Политика Ленина: понятие, политические взгляды, изданные труды, теория и практика применения. Возможность победы революции в одной стране

Эпоха.

Конец XIX – начало XX в.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) (инициатор и вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель советского государства и международного коммунистического движения, творец его идейной основы (ленинизма), которое рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных оппортунистами II Интернационала).

«Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократической революции», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия – боевой авангард пролетариата).

Партия – объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

1) концентрация производства и капитала, образование монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;

3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

4) образование международных союзов монополистов, делящих мир;

5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм – неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм – эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма – вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы – есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы – единственно возможная форма революционного правительства).

Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

Суть Советов – представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма , предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

«Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство – диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата – упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией).

Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика – демократия для меньшинства; социалистическая – для трудящихся масс).

Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).

Общественную и государственную деятельность основателя СССР В. И. Ленина определяли его философские и политические убеждения. Социально-политическое, экономическое и философское учение, созданное вождем в процессе развития и конкретизации марксизма, называется ленинизмом. Этот термин в классическом определении ввел в оборот Иосиф Сталин.

Исторический и философский анализ капитализма

В 1916 году в Цюрихе Владимир Ильич написал очерк «Империализм как высшая стадия капитализма», в котором принимал в качестве исходного положения тот факт, что капитализм в развитых странах в конце XIX века перешел в особую историческую стадию развитию, названную в работе империализмом. Последний рассматривается как капитализм монополистический по экономической сущности и «загнивающий». Впоследствии (в 1920-м) Ленин отмечал в предисловии к другим изданиям, что империализм есть канун социалистической революции. Это утверждение подтвердилось событиями 1917 года в России.

Многие постулаты политики Ленина актуальны и сегодня. Например, критика диктатуры капитала, при которой разговоры о власти народа — это самый что ни на есть самообман. Империализм (то есть финансовый капитализм в понимании вождя) — это самопожирающий монстр. В результате такого положения дел все деньги оказываются в руках у банкиров, а государство вынуждено печатать ничем не обеспеченные банкноты. Это и стало причиной современного финансового кризиса. Ленин это предсказывал еще в 1916 году.

Политическая философия Владимира Ильича Ленина

Политика ориентировалась на устранение всякого социального угнетения и радикальное переустройство общества, средством которого должна была стать революция. Ленин обобщает опыт предыдущих революций, разрабатывая учение о диктатуре пролетариата как средстве для защиты и развития результатов переворота. Под политикой в общем Владимир Ильич понимал действия больший масс людей. Вместо рассуждений о партиях он говорил именно о массах и группах.

Вождь изучал жизнь различных слоев населения, старался как можно более точно выявить настроения социальных групп, соотношение сил и так далее. На этой основе можно было сделать выводы о возможных практических действиях и лозунгах. Владимир Ильич признавал, что социалистическое сознание нужно вносить в рабочий класс с помощью широкого теоретического обоснования.

Власть, согласно политике Ленина, должна быть выборной, а работа чиновников и депутатов — оплачиваться на уровне заработной платы обычных рабочих. Кроме того, к государственному управлению он планировал привлекать широкие народные массы, что в конце концов должно привести к тому, что сама власть перестала бы быть привилегией.

Социализм, коммунизм и военная диктатура

В. И. Ленин утверждал, что каждое государство имеет классовый характер, все зависит только от того, интересы какого именно класса оно проводит. В небольшой брошюре «Письмо рабочим и крестьянам...» политический и общественный деятель подчеркивает необходимость «диктатуры рабочего класса». Согласно Ленину, этот этап является необходимым промежуточным этапом для построения коммунизма.

Коммунизм делится на два периода: социализм и именно коммунизм. При социализме еще нет того изобилия благ, которое позволило бы удовлетворить потребности всех членов общества. Владимир Ильич Ленин рассматривал как начало социалистической революции в России. В речи «Задачи союзов молодежи» в 1920 году вождь говорил, что коммунизм будет построен в 1930-1940 годах.

Отношение к империалистической войне

Первая мировая война (по мнению В. И. Ленина) имела империалистический характер и был чужда интересам трудящихся. Вождь настаивал на необходимости преобразования империалистической в войну гражданскую, то есть против своего правящего слоя, а также необходимости этой войны для свержения капиталистических правительств.

Возможность победы революции в одной стране

В 1915 году Владимир Ильич Ленин писал, что революция не обязательно случится одновременно во всех государствах (как полагал Маркс). В статье «О лозунге Соединенных Штатов Европы» вождь народов утверждал, что сначала власть может смениться в отдельном государстве, а затем это государство поможет совершить переворот в других странах.

Внешняя политика Владимира Ленина

Сразу же после Революции Владимир Ильич признал независиую Финляндию, а в войну пытался достичь соглашения в Антантой. В 1919 году он вел переговоры с Уильямом Буллитом, государственным и политическим деятелем США, первым послом Америки в СССР. Ленин согласился на выплату российских долгов (дореволюционных) в обмен на прекращение интервенции. Проект соглашения со странами Антанты совместными усилиями все же был выработан.

В 1919 году выяснилось, что, скорее всего, мировая революция будет продолжаться очень долго. Во внешней политике Ленин стал придерживаться новой концепции. Он решил мирно соседствовать со всеми народами, с рабочими и крестьянами всех наций и стравливать империалистов между собой в то время, «пока мы не завоевали всего мира».

После Гражданской войны были налажены дипломатические отношения с Финляндией, Монголией, Ираном, Польшей, Эстонией, Турцией. Самое активное сотрудничество было с Афганистаном, Ираном и Турцией, которые сопротивлялись европейскому колониализму, и Германией, ставшей после поражения в Первой мировой естественным союзником СССР.

Внутренняя политика и общественные преобразования

Внутренняя политика Ленина положительно была воспринята рабочими и крестьянами. Владимир Ильич провел реформу оплаты труда, которая уравняла доходы высшего эшелона власти и квалифицированных рабочих, впервые установил минимально допустимый уровень зарплаты, и ограничил максимальную оплату труда всех руководителей. Политикой Ленина в Советской России впервые в мире был установлен восьмичасовой рабочий день, а все трудящиеся граждане получили законное право на отпуск и пенсионное обеспечение. Такая структура давала гражданам СССР уверенность в завтрашнем дне, отличалась открытостью и демократичностью.

Важнейшим элементом построения нового общества вождь считал развитие образование. В 1918 году было введено бесплатное обучение детей. Подобная политика привела к тому, что к 1959 году политические оппоненты советского государства полагали, что система образования СССР занимает лидирующее положение во всем мире. В области здравоохранения тоже проводились реформы, направленные на обеспечение бесплатности и равной доступности медицины для всех граждан.

Владимир Ильич Ленин провозгласил равенство и ликвидировал все сословные привилегии. Одним из условий продвижение по карьерной лестнице стало рабоче-крестьянское происхождение. Политика Ленина открыла крестьянам и рабочим возможности продвижения к статусным позициям. Интересно, что Советский Союз стал единственным государством в мире, в котором все руководители (кроме самого Ленина) были выходцами из низов.

В «Страничках из дневника» Ленин поставил основные задачи культурной революции. Необходимо было обеспечить равные условия для творческого развития трудящихся, утвердить в сознании населения, ликвидировать отсталость и неграмотность граждан, сформировать новую социалистическую интеллигенцию.

Политика военного коммунизма

Военный коммунизм — политика Ленина, проводившаяся в годы Гражданской войны (1918-1921). Характерными ее чертами являлись централизация экономики и национализация промышленности, монополия на многие сельскохозяйственные продукты, запрет частной торговли, уравнение в распределении основных благ, милитаризация. Некоторые историки предполагают, что это была попытка ввести коммунизм командным методом, от которой большевики отказались только после явного провала.

Новая экономическая политика

Новая экономическая политика Лениным была принята в 1921 году, проводилась в 1920-е. Это практическое применение всех тезисов и идей. Основное содержание НЭПа — возрождение рыночных отношений, восстановление народного хозяйства, введение частной собственности, замена продразверстки продналогом, привлечение капитала из-за рубежа, проведение денежной реформы. В какой-то мере экономическая политика Ленина была мерой вынужденной и даже импровизированной.

Произведения вождя народов

Внешняя и внутренняя политика Ленина основывалась на его взглядах, которые отражены в трудах вождя народов.

В Советском Союзе было издано пять собраний его трудов и сорок «Ленинских сборников». Многие работы активно издавались в КНР на китайском языке. Рейтинг ЮНЕСКО дает трудам вождя седьмое место в мире по количеству переводов.

) казнили и именно тогда у будущего политика внутри зародилась ненависть к царскому режиму. Старший брат Александр был повешен как участник народовольческого заговора против императора Александра III. Владимиру в ту пору было 17 лет, он был четвертым ребенком в семье смотрителя народных училищ в Симбирске Ильи Ульянова. В этом же году он закончил гимназию с золотой , тут же поступил на факультет Казанского университета, решив стать адвокатом.


Гибель родного брата перевернула в душе Владимира все вверх дном. С этих пор он стал мало заниматься учебой, все больше выступая с гневными речами. А чуть позже и вовсе примкнул к группе революционных студентов, за что в скором времени был исключен из университета.


В 1894-1895 годах он написал и выпустил в печать свои первые работы. В них он утверждал новую идеологию – марксизм, критиковал народничество. В это же время он побывал во Франции и Германии, выехал в Швейцарию, встретился с Полем Лафаргом и Карлом Либкнехтом.

Ссылка за пропаганду и агитацию

В 1895 году Владимир Ульянов вернулся в столицу вдвоем с Юлием Цедербаумом, псевдоним которого Лев Мартов. Они организовали "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1897 году Владимир Ильич был арестован и сослан на 3 года за агитацию и пропаганду в село Шушенское Енисейской губернии. Будучи там, он через год женился на Надежде Крупской, своей соратнице по партийной борьбе. Примерно в это же время им была написана книга "Развитие капитализма в России".


После того, как ссылка была окончена, он снова выехал . Вместе с Мартовым, Плехановым и прочими он будучи в Мюнхене начал издавать газету "Искра" и журнал "Заря". Производимая литература распространялась исключительно в Российской империи. В 1901 году, в декабре, Владимир Ильич стал пользоваться псевдонимом, став Лениным.

Продолжение агитации и активные действия

В 1903 году там был проведен II съезд Российской социал-демократической рабочей партии ( РСДРП). Здесь должны были быть приняты программа и , разработанные лично Плехановым и Лениным. Программа минимум включала в себя свержение царизма, установление равноправие народностей и наций, установление . Программа-максимум заключалась в построении социалистического общества посредством диктатуры пролетариата.


На съезде возникли некоторые разногласия и в результате образовались две фракции "большевики" и " ". Большевики приняли позицию Ленина, а остальные были против. В числе противников Владимира Ильича оказался и Мартов, который впервые за все время употребил термин "ленинизм".

Революция

Ленин был в Швейцарии, когда в 1905 году в России началась революция. Он принял решение быть в самой гуще событий, поэтому нелегальной прибыл в Петербург под чужой фамилией. На этот момент он занялся выпуском газеты "Новая жизнь", а также агитацией за подготовку к вооруженному восстанию. Когда настал 1906 год, Ленин уехал в Финляндию.


Оказавшись в Петрограде, Ленин выдвинул лозунг "От буржуазно-демократической революции к социалистической". Главная идея заключалась в словах "Вся власть Советам!". Плеханов, являясь к этому времени бывшим соратником, назвал эт идею безумством. Ленин же был в своей правоте уверен, поэтому приказал 24 октября 1917 года начать вооруженное восстание против Временного правительства. Уже на следующий день была захвачена власть во всей стране. Был проведен II Всероссийский съезд Советов, где приняли государства и мире. Новое правительство теперь называлось Советом Народных Комиссаров, а во главе стоял Владимир Ильич Ленин.

Управление страной и смерть

До 1921 года Ленин занимался делами страны, многие не захотели принимать идеи нового главы государства. Развивалось Белое движение, кто-то эмигрировал. Началась гражданская война, в которой погибли миллионы людей. К 1920 году промышленность сократилась в 7 раз. Голод и тяжелая экономическая ситуация вынудили Владимира Ильича принять новую экономическую политику (НЭП), которая разрешала свободную частную торговлю. Пытались проводить электрификацию страны, развивать предприятия государственного типа, развивать кооперацию в селе и городе.


В 1923 году Ленин тяжело заболел и долгое время находился в подмосковном поселке Горки. На место главы государства стали претендовать Сталин и Троцкий. В своем "Письме к съезду" Ленин сообщил, что выступает против кандидатуры Сталина. Письмо никакого эффекта не произвело, а в скором времени Владимир Ильич умер от кровоизлияния в мозг.

В непростых условиях мирового финансового кризиса кредитные учреждения столкнулись с различными финансовыми сложностями. Одни из них закрылись, другие реорганизовались. Сейчас ни один российский банк не назовет себя стабильным и процветающим. Как же предприятию, осуществляющему банковскую деятельность, сохранять экономическую устойчивость?

Вам понадобится

  • Экономические статьи и прогнозы экспертов, опыт западных стран

Инструкция

Строго контролируйте деятельность инвестиционного отдела. Пресекайте направление оборотных средств банка в проекты с неясным будущим. Снизьте возможные риски до минимальных показателей. Доверяйте ведение инвестиционных дел только опытным профессионалам, знающим толк в разумных капиталовложениях.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы – без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Смотрите также:

1)Ленин - крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной осно­вы этого движения - ленинизма, который сам Ленин рассматри­вал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

ОП : «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция».

Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его тео­ретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей право­те, твердость в отстаивании намеченного курса.

Вслед за Плехановым Ульянов доказы­вает неизбежность становления капитализма в России, наи­вность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80-90-х гг. с револю­ционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» - 1894, «Развитие капитализма в России» - 1899 и др.).

К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталис­тическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60-70-е гг.) была упущена.

Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

Ситуация, породившая ленинизм ,-российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодаль­ной стране, которая страдала больше от недостаточности капита­листического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация ти­пична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с фе­одализмом, соответствовала марксизму?

Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погиб­нет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину - в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не ут­вердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической ре­волюции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеха­нов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канона­ми марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу - пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы.



Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство на­селения России, а пролетариат - меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин все­гда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская те­ория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к россий­ским условиям очевидны.

Свои представления о революции Ленин осуществлял с ред­кой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX - начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, орга­низовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особен­ность ленинизма, его действенный, практический характер.

Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осу­ществления революции. Мысли Ленина о партии в системати­ческой форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией.

Взгляды Ленина на перспективы револю­ции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в сис­тематической форме - в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).

Государство - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие клас­сового господства. Буржуазное государство - диктатура буржуа­зии. Оно должно быть уничтожено.

В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.