Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Положение человека в обществе: современные символы статуса

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

Типология социальных статусов

Ральфом Линтоном были введены два понятия - ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

  • Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
  • Достигаемый статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

Статусный набор

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Cоциальный набор - введено американским социологом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Модель статусных групп (классов) Л. Уорнера

В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

  • Высший класс («higher class»)
    • Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи.
    • Нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи.
  • Средний класс («middle class»)
    • Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов
    • Нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки
  • Низший класс («lower class»)
    • Верхний-низший класс включал рабочих
    • Нижний-низший класс - «социальное дно»

Источники

  • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 11 важная особа (36) важная персона (34) важная птица … Словарь синонимов

    Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ - ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ. По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, заложившая наряду с трудами К. Маркса Нищета философии (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4), Наёмный труд и капитал (там же,… … Демографический энциклопедический словарь

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? положения, чему? положению, (вижу) что? положение, чем? положением, о чём? о положении; мн. что? положения, (нет) чего? положений, чему? положениям, (вижу) что? положения, чем? положениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия

    - («Положение рабочего класса в Англии») По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, представляющая собой первый обширный диалектико материалистический анализ капитализма, а также положения и роли пролетариата в … Большая советская энциклопедия

    положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

    Ср. 1. Местонахождение кого либо, чего либо в пространстве. отт. Расположение какого либо пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза. отт. Расположение предметов. 3. Состояние, обусловленное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

    ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ - – совокупность условий выживания, развития и жизнеобеспечения детей, сложившихся в обществе. К ним относятся: степень материальной обеспеченности жизни детей; состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений; система… … Терминологический ювенологический словарь

Книги

  • Положение об офицерском собрании Лейб-гвардии Егерского полка , . Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловскогополков, а также роты…

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

43. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

44. В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВХОДИТ…

1) материальный доход человека

2) гражданство человека

3) профессия человека

Социальное положение человека

45. СТАТУСНЫЙ НАБОР – ЭТО…

1) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду

3) совокупность всех статусов, существующих в обществе

4) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

46. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) поведение человека, обладающего соответствующими правами и обязанностями

2) положение человека в обществе, определенное степенью его авторитета

3) поведение человека, обусловленное его морально-нравственными позициями

Ожидаемое поведение человека в обществе со стороны других людей

47. ЛИЧНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) мнением большинства людей любой социальной группы

2) оценкой большинства людей малой социальной группы

3) оценкой малой социальной группы

48. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО:

1) наиболее часто повторяющаяся социальная роль человека

2) интеллектуальный уровень личности

3) ожидаемое со стороны общества поведение человека, сопоставляемое с его возможностями

Положение человека в обществе

5) самооценкой личностью своего положения

49. СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ – ЭТО:

1) классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе

Система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого

3) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции

4) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

50. СТАТУСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – ЭТО…

Представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе.

2) позиция индивида в обществе

3) распределение благ в зависимости от социального статуса



4) горизонтальная мобильность

51. СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ПОЗИЦИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЗЫВАЮТ…

Социальной ролью

2) социальным поведением

3) социальным статусом

4) социальной ориентацией

52. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ::

А) АСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ПРИОБРЕТАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ;

Б) ДЕСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ…

1) верно только Б

Оба суждения неверны

3) верно только А

4) оба суждения верны

53. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ В ОБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной функцией

Социальным статусом

3) социальной ролью

4) социальной диспозицией

54. ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА В МАЛОЙ ГРУППЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ___________ СТАТУСОМ.

1) ролевым

2) сопутствующим

Личным

55. ПРЕДПИСАННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) образованием

2) квалификацией

3) должностью

Национальностью

56. ПРИМЕРОМ СМЕШАННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ТО ЕСТЬ ТАКОГО, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТИГАЕМОГО И ПРЕДПИСАННОГО, ЯВЛЯЕТСЯ СТАТУС…

1) мужчины

Безработного

4) женщины

57. ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ, СТАТУСОВ И ГРУПП В РЕЗУЛЬТАТЕ УСЛОЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной интеграцией

2) социальной мобильностью

Социальной дифференциацией

4) социальной стандартизацией

58. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ…

Статусом

59. СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ КАРЬЕРЫ ТЕХ И ДРУГИХ – ЭТО…

Межпоколенная социальная мобильность

2) вертикальная социальная мобильность

3) групповая социальная мобильность

4) горизонтальная социальная мобильность

60. ПОСТОЯННОЕ РАНЖИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЗЫВАЕТСЯ…



1) диффузия

Дифференциация

3) стратификация

4) интеграция

61. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ:

А – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ЭТО ПРИМЕР АСКРИПТИВНОГО СТАТУСА;

Б – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ПРИМЕР ДЕСКРИПТИВНОГО СТАТУСА –ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ:

Верно только Б

2) оба суждения не верны

3) оба суждения верны

4) верно только А

62. ЛИЧНЫЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ) СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в общественном транспорте

2) в производственном коллективе

В первичной малой группе

4) в большой социальной общности

63. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в семье

2) в школьном классе

3) в первичной малой группе

Общество в повседневной жизни - это группа людей, которые входят в какой либо круг общения.Также обществом называют добровольные объединения людей с схожими интересами.

Понятие общества

В науке общество понимается, как постоянно развивающееся. Оно имеет настоящие, прошлое и будущее. Людьми, которые жили в далеком прошлом созданы города, техника, учреждения. От них мы получили практические умения, язык на котором говорим. Если бы было не так, то жизнь пришлось бы начинать с начала: создавать самим орудия труда; увивать животных, чтобы сделать себе одежду и т.п.

Объединение людей в обществе не зависит от желания кого либо. Человек при рождении уже вступает в жизнь общества. Существуют большие группы людей, которые отличаются от других рядом общих признаков. Между разными группами людей существуют разные связи и отношения. Каждый человек входит в общественную группу, принадлежит к определенной нации и т.п.. Таким образом он вступает в общественные отношения.

Основные сферы общественной жизни

Общество можно подразделять на четыре сферы :

1. Экономическая сфера. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, и все что с ними связано (например, отношения людей в процессе).

2. Социальная сфера. В нее входят нации и национальные отношения, отношения людей в семье, медицинское обслуживание.

3. Политическая сфера. Включает в себя государство правительство политику и все, что с этим связано.

4. Духовная сфера. Сюда входили наука и научные учреждения, религия и религиозные организации, искусство и учреждения культуры.

Все эти сферы с друг другом взаимосвязаны.

Социальные нормы - правила поведения, которые направлены на сохранение целостности общества. Эти нормы могут указывать на требуемые действия, могут запрещать что либо. К числу социальных норм относятся обычаи.

Изменение положения человека в процессе развития общества

На сегодня мир людей очень разнообразен. Это разнообразие проявляется во всех сферах общественной деятельности. В экономике разных стран встречаются различные типы хозяйств. В большинстве стран мира на рыночной экономике развивается современная промышленность.

Более отчетливо прослеживается связь экономики и политики. Большим разнообразием отличается культурная жизнь. Абсолютные и ограниченные монархии находятся по соседству с президентскими и парламентскими республиками.

Проблемы современного общества

Проблемой на данный момент является экологический кризис и сохраняющаяся угроза (в малой степени) военного конфликта мирового масштаба. Наибольшую тревогу вызывает экологическая ситуация.

Демографическая - проблема народонаселения. Связана с тем, что в одних странах население возрастает постепенно, а в других растет очень быстро и условия жизни становятся хуже.

Инструкция

Оцените внешний вид человек, социальный статус которого вы хотите определить. Чаще всего люди, занимающие высокое положение в обществе, носят дорогую и качественную одежду. Они не выставляют напоказ свои финансовые возможности и потому выглядят всегда стильно и сдержанно. Особое внимание следует обратить на обувь. Человек, вращающийся в высших кругах, просто не может позволить себе носить дешевую обувь. Также туфли должны всегда быть вычищены до блеска.

Обратите внимание на запястья человека. Чаще всего люди, добившиеся высот, очень бережно относятся ко времени и потому часы являются неотъемлемым атрибутом любого делового человека. Как правило, чем выше и солиднее социальное положение человека, тем дороже его часы.

Посмотрите, на какой машине ездит интересующий вас человек. По большому счету, марка машины и ее ценовой сегмент может сразу подтолкнуть вас в нужном направлении. Машины делятся на три класса в зависимости от уровня дохода покупателей. Если человек ездит на автомобиле премиум класса, то логично будет сделать вывод, что его социальное положение весьма высоко. Наоборот, недорогие отечественные марки автомобилей могут свидетельствовать о том, что уровень дохода его обладателя не является чрезмерно высоким.

Обратите внимание на то, как человек проводит свое свободное время. Как правило, люди, занимающие высокое социальное положение, свободное время уделяют спорту, причем зачастую элитным его видам, например, гольфу.

Определить социальное положение человека вам поможет информация о том, где он проводит отпуск. Конечно, предпочтения у всех разные, однако некоторые закономерности выявить все же можно. Во-первых, обеспеченные люди чаще отдыхают за границей на дорогостоящих курортах, а, во-вторых, среднее количество путешествий в год составляет 3-6. Человек с низким социальным статусом либо не может позволить себе путешествие вообще, либо совершает их не более 2 раз в год. Однако следует иметь в виду и тот факт, что у обеспеченных людей может просто не быть свободного времени и тогда количество их отпусков резко сокращается.

Социальная роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в призме социальных, общественных и личных отношений. Иначе говоря, это поведение, которого от вас ждут в определенных условиях. Часто в поведении сталкиваются несколько моделей социального поведения, требования которых конфликтуют и противоречат друг другу. Определить социальную роль можно после анализа некоторых деталей поведения.

Инструкция

Социальные роли определяются несколькими факторами. Первый из них – социальный. Типы ролей могут быть: прохожий, покупатель, клиент. Определить эту роль можно, задав вопрос: «Кто я?» (или «Кто он/а?»).

Видео по теме

Обратите внимание

При общении с человеком нужно учитывать не только превалирующую социальную роль (как правило, профессию), но и другие. Этот взгляд помогает достигнуть оптимального взаимопонимания и симпатии собеседника.

Успеха хочет, наверное, каждый. Но, как бы странно это ни звучало, социальный статус определяется вовсе не качествами самого человека, а несколько иными факторами. Какими именно?

Инструкция

Внешность.

Как бы это банально ни звучало, но к вам будут относиться по тому, как вы выглядите. Презентабельная внешность всегда подчеркнет ваш стиль, разумность и умение держаться. В то же время, если вы всегда носите блеклые поношенные вещи, относиться к вам серьезно не будут. Возможно, это кажется несколько неоригинальным, но люди слишком часто игнорируют сие главнейшее правило.

Взвешенная речь.

Старайтесь говорить мало и по делу, это придаст вам вескости. Немного разные вещи - популярность и социальный статус - болтливый шут всегда будет популярен у людей, однако это не прибавит его мнению авторитета и вескости. Чтобы несколько придать себе значимости, говорите уверенно, в меру лаконично, но всегда имея собственное мнение. Глядя на хорошо поставленную речь люди волей-неволей оценивают ваш интеллект.

Работа, досуг.

Еще Макиавелли в «Государе»: «Правителя видят все, но потрогать могут только единицы. Поэтому дилема «быть или казаться» решается в очевидную сторону». Это правило применимо и в повседневной жизни: близко общаться с вами могут единицы, а поверхностно видеть - более сотни людей (проверьте друзей в социальных сетях). И для этих поверхностных гораздо более важно знать, что у вас престижная работа и отдыхаете вы только в дорогих клубах. Разбираться, сколько вы тратите в этих клубах, уже никто не станет.

Контакты.

В равной мере с вашим внешним видом и поведением важно то, кто ваши друзья. Причем совершенно не обязательно отказываться от старых знакомых: более важно заводить новых. Самым надежным и ненавязчивым способом расширить круг знакомств является, как ни странно, деятельность. Например, одно только желание поставить на открытой местности городок может познакомить вас с главой администрации района. Чем выше цели вы себе ставите, тем более людей вы рано или поздно встретите.

Вторая половинка.

Как ни странно, ваш партнер напрямую подчеркнет ваш социальный статус. Ваша жена будет для друзей постоянным напоминанием того, что интересуются вами, а немало. Для главным показателем качества мужа станет не красота, а любовь и желание угодить любимой.
Впрочем, ваша семья может, напротив, решительно уничтожить ваше положение в , если все друзья будут знать о фиктивности и слабости брака.

Видео по теме

Обратите внимание

Не пытайтесь подлизываться к людям выше по статусу. Лучше делайте комплименты равным.

Полезный совет

Приходя в новое общество, старайтесь сразу произвести отличное впечатление.

Общество можно условно разделить на уровни, каждый из которых занимают люди с определенным статусом. То или иное положение на социальной лестнице накладывает свой отпечаток на внешний вид человека, его манеры, вид деятельности, которой он занимается, широту потребностей. Существует и еще немало «сигналов», позволяющих определить социальное положение.

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

5 класс

« Положение человека в обществе»

Подготовила: Катыхина Д. И.,

учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I . Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III . Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV . Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V . Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).


Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты



В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI . Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект урока по обществознанию:

5 класс

« Положение человека в обществе »

Подготовила: Катыхина Д. И.,

Учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания ; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III. Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV. Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V. Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Характер- совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Молодцы.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).

Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты

В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.