Построение геометрического орнамента. Где используется растительный орнамент и что он означает Элементы орнамента

Орнамент Орнамент

(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определенным орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего орнамента, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного назначения. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, орнамент теряет своё господствующее положение и свою изначальную содержательность, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнамента; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране. Особенного развития орнамент достигает там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: в искусстве Древнего Востока и доколумбовой Америки, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относятся декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, ткань с бесконечно повторяющимся узором, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные, специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм - так называемая тератология, геометрических и растительных - арабески).













Войлочный ковер - "сырмак" (фрагмент). Казахстан.

Литература: Н. Ф. Лоренц, Орнамент всех времен и стилей, в. 1-10, СПБ, 1898-99; Е. В. Кильчевская, От изобразительности к орнаменту, М., 1968; Т. М. Соколова, Орнамент - почерк эпохи, Л., 1972; Meyer P., Das Ornament in der Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert H. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957; Ornamente, (Bd) 1, Mьnch., 1981; Peesch R., Ornamentik der Volkskunst in Europa, Lpz., 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

орна́мент

(от лат. ornamentum – украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов декоративно-прикладного искусства, книг, архитектурных сооружений и др. Различают геометрический (в виде чередующихся простейших фигур – ромбов, кругов, треугольников) и растительный (составленный из стилизованных цветов, листьев и т. д.) орнаменты. Разновидностью геометрического орнамента является широко применявшийся в крито-микенском и древнегреческом искусстве меандр – узор в виде изломанной под прямыми углами спирали. Элементами орнамента могут быть также стилизованные фигурки людей или животных.





Простейшие орнаменты появились уже в эпоху палеолита. В древности они выполняли магическую роль оберегов, отпугивавших злые силы и привлекавших изобилие. Впоследствии каждая эпоха и стиль, каждая национальная культура создавали свою систему орнаментов.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Орнамент" в других словарях:

    На здании … Википедия

    - (лат., от ornare украшать). Все, что составляет украшение, не необходимые части, преимущественно в архитектуре: напр. листья, плоды, гирлянды; фестоны, служащие для украшения здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (орнамент устар.), орнамента, муж. (лат. ornamentum). 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. Животный орнамент (см. животный). Растительный… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    орнамент - (Ornament) Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и используемый для украшения. Орнамент может быть рисованный и наборный (политипаж [рисунок или орнамент]). Существует масса видов орнаментов, связанных с национальной культуройШрифтовая терминология

    орнамент - и устарелое орнамент. В литературном языке XIX века вариант орнамент был преобладающим. В поэзии прошлого века зафиксирован у Н. Некрасова, Я. Полонского и др … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от латинского ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в… … Современная энциклопедия

Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, стр. 460).

Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Итак, орнамент - это кругом наша повсеместная жизнь, и в тоже время - это мощная индустрия по созданию предметов быта, использующая незатейливый или, наоборот, затейливый рисунок.

История возникновения орнамента

Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Виды орнаментов

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с формой декорируемого предмета.

Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.

1. Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок.

2. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.

3. Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма - это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

4. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

5. Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.

6. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии).

7. Астральный орнамент (от слова ”астра” - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд.

8. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.

9. Животный орнамент. Этот орнамент построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

10. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Искусство орнамента

1. Орнамент

2. Виды и средства орнаментов

3. Типы орнамента

4. Ритм в орнаменте

5. Солярные знаки в орнаменте

6. Список литературы

1. Орнамент

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась - украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет, или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными. Изделия декоративно-прикладного искусства должны соответствовать требованиям органического единства утилитарности вещи и ее декора, национальным колоритам. Орнамент – основной способ украшения изделий декоративно-прикладного искусства. Элементы орнаментов создаются стилизаций реальных природных форм.

2. Виды и средства орнамента

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический , состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

растительный , стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

зооморфный , или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм - т. н. тератология, геометрических и растительных - арабески).

3.Типы орнамента

В зависимости от того, из каких элементов состоит орнамент, его относят к тому или иному типу. Рассмотрим только те из них, которые представляют интерес в выпиловочном деле.

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в пропильной резьбе, в том числе и в выпиливании по дереву. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии. Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, в частности, в народной пропильной.

Животный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным. Хорошим примером этого является орнамент шемогодских резчиков по бересте.

Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Ведь любой из перечисленных предметов во всех деталях воспроизвести невозможно, поэтому изображения подвергаются значительной переработке и упрощению. При этом существует опасность, что упрощенный рисунок не будет похож на оригинал. Применение геральдического орнамента уместно при оформлении тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

4.Ритм в орнаменте

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по фор ме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.


Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.


В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Кайма одеяла может быть выполнена в виде ленточного орнамента.
Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.


В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.


Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся элементы орнамента.


Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить организующую роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.

Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.
Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие. К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс. >>>в начало

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.

Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.

Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

В круге бесчисленное множество плоскостей симметрии.
Ось симметрии - прямая линия, относительно которой повторяются равные части симметричной фигуры. Число самосовмещений фигуры при повороте на 360° называется порядком оси фигуры с порядком осей 1,

Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией

Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или раппорт. Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент, если две - сетчатый.

Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".


Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

5.Солярные знаки в орнаменте

Один из вариантов солярного знака, символа, который изображал солнце и часто связывался с верховными богами разных времен - Дажьбогом и Перуном.

Знак небесной воды, "хлябей небесных", которые по поверьям славянских язычников, располагались над небом, на котором помещались Солнце,Луна и Звезды

Косой крест символизирует земной огонь, могучую очищающую стихию, дейстие которой всегда приводило к отмиранию старого и возрождени его в новой ипостаси.

Ромб, разделенный на четыре части - это древний знак засеянной пашни, Матери Земли вообще.

Дерево жизни - связующее звено между тремя мирами,которые изображались в виде трех ветвей.

Цветок- подобные цветы покрывали фигуры мифических зверей, благожелательных к человеку

Трегольник - древний символ женщины. Две женские фигуры(Рожаницы) составляют ромб - знак Земли, рождающей и питающий.Два стоящих рядом трегольника обозначали также и небесную божественную силу.

Y-образная фигура - изображение мужчины, воздевшего руки к небу с мольбой о дожде. Обозначает мужское начало человека.

Восемь сторон света. Славяне делили Землю на восемь частей - четыре основных направления и четыре вспомогательных

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.


Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium - украшение ) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).


Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).


Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).


Растительный орнамент - самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.



Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).


В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.



Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.


Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).



В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).



Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).





Рапорт (мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр ».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента , которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).




Бордюр - это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.




Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах (Рисунок 2.34).



Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнамента - квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa - цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь , орудия и оружие, текстильные изделия, мебель , книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Монгольская палатка - майхан с накладным орнаментом

История возникновения

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно -поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита . В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке , в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды орнамента

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим , заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос , папирус , пальметта , акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм - т. н. тератология , геометрических и растительных - арабески).

Литература

  • БСЭ (в 30 тт.), Орнамент, М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978 гг.;
  • Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1-8, СПБ, 1898-99;
  • Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1954;
  • Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950;
  • Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.
  • О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Т. 1-2. М., Белый город, 2007, 719 с.

Ссылки

  • Орнамент кельтский, индийский, японский, кавказский, славянский
  • Орнаменты древней Америки , составитель и автор предисловия В. И. Ивановская
  • Орнаменты разных народов и эпох в векторном формате , Регулярно обновляемая коллекция для некоммерческого использования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Орнамент" в других словарях:

    - (от лат. ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как… … Художественная энциклопедия

    - (лат., от ornare украшать). Все, что составляет украшение, не необходимые части, преимущественно в архитектуре: напр. листья, плоды, гирлянды; фестоны, служащие для украшения здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (орнамент устар.), орнамента, муж. (лат. ornamentum). 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. Животный орнамент (см. животный). Растительный… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    орнамент - (Ornament) Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и используемый для украшения. Орнамент может быть рисованный и наборный (политипаж [рисунок или орнамент]). Существует масса видов орнаментов, связанных с национальной культурой … Шрифтовая терминология

    орнамент - и устарелое орнамент. В литературном языке XIX века вариант орнамент был преобладающим. В поэзии прошлого века зафиксирован у Н. Некрасова, Я. Полонского и др … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от латинского ornamentum украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в… … Современная энциклопедия