Социальный интеллект: от диагностики к развитию. Теоритические основы исследования


Только если вы не выберите жизнь отшельника, вам придется каждый день находиться в обществе других людей - знакомых и не очень. От умения находить общий язык с ними зависит очень многое. Например, вы можете не обладать выдающимися профессиональными способностями, однако и находить подход к людям может помочь зарабатывать солидные деньги. Таким образом, тот, чей социальный интеллект высок, достигает большего, когда речь идет о взаимодействии с обществом.

Социальный интеллект - это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

Всемирно известный психолог Дениэл Гоулман утверждает, что социальный интеллект можно повысить при помощи некоторых приемов.

Прото-диалог

Когда мы ведем беседу, наш мозг схватывает микровыражения лиц, голосовые интонации, жесты и феромоны. Люди, обладающие большим социальным интеллектом, более осведомлены о таких вещах, чем другие.

Гоулман определяет два аспекта:

Социальная осведомленность : то, как вы реагируете на окружающих.

  • Первобытная : ощущать чувства других людей
  • Созвучие: слушать с полной восприимчивостью
  • Эмпатическая точность: понимание чужих мыслей и намерений
  • Социальная когниция: понимание социального мира и работы всей сети отношений

Социальный фонд : знать, как вести себя плавно и эффективно.

  • Синхронизация: плавное взаимодействие
  • Самопрезентация: знать, как представлять себя
  • Влияние: формирование результата социальных взаимодействий
  • Забота: забота о потребностях других

Социальные триггеры

Давайте начнем с социальной осведомленности. Люди и ситуации запускают определенные эмоции, что влияет на нашу способность . Вспомните, когда последний раз вы были довольны и заряжены позитивной энергией от взаимодействия с другим человеком. А теперь вспомните случай, когда после общения с человеком вы были морально истощены и обесточены. Гоулман представляет свою теорию о том, как наш мозг обрабатывает социальные взаимодействия:

  • Окольный путь : это наш инстинктивный, основанный на эмоциях способ, которым мы обрабатываем взаимодействия. Это то, как мы читаем язык тела, выражения лиц, а затем формируем свое шестое чувство.
  • Верный путь : это наша логическая, критически мыслящая часть взаимодействия. Мы идем по верному пути, когда поддерживаем беседу, рассказываем истории и строим связи.

Оба пути одинаково нужны. Например, если к вам на день рождения не пришли друзья, то вы можете почувствовать что что-то не так, несмотря на то, что каждый из них обосновал это и извинился. Внутри вас просто растет какое-то смутное чувство обмана. То же происходит при общении с манипулятором.

Верный путь помогает взвешивать все «за и против», имея на руках факты, что очень полезно.

Надежное место

Интроверт вы или экстраверт, каждому нужно место для того, чтобы перезарядить батарейку. Гоулман называет его надежным местом. Оно может быть не только физическим местом, но и ритуалом или деятельностью, которые помогают обработать эмоции и произошедшее.

Возможные надежные места:

  • Дневник
  • Любимое кафе
  • Выезд на природу

Возможные вопросы, которые стоит себе задать в надежном месте:

  • Что было хорошо?
  • Что пошло не так?
  • Что бы я сделал иначе?
  • Чему я научился?

Положительная инфекция

Когда кто-то улыбается нам, тяжело сдержать ответную улыбку. Это так же верно в отношении остальных лицевых выражений. Когда наш друг расстроен и грустит, мы тоже грустим. Почему? В действии наши зеркальные нейроны - часть реакции нашего «Окольного пути».

Можно сделать два вывода:

  1. Всегда старайтесь поднимать людям настроение и они будут ценить вас.
  2. Окружите себя людьми, которые часто выражают те эмоции, что вам нравятся.

Адаптация для принятия

Наш «Окольный путь» автоматически зеркалит людей вокруг нас. Так и работает эмпатия. Мозг копирует людей, находящихся рядом с нами, поэтому мы чувствуем себя так же, как и они. Это помогает нам лучше их понять: что они думают, какие действия предпримут.

Остерегайтесь «Черной триады»

Это группа, включающая в себя три личностные черты:

  1. Нарциссизм.
  2. Макиавеллизм.
  3. Психопатия.

Гоулман обобщает девиз «Черной триады» как:

«Все существуют для того, чтобы обожать меня»

Он призывает избегать таких людей во что бы то ни стало: они высасывают ваш социальный интеллект.

Слепой мозг

Можно ли угадать, что хочет сказать другой человек? Хороши ли вы в угадывании поведения собеседника? Считаете ли вы себя интуитивной личностью?

Если все три ответа положительные, то у вас высокий уровень социального интеллекта. Если на все три вопроса вы ответили «нет», тогда у вас, скорее всего, «слепой мозг».

Слепой мозг - это неспособность человека понять, что на уме у его собеседника. Гоулман советует развивать : таким образом вы начнете подмечать то, что не замечали обычно.

Желаем вам удачи!

Среди других связанных с формированием социального и эмоционального интеллекта аспектов выделим умение отказывать в просьбах и делегировать задачи , а также способность не зацикливаться на проблемах и стараться воспринимать неудачу как обратную связь , пространство для совершенствования и новых возможностей.

Например, почаще вспоминайте, что вы не можете изменить прошлое , а значит, вместо того чтобы думать снова и снова о том, что надо было бы сделать в той или иной ситуации, думайте о том, что сделать сейчас и как можно улучшить будущее. Также помните, что в принципе вы ничего никому не должны, а значит, не обязаны всем отвечать согласием, даже если кому-то это причинит те или иные неудобства. Как парадоксально это не прозвучит, но умение отказывать – это тоже навык , и ему можно научиться. После пары отказов вы поймете, что мир не переворачивается, когда вы говорите: «Нет, я не могу». Если вы чувствуете вину или угрызения совести, то помните, что через какое-то время пройдет и это. Таким образом, после нескольких «упражнений» вы поймете, что отказывать – это нормально.

Как мы говорили, человеку с развитым EQ свойственна эмпатия, однако такие личности скорее манипулируют сами, чем поддаются на манипуляции . Главное, они точно определяют манипуляторов и сами решают, поддаваться их уловкам или нет. Если вы чувствуете, что кто-то пытается вами манипулировать, воспользуйтесь старым, но эффективным приемом: представьте данного человека с мусорным ведром на голове. Это изменит ваше отношение к собеседнику, а следовательно – и реакцию на его слова и просьбы. Такой прием пригодится и в других ситуациях.

5. Эмоции

Еще одно направление – работа над собственными эмоциями . Чтобы научиться их контролировать, важно знать, что конкретно вы контролируете. Наблюдайте за собой – какие события какие чувства вызывают; какие эмоции мешают сосредоточиться, а какие придают работоспособности; какими управлять легко, а какими нет.
Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя и, главное, не врите себе : если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять ими. Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять ее – и тогда вы сможете корректировать эмоции.

И в заключение еще один полезный совет. Повышая и развивая социальный и эмоциональный интеллект, очень важно оставаться тем, кто вы есть , и не пытаться становиться кем-то другим. Цель повышения уровня EQ и SQ – самосовершенствование, то есть совершенствование себя, а не попытка надеть на себя чужую маску и ходить в ней.

Лучше понимать окружающих, предугадывать их действия, «видеть», какие эмоции они испытывают, поможет развитие социального интеллекта. Умение схватывать атмосферу «на лету» обеспечит успех в личных отношениях, бизнесе, учебе. Чуткость к душевному состоянию собеседника или даже толпы, можно развивать при помощи проверенных на практике методов.

Под термином «социальный интеллект» понимаются навыки успешного взаимодействия индивидуума с социумом. Такие способности у одних хорошо выражены от природы и являются естественной частью их личности, а у других – почти не проявляются. Кому-то легко удается войти в любую компанию, стать в ней «своим», а кто-то преодолевает множество внутренних барьеров, чтобы начать непринужденную беседу.

Социальный интеллект: что это такое

Впервые о социальном интеллекте заговорили в 20-х годах прошлого столетия (Э. Торндлайк), обозначив этим словосочетанием дальновидность и умение предсказать развитие межличностных отношений. Многие ученые внесли свой вклад в развитие направления в психологии взаимоотношений, что позволило разработать методики по улучшению качества социальной адаптации.

Выявлены следующие подходы в понимании этого обозначения:

  • Один из типов познавательных способностей, наравне с вербальным, аналитическим.
  • Врожденная черта, обеспечивающая легкую интеграцию в любое общество.
  • Знания, обретенные путем изучения методик социализации и их применения.

Тема обширна, имеет несколько вариантов интерпретации, каждый из которых интересен для изучения. Навык качественного общения с людьми, необходимый для полноценной жизни в обществе, поддается взращиванию, улучшению и расширению. Отсутствие способности или ее неразвитость, приводит к одиночеству, отсутствию друзей и любимых, чувству отчуждения даже среди ближайших родственников.

Уровни социального интеллекта

Данный вид интеллектуального навыка не связан с умственной деятельностью. Люди с высоким IQ могут оставаться непонятыми, если не ощущают настроение собеседника, группы, аудитории, толпы. Увидеть себя глазами других, понять, что именно от тебя ожидают, и какая тактика общения даст желаемый результат – особенность социнтеллекта, его «изюминка» и механизм действия.

Для определения степени выраженности данной способности были разработаны специальные тесты, определяющие свойство индивидуума решать сложные социальные задачи. В процессе тестирования учитывались такие параметры, как быстрая реакция на условную ситуацию, скорость поиска решений и оригинальный подход к его выполнению.

Эффективность социального интеллекта условно разделяется на три уровня:

  • низкий (деструктивность, раздутие проблем на «пустом месте»);
  • средний (шаблонное поведение в обыденных сценариях);
  • высокий (быстрое и грамотное манипулирование любой по сложности ситуацией).

Важно! Социальный интеллект является способностью, которую можно наращивать как мышечную массу.

Развитие социального интеллекта

Вокруг каждого человека имеется микросреда и макросреда. Эти две составляющие жизни – необходимость, с которой ежедневно приходится сталкиваться. Именно адекватное взаимодействие является гарантом спокойной и успешной деятельности без стрессов, огорчений, обид и провалов.

Формирование качественного сосуществования с социумом начинается с тренировки следующих личностных данных:

  • предварительная разработка линии своего поведения в различных ситуациях;
  • улавливание обстановки в различных ситуациях;
  • понимание сложности отдельных отношений;
  • оценка своих действий «чужими глазами»;
  • скорость реагирования на ситуацию и быстрота разработки плана;
  • реализация обдуманного плана согласно конкретным сложностям.

Также важно научиться ставить себя на место другого человека. Такая тактика позволит понять мотивы других людей, определить их настроение и желания, страхи и переживания. Это поможет использовать ситуацию в собственных целях, для продвижения своих идей, товаров и услуг.

Способность понимать других важна не только для бизнесменов, продавцов, ораторов, политиков. Эта часть интеллектуального развития позволяет ненавязчиво формировать эмоциональную близость с окружающими людьми, что является важной составляющей полноценной человеческой жизни.

Социальный интеллект - интегральная интеллектуальная спо­собность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует по­знавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сенситивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отож­дествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением. Это связано с тра­дицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он яв­ляется когнитивной составляющей коммуникативных способнос­тей личности и профессионально важным качеством в профес­сиях типа "человек " человек", а также некоторых профессиях "человек - художественный образ". В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляю­щая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирова­ние стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сенситивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств,. способность к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.

Как показали исследования Ж. Пиаже, формирование спо­собности к децентрации связано с преодолением эгоцентризма. Ж. Пиаже приводил яркие примеры перехода от "познавательно­го эгоцентризма" к децентрации в сфере общения. "Каждый на­чинающий преподаватель обнаруживает раньше или позже, что его лекции вначале были непонятны студентам, так как говорил он только для себя, только со своей точки зрения. Лишь посте­пенно он начинает понимать, как нелегко встать на точку зрения студентов, которые еще не знают того, что он

Обращает на себя внимание факт, что 11% обследуемых, имеющих среднеслабый социальный интеллект, обладают сред­ним уровнем коммуникативной компетентности. Это свидетель­ствует о возможности определенной компенсации социального интеллекта другими составляющими коммуникативных способ­ностей: эмпатией, коммуникативными умениями, стилем обще­ния и др.

Таким образом, исследования подтвердили высокую диа­гностическую и прогностическую ценность методики исследова­ния социального интеллекта. Методика позволяет предсказывать успешность педагогической деятельности, а также оценивать уровень коммуникативной компетентности, компенсирует недо­статок объективных стандартизированных методов для аттестации педагогических кадров, широко осуществляемой в настоя­щее время*  .

При оценке коммуникативной компетентности с помощью данной методики следует учитывать, что в случае получения низких результатов по КО необхо­димо подключать дополнительную диагностическую информацию (по другим методикам).

Таблица 3.

Распределение преподавателей

по успешности профессиональной деятельности (УПД) и уровню социального интеллекта (СИ)

Таким образом, в группе успешных в профессиональной деятельности преподавателей не было ни одного человека с низшим или ниже среднего уровнем социального интеллекта (КО = 1 или 2). Соответственно в группе преподавателей с низкой успешностью профессиональной деятельности не было представителей со средним - высоким уровнем социального интеллекта I (КО =3, 4, 5). Различие по уровню социального интеллекта между успешными и неуспешными педагогами подтвердилась на однопроцентном уровне значимости. Пороговая величина компо­зитной оценки социального интеллекта КО = 3 (К0<3 и КО≥З) правильно дифференцировала по уровню успешности педагоги­ческой деятельности 67% обследуемых.

Таблица 4

Распределение преподавателей по уровням коммуникативной компетентности и социального интеллекта (СИ)

Пороговая величина композитной оценки социального интел­лекта КО = 3 (К0<3 и К0>3) правильно дифференцировала по уровню коммуникативной компетентности 89% обследуемых. Значимость различий на однопроцентном уровне.

сам знает о предмете своего курса. Другой пример мы можем взять из ис­кусства спора, которое принципиально состоит в знании того, как встать на точку зрения партнера, чтобы доказать ему что-то с его собственных позиций. Без этой способности спор беспо­лезен" .

Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, незави­симую от факторов общего интеллекта. Эти способности, так же как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространст­ве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию - познание (С) - и сосредото­чил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:

1. Познание элементов поведения (CBU) - способность вы­делять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению "фигуры из фона" в гештальт-психологии).

2. Познание классов поведения (СВС) - способность распо­знавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

3. Познание отношений поведения (CBR) - способность по­нимать отношения, существующие между единицами информа­ции о поведении.

4. Познание систем поведения (CBS) - способность пони­мать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

5. Познание преобразований поведения (СВТ) - способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

6. Познание результатов поведения (CBI) - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся ин­формации.

Модель Дж. Гилфорда открыла дорогу для построения тес­товой батареи, диагностирующей социальный интеллект. При этом Дж. Гилфорд опирался на опыт предшественников.

Thorndike (1936) и Woodrow (1939), проведя факторный ана­лиз "George Washington Social Intelligence Test", не смогли выделить какой-либо параметр, соответствующий социальному интел­лекту. Причина,

по их мнению, заключалась в том, что данный тест социального интеллекта был насыщен вербальными и мнемическими факторами. Вслед за этим Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные сти­мулы, позволивший выделить среди факторов общего и вер­бального интеллекта фактор "психологической способности", по­служившей прообразом социального интеллекта. Эти исследова­ния доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта .

Дж. Гилфорд разрабатывал свою тестовую батарею на ос­нове 23 тестов, предназначенных для измерения шести выде­ленных им факторов социального интеллекта (CBU, CBC, CBR, СВТ, CBS, CBI). Кроме этого он включил в исследование тесты, использовавшиеся его предшественниками, а также методики, измеряющие интеллектуальные способности, которые по предва­рительным данным считались независимыми от социального ин­теллекта (с целью проверки предполагаемой автономии).

Тестированием было охвачено 240 мальчиков и девочек 10-15 лет - дети представителей белой расы средних и высших слоев США, имеющие средний и высокий уровень общего интеллекта. Результаты тестирования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу .

Социальный интеллект значимо не коррелировал с развити­ем общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами.

Четыре теста, наиболее адекватные для измерения социаль­ного интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизиро­вана во Франции (общий объем выборки - 453 человека: взрос­лые люди, различающиеся по полу, возрасту и уровню образования)

Результаты французской адаптации были обобщены в руко­водстве "Les tests d"intelligense sociale" , которое было взято нами за основу при адаптации тестовой батареи Дж. Гилфорда к российским социокультурным условиям.

6. Использование

для прогноза успешности

педагогической деятельности и оценки

коммуникативной компетентности учителей

Исследование проводилось нами на базе двух технических лицеев Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 42 преподава­теля.

Уровень успешности преподавательской деятельности опре­делялся с помощью комплексной методики, разработанной под руководством академика МААН Кузьминой Н. В., включающей шкалы педагогического мастерства, педагогических способнос­тей, продуктивности деятельности и др. Рейтинг по шкалам осу­ществляли компетентные судьи - директора лицеев и их заместители, председатели методических и аттестационных комиссий, методисты РМК.

Для диагностики коммуникативной компетентности исполь­зовались как психодиагностические методики (опросник А. Меграбяна, "Фотопортрет", методика измерения межличностной дистанции в общении и др.), так и наблюдение процесса обще­ния преподавателей с учащимися на занятиях и в ходе активно­го социально-психологического обучения, метод компетентных судей.

Проверялось предположение, что оценки социального интел­лекта по методике Дж. Гилфорда будут выше в группе педаго­гов, успешных в профессиональной деятельности, и в группе педагогов с высокой коммуникативной компетентностью (по сравнению с менее успешными и менее коммуникативно компе­тентными). Полученные результаты приводятся в таблицах 3 и 4.

в деятельности и коммуникации. Следует отметить, что с возрастом, по мере достижения личностной зрелости, происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам. При этом ведущими являются способнос­ти к расшифровке невербальной экспрессии и пониманию структуры и логики развития межличностных коммуникаций (суб­тесты № 2 и 4). Таким образом, структура социального интел­лекта позволяет судить о личностной зрелости обследуемого.

Примечание. Во всех перечисленных пунктах подразумевает­ся, что стандартная оценка по указанным субтестам не ниже 3 баллов.

В заключение раздела об интерпретации данных хотелось бы добавить, что "в основе социального интеллекта лежит не просто владение языком или другими кодами общения, а осо­бенности индивида в целом, в триединстве его мыслей, чувств и действий, разворачивающихся в конкретном социальном кон­тексте" . Имея общую структурную базу и с когнитивным раз­витием, и с основами нравственности, социальный интеллект представляет собой относительно независимую интегральную способность.

Адаптация была проведена Михайловой Е. С. в период с 1986 по 1990 год на базе лаборатории педагогической психоло­гии НИИ профессионального образования РАО и кафедры пси­хологии Российского государственного педагогического универ­ситета (объем выборки - 210 человек, возраст - 18-55 лет).

    Характеристика

методики исследования социального интеллекта

2. 1. Краткое описание методики

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста: субтест № 1 - "Истории с завершением", субтест № 2 -Труппы экспрессии", субтест № 3 - "Вербальная экспрессия", субтест № 4 - "Истории с дополнением". Три субтеста состав­лены на невербальном стимульном материале и один субтест -вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения (СВС, CBS, CBT, CBI). Два субтеста в своей факторной структуре имеют также второ­степенные веса, касающиеся способностей понимать элементы и отношения поведения (CBU, CBR).

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. В данном руководстве статистика представлена только для взрослой выборки. Успешность выполнения теста не зави­сит от пола обследуемого. Уровень образования положительно влияет на результаты. В ходе французской адаптации было по­казано, что методика дифференцирует людей со средним и высшим (а также неполным высшим) образованием.

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. Дадим краткое описа­ние субтестов.

Субтест No 1. "ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ"

В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую­щих лиц.

Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей, и взаимодействовать с ними. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта .

В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми . Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Сферой социального интеллекта, по мнению Дж. Гилфорда, является знание восприятия, мыслей, желаний, чувств, настроений и т.д. других людей и себя. Этот аспект измеряется тестами на социальную перцептивность.

39.Психология художественной одаренности.

Проблематика одаренности продолжает находиться в центре научного и общественного интереса. Активность способного и одаренного ученика ориентирована на обращение к возможностям социальной и образовательной среды. В этих целях на передний план выходят задачи развития и сохранения творческого потенциала общества. Выявление и сопровождение одаренных детей, реализация нового программного содержания, качество общего образования, введение новых форм работы являются важной государственной задачей.

Нас в большей степени интересует проблема детской художественной одаренности, а именно изобразительной. При изучении детской художественной одаренности большое место занимает компонентный подход. В основе данного подхода лежит существование набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Соответственно специальные способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга. Компонентный подход наиболее активно изучался в музыкальной области, но существуют исследования и при изучении литературного и изобразительного творчества.

В настоящее время преобладает мнение о целостности структуры художественной одаренности. Художественная одаренность имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере. Относительно художественной одаренности можно отметить, что юные художники выдают из-под своей руки художественные произведения и они уже обладают художественной ценностью. И что важно, в то же время работы остаются детскими, несут в себе узнаваемые черты своего возраста.

Проблему развития изобразительных способностей рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и др. Но многие вопросы развития изобразительных способностей не нашли своего разрешения.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Созданный образ может выполнять разные функции, так как создается с разной целью.

Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей школьного возраста рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

Направление, в котором мы работаем, связано с художественной деятельностью детей. Акцент, нами расставляемый, заключается в развитии и формировании специализированного вида деятельности (художественного профессионального направления развития). Направление художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» ориентирована на выявление, поддержание, сопровождение и развитие одаренных детей. Целью направления художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» является создание условий для сопровождения и развития художественно одаренных детей.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой, при реализации деятельности направления художественно-эстетического цикла - художественная мастерская «Я рисую» - это: ознакомить детей с художественным творчеством; помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося; создание комфортной среды общения; стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей; социализация посредством полученных знаний; самоопределение личности.

Во время индивидуального и коллективного выполнения творческих работ участники имеют возможность проявить себя в контакте с другими участниками: высказать собственное мнение, выслушать коллегу, подсказать, помочь, согласиться или не согласиться с другой точкой зрения, поощрить товарища. Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Личность ребенка с приобретенными навыками культуры общения и художественного творчества становится более глубокой и значимой для общества. Учащиеся приобретают необходимый навык культуры общения как жизненно важного инструмента. Личность ребенка с проявившимися, высказанными навыками художественного творчества, культуры общения становится более глубокой и значимой для себя и для общества.

Проведя краткий обзор анализа психолого-педагогической литературы, можем отметить, что изобразительные способности детей школьного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».