Н.В. Гоголя возмущал тот факт, что чиновники ведут страну не к развитию, а к упадку. Именно поэтому он изобразил их именно такими, какими они являются на самом деле. За эту правду писатель подвергся критике.
Все чиновники как на подбор. Они ничем не отличаются друг от друга, разве лишь тем, что одни любят поболтать о пустяках, а другие - молчат, так как им нечего сказать. Все они духовно умерли, у них нет интересов, их не волнуют судьбы простых людей, которым они должны помогать согласно возложенным на них обязанностям.
Мир чиновников - это мир полный праздников, развлечений и взяток. Все без исключения ничего не делают, пока не получат вознаграждение. Их жены не работают и ничем не занимаются, из чего понимаешь, что чиновники отлично зарабатывают на взятках. Все вместе они ведут праздный образ жизни. Чиновники любят собираться вместе и играть в карты весь день и ночь.
Мир чиновников полон эгоизма, обмана, подлости и незаслуженных денег. Этот мир полон мертвых душ, именно такими были все чиновники. Здесь предательство и подлость расцениваются как обычное явление. Чиновники не понимают, что живут недостойной жизнью. В их понимании они многого добились и занимают высокую должность, поэтому их надо уважать.
Гоголь, современник Пушкина, свои произведения создавал в исторических условиях, сложившихся в нашей стране после неудачного выступления декабристов в 1825 году. Перед деятелями литературы и общественной мысли встали благодаря новой общественно-политической ситуации задачи, нашедшие в творчестве Николая Васильевича глубокое отражение. Развивая в своем творчестве принципы этот автор стал одним из самых значительных представителей данного направления в русской литературе. По мнению Белинского, именно Гоголю удалось взглянуть впервые прямо и смело на русскую действительность.
В этой статье мы опишем образ чиновников в поэме "Мертвые души".
Коллективный образ чиновников
В заметках Николая Васильевича, относящихся к первому тому романа, есть следующее замечание: "Мертвая бесчувственность жизни". Таков, по мнению автора, коллективный образ чиновников в поэме Следует отметить разницу в изображении их и помещиков. Помещики в произведении индивидуализированы, а вот чиновники, напротив, обезличены. Можно составить лишь коллективный их портрет, незначительно выделяются из которого почтмейстер, полицмейстер, прокурор и губернатор.
Имена и фамилии чиновников
Следует обратить внимание на то, что у всех лиц, составляющих коллективный образ чиновников в поэме "Мертвые души", не указаны фамилии, а имена называются часто в гротескных и комических контекстах, иногда дублируются (Иван Антонович, Иван Андреевич). Из них некоторые выдвигаются на первый план лишь на короткое время, после чего исчезают в толпе других. Предметом гоголевской сатиры были не должности и личности, а социальные пороки, социальная среда, являющаяся главным объектом изображения в поэме.
Следует отметить гротескное начало в образе Ивана Антоновича, его комическое, грубое прозвище (Кувшинное Рыло), одновременно отсылающее к миру животных и неживых вещей. Иронически охарактеризован департамент как "храм Фемиды". Это место является важным для Гоголя. Департамент изображается часто в петербургских повестях, в которых он предстает как антимир, своеобразный ад в миниатюре.
Важнейшие эпизоды в изображении чиновников
Образ чиновников в поэме "Мертвые души" можно проследить по следующим эпизодам. Это прежде всего губернаторская "домашняя вечеринка", описанная в первой главе; затем - бал у губернатора (восьмая глава), а также завтрак у полицмейстера (десятая). В целом в 7-10-й главах выдвигается на первый план именно чиновничество как психологическое и социальное явление.
Традиционные мотивы в изображении чиновников
Можно обнаружить множество традиционных мотивов, характерных для русских сатирических комедий, в "чиновничьих" сюжетах Николая Васильевича. Данные приемы и мотивы восходят еще к Грибоедову и Фонвизину. Очень напоминают также чиновники губернского города своих "коллег" из Характерны для них злоупотребления, произвол, бездеятельность. Взяточничество, чинопочитание, бюрократизм - социальное зло, традиционно высмеиваемое. Достаточно вспомнить описанную в "Шинели" историю со "значительным лицом", страх перед ревизором и стремление его подкупить в одноименном произведении и взятку, которую дают Ивану Антоновичу в 7-й главе поэмы "Мертвые души". Весьма характерными являются образы полицмейстера, "благотворителя" и "отца", что наведывался в гостиный двор и лавки, как в свою кладовую; председателя гражданской палаты, который не только освобождал от взяток, но также и от необходимости вносить плату за оформление документов своих друзей; Ивана Антоновича, который не делал ничего без "благодарности".
Композиционное построение поэмы
Сама поэма строится на похождениях чиновника (Чичикова), который скупает мертвые души. Этот образ обезличен: о самом Чичикове автор практически не рассказывает.
1-й том произведения по замыслу Гоголя показывает различные негативные стороны жизни России того времени - как чиновничьей, так и помещичьей. Все губернское общество является частью "мертвого мира".
Экспозиция дается в первой главе, в которой рисуется портрет одного губернского города. Всюду запустение, неустроенность, грязь, что подчеркивает безразличие местных властей к нуждам жителей. Затем, после того как Чичиков посетил помещиков, в главах с 7-й по 10-ю описывается собирательный портрет чиновничества тогдашней России. В нескольких эпизодах даны различные образы чиновников в поэме "Мертвые души". По главам можно проследить, как автор характеризует этот общественный класс.
Что роднит чиновников с помещиками?
Однако самое ужасное - это то, что подобные чиновники не исключение. Это типичные представители системы бюрократии в России. В их среде царит продажность и бюрократизм.
Оформление купчей
Вместе с возвратившимся в город Чичиковым мы переносимся в судебную палату, где предстоит этому герою оформить купчую (7-я глава). Характеристика образов чиновников в поэме "Мертвые души" дается в этом эпизоде очень подробная. Иронически использует Гоголь высокий символ - храм, в котором служат "жрецы Фемиды", беспристрастные и неподкупные. Однако поражает прежде всего запустение и грязь в этом "храме". Объясняется "непривлекательная наружность" Фемиды тем, что она принимает посетителей по-простому, "в халате".
Однако эта простота на деле оборачивается откровенным пренебрежением к законам. Никто не собирается заниматься делами, а "жрецы Фемиды" (чиновники) заботятся лишь о том, как бы взять с посетителей дань, то есть взятки. И они действительно преуспевают в этом.
Кругом беготня с бумагами, суета, однако все это служит лишь одной цели - запутать просителей, для того чтобы они не смогли обойтись без помощи, любезно предоставленной за плату, разумеется. Чичикову, этому пройдохе и знатоку закулисных дел, тем не менее пришлось воспользоваться ей, чтобы попасть в присутствие.
Он получил доступ к необходимому лицу лишь после того, как предложил открыто взятку Ивану Антоновичу. Насколько узаконенным явлением стала она в жизни чиновничества России, мы понимаем, когда главный герой попадает наконец к председателю палаты, который принимает его как своего старого знакомого.
Разговор с председателем
Герои после учтивых фраз переходят к делу, и здесь председатель говорит о том, что "не должны платить" его приятели. Взятка здесь, оказывается, настолько обязательна, что лишь близкие друзья чиновников могут обойтись без нее.
Еще одна примечательная подробность из жизни городского чиновничества выясняется в разговоре с председателем. Очень интересен в данном эпизоде анализ образа чиновника в поэме "Мертвые души". Оказывается, что даже для такой необычной деятельности, которая была описана в судебной палате, отнюдь не все представители данного класса считают необходимым отправляться на службу. Как "человек праздный" прокурор сидит дома. Все дела за него решает стряпчий, который в произведении называется "первейшим хапугой".
Бал у губернатора
В описанной Гоголем сцене на (8-я глава) мы видим смотр мертвых душ. Сплетни и балы становятся для людей формой убогой умственной и общественной жизни. Образ чиновников в поэме "Мертвые души", краткое описание которого мы составляем, может быть дополнен в этом эпизоде следующими деталями. На уровне обсуждения модных фасонов и расцветки материала существуют у чиновников представления о красоте, а солидность определяется по тому, как человек повязывает галстук и сморкается. Нет и не может быть здесь настоящей культуры, нравственности, поскольку нормы поведения зависят целиком от представлений о том, как должно быть. Именно поэтому Чичиков поначалу принят столь радушно: он умеет чутко реагировать на запросы данной публики.
Таков вкратце образ чиновников в поэме "Мертвые души". Краткое содержание самого произведения мы описывать не стали. Надеемся, вы его помните. Характеристику, представленную нами, можно дополнить, опираясь на содержание поэмы. Очень интересна тема «Образ чиновников в поэме "Мертвые души"». Цитаты из произведения, которые можно найти в тексте, обратившись к указанным нами главам, помогут вам дополнить данную характеристику.
Поэма «Мертвые души»
Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»
Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Исследователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезличены, лишены индивидуальности (в отличие от образов помещиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно охарактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмейстер и почтмейстер.
Чиновники губернского города не слишком умны и образованны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности городских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих персонажей в поэме - это не что иное, как механическое повторение слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпионом, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.
Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком количестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».
Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крестьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - замечает Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновники. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».
В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки - обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных денежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то беззаконие, которое царит в «присутственных местах». Интересно, что в первоначальной редакции это место в поэме сопровождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда водилось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем платить».
Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вторые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении - щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».
И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образами городских чиновников. Вот первый чиновник города - губернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полицмейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничающий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наводит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о возможном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один только картуз свой, то один картуз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чиновники «толстые». Но не менее критически обрисованы писателем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.
Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помощи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.
Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, расчетливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы - эти понятия чужды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюстители порядка и законности» - такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичиковым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с аферой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью прокурора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоминание о суде божьем за все жизненные деяния.
Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чиновников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фонвизину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… - традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сатирическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному замечанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет собой ужасную исповедь современной России».
Здесь искали:
- мир чиновников в поэме мертвые души
- изображение чиновников в поэме мертвые души
- чиновники в мертвых душах
Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. Однако, по мнению Ю. В. Манна, нельзя сводить к «единому привципу» композицию I тома. Действительно, трудно доказать, что Ноздрев, например, «хуже» Манилова или Собакевич «вреднее» Коробочки. Возможно, Гоголь расположил помещиков по контрасту: на фоне мечтательности и, так сказать, «идеальности» Манилова ярче выступает хлопотливая Коробочка: один возносится в мир совершенно бессмысленных мечтаний, другая настолько погрязла в мелочном хозяйствовании, что даже Чичиков, не выдержав, называет ее «дубиноголовой». Таким же образом противопоставлены далее безудержный враль Ноздрев, вечно попадающий в какую-нибудь историю, почему он и назван Гоголем «историческим человеком», и Собакевич, расчетливый хозяин, прижимистый кулак.
Что же касается Плюшкина, то он помещен в конце помещичьей галереи не потому, что оказался всех хуже («прореха на человечестве»). Не случайно Гоголь наделяет Плюшкина биографией (кроме него наделен биографией еще только Чичиков). Когда-то Плюшкин был другим, были в нем какие-то душевные движения (у других помещиков ничего подобного нет). Даже и сейчас, при упоминании старого школьного товарища на лице Плюшкина «вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». И, может быть, поэтому по замыслу Гоголя из всех героев I тома «Мертвых душ» должны были прийти к возрождению именно Плюшкин и Чичиков (о котором речь впереди).
Чиновники. В сохранившихся заметках Гоголя к I тому поэмы есть такая запись: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота… Мертвая бесчувственность жизни».
Замысел этот нашел полное воплощение в «Мертвых душах». Внутренняя мертвенность помещиков, проявившаяся в первых главах произведения, соотносится с «мертвой бесчувственностью жизни» в губернском городе. Конечно, здесь больше внешнего движения, суеты, визитов, сплетен. Но по существу все это лишь призрачное существование. Гоголевская идея Пустоты находит выражение уже в описании города: пустынные неосвещенные, бесконечно широкие улицы, бесцветные однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
Гоголь создает коллективный образ чиновников. Отдельные фигуры (губернатор, полицмейстер, прокурор и др.) даны как иллюстрации массового явления: они лишь на короткое время выдвигаются на первый план, а затем исчезают в толпе им подобных. Предметом сатиры Гоголя были не личности (хотя бы и столь колоритные, как дамы - просто приятная и приятная во всех отношениях), а социальные пороки, точнее говоря, социальная среда, которая становится главным объектом его сатиры. Та бездуховность, которая отмечалась, когда речь шла о помещиках, оказывается присущей и миру губернских чиновников. Особенно рельефно это проявляется в рассказе и внезапной смерти прокурора: «…тогда только с соболезнованием узнали, что у покойного была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал». Строки эти очень важны для правильного понимания смысла названия поэмы. Действие «Ревизора» происходит в далеком уездном городе. В «Мертвых душах» речь идет о городе губернском. Отсюда не так уж далеко до столицы.
Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...
Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...
Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности - и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя,...
Над поэмой “Мертвые души” Гоголь работал около семи лет. В центре сюжета поэмы - Павел Иванович Чичиков. Внешне этот человек приятен, но на самом деле это страшный, расчетливый стяжатель. Поражает его лицемерие, жестокость, которые он проявляет при достижении...