индейцев Северной Америки», которую художник проиллюстрировал тремя сотнями своих собственных гравюр, а в 1948 г. появились на свет его «Заметки 8-ми лет путешествий».

Триумфальный успех привёл Кэтлина к мысли вернуться в США и вновь предложить свои работы Конгрессу. Но признанный на чужбине, на своей родине он так и остался отвергнутым. Кроме того, из-за махинаций при вложении финансов в приобретение земельного участка, художник оказался на грани банкротства. Он был вынужден продать большую часть своей коллекции, чтобы погасить долги, и вновь вернулся в Европу, на этот раз поселившись в Париже.

После смерти жены Кэтлин переехал из Парижа в Брюссель, где и провёл последние годы своей жизни. Незадолго до своей смерти художник вернулся в себе на родину, где и умер в Нью-Джерси, в 1872 г.

Бесценный труд исследователя индейских племён на его родине смогли оценить по достоинству лишь после смерти. В некрологе, опубликованном в New Time, Кэтлина посмертно восхвалили за огромный вклад в сохранение сведений об индейских племенах и раскритиковали Конгресс за равнодушие к светлым идеям Джорджа, а картины этого американского художника-путешественника и по сей день являются ярким свидетельством того, что приложенные для воплощения мечты усилия никогда не бывают напрасны.