Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”).
) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
Чему учит сказка "Дикий помещик"?
- И откуда вы, шельмы, берете!!
Сказка Дикий помещик Салтыкова — Щедрина очень актуальна на сегодняшний день.
Помещик ненавидел крестьян. Но, оставшись без своего крепостного Сеньки, он стал дичать.
Не стоит пренебрегать теми, кто кормит.
В своих сказках Салтыков — Щедрин очень сочувствует народу, но при этом, он осуждает его за долготерпение.
Салтыкова-Щедрина недаром проходили в советское время. Он высмеивал богатых тупых чиновников и сочувствовал крестьянам. У него в сказках простой мужик всегда сообразительней барина. В сказке Дикий помещик все тоже самое. Осуждают помещиков. Сочувствует многострадальным крестьянам. Осуждает их за терпение. Не думала, что до сих пор изучают творчество этого писателя. Я против него ничего не имею, конечно, но все это как-то однобоко)
Салтыков-Щедрин Дикий помещик. Произведение учит быть человеком, будь ты наверху на троне или ползаешь внизу как червь. Человеческое достоинство должно быть у каждого и человек человеку равный, хотя положение, конечно, может быть разным.
Салтыков-Щедрин(псевдоним-Н.Щедрин) любимый писатель советских времен.Ему установлен памятник в Твери.Высмеивал помещиков и их безграничную власть над крестьянами.Сам он был из богатого рода.Был вице-губернатором.Его сказки,были голосом того времени,когда уже было понятно,что без освобождения крестьян от помещиков,необходимо для процветания России.Наверное и сейчас можно найти таких помещиков хоть в гос.предприятиях,так и у частников.Отношение к рабочим и крестьянам наверное не сильно изменилось.Просто сейчас можно хлопнуть дверью и уйти на другое место работы.А во времена Салтыкова не уйдешь от самодура помещика.
М. Е. Салтыков-Щедрин вовсе не идеализировал крестьян, как это утверждает один из предыдущих ораторов. Взять хотя бы сказку о двух накормленных генералах, в которой мужик сам связал вервку, чтобы его связали (на тот случай, если сбежать надумает).
Когда во время последнего мирового кризиса стали терять работу не только пролетарии, но и менеджмент, сколько воплей по СМИ прокатилось. Караул, свет клином сошлся. Они и подумать не могли, что всегда у мужика зарплату урежут, заставят больше работать, половину уволят — и будут продолжать получать безумно огромные зарплаты и неизвестно за что бонусы.
Это говорит о том, что власть имущие (где бы они е не имели: в парламенте, в конкретной фирме или в рассматриваемой сказке) действительно думают, будто их приказы порождают материальные ценности, словно волшебные заклинания, а простой народ, эти ценности создающий, только мешает им жить, ибо они понятия не имеют, что и как в этом мире делается .
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина под названием Дикий помещик учит, прежде всего, не плевать в колодец, из которого придтся пить. Помещик, который является главным действующим лицом произведения, вначале не был диким, а только очень глупым, потому что решил, что от мужика в его владениях вреда гораздо больше, нежели пользы. Поэтому решил он мужика извести, но сам при этом к жизни был совершенно не приспособленным, до такой степени, что даже не мог приготовить себе еду. Так постепенно и одичал, поскольку перестал за собой ухаживать, начал ходить на четвереньках и охотиться, как это делают дикие звери. То есть, необдуманно истребив мужика, оказался на грани гибели и сам. Глупость — это самая большая беда, которая, если уж датся при рождении, то и не покидает человека на протяжении всей его жизни. И цена ошибок, совершнных под е влиянием, может быть очень и очень высокой.
Сказка учит людей не быть глупыми
Помещик глупый был, мужики ему чем то не угодили
Кроме того в какой то момент он мыться перестал, одичал
Так что соблюдать гигиену нужно
Ну и не делать разных глупостей — иначе назовут дураком.
Сказка немного странная, но раньше все сказки были такие.
Стоит отметить, что эта сказка отображает современность именно в том, что многие люди пытаются жить за счт других, как и этот помещик, но при этом втаптывают этих других в грязь. А когда возомнившие о себе люди остаются одни, тут они и становятся дикими, потому что нет больше рядом тех людей за счт которых они жили. На мой взгляд эта сказка учит тому, что надо относиться к людям с уважением и милосердием, потому как все мы зависим в какой-то степени друг от друга. В любых ситуациях нужно оставаться людьми.
Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 6080-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки для детей изрядного возраста, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (Медведь на воеводстве, Орел-меценат), эксплуататоров и эксплуатируемых (Дикий помещик, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил), обывателей (Премудрый пескарь, Вяленая вобла).
Сказка Дикий помещик направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик Но тут же появляется элемент современной жизни: и был тот помещик глупый, читал газету Весть. Весть газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, мягкое, белое и рассыпчатое. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит холопьего духу. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: Весь он, с головы до ног, оброс волосами а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только рой мужиков отловили и водворили на место, на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?) генералы, которых он вместо говядин-ки угостил печатными пряниками и леденцами (Однако, брат, глупый же ты помещик!) и, наконец, капитан-исправник (Глупый же вы, господин помещик!). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с Диким помещиком, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в Диком помещике возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
Ну если коротко, то сказка учит тому, что без простого народа государство существовать не может. А если длинно, то согласна с jkhnjkh6457.
Между тем капитан-исправник хоть и покровительствовал помещикам, но в виду такого факта, как исчезновение с лица земли мужика, смолчать не посмел. Встревожилось его донесением и губернское начальство, пишет к нему: А как вы думаете, кто теперь подати будет вносить? Кто будет вино по кабакам пить? Кто будет невинными занятиями заниматься? Отвечает капитан-исправник: казначейство-де теперь упразднить следует, а невинные-де занятия и сами собой упразднились, вместо же них распространились в уезде грабежи, разбой и убийства. На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал, в каковом человеко-медведе и подозревает он того самого глупого помещика, который всей смуте зачинщик.
Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.
Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.
И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
Каждая сказка Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому ҹитателю все произведения кажутся удивительно интересными и поуҹительными. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыбнуться, ведь их сюжеты оҹень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать ҹеловеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И ҹитатель продолжает переҹитывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день. Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто проҹел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый ҹеловек без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В ҹем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном слуҹае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополуҹным и комфортным. Но разве не ҹудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаются плодами ҹужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не полуҹает ровным сҹетом никакой благодарности. Генералы воспринимают его старания как неҹто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие картины, ҹто у ҹитателя не остается ровным сҹетом никаких сомнений по поводу того, на ҹьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь сҹастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения. Во ҹто же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводит нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает ҹванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, ҹто мир создан только для них и ҹто простой народ существует лишь для того, ҹтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина ҹасто действуют животные, рыбы, птицы. Но ҹитатель ясно видит в них ҹеловеҹеские ҹерты, желания, привыҹки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делают, ҹто пряҹутся от трудностей, не замеҹая, ҹто тем самым лишают свое существование смысла, делая его пустым, а себя несҹастными.
Текст сочинения:
Каждая сказка Салҭыкова-Щедрина содержиҭ в себе глубинную мудрость, лирикому читателю все произведения кажуҭся удивительно интересными и поучительными. Сказки Салҭыкова-Щедрина заставляюҭ нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечиҭывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомниҭ ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном случае олицетворяюҭ правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополучным и комфорҭным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаюҭся плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимаюҭ его старания как нечто само собой разумеющееся.
Салҭыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие карҭины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.
Бог исполнил его молиҭвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?
Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводиҭ нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий ҭиҭулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоиҭ только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируюҭ, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.
В сказках Салҭыкова-Щедрина часто действуюҭ животные, рыбы, пҭицы. Но читатель ясно видиҭ в них человеческие черҭы, желания, привычки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делаюҭ, что прячуҭся от трудностей, не замечая, что тем самым лишаюҭ свое существование смысла, делая его пустым, а себя несчастными.
Права на сочинение "Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на
Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведения кажутся удивительно интересными и поучительными. Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор - далеко не главное в них. Основная цель автора - показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечитывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки?
Генералы в данном случае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик - это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование «сильных мира сего» благополучным и комфортным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждаются плодами чужого труда? А «мужик» работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.
«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие картины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне . с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка « помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.
Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.
Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «помещиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «генералами», когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют животные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.
И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делают, что прячутся от трудностей, не замечая, что тем самым лишают свое существование смысла, делая его пустым, а себя - несчастными.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!